Свердловская область субъект РФ, входит в состав Уральского федерального окр. Расположена в центральной части Урала, граничит на западе с Пермским краем, на севере с Республикой Коми и Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке с Тюменской областью, на юге с Курганской и Челябинской областями и Башкортостаном. Площадь - 194 307 кв. км. Население - 4 290 067 чел. (2021) (4 044 416 чел. в 1959, 4 716 768 чел. в 1989, 4 320 677 чел. в 2014). Национальный состав: русские (90,6%), татары (3,5%), украинцы (0,9%), башкиры (0,8%), немцы (0,3%) и др. (2010). Адм. центр - Екатеринбург (14 окт. 1924 - 4 сент. 1991 Свердловск). С. о. разделена на 30 районов (2017), включает 25 городов обл. значения, 4 закрытых административно-территориальных образования (ЗАТО), 26 поселков городского типа, 1841 сельский населенный пункт.
Археологические находки свидетельствуют о том, что в сер. II тыс. до Р. Х. изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноморье, соперничая с изделиями с Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников («чудские копи»). Так, Гумёшевское месторождение меди было открыто благодаря сохранившимся следам древних горных работ. Первое письменное упоминание о территории, занимаемой С. о., находится в «Истории» Геродота (страна исседонов далеко на север от Скифии). Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливки оружия и предметов домашнего обихода.
Коренное население Ср. Урала до прихода русских - башкиры, сибир. татары, манси, ханты - жило преимущественно вдоль рек. Занималось охотой, рыболовством, бортничеством, реже земледелием и скотоводством. Колонизация Зауралья русскими началась после похода Ермака Тимофеевича (1582-1583): Ермак разбил войска сибир. хана Кучума и присоединил Сибирь к рус. владениям. С этого момента началось переселение русских из центральных частей России на Урал и в Зауралье. Освоение территории сопровождалось строительством городов и укрепленных городков, они становились также центрами сбора дани с местного населения. Увеличение грузообмена между центральной частью Российского гос-ва и Уралом и Сибирью поставило задачу поиска короткого пути. Его проложил соликамский посадский человек А. С. Бабинов († после 1619). Бабиновский тракт шел от Соли Камской (ныне Соликамск, Пермский край) до Верхотурья (проложен в 1595-1597), позднее до Тюмени через леса и болота, сократив путь более чем на тысячу верст по сравнению с прежней Чердынской дорогой. На р. Туре, на месте, куда выходил Бабиновский тракт, издревле стоял городок мурзы Епанзы (Япандзы), повелевавшего мн. татарами и вогулами. В 1598 г. русские поставили здесь крепость Верхотурье, вскоре была образована таможня. Город стал играть заметную роль в жизни всего Зауралья. Ниже по течению Туры, на пути в Тюмень, построили еще город, назвав его Туринск. Оба города стали впосл. уездными центрами, а Туринск еще и центром хлебопашества. В нач. XVII в. строились города, образовывались поселения (слободы) по берегам рек Нейва, Ница, Ирбит, Пышма, Исеть. В основном здесь поселились выходцы из новгородских земель, к-рые принесли на Урал свои кустарные промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное и ткаческое. Преимущественным занятием сельского населения в то время было хлебопашество: выращивали рожь, овес, пшеницу, ячмень, гречиху, лен.
Легкодоступные залежи бурого железняка позволили построить на Урале железоделательные заводы. Первый был создан в 1628-1630 гг. около Рудной слободы, на р. Нице, впосл. назван Ницинским (первоначальное название - «Невьянское рудное и железное дело»). Между озерами Таватуй, Аятское и Исетское, в верховьях р. Нейвы, в 1669 г. начал давать продукцию железоделательный завод Д. А. Тумашева - Федьковский завод. Железо на них плавилось непосредственно из руды сыродутным способом (в горнах) с применением ручных мехов. Индустриализация Урала шла ускоренными темпами. Были построены гос-вом десятки заводов, изменивших облик края. Завод-первенец проработал ок. 70 лет, ежегодно выплавлял по 400 пудов железа. Федьковский завод работал до 1675 г., дал начало кустарным металлическим промыслам. Интенсивное строительство заводов на Урале шло в 1722-1734 гг., когда их было создано более 20. Это связано с деятельностью династии Демидовых, к-рым был передан казенный Невьянский завод. В 1721 г. по указу имп. Петра I Алексеевича на берегах р. Исеть началось строительство крупнейшего в России железоделательного Екатерининского завода. Датой рождения буд. Екатеринбурга стал день 7 нояб. 1723 г., когда в цехах был осуществлен пробный пуск кричных боевых молотов. Строительство завода началось по инициативе В. Н. Татищева, к-рого поддержал Г. В. де Геннин. По предложению Татищева завод-крепость нарекли Екатеринбургом в честь имп. Екатерины I Алексеевны. Екатеринбургский завод в первые годы превосходил по технологической оснащенности все иные металлургические предприятия страны.
Подавляющее большинство железоделательных заводов того времени размещалось в южной и центральной частях совр. С. о.- на реках Чусовая, Исеть, Тагил, Нейва. Единственная судоходная река - Чусовая - позволяла транспортировать грузы в центральную часть России. Именно поэтому заводы строились по возможности ближе к реке, получали по ней с запада лес и рабочую силу, с востока - сырье. К сер. 30-х гг. XVIII в. Ср. Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67% выплавки чугуна в России, Н. Д. Антуфьев (Демидов) стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. Высоко ценилось качество уральского железа во всем мире, даже англичане покупали демидовское железо, отмеченное клеймом в виде соболя. В сер. XVIII в. были построены еще 24 завода. Строительство происходило и в труднодоступных местах, не привязанных к судоходным рекам. Это объяснялось открытием новых богатых рудных месторождений. Развивалась и медеплавильная промышленность. Было создано неск. медеплавильных заводов на базе богатейших Турьинских месторождений медных руд. Крупнейшим заводом того времени стал Богословский. В сер. XVIII в. в окрестностях Екатеринбурга началась добыча золота. В 1753 г. создан Берёзовский золотопромывальный завод на р. Берёзовке. В 7 верстах от него в 1763 г. заработал Пышминский золотопромывальный завод. В Екатеринбурге была открыта золотосплавная лаборатория и построен золотопромывальный пробный завод. Первооткрывателем уральского рудного золота был Е. С. Марков, памятник ему стоит в г. Берёзовском. К кон. XVIII в. Ср. Урал прочно занимал ведущее место в экономике России. Не было в то время территории, хоть в чем-то равной Уралу по своей значимости в жизни страны. Производя 80% российского чугуна, 81% железа, 95% меди, он был единственным районом добычи золота. В то время экспорт железа достигал почти 4 млн пудов в год.
В 1-й пол. XIX в. промышленность Урала переживала период застоя. Несмотря на то что наличие дешевой рабочей силы не стимулировало владельцев заводов к техническому развитию производства, технические новшества рождались. Появились механические фабрики по производству паровых машин и паровых котлов. В это время ярко расцвел талант механиков отца и сына Е. А. и М. Е. Черепановых, демидовских крепостных крестьян, имевших отечественное и заграничное образование. Они создали 1-й рус. паровоз. Велик вклад в развитие металлургии И. Ф. Макарова, разработавшего печь для получения «мягкого железа» (эта технология выплавки стали была создана независимо от метода П. П. Аносова). Нижнетагильские заводы обязаны своим развитием инженеру Ф. И. Швецову. Невозможно переоценить вклад И. И. Ползунова, изобретателя 1-го в мире поршневого парового двигателя, А. С. Вяткина, построившего на Верх-Исетском заводе неск. паровых машин, и мн. других. Продолжала развиваться цветная металлургия, росли производство меди, добыча золота и разработка платины. 50% меди России выплавлялось на уральских заводах, здесь добывалось свыше трети российского золота.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась вовлечением в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов юж. горнопромышленного района России, оттеснившего Урал на 2-й план. На уральскую промышленность оказало большое влияние строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Нижнесалдинский, а позднее Надеждинский заводы были переоборудованы для производства рельсов. Урал выпускал лучшее в стране кровельное железо, трудоемкое в изготовлении. Конкуренция с юж. районами России заставила уральских горнозаводчиков обновлять оборудование, вводить новые технологии, осуществлять концентрацию производства. Производство металла сосредоточилось на крупных заводах: Надеждинском, Нижнетагильском и Нижнесалдинском. Строились новые медеплавильные заводы. Росла добыча золота: Урал давал 1/6 часть золота страны. Сельское хозяйство Ср. Урала имело зерновую специализацию, преобладали серые хлеба, славился красноуфимский клевер - его семена вывозили за границу.
В адм. плане территория С. о. в кон. XVI - нач. XVIII в. входила в состав Тобольского разряда, который наряду с Верхотурьем включал города-уезды Пелым и Туринск, с 1708 г.- в состав новообразованной Сибирской губ. В 1719 г. Верхотурский, Пелымский и Туринский уезды стали частью Тобольской пров. Сибирской губ. В ходе адм. реформ 1781 и 1796 гг. на территории современной С. о. были образованы Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красноуфимский уезды Пермской губ. (в 1781-1796 Пермского наместничества) и Туринский у. Тобольской губ.
26 окт. 1917 г. в Екатеринбурге была установлена советская власть. Бывш. имп. мч. Николай II Александрович и его семья были расстреляны в Екатеринбурге в доме инженера Н. Н. Ипатьева (сейчас на этом месте построен Храм на Крови) в ночь на 17 июля 1918 г., за неск. дней до занятия города Чехословацким корпусом и белогвардейскими войсками (25 июля). 27 авг. 1918 г. в Екатеринбурге было сформировано Уральское временное правительство, просуществовавшее до 10 нояб. 1918 г., когда оно признало верховную власть Всероссийского правительства адмирала А. В. Колчака. 14 июля 1919 г. город был взят Красной армией.
Панорама Екатеринбурга с корпусами механической фабрики на первом плане. Фотография. Нач. XX в.В нач. XX в. обсуждалась возможность создания Екатеринбургской губ. На Пермском съезде крестьянских, рабочих и солдатских депутатов в апр. 1918 г. было объявлено о разделении Пермской губ. на Пермский и Екатеринбургский округа (в последний вошли Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красноуфимский, Шадринский уезды и Серебрянский р-н Кунгурского у.). При белогвардейцах Екатеринбургская губ. упразднялась и восстанавливалась. Официально образование Екатеринбургской губ. было утверждено постановлением НКВД РСФСР «О разделе Пермской губернии на две самостоятельные - Пермскую и Екатеринбургскую» от 15 июля 1919 г. Первоначально Екатеринбургская губ. состояла из 6 уездов: Верхотурского, Екатеринбургского, Ирбитского, Камышловского, Красноуфимского и Шадринского. В 1920 г. из Верхотурского у. выделились Алапаевский, Надеждинский, Нижнетагильский уезды, из волостей Екатеринбургского, Камышловского и Шадринского уездов образован Каменский у. В 1922 г. Алапаевский, Каменский и Надеждинский уезды упразднены. 14 окт. 1924 г. Екатеринбургский горсовет вынес решение о переименовании Екатеринбурга в Свердловск в честь Я. М. Свердлова. Постановлением ВЦИК от 3 нояб. 1923 г. из Пермской, Екатеринбургской, Челябинской и Тюменской губерний была образована Уральская обл. с центром в Екатеринбурге (Свердловске), область существовала до 1934 г. С. о. была образована 17 янв. 1934 г. при разделении Уральской обл. Она располагалась в основном на территории современных С. о., Пермского края и части Кировской обл. Части территории совр. С. о. в 1934 г. отошли Челябинской обл. и совр. Тюменской обл. Границы, близкие к современным, С. о. приобрела после отделения Пермской обл. в 1938 г. и включения в ее состав г. Каменска-Уральского и Каменского р-на в 1942 г.
Первые пятилетки дали новый толчок развитию промышленности в С. о. Модернизировались старые, возникали новые отрасли. Заново создавались машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Претерпела качественные изменения черная металлургия. Был освоен выпуск качественных сталей, труб, производство ферросплавов. Цветная металлургия расширила свои мощности и номенклатуру изделий, в т. ч. и за счет производства никеля и алюминия. В годы первых пятилеток наряду с реконструкцией старых предприятий были построены такие гиганты индустрии, как Уралмашзавод, Уралэлектротяжмаш, инструментальный и шарикоподшипниковый заводы в Свердловске, Уралвагонзавод и Нижнетагильский металлургический комбинат в Н. Тагиле, трубные заводы в Первоуральске и Каменске-Уральском, Красноуральский и Среднеуральский медеплавильные комбинаты, Уральский алюминиевый завод в Каменске-Уральском и мн. др. крупные промышленные объекты. Концентрация производства в С. о. существенно увеличилась в годы Великой Отечественной войны за счет более чем 400 предприятий, эвакуированных сюда из западных и южных районов страны. 40% всей военной продукции было изготовлено здесь. Кроме того, незадолго до войны, в годы 3-й пятилетки (1938-1941), на Урале создавались заводы-дублеры. Область приняла 719 тыс. эвакуированных граждан СССР из зап. областей.
В послевоенный период область продолжала развиваться как крупный индустриальный центр Урала. Промышленность С. о. являлась поставщиком важнейших видов продукции машиностроения, черной и цветной металлургии, химии, электроэнергетики, легкой и пищевой отраслей. Машиностроение и металлообработка сохраняли ведущее место в структуре индустрии области. С. о. дважды - в 1959 г. «за достигнутые успехи по подъему животноводства, перевыполнение плана государственных закупок мяса» и в 1970 г. «за большие успехи, достигнутые трудящимися области в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию народного хозяйства» - была награждена высшим орденом СССР - орденом Ленина. Будучи одним из наиболее важных промышленных и оборонных центров Советского Союза, С. о. оставалась закрытой для иностранцев до 1991 г. На референдуме о сохранении СССР 17 марта 1991 г. С. о. стала единственным субъектом в СССР среди принявших участие в плебисците, где большинство жителей высказались против сохранения Союза: за сохранение СССР здесь проголосовали 49,33% участвовавших в голосовании (в Свердловске - 34,17%). 4 сент. 1991 г. обл. центру было возвращено историческое наименование - Екатеринбург.
Регион является крупным научно-образовательным центром. Уральское отд-ние РАН объединяет 38 академических научных ин-тов, на территории области находятся более 100 научно-исследовательских, проектных, технологических, конструкторских и др. научных учреждений. В С. о. действует 17 государственных, 10 негосударственных и муниципальный вуз, а также более 30 филиалов др. вузов. В вузах С. о. учатся ок. 170 тыс. чел. У С. о.- широкие международные связи. Екатеринбург имеет 16 городов-побратимов, в городе открыты генеральные консульства 16 гос-в и почетные консульства 12 гос-в. В регионе проходили такие крупные международные мероприятия, как саммит ШОС и БРИКС (2009), ряд турниров чемпионата мира по футболу (2018).
На 1 февр. 2021 г. в С. о. насчитывалось 815 зарегистрированных религ. орг-ций, из них 588 входили в Екатеринбургскую митрополию РПЦ (состоит из Екатеринбургской и Верхотурской, Алапаевской и Ирбитской, Каменской и Камышловской (см. Каменская и Алапаевская епархия), Нижнетагильской и Невьянской (см. Нижнетагильская и Серовская епархия), Серовской и Краснотурьинской епархий). В С. о. также действуют религ. организации: 12 общин старообрядцев (10 - Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) (см. также Белокриницкая иерархия), 2 - Древлеправославной Поморской церкви (ДПЦ) (см. также Поморцы)), 1 - Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), 4 - Римско-католической Церкви, 105 протестант. религ. орг-ций (8 общин лютеран, 7 - евангельских христиан-баптистов (ЕХБ; см. Баптисты), 11 - евангельских христиан, 25 - христиан веры евангельской-пятидесятников (ХВЕ; см. Пятидесятники), 36 - христиан веры евангельской (см. в ст. Пятидесятники), 1 - Церкви полного Евангелия (см. в ст. Пятидесятники), 10 - адвентистов, 4 - методистов, 3 - Новоапостольской церкви), 90 орг-ций мусульман, 2 - буддистов, 7 - иудеев, 1 - мормонов, 1 - мунитов, 4 - Об-ва «Сознание Кришны» (вайшнавов).
Исторически большинство верующих в С. о.- православные, принадлежат к РПЦ (историю Православия на территории С. о. см. в статьях о епархиях Екатеринбургской митрополии).
Известия о богослужебной реформе, начатой патриархом Никоном (Миновым), достигли Урала уже в кон. 50-х гг. XVII в. Не исключено, что первыми учителями старообрядчества в крае были сосланные в Сибирь протопоп Аввакум Петров, останавливавшийся в Верхотурье по пути в ссылку в 1653 и 1664 гг., и казанский мон. Иосиф (Астомен) - в 1660 г. Вскоре активными пропагандистами «старой веры» стали местные жители: свящ. Доментиан (в иночестве Даниил), организатор первой в Зауралье «гари» - массового самосожжения «ради Христа» на р. Берёзовке,- унесшей в 1679 г. жизни ок. 1700 чел.; иером. Иоанн Кондинский (Иванище Кодский) и его ученик Авраамий (Венгерский) - основатели 1-го тайного скитского поселения на острове среди Бахметских болот. Были и др. вожаки старообрядчества, напр. прп. Далмат (Мокринский), основатель Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря на Исети, его сын игум. Исаак (Мокринский), атаман «беломестных» казаков Верхотурского у. и слободчик Я. Б. Лепёхин (Лепихин) и др. В это время основные центры старообрядческого движения находились на вост. склоне Уральских гор и в ближнем Зауралье (деревни Кошуцкая, Другановская, Мостовка, Боровикова, Созонова, слободы Краснопольская, Аятская, Утятская, Киргинская, Ишимская, Красноярская). Власти принимали энергичные меры, чтобы сломить сопротивление сторонников «старой веры»; за приверженность старообрядчеству можно было лишиться не только положения в обществе, но и жизни, поэтому на Ср. Урале и в Зауралье священнослужителей, открыто выступивших против богослужебной реформы, было немного.
В кон. XVII в. староверие на Урале и в Зауралье приобрело ярко выраженный беспоповский характер (см. Беспоповцы). На рубеже XVII и XVIII вв. важнейшим центром беспоповщины в России стало Выголексинское общежительство в Поморье. Поморцы вели активную проповедническую работу, посылая своих эмиссаров в разные районы страны, в т. ч. в Приуралье, на Урал и в Зап. Сибирь. Росту влияния поморцев на Уральской земле в 1-й четв. XVIII в. способствовало покровительство заводовладельца А. Н. Демидова. Демидовская «столица» - Невьянский Завод, а также приписанные к Невьянскому заводу Краснопольская слобода и дер. Таватуйская стали местами проживания большого числа последователей поморского согласия. В пос. Невьянский Завод (ныне г. Невьянск) жил руководитель местных поморцев Г. С. Митрофановых (Украинцев (в старообрядческом крещении Илия); 1675-1750), приказчик и доверенное лицо Демидовых. Его брат Никифор (в старообрядческом крещении Иоанн), также приказчик Демидовых, подолгу проживал на Урале и в Сибири, позже удалился на Выг, где стал одним из киновиархов (руководителей старообрядческого общежительства). Связи выговских и уральских поморцев были самыми тесными: из Поморья на Урал регулярно доставляли книги, иконы (живописные и отлитые из меди). В Невьянском Заводе была выстроена «богадельня» - старообрядческий мон-рь, в к-ром жили до 300 чел. Примечательно, что даже после смерти А. Н. Демидова (1745) власти еще 5 лет не решались тронуть невьянских поморцев. Поморская община в дер. Таватуйской за всю свою историю (XVIII-XX вв.) не подвергалась преследованиям. Из Таватуйской поморские агитаторы совершали поездки в заводские поселки Урала и вели активную пропаганду беспоповского учения. В нач. XIX в. общины поморцев, насчитывавшие по неск. десятков чел., появились в Черноисточинском, Баранчинском, Кушвинском, Нижнетагильском, Нижнесалдинском и в ряде др. заводов. После арестов мн. руководителей уральских поморцев во 2-й пол. 20-х гг. XIX в. согласие переживало кризис, к нач. XX в. численность поморцев на Урале не превышала 1800 чел. В наст. время самая крупная поморская община в С. о. находится в Екатеринбурге, в ряде населенных пунктов есть небольшие группы поморцев.
Беглопоповцы появились на Урале в нач. XVIII в., массовое заселение Уральского края староверами этого согласия произошло в 20-30-х гг. XVIII в. Основными причинами стали усиление гонений на беглопоповцев в Поволжье и приобретение А. Н. Демидовым в 20-х гг. XVIII в. нескольких вотчин на Нижегородчине и в соседних регионах. В результате на Урал попали тысячи крестьян, большей частью беглопоповцев. Сохранилось обиходное название уральских старообрядцев - «кержаки» (см. в ст. Керженец). Кроме поволжских староверов, переведенных для работы на демидовские заводы, на Урал в большом количестве нелегально попадали беглые из Центр. России, находившие приют в беглопоповских скитах, которых особенно много было в окрестностях Черноисточинского, Висимо-Шайтанского, Нижнетагильского, Невьянского заводов и в Шарташском сел. близ Екатеринбурга.
К 30-м гг. XVIII в. беглопоповцы заняли лидирующее положение среди старообрядцев на уральских землях. Следует отметить, что их переселение из Поволжья на Урал было очень упорядоченным. Организация беглопоповцев на Урале создавалась «по подобию» церковной иерархии, но отсутствие архиереев привело к появлению у староверов института старейшинства (духовных руководителей общин, получивших на занятие этой должности благословение авторитетных «отцов-основателей» - керженских иеромонахов Софонтия и Никифора). Старообрядческое старейшинство на Урале почти сразу разделилось на иноческое и священническое. Священническое старейшинство было возложено на священноинока Иова Тагильского († 1741), иноческое - на инока-схимника Ипатия († ок. 1746). Первоначально статус этих 2 старейшинств в старообрядческой организации Урала был примерно равным, но уже в 40-х гг. XVIII в. стало заметным превалирование иноческого старейшинства над священническим. Окончательно священническое старейшинство утратило свое значение в 50-х гг. XVIII в. (а вскоре и вовсе пресеклось), когда число «беглых попов» резко сократилось из-за преследований со стороны властей. К нач. 50-х гг. на Урале служил один старообрядческий иерей - престарелый иером. Иаков († 1754), не справлявшийся с окормлением многочисленных общин; все громче стали заявлять о себе руководители-миряне - старообрядческие старшины, авторитетные наставники, начетчики и уставщики.
В посл. четв. XVIII в. лидером уральской беглопоповщины стал инок-схимник Максим (ок. 1710-1783). В старообрядческих скитах на «Весёлых горах», к-рые он возглавлял, было воспитано неск. поколений уральских старообрядческих иноков. Максим инициировал созыв в 1778 г. собора беглопоповцев в Невьянском Заводе, решения которого на 60 лет определили основные тенденции развития старообрядчества на Урале (возможность венчания в случае «особой нужды» в «никонианских» церквах и привлечение в согласие «беглых попов» всеми возможными способами). И все же с 60-х гг. XVIII в. уральские старообрядцы постоянно испытывали недостаток в иереях. Старообрядческие священники проживали лишь в 3 крупнейших центрах: в Нижнетагильском Заводе (ныне г. Н. Тагил), Невьянском Заводе и Екатеринбурге. В кон. 30-х гг. XIX в., после принятия властями ряда запретительных законов в отношении «беглых попов», староверы горнозаводского Урала перешли к беспоповской практике, превратившись в часовенное согласие, к-рым руководили выборные наставники и духовные отцы.
Согласие часовенных остается самым многочисленным старообрядческим согласием на Урале. Основной структурной единицей в согласии изначально являлась община, возглавляемая наставником (наставницей). Общины объединялись в 3 общества (Невьянское, Нижнетагильское, Екатеринбургское), к-рыми руководили «старшины». Чаще всего это были люди, занимавшие высокие адм. должности (заводские управляющие, приказчики, городские головы) либо принадлежавшие к торгово-промышленной элите (купцы 1-й и 2-й гильдии). До сер. XIX в. большинство приказчиков на частных заводах Урала (Густомесовы, Якорновы, Зотовы, Китаевы и др.) и большинство местных купцов (Рязановы, Казанцевы, Толстиковы, Астраханцевы и др.) были староверами. Во мн. заводских поселках и в нек-рых крупных сельских поселениях действовали старообрядческие часовни.
Успенская старообрядческая церковь (часовня) в Екатеринбурге. 80-е гг. XVIII в.— 1826 гг. Фотография. 1900 г.Высшим органом управления согласием часовенных на горнозаводском Урале были соборы. На больших соборах, число участников к-рых могло достигать неск. сот человек, решались важнейшие вопросы, на местных соборах обсуждались локальные проблемы, а принимавшиеся на них решения были обязательны лишь для отдельных общин. До нач. XX в. важную роль в общинах уральских часовенных играл институт монашества. Монахи жили в тайных или полулегальных скитах в окрестностях почти всех частновладельческих заводов или в самих поселениях. Кроме молитвенных трудов скитяне занимались перепиской богослужебных книг, созданием полемических и исторических сочинений. Большое значение для сохранения внутреннего единства часовенного согласия имели паломничества к св. местам, в первую очередь к «святым могилкам» - захоронениям знаменитых иноков и инокинь. Наибольшую известность до наст. времени имеют могилы на «Весёлых горах» (к северу от В. Тагила), где покоится прах отцов Максима, Григория, Германа и Павла; могила матушки Платониды (к югу от Ревды), могила о. Ефрема (в с. Чусовом), могилы близ В. и Н. Таволог, захоронения старцев и стариц в Шалинском р-не и в ряде др. мест, куда ежегодно приходят молиться от неск. десятков до неск. сот чел.
В кон. 30-х - 40-х гг. XIX в. большая часть старообрядческих часовен в главных центрах уральского староверия была насильственно переведена в единоверие. К сер. XIX в. уральское старообрядчество почти полностью лишилось «административного ресурса»: приказчики-старообрядцы, ранее занимавшие ключевые позиции на большинстве частных заводов, подчиняясь давлению властей, вынуждены были либо оставить свои должности, либо перейти в единоверие. С этого же времени существенно уменьшилось число купцов в общинах часовенных. Наиболее серьезные изменения социального состава произошли в екатеринбургском старообрядческом обществе. Вынужденные приспосабливаться к новым условиям, во 2-й пол. XIX в. староверы устроили большое количество тайных помещений для моления в частных домах, что способствовало разделению крупных старообрядческих общин. Появление значительного числа наставников нередко приводило к конфликтам между общинами. В посл. четв. XIX в. среди уральских часовенных выросла роль женщин, которые нередко занимали посты наставниц и (чаще) духовниц. Несмотря на существовавшие проблемы, к нач. XX в. согласие часовенных было самым крупным на Урале и насчитывало (по официальным, заниженным данным) более 40 тыс. последователей (к этому числу следует прибавить еще 20 тыс. старообрядцев, к-рых в документах называли «издавна уклонившимися»).
После революционных событий 1917 г. и гражданской войны часовенные Урала жили достаточно благополучно до кон. 20-х гг. XX в. Состоялось неск. соборов согласия, на к-рых главным был вопрос об отношении к советской власти. В нач. 30-х гг. XX в. прошла 1-я волна арестов староверов, связанная с коллективизацией, в 1938-1939 гг. самым крупным процессом против часовенных стало сфабрикованное НКВД дело о «контрреволюционной организации» «Уральское братство Русской правды». В 60-х гг. XX в., в период новой волны гонений на религ. орг-ции, в массовых масштабах уничтожали св. места - сносили могилы, закрывали сохранившиеся моленные. Религиозно-обрядовая жизнь часовенных на Ср. Урале возобновилась в кон. 90-х гг. XX в. В наст. время группы часовенных есть в Пригородном, Невьянском, Шалинском, Талицком, Тугулымском районах, а также в Екатеринбурге, Верх-Нейвинском, Ревде, Полевском, Н. Туре. Уральские часовенные поддерживают связь со старообрядцами Пермского края и Сибири, совершают совместные моления и паломничества к св. местам.
В 1857 г. была основана Пермская епархия Белокриницкой иерархии с центром в Екатеринбурге. Первым старообрядческим епископом на Урале стал Геннадий (Беляев), в дек. 1862 г. он был арестован во 2-й раз и провел в заточении более 18 лет. В 1862-1882 гг. Пермскую епархию окормлял Тобольский еп. Саватий (Лёвшин). Главную роль в белокриницком согласии на Урале играли купцы, на чьи средства строились храмы и содержались мон-ри: Ушковы, Козицыны, Афонины, Шуровы, Аксёновы и др. Большую часть необходимых книг получали из крупных центров белокриницкого согласия - Москвы, Гуслицы, Уральска. Белокриницкие вели активную полемику как с представителями др. согласий, так и с миссионерами правосл. Церкви. В нач. XX в. число сторонников Белокриницкой иерархии на территории горнозаводского Урала было небольшим - до 1500 чел., но постоянная целенаправленная агитация привлекала в ряды согласия значительное число часовенных. После гражданской войны на Урале осталось немного священников белокриницкого согласия, закрылись почти все храмы, единственной действующей церковью был храм в с. Пристань (ныне Артинского р-на). В наст. время активно действуют приходы РПСЦ в Екатеринбурге, Староуткинске, Русской Тавре, Пристани, Ревде, Баранчинском, Невьянске, Ивделе, планируется строительство церкви в Н. Тагиле.
На территории С. о. получили распространение более мелкие старообрядческие согласия и толки. В кон. XIX в. главным центром филипповцев стала дер. Таватуйская, где жил руководитель общины В. М. Макаров, приехавший из Тюмени. В 70-х гг. XIX в. активизировали свою деятельность странники, крупнейшие общины к-рых находились в окрестностях Невьянского, Нейво-Рудянского и Нижнесалдинского заводов. В посл. четв. XIX в. появились радикальные направления - «климентовщина», «михайловщина», «лаврентьевщина», «порфирьевщина», отличавшиеся негативным отношением к любым новшествам (от самовара и резиновых галош до светских школ и регистрации общин). В кон. XIX - нач. XX в. на Урале распространилось движение «никудышников», к-рые не признавали иерархии, не имели наставников и молились «каждый в своем доме».
По данным офиц. статистики, общее число старообрядцев всех согласий в Пермской губ. (включая территории современных С. о. и части Курганской обл.) в 1826 г. составляло 112 322 чел., в 1850 г.- 77 899, в 1897 г.- 83 218 чел. По оценкам экспертов, в наст. время в С. о. живут от 5 до 10 тыс. старообрядцев. Последние крупные перемены происходили на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в., когда распались мн. общины и в нек-рых бывш. центрах старообрядчества не осталось староверов.
В Екатеринбурге арм. община была создана в 1988 г. и первоначально называлась «Ани», в 1994 г. община получила регистрацию как общественная орг-ция «Ани-Армения». В 2000 г. было решено возвести в Екатеринбурге 1-й арм. храм на Урале. Внутри диаспоры начался сбор средств, городские власти выделили земельный участок на пересечении улиц Белинского и Тверитина. Освящение закладных камней храма в 2003 г. совершил глава Российской и Новонахичеванской епархии ААЦ архиеп. Езрас Нерсисян. В окт. 2013 г. Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II освятил храм во имя св. Иоанна Предтечи (Сурб-Карапет). Церковь Сурб-Карапет (архит. А. Г. Гаспарян) выполнена в традиц. стиле арм. зодчества V-VII вв. с использованием более поздних орнаментов. Храм, построенный в основном на средства членов арм. диаспоры, рассчитан на 200 чел. По данным 2020 г., число активных прихожан - ок. 500 чел., на пасхальное богослужение собирается ок. 2,5 тыс. чел.; большинство прихожан - молодежь и люди среднего возраста. На территории С. о. установлено неск. хачкаров - в Н. Тагиле, Каменске-Уральском, Арамиле.
Католический храм во имя св. Анны в Екатеринбурге. 1882–1884 гг. Фотография. Нач. XX в. Первые католики появились на Урале в XVII в., это были ссыльные поляки, украинцы и белорусы, которых определяли в казачьи отряды. Ссыльные не имели священников, поэтому, вероятнее всего, вынуждены были отказываться от своей религ. идентичности. В XVIII в. в связи со строительством заводов на Урал приглашались из Европы специалисты с семьями, среди них были в т. ч. католики, приезжие жили в городах и заводских поселениях. В кон. XVIII в. через Урал в Сибирь проходили ссыльные поляки - участники Барской конфедерации (1768-1772), на Урале они не задерживались. Ситуация изменилась после Польского восстания 1863-1864 гг., когда на Урал ссылали участников восстания, в т. ч. католич. священников. Значительное число поляков появилось во мн. городах Пермской губ., включая Верхотурье и Красноуфимск. Религия играла большую роль в жизни ссыльных, именно с их активностью связано организационное оформление католицизма на Урале. В 1860 г. в Пермской губ. жили 516 католиков, в т. ч. 87 чел.- в Верхотурском у., 64 - в Екатеринбургском, 24 - в Красноуфимском, 14 - в Камышловском и 6 чел.- в Ирбитском у. В 60-х гг. XIX в. поляки стали приезжать на Урал добровольно, на заработки. В 1869 г. в Перми и уезде жили уже 1800 католиков, в 1875 г. в губ. центре был официально открыт костел Непорочного зачатия Девы Марии.
В Екатеринбурге в 1873 г. жили 143 католика. В 1876 г. в городе появились католич. священник, часовня, устроенная в одном из частных домов; екатеринбургская община была филиалом Пермского прихода. В 1880 г. было получено разрешение на строительство католич. храма в Екатеринбурге (на перекрестке совр. улиц Малышева и Розы Люксембург). Работы начались не ранее апр. 1882 г., их финансировали состоятельные горожане-поляки. 4 нояб. 1884 г. храм был освящен во имя св. Анны. Вскоре костел получил статус самостоятельного прихода, к к-рому относились католики в Екатеринбургском, Верхотурском, Камышловском, Шадринском и Ирбитском уездах. По данным переписи населения 1897 г., в Екатеринбурге жили 323 католика, в Екатеринбургском у.- 95 католиков. При костеле в Екатеринбурге действовали церковноприходская школа, благотворительное об-во пособия бедным прихожанам римско-католического костела. Имелся свой участок на кладбище рядом с захоронениями лютеран и иудеев. Значительные группы католиков жили в поселках Нижнетагильский Завод, Талицкий Завод (ныне г. Талица), Кушвинский Завод (ныне г. Кушва), в г. Ирбите и др. Во время первой мировой войны число католиков выросло за счет беженцев и военнопленных. В 1920 г. в Екатеринбурге жили 1082 поляка, впосл. многие уехали в ставшую независимой Польшу.
6 июля 1920 г. была зарегистрирована община костела во главе с С. А. Церпицким. В 1922 г. в ходе изъятия церковных ценностей из костела были реквизированы все ценности, оставшееся религ. имущество в 1924 г. поступило в Антирелигиозный музей в Екатеринбурге. Весной 1930 г. Уралоблисполком принял решение о закрытии костела, настоятель свящ. Ф. И. Будрис был арестован в июне 1937 г., расстрелян 16 дек. того же года. В здании последовательно располагались детская б-ка, жилые помещения, склад для хранения эвакуированных коллекций Эрмитажа, детский сад, автобусная станция, скульптурная мастерская. В 1962 г. здание снесли.
В 1992 г. в Екатеринбурге получила регистрацию римско-католич. община (в юрисдикции Апостольской администратуры для католиков азиат. части России с центром в Новосибирске). В 1996 г. городские власти приняли решение о возвращении общине бывш. собственности - домов на ул. Гоголя. На этом месте был возведен новый католич. храм (архитекторы М. Гольдбик, А. В. Гусельников). В сент. 1996 г. состоялось 1-е освящение, в 1997 г. на башне костела был воздвигнут крест. Новый храм был освящен во имя св. Анны 30 июля 2000 г. еп. Иосифом Вертом. В 1999 г. на Лесном кладбище приходу выделили секцию для католических захоронений.
Лютеранская кирха во имя ап. Петра в Екатеринбурге. 1872–1873 гг. Фотография. Нач. XX в.Лютеран. община сложилась в Екатеринбурге при основании города, 1-м пастором стал швед Г. Ф. Вайсе (Вайде), появившийся в Екатеринбурге в 1723 г. Уральские лютеране были ремесленниками, специалистами горного дела, военными из разных стран Европы (прежде всего из Швеции и разных областей Германии). Во времена правления Анны Иоанновны (1730-1740) в Екатеринбурге была выстроена деревянная кирха св. ап. Петра. Во время русско-швед. войны 1741-1743 гг. прихожанами екатеринбургской кирхи были преимущественно пленные шведы и финны. В 1791 г. церковь разрушили, на ее месте был возведен правосл. храм. В 1801-1822 гг. лютеране для молитвы собирались в здании горного правления, затем в частном доме. В 1861 г. лютеран. община Екатеринбурга получила разрешение на устройство храма, деньги на строительство жертвовали прихожане. Лютеран. кирха (Немецкая церковь) во имя ап. Петра (на углу Главного проспекта и ул. Солдатской (ныне угол проспекта Ленина и Красноармейской ул., напротив Оперного театра)) была построена в 1872-1873 гг., вмещала 150 чел. Развитие уральской лютеран. общины остановилось после начала первой мировой войны. Положение лютеран ухудшилось после революций 1917 г. и гражданской войны. Кирха была конфискована в 20-х гг. XX в., в кон. 30-х гг. разрушена, мн. прихожане покинули город, другие подверглись репрессиям. Община лютеран Екатеринбурга прекратила существование к сер. XX в., центр лютеранства переместился на север области, куда привозили российских немцев, мобилизованных в годы Великой Отечественной войны в «трудармию».
В 90-х гг. XX в. на Урале действовало неск. самостоятельных лютеран. церквей, ориентировавшихся на различные центры в России и за рубежом. Нек-рые из них распались, другие продолжают развиваться. Лютеран. община в Екатеринбурге входит в Уральское пробство Евангелическо-лютеранской Церкви Урала, Сибири и Дальн. Востока и Евангелическо-лютеранской Церкви России. Примерно половина прихожан имеет предков-лютеран, некоторые крестились в сознательном возрасте, кто-то перешел в лютеранство из др. конфессий. Екатеринбургская община занимается социальной работой, помогает беспризорникам, организует детские христ. лагеря. На территории С. о. также действуют зарегистрированные лютеран. общины в Берёзовском, Полевском, Н. Тагиле, Волчанске, Краснотурьинске.
Общины евангельских христиан, ЕХБ, ХВЕ, пятидесятников, Церкви полного Евангелия, Новоапостольской церкви вместе с организациями лютеран и адвентистов к нач. 2021 г. составляли ок. 13% религ. орг-ций на территории С. о.
Отличные от лютеранства протестант. течения начали распространяться на Ср. Урале на рубеже ХIX и XX вв. В 1896 г. в Александродаре состоялось общее собрание российских адвентистов седьмого дня, на к-ром были назначены миссионеры в регионы; ответственным за Пермскую губ. стал проповедник К. А. Рейфшнейдер. В «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» за 1913 г. (№ 18) была опубликована посвященная адвентистам статья, в к-рой сообщалось о переходе к адвентистам местных жителей, в частности женщин из Сысертского Завода (ныне г. Сысерть), Омска и Челябинска. После начала первой мировой войны в Сибирь и на Урал были эвакуированы мн. поволжские немцы, среди них были в т. ч. адвентисты. До февр. 1917 г. Уральское миссионерское поле возглавлял И. Ф. Гинтер, вскоре вставший во главе Восточнороссийского униона. В 20-х гг. XX в. в Екатеринбурге были активны баптисты и евангельские христиане. Община евангельских христиан сложилась в Екатеринбурге в 1921 г., она входила в Уральский отдел Всероссийского (с 1923/25 Всесоюзного) союза евангельских христиан. Богослужения проводились в молитвенном доме, после его закрытия в 1927 г. община собиралась в частных домах, впосл. собрания стали тайными. В 1927 г. состоялся I Уральский обл. съезд евангельских христиан.
Объединенная методистская церковь в Екатеринбурге. 2001 г. Фотография. 2009 г.В 1963 г. в регионе власти фиксировали деятельность неск. десятков орг-ций пятидесятников, баптистов, меннонитов, адвентистов («субботников»), адвентистов-реформистов. В 60-х гг. XX в. пятидесятники в Свердловске собирались по воскресеньям в частных домах, община состояла в основном из женщин пенсионного возраста. Во главе общины стояли столяр обл. краеведческого музея и рабочий Верх-Исетского завода. Группы пятидесятников существовали в Карпинске, Краснотурьинске, Красноуральске, Ревде, Тавде и Туринске. Известно об организованной деятельности адвентистов в Ирбитском р-не. Баптисты (преимущественно немцы) проводили нелегальные собрания 1-2 раза в неделю, небольшими группами. Большинство общин состояло из женщин, присутствовала молодежь. Небольшие группы баптистов существовали в городах Алапаевске, Асбесте, Берёзовском, В. Тагиле, В. Пышме, В. Салде, Каменске-Уральском, Камышлове, Красноуфимске, Н. Тагиле, Первоуральске, Серове, Сухом Логе, Артёмовском, под Североуральском, в бывш. Кушвинском р-не.
Религ. жизнь различных протестант. деноминаций в С. о. возродилась на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. во многом вследствие деятельности иностранных проповедников. Одной из первых в годы перестройки оформилась община адвентистов в Свердловске (Екатеринбурге). Община имела небольшое молитвенное помещение в частном доме, на этом месте вскоре был построен 1-й в С. о. молитвенный дом адвентистов. Общины адвентистов также действуют в Н. Тагиле, Новоуральске, Первоуральске, Заречном, Артёмовском, Каменске-Уральском, Серове, Краснотурьинске, Ревде и др. Все они входят в Уральское объединение Западнороссийского союза Евро-Азиатского дивизиона Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. После посещения в 1990 г. Свердловска амер. пастором Д. Рамзи, принадлежавшим к Объединенной методистской церкви, в городе появилась община методистов во главе с Л. П. Истоминой (занимала должность секретаря региональной орг-ции об-ва «Знание»), в окт. того же года община получила регистрацию. В сент. 1991 г. епископы Объединенной методистской церкви Х. Вексбю из Швеции и У. Б. Оуден из США в зале Свердловской филармонии в присутствии более 400 чел. рукоположили Истомину в пастора (Истомина стала 1-й женщиной-пастором на территории СССР). К нач. 2021 г. 4 общины методистов действовали в Екатеринбурге, Среднеуральске и Первоуральске.
Общины, входящие в Российский союз ЕХБ, действуют в Екатеринбурге, Н. Тагиле, В. Салде, Красноуфимске, Краснотурьинске. Орг-ции ХВЕ существуют в Екатеринбурге, Н. Тагиле, Серове, Лесном, В. Пышме. Общины, входящие в Российский объединенный Союз ХВЕ (пятидесятников), широко представлены в Екатеринбурге (церковь «Новая жизнь», связанная с библейским центром «Слово Жизни» (Уппсала, Швеция)) и др. городах С. о. Общины Новоапостольской церкви действуют в Екатеринбурге, Краснотурьинске, Н. Тагиле.
Еврейский общинный центр в Екатеринбурге. 2002–2005 гг. Фотография. 2009 г. Фото: В. В. Постников / Wikimedia CommonsВ Уральском регионе евреи впервые оказались во 2-й пол. XVII в., это были пленные, захваченные во время войн между Русским гос-вом и Речью Посполитой; позднее они вернулись в Речь Посполиту. После разделов Польско-Литовского гос-ва в кон. XVIII в. евреи, ставшие подданными Российской империи, указом имп. Екатерины II от 23 дек. 1791 г. были приравнены к «инородцам» и для их проживания была определена черта оседлости. С 1804 г. евреям - фабрикантам, купцам, ремесленникам разрешалось временно выезжать с семьями за пределы черты оседлости; нек-рые иудеи, сохраняя свою веру, поселились во внутренних губерниях Российской империи, в т. ч. на Урале. В 1827 г. имп. Николай I подписал указ о рекрутской повинности для евреев («николаевские солдаты»). На евреев-солдат не распространялся закон о черте оседлости, по окончании службы они могли свободно выбирать место жительства. В Екатеринбурге были расквартированы 2 роты Оренбургского линейного батальона, подчиненные горной администрации. Среди солдат было ок. 100 иудеев, к-рым дозволялось совершать религ. обряды, для чего выделялось особое помещение, солдаты-иудеи избирали раввина из своей среды. В 1846 г. по просьбе иудеев власти отвели участок для погребений рядом с Немецким кладбищем по дороге на Берёзовский завод (напротив совр. Михайловского кладбища). 1852 годом датируется 1-е упоминание о «еврейской молитвенной школе» в Екатеринбурге.
Увеличению евр. населения на Урале способствовали, во-первых, частичное снятие ограничений на проживание вне черты оседлости для нек-рых категорий евреев при имп. Александре II, во-вторых, евр. погромы, прокатившиеся в посл. трети XIX в. по зап. губерниям. По данным Всеобщей переписи населения 1897 г., численность иудейской общины в Екатеринбурге составляла 303 чел., большинство принадлежало к мещанскому сословию, также проживало неск. купеческих семей; богослужения совершались в арендованных помещениях. К 1917 г. евр. община Екатеринбурга, существенно возросшая в годы первой мировой войны за счет беженцев (к 1920 в Екатеринбурге жили 3600 евреев), построила несколько постоянных молитвенных зданий, к 1915 г. в городе появился свой раввин. С 1928 г. власти ограничивали деятельность иудейской общины, ряд зданий был реквизирован. В 1930-1961 гг. (с перерывом в 1937-1945) в Свердловске на ул. Куйбышева действовала синагога (с миквой), в 1961 г. синагогу закрыли, раввин уехал из областного центра.
В 1979 г. в Свердловске жили 13 617 евреев. Несмотря на активную эмиграцию евреев с Урала с 1989 г. (в 1989-2001 ок. 2500 евреев уехали из областного центра в Израиль), 1989-1990 годы стали временем возрождения национальной культуры и религ. жизни евреев на Ср. Урале. В 1989 г. было учреждено Свердловское об-во евр. культуры «Атиква» (СОЕК), одна из первых евр. общественных орг-ций в стране. В 1993 г. от СОЕК отделился Екатеринбургский евр. центр (ЕЕЦ) «Менора», при нем была зарегистрирована религ. община «Игудим». В кон. 90-х гг. ХХ в. М. М. Шнеерсон, 7-й любавичский ребе, отправил значительное число молодых раввинов для восстановления евр. общин по всему миру, в их числе был приехавший в 1997 г. в Екатеринбург раввин А. З. Ашкенази. По его инициативе в том же году был создан Екатеринбургский евр. общинный центр «Синагога», первоначально располагавшийся в арендованном здании; в 2005 г. состоялось открытие собственного здания центра. В 1999 г. Федерация еврейских общин России (ФЕОР) учредила евр. гимназию «Ор-Авнер» при общинном центре в Екатеринбурге. Помимо Екатеринбурга евр. религ. общины существуют в Новоуральске, В. Пышме, Каменске-Уральском, Н. Тагиле, Полевском; все они входят в ФЕОР.
Зап. часть Ср. Урала находилась под влиянием Волжской Булгарии, которая благодаря наличию торговых факторий в Прикамье осуществляла торговые связи с финно-угорскими и самодийскими народами за Уралом. Позднее на территорию региона ислам проникал из Зап. Сибири, куда в XIV в. (возможно, 2 столетиями раньше) его принесли шейхи-миссионеры из Центр. Азии. В XV-XVI вв. территория С. о. входила в зону влияния Тюменского и Сибирского ханств. Ислам. влияние из Сибири прослеживается в исламизации коренного нетюрк. населения Урала. Автор сибир. летописи 1636 г. Савва Есипов утверждал, что «тотаровя» на р. Туре (верхотурские, туринские татары) исповедовали ислам уже в сер. XVII в. Территория Ср. Урала вновь подверглась активному ислам. влиянию после взятия Казани рус. войсками: татары из Ср. Поволжья бежали на малозаселенный Урал, селились у башкир на правах припуска, укрепляя ислам среди башкир.
После создания Оренбургского магометанского духовного собрания в кон. XVIII в. и разработки законов о правовом положении мусульман в Российской империи в 1-й пол. XIX в. мусульм. общины Ср. Урала стали стремительно развиваться. Количество мечетей в Пермской губ. увеличилось со 151 в 1856 г. до 338 в 1922 г.; большая их часть располагалась в татарских и башкирских деревнях. В вост. уездах Пермской губ., к-рые по большей части в наст. время составляют территорию С. о., также было значительное количество мечетей: в Красноуфимском у.- 89, в Екатеринбургском - 32, в Верхотурском - 9, в Ирбитском у.- 4 мечети.
Мусульмане региона под рук. Г. С. и С. С. Касимовых, С. С. Саид-Галиева приняли активное участие в гражданской войне 1917-1922 гг. Был создан 1-й мусульм. революционный батальон Урала, сочувствовавший идеям ВКП(б). При этом значительное число мулл и купцов-мусульман ушли вместе с войсками А. В. Колчака на восток. В годы советской власти на Ср. Урале шел процесс уничтожения мусульм. общин, небольшое число мечетей (в частности, в дер. Нов. Бугалыш и в г. Кушва) уцелели и продолжили деятельность. Религ. жизнь большей части мусульман в регионе протекала в рамках незарегистрированных общин, которых, по данным властей, в 1959 г. насчитывалось 36, они объединяли ок. 5 тыс. чел., общинами руководили неофиц. муллы.
Первой централизованной структурой, объединившей общины свердловской уммы, стал образованный в янв. 1991 г. Свердловский мухтасибат Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). В мае 1994 г. мухтасибат был преобразован в Региональное духовное управление мусульман С. о. (РДУМ СО), которое возглавил имам-хатыб екатеринбургской соборной мечети С. С. Сайдуллин (в кон. 80-х гг. XX в. был выкуплен частный дом для устройства мечети, в 1995 построено каменное здание). В 2020 г. РДУМ СО объединяло 30 общин. В кон. 1999 г. на базе 3 общин, перешедших в Духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМ АЧР), был создан и зарегистрирован Свердловский казыят (Казыятское управление мусульман С. о.). Казыятское управление начало вести активную работу в деле ислам. просвещения, строительства мечетей, создания ислам. СМИ и в социальной сфере. В 2016 г. оно было переименовано в Муфтият Урала и С. о. В 2020 г. Муфтият Урала объединял 11 общин. В 2004 г. в В. Пышме на базе «Медной» мечети им. имама Исмаила аль-Бухари появилась 1-я в С. о. община в юрисдикции ДУМ европейской части России (ДУМЕР, с 2014 ДУМ РФ). Впосл. в юрисдикции ДУМЕР было зарегистрировано еще неск. общин. В 2016 г. на их базе было создано ДУМ С. о. (Уральский мухтасибат). В 2020 г. мухтасибат объединял 19 общин.
В нояб. 2009 г. в РДУМ СО произошли кадровые изменения. Муфтий Сайдуллин был отстранен от должности верховным муфтием Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Т. С. Таджуддином, вместо него муфтием С. о. был назначен Р. Д. Мамлеев, в кон. 2014 г. главным имам-ахундом РДУМ СО стал Р. Р. Гиндуллин. На систематической основе в С. о. начали проводиться курсы повышения квалификации для имамов и просветительские мероприятия для верующих, усилилось взаимодействие с органами гос. власти региона и традиц. конфессиями, было заключено соглашение о сотрудничестве с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) России по С. о., на основании к-рого имамы РДУМ СО окормляют осужденных, исповедующих ислам, началось сотрудничество с воинскими частями, дислоцированными на Ср. Урале.
Не согласившись со своей отставкой, Сайдуллин создал альтернативный муфтият - ДУМ Урала, вошедший в Российскую ассоциацию ислам. согласия. Муфтият был образован на базе неск. новых мусульм. общин в С. о. и общины в Пермском крае. Муфтият сосредоточился на работе с военнослужащими-мусульманами и на социальной работе. В настоящее время данный муфтият не входит ни в одну из федеральных мусульм. структур, в 2020 г. объединял 10 общин. В 2014 г. возник еще один независимый муфтият - Мусульманское духовное собрание С. о., в 2020 г. объединял 3 общины.
В 2013 г. было создано ДУМ С. о. (Центральный муфтият), объединившее ряд мусульм. общин на востоке области. ДУМ С. о. создало неск. молитвенных домов, активно участвует в межконфессиональном диалоге, профилактике экстремизма, социокультурной адаптации мигрантов. В 2016 г. Центральный муфтият вошел в Духовное собрание мусульман России. В 2020 г. Центральный муфтият объединял 8 общин.
Т. о., в С. о. действуют мусульм. общины, входящие в 6 централизованных религ. орг-ций; такого многообразия духовных управлений нет больше ни в одном регионе РФ. Кроме того, существуют 3 независимые мусульм. общины. Духовные управления занимаются благотворительной, просветительской и социальной деятельностью, ряд ислам. лидеров активно участвует в межконфессиональном диалоге и профилактике экстремизма.
В 2016 г. на Ср. Урале насчитывалось 91 мусульм. молитвенное помещение (мечети, молитвенные дома и молитвенные комнаты), включая как действующие, так и находящиеся на стадии строительства, в т. ч. в системе ГУФСИН действует 6 мечетей. По данным переписи населения 2010 г., в С. о. 4,84% населения (208 245 чел.) были представителями народов, традиционно исповедующих ислам.
Появление носителей буддизма на Ср. Урале связано с переселением сюда в нач. XX в. (особенно во время первой мировой войны, когда из-за массовой мобилизации на уральских заводах не хватало рабочих рук) значительного числа китайцев. К 1917 г. ок. 4% рабочих на Урале (9-10 тыс. чел.) были мигрантами из Китая. На нек-рых заводах их число было очень значительным; напр., в Алапаевске кит. община насчитывала до 3 тыс. чел., столько же китайцев трудилось на Богословских угольных копях. С большой степенью уверенности можно утверждать, что среди них было немало буддистов. В советский период деятельность буддистов в регионе не фиксировалась.
В 90-х гг. XX в. в С. о. началось распространение буддизма в виде традиции карма-кагьюпа. В 1992 г. Екатеринбург посетил датчанин О. Нидал, буддийский лама, передающий учение школы карма-кагьюпа в адаптированном для западного мира виде. У него нашлись последователи в С. о. В 2003 г. в Екатеринбурге получил регистрацию «Буддийский центр Алмазного пути традиции карма-кагью», он входит в Российскую ассоциацию буддистов Алмазного пути традиции карма-кагьюпа. В 2012 г. община организовала в Музее истории Екатеринбурга выставку «От Тибета до Урала. Великий Путь». На рубеже XX и XXI вв. в Екатеринбурге действовала неформальная община «Ваджрапани» из последователей школы гелугпа. В 2013 г. в Екатеринбурге сформировалась группа последователей традиции риндзай-дзэн.
В 1995-2020 гг. на горе Качканар (Качканарский городской окр.) действовала незарегистрированная община «Шедруб Линг» (первоначально «Шад Тчуп Линг»), позиционировавшая себя как «первый на Урале буддийский монастырь». Ее вероучение и религ. практика не относятся к традиц. российскому буддизму. В качестве официально зарегистрированной религ. орг-ции, представлявшей интересы «Шедруб Линг», выступала община «Путь Будды» (Н. Тагил, зарегистрирована в 2013), относящаяся к школе гелугпа. В 2020 г. деятельность «Шедруб Линг» была перенесена в пос. Косья (Нижнетуринский городской окр.).
Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось распространением на Ср. Урале многочисленных нетрадиц. религ. движений. В 1-й пол. 90-х гг. XX в. в С. о. появились последователи Сон Мён Муна (муниты). Орг-ции «Церкви объединения» действовали в т. ч. как общественные федерации: «Женщины за мир во всем мире», «Молодежь за нравственность», «Движение послов мира», «За всеобщий мир», «Молодежные послы мира», «Федерация семей за единство и мир во всем мире». В этот период муниты убедили обл. чиновников, курировавших образование, в необходимости внедрения в средних школах курса «Мой мир и я», содержащего мунитские вероучительные принципы. Данный эксперимент был прекращен после протестов со стороны активистов ряда общественных организаций. В Екатеринбурге община «Церкви объединения» сложилась в 2005 г. С 2006 г. в Екатеринбурге осуществлялся ориентировавшийся на мунитов проект «Лидер Урала». С 2013 г. представители мунитской организации «Молодежные послы мира» реализовывали в Екатеринбурге такие молодежные волонтерские проекты, как полумарафон «Я выбираю жизнь!», «Час бега», «Нескучный субботник», «Байкальский добровольческий проект». В 2016 г. в Екатеринбурге состоялась конференция, организованная мунитскими федерациями «За всеобщий мир» и «Женщины за мир во всем мире», в которой приняли участие муниты из разных регионов России.
Мормоны-миссионеры появились на Ср. Урале в 1993 г., в 2002 г. была зарегистрирована община в Екатеринбурге. В 2017 г. в Екатеринбурге проводилась Всероссийская конференция последователей Церкви Иисуса Христа святых последних дней.
Первые группы кришнаитов, распространявших религ. лит-ру и устраивавших религ. шествия, появились в обл. центре в нач. 90-х гг. XX в. В 2002 г. в Екатеринбурге получила регистрацию орг-ция об-ва «Сознание Кришны». В 2010 г. община кришнаитов зарегистрирована в Н. Тагиле. К нач. 2021 г. в С. о. официально действовали 4 орг-ции кришнаитов: 3 - в Екатеринбурге и 1 - в Н. Тагиле; незарегистрированные группы существуют в ряде крупных городов С. о. Все общины придерживаются вишнуизма (вайшнавизма).
В Екатеринбурге зарегистрирован приход в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Православной кафолической церкви, считающей себя преемницей движения истинно православных христиан.
Храм во имя св. Царственных страстотерпцев (Царский храм) в мон-ре в урочище Ганина Яма. 2000 г. Фотография. 2009 г. О храмовой архитектуре С. о. нач. XVIII - нач. XX в. см. ст. Екатеринбургская и Верхотурская епархия, разд. «Архитектура».
На территории совр. С. о. в 90-х гг. XX в. началось активное строительство новых храмов. Был открыт целый ряд мон-рей, среди к-рых мужские: Крестовоздвиженский в Екатеринбурге (1995; ц. Воздвижения Креста Господня, 1878-1880, образцовый проект К. А. Тона); Казанский в Н. Тагиле (1998; Казанский собор, 1871-1872; приделы свт. Николая Чудотворца и вмч. Пантелеимона); Алапаевский во имя Новомучеников и Исповедников Российских близ пос. В. Синячиха (Алапаевский р-н; основан в 1995 на месте, где в ночь на 18 июля 1918 были живыми сброшены в шахту вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна, инокиня прмц. Варвара (Яковлева), вел. кн. Сергей Михайлович, князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, кн. В. П. Палей, Ф. М. Ремез и др.); св. Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма близ пос. Шувакиш (в составе Екатеринбурга; 2000; основан на месте обнаружения предполагаемых останков имп. мч. Николая II, его семьи и приближенных); Троицкий Всецарицынский в с. Тараскове (в черте Новоуральска; 2003; ц. Св. Троицы; 1903-1906); св. Космы Верхотурского в дер. Костылева (Верхотурский р-н; основан в 2006; ц. св. Космы Верхотурского, 2000-2003).
Храм на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, на месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге. 2000–2003 гг. Фотография. 2007 г.Главным храмом Алапаевской обители стал собор во имя Новомучеников и Исповедников Российских (1996-2001). Одноглавый храм построен из красного кирпича, представляет собой поднятый на подклет четверик с полукруглой апсидой на востоке. Фасады расчленены пилястрами на прясла, центральные на восточном и западном фасадах выделены дополнительным лучковым фронтоном поверх карниза. С зап. стороны к основному объему храма примыкает братский корпус. На территории обители часовня во имя кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны (1992) и 2-пролетная надвратная звонница, увенчанная куполом.
На территории мон-ря в урочище Ганина Яма возведено неск. деревянных церквей: во имя св. Царственных страстотерпцев (2000; одноглавая, с 2-скатным покрытием основного четверика, с трапезной и шатровой колокольней); прп. Серафима Саровского (2001; 5-главая, с бочками по сторонам света и главками над трапезной, колокольней и крыльцом); прп. Сергия Радонежского (2001; крестообразная, многоярусный центральный объем увенчан шатром и главкой, на бочках над рукавами креста также главки); Иверской иконы Божией Матери (2001; надвратная, увенчанная шатром); свт. Николая Чудотворца (2001-2002; крестообразная, 17-главая); прав. Иова Многострадального (2003; шатровая) и др.
Среди жен. мон-рей: Свято-Пантелеимоновский в Краснотурьинске (1995; деревянная шатровая ц. вмч. Пантелеимона, 1904; ц. кн. равноап. Владимира и вмц. Екатерины, 2007-2013); Покровский в Камышлове (1998; Покровский собор, 1821, перестроен в 1855-1856; 5-главый храм с трапезной и колокольней, приделы - Трех святителей, вмц. Екатерины и свт. Тихона Амафунтского); вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны в Алапаевске (1998; основан возле здания бывш. Напольной школы, в к-рой в 1918 содержали под стражей членов Дома Романовых); в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» близ Среднеуральска (2005; церковь, построенная в 2004 году того же посвящения; Казанская ц. (2007); ц. Св. Троицы (2010-2017) и др. постройки).
В Екатеринбурге на месте Ипатьевского дома, в подвале к-рого была расстреляна семья имп. мч. Николая II, в 1992 г. заложен храм-памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших (2000-2003; архит. Г. В. Мазаев, декоративное убранство и интерьеры - архит. В. И. Симиненко). Архитектура церкви восходит к традициям неовизантийского стиля: 5 глав, в боковых расположены звонницы, в центре фасадов находятся полуциркульные возвышения с окнами. Ниже примыкают экседры; сдвоенные, разных форм, окна, вытянутые и круглые.
В 1998 г. на старом месте в формах разрушенного храма началось воссоздание ц. ап. Иоанна Богослова в г. В. Салда (1890). Храм построен из красного кирпича, имеет боковые приделы Введения во храм Пресв. Богородицы (северный) и Сретения Господня (южный). Неовизантийскому стилю близки крупный купол, граненые формы с запада примыкающей трапезной и колокольни. В традициях типовых проектов Тона возведен собор прп. Сергия Радонежского в Н. Тагиле (2000-2004; архит. Симиненко, росписи интерьеров - худож. В. Ф. Павлов), 5-главый, с небольшой трапезной и колокольней. Близка по стилю этому собору архитектура храма арх. Михаила в с. Меркушине (Верхотурский р-н; 2001-2004), расположенного рядом с ц. прав. Симеона Верхотурского (1886), возведенной над местом обретения мощей праведника. Михаило-Архангельский собор построен на фундаментах разрушенной церкви, недостроенной из-за первой мировой войны (1911-1916). По проектам архит. Симиненко возведены церкви: прп. Амвросия Оптинского в Кировграде (2003-2004; в традициях тоновской архитектуры), прав. Иоанна Кронштадтского и прп. Сергия Радонежского в Красноуральске (2007-2012; одноглавая, в традициях русского стиля).
Среди построенных за последние 3 десятилетия одноглавых церквей: в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Екатеринбурге (2003-2006; архит. В. А. Шадрин; с использованием элементов новгородско-псковского зодчества, центрическая, с лопастным завершением фасадов четверика и полуциркульным алтарем); во имя сщмч. Киприана и мц. Иустины в пос. Каменка (Сысертский р-н; 2005-2012; попечением Г. С. Корища; с пониженными боковыми притворами и арочной звонницей на зап. стороне); во имя вел. кн. блгв. Димитрия Донского в Н. Тагиле (2000-2003; в традициях владимиро-суздальского зодчества XII в.), ап. Иоанна Богослова в Краснотурьинске (2001; архит. А. В. Долгов; в традициях шатровой архитектуры XVI в., с пониженной апсидой), вел. кн. блгв. Александра Невского в В. Пышме (2010; шатровая, с пониженными притворами и трапезной); в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в Екатеринбурге (2012-2017; в традициях русско-византийского стиля).
Церковь Сурб-Карапет Армянской Апостольской Церкви в Екатеринбурге. 2005–2013 гг. Фотография. 2009 г. Фото: В. В. Постников/Wikimedia CommonsВозведено значительное количество 5-главых церквей, среди к-рых в Екатеринбурге: святителей Алексия, митр. Московского, Иоасафа Белгородского и прп. Афанасия Афонского (2010-2015; архитекторы О. Г. Паршуков, Н. А. Бушмелёва, Симиненко; в традициях уральского варианта стиля узорочья XVII в.- 5-главая, с боковыми приделами, трапезной и колокольней); прп. Серафима Саровского в Екатеринбурге (2001-2006; в традициях русско-византийского стиля); вмч. Георгия Победоносца и праведных Симеона и Анны (2006-2009; с крупным центральным куполом).
Церковь-колокольня во имя св. Максимилиана Эфесского («Большой Златоуст»; 2006-2013; архитекторы С. Н. Бартов, Бушмелёва, Симиненко), возведенная в традициях русско-византийского стиля, продолжает древнюю типологию церквей «под звоном». К этой же типологии храмов относится ц. прп. Сергия Радонежского и вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны в Екатеринбурге (2010-2014; архит. Б. Г. Хаустов), в к-рой шпиль над ярусами звона напоминает Петропавловский собор в С.-Петербурге.
Архитектура Покровской ц. в с. Косой Брод (Полевской р-н; 2012-2018), с шатровым, равновеликими алтарем и трапезной, 3-главой звонницей также исполнена в традициях русско-византийского стиля. Стены выложены серым кирпичом, декор - кирпичом более светлого цвета.
Ряд деревянных церквей построен по типу древнерус. шатровых храмов, среди к-рых: Покровская в с. Костине (Алапаевский р-н; 2007-2008), мч. Трифона в Санкино (Алапаевский р-н; 2010), Тихвинской иконы Божией Матери в пос. Атиг (Нижнесергинский р-н; 2011; с двойным пощипцовым завершением фасадов четверика, шатрами над наосом и колокольней) и др.
В 2004-2006 гг. в Екатеринбурге возведена арм. ц. св. Сурб-Карапет (св. Иоанна Предтечи) в традициях арм. архитектуры V-VII вв. и орнаментов более позднего времени, облицованная туфом, привезенным из Армении.