ИСИДОР
Том XXVII , С. 169-177
опубликовано: 1 июня 2016г.

ИСИДОР

Содержание

(† 1474 (или 1484), Ростов), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский.

Житие

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент надгробного покрова. 1571–1585 гг. Мастерская И. Ф. Годуновой (ГМЗРК).Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент надгробного покрова. 1571–1585 гг. Мастерская И. Ф. Годуновой (ГМЗРК). Основным источником сведений об И. является его Житие, известное более чем в 80 списках; самые ранние из к-рых: ГИМ. Чуд. № 333, филиграни 1489-1505 гг. (Клосс. 1998. С. 206); ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 446(196). Л. 98-113 об., филиграни 1500-1508 гг. (Там же. С. 192; опубл.: Гладкова. 2002. С. 180-195); РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 637. Л. 514, 400-401 об., 404-408, филиграни 1488-1509 гг.; Оп. 3. № 134. Л. 1-1 об., 1488-1509 гг. (отрывок Жития И.- «Мазуринский фрагмент»; cм.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА / Ред.: А. А. Турилов. М., 2000. С. 305-317; опубл.: Гладкова. 2002. С. 196-197); РНБ. Тит. № 2039. Л. 159-181, нач. XVI в. (опубл.: Исидорова. 2001. С. 107-110). По мнению М. Д. Каган, «составление житийного ядра может быть отнесено к XV в.», одновременно или спустя небольшое время была написана служба И. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 637. Л. 390-399 об., 514-514 об.).

Блж. Исидор Твердислов, с 8 клеймами жития. Фрагмент гравюры. Посл. треть XVIII в. (ГЛМ)Блж. Исидор Твердислов, с 8 клеймами жития. Фрагмент гравюры. Посл. треть XVIII в. (ГЛМ)В настоящее время выделяют 6 полных и 1 краткую (проложную) редакции Жития И. В основной редакции представлен общий для всех версий текст: Житие, 3 рассказа о чудесах (о купце и о князе (прижизненные чудеса), о священнике ростовской Вознесенской ц. (посмертное чудо)), рассказ о преставлении И. и похвала святому (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. № 520(114). Л. 233-245, 1-я четв. XVII в.; РГАДА. Ф. 181. № 301/680. Л. 90-96 об., сер. XVII в.). Достаточно ранними списками представлены 2-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. № 482(60). Л. 229 об.- 237, нач. 30-х гг. XVI в. (др. списки: РГАДА. Ф. 181. № 563. Л. 555 об.- 568 об., нач. XVII в.; ЯМЗ. Собр. Лукьянова. № 537(651). Л. 290-304 об., 2-я пол. XVII в.) и 3-я редакция - с добавлением стиха: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. № 481(57). Л. 309 об.- 318 об., нач. XVI в. (др. список: ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 471(636). Л. 225 об.- 244, кон. XVI - нач. XVII в.). 4-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении и стиха - содержится в Успенском списке ВМЧ и в общем Торжественнике (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 1381. Л. 298 об.- 303 об., 1-я пол. XVI в.). 5-я редакция - с добавлением стиха и вступления - представлена дефектным списком в составе Трефолоя рус. святым (содержит много памятей Ростовских святых; РГАДА. Ф. 181. № 486/966. Л. 179 об.- 189, XVI в.). Вступление к Житию И. восходит, как указала С. В. Минеева, к вступлению к Житию прп. Стефана Пермского. 6-я, полная, редакция включает заглавие, стих, вступление, собственно Житие, чудо о купце, чудо о князе, рассказ о преставлении святого, чудо о священнике, 2 посмертных чуда об исцелении и похвалу (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 446(196). Л. 98-113 об., 1500-1508 гг.; РГАДА. Ф. 181. № 692/1204. Л. 366-378, 1560 г. (Торжественник новгородского происхождения); РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. № 90(218). Л. 71-83 об., 1759/60 г. (сб. житий преимущественно Ростовских святых); ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 512(3). Л. 337 об.- 353, 2-я пол. XVIII в.; РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. № 216. Л. 137-152 об., 3-я четв. XVIII в. (сб. житий Ростовских святых)).

Возможно, основная редакция Жития И. была первоначальной и появилась в 80-х гг. XV в., хотя ее ранние списки неизвестны. 2-я и 3-я редакции возникли предположительно в одно время независимо друг от друга. 4-я редакция могла появиться в результате объединения 2-й и 3-й редакций. Два посмертных чуда об исцелении (приведены во 2, 4, 6-й редакциях) имеют общие собственные вступления и заключения; автор этих рассказов был свидетелем 1-го чуда, а 2-е, по его словам, произошло через некоторое время. По-видимому, одновременно с описанием этих чудес появились стих (приведен в 3-6-й редакциях) и вступление к Житию (имеется в 5-й, 6-й редакциях). Автор вступления говорит о том, что он видел чудеса, совершавшиеся по молитвам к И. Списки наиболее полной 6-й редакции нач. XVI в. (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. № 446(196); РНБ. Тит. № 2059) свидетельствуют о том, что Житие сложилось в полном виде к первым десятилетиям XVI в., возможно, раньше.

Каган, исследуя тексты Жития, так же как и Ковалевский, выделила помимо полной, краткую проложную редакцию Жития И. Ее текст, скорее всего, был составлен в 1-й пол. XVII в. и включал собственно Житие, заканчивающееся рассказом о преставлении святого (РНБ. Тит. № 1187; Пролог. М., 1643. Май. Л. 381-383; также список ГАЯО. Оп. 1. № 460(615). Л. 227 об.- 230 об., XVII в.). Последовательность возникновения редакций пока не ясна.

Вслед за Ключевским Каган отметила в Житии «отсутствие... местных ростовских мотивов и реалий», имен, деталей и дат (Каган. 1988. С. 283). Автор Жития И. не знал святого, но видел его хижину. Можно предположить, что создатель ранней редакции Жития был новгородцем, о чем говорит его любовь к новгородским сюжетам. Образцом для книжника послужило Житие византийского юродивого Симеона Эмесского.

Биография

Блж. Исидор Твердислов, предстоящий Богоматери с Младенцем Христом. Икона. 1-я пол. XVII в. (СИХМ)Блж. Исидор Твердислов, предстоящий Богоматери с Младенцем Христом. Икона. 1-я пол. XVII в. (СИХМ)В Житии сообщается, что И. пришел на Русь «от западных убо стран, от латынскаго языка, от немечьскыа же земля от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерьска роду бе» (в списках XVII в. писцы иногда заменяли слово «местер» словом «мастер»). Возможно, святой был славянином, поэтому в Житии говорится об обретении И. «древлепогубленного отечества», под которым можно понимать правосл. Русь. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что И. «родился где-то в Германии и, вероятно, около Бранибора (Бранденбурга), где бедные славяне теснимы и угнетаемы были немцами с бесчеловечною жестокостью» (Филарет (Гумилевский). РСв. 1863. С. 97). (Исследователи отмечали, что указание на зап. происхождение характерно для жизнеописаний юродивых: т. о. может подчеркиваться чуждость юродивого миру; см.: Каган. 1988. С. 281; Иванов. 1994. С. 143.)

После странствий по русским городам И. пришел в Ростов (в Ростовском летописце XIX в. это событие отнесено к 1419 г.- РНБ. Тит. № 1677(1350)) и построил для себя на болотистом месте хижину из хвороста без крыши. Днем юродивый ходил по городу, терпя от жителей «досаждение, и укорение, и раны», ночью молился, часто под дождем и снегом. В Житии отмечены 2 прижизненных чуда, совершенных святым. И. спас путешествовавшего по морю ростовского купца; в соответствии с древней языческой традицией во время бури купца спустили на доске на воду, чтобы успокоить стихию; чудесным образом И. вернул купца обратно на корабль, запретив рассказывать о своей помощи; спасенный поведал о совершенном И. чуде после кончины святого. Ключевский и А. Н. Веселовский указали на связь этого сюжета с новгородской легендой о Садко (Ключевский. Древнерусские жития. С. 281; Веселовский А. Н. Былина о Садке // ЖМНП. 1886. Дек. С. 275). В рассказе о др. чуде повествуется, как однажды И. пришел в дом ростовского князя и попросил воды, но слуга прогнал его. Во время обеда князя все сосуды с питьем оказались пустыми. Князь, узнав о поступке слуги, послал за юродивым. Вернувшись, И. подал присутствовавшему на обеде епископу просфору «от митрополита в Киеве», и сосуды наполнились вином. Как заметил Ключевский, чудо о князе восходит к чудесам новгородского блж. Николая Качанова; рассказ о вине, которое превращается в непригодную для питья жидкость, дважды повторяется в Житии прп. Симеона Эмесского. В XIX в. в Ростове бытовало предание, что И., придя на брачный пир к кн. Ивану Михайловичу Оболенскому (впосл. Ростовский, Ярославский и Белозерский архиеп. Иоасаф), предсказал ему «архиерейскую шапку», а его жене кнг. Дарье скорую смерть, что впосл. сбылось по «твердому слову» святого (Ковалевский. 1902. С. 252-253; Толстой. 1991. С. 35).

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент иконы «Избранные святые». 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ)Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент иконы «Избранные святые». 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ)Практически во всех редакциях Жития и в месяцеслове ростовского происхождения 1487 г. (РГБ. Троиц. № 761. Л. 279) приведено прозвище И.- Твердислов, встречается также вариант: Твердое слово (Гладкова. 2002. С. 173). В начальном стихе Жития объясняется смысл прозвища: «Твердислов правду тезоименно наречеся - утверди бо ум и со словом вкупе, еже к Богу обеща». Иером. Алексий (Кузнецов) предположил, что мирское имя святого было Твердислав, «позднейшими переписчиками переделанное в Твердислов и неправильно толкуемое как прозвание его за то, что слова его сбывались» (Алексий (Кузнецов). 2000. С. 52). По мнению С. А. Иванова, «Твердислов - это тот, кто все время твердит какое-нибудь слово» (Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 249). Обращает на себя внимание тот факт, что и в стихе, и в последующем вступлении к Житию не говорится о юродстве И.

Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР)Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР)О своей смерти И. знал заранее. Во время преставления святого город наполнился благоуханием. В месяцесловах XVII в. (см., напр.: РНБ. Погод. № 1962. Л. 76) кончина И. отнесена к 1474 г., в Ростовском летописце XIX в.- к 1484 г. Святого похоронили на месте его хижины, где впоследствии была построена деревянная ц. в честь Вознесения (позднее называвшаяся также ц. Исидора Блаженного, Твердислова в валах). По предположению Ковалевского, церковь была освящена в честь Вознесения, «потому что в день погребения святого, т. е. 18 мая, было навечерие этого праздника» (Ковалевский. 1902. С. 255). В Житии рассказывается, как некий священник, служивший в Вознесенской ц., из любопытства попытался вскрыть погребение святого, но был отброшен от могилы, онемел и впал в расслабление. Он исцелился после молитвы у могилы И. По мнению Каган, аналогией этому чуду является летописный рассказ 1462 г. о посещении вел. кн. Иоанном III Васильевичем гробницы прп. Варлаама Хутынского. Мотив наказания «безумного дерзнутия» был характерен для новгородских памятников (Лихачёв Д. С. Литература Новгорода 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в. // История рус. лит-ры. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 376). Сразу же после преставления И. началось его почитание. У гроба И. исцелились человек из с. Соли, обезумевший от пьянства, Федор из ростовского села - от болезни глаз и головы. Оба чуда произошли во время пения канона святому, 2-е сопровождалось видением исцеленному.

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г.Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г.Почитание И. уже в кон. XV в. было устойчивым как в Ростовской земле, так и за ее пределами. В месяцеслове 1487 г. под 14 мая указана память И. (РГБ. Троиц. № 761. Л. 279; см. также: Ковалевский. 1902. С. 257; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 207, 279). Память святого отмечена в Уставе из б-ки перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря, написанном в 1474-1513 гг., вероятно, близ Киева (ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 137-144), в Уставе, переписанном в 1522 г. для Вологодского и Пермского еп. Алексия (РГБ. Рум. № 446). Архиеп. Сергий (Спасский) отметил упоминание И. в Уставе ГИМ. Син. № 336(1548) и в святцах XVI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 142). В послании к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному, написанном свт. Макарием в 1552 г., И. не назван среди русских святых. Он упомянут в царском послании 1563 г., где Иоанн Грозный сообщает свт. Макарию о взятии Полоцка (АИ. Т. 1. С. 320. № 168). По преданию, Иоанн IV в благодарность святому за помощь при взятии Полоцка повелел в 1565/66 г. построить над могилой И. вместо деревянной церкви каменный храм (зодчий Андрей Малой). По мнению Е. Е. Голубинского, общецерковная канонизация И. состоялась между 1549 и 1563 гг. Включение Жития И. в Софийский том ВМЧ (РНБ. Соф. № 1321. Л. 404 об.- 406 об., 1547 г.) подтверждает, что к 1547 г. почитание И. уже было общерусским. Память святого отмечена в печатном Уставе 1610 г. Его Житие включено в Тулуповские Четьи-Минеи (РГБ. Троиц. № 676, 1630 г.), Четьи-Минеи Иоанна Милютина, «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского. По наблюдениям Минеевой, начиная с XVI в. Житие И. встречается в рукописях не реже, чем Сказание о св. князьях Борисе и Глебе или Житие свт. Леонтия Ростовского, т. е. наравне с повествованиями о первых рус. страстотерпцах и об «апостоле земли Ростовской» (Минеева. 1999. С. 32).

В 1786 г. к ростовской Вознесенской ц., где почивают мощи блаженного, с юга был пристроен теплый придел во имя И. В арке между храмом и приделом находилась серебряная гробница святого, устроенная в 1817 г. В 1930 г. храм был закрыт и передан в ведение Ростовского музея, в его помещениях размещались склады, магазины и др. В 50-х гг. XX в. началась реставрация здания, были разобраны пристройки XVIII-XIX вв., в т. ч. придел во имя И. В 2002 г. в Вознесенской ц. возобновились богослужения, над мощами И. установили раку. В 2007 г. во имя И. была освящена надвратная часовня в жен. мон-ре в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в Апшеронске (Краснодарский край, архит. Ю. С. Субботин; см. «Нерушимая Стена» иконы Божией Матери жен. мон-рь).

Ист.: Житие Исидора Твердислова, Ростовского юродивого / Пер.: О. В. Гладкова // Слово Древней Руси / Сост.: О. В. Гладкова. М., 2000. С. 377-387; Исидорова З. Н. О редакциях Жития св. Исидора Твердислова: Текст // Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 101-110; Гладкова О. В. Древнерусский святой, пришедший с Запада: О малоизученном «Житии Исидора Твердислова, Ростовского юродивого»: Текст, перевод // Древнерус. литература: Тема Запада в XIII-XV вв. и повествовательное творчество. М., 2002. С. 167-210; ВМЧ. Май. Дни 9-23. С. 944-950.
Лит.: Муравьев. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 240; Буслаев Ф. И. О народной поэзии в древнерус. литературе. М., 1859. С. 24-25 (отт. из кн.: Речи и отчет, произнесенные в торжественном собрании Моск. ун-та 12 янв. 1859 г. М., 1859); Филарет (Гумилевский). Обзор. 1859. Кн. 1. С. 187; он же. РСв. 1863. Т. 2. С. 97-100; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. церкви. М., 1902, 1996. С. 248-259; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 162-163; Каган М. Д. Житие Исидора Твердислова // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 280-284; Толстой М. В. Ярославские угодники Божии. [Ярославль, 1991]. С. 33-36; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 143, 146, 150; Lenhoff G. Early Russian Hagiography: The Lives of Prince Feodor the Black. Wiesbaden, 1997. Р. 9, 242-244, 437, 441; Гладкова О. В. «Странность» юродивого: О малоизученном «Житии Исидора Твердислова» // Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6: Канонизация святых на Руси. С. 393-400; она же. Агиографический канон и «западная тема» в «Житии Исидора Твердислова, ростовского юродивого» // ДРВМ. 2001. № 2(4). С. 81-88; она же. К истории текста «Жития Исидора Твердислова, Ростовского юродивого» // Культурное наследие Др. Руси: Мат-лы науч. конф., посвящ. памяти проф. В. В. Кускова (9 нояб. 2000 г.). М., 2001. С. 117-125; она же. «Житие Исидора Твердислова, Ростовского юродивого» в ярославских и моск. древлехранилищах: К истории текста // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 33-41; она же. О славяно-русской агиографии: Очерки. М., 2008. С. 69-82; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 192, 206; Минеева С. В. Проблемы комплексного анализа древнерус. агиогр. текста: (На примере Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких). Курган, 1999. С. 32, 87-88; Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и соц. исследование. М., 2000. С. 51-52; Исидорова З. Н. О редакциях Жития святого Исидора Твердислова // Опыты по источниковедению. СПб., 2001. Вып. 4. С. 96-110; Гадалова Г. С. Жития и службы Ростовских святых в хранилищах Твери // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 337-342; Мельник А. Г. История почитания Ростовских святых в XII-XVII вв.: АКД. Ярославль, 2004. С. 16-17; он же. Надгробные комплексы Ростовских святых в XVII - нач. ХХ в. // ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 443-475; он же. «Ростовские патерики» кон. XV-XVI вв. // ДРВМ. 2007. № 3(29). С. 70-71; он же. Социальные функции Ростовских святых в XII-XVII вв. // ИЗ. 2008. Вып. 11(129). С. 75-93; он же. О почитании избранных рус. святых в Троице-Сергиевом мон-ре в посл. трети. XV - 1-й пол. XVI в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 6-й междунар. конф. Серг. П., 2010. С. 19-20; Карбасова Т. Б. Литературные источники Жития Кирилла Новоезерского // ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 332-365; Руди Т. Р. О топике житий юродивых // Там же. С. 443-484.
О. В. Гладкова

Иконография

Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ЯИАМЗ)Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ЯИАМЗ) Изображения И. встречаются в иконописи, в книжной миниатюре и графике, в монументальных росписях храмов, на окладах Евангелия, в произведениях лицевого шитья, резьбы по дереву, ростовской финифти (живопись по эмали). Особенности иконографии И.- короткая борода, волосы длинные или короткие, одежда состоит из куска ткани, переброшенного через плечо так, что др. плечо и половина груди обнажены, ноги до колен и выше неприкрыты. Как правило, он представлен в молении, иногда в руке кочерга, реже крест.

В иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 14 мая облик И. уподобляется внешности Спасителя, свт. Николая Чудотворца, вмч. Никиты или др. святых: «Рус, власы велики, брада Христова, плече правое наго, риза санкир» (2-я четв. XVII в.; РНБ. Соф. № 1523. Л. 157); «Рус, брада аки Николы, власы велики, правое плечо наго, ризы санкирь, родом немчин» (посл. четв. XVII в.; ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 110); «Рус, брада Никиты, власы велики, правое плечо наго, в руце крест, ноги голы, риза санкирь едина, а в киевских листах Исидор млад, мученик» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 106 об.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 160 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 98; рис. на с. 151); «Рус, брада аки Козмина, власы с ушей, как у Фрола, в рубашке, бос» (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 59; под 4 нояб., назван юрьево-повольским юродивым); «Рус, брада аки Николина, власы велики, правое плечо наго, в руце крест, ноги голы» (40-е гг. XIX в.; ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 153). В рукописи XVIII в., принадлежавшей Г. Д. Филимонову, сказано: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика подоле, риза на нем едина раздранная серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 344-345).

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент «Молебной» иконы Божией Матери, с Ростовскими чудотворцами. Кон. XVII в. (ГМЗРК)Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент «Молебной» иконы Божией Матери, с Ростовскими чудотворцами. Кон. XVII в. (ГМЗРК)Согласно подлиннику 1850 г., составленному диак. Василием Поникаровским с образца 1658 г., И. «бе рус, власы и брада коротки, правое плечо голое, риза едина с леваго плеча под правое зелена, в руках две кочерги» (Арх. ГМЗРК. Р-58. Л. 44). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. блаженный описан так: «Типа немецкаго с запада; преклонных лет, волосы длинны, русы, борода не велика, с малою проседью; в одной убогой рубахе, босой. Можно давать ему хартию с его изречением: «Многими скорбьми подобает ти внити в Царство Небесное, нужно бо есть, и нуждницы восхищают е»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 280).

И. изображался преимущественно на иконах с избранными Ростовскими святыми. На одной из ранних, 3-рядной иконе «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. № 399. Ил. 14), он представлен в традиц. иконографии, стоящим в верхнем ряду чудотворцев крайним справа, рядом с прп. Авраамием и Ростовскими святителями. На правом поле иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский» сер. XVI в. из ц. Богоявления с. Уславцево Ростовского у. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 196-201. Кат. 55) И. написан в рост, в молении, вполоборота влево, босой и полуобнаженный, на правом плече зеленая риза, короткие русые волосы взлохмачены, борода едва заметна. Во вкладных книгах Борисоглебского на Устье мон-ря указано, что в местном ряду одного из храмов находилась икона с образами свт. Леонтия Ростовского и И.: в кон. XVI в. старец Авраамий дал 51 р. «да обложил серебром и позолотил две иконы местные Леонтия да Сидора Ростовских чудотворцев да икону Николая чудотворца з деянием» (Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881. С. 13).

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери, с избранными святыми на полях. 1855 г. Иконописец А. Ф. Крылов (ГМЗРК)Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери, с избранными святыми на полях. 1855 г. Иконописец А. Ф. Крылов (ГМЗРК)К редким единоличным изображениям относится икона «Блж. Исидор Ростовский, предстоящий Богоматери с Младенцем» 1-й пол. XVII в. (СИХМ). Судя по размерам (141,5×44,7 см), образ предназначался для храма; очевидно, именно он упоминается в описях XVII в. Благовещенского собора в Сольвычегодске (Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: Кат.-альбом / ВХНРЦ. М., 2003. С. 54, 56-57, 157. Кат. 39). И. написан в молитвенном обращении к образу Божией Матери с Младенцем, изображенному в сегменте неба в левом верхнем углу средника. Святой представлен в рост, в повороте влево, в оливковой одежде чуть ниже колен, пальцы поднятой правой руки сложены в двуперстном жесте. У него короткие густые волосы и небольшая русая борода, надпись: «ОАГИ(с) ПРАВЕ(д)НЫ ИСИДО(р) РОСТО(в)».

На иконе «Избранные святые» 2-й пол. XVII в. из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл. (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. / Авт.-сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 21) во 2-м ряду 2-м слева изображен И.: короткие борода и волосы, зеленоватая риза переброшена через левое плечо, руки крестообразно сложены на груди. На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 250-253. Кат. 70), до 1743 г. находившейся над городскими въездными воротами, в сер. XVIII в. были приписаны Ростовские чудотворцы, в т. ч. И. как средовек, в верхнем ряду 2-й справа. Композиция иконы-пядницы «Избранные святые, с образом Спаса Нерукотворного на поле» сер.- 2-й пол. XVII в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX в. из частных собраний. М., 2006. С. 74, 374. Кат. 40) состоит из 6 рядов с полуфигурами чудотворцев, среди к-рых много Московских, Угличских и Ростовских (И. во 2-м ряду 2-й справа).

Блж. Исидор Твердислов. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 269 об.)Блж. Исидор Твердислов. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Л. 269 об.)На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И.- рядом с блж. Иоанном Власатым, во 2-м ряду 2-й справа. В XIX в. такой же образ хранился в ростовской ц. во имя св. Иоанна Предтечи (Израилев А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого // Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Труды, публикации, исслед. М., 2001. С. 507-508). На изысканных по исполнению иконах «Свт. Иаков, прп. Авраамий и блж. Исидор Ростовские» кон. XVI - нач. XVII в. письма Истомы Савина из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле, «Избранные святые» кон. XVII в. из ц. свт. Иоанна Златоуста в Ярославле (обе в собрании ЯИАМЗ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в. / ЯИАМЗ. М., 2009. Т. 1. С. 492-495. № 93) иконография И. традиционна. Ростовой образ блаженного помещен на правых створках складней «Владимирская икона Божией Матери, с праздниками и святыми» работы П. И. Чирина (нач. XVII в., ГРМ) и «Походный иконостас» (ок. сер. XVII в.) из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве (Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 104-107. № 64).

И. писали на иконах Пресв. Богородицы с Младенцем «в молении Ростовских чудотворцев». Так, на «Молебной» («Моление о народе») иконе Божией Матери, с избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. из собрания гр. С. Г. Строганова (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 177. Кат. 103) И. изображен в группе припадающих Ростовских святых, в верхнем ряду между прп. Петром, царевичем Ордынским, и прп. Авраамием. На иконе Божией Матери с Младенцем и с предстоящими Ростовскими чудотворцами кон. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 352-353. Кат. 106) аскетический образ И. помещен в 3-м ряду, борода короткая, волосы взлохмачены, рука поднята для крестного знамения. Образ И. имеется на 2 иконах Божией Матери «Молебная», с Ростовскими чудотворцами, XVII и XIX вв. (ГМИР; см.: Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7), на 2 прорисях с подобных икон XVII в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447); предположительно также на образе 2-й пол. XVIII в. (частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке» в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв. = Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 332. Кат. 109). На иконе подобного извода кон. XVII в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 356-357. Кат. 108) И. представлен стоящим позади Ростовских святителей: короткая зелено-коричневая риза с яркими пробелами перекинута через плечо, в левой руке - свиток.

Блж. Исидор Твердислов терпит поношение от горожан, молится в куще. Роспись ц. Вознесения Господня в Ростове. 20-е гг. XVIII в., поновления — посл. треть XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США)Блж. Исидор Твердислов терпит поношение от горожан, молится в куще. Роспись ц. Вознесения Господня в Ростове. 20-е гг. XVIII в., поновления — посл. треть XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США)В композиции «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (святыней из Успенского собора в Ростовском кремле) И. изображался, как правило, в верхних рядах. На иконе 2-й пол. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Там же. С. 354-355. Кат. 107) он написан в завершении левой группы. На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ, см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». 1995. С. 230. Кат. 145) и на гравюре 1809 г. из собрания Д. А. Ровинского (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. № 1616А) И. изображен в левой части композиции, держит в руках предмет, похожий на посох, клюку или кочергу (атрибут юродивых). На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 416-417. Кат. 124) - необычный вариант изображения И. с длинными, лежащими прядями на плечах волосами, в светло-малиновой ризе, перекинутой через правое плечо. Святой находится во 2-м ряду правой группы, назван Сидором. На заказной Владимирской иконе Божией Матери, с избранными святыми на полях (1855, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 105-106), выполненной ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым, поясной образ И. размещен в одном из клейм на нижнем поле слева.

На иконе «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Там же. С. 100) в верхней части композиции Св. Троице (новозаветной) предстоят избранные, гл. обр. Ростовские чудотворцы, в т. ч. И. (справа во 2-м ряду, между преподобными Авраамием и Иринархом затворником). Две иконы «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове отличаются по композиции и деталям иконографии. На образе 1838 г. И.- крайний справа во 2-м ряду, изображен вполоборота влево, средовеком в белой рубахе, с кочергой в руке. На иконе кон. XIX - нач. XX в. блаженный написан прямолично в верхней части левой группы, полуобнажен, руки скрещены на груди. Его образ включен также в иконописные композиции Собора Ростовских чудотворцев XIX - нач. XX в. (ГМИР, см.: Коробко. 2006. С. 217, 409. Ил. 8; Минея (МП). Янв. Прил.). На иконе Ростовских и избранных чудотворцев нач. XX в. из часовни Обретения главы св. Иоанна Предтечи в Елеонском Вознесенском рус. мон-ре в Иерусалиме (согласно надписи на обороте, пожертвована в 1909 г. А. Ф. Мальгиной из Ростова) И.- крайний справа во 2-м ряду, старец с длинными волосами и густой бородой с проседью, придерживает 3 кочерги, голова склонена, на груди - цепь (воспроизводит образ блж. Прокопия Устюжского в росписи Владимирского собора в Киеве). В 1-й пол. XIX в. И. (иногда вместо него блж. Прокопия Устюжского) нередко изображали вместе с блж. Иоанном Большим Колпаком в одном из клейм на нижнем поле палехских икон «Шестоднев» (ЦМиАР).

Изображения И. известны в составе минейных циклов, как правило, под 14 мая вместе с мч. Исидором: на иконе посл. четв. XVI в. (дар мч. имп. Николая II, ГРМ) И. опоясан тканью, перекинутой через плечо; на вологодской иконе кон. XVI в. (происходит из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде, ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.: Альбом. М., 1995. Кат. 80. Ил.); на образе «Святцы на май и июнь» XVII в. со старообрядческими поновлениями 1-й четв. XIX в. (ГРМ, см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 222. Кат. 195; в руке у И. посох); на палехской или вязниковской иконе 1-й пол. XIX в. предположительно письма Т. И. Гагаева (до 2007 комплект минейных икон находился в собрании А. Глезера в Германии, затем в собрании М. Е. Елизаветина; см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст. / Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. С. 232, 335, 339. Кат. 135.9); на рисованных святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, созданных в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева / Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. [206,] 311). На основе гравированных святцев 1722 г. Г. П. Тепчегорского, 1730 г. И. К. Любецкого (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание колл. Отд. изоизданий [РГБ]. М., 2004. Кат. 33.9, 34.9, 35.8) были созданы мн. поздние иконы.

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Я. Фролов (ГМЗРК)Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Я. Фролов (ГМЗРК)В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами Выговской пуст., образ И. помещен среди праведных и блаженных в верхних рядах слева: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; персты И. сложены для крестного знамения), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), на образе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52); на северодвинской иконе сер.- 3-й четв. XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 72-73. Кат. 62). Его образ имеется на иконах российских чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ; в 3-м ряду крайний слева), 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР; И.- в верхнем регистре справа в группе юродивых), сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 144-147. Cat. 53); а также на 2 иконах избранных праздников, образов Божией Матери и святых кон. XVIII в. (ГМИР, ГРМ), на обрамлении средника складня-кузова с вкладным образом «О Тебе радуется» кон. XVIII в. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 196-197, 202-203. Кат. 176, 180). И. написан со свитком в руке на центральной минейной иконе рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ).

В рукописи «Ростовский патерик» 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775)) собраны Жития большинства Ростовских святых, проиллюстрированные 37 миниатюрами. На л. 269 об. И. изображен стоящим вполоборота влево, в молитвенном обращении к чудотворной Страстной иконе Божией Матери. У него короткая вьющаяся борода, волосы прядями лежат на плечах, длинная зеленая риза переброшена через правое плечо. На поземе слева нарисован шалаш с надписью: «Куща Исидора Блаженнаго».

К ранним настенным изображениям И. принадлежит его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля. Полуфигура И. в медальоне находится в центральной апсиде рядом с образом блж. Максима Московского (Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 35, 43). В росписях храмов Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля) в ц. Спаса на Сенях поясной образ И. написан в проеме окна в юж. апсиде алтаря (1675; см.: Никитина Т. Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 70, 75. Табл. 5;), в ц. Воскресения - на откосе окна верхнего яруса сев. стены (ок. 1670; см.: Она же. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74. Табл. 8).

В стенописях храмов Ростова (см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576) образ И. имеется в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря (в рост на сев. стене; после 1730); в соборе мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, на зап. стене на откосе юж. портала (1715); в ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря, на юж. столбе (1890, худож. К. Я. Леонов по заказу еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)); в приделе св. Иоанна Предтечи ц. Толгской иконы Божией Матери, среди Ростовских святых (1-я пол. XIX в. с поновлениями). В окрестностях Ростова И. представлен в росписи 1-й пол. XIX в. в ц. вмч. Георгия с. Юрьевское Ростовского р-на (поясной образ на сев. стене); в Борисоглебском р-не в стенописях ц. Св. Троицы с. Вощажникова (на откосе одного из окон юж. стены; кон. XVIII в.), в ц. Богоявления с. Уславцево (на откосе окна юж. стены; нач. XIX в.), в ц. Тихвинской иконы Божией Матери с. Павлово (в рост в нижней части юж. стены; сер. XIX в. с поновлениями). Кроме того, И. (в одежде странника, обут в лапти, опирается на посох) введен в группу подвижников XV в. в академической по стилю стенописи галереи рус. святых, перед пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

Блж. Исидор Твердислов. Эмалевая дробница с иконы Ростовских святых. Мастер круга Я. И. Шапошникова. 1-я пол. XIX в. (ГМЗРК)Блж. Исидор Твердислов. Эмалевая дробница с иконы Ростовских святых. Мастер круга Я. И. Шапошникова. 1-я пол. XIX в. (ГМЗРК)В ростовской ц. Вознесения Господня с приделом во имя И. в нижнем ярусе юж., зап. и сев. стен наоса в росписи 20-х гг. XVIII в. (неоднократно поновлялась) сохранился единственный известный монументальный цикл жития И., в композициях к-рого изображен Ростов с Успенским собором. «Повествование» начинается с юж. стены и включает сюжеты: 1. И. за трапезой в своем доме; 2. И. оставляет дом; 3. И. терпит поношение от горожан; 4. И. молится в куще на болоте; 5. И. на улице города; 6. И. спасает купца от потопления; 7. И. приносит просфору из Киева; 8. Преставление И.; 8. Погребение И.; 9. Чудо со священником, дерзнувшим искать мощи И.; 10, 11. Исцеления болящих (см.: Там же. С. 76, 82, 84).

Этот житийный цикл, очевидно, послужил основой для создания иконы и гравюры с сюжетами Жития святого. Местонахождение житийной иконы И. неизвестно, сохранилось только ее описание (Израилев А., прот. Древняя икона св. Исидора, Христа ради юродивого // Ярославские ЕВ. 1898. № 43. Ч. неофиц. С. 671-672). Образ находился около раки И. в иконостасе придела, по левую сторону северных алтарных дверей в Вознесенской ц. в Ростове. В среднике (размеры: 81/8×71/8 вершка) И. был представлен в рост, с 8-конечным крестом в правой руке (левой поддерживает ее под локоть), в короткой ризе; надпись: «св. прав. Исидор блаж.». Икона имела серебряный с позолотой оклад 1787 г. (с чеканной надписью: «святый Сидор Растовски») и была вставлена в раму (20×13,5 вершка) с 13 клеймами жития чудотворца. Согласно надписям, в верхнем ряду располагались композиции: 1. «Святый Исидор, познав истинную во Христа веру, изыде из дому своего»; 2. «Святый Исидор совлече одежды своя и прия на ся юродственное житие»; 3. «Блаженный Исидор, проходя грады и веси, многу досаду и укорения приемлет от безумных человеков»; 4. «Блаженный Исидор устрояет себе кущу из хврастия непокровенну». Далее в традиц. порядке чтения (слева-направо) значатся сюжеты: 5. «Святый Исидор моляше в нощех Бога своего»; 6. «Святый Исидор избави купца от потопления морского»; 7. «Блаженный Исидор попроси пития и изгнан бысть из княжеского дому»; 8. «Святый Исидор принесенную из Киева просфору подает святителю». В нижнем ряду: 9. «Преставление блаженного Исидора»; 10. «Погребение блаженнаго Исидора»; 11. «Чудо святаго Исидора на пресвитере, дерзнувшем извещение прияти о святем телеси его»; 12. «Чудо святаго Исидора, како беснующийся исцеле при святых мощах его»; 13. «Чудо святаго Исидора, како одержимый очною и глазною болезнию исцеле при мощах его». На серебряном окладе рамы стояло клеймо С.-Петербургской пробирной палаты с датой 1826 г. Эту икону с особым благоговением принимали в домах жители Ростова.

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский». Сер. XVI в. (ГМЗРК)Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский». Сер. XVI в. (ГМЗРК)Гравированный лист «Блж. Исидор Ростовский, с 8 клеймами жития» нач. XIX в. поступил в собрание ГМЗРК из Вознесенской ц. Ростова (Монастыри и храмы земли Ярославской: Кр. иллюстр. энциклопедия / Авт.-сост.: М. Г. Шиманская, С. И. Метелица. Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 164. Ил.). Центральный образ И. в верхней части композиции выделен рамой, святой предстоит на фоне пейзажа благословляющему из облаков Спасителю. У И. короткая борода, длинные волосы, риза переброшена через правое плечо и спадает до земли, ноги обнажены. Слева одноглавый храм, в проеме к-рого показано преставление святого или его св. мощи. По сторонам от фигуры И. расположены по 4 житийных клейма, обрамленных картушами. Хронологически сюжеты читаются справа налево: 1. «Утаився всех и дому своего отиде и мало прешед и ризу извлече с себя блаженныи Сидор»; 2. «Проходя грады и места и многу досаду и укорение блаженный приемлет»; 3. «Устрой же блаженныи Сидор кущу себе в храстине не покровенну»; 4. «Волнами разбивающеся кораблю и по жребию некоего купца ввергоша в море и спасе его»; 5. «Блаженный Сидор испроси [пити] у приста[в]ленника, ниже даде ему, но и отогна его»; 6. «Блаженныи Сидор доволно в хижине своей за оскорбящих его молитву творяше»; 7. «Принесша из Киева просфоры во время Святыя литургии о устроении кущи святого»; 8. «Преставися блаженныи Сидор, святая его душа ангелами взета на Небо». В нижней части листа - текст молитвы И., завершающийся пожеланием «благоверному же императору нашему Александру Павловичу на сопротивныя супостаты победы». По иконографии этот эстамп (в «зеркальном» виде) восходит к более ранней гравюре резцом посл. трети XVIII в., где в молитве упоминается имя имп. Екатерины II (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 611-612. № 1471). Д. А. Ровинскому было известно еще неск. вариантов подобных гравюр 20-30-х гг. XIX в., отличающихся текстами молитвы.

Ранние произведения лицевого шитья с образом И. представлены надгробным покровом 1571-1585 гг., выполненным в царской мастерской И. Ф. Годуновой, к-рый был послан в Ростов от имени сына Иоанна Грозного Феодора и его супруги (ГМЗРК). И. изображен в рост, со скрещенными на груди руками, у него маленькая, слегка раздвоенная на конце борода и короткие густые светло-русые волосы, разделенные на прямой пробор, коричневая риза закрывает левое плечо. Вверху - поясной образ Спасителя, благословляющего обеими руками. В фондах ГМЗРК хранится еще один покров И. с изображением над блаженным полуфигуры Господа Саваофа (Пуцко В. Г. Памятники рус. прикладного искусства XV-XVII вв. в Ростове // Зборник / Музеj примене уметности. Београд, 1980/1981. Зб. 24/25. С. 61-62).

Изображения И. встречаются в произведениях лицевого шитья, вышедших из строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в. Так, орарь мастерской А. И. Строгановой (ок. 1665, ЯИАМЗ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 291. Кат. 92) является вкладом Д. А. и Г. Д. Строгановых в Успенский собор Ростова. На сине-зеленый бархат нашиты клейма с образами святых в рост, среди к-рых помещен И. На пелене «Святые юродивые», созданной в 60-х гг. XVII в. в той же мастерской (вклад Г. Д. Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска, СИХМ; см.: Там же. С. 334, 337-338. Кат. 140), среди 5 стоящих прямолично юродивых 1-й слева - И., с короткой бородой и взлохмаченными волосами, правая рука перед грудью, в левой - свиток, ноги босы; вверху в центре - образ Божией Матери «Знамение».

Избранные святые. Резная икона. Сер. XVI в. (ГМЗРК)Избранные святые. Резная икона. Сер. XVI в. (ГМЗРК)На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК; см.: Русское серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК / Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 104-106. Кат. 74) чеканные изображения в медальонах расположены соответственно программе: в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону» (связано с посвящением храма), вокруг - поколенные изображения святых, среди к-рых преобладают Ростовские. И. представлен в правой части 2-м снизу, обращен к центру, волосы длинные, борода средней величины, в правой руке - кочерга, левая в молении протянута вперед; надпись: «Сты Сiдоръ блаж[е]нныи».

В XVI в. Ростов был крупным центром резьбы по дереву. На обороте запрестольного креста сер. XVI в. (ГМЗРК; см.: Бобринский А. А. Народные рус. деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 196) на нижнем перекрестии справа в медальоне вырезан поясной образ И. в традиц. иконографии. На резной иконе «Избранные святые» сер. XVI в. (ГМЗРК; см.: Соколова И. М. Об одной группе резных ростовских икон XVI в. // СРМ. 1994. Вып. 6. С. 112-126) представлены в рост свт. Николай и Ростовские святые Авраамий, Петр, царевич Ордынский, и И.; на левом поле - полуфигура свт. Алексия, митр. Московского. На резной с росписью иконе «Мч. Харалампий и блж. Исидор Ростовский» XVIII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК), где святые молитвенно предстоят образу «Рождество Христово» (внизу - композиции Страстей Господних), И. обращен влево, правая рука прижата к груди, в левой - кочерга.

В XIX - нач. XX в. изображения И. получили распространение в многочисленных произведениях ростовской финифти с образами местных святых, напр. в изводах «Собор Ростовских чудотворцев», «Вид Ростовского кремля» блаженный обычно показан в левой части композиции (образки из собрания ГМЗРК, ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 147, 150-151, 231-232. Кат. 190, 193). Известны отдельные поясные и ростовые эмалевые иконы И. (ГМЗРК, ЦМиАР; см.: Там же. С. 149, 232. Кат. 192). И. представлен под 14 мая в Минее годовой (1864, ГМЗРК), в святцах на май 1-й пол. XIX в. (ГМИР). На майской минее из серии эмалевых икон 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - редкое изображение И. в хитоне и гиматии.

Работа ростовских мастеров финифти была подарена от жителей Ростова имп. мч. Николаю II и его супруге в день коронования 14 мая 1896 г. Дальнейшая история иконы неизвестна, сохранилась ее фотография (ГМЗРК. ФТ-2238). На иконе были размещены дробницы с видами ростовских мон-рей, в центре - образ свт. Николая, мц. Александры и Ростовских святых (среди них - И.). Внизу расположена дробница с текстом: «Их Императорским Величествам Государю Николаю Александровичу и Государыне Александре в память Священнейшего коронования 14 мая 1896 г. От мещанского Общества г. Ростова Великого. Яр. Губ.». Традиц. иконографическая линия продолжается в совр. росписи по эмали, напр. в произведении А. Г. Алексеева «В мастерской А. И. Всесвятского» (2001-2008, ГМЗРК).

В XX в. образ И. встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). В совр. иконописи сохраняются разработанные изводы и типы изображения И., написаны его единоличные иконы. В ростовском Вознесенском храме находится аналойная икона с поясным изображением И. в светлой ризе, со скрещенными на груди руками, короткие русые волосы и борода (2002, ростовский иконописец С. Ю. Бурлаков). На надгробной иконе (2011, московская иконописная мастерская М. В. Хренова) И. представлен прямолично, в рост, руки сложены крестообразно, риза зеленая, вверху - композиция «Вознесение Господне». Икона написана в традициях искусства Палеха кон. XIX - нач. XX в.

Лит.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 1995; Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собр. Ростовского музея-заповедника // ИКРЗ, 1995. Ростов, 1996. С. 63-71; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея // СРМ. 1998. Вып. 9. С. 89-110; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2006 2; Иконография ростовских святых: Кат. выст. / Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998. С. 49, 57, 60. Кат. 29, 37, 40; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447, 460-461; Т. 2. С. 137-138, 308-309; Третьякова А. Л. Среднерус. агиогр. традиция в искусстве XVI-XVIII вв.: Иконография Авраамия Ростовского: АКД. М., 1998; Icônes russes: Les saints / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000; Коробко О. А. Иконопись XVII - 1-й пол. XVIII в. из собр. ГМИР // Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф., 21-23 сент. 2005 г.) / ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 216-217, 409. Ил. 7, 8; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 45, 61, 74, 82, 84, 94, 168, 283, 286, 415, 460, 461, 576; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008.
В. И. Вахрина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак
  • ОНУФРИЙ († после 1626)), Романовский, Ярославский, Христа ради юродивый, блаженный. (пам. 23 мая -в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АФАНАСИЙ [Стахий] († до 1690), блж., Христа ради юродивый, Ростовский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский
  • ИЛИЯ († 1592 (?)), Христа ради юродивый, Даниловский, Ярославский, блж. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)