(† 7.09.1328), свт. (пам. 7 сент., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский (1311-1328). Основные сведения о П. содержатся в тверском, московском и новгородском летописании XIV-XV вв., а также в созданной в 1327 г. Первоначальной редакции Жития св. митр. Петра Московского и в «Повести о Петре царевиче» (Житии прп. Петра Ордынского) сер. XIV-XV в.
Впервые П. в сане игумена упомянут в Житии свт. Петра Московского, митр. Киевского, наряду с еп. Ростовским Симеоном как участник Собора в Переяславле (ныне Переславль-Залесский) 1310 - нач. 1311 г., на к-ром в присутствии посланцев К-польского патриарха свт. Афанасия I и сыновей блгв. кн. Тверского, вел. кн. Владимирского Михаила Ярославича - кн. Димитрия Михайловича Грозные Очи и блгв. кн. мч. Александра Михайловича Тверских обсуждались обвинения еп. Тверского Андрея в адрес митр. Киевского свт. Петра (Клосс. 2001. С. 29). 21 марта 1311 г. П. поставлен свт. Петром в Твери на кафедру Ростова, оставленную еп. Симеоном, причем летописцем указано, что «сии Прохор прежде был архимандрит у святого Спаса в Ярославле» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36; Т. 18. С. 87). Ярославль издавна находился в составе Ростовской епархии, архимандрития же в нем возникла в кон. XIII - нач. XIV в., при св. блгв. кн. Смоленском и Ярославском Феодоре Ростиславиче Чёрном и его сыне, блгв. кн. Давиде, когда Ярославское княжество окончательно вышло из-под контроля ростовского княжеского дома. Было даже предположение, что 1-м архимандритом Ярославским мог стать именно П. (Черкасова. 1987. С. 42). Поставление П. в епископы закрепило наметившуюся ранее (с перемещением митр. Киевским свт. Максимом с Владимирской на Ростовскую кафедру еп. Симеона) тенденцию, по к-рой выбор кандидатур на епископство в Ростове осуществлялся митрополитами уже без видимого участия в этом ростовских князей. В 1319 г. вместе с кн. Ярославом Стародубским П. прибыл в Тверь, чтобы пригласить блгв. кн. мч. Александра Михайловича во Владимир-на-Клязьме на переговоры о примирении с вел. кн. Георгием (Юрием) Данииловичем (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 40). Тверской князь заключил мир с вел. кн. Юрием и забрал из Москвы тело своего отца - блгв. кн. Михаила Ярославича, казненного в Орде. С учетом того, что годом раньше московский князь убил также прибывшего к нему из Твери с мирными предложениями от блгв. кн. Михаила посла Олексу Марковича, подобная посольская миссия могла оказаться рискованной, а выбор кандидатов для нее, видимо, определялся их нейтральной позицией и авторитетом для тверского князя. Следующее упоминание П. содержится в «Повести о царевиче Петре» и связано с известной по летописям и Житию прп. Сергия Радонежского «Ахмыловой ратью». В 1322 г. сопровождаемый московским кн. Иоанном I Даниловичем Калитой ордынский посол Ахмыл с войском сжег Ярославль. Когда, согласно «Повести...», он затем двинулся к Ростову, ростовские князья бежали из своего города, и П. сначала также хотел бежать, но правнук прп. царевича Петра, Игнат, догнал владыку и, угрожая ему обнаженным мечом, убедил выйти вместе с ним с крестами и хоругвями навстречу Ахмылу (Белякова. 2009. С. 80-81). Торжественная встреча и последовавшее затем исцеление П. заболевшего сына Ахмыла отвратили от Ростова ордынский гнев. По словам автора «Повести...», пораженный Ахмыл воскликнул: «Праведен еси, господине епископе Прохоре, яко молитва твоя воскреси сына моего!» - и дал владыке и клиру значительное пожертвование.
Вместе с митр. Петром и другими съехавшимися на Собор в Москву архиереями П. 23 февр. 1326 г. участвовал в погребении убитого в Орде вел. кн. Димитрием Михайловичем кн. Юрия Даниловича (ПСРЛ. Т. 18. С. 90; Т. 25. С. 167; НПЛ. С. 97). После кончины свт. Петра (20 дек. 1326) П. в 1327 г. встретил во Владимире прибывшего из Орды на великое княжение кн. мч. Александра Михайловича Тверского и, видимо, возглавил церемонию его посажения на стол в кафедральном Успенском соборе, а 14 авг. того же года освятил великим священием заложенный еще свт. Петром Успенский собор в Москве (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 44). Эти обстоятельства служат основой для предположения, что после кончины свт. Петра П. исполнял обязанности местоблюстителя главы Русской Церкви. Еще до приезда на Русь нового митрополита, свт. Феогноста, 7 сент. 1328 г. П. скончался (Там же. Стб. 44-45). Внимание к П. в Житии свт. св. митр. Петра, а также зафиксированное летописцами участие этого епископа в событиях, тесно связанных с деятельностью митрополита, заставляют предположить, что Ростовский владыка изначально свой политический выбор сделал в пользу свт. Петра, и то обстоятельство, что князья Ростова в то время оказались вовлечены в ослабившую их борьбу Твери и Москвы за великое княжение, лишь подкрепило решение П. об ориентации на митрополичью кафедру.
С упоминанием в старшем изводе Первоначальной редакции Жития свт. Петра о чтении П. во владимирском Успенском соборе жителям и вел. кн. мч. Александру Михайловичу свитка с известием о чуде от гроба св. митрополита (Клосс. 2001. С. 31), случившемся в Москве в янв. 1327 г., связано, судя по всему, ошибочное приписывание П. в заголовках позднейших изводов этой редакции Жития свт. Петра авторства данного памятника: «Преставление Петра митрополита всея Руси, а се ему чтение Прохора епископа ростовского». Однако установлено, что Житие, в котором П. последовательно именуется в 3-м лице и назван преподобным, было создано (во время отсутствия П. в Москве) лицом, близким к почившему митрополиту и, возможно, принадлежавшим к клиру московского Успенского собора (Кучкин. 1962. С. 66-67). Предположение, согласно к-рому П. мог быть автором не Жития, а лишь «Поучения Петра митрополита, егда препре тверскаго епископа Андрея в соборе», присоединенного к младшему изводу Первоначальной редакции Жития, не имеет подтверждений и основано лишь на стремлении примирить противоречия, возникающие в связи с отказом от атрибуции П. приписываемого тому Жития свт. Петра. При этом ни само «Поучение...», ни выделяемое в его составе Похвальное слово (Похвала) свт. Петру в рукописях, как указал Г. М. Прохоров, сами по себе никогда не связываются с именем П., т. е. не обнаруживается в них и реконструируемого в рамках этой гипотезы принадлежащего П. «Чтения на память митрополита Петра», независимого от текста его Жития. Свитку со сведениями о чудесах от гроба свт. Петра, написанному кн. Иоанном Калитой и прочитанному, согласно Житию, П. с амвона Успенского собора, «Поучение…» также не может быть идентично, поскольку, как отмечалось исследователями, оно было создано на основе «Поучения на память апостола или мученика», «Поучения на память апостола Марка», «Поучения в неделю по рождестве Иоанна Предтечи» и принадлежит к иному жанру.
Высказывались также мнения, что в Житии свт. Петра описан некий имевший место в 1327 г. (в историографии датируется также 1328 г.) во Владимире «канонизационный собор», посвященный включению свт. Петра в число чтимых Церковью святых, вероятно инициированный П. и проходивший под его председательством. Однако в этом эпизоде Жития явно говорится о соборе как о месте чтения отправленного из Москвы свитка с рассказами о чудесах, т. е. о церковном здании и центре кафедры, где собрался народ (согласно свт. Киприану, в связи с «сборным» и «праздничным» днем - Клосс. 2001. С. 44), и о клире кафедральной церкви («святой собор»). С учетом отсутствия тогда на Руси митрополита (и с тем, что во Владимире в тот момент не было иных архиереев, кроме самого П.) речь идет скорее не о соборном деянии, а о публичном прославлении митр. Петра, не предполагавшем прямых канонических последствий.
С именем П. достаточно убедительно связывается происходящее из Спасского собора ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря Фёдоровское Евангелие 2-й пол. XIV в., среди роскошных миниатюр к-рого помимо изображений 4 евангелистов имеется образ вмч. Феодора Стратилата, соименного св. блгв. кн. Феодору Ростиславичу, старшему современнику П. в ранний период его духовной карьеры, в 1299 г. принявшему постриг и погребенному в ярославском Спасском мон-ре, где впосл. настоятельствовал П., основателю правившей в то время 2-й династии ярославских князей. Кроме того, что уникально для рус. иллюминированных Евангелий той эпохи, на миниатюре с изображением ап. Иоанна Богослова записывающий его Откровение ученик Прохор - святой, соименный П., изображен необычно крупно и с надписью: «агиос Иоанн възглашает Прохору святое Евангелие писати», практически на равных соучаствующим с апостолом в создании свящ. текста.
В средневек. период день памяти П. чтился наряду с днями памятей проч. усопших Ростовских владык. Он упомянут 24-м в летописном перечне епископов Ростова 1396 г., после еп. Симеона и перед еп. Антонием (ПСРЛ. Т. 24. С. 165). В «Синодике в Неделю Православия» новгородского Софийского собора кон. XVI в. П. также поминается наравне с остальными и не включен в число особо названных там Ростовских «священноепископов» («Синодик в Неделю Православия». 2018. С. 68).
На иконе прп. царевича Петра Ордынского с житием из собора ростовского Петровского монастыря, созданной между 1684 и 1748 гг. (ГМЗРК), имеется клеймо с изображением возглавляемого правнуком прп. Петра Игнатом и П. шествия с крестом и хоругвью навстречу ордынцам во главе с увенчанным царским венцом Ахмылом, причем П. представлен с нимбом. Изображение следует соотнести с чудом исцеления сына Ахмыла, к-рое совершилось по молитве П. Этот эпизод содержится в «Повести о Петре царевиче» и служит основой для житийных клейм иконы (Мельник. 1995. С. 107).
На протяжении XVIII - сер. XIX в. постепенно происходит отождествление с П. упоминаемого в позднейшем (предварительно датируемом М. Д. Каган и А. А. Туриловым XVII в.) «Сказании о иконе Богоматери Толгской» архиеп. Ростовского свт. Трифона, к-рому, согласно «Сказанию...», явилась чудотворная икона и к-рый позднее основал на месте чуда Введенский Толгский монастырь. Еще в «Летописце о ростовских архиереях» Ростовский свт. Димитрий (Савич (Туптало)) с опорой на летописные данные указал, что в названном в «Сказании...» в качестве даты чуда явления иконы 1314 г. епископский стол занимал не свт. Трифон, а П. На этой основе, судя по всему, возникло предположение об идентичности удостоившегося чудесного явления образа Пресв. Богородицы свт. Трифона и П., и во включенном под 8 авг. в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского «Сказании о явлении и чудесах от иконы Богоматери Толгской» имя архиерея - свидетеля чуда и основателя Толгского мон-ря Трифон, содержавшееся в более ранних редакциях «Сказания...», оказалось заменено именем Прохор. Это отождествление епископов Прохора и Трифона отмечается не во всех трудах XVIII - 1-й пол. XIX в.: его нет, напр., в «Истории российской иерархии» еп. Амвросия (Орнатского), где после еп. Симеона и перед П. в качестве «сомнительного» помещен «еп. Трифон I», к-рый «пишется на явленной иконе Пресв. Богородицы Тобольския, но нигде более не упоминается» (ИРИ. 1807. С. 117). Прот. М. А. Диев предполагал, что под именем Трифона в «Сказании о Толгской иконе…» скрывается ушедший на покой предшественник П., еп. Симеон, поскольку его преемник, П., не может быть Трифоном в «Сказании...», т. к. и после 1314 г. постоянно упоминается в летописях под своим прежним именем (Диев. 1890. С. 32-33). Однако из-за популярности многократно переиздававшихся Четьих-Миней постепенно утвердилась т. зр., что Трифон - это П.
С этим этапом можно связать упоминание в одном из 2 опубликованных Г. Д. Филимоновым «Иконописных подлинников сводной редакции» XVIII в. «Прохора архиепископа Ростовского, нового чудотворца». Память этого святителя отнесена там к 7 сент.- дню кончины П., но при этом ему в соответствии со «Сказанием...» уже присвоен ставший постоянной принадлежностью занимающих Ростовскую кафедру архиереев лишь с 1448 г. сан, которым обладал реальный архиеп. Трифон (1462-1467). В свою очередь в рукописной «Книге, обдержащей в себе собрание всех российских святых...», данные к-рой о «непрославленных святых» по одному из списков использовались Н. П. Барсуковым, указан «святый Прохор, епископ Ростовский», находящийся там в разделе Ростовских святых (ср.: «Святый Прохор епископ престтавися в лето 6000 месяца сентября во 2 день» - Описание о российских святых. С. 94).
В среде ярославских краеведов появилась гипотеза, что имя Трифон П. мог получить в схиме, вероятно им принятой. Впервые это утверждение встречается в труде С. А. Серебренникова (Серебренников С. А. Краткое ист. описание ярославского Толгского мон-ря // Ярославские ГВ. 1845. № 3. С. неофиц. С. 4). Его мнение было поддержано др. авторами (Крылов А. П. Ист.-стат. обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 15; Нил (Исакович). Ярославский Спасо-Преображенский мон-рь, что ныне архиерейский дом. Ярославль, 1862. С. 39, 82). Однако средневек. источники о пострижении П. в схиму ни непосредственно перед кончиной, ни ранее не сообщают и Трифоном его никогда не именуют, к тому же вряд ли с традиционно предсмертным пострижением в 1314 г. могли быть совместимы путешествие архиерея в основанный не ранее 1397 г. Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, о к-ром также говорится в этом эпизоде «Сказания...», как и последующее управление кафедрой схиепископом на протяжении 13 лет. Именно как Прохор этот епископ Ростовский поминался не только в синодиках ростовского Успенского собора XVII в., но и в современном им синодике Спасо-Ярославского мон-ря, где в случае принятия им там схимы должно было сохраняться его схимническое имя.
В итоге распространения версии об имени Трифон как о схимническом имени П. существовавшее ранее местное почитание погребенного в Спасо-Ярославском мон-ре Ростовского архиеп. Трифона (пам. 1(14) февр.) в сер. XIX в. совместилось с возникшим почитанием в Ярославле П. как основателя Толгского Введенского мон-ря, причем местом его погребения с этого времени начинает считаться та же Трифоновская часовня у стен собора Спасского мон-ря в Ярославле, где с 1468 г. покоился архиеп. Трифон. Характерно, что на фреске часовни, появившейся после ее перестройки в 1830 г., изображено явление чудотворной Толгской иконы Божией Матери архиеп. Трифону, а не П., в самой же часовне по описаниям были известны погребения лишь одного свт. Трифона (справа от входа) и местно почитавшегося на протяжении XVIII-XIX вв. схим. Савватия, погребенного, как указывала запись 1698 г., «налево к святителю Трифону». Однако в краеведческих и церковно-исторических изданиях с сер. XIX в. предположение о тождестве архиеп. Трифона в «Сказании...» и П. и о том, что на самом деле в Трифоновской часовне покоятся оба иерарха, и П. или еп. Трифон, и архиеп. Трифон, уже обретает характер факта: как было отмечено прот. И. Д. Троицким, «предки наши знали и мы знаем блаж. епископа Прохора более под именем Трифона». При этом П. уже воспринимается как хотя еще и не канонизованный, но удостоившийся при жизни чудесного явления иконы и достойный «по смерти своей приблизиться к лику святых», мощи к-рого остаются пока под спудом (Соколов. 1904. С. 21). Упоминание Ростовского свт. Трифона в тропаре иконе Божией Матери Толгской с того времени тоже уверенно относится к П. Архим. Леонид (Кавелин) в 1891 г. указывал, что П. «погребен в ростовском соборном храме» (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 161).
Дополнительным фактором, способствующим распространению почитания Ростовского святителя, связываемого со Спасо-Ярославским мон-рем, служило то обстоятельство, что с 1788 г. эта иноческая обитель была преобразована в архиерейский дом архиепископов Ярославских и Ростовских. В 80-х гг. XIX в. уже отмечается совершение мн. панихид по П. «над его гробницею» не только в день памяти святителя, но и в прочие, а также глубокое уважение к его памяти у народа (Ярославский Спасо-Преображенский мон-рь, что ныне архиерейский дом. М., 1881. С. 93), при этом по отношению к архиеп. Трифону подобного нет.
10 марта 1964 г. П. (в схиме Трифон) и архиеп. Трифон причислены к Собору Ростово-Ярославских святых.
Изображения П. встречаются в иконописи, книжной миниатюре, ростовской финифти, мозаике, где его в зависимости от сюжета называют Прохором или Трифоном. Согласно текстам иконописных подлинников XVIII - 30-х гг. XIX в. под 7 сент., П. (именуется Прохором, иногда «новым чудотворцем») «подобием рус, брада аки Богословля, ризы святительския со омофором, в руках Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 31; Большаков. Подлинник иконописный. С. 28; см. также краткий вариант: ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 56) или «подобием рус, брада аки Златоустова, риза багор, испод празелень, амофор и Евангелие» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 30; в ркп. кон. XVIII в. к этому добавлено: «...инде пишет: рус, брада Богословля, ризы святительстия со амфором» (БАН. Двинск. № 51. Л. 83 об.)). В рукописи «Полный месяцеслов всего лета…» 1850 г., составленной диаконом ростовской Лазаревской ц. Василием Поникаровским на основе древнего подлинника 1658 г., написано: «Преставление св. Прохора в схиме Трифона, епископа Ростовского. Сей бе рус в проседь, власы до плеч, брада средняя. В омофоре и фелони или в мантии со скрижальми и струями, в левой руке посох» (Архив ГМЗРК. Р-58. Л. 73).
Наиболее ранними являются изображения П. в цикле миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том - БАН. 31.7.30-1. Л. 230, 287 об., 303, 320 об.; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 7: 1290-1342 гг.). Здесь в составе цикла о свт. Петре, митр. Киевском и всея Руси, представлены, в частности, участники Собора в Переяславле, в т. ч. «преподобный Прохор, игумен тогда сый» (в композиции, вероятно, монах в клобуке с воскрилиями, без нимба). На др. миниатюре проиллюстрировано поставление П. «епископом Ростову»: на фоне одноглавого храма возле престола свт. Петр благословляет склонившегося епископа в фелони и омофоре, без нимба, по сторонам - знать в княжеской одежде и духовенство. В своде показаны освящение Успенского собора Московского Кремля (П. в фелони, омофоре, митре, с Евангелием в руке возглавляет группу духовенства), а также преставление П. (в одной композиции с хиротонией свт. Антония во епископа Ростовского): в верхней части листа изображен одр с лежащим в богослужебном облачении владыкой, по сторонам - монахи, священник с Евангелием и бояре. Облик П. не имеет персональных признаков, длина и форма бороды варьируются.
В составе циклов чудес от Толгской иконы Божией Матери представлена история обретения образа. Литературной основой композиций в клеймах на подобных иконах послужило «Сказание о иконе Богоматери Толгской», сложившееся, очевидно, в XVII в. (Турилов А. А. Малоизвестные памятники ярославской литературы XIV-XVIII вв.: (Сказания о ярославских иконах) // АЕ за 1974. М., 1975. С. 169-171). Как правило, иллюстративный ряд начинается с чудес, происшедших при явлении иконы свт. Трифону, еп. Ростовскому. На самой ранней известной иконе - 1655 г., происходящей из ц. Воздвижения Креста в Толгском Введенском мон-ре под Ярославлем (ЯХМ), он показан в первых 6 клеймах, без нимба, за исключением последнего сюжета, облачен в белый клобук (с воскрилиями) и темно-коричневую архиерейскую (с небольшими скрижалями и источниками) мантию. В сцене с освящением храма и основанием Толгского мон-ря на нем митра, золотистая фелонь и белый омофор. На раме к Толгской иконе Божией Матери кон. XVIII - нач. XIX в. (из ростовской ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», ГМЗРК) сюжеты 4 клейм верхнего ряда посвящены истории явления чудотворного образа и основанию Толгской обители. В 1-м клейме П. (подписан как Трифон) представлен трижды: молящимся в шатре, идущим с посохом в руке по нерукотворному мосту через Волгу и стоящим на коленях перед образом Богоматери. Подобные изображения помещены и во 2-м клейме: П. сидит в шатре в окружении монахов, идет по мосту, возвращается с иконой в руках. В этих композициях на нем розовая ряса и белый клобук с крестом. Последующие события разворачиваются на фоне храма: в 3-м клейме монахи молятся перед обретенной святыней, а на переднем плане в одной из лодок сидит епископ в черной рясе и белом клобуке; в 4-м клейме П., одетый в синий подризник, золотисто-красную фелонь, белые омофор и клобук, шествует с жезлом в руке в центре многолюдного крестного хода с явленной иконой. На створках складня-кузова с Казанской иконой Божией Матери изображены Толгская (слева) и Феодоровская иконы Божией Матери со сказаниями, выполненные мастером круга Гурия Никитина в посл. четв. XVII в. (ГИМ). В цикле из 8 клейм к Толгской иконе рассказывается об истории обретения этого образа (кроме последней композиции). На святителе зеленая ряса и красно-коричневая мантия с золотыми разделками, белый клобук (с красным крестом); у него округлая борода с небольшой проседью. Др. иконы с клеймами явления Толгской иконы Божией Матери посл. четв. XVII-XVIII в. хранятся в ГИМ, в УКМ, в ЯХМ (рама из Успенского собора Ярославля, см.: Ярославский худож. музей: 101 икона из Ярославля. М., 2007. С. 126, 146. Кат. 98), в частных собраниях. Композиционное решение сюжетов варьируется, П. (Трифон) обычно представлен в архиерейской мантии, темном или светлом клобуке.
С XVIII в. получили распространение самостоятельные изображения на сюжет «Явление иконы Пресв. Богородицы еп. Трифону». Так, на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМЗРК) святитель изображен в мантии стоящим на коленях с разведенными руками перед Толгским образом Божией Матери («на воздусе»), сияние от к-рого освещает местность красноватыми отблесками. Икона нач. XX в. (ГМЗРК) состоит из вставленного в центр иконной доски Толгского образа и его живописного обрамления (исполнены в разных манерах): золотофонная икона помещена туда, где изображена крона дерева; ниже на коленях стоит П. (монах без головного убора, длинные волосы спадают на плечи, именующей надписи нет) с воздетыми руками, в профиль, рядом лежит посох. Этот сюжет писали на финифти, напр. на образке нач. XX в. (ГМЗРК): на безлюдной холмистой местности святитель коленопреклоненно молится (скорее указывает руками на чудо) перед Толгской иконой Божией Матери, стоящей в ветвях дерева, от к-рого изливается широкий поток света (аналогичные эмалевые иконы имеются в собраниях РИАМЗ, Вытегорского объединенного музея). У П. впалые щеки и небольшая окладистая седая борода, из-под черных риз и куколя видны зеленая ряса и синяя схима. Варианты композиционного решения сюжета известны также на иконах XIX - нач. XX в. из собраний ГИМ (П. изображен с короткой седой бородой, в профиль, в монашеской одежде), ЦМиАР (святой в архиерейской мантии и темном клобуке, на земле лежит жезл), Толгского мон-ря (П. с непокрытой головой, у него густые волнистые волосы), из частных коллекций (см., напр.: Русские святые: Кат. выст. / Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 107, 255. Кат. 8). Вероятно, небольшие «раздаточные» образки с этим сюжетом писали к празднованию 600-летия явления Толгской иконы в 1914 г. Тогда же в Костроме изготовили серебряные и латунные жетоны в память об этом событии (экземпляры в частном собрании).
В последнем клейме иконы «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Икона «Преподобный Петр, царевич Ордынский, в житии» // ПКНО, 2002. М., 2003. С. 342) П. представлен, согласно тексту «Повести о Петре, царевиче Ордынском», во главе крестного хода жителей Ростова, остановившего в 1322 г. татар. рать Ахмыла. Святитель в богослужебном облачении (темно-зеленая с золотым орнаментом фелонь и малиновый подризник, на голове митра) стоит слева на переднем плане, рядом с ним, вероятно, изображены потомки прп. Петра, царевича Ордынского. У П. тонкие черты лица, окладистая средней длины темно-русая борода с легкой сединой, правой рукой он благословляет; вокруг головы нимб, но в надписи имя не указано («послуша его владыка и со всем клиросом облечеся во свещеныя ризы…»).
Во 2-й пол. XIX в. на иконах «Собор Ростовских святых» стали изображать менее известных Ростовских подвижников, в т. ч. местночтимых архиереев. В ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове находятся 2 иконы такого извода. В композиции 1838 г. П. (в фелони, омофоре и митре, с темно-русыми волосами и седоватой бородой, в руках Евангелие) изображен 2-м от центра во 2-м ряду слева, стоящим за свт. Феодором. На иконе посл. четв. XIX в. П. (тоже в богослужебном облачении, без митры, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие) представлен справа во 2-м ряду, у него лоб с залысиной, русые волосы и небольшая борода с проседью. На иконе «Собор Ростовских и избранных святых» сер. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца на Всполье в Ростове) образ П. с непокрытой головой помещен слева во 2-м ряду: он рус, длинноволос, борода немного длиннее, чем на др. изображениях, раздвоена на конце. На всех иконах этого извода назван св. Прохором епископом.
Образ П. включали в иконописную композицию «Собор всех российских чудотворцев», созданную в 30-х гг. XVIII в. каргопольским мастером Даниилом Матвеевым и стоявшую в местном ряду иконостаса Богоявленской соборной часовни Выговской пуст. Этот извод воспроизводился на иконах кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (МИИРК, ГРМ (1814, П. Тимофеев), ГТГ, ГИМ, старообрядческие и частные собрания; см., напр.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; Образы рус. святых в собр. Ист. музея / ГИМ. М., 2015. С. 390-399. № 93). Образ П.-средовека (с короткими волосами и небольшой бородой, голова не покрыта) помещен в левой группе святителей в ряду Ростовских чудотворцев. На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) изображение П. располагается в группе святителей 1-м от центра в 3-м ряду (без клобука, в руке Евангелие). На центральной иконе триптиха с рус. святыми кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ) фигура П. с нимбом (надпись: «с прохоръ рос») помещена во 2-м регистре сверху среди Ростовских чудотворцев (представлен с непокрытой головой, фелонь крещатая, в руках Евангелие).
В 1690 г. артелью ярославских и костромских мастеров выполнена роспись Введенского собора Толгского мон-ря, где святитель (без нимба) присутствует в неск. композициях (в т. ч. «Строительство храма», «Поклонение образу Пресв. Богородицы в день освящения храма»). На сюжеты «Сказания…» выполнены росписи сев. крыльца (1703-1704) ярославской ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Толчкове. Изображение «Явление Толгской иконы Божией Матери еп. Трифону» имеется также в программе росписи, вероятно, 1-й пол. XIX в. с поновлениями Толгской ц. Ростова (на своде трапезной, см.: Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 91, 93).
В ярославском Толгском мон-ре свт. Трифон представлен в центре группы избранных святых над аркой ворот Никольской ц. Изображения выполнены в технике мозаики в 90-х гг. XX в. ярославским худож. Н. А. Мухиным. Святитель показан прямолично, коленопреклоненным, с молитвенно разведенными в стороны руками, в необычной одежде (мантия с источниками, омофор, белый куколь). Совр. росписи с рассказом о явлении Толгской иконы находятся в сев. воротах обители. Изображение П. включается в совр. композиции «Собор Ростовских чудотворцев», в циклы чудес от Толгской иконы Божией Матери.