ПЛОЩАНСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том LVI, С. 727-730
опубликовано: 30 июня 2024г.

ПЛОЩАНСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Содержание

Площанская Казанская икона Божией Матери. Литография. 1867 г. Изд. А. В. Морозова (РГБ)Площанская Казанская икона Божией Матери. Литография. 1867 г. Изд. А. В. Морозова (РГБ)(празд. 4 нояб., 21 июля), чудотворный образ Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря, написанный ок. 1620 г. иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля; в наст. время местонахождение неизвестно. Вместе с иконой «Всемилостивый Спас», также созданной в мастерской Оружейной палаты, П. К. и. была пожалована в 1620 г. иером. Прокопию патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем в благословение обители, на ее восстановление. Размер обеих икон составлял «5 четв. аршина длины и по 1 арш. ширины» (ок. 90×70 см).

Крестный ход с Площанской Казанской иконой Божией Матери в Дмитровске. Фотография. Нач. ХХ в.Крестный ход с Площанской Казанской иконой Божией Матери в Дмитровске. Фотография. Нач. ХХ в.Первое чудо от П. К. и.- избавление с. Брасова (ныне районный центр Брянской обл.) и окрестных деревень от нашествия саранчи - датировано 1797 г. Среди др. зафиксированных чудес - прекращение эпидемии холеры в г. Брянске после принесения иконы из Площанского мон-ря и в Севске в 1848 г.; прекращение пожара в монастырском корпусе после молебного прошения перед иконой 24 авг. 1851 г.; прекращение пожара в с. Брасове 21 июня 1858 г., когда после обхода с иконой вокруг загоревшегося дома ветер стих (об этом событии было записано в «тетради монастырской со слов очевидцев», см.: В память 50-летия. 1897. С. 42); исцеление умиравшей после родов жены диакона карачевской Преображенской ц. Константина Архангельского 28 марта 1894 г. (Орловские ЕВ. 1894. С. 843-844).

П. К. и. находилась в местном ряду иконостаса Казанского собора Площанской пуст. Была облачена в серебряную позолоченную ризу, изготовленную в 1762 г. «подаянием… монаха Ионы и г. Михаила Алексеевича Тараканова и прочих боголюбцев при строителе пустыни иеромонахе Иоиле» (В память 50-летия. 1897. С. 33), как гласила чеканная надпись на окладе. Вес оклада составлял 3,8 кг, короны на Спасителе и Божией Матери украшали горный хрусталь, жемчуг и «яхонтовые изумрудные камушки», кресты унизаны жемчугом. В период между 1749 и 1818 гг. «отдельно от сего образа кругом поля» были добавлены чудеса, «бывшие от Казанской иконы Богоматери»; в 1818 г. поля с изображениями чудес украсили серебряной с золочением рамой (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Ед. хр. 2842. Л. 3, 4). В 1843 г. изготовили чеканный оклад из серебра с золочением (весом ок. 7,12 кг) с богатой отделкой (описание оклада см.: Там же).

В 1866 г. граждане «г. Севска и уездный предводитель Дворянства с прочими Дворянами» собрали средства для новой ризы П. К. и. (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 96. Л. 69, 69 об.; Ед. хр. 93. Л. 22 об.). В разрешении на ходатайство жителей от 1868 г. о сооружении новой ризы епархиальное начальство отметило, что «если нонешняя риза не имеет значения исторического, то благословляется переменить ее на новую», а старой ризой украсить имевшиеся в пустыни списки иконы (Там же. Ед. хр. 96. Л. 51). Для заказа новой ризы в Москву были отправлены иером. Вассиан и мон. Поликарпий. В 1886 г. была приобретена новая сребропозлащенная риза весом 7,2 кг, стоимостью 1830 р. Ее украшали венцы «с простыми камушками», 2 короны, звезда из топазов и аметистов и звезда из рубинов и роз. На этом окладе в 1887 г. «усердием схимонахини Севского монастыря Рафаилы и Анны Александровны графини Гейден» был сделан новый убрус из бриллиантов и др. камней и жемчуга и переделан старый убрус. Прежняя риза благодаря вкладу насельницы Севского мон-ря мон. Руфины (Поздняковой) в 1888 г. была позолочена и использовалась для украшения списков (В память 50-летия. 1897. С. 40-41).

Крестные ходы с чудотворной иконой и ее списками начали совершать с 1815 г., когда учредили ежегодный крестный ход в с. Брасово в воспоминание чуда 1797 г. С 1848 г. ежегодно на 2 месяца чудотворную икону вывозили в Севск (в воспоминание избавления от холеры). Хождение с П. К. и. являлось важной статьей дохода мон-ря и приносило вместе с др. доходами более 10 тыс. р. в год (ГАБО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 183). К 1873 г. П. К. и. отсутствовала в обители более полугода, и тогда епархиальное начальство разрешило носить в крестных ходах списки иконы (Воскресенский. 1911. С. 78). Во 2-й пол. XIX в. наиболее часто икону и ее списки носили по селам и деревням Севского у. (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 98. Т. 1. Л. 151); с 1868 г. она прибывала 19 авг. в Севск на 3 месяца (Там же. Д. 96. Л. 128-128 об., 131). В июне 1876 г. икону принимали крестьяне с. Девичье, где находилась монастырская мельница, деревень Щегловка, Гладская и Почеп (ныне город) для «отслужения молебствий в каждом доме домохозяина». Особые крестные ходы с П. К. и. с 1864 г. были учреждены в Дмитровске. С 1868 г. разрешалось ежегодно брать икону в Дмитровск и его окрестности на 1,5 месяца (в апр.-июне). Согласно сведениям 1911 г., после прибытия в Дмитровск икону обычно устанавливали в соборном храме. По истечении срока пребывания иконы в городе под звон колоколов ее выносили на соборную площадь, служили молебен с водоосвящением. После этого совершалось торжественное шествие с образом за город до ближайшего селения, возглавляемое епископом и духовенством городских церквей в сопровождении неск. десятков тысяч местных жителей. Образ носили из Дмитровска по населенным пунктам всего уезда, находясь в пути до осени и возвращаясь в пустынь на короткое время к празднованию Казанской иконе Божией Матери 8 июля (Посещение Епископом Орловским и Севским Григорием // Орловские ЕВ. 1911. Отд. неофиц. № 51. С. 1458). В апр.-мае 1914 г. состоялось торжественное празднование 50-летия 1-го принесения чудотворной П. К. и. в Дмитровск (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Д. 98. Т. 1. Л. 115-115 об., 150-150 об.). Активно П. К. и. отправляли из Площанского мон-ря в составе крестных ходов в 10-х гг. XX в., особенно в 1913 г.

Списки

Первый список иконы находился в правой части трапезной Казанского собора в «столярном крашеном бирюзового цвета иконостасе с резным работы рококо - позлащенным балдахином на двух колоннах, в коем имеются клейма итальянской живописи, по правую и левую стороны вставлены две иконы Преподобных Печерских Антония и Феодосия. На Богоматери риза с венцом сребропозлащенным, устроенным в 1818 году… Весу в ризе с камнями и финифтями девять фунтов и семьдесят восемь золотников. Сверх того вкладывается в ризу Богоматери убрус, шитый жемчугом с помещением каменьев» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Ед. хр. 2842. Л. 6-6 об.). Во время пожара в храме, 16 нояб. 1879 г., икону нашли невредимой; акт о событии, составленный братией, отправили в Орловскую духовную консисторию, копия акта хранилась в Площанском мон-ре (В память 50-летия. 1897. С. 31-32. Примеч.).

Еще один список находился в монастырской ц. Сошествия Св. Духа на апостолов (1814-1815) по левую сторону царских врат, его украшали риза, изготовленная в 1762 г., и вложенный под нее «убрус, вынизанный жемчугом, тремя сердоликами и четырьмя бурмицкими зернами» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Ед. хр. 2842. Л. 16-16 об.).

Списки П. К. и. по стилистическим признакам условно делятся на 2 группы и атрибуируются подвизавшимся в монастырской иконописной мастерской в сер.- 2-й пол. XIX в. иером. Савватию и иером. Алипию.

Иером. Савватий

Площанская Казанская икона Божией Матери. 1866 г. Иконописец иером. Савватий (церковное собрание Орловской митрополии)Площанская Казанская икона Божией Матери. 1866 г. Иконописец иером. Савватий (церковное собрание Орловской митрополии) (Род. в 1823), из киевских мещан, окончил Киевское народное уч-ще. В Площанский мон-рь пришел в 1856 г., был определен рясофорным послушником, в 1865 г. принял постриг, в 1865 или 1866 г. рукоположен во диакона (Известия. 1866. С. 483), 8 июня 1869 г.- во иерея. С момента поступления в обитель занимался живописью (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 96. Л. 12, 13, 28). Основные признаки икон письма иером. Савватия: размер доски - ок. 70×90 см, тонкий левкас, золочение на полимент, масло. Фон темно-зеленый, в верхней части - горизонтальная цветовая растяжка в виде 2 полос. В фигуре Младенца акцент сделан на левой руке, немного приподнятой под гиматием, складки к-рого образуют окружность (подобное положение руки Богомладенца - на иконе Прокопия Чирина «Богоматерь Казанская», 1606, ГТГ). Ризы Богоматери и Богомладенца выполнены в 2 цветовых вариантах: в 1-м доминирует золотой цвет, во 2-м - красно-бордовый. Кайму украшают тончайшее золотое кружево, жемчужная отделка и касты с кабошонами. Манера личного живописная, стилизованная под «греческое» письмо, близка к произведениям иконописцев Киево-Печерской лавры. Лик Богоматери имеет ряд характерных черт: непропорционально крупные миндалевидные глаза написаны несимметрично, тяжелый длинный нос имеет небольшую горбинку, крупные ноздри, губы небольшие, выразительные, лик округлый, маленький подбородок подчеркнут глубокой тенью по контуру. На нижнем поле сохранилась надпись, выполненная стилизованным полууставом в 2, реже в 3 строки, содержащая сведения о протографе и дате написания иконы: «Копïя и мера съ чудотворной иконы Престыя бцы Казанской, жалованной блаженной памяти велики[ы]мъ государемъ царемъ и великимъ княземъ / Михайломъ Феодоровичемъ всея Россïи на благословенïе сей Богородицкой Площанской пустыни строителю ïеромонаху Прокопïю: [въ 1620 году] / [а] сïя икона писана въ богородицкой площанской пустыни въ 1864 [1866, 1870, 1879] году». В правом нижнем углу средника, на гиматии Младенца, как правило, располагался автограф иконописца («П. монахъ Савватiй», или «П. иерод. Савватiй», или «П. иеромонахъ Савватiй»). В ряду сохранившихся атрибуированных произведений иером. Савватия - икона «Вмч. Феодор Тирон» (1866-1869, Орловский краеведческий музей).

Площанская Казанская икона Божией Матери. 2-я пол. XIX в. Иконописец иером. Алипий (?) (ц. вмч. Димитрия Солунского в Дмитровкске)Площанская Казанская икона Божией Матери. 2-я пол. XIX в. Иконописец иером. Алипий (?) (ц. вмч. Димитрия Солунского в Дмитровкске)Сохранившиеся списки П. К. и. работы иером. Савватия: 1864 г. (поновлен, сохр. авторское доличное), 1870 г. (пожертвован Федором и Анной Чемисовыми в 90-х гг. XX в.) и 1879 г. в ц. вмч. Димитрия Солунского Дмитровска; местночтимый образ 1865-1866 гг. Свято-Духовской ц. Площанского мон-ря; 1866 г. в церковном собрании в Орловской обл.; 1869 г. в Русском Пантелеимоновом мон-ре на Св. Горе Афон (в серебряной с золочением ризе с перегородчатой эмалью и драгоценными камнями); 1888 г. в Серафимовской ц. С.-Петербурга (написан в ознаменование чудесного спасения семьи имп. Александра III во время крушения поезда в Борках; икону вручили вел. кн. Георгию Александровичу, после его смерти (1899) она перешла к вел. кн. Михаилу Александровичу и находилась в его дворце в С.-Петербурге, после Октябрьского переворота 1917 г. хранилась в семье управляющего дворцом С. Н. Пименова, в 1959 семья передала образ в храм; см.: Митрофан (Баданин), игум. 2010); в Крестовоздвиженском женском мон-ре в Севске Брянской обл. (значительно поновлен и записан); в Покровском мон-ре в пос. Климове Брянской обл. (в 2007 был передан из Площанской пуст.).

Неизвестна судьба находившейся до 1923 г. (ГАБО. Ф. 85. Оп. 1. Д. 599. Ч. 2) в брянском Петропавловском жен. мон-ре главной святыни обители - списка П. К. и. 1858 г., вероятно работы иером. Савватия. На чеканной ризе надпись: «Копiя и мера с Казанской чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы, жалованной блаженной памяти Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ и всея России, на благословенiе... Богородицкой Площанской пустыни строителю Прокопiю в 1620 году. Сiя икона писана в Богородицкой Площанской пустыни, в 1858 году» (Брянский Петропавловский мон-рь. 1886. С. 40). Икона была украшена сребропозлащенной ризой, 2-й оклад был унизан драгоценными камнями и жемчугом (ГАБО. Ф. 2515. Оп. 1. Д. 9. Л. 5).

Иером. Алипий

(Род. в 1827), автор 2-й группы списков иконы, происходил из мещан, окончил С.-Петербургское народное уч-ще, был пострижен одновременно с иером. Савватием. Помимо несения священнического служения занимался живописью и заведовал монастырской б-кой (ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 94. Л. 23, 100, 1868 г.). Основные признаки икон письма иером. Алипия (авторство предположительное): размер доски - ок. 70×90 см, техника масляная. Манера письма - в академических традициях 2-й пол. XIX в. Мафорий Богоматери темно-красный, с бордовыми заломами складок, с золотой отделкой риз; гиматий Богомладенца желто-коричневый, хитон белый, каймы - в виде золотой ленты с вышивкой крестом, украшенной овальными кабошонами, с жемчужной обнизью. Левая рука Младенца под гиматием опущена вниз. Светотеневая моделировка лика Богоматери менее контрастная, чем у иером. Савватия. Глаза миндалевидные, нос прямой, тонкий рисунок чуть приоткрытых губ более мягкий. Фон темный или полностью покрыт золочением с гравировкой по левкасу. Надпись на нижнем поле об истории чудотворной П. К. и. и автограф отсутствуют.

Сохранившиеся списки П. К. и.: в Крестовоздвиженском жен. мон-ре в Севске; в ц. вмч. Димитрия Солунского в Дмитровске (на нижнем поле надпись: «КАЗАНСКIЯ ПРЕСВЯТ. БЦА»); 1873 (1875?) г. в брянском Петропавловском жен. мон-ре (на нижнем поле надпись: «Сiя икона копiя имера чудотворнаго образа - Пресвятыя Богородïцы Казанскiя. въ Брянскомъ - Петропавловскомъ / девичьемъ монастыре. писана 1873 (1875 (?).- Авт.). года. 14. ноебря» (с тыльной стороны на врезные шпонки приделаны 2 медные ручки для ношения иконы во время крестного хода).

Арх.: РГИА. Ф. 834 (Рукописи Синода). Оп. 3. Ед. хр. 2842. Л. 3-16 об., 59. Описание Богородицкой Площанской пуст.; ГАБО. Ф. 85 (Брянский Губ. исполн. комитет). Оп. 1. Ед. хр. 599. Ч. 2. Протокол № 338 общего собр. граждан Петропавловского р-на и рабочей слободки 13 мая 1923 г.; Ф. 249. Оп. 1. Д. 114. Л. 45. Ведомость входящих бумаг; Д. 183. Приходно-расходная книга. Ведомость о состоянии Площанской пустыни. 1886 г.; Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 22 об. Послужные списки монашествующих. Ведомость входящих бумаг. 1867 г.; Ед. хр. 94. Л. 23, 100; Ед. хр. 96. Л. 12-131. Указы Орловской духовной консистории. Послужные списки монашествующих. 1868 г.; Д. 98. Т. 1. Л. 47-157 об. Циркуляры и предписания Орловской духовной консистории; Т. 2. Л. 255-360. Циркуляры и предписания Орловской духовной консистории; Ф. 508. Оп. 2. Ед. хр. 110. Л. 61.
Лит.: Описание Богородицкой Площанской пуст., сост. по запискам, хранящимся в монастырской ризнице, в 1853 г. СПб., 1855; Известия // Орловские ЕВ. 1866. № 9. С. 483; Брянский Петропавловский мон-рь: Мат-лы для истории сей обители и Елецко-Троицкого мон-ря. Брянск, 1886; Чудо Божией Матери от чудотворныя Ея Иконы «Казанския», что в Богородице-Площанской пуст. // Орловские ЕВ. Отд. неофиц. 1894. № 28. С. 843-844; В память 50-летия принесения в г. Севск чудотв. иконы Казанской Божией Матери из Площанской Богородицкой общежит. пуст. К., 1897; Воскресенский А. О религ.-воспитательном значении хождения с чудотв. иконами в России вообще и в Орловской епархии в частности // Орловские ЕВ. Отд. неофиц. 1911. № 3. С. 78; Посещение преосвящ. Григорием, еп. Орловским и Севским, приходов епархии в июле, авг. и окт. 1911 г. // Там же. Отд. неофиц. 1911. № 40, 41, 51; Духовное торжество в г. Дмитровске // Там же. Ч. неофиц. 1914. № 18. С. 501-502; Паломничество учащих и учащихся церк. школ Дмитровского уезда в Площанскую обитель Севского уезда // Там же. Ч. неофиц. 1914. № 24. С. 644-648; Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост.: А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 2001. Кат. № 13. С. 30; Злотникова И. В. Икона Казанской Божией Матери из Богородицкой Казанской Площанской пуст. // Православие и отеч. культура: наука, образование, искусство: Мат-лы Всерос. образоват. форума, с участием «Глинских чт.», 7. Орёл, 2006. Т. 3. С. 137-151; она же. Исторический аспект бытования чудотв. икон на Брянской земле // Прошлое глазами историков: К 230-летию Орловской губ.: Мат-лы науч.-практ. конф. Орёл, 2009. С. 259-275; она же. Списки Казанской иконы Площанского мон-ря: Атрибуция и датировка // «Дом Бурганова»: Пространство культуры. М., 2011. № 1. С. 119-132; она же. Чудотворные иконы Брянского края и их списки: Проблемы бытования и иконографии: АКД. М., 2011. С. 67-104; она же. Чудотворные и почитаемые Казанские иконы Брянского края и их атрибутированные списки // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Каз., 2016. С. 43-49; Митрофан (Баданин), игум. Моленная икона вел. кн. Михаила Александровича // Первая Петербургская науч.-ист. конф., памяти вел. кн. Михаила Александровича, 19 мая 2010. СПб. (ркп.: www.monarhist.ru/news2010/news_2010_05_19_2.htm).
И. В. Злотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также