(Сер. XI - нач. XII в.), прп. (пам. 7 авг., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Многострадальный (Многоболезненный). Рассказ о П. читается в древнейшей части Киево-Печерского патерика (далее: КПП), где ему посвящено особое повествование - «О Пимине Печернице» (в Арсеньевской редакции; в Основной - «Слово о преподобнем черноризце Пимине»; в Феодосиевской - «Слово о Пимине, его же ангели постригоша в черньци»; в Кассиановской второй - «О преподобнем и многострадалнем отци Пимине и о хотящих преже смерти в иноческый образ. Слово 35»), написанное мон. Поликарпом по просьбе киево-печерского архим. прп. Акиндина на рубеже 20-х и 30-х гг. XIII в.
Согласно рассказу КПП, П. появился на свет уже больным и, когда повзрослел, стал просить родителей о разрешении стать монахом. Но они, желая иметь наследника, отказывали ему в этой просьбе. Спустя время изнемогающего от болезни П. перенесли в Киево-Печерский мон-рь, чтобы он здесь либо получил исцеление, либо принял постриг. Отец и мать находились рядом, побуждая монахов молиться о выздоровлении своего чада. Но молитвы эти не приносили пользы, поскольку больной втайне просил у Бога усиления болезни, полагая, что в случае исцеления родители заберут его из мон-ря. И, поскольку просьба о пострижении по-прежнему не встречала у них сочувствия, П. возложил все свои надежды на Господа.
Однажды ночью, когда в мон-ре все спали, в комнату, где лежал больной, вошли со свечами люди, похожие на скопцов. Они принесли с собой все необходимое для пострижения, к-рое и совершили по всем правилам монашеского устава. Покидая П., они зажгли свечу, сказав, что та будет гореть в течение 40 дней, и забрали с собой в платке прядь его волос, к-рую затем положили на раку прп. Феодосия Печерского в Успенском соборе обители. Один из постригавших, внешне похожий на игумена, сказал П., что ему суждено пострадать в болезни, к-рая отступит только в день преставления. В ту пору он освободится от недуга и сам понесет собственное ложе.
Когда о пострижении П. стало известно, в мон-ре начались поиски неизвестных, совершивших постриг. Однако они не были найдены. После того как на гробе прп. Феодосия был обнаружен платок с волосами П., а пономари сообщили, что в храм, закрытый с вечера, никто не входил и свеча, к-рой хватило бы на один день, после 40 дней горения осталась целой, стало ясно: ночное происшествие - Божий Промысл. Тогда было принято решение признать ночное посвящение П. в монашество уставным пострижением.
П. остался в мон-ре, где ему отвели больничную келью. Через какое-то время рядом поместили др. монаха: по причине болезни он также не мог заботиться о себе сам. Вместе они переживали все лишения, часто из-за нерадения служащих не получая необходимой пищи и питья. Эти затруднения подвигли П. помолиться об исцелении собрата, предварительно взяв с него обещание всегда усердно заботиться о нем и о др. болящих. Молитва святого была услышана. Но со временем исцеленный монах стал пренебрегать взятыми на себя обязательствами, втайне гнушаясь П. из-за смрада, к-рый от него исходил. Возмездие не заставило себя долго ждать: лежа однажды на кровати, он внезапно почувствовал сильное жжение и лишился сил двигаться. Спустя 3 дня о случившемся сообщили П., по молитве которого согрешивший брат вновь выздоровел. Для себя святой не просил исцеления и мужественно переносил все лишения, следуя евангельскому слову: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф 10. 22; 24. 13).
В день преставления П., как было предсказано, недуг отступил, и преподобный, обходя кельи, кланялся, просил прощения и объявлял братии о своей скорой кончине. Все больные по молитве святого стали здоровыми и собрались его проводить в последний путь. В церкви П. причастился, а затем, взяв свое ложе, направился в пещеру - монастырский некрополь, где поклонился мощам прп. Антония Печерского и определил место своего погребения. Здесь, указав на место захоронения 3 иноков, он сказал, что один из них, к-рый вел праведный образ жизни, но из-за бедности не был пострижен в схиму, будет обретен в одежде схимника. Второго брата, положенного в схиме, найдут без нее, потому что он принял великий ангельский образ в преддверии смерти, что говорит о суетности его веры. Наконец, истлевшие останки 3-го брата, похороненного много раньше первых двух, будут найдены в неповрежденной схиме, к-рая сохранена ему «на обличение ради многочисленных грехов». Сказав это, П. сообщил, что за ним пришли те, кто его постригли, после чего он лег и преставился. Раскопки, проведенные в том месте, на к-рое указывал П., подтвердили справедливость его слов о 3 погребенных монахах.
По мнению А. А. Шахматова, сообщение о смерти П. читалось в не дошедшей до нас Печерской летописи (иначе - 1-й редакции «Повести временных лет»; далее - ПВЛ, см. Летописание), составленной ок. 1110 г. Основанием для такого вывода стало сообщение мон. Поликарпа о том, что в момент преставления П. над Киево-Печерским мон-рем было явление 3 столпов, о к-рых «реченно бысть в летописци» (Абрамович. 1991. С. 183). Сначала столпы встали над трапезной церковью, а затем перешли на верх Успенского собора. В Лаврентьевском и Ипатьевском списках ПВЛ рассказ об этом знамении читается под 6618 (1110) г., но с той разницей, что речь в нем идет не о 3 столпах, а об одном, к-рый стал предвестником поражения половцев в битве с рус. князьями на р. Сальнице (27 марта 1111). Этот комментарий и сокращение числа столпов Шахматов относил на счет редактора Печерской летописи, полагая, что в оригинальном тексте говорилось о явлении 3 столпов, к-рые знаменовали не победу рус. оружия, а преставление в один и тот же день 3 Печерских подвижников - преподобных Пимена Постника, священномученика Кукши (Купши) и его ученика, прмч. Никона (см. ст. Кукша). О единовременной кончине этих святых сообщает еп. Владимиро-Суздальский свт. Симон в рассказе КПП «О Купши и о Никоне» (в Арсеньевской редакции; в Кассиановской второй - «О святем священномученице Кукши и о Пимине Постнице. Слово 18»), написанном ок. 1224-1226 гг. Шахматов полагал, что Пимен Постник и П. есть одно и то же лицо (Шахматов. 2003. С. 155-158, 173). По мнению Ю. А. Артамонова, оговорка мон. Поликарпа о том, что только Господь ведает истинную причину явления 3 столпов над Киево-Печерским монастырем («Свесть же Господь, знамение показавый или сего деля блаженаго (т. е. Пимена.- Ю. А.), или иное кое смотрение бысть Божие»), свидетельствует об отсутствии каких бы то ни было пояснений на этот счет в источнике (Артамонов. 1996. С. 171). А значит, агиограф приурочил преставление П. к знамению 1111 г., основываясь на собственных умозаключениях (возможно, на хронологических указаниях монастырского синодика). Поэтому нет оснований считать, что летописный источник мон. Поликарпа содержал биографические сведения о П.
Мон. Поликарп пишет, что П. пролежал в болезни 20 лет. Рака с мощами прп. Феодосия, на к-рой братия обнаружила волосы постриженного П., была установлена в Успенском соборе обители 14 авг. 1091 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 209-211). Значит, ранее этой даты святой не мог принять постриг.
Шахматов считал, что еще в древности произошло смешение дней преставления П. (7 авг.) и прп. Прохора Лебедника (10 февр.). По его мнению, кончина П. последовала 10 февр., т. к. ее, согласно рассказу мон. Поликарпа, сопровождало небесное знамение, к-рое ПВЛ относит к 1 ч. ночи 11 февр. В то же время прп. Прохор скончался, как известно из рассказа о нем в КПП, незадолго до победы рус. князей над половцами 12 авг. 1107 г., «т. е. именно 7 августа» (Шахматов. 2003. С. 157).
Мощи П. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований, проводившихся в 1988-1990 гг., П. преставился в возрасте ок. 50 лет и имел рост 174 см (Дива печер. 1997. С. 93).
Имя П. указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах; он также упоминается в 5-м тропаре 5-й песни составленного по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива печер. 1997. С. 147).
В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена и служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.
Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.
Описание облика П. под отдельным днем празднования (7 авг.) включено в происходящий из Палеха список подлинника сводной редакции XVIII в., принадлежавшего Г. Д. Филимонову: «Подобием сед, брада аки Николина, власами проста, на главе куколь, то есть схима, риза преподобническая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 411). Независимо от этого текста и, возможно, под впечатлением от конкретного изображения П. (а именно, ксилографии в кн.: Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) дано описание его внешнего вида в перечне рус. святых с указанием их «подобий» в рукописи 20-х гг. XIX в.: «Сед, брада аки Николина, власы просты, в клобуке, без схимы, риза преподобническая, бос» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 201, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 199. № 402). Если считать уподобление П. свт. Николаю Чудотворцу устойчивой типической чертой, то при отождествлении 4 святых с именем Пимен в тексте Строгановского толкового иконописного подлинника (кон. XVIII в.) П. можно идентифицировать точно по этому признаку. В Строгановском подлиннике, зафиксировавшем схему изображения 130 Киево-Печерских преподобных (все без указания дней памяти) в композиции «Собор Киево-Печерских святых», уподобленным свт. Николаю по типу бороды назван святой, расположенный 48-м с «левыя страны» (т. е. в Ближних пещерах): «Сед, брада проста, доле Николиной, на главе схима, риза дичь, испод празелень» (БАН. Строг. № 66. Л. 318 об.; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см. также: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 200. № 403).
Самое раннее связанное с П. изображение хотя и не несет его образ, но фиксирует событие, сопровождавшее чудесное исцеление преподобного перед кончиной: на миниатюре в Радзивилловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 154 об., кон. XV в.) представлено появление над трапезной Киево-Печерского мон-ря огненного столпа, «…показано ли знамение ради того блаженного, или по какомо-либо иному Божиему усмотрению, знает один Господь» (Дятлов В. Печерский Цветник: Собор Киево-Печерских святых: Агиогр. энциклопедия. К., 2019. С. 589).
Создание отдельной иконографии П. связано с работами мастеров-граверов для изданий типографии Киево-Печерского мон-ря. Изображение преподобного вошло в цикл иллюстраций для 1-го издания КПП. Выполненная в 1656 г. ксилография мастера иером. Илии предваряет Житие святого и дает представление не только о его образе, но и о наиболее важном событии жизни (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 241; повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.; тетради на 20 листах, куда вошли изображения с досок 1-го издания, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630; Кн. 4. С. 763-764). В основном поле разделенной на 2 части ксилографии П. показан прямолично, с нимбом, стоящим на пейзажном фоне с изображениями Великой лаврской церкви (справа) и пещеры (слева); у него правильные черты лица, на лбу - морщины, борода аккуратная, округлой формы; облачение составляют подвязанная поясом ряска, мантия, куколь на голове, характерной чертой его иконографии здесь являются босые ноги; левая рука развернута ладонью вовне у груди, правая опущена, словно указывает на вход в пещеру; вверху по 2 сторонам надпись: « Ï Ï». Под этим образом - картуш со сценой пострига П. ангелами (подпись: « »): на одре лежит П. в монашеском облачении, в куколе, в его правой руке горит высокая свеча, у одра - позади и справа - 4 крылатые фигуры в одеждах монахов с куколями на головах, с нимбами: двое со свечами, 3-й, что в центре, в левой руке держит книгу, правой касается плеча П., еще один, слева,- наблюдает за чином пострига.
Автор гравюр в издании КПП 1702 г. (дек.), яркий представитель барочной графики XVII в. Леонтий Тарасевич, в целом придерживаясь общей схемы иером. Илии, переработал композицию. Изображение зеркально по отношению к ксилографии 1-го издания КПП, пейзаж стал значительно живописнее, действие перенесено на берег Днепра, но нет ни церкви, ни пещеры. Фигура святого представлена в 3/4-ном повороте, жестикуляция не изменена; в отличие от 1-го изображения П. показан с потупленным взором, из-под рясы видны мысы обуви. Тарасевич изменил и житийную сцену, подчеркнув в ней немощь П., к-рого во время пострига, поддерживая за плечи, приподнимает на ложе ангел в монашеских одеждах, 2 др. ангела совершают чин. Гравюры Тарасевича вошли в последующие киевские издания КПП XVIII в.
Вероятнее всего, образ именно П. представлен в ранних гравированных и иконописных памятниках (XVII в.) с изображением Собора святых из числа тех, чьи Жития вошли в КПП. На гравюре фронтисписа к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) в композиции «Древо Киево-Печерского монастыря» показаны образы 38 святых. На станковой гравюре мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ), как и на ее иконописных повторениях (иконы 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе, УИХМ (см.: Горстка. 2006. Ил. 110), и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове, ГМЗРК), образ П. помещен в правой части композиции и идентифицируется по надписи, содержащей только имя. Полуфигура (в повороте влево) святого вписана в чашу, образованную листьями лозы (в 1-м ряду, на крайней ветви лозы); у него средней длины округлая рыжеватая борода, он в мантии, схиме, на голове куколь, правая рука прижата в молении к груди.
П. можно видеть в образе святого с этим именем в нимбе (« ») на иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», созданной игум. Корнилием (Улановым) для Ризоположенского мон-ря в Суздале (1724, ГВСМЗ). В этот вариант Собора Киево-Печерских святых, согласно тексту внизу в среднике иконы, вошли Киево-Печерские отцы, «яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском». Образ П. размещен в правой группе святых, крайним в 5-м ряду; у него довольно длинная, округлая на конце борода с проседью, но голове клобук (схима не просматривается), руки воздеты в молении (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111).
Наиболее распространенной стала композиция «Собор Киево-Печерских святых» в ее расширенном варианте (согласно Ровинскому, самые ранние изображения относятся к кон. XVII в.), известном на многочисленных эстампах и в произведениях иконописи. Две группы святых изображены в соответствии с местами своего упокоения в Ближних и Дальних пещерах. У каждого из них в нимбе надписаны имя и, как правило, прозвание. Эти данные являются достаточными для идентификации того или иного святого. Однако в данной композиции среди святых Ближних пещер образ П. невозможно указать точно, поскольку в левой части изображения представлены 2 святых, поименованных как Пимен Многоболезный (Многоболезненный): один святой - 1-м в 6-м ряду, другой - 5-м в 8-м ряду. У обоих не только одинаковые надписи в нимбах, но и сходный облик - это старцы с округлыми бородами, их головы не покрыты клобуком/куколем. Нек-рую ясность может внести очередность изображения святых. Схема композиции предусматривает регламентацию образов: а именно, древние преподобные, чьи Жития вошли в первые редакции КПП, занимают места в первых (нижних) рядах. Поэтому, возможно, П., к-рому во 2-й части КПП посвящено отдельное житийное повествование, открывает «пятерицу» святых в 6-м ряду. По крайней мере в Строгановском иконописном подлиннике именно этому святому, 48-му по общему порядку святых, предписывается уподобление свт. Николаю Чудотворцу. Тогда как др. св. Пимен, названный многоболезненным, изображается также на «левыя страны», но выше - 57-м и подобным прп. Сергию Радонежскому (по типу бороды; БАН. Строг. № 66. Л. 319; тот же порядок святых по именам и прозваниям см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762). Такое композиционное расположение характерно для всех памятников «Собора Киево-Печерских святых» традиционной иконографии (напр., киевская гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), гравюра почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюра 1771/1774 г. работы Иоанна Кончаковского (см.: Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517), раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ), икона 1766 г. (Харьков, частное собрание), икона 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), икона посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), икона 1-й трети XIX в. (КБМЗ) и мн. др.).
В 40-х гг. XIX в., в период масштабных работ по созданию галереи икон Киево-Печерских святых при их мощах в Ближних и Дальних пещерах лавры, был также написан образ П., находящийся над его ракой (после 1842, с прописями кон. XX в.; мастерская Киево-Печерской лавры, руководитель иером. Иринарх). Святой представлен по пояс, в легком развороте влево, сидящим у стола с книгой, на к-рой покоится правая рука с четками; жест левой, расположенной перед грудью, ладонью вовне, видимо, заимствован из иллюстраций КПП. На голове П.- клобук, у него седая борода округлой формы, средней длины.
Образ П. в монументальной живописи вошел в композицию с изображением Собора всех русских святых (расположены в хронологическом порядке) в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010, мастера - иеродиаконы Паисий и Анатолий). Он представлен в рост в группе святых XII в.: седовласый, с бородой средней длины, на голове куколь.
Изображение П. в группе чудотворцев Ближних пещер представлено и в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ). Его образ имеется и на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в.