ПЛАТОН
Том LVI, С. 620-622
опубликовано: 21 июня 2024г.

ПЛАТОН

Содержание

Мч. Платон Анкирский. Роспись ц. св. Апостолов мон-ря Печская Патриархия. 1260 г. Фото: Е. А. ВиноградовойМч. Платон Анкирский. Роспись ц. св. Апостолов мон-ря Печская Патриархия. 1260 г. Фото: Е. А. Виноградовой [Греч. Πλάτων] († ок. 303-305), мч. Анкирский (пам. 18 нояб.; пам. зап. 22 июля). Сохранилось анонимное пространное Мученичество П. (BHG, N 1549-1550, не издано), к-рое впосл. было переработано Симеоном Метафрастом (BHG, N 1551-1552; изд.: PG. 115. Col. 404-425). Согласно этому источнику, П. род. в г. Анкира в Галатии (ныне Анкара, Турция) в богатой и знатной христ. семье. Еще будучи юношей, П. раздал бедным наследство, полученное от родителей, и покинул дом, чтобы проповедовать христианство язычникам. По этой причине П. был арестован и приведен к правителю Агриппину. Видя твердость веры святого, Агриппин приказал 4 воинам сечь его розгами. Когда те изнемогли, их сменили 12 др. воинов, однако П. чудесным образом остался невредим. Перед 2-м допросом и пытками он 7 дней провел в темнице. Агриппин был полон желания во что бы то ни стало добиться отступничества П. и, поняв, что истязания того не страшат, решил действовать лаской и даже предложил П. в жены свою единственную дочь, но после отказа мученика подверг его новым пыткам: с П. сдирали кожу, его клали на раскаленный медный одр, но тело мученика оставалось неповрежденным, а мн. свидетели его подвига начали славить христ. Бога. Тогда Ариппин сам принял участие в пытках: он обложил туловище П. раскаленными железными кругами, но, несмотря на эти и др. истязания, П. оставался жив и непрестанно проповедовал, молился и обличал палачей. П. был еще раз заточен на 18 дней без пищи и воды, отказываясь принять их из рук стражников, к-рые жалели заключенного. Агриппин, понял, что исчерпал все средства, и приказал обезглавить П. Казнь была совершена за стенами Анкиры. Благочестивые христиане с честью похоронили мученика.

Мученичество Платона Анкирского. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 189)Мученичество Платона Анкирского. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 189)Мученическая кончина П. последовала во время гонения имп. Диоклетиана (284-305) и его соправителя Максимиана (285-305), к-рое началось в 303 г. Правитель Агриппин - видимо, тот же человек, что упоминается в Мученичествах Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия и Урвана, мучеников Анкирских (пам. 23 июня) и сщмч. Климента, еп. Анкирского (пам. 23 янв.).

В синаксарной заметке о П. сообщается, что он был братом Антиоха, мч. Севастийского. Синаксарное сказание, по мнению Ж. М. Соже, является сокращенным вариантом самого древнего несохранившегося Мученичества П. Существует перевод Мученичества (не установлено, какого именно) на арм. язык (BHO, N 996). Из визант. стишных синаксарей память П. с кратким сказанием была включена в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 65-66), а затем в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 191. 1-я паг.).

Почитание

Мч. Платон Анкирский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Лыхны, Абхазия. Сер. XIV в. Фотография. 1931 г.Мч. Платон Анкирский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Лыхны, Абхазия. Сер. XIV в. Фотография. 1931 г.В Синаксаре К-польской ц. П. назван великомучеником (SynCP. Col. 233). На Западе память П. празднуется 22 июля (в Сирийском Мартирологе то же число, но ошибочно указан др. месяц - июнь), такой перенос даты памяти может быть связан со стремлением приблизить память П. к памяти его брата, мч. Антиоха (16 июля). В палестино-груз. календаре помимо дня памяти 18 нояб. указывается 22 окт. как день перенесения мощей П., не отмеченный больше ни в одном источнике (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89, 104); здесь же указывается, что существует Мученичество на груз. языке.

Мощи П. были перенесены в К-поль (время неизв.) и покоились в храме, посвященном П., место к-рого в источниках указывают около форума имп. Константина или возле портиков Домнина. Вероятно, именно этот храм упомянут в нач. V в. в письме прп. Нила Синайского бывш. епарху Тавриану (Nil. Ep. 178). Однако есть сведения о храме, построенном при имп. Анастасии (491-518) и реконструированном при имп. Юстиниане I (527-565). Прокопиий Кесарийский в соч. «О постройках» сообщает, что здание имело величественный вид (Procop. De aedif. I 4); возможно, при Анастасии храм был только реконструирован. 18 нояб. в храме совершалось празднование памяти П. В этой же церкви 23 дек. 562 г. было совершенно всенощное бдение накануне 2-го освящения восстановленного собора Св. Софии (Theoph. Chron. P. 238). При имп. Василии I Македонянине, в IX в., была отреставрирована крыша храма и укреплены стены (Const. Porphyr. Vita Basil. Col. 340). По свидетельству Антония, архиеп. Новгородского, побывавшего в К-поле в 1200 г., в то время церковь была в сохранности (Книга Паломник. С. 30, 33). В нач. XIII в. она, вероятно, была разрушена при захвате К-поля крестоносцами (Janin. Églises et monastères. P. 404, 418).

В Житии прп. Феодора Сикеота (Vita S. Theodori Siceotae. Cap. 8) упоминается молельня во имя П., к-рая в VI-VII вв. располагалась в Анастасиополе в Галатии. В К-поле скорее всего находилась только частица мощей П., т. к., согласно указанию Феодосия - автора итинерария «О расположении Святой земли», мощи П. также хранились в Анкире (Theodos. De situ Terrae sanctae. 15). Есть свидетельство о том, что в 1581 г. частица мощей П. находилась в женском мон-ре св. Лаврентия в Венеции (Sansovino. 1581. P. 25). На VII Вселенском соборе в 787 г. было зачитано послание Нила Анкирского (авторство недостоверно) к силенциарию Илиодору (см. в ст.: Нил Синайский, прп.) (Mansi. T. 13. Col. 32-33; Nil. Ep. IV 62 (в рус. пер. IV 59) // PG. 79. Col. 580-581), в к-ром описывалось чудо, совершённое П.: сын одного синайского инока родом из Галатии был взят в плен варварами. После того как отец помолился о сыне П., тот явился к юноше на коне, ведя за собой еще одного коня, на к-рого он велел тому сесть. Юноша узнал своего спасителя, т. к. именно таким видел его на иконах. Т. о., для защитников иконопочитания текст письма служил доказательством существования икон на протяжении мн. столетий.

Ист.: ActaSS. Iul. T. 5. P. 226-236; SynCP. Col. 233-235, 480-488; PG. 117. Col. 165 [Минологий Василия II]; Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1930. Vol. 4: Mois de Tré. P. 62-64. (PO; T. 16); MartHieron. Comment. P. 390. Not. 8; MartRom. P. 299; ЖСв. Нояб. С. 480-488; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 131-132.
Лит.: Sansovino F. Venetia città nobilissima et singolare. Venetia, 1581. T. 1; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 473; Janin R. Études de topographie byzantine: ῎Εμβολοι τοῦ Δομνίνου. Τὰ Μαριανοῦ // REB. 1937. Vol. 186. P. 129-156; Sauget J.-M. Platone, martire di Ancira // BiblSS. Vol. 10. Col. 959-961; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 394-395; Link M. Die Erzählung des Pseudo-Neilos: Ein spätantiker Märtyrerroman // Beiträge zur Altertumskunde. 2005. Bd. 20. S. 158-159; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 235.
А. Грюнерт

Почитание в Грузии

На груз. языке под 18 нояб. сохранились метафрастическая (расширенная) версия Мученичества П., нач.: არა უცნაურ არს სახელი გალატელთაჲ... (Не известно имя Галатянин...), в рукописях из коллекции Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. S 385, XI-XII вв. Л. 728-739; S 382, XII-XIII в. Л. 1-2 (отрывок)). Также дошло синаксарное сказание о нем в составе Великого Синаксаря, переведенного в XI в. прп. Георгием Святогорцем, в рукописях XI в. коллекций Национального центра рукописей Грузии, Екатерины великомученицы монастыря на Синае, Иерусалимской Патриархии, афонского Иверского монастыря (НЦРГ. А 97, 193, Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 316).

Гимнография

Во всех литургических памятниках память П. устойчиво отмечается 18 нояб. В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. отмечена без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 106).

Уже в ранних памятниках последование П. объединено в одной службе с последованием мч. Роману диакону с переменным приоритетом обоих святых. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского синаксаря, описание службы П. включает стихиру и канон (Пентковский. Типикон. С. 296). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в.- малоазийской редакции Студийского устава - указана служба с «Аллилуия»; описание последования П. включает 3 стихиры на «Господи, воззвах» плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, канон того же гласа авторства Феофана и седален того же гласа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 318). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, указана аллилуйная служба П. (без последования мч. Роману) (Arranz. Typicon. P. 58). В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) последование П. также указано без последования мч. Роману. Служба П. в одной слав. Минее включает седален (иной, чем в печатных Минеях), 3 стихиры и канон; позже был приписан кондак П. (отличающийся от помещенного в печатные Минеи) (Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 30). В другой слав. Минее последование святому составляют: канон 8-го гласа, нач.:    , с ирмосом   ; 3 стихиры-подобна того же гласа на «Господи, воззвах»; седален того же гласа     (Ягич. Служебные Минеи. С. 399-404).

В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. указана аллилуйная служба П. и мч. Роману (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33). В слав. списках «Аллилуия» указывается в ранних серб. редакциях (Типикон архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 60б), однако в рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., т. н. «Оке церковном», в т. ч. и в первопечатных Типиконах, указывается пение тропаря: в Типиконах 1610, 1634 гг.- 1-го гласа,        но уже в Типиконе 1695 г.-    . В списках Иерусалимского устава начиная с XV в. в последование П. обычно включен кондак 3-го гласа. В греч. Кондакарии XII-XIII вв. и рус. книгах (напр., в Часослове XIV-XV вв., в Минее 1558 г.) сохранились этот же кондак и икос (Амфилохий. Кондакарий. С. 75-76).

В совр. книгах под 18 нояб. помещена общая служба П. и мч. Роману с приоритетом П. Последование П. включает: тропарь П. и мч. Роману 4-го гласа    (общий мученикам; только в рус. Минеях); кондак 3-го гласа ῾Η ἁγία μνήμη σου, τὴν οἰκουμένην εὐφραίνει̇ (     ) с икосом Τῶν ῾Ελλήνων λιπὼν ἅπασαν τὴν ματαιότατα̇ (    ); канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа с акростихом, содержащим имя автора: Τῶν σῶν ἐπαίνων, ὦ Πλάτων, μέλπω πλάτος. Θεοφάνους (       ), нач.: Τῆς αἰωνίου βασιλείας ῎Ενδοξε̇ (   ), с ирмосом ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ (   :); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа со славником плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа; седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Τῶν ἀγώνων τῷ πλάτει Μάρτυς σοφέ̇ (    ); ексапостиларий (разные в греческих и русских Минеях). В гимнографическом материале детально описываются страдания мученика и восхваляются его терпение и мужество; также, согласно греч. поэтической традиции, обыгрывается имя святого, означающее «широкий»: «Вечного Царствия... широту», «райскую широту... достигл еси», «к широте возшел еси Небеснаго Царствия» и др.

Н. Н. Крашенинникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛОНГИН СОТНИК (I в. по Р. Х.), мч. (пам. 16 окт.; пам. зап. 15 марта)
  • ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
  • ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
  • ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
  • ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
  • ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
  • ЕКАТЕРИНА († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.)
  • ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
  • ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества
  • ИППОЛИТ (1-я пол. III в.), мч. Римский (пам. 13 авг.)
  • ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
  • ИУЛИЙ И ИУЛИАН (IV-V вв.?), преподобные (пам. 21 июня; пам. греч. 19 мая, пам. зап. 7, 9 и 31 янв.)