Прп. Серафим (Романцов). Фотография. Сер. 50-х гг. ХХ в. (Романцов Иван Романович; 28.06.1885, дер. Воронок Путивльского у. Курской губ.- 1.01. 1976, г. Сухуми), прп. (пам. 9 сент. в Соборе Глинских святых), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. После смерти родителей поступил в Глинскую пустынь. В 1910 г. принят в число послушников. Был определен на послушание в хлебопекарню, через год - в бондарню. Во время первой мировой войны в 1914 г. был призван в армию. В 1916 г., после ранения, был уволен с военной службы, вернулся в Глинскую обитель. В 1919 г. пострижен там настоятелем пустыни архим. Нектарием (Нуждиным) в монашество с именем Иувеналий. Находился под духовным наставничеством старца иером. Аристоклия (см. Антоний (Ветер), схиигум.). В 1920 г. рукоположен Рыльским еп. сщмч. Павлином (Крошечкиным; впосл. архиепископ) во диакона. После закрытия советскими властями в 1922 г. Глинской пуст. уехал в Абхазию, стал насельником Дранда В 1926 г. рукоположен сосланным в Батуми еп. Никоном (Дегтяренко) во иерея, принял схиму с именем Серафим. После закрытия Драндского мон-ря в 1928 г. нек-рое время жил в горном скиту на Сухой речке близ Сухуми вместе с иером. Савватием. Затем переехал в Юж. Казахстан, служил сторожем на пасеке близ Алма-Аты. В 1930 г. арестован и приговорен к заключению в лагерь. Отбывал срок заключения на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1934 г. освобожден из лагеря больным и истощенным. Заботу о нем взяла на себя семья его духовных детей Козулиных. Сначала он жил у них в Ташкенте, потом его перевезли к родственникам в пос. Музтор (ныне г. Тогтогул Джалал-Абадской обл., Киргизия), позже к др. родственникам - в пос. Таш-Кумыр (ныне город Джалал-Абадской обл.). В летнее время С. жил уединенно в горах, в плетеной хижине, в зимнее - у духовных детей, устроивших ему потайную келью. Окормлял приближенных к нему верующих, по ночам совершал для них келейно богослужения, исповедовал и причащал, давал духовные наставления. В 1946 г. начал открытое священническое служение, был определен Ташкентским и Среднеазиатским еп. Гурием (Егоровым; впосл. митрополит) к кафедральному Успенскому собору в Ташкенте, где стал духовником.
30 дек. 1947 г. вернулся в возобновленную в годы Великой Отечественной войны Глинскую пуст. Поселился в маленькой келье на 2-м этаже каменной башенки (угловом столпе) рядом с бывшим архиерейским корпусом, за что его прозвали столпником. В 1948 г. был назначен духовником обители, поддерживал, укреплял в вере и направлял на путь спасения как иноков, так и мирян, приезжавших за духовной помощью в Глинскую пуст. В отношении паломников С. брал на себя и адм. функции, определяя, где им остановиться, чем помочь обители, если паломники приезжали более чем на 3 дня. С. был опытнейшим духовником, его особым даром было умение принимать исповедь, вызывать людей на полную откровенность. Приезжавшие в Глинскую пуст. со всей страны люди ждали по неск. дней, лишь бы исповедоваться у старца и получить от него совет и наставление. С. мог беседовать с обращавшимися к нему и по дороге, и на послушании, и в келье; принимал богомольцев по одному и всех вместе, в зависимости от надобности и обстоятельств. Был прозорлив. По воспоминаниям, многие исцелялись от хлеба и воды, полученных из его рук.
С. начинал день с 2 ч. ночи, когда он исполнял келейное правило, затем неопустительно бывал на богослужении, после к-рого всего себя отдавал на служение ближним: принимал богомольцев, исповедовал, решал все возникающие вопросы, и так до позднего вечера. Ночью отвечал на приходившие ему в большом количестве письма. Из содержавших просьбы помолиться он переписывал имена в синодик. Письма с просьбой о совете тщательно обдумывал, иногда откладывал, чтобы снова к ним вернуться, никогда не торопился с ответом, если было что-то серьезное. Сам или с помощью духовных чад переписывал отрывки из произведений святителей Феофана Затворника (Говорова) и Игнатия (Брянчанинова), а также др. духовных писателей и отсылал нуждающимся в поддержке духовным чадам вместе с ответом на письмо. На многих письмах в конце стоит его собственноручная приписка: «Давайте всем читать». Оставшееся на отдых малое время С. использовал для молитвы о своих пасомых.
Особенно сложные вопросы С. оставлял для совместного решения с преподобными старцами - настоятелем обители схиархим. Серафимом (Амелиным) и благочинным схиархим. Андроником (Лукашем). О духовных дарованиях С. было известно патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому). В марте 1957 г. С., как духовник обители, был уполномочен Глинской братией на поездку в Москву, где его принял патриарх Алексий I, обсудивший с ним положение дел в Глинской пуст. и назначение нового настоятеля в связи с уходом на покой схиархим. Серафима (Амелина). Патриарх согласился с выбором братии и назначил настоятелем архим. Тавриона (Батозского). Впосл. С. вместе с др. глинскими старцами и большинством братии не согласились с изменениями в монастырской жизни, введенными новым настоятелем. В янв. 1958 г. С. был вновь принят патриархом Алексием I, к-рый после беседы со старцем принял решение о переводе архим. Тавриона (Батозского) из Глинской пуст. и о возвращении на должность настоятеля схиархим. Серафима (Амелина).
Прп. Серафим Глинский. Икона. 2009 г. Иконописец О. В. СпиридоноваС. был награжден патриархом Алексием I наперсным крестом (1957). В 1960 г. возведен в сан игумена.
После закрытия в 1961 г. Глинской пуст. С. поселился в Абхазии, где продолжил исповеднические труды. Сначала он жил в Очамчири, у одного прихожанина храма с. Илори, потом переехал в Сухуми. Стал священником кафедрального Благовещенского собора Сухумской и Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви. Принимал в храме многих нуждавшихся в духовной помощи и наставлении, рассылал множество писем, отвечая на вопросы духовных чад. Окормлял монахов-отшельников, к-рые жили в горах Абхазии. Посещал пустынников, проходя в горах путь в неск. десятков километров, иногда отшельники сами посещали его в Сухуми по ночам. В 1975 г. возведен Сухумским митр. Илией (Гудушаури-Шиолашвили, впосл. католикос-патриарх всей Грузии Илия II) в сан архимандрита. До конца жизни сохранял бодрость духа и ясность ума, глубокое молитвенное чувство.
18 дек. 1975 г., во время всенощного бдения, С. почувствовал себя плохо. Когда слег, в течение всей 2-недельной болезни читал вслух молитву Иисусову, а когда уставал, то просил других продолжать ее чтение, ежедневно причащался Св. Таин. 31 дек. 1975 г. закрыл глаза и уже ни с кем не говорил, скончался на следующий день, 4 янв. 1976 г., после панихиды, проведенной Сухумским митр. Илией в сослужении мн. клириков, похоронен на Михайловском кладбище Сухуми.
Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 8 мая 2008 г. причислен к лику местночтимых святых. Определением Архиерейского Собора РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 2017 г. установлено общецерковное почитание С.