ИОАНН
Том XXIII , С. 371-372
опубликовано: 6 марта 2015г.

ИОАНН

[Йоханнэс Мадаббар; эфиоп.    ] (Ɨ вскоре после 700), еп. Никиуский в юрисдикции Коптской Церкви, автор всемирной хроники, сохранившейся в переводе на геэз. О жизни И. имеются крайне отрывочные и скудные сведения, гл. обр. в «Истории Александрийских патриархов». Время архиерейской хиротонии И. неизвестно. Он занимал епископскую кафедру г. Никиу (П(е)шати), остатки к-рого, как предполагают, частично находятся на территории совр. поселения Завиет-Разин, расположенного близ г. Минуф в зап. части дельты Нила. В 686 г. И. занимал пост апотрита (руководителя или контролера; точные функции неясны) епископов В. Египта и в этом качестве в 690 г. участвовал в выборах копт. Александрийского патриарха Исаака. В составе торжественной процессии И. сопровождал патриарха в Александрию из Фустата, где его избрание утвердил наместник Египта Абд аль-Азиз ибн Марван, брат халифа Абд аль-Малика. Ок. 694 г. следующий патриарх Симеон I назначил И. управляющим (араб.- мудаббир; отсюда его эфиоп. прозвище Мадаббар) егип. монастырями. Однако вскоре И. приказал так жестоко наказать монаха, виновного в изнасиловании монахини, что тот скончался от полученных побоев. И. был обвинен в превышении власти, снят с должности и решением собора епископов лишен архиерейского сана.

Хроника И. сохранилась в переводе на геэз в 4 списках, к-рые находятся в Национальной б-ке в Париже (Paris. aeth. 123. Fol. 62-138; Paris. Abbadie. 31. Fol. 104-165), в Британской б-ке в Лондоне (Lond. Brit. Lib. Orient. 818) и в Национальной академии деи Линчеи в Риме (Lincei. Conti Rossini. 27. Fol. 1-120). Рукописи Paris. aeth. 123 и Lond. Brit. Lib. Orient. 818 были положены в основу единственного издания этой хроники Г. Зотанбером (2 др. списка были ему недоступны; их систематическое сопоставление с изданным текстом пока не проводилось). Текстологическое исследование 90-й и 91-й глав рукописи Paris. Abbadie. 31, выполненное М. Роденсоном, показало, что расхождения с текстом, изданным Зотанбером, незначительны, но в нек-рых случаях рукопись содержит предпочтительные варианты чтений. Благодаря колофону рукописи удалось установить, что эфиоп. переводчик этого сочинения - Махерка (Мэхрэка) Денгель, автор 1-й ч. хроники царя Эфиопии Сисиния. В то время Махерка Денгель был ярым монофизитом, но затем его обратил в католичество иезуит Педро Паэс; он скончался по пути в изгнание в начале правления царя Василида. Вместе с ним над переводом работал копт. диак. Кэбрэяль (Гавриил) из клира ц. мч. Иоанна в Кальюбе, упоминаемый в колофонах др. списков. Перевод был осуществлен за 3 месяца (1 авг.- 29 окт. 1601) по повелению Марьям Сэна (тронное имя Малак Могаса), вдовы царя Сарца Денгеля, и «начальника эфиопского войска» Афанасия.

Выбор для перевода на геэз хроники И. объясняется ее ярко выраженной монофизитской направленностью, оказавшейся весьма актуальной в условиях, когда католич. миссионеры (в христологических вопросах следовавшие решениям Халкидонского Собора) стали активно проповедовать на Африканском Роге, а эфиоп. цари надеялись на их помощь в борьбе с феодальной знатью и оказывали им все большую поддержку. Впосл. хроника была использована при составлении эфиоп. версий Житий святителей Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского.

Характер искажений имен собственных не оставляет сомнений в том, что на геэз хроника И. была переведена с арабского. Однако дискуссионным остается вопрос о языке оригинала. Зотанбер предположил, что ее основной текст был составлен на греческом, а главы, посвященные Египту,- на коптском (по образцу Книги прор. Даниила, начало и конец которой написаны на древнееврейском, а середина - на арамейском). Однако не известно ни одного примера греческо-копт. произведения. Гипотезу Зотанбера критиковали еще в кон. XIX - нач. XX в. Т. Нёльдеке и У. Крам, по мнению к-рых И. составил всю хронику на коптском. С позиций совр. коптологии это крайне сомнительно, поскольку признаки существования у коптов на тот момент собственной историографии отсутствуют. Более вероятно, что И. написал хронику по-гречески (Зотанбер вполне корректно охарактеризовал ее как византийскую), а в главах, посвященных Египту, употреблял для колорита отдельные копт. слова и выражения, к-рые обнаруживаются в тексте на геэзе.

Хроника И. состоит из 122 глав и охватывает временной интервал от Сотворения мира до кон. VII в. по Р. Х. В сохранившихся списках ее начальная часть полна лакун, есть они и в заключительных главах. Основными источниками для И. послужили ранневизант. хронографы, в первую очередь всемирная хроника Иоанна Малалы и анонимная Пасхальная хроника, а при изложении церковной истории - «Церковная история» Сократа Схоластика. В главах, посвященных Египту, использованы местные предания, в частности роман о Камбизе; находка его фрагмента на папирусе была сначала неверно истолкована как открытие оригинала хроники И.

Наибольшую ценность для историков представляют последние главы (начиная со 111-й), в которых дано подробное описание завоевания Египта арабами в 640-642 гг. (фрагменты, относящиеся к начальному его этапу, в имеющихся списках утрачены, а нек-рые эпизоды скорее всего переставлены) и изложены отдельные события первых десятилетий мусульм. господства. В этом отношении хроника И.- важный источник: в странах, захваченных в ходе араб. завоеваний во 2-й трети VII - нач. VIII в., в среде побежденных подобные сочинения создавались крайне редко. В заключительной части хроники ее автор опирался на свидетельства очевидцев, а возможно, и на собственные воспоминания.

Хроника И. весьма тенденциозна: начиная с сер. V в. события визант. и егип. истории рассматриваются в ней с монофизитской т. зр. В ней, в частности, приветствуется как антихалкидонитский акт издание «Энотикона» имп. Зиноном и прославляется следующий имп. Анастасий I, поддерживавший монофизитов. Те императоры и церковные иерархи, к-рые были сторонниками Халкидонского Собора, как правило, представлены людьми морально ущербными, упорствующими в своих заблуждениях и навлекающими на себя и на гос-во Божии кары (последним наказанием стало мусульм. завоевание Египта). Антихалкидонитская направленность хроники явилась отражением копт. традиции т. н. плирофорий (пропагандистских историй; см. в ст. Житийная литература).

Изд.: Chronique de Jean, évêque de Nikiou / Éd., trad. H. Zotenberg // Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque nationale et autres bibliothèques, publiés par l'Institut national de France. P., 1883. T. 24. Pt. 1. P. 125-608 (отд. изд.: P., 1883; рец.: Nöldeke Th. // Göttingische Gelehrte Anzeiger. B., 1883. Bd. 2. S. 1364-1371); The Chronicle of John, Bishop of Nikiu / Transl. from Zotenberg's Ethiopic Text by R. H. Charles. L.; Oxf., 1916 (рец.: Crum W. E. // JEA. 1917. T. 4. P. 207-209).
Ист.: Histoire du patriarche copte Isaac / Étude critique, texte et trad. par E. Amélineau. P., 1890. P. 49; [Sawirus ibn al-Muqaffa‘]. History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria / Ed., transl., annot. B. Evetts. P., 1910. Pt. 3: Agathon to Michael I (766). P. 20-23. (PO; T. 5. Fasc. 1).
Лит.: Zotenberg H. Mémoire sur la chronique byzantine de Jean, évêque de Nikiou // J. Asiatique. Sér. 7. P., 1877. Vol. 10. P. 451-517; 1878. Vol. 12. P. 245-347; 1879. Vol. 13. P. 291-386 (отд. изд.: idem. La chronique de Jean, évêque de Nikiou. P., 1879; рец.: Nöldeke Th. // Göttingische Gelehrte Anzeiger. 1881. Bd. 1. S. 587-594); Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 470-472; Rodinson M. Notes sur le texte de Jean de Nikiou // IV Congresso Internazionale di Studi Etiopici (Roma, 10-15 aprile 1972). R., 1974. T. 2: Sezione linguistica. P. 127-137; Carile A. Giovanni di Nikius, cronista bizantino-copto del VII sec. // Byzantium: Tribute to A. N. Stratos. Athenes, 1986. Vol. 2. P. 353-398; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII в. М., 1990. С. 148-149; ODB. Vol. 2. P. 1066; Fraser P. M. John of Nikiou // CoptE. Vol. 5. P. 1366-1367; Большаков О. Г. История Халифата. М., 1993. Т. 2: Эпоха великих завоеваний (633-656). С. 8, 108-112, 118, 120-122, 124, 126, 242, 243; Fiaccadori G. Mâsidis (Giovanni de Nikiou, Chron. XC 54-60) // «In partibus Clius»: Scritti in onore di G. Pugliese Carratelli. Napoli, 2006. P. 113-135; Weninger St. John of Nikiu // EncAeth. Vol. 3. P. 298-299.
С. А. Французов
Ключевые слова
См.также
  • ИОАНН (2-я пол. VI в.- 1-я пол. VII в.), еп. г. Парал (копт. Пархалос; араб. Эль-Бурлус), св. Коптской Церкви (пам. копт. 19 хойака (15 дек.))
  • ИОАНН [Иоанн Затворник] (VI - нач. VII в.), еп. Шмуна (греч. Гермополь Великий; араб. Эль-Ашмунейн) в юрисдикции Коптской Церкви
  • МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.))