(XII в.), прп. (пам. 8 мая, 7 авг., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, игум. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий. Хронологические сведения о времени игуменства П. в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) неизвестны. Поскольку в позднейших списках печерских игуменов имя П. следует за именем игум. Тимофея (упом. в 1129), в историографии предполагается, что он возглавлял обитель между игуменствами Тимофея и Феодосия II (упом. в 1148 и 1156), обычно его игуменство датируется 1131/32 - 1141/42 гг. (Евгений (Болховитинов). 1847. С. 132; Строев. Списки иерархов. Стб. 12; Древнерус. патерики. 1999. С. 403, 420).
П. упоминается в Киево-Печерском патерике. В его игуменство в мон-ре подвизались преподобные Спиридон и Никодим, к-рые по благословению П. занимались выпеканием просфор (Древнерус. патерики. 1999. С. 67).
В патериковом «Слове о прп. Онисифоре», составленном в 1222-1226 гг. еп. Владимиро-Суздальским свт. Симоном, сообщается о чуде, бывшем «в игуменьство Пиминово в Печерском манастыри» (Там же. С. 22). Агиограф повествует о чуде, ссылаясь на «блаженых тех старец», к-рые в свою очередь, по их словам, узнали о чуде от свидетелей происшедшего. Поэтому имеются основания предполагать, что событие, легшее в основу повествования свт. Симона, могло иметь место за много десятилетий до записи рассказа.
По патериковому рассказу, после погребения в одной из пещер монаха, к-рый втайне вел недостойную жизнь, прп. Онисифору явился в видении основатель обители прп. Антоний Печерский с осуждением этого монаха, а затем ангел, к-рый объяснил прп. Онисифору, что его неведение об истинной жизни покойного инока было назиданием от Бога, чтобы покаялись те, кто согрешают, но не каются. Эти сведения прп. Онисифор сообщил П. После обсуждения с игуменом было решено заставить кого-нибудь выкинуть тело в воду (очевидно, в Днепр). Вскоре прп. Онисифор рассказал игумену и братии о вновь явившемся ему прп. Антонии, который сказал, что он смилостивился над душой покойного, поскольку не может нарушить обет, данный инокам обители, что каждый, кто будет погребен в пещере, удостоится спасения. П. много молился о душе покойного духовного брата и услышал глас, возвещающий, что Господь помиловал грешника. После этого смрад, исходивший от его тела, сменился благоуханием, свидетелем чего стала вся братия, призванная игуменом в пещеру (Абрамович. 1930. С. 104-106; Древнерус. патерики. 1999. С. 22-23).
Печерский инок прп. Пимен постник, упоминаемый в «слове» об отгнании беса от юного затворника Никиты (см. Никита, свт., Новгородский), вероятно, был не П., а прп. Пименом Постником, погребенным впосл. в Ближних пещерах (о его буд. игуменстве не говорится, хотя агиограф упом. в этом тексте ряд лиц, ставших иерархами - Древнерус. патерики. 1999. С. 38).
П. как преподобный указывается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 287; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее в отличие от соименных Киево-Печерских святых - прп. Пимена Постника и прп. Пимена Многострадального - П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), П. не назван игуменом и был, вероятно ошибочно, отождествлен с прп. Пименом Постником, почивающим в Ближних пещерах (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 50-51). То же отождествление присутствует в «Описании Киево-Печерской лавры» митр. Евгения (Болховитинова) (Евгений (Болховитинов). 1847. С. 113), в труде архиеп. Филарета (Гумилевского) (Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 473) и в работе архим. Леонида (Кавелина) (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11). Предполагаемая ошибка основана, по всей видимости, на том, что в одном из мест Патерика, принадлежавшего иноку Поликарпу (1-я пол. XIII в.), П. также назван постником (в Слове «О Спиридоне-проскурнице и Алимпеи-иконнице»: «...повелением игумена нашего Пимина Постника» - Древнерус. патерики. 1999. С. 67).
Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой прп. Пимен Постник прославляется в 5-м тропаре 4-й песни канона (Канон Собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих // Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 133). Однако в службе не упоминается игуменство П., прославляются лишь аскетические подвиги святого, и не исключено, что на самом деле имеется в виду постник прп. Пимен, почивающий в Ближних пещерах.
Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.
В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.
Сведения об облике П. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике (кон. XVIII в.), зафиксировавшем схему изображения 130 Киево-Печерских преподобных (все без указания дней памяти) в композиции «Собор Киево-Печерских святых». В Дальних пещерах (в подлиннике - «правыя страны») упомянут только один святой с именем Пимен (всего их - 4). Т. о., затруднений с идентификацией П. не возникает: «Сед, брада менши Сергиевой, на главе клабук черной, риза преподобническая, узлом связана, испод празелень, правую руку приложил к сердцу, а левою ризу держит, огланулся назад, правою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. № 66. Л. 311 об., 21-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см. также: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 200. № 403).
Это описание отражает традиц. схему композиции «Собор Киево-Печерских святых» в варианте, сложившемся к сер. XVIII в. и воспроизводившемся на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в. (согласно Д. А. Ровинскому, наиболее ранние изображения отмечаются на гравюрах кон. XVII и 1-й пол. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506, 1507). Одними из первых сохранившихся памятников являются киевская гравюра мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ) и икона 1766 г., Харьков (частное собрание), практически идентичные по иконографически-композиционному решению. П. размещен в правой группе святых, почивающих в Дальних пещерах, в 8-м снизу ряду, крайним в «пятерице» святых (диак. Ахилы, диак. Мартирия, Нестора Некнижного и Меркурия Постника); в этом ряду у обоих постников, П. и Меркурия, в руках крест, более ни у кого из преподобных в обеих группах не встречающийся. П.- седовласый старец в рясе, мантии, на голове - куколь. Памятники подобной иконографии: гравюра почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского (см.: Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517), раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ), икона 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), икона посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), икона 1-й трети XIX в. (КБМЗ), икона 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), эмалевый образок 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) и мн. др.
При мощах святого находится икона с его единоличным поясным изображением, созданная в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха после 1842 г. (с прописями кон. XX в.). Святой - старец с длинной седой бородой, правильными чертами лица, со взором сосредоточенным, но умиленным, представлен в легком развороте вправо; фигура П. совершенно скрыта под темными монашескими одеждами, на фоне к-рых особенно выделяется жест его рук, молитвенно сложенных у груди ладонь к ладони, перстами вместе.