ПОХВАЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том LVII, С. 638-640
опубликовано: 24 сентября 2024г.

ПОХВАЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Храм во имя свт. Николая Чудотворца. 1863–1872 гг. Фотография. 2007 г.Храм во имя свт. Николая Чудотворца. 1863–1872 гг. Фотография. 2007 г.(Шадринской и Далматовской епархии Курганской митрополии), находится в с. Боровском Катайского р-на Курганской обл. Основан по прошению еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) решением Синода РПЦ от 7 окт. 2000 г. при приходском храме во имя свт. Николая Чудотворца (1863-1872).

До 60-х гг. XIX в. с. Боровское Камышловского у. Пермской губ., располагавшееся на левом берегу р. Исети, относилось к приходу Богоявленской ц. (освящена 31 мая 1791) с. Катайского (ныне г. Катайск). 8 окт. 1863 г. в Боровском, насчитывавшем к этому времени более 1600 жителей, был заложен кирпичный храм (1863-1872), зимний придел к-рого освящен 10 мая 1869 г. во имя вмч. Димитрия Солунского, а летний, главный престол - 26 окт. 1872 г. во имя свт. Николая Чудотворца. Основной объем церкви - кубический 5-главый четверик с небольшой трапезной и ярусной шатровой колокольней. К 1902 г. насчитывалось 816 прихожан муж. пола и 790 - женского, которые занимались «хлебопашеством». При храме было построено 3 церковных дома, в с. Боровском имелись земское уч-ще и школа грамоты (Приходы и церкви. 1902. С. 441).

Крестильная церковь в честь св. прав. Иоанна Крон-штадтского. 2002–2003 гг. Фотография. 2007 г.Крестильная церковь в честь св. прав. Иоанна Крон-штадтского. 2002–2003 гг. Фотография. 2007 г.В 20-50-х гг. XX в. Никольский храм не закрывался. Рядом с ним селились монахи Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, на клиросе пели сестры из разоренных обителей, в т. ч. из Верхнетеченского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря и колчеданского Покровского жен. мон-ря Камышловского у. С сент. 1946 г. в Никольской ц. служил прот. Николай Павлович Рождественский (1890-1953), пригласивший московских художников для обновления настенных росписей. Он похоронен на сельском кладбище с. Боровского.

В 60-70-х гг. XX в. Никольский приход «среди сельских церквей» Курганской обл. имел «наиболее высокие доходы», помимо местных жителей его посещали верующие из Свердловска, Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово; самый высокий доход зафиксирован в 1976 г.- 67 115 р. В это время община располагала 5 небольшими жилыми домами. Здесь служили 2 священника (в т. ч. с 1959 - свящ. П. Н. Ездаков, в 1947 подвергшийся аресту, с 1961 - свящ. Александр Фомичёв) и диакон. Причем в 1961 г. священники Никольского прихода получали «самую высокую месячную зарплату» - 400 р., диакон - 200 р. (Федорченко. 2006. С. 76). Во время антицерковной кампании 60-х гг. XX в. власти регулярно «приостанавливали» службы в храме «под видом карантина». Причем Свердловский и Курганский еп. Климент (Перестюк) выражал по этому поводу обеспокоенность, в т. ч. в 1966 г. перед уполномоченным Совета по делам религий по Курганской обл. Е. А. Машнюком. В 60-70-х гг. XX в. настоятелем служил прот. Иоанн Левко, награжденный вместе с Никольской общиной Патриаршей грамотой. Власти неск. раз пытались привлечь его к уголовной ответственности, в т. ч. по обвинению в хищении денежных средств во время ремонта церкви. Однако прихожане в письме (2 марта 1975) уполномоченному Совета по делам религий заступились за пастыря, засвидетельствовав безупречность его служения (см. подробнее: Там же. С. 26-28).

Ок. 1992 г., при настоятеле (с 1989) свящ. Александре Никулине, при храме сложилась жен. монашеская община, после официального учреждения мон-ря ее возглавила игум. Васса (Ляпина).

В обители возведены деревянные рубленая крестильная ц. св. прав. Иоанна Кронштадтского (2002-2003), 5-главая (с крещатым завершением и шатровой звонницей) церковь-часовня Св. Троицы (2000-2001; уникальный иконостас сплетен из лозы), кирпичная ограда со св. вратами и с башенками, кельи, трапезная, гостиница. При П. м. имеются иконописная и швейная мастерские, скотный двор, действует воскресная школа.

Церковь-часовня Св. Троицы. 2000–2001 гг. Фотография. 2007 г.Церковь-часовня Св. Троицы. 2000–2001 гг. Фотография. 2007 г.В П. м. почитается сщмч. Аркадий Николаевич Гаряев. С 27 февр. 1914 г. он служил в Никольском храме с. Боровского, являлся законоучителем земского уч-ща и известным миссионером Пермской губ. За «усердную миссионерскую деятельность среди вогул Верхотурского края» он был награжден правом ношения набедренника (о нем см., напр.: Миссионерская поездка священника походной церкви, инородческого миссионера А. Гаряева // Екатеринб. ЕВ. 1910. № 29. Отд. неофиц. С. 597-602; Извлечение из отчета инородческого миссионера Екатеринбургской епархии, священника походной церкви Верхотурского у. Аркадия Гаряева // Там же. 1911. № 11. Отд. неофиц. С. 270-279; Извлечение из отчета инородческого миссионера свящ. Аркадия Гаряева за 1911 г. // Там же. 1912. № 9. Отд. неофиц. С. 199-206). В годы настоятельства свящ. Аркадия церковь была украшена иконами, написанными на Афоне.

14 июля 1918 г., когда свящ. Аркадий совершал венчание 2 пар молодоженов, в церковь ворвались пьяные красноармейцы-венгры (представители 1-го Уральского рабоче-крестьянского полка т. н. Красных орлов). Они отвели 39-летнего пастыря к оврагу ближайшего леса, заставили вырыть себе могилу и закололи штыками. С тех пор это место жители называли Поповскими Ямами. Неск. дней о судьбе батюшки ничего не было известно, а требы совершал свящ. Александр Ромулов, клирик из соседнего с. Черемисского. Позже останки свящ. Аркадия были обнаружены местными жителями и погребены близ Никольской ц. В похоронах принимали участие священники А. Ромулов и Аркадий Бирюков из с. Катайского. Спустя месяц еп. Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) посетил все «места страданий и смерти мучеников-иереев», в т. ч. и с. Боровское (Изв. Екатеринб. Церкви. 1918. № 16. С. 306). После гибели сщмч. Аркадия его вдова, Агрипина Евгеньевна (род. ок. 1883), работала в местной школе, воспитывала 2 сыновей: Михаила (род. в 1903) и Николая (род. в 1905).

17 июля 2002 г. решением Синода РПЦ свящ. Аркадий Гаряев был причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских (с 2013 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской). 14 июля, в день памяти священномученика, в монастыре совершаются праздничная служба и крестный ход к месту его убиения. 10 июня 2007 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших, состоялось обретение мощей сщмч. Аркадия Боровского, к-рое возглавил еп. Курганский Михаил (Расковалов). Рака с мощами святого находится в Никольском храме, справа от алтаря. Обретенные иерейский крест, напрестольный крест и Евангелие, с к-рыми похоронили сщмч. Аркадия, хранятся в монастырском музее. В обители над местом его погребения поставлена деревянная часовня с гробницей (2007). 13-14 июля 2018 г. в П. м. проходили мероприятия, посвященные 100-летию подвига сщмч. Аркадия, к-рые возглавили митр. Курганский и Белозерский Иосиф (Балабанов), епископы Шадринский и Далматовский Владимир (Маштанов) и Златоустовский и Саткинский Викентий (Брылеев). Рядом с Никольским храмом, в доме, где проживал новомученик, открыт музей.

Среди др. святынь в П. м. хранятся ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца (в алтаре Никольской ц.), почитаемые иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», «Споручница грешных», а также образ св. прав. Симеона Верхотурского с частицей его мощей, переданный в храм сщмч. Аркадием.

К дек. 2019 г. в П. м. проживали ок. 30 сестер, в клире мон-ря - 3 священника. Ежедневно совершается т. н. Богородичное правило, к-рое насельницы творят, проходя, как по Дивеевской канавке, по особой тропинке, окружающей монастырский Богородичный садик. В храме читается неусыпаемая Псалтирь, по воскресным дням перед Божественной литургией служится Параклис Божией Матери по чину Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря.

Арх.: Архив ЦНЦ.
Лит.: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екат., 1902. С. 441, 445; Епарх. известия // Екатеринб. ЕВ. 1914. № 10. Отд. офиц. С. 94; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 176-177; Печёрин А. В. «И след твой не угаснет»: (Сщмч. о. Аркадий Гаряев) // Чупинские краевед. чт., 3-и: Мат-лы конф. (Екатеринбург, 16-17 февр. 2006 г.). Екат., 2006. С. 210-215; он же. Зауральские новомученики: Жизнь и страдания. Далматово, 2018. С. 6, 89-175, 280-287; Федорченко М. Н. РПЦ на территории Курганской обл.: (1943 - нач. 2000-х гг.). Курган, 2006; Житие сщмч. Аркадия Гаряева, пресвитера Боровского. Екат., 2007; Похвалы Божией Матери жен. мон-рь // Рус. мон-ри: Юж. Урал и Зауралье. М., 2007. С. 422-439; Сщмч. Аркадий Гаряев и Боровской жен. мон-рь Похвалы Пресв. Богородицы: (К 10-летию канонизации и 5-летию обретения честных мощей сщмч. Аркадия пресвитера). Курган, 2012; Константин (Горянов), архиеп. Православие в Зауралье: К 20-летию образования Курганской и Шадринской епархии // Вестн. Екатеринб. ДС. 2013. Вып. 2(6). С. 12-53; Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Тверь, 2016. Июль. Ч. 1. С. 4-9.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также