(ок. 1380-1390, Монемвасия на Пелопоннесе - 27.04.1463, Рим), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463).
О национальности И. в источниках и научной литературе высказывались различные мнения: русские источники называют его итальянцем, славянином, огречившимся болгарином, в лат. и греч. текстах И. назван «природным греком» (обзор мнений см.: Шпаков. Государство и Церковь. С. 34-35). Первоначальное образование, вероятно, И. получил в интеллектуальном центре Пелопоннеса - Мистре, бывшей значительным центром в Византийской империи по переписке рукописей (возможно, здесь сформировался красивый характерный почерк И.). Ок. 1403-1405 гг. И. перебрался в К-поль, возможно, учился у философа и ритора Мануила Хрисолора. В последние годы пребывания в столице империи И. стал близок к имп. Мануилу II Палеологу, поскольку уже в 1409 г. правитель поручил И. ответственное задание - переписать составленную императором речь (эпитафию) на смерть его брата Феодора Палеолога и в 1411 г.- торжественно произнести ее в день памяти царского родственника. Осенью 1410 - весной 1411 г. И. вернулся в Монемвасию и в монастыре арх. Михаила и всех ангелов принял монашество. Возможно, И. нек-рое время посещал философский лекторий Георгия Гемиста Плифона - именно этим можно объяснить особое отношение И. к философии Платона и пренебрежение трудами Аристотеля. В философской школе Плифона И. мог познакомиться с буд. митрополитами Виссарионом Никейским и свт. Марком Евгеником, митр. Эфесским. В 20-х гг. XV в. И. неск. раз произносил в честь имп. Иоанна VIII Палеолога энкомии и панегирики, что может свидетельствовать о его неофиц. статусе панегириста. В 1428-1429 гг. в связи со спором митрополитов Коринфского и Монемвасийского о церковной принадлежности п-ова Майны (Мани) И. было поручено составить 2 записки об истории этой общины и представить их императору. Спор был решен в пользу Монемвасийского архиерея. В 30-х гг. XV в. И. стал игуменом монастыря св. Димитрия в К-поле, находившегося под патронатом Палеологов.
В нояб. 1433 г. И. был отправлен в составе греч. делегации на Базельский Собор католич. Церкви для обсуждения вопроса о месте и времени созыва Собора о соединении католич. и правосл. Церквей. Посольство было сформировано имп. Иоанном VIII из сторонников унии: очевидно, уже в то время И. принадлежал к их числу. По дороге на Собор делегация заехала в г. Ульм к имп. Сигизмунду Люксембургскому, которому передала 2 письма имп. Иоанна VIII. И. произнес перед Сигизмундом похвальную речь, в которой коснулся проблемы разделения Церквей и призвал императора приложить все силы к преодолению разделения. В Базель делегация прибыла 12 июля 1434 г., ее офиц. прием на Соборе состоялся 24 июля. С приветственной речью к послам обратился председатель Собора кард. Юлиано Чезарини, в ответ прозвучало обращение И. Его речь содержала сожаление о разделении христ. Церкви и размышление о путях достижения единства. В апр. 1435 г. послы дали согласие на приезд греч. духовенства для переговоров о соединении Церквей в Базель либо в один из городов Европы. Находившийся в 1436-1437 гг. в К-поле посол Базельского Собора Иоанн Стойкович назвал И. одним из главных защитников интересов папы среди греков. В процессе подготовки к созыву объединительного Собора император добился того, что И. был назначен присутствовать на Соборе в качестве представителя Антиохийского патриарха, к-рому османы не разрешили участвовать в заседаниях. Сделано это было без консультации с К-польским патриархом.
В 1436 г. И. был поставлен на Киевскую кафедру, вакантную после гибели в 1435 г. митр. Герасима. Т. о. были обеспечены участие Киевской митрополии в объединительном Соборе и высокий духовный ранг И., на чье активное содействие в деле заключения унии рассчитывал визант. император. И. прибыл в Москву 2 апр. 1437 г. и стал готовиться к отъезду на Собор, куда он отправился 5 сент. в сопровождении большой свиты из духовных и светских лиц митрополичьего двора, в т. ч. Суздальского еп. Авраамия и архим. Вассиана. С вел. кн. Литовским Сигизмундом Кейстутовичем были переговоры о присоединении к митрополиту представителей духовенства «литовской» части митрополии, но они оказались безрезультатными.
И. поехал к Балтийскому м. через Тверь и Новгород, в обоих городах ему был оказан торжественный прием. К Рождеству И. приехал в Псков, где находился 7 недель. Митрополит назначил своим наместником в Пскове архим. Геласия, фактически изъяв Псковскую землю из подчинения Новгородскому архиепископу (к-рым тогда был свт. Евфимий II Вяжицкий). 14 мая 1438 г. митрополит прибыл в Любек. Оттуда он намерен был отправиться в Базель, но узнал, что папа вопреки мнению членов Базельского Собора перенес место работы Собора в Италию, куда уехало греч. духовенство. В авг. 1438 г. рус. делегация во главе с И. прибыла в Феррару - место заседаний Собора (см. Ферраро-Флорентийский Собор), где часть спутников И. умерла от чумы. И. был назначен одним из 6 ораторов греч. стороны во время соборных дискуссий, составил ряд речей догматического содержания, однако произнести их ему не удалось.
Когда к дек. 1438 г. выяснилась бесплодность споров о правомочности Римской Церкви вносить дополнения в Символ веры, большая группа греческих участников Собора предложила прервать его работу, но император при поддержке И. и Никейского митр. Виссариона настоял на ее продолжении. Дискуссии возобновились после переезда участников Собора во Флоренцию в нач. 1439 г. Начиная с 30 марта на совещаниях греч. делегатов Собора Виссарион, И. и протосинкелл Григорий Мамма (см. ст. Григорий III Мамма) выступили за скорейшее заключение унии и допустимость прибавки Filioque к Символу веры. И. лично убеждал нек-рых епископов согласиться на это. 1 июня по поручению имп. Иоанна VIII И. вел переговоры с папой о посылке войск для защиты К-поля.
И. входил в состав делегации 4 прелатов, которые обсуждали с папой вопросы о совершении Евхаристии, о чистилище, об эпиклезе, о примате папы. Во время дискуссий И. отстаивал греч. т. зр. в вопросе об эпиклезе, в др. случаях он выступал за уступки латинянам. По настоянию митр. Виссариона и И. в готовившийся текст декрета было внесено постановление о наказаниях для тех, кто будет им противодействовать. 6 июля вместе с др. греч. участниками Собора И. подписал акт унии («с любовью соглашаясь и одобряя, подписываю»).
17 авг. И. был назначен папским легатом в Литве, Ливонии, России и «Лехии» (Польше): он, очевидно, должен был воплотить решения Флорентийского Собора в этой части Европы. 18 дек. 1439 г. И. был возведен в кардинальское достоинство. 6 сент. из Флоренции И. отправился в Венецию, оттуда на восток - через Венгрию в Польшу. В кон. марта 1440 г. И. приехал в польск. столицу Краков. В его присутствии в ун-те один из советников Краковского епископа произнес речь, в к-рой приветствовал заключение унии Церквей. Из Кракова митрополит направился в те епархии митрополии, к-рые находились в пределах Польского королевства (Холмскую и Перемышльскую). По-видимому, тогда же он поставил новых епископов на Холмскую и Перемышльскую кафедры. В авг. 1440 г. И. посетил столицу Великого княжества Литовского Вильно и ряд др. городов в «Литовской земле». Затем он, вероятно, поехал в юж. земли Великого княжества Литовского, т. к. 5 февр. 1441 г. киевский кн. Александр (Олелько) Владимирович выдал митрополиту грамоту, в к-рой подтвердил права митрополичьего дома на все принадлежавшие ему земли и доходы, а также пожаловал митрополичьей кафедре доходы от «мыта конского» и половину осмничего. Вместе с тем «митрополичьи люди» должны были нести лежавшие на них ранее повинности, в частности ремонтировать часть городских укреплений Киева.
Взгляды И. на положение православных на землях Киевской митрополии после заключения унии нашли отражение в его послании из Буды, написанном в марте 1440 г. и обращенном ко всем, кто должен был подчиняться его власти как папского легата. И. писал, что отныне «греки» и «латиняне» должны иметь между собой евхаристическое общение и быть равноправными. Обращаясь к «латинянам», И. подчеркивал истинность правосл. крещения. Эти утверждения И. вызвали враждебную реакцию Польской католич. Церкви, к-рая до Тридентского Собора не признавала правосл. крещение и отвергала решения Ферраро-Флорентийского Собора, в соответствии с к-рыми, подчинившись папе, православные сохраняли свои обряды и иерархическую структуру; Польская Церковь выступала за растворение православных в латинском мире. Это было одно из важных обстоятельств, почему в конфликте между организатором Флорентийской унии папой Евгением IV и Базельским Собором Польская Церковь встала на сторону Собора, отцы к-рого придерживались аналогичной позиции. По-видимому, уже в авг. 1440 г. католич. Виленский еп. Матфей препятствовал И. выполнять его полномочия папского легата, т. к. не имел на этот счет указаний от Базельского Собора.
И. прислал в Псков свое «благословение и грамоты», а в янв. 1441 г.- своего наместника Григория. Вероятно, к этому времени условия унии не были известны в Сев.-Вост. Руси. В марте 1441 г. И. прибыл в Москву, и в Успенском соборе была торжественно зачитана булла Евгения IV с изложением решений Ферраро-Флорентийского Собора. Вел. кн. Московский Василий II Васильевич передал «папино писание» на рассмотрение Собора рус. епископов, к-рые его отвергли. Между ними и И. завязался длительный спор, затем И. был помещен «за приставы» в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ре до получения вел. князем сведений из К-поля. По сообщению московских летописей, 15 сент. 1441 г. И. бежал из Москвы. Возможно, ему позволили уехать, т. к. не знали, как с ним поступить: в К-поле утвердился униат. патриарх Митрофан II, к-рый вряд ли осудил бы И. Уезжая, И., по-видимому, взял с собой из митрополичьей б-ки ряд рукописей, этим обстоятельством можно объяснить присутствие в Ватиканском собрании греч. книг, вложенных Киевским митр. св. Фотием (1408-1431) в б-ку Московской митрополичьей кафедры.
В нач. 1442 г. И. направился в Новогрудок к Литовскому вел. кн. Казимиру, но к тому времени и литов. правитель, и католич. Виленский еп. Матфей официально признали избранного Базельским Собором антипапу Феликса V, и И. был вынужден покинуть литов. земли. В марте 1443 г. И. находился в венг. столице Буде, где при его участии польск. и венг. кор. Владислав III издал привилей, по к-рому правосл. духовенству, принявшему унию, был предоставлен ряд прав и привилегий: гос. чиновникам запрещалось вмешиваться в дела, подлежавшие суду духовенства, предписывалось не нарушать существующие обычаи, даже если они не соответствуют принятым в католич. мире порядкам, король должен вернуть униат. Церкви утраченные ею земли. Владислав III был сторонником папы Евгения IV, но польская церковная и светская знать стояла на стороне Базельского Собора. По-видимому понимая это, И. из Буды направился к папскому двору в Италию и больше не вернулся на территорию Киевской митрополии, даже после того, как в 1447 г. Польша и Литва подчинились власти папы Николая V, преемника Евгения IV.
В последующие годы деятельность И. была связана с борьбой за утверждение унии на территории Византийской империи, прежде всего в К-поле. Здесь уже в нач. 40-х гг. XV в. имелось много противников унии, опиравшихся на поддержку 3 вост. патриархов. Первую поездку с целью насаждения унии И. совершил в 1443 г., после смерти 1-го униат. К-польского патриарха Митрофана. После поставления в 1445 г. нового униат. К-польского патриарха - Григория Маммы - была предпринята 2-я поездка. И. выехал из Рима 22 дек. 1445 г. и вернулся туда 12 февр. 1448 г. Помимо пропаганды унии И. собирал и копировал древние рукописи, содержащие творения св. отцов и деяния Вселенских Соборов. Цитаты из этих текстов он использовал для аргументации в полемике с православными по вопросам исхождения Св. Духа, примата папы и др. К 1446-1448 гг. относится единственный сохранившийся след контактов И. с духовенством Киевской митрополии. Кандидат на Владимиро-Волынскую кафедру Даниил совершил путешествие в К-поль, где И. поставил его в епископы, а Даниил дал ему свое «исповедание». Связи прервались, когда в янв. 1451 г. вел. кн. Литовский Казимир и его рада передали Киевскую митрополичью кафедру поставленному в Москве митр. св. Ионе.
После того как в 1450 г. униат. патриарх Григорий Мамма, будучи не в состоянии победить противников, покинул К-поль, И. был направлен туда в мае 1452 г. как папский легат и в кон. окт. прибыл в столицу Византии с небольшим вооруженным отрядом. Имп. Константину XI и его окружению дали т. о. понять, что, лишь приняв унию, они могут рассчитывать на помощь зап. стран. 12 дек. 1452 г. в Софии Св. соборе в Константинополе была совершена служба с поминанием папы и отсутствовавшего патриарха, затем были зачитаны решения Флорентийского Собора. Софийский собор был передан сторонникам унии. И. находился в городе до его взятия османами, совершил последнее христ. богослужение в Софийском соборе. И. попал в плен и, как известный человек, был выкуплен знавшим его генуэзским купцом.
В 1458 г. по согласованию с папой Каллистом III было принято решение о разделе Киевской митрополии путем выделения из ее состава особой митрополии - «Киевской, Литовской и всея Руси», охватывающей епархии на территории Великого княжества Литовского и Польши. 15 окт. 1458 г. патриарх Григорий Мамма поставил на эту кафедру Григория, ученика И. и его преемника на посту настоятеля мон-ря св. Димитрия в К-поле. В пользу Григория И. отказался от своих прав на польско-литов. часть Киевской митрополии. В янв. 1459 г. он отказался в пользу Григория и от своих прав на московскую часть митрополии. В эти годы И. занимал архиепископскую кафедру Керкиры (Τσίτσας ᾿Α. Χ., πρωτοπρεσβύτερος. Βενετοκρατομενη Κέρκυρα: Θεσμοί. Κέρκυρα, 1989. Σ. 31). Папа Пий II поставил И. деканом коллегии кардиналов, патриархом К-польским и архиепископом Кипрским, но в действительности в ведении И. была только греч. колония в Венеции. В 1459 г. И. принял участие в работе Мантуанского Собора, созванного для организации крестового похода против турок. В дек. 1462 г. Виссарион Никейский был назначен администратором при И., к-рый был уже не в состоянии исполнять свои обязанности. И. был похоронен в базилике св. Петра в Риме.
Корреспонденция И. насчитывает 27 писем. К раннему периоду жизни иерарха относится 15 писем на греч. языке. Первые 6 писем изданы В. Э. Регелем (Analecta Byzantino-Russica / Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 59-71) и переведены на рус. язык П. Счастневым (Счастнев П. Исидор, митр. Московский и всея Руси. Серг. П., 1916 / РГБ ОР. Ф. 172. Картон № 409. № 1. Л. 79-87 об.). Письма с 7 по 14 изданы А. Циглером (Ziegler. 1951. S. 574-577; Idem. 1952. S. 139-142). Еще одно письмо И., адресованное либо имп. Мануилу II Палеологу, либо его сыну Иоанну VIII, сохранилось в набросках и не издано (Vat. gr. 706. F. 192r-v; о письме и об адресате см.: Mercati. 1926. P. 26-27). Письма написаны изысканным языком, полны отсылок к греч. мифологии и философии и позволяют реконструировать в общих чертах круг общения И., а также незначительные факты биографии. Среди его адресатов - имп. Мануил II Палеолог, итал. гуманист Гуарино да Верона, Иоанн Хортазмен, Киевский митр. Фотий, Мидийский митр. Неофит, деспот Феодор II Палеолог, Мануил Хрисолор (или Николай Эвдемоноиоанн), сакелларий Михаил. Общение И. с этими людьми подчеркивает, что он был интеллектуалом и гуманистом.
К последнему, итал. периоду жизни И. относится 11 писем на лат. и итал. языках, из них 9 писем о падении К-поля, адресованных разным лицам, первоначально были составлены И., вероятно, на греческом языке (оригиналы не сохранились) и переведены при его непосредственном участии на латынь (Hofmann. 1952. S. 146-148; Pertusi. 1976. P. 58-111; Idem. 1983. P. 12-21). В этих эпистолах автор подробно повествует об обстоятельствах захвата К-поля турками и призывает начать крестовый поход против захватчиков. В 10-м письме, адресованном польск. кор. Казимиру, И. сообщает об отказе от Киевской кафедры и о возведении на нее Григория (Wawryk. 1963. P. 20-21). На итал. языке (первоначально могло быть написано по-гречески) сохранилось письмо-соболезнование к Пьеро ди Козимо де Медичи в связи со смертью его отца (Hofmann. 1952. S. 149-150).
Перу И. принадлежат 3 панегирика в честь визант. императоров Мануила II и Иоанна VIII Палеологов (тексты изд. без указания авторства: Λάμπρος. 1926. Σ. 132-199, 200-221, 292-308) и один в честь имп. Сигизмунда Люксембургского (впервые текст изд. как анонимный: Idem. 1921. Σ. 113-126; 2-е издание с нем. пер.: Hunger, Vurm. 1996. S. 143-180). Составлены и произнесены они были в 10-30-х гг. XV в. В личных бумагах И. имеется энкомий в честь имп. Мануила II Палеолога (изд.: Polemis. 2010. S. 707-710). Создание сочинения относится ко времени возвращения императора из путешествия по Европе в 1403 г. (сохр. в единственной рукописи: Vat. gr. 914. F. 140-142v). Текст написан почерком И. в молодости, но заглавие, в к-ром, возможно, было указано и имя автора, выскоблено. Кард. Дж. Меркати считал, что автором мог быть И. (Mercati. 1926. P. 22-23), П. Шрайнер не видит достаточных оснований для такой атрибуции (Schreiner P. Codices Vaticani graeci. Codices 867-932. P. 121; впрочем, в др. работе автор не исключает возможности создания этого сочинения И.: Schreiner. 2006. S. 217). К панегирикам примыкает «Монодия на пожар во Влахернской церкви», произнесенная в 1433 г. (изд.: Mercati. 1937. P. 188-192).
Среди наследия И. есть несколько гимнографических произведений: 4 молитвы (одна об императоре, 2 о деспоте Мореи Феодора, одна о митрополите, поставленном на Монемвасийскую кафедру), составленные до 1430 г. (изд.: Ziegler A. W. Unveröffentlichte Gebete Isidors von Kijev // OCP. 1955. Vol. 21. S. 329-334), и 2 неопубликованных богослужебных последования: в честь вмч. Димитрия Солунского (Vat. gr. 776. F. 187r-196v), арх. Михаила и бесплотных сил (Vat. gr. 776. F. 197r - 203v).
К богословским сочинениям относятся тексты, созданные И. в связи с Базельским и Ферраро-Флорентийским Соборами. Речь на Базельском Соборе представляет собой развернутый ответ на выступление кард. Юлиано Чезарини (греч. оригинал речи: Λάμπρος. 1913. Σ. 3-14, 324-335). Догматические речи, созданные во время работы Ферраро-Флорентийского Собора, не были И. произнесены, однако отражают его взгляды на исхождение Св. Духа, на допустимость прибавки Filioque к Символу веры и на заключение унии (4 речи, отчет папе об успехах пропаганды унии на Востоке, речь «О мире и любви» изд.: Isidorus. Sermones. 1971. P. 1-94; Gill. 1967. P. 370-379). После Флорентийского Собора из Буды И. отправил своей пастве окружное послание о заключении унии (текст изд. А. А. Туриловым в: Флоря. 2007. С. 453-454). Соч. «Являются ли ангелы и люди сопричастниками Божественной сущности или энергии?» (Vat. gr. 1896. F. 165v - 175r; не изд.) свидетельствует об интересе И. к богословским темам, затрагивавшимся в XIV в. в связи с полемикой об учении свт. Григория Паламы.
К историко-каноническим сочинениям относятся 2 записки, составленные И. по поводу спора о церковной принадлежности п-ова Майны (изд.: Λάμπρος. 1915. Σ. 272-318). К этим сочинениям по времени создания примыкает краткое описание И. путешествия из К-поля в Сиракузы (Mercati. 1926. P. 151-152).
И. был известен как собиратель и переписчик древних рукописей. По подсчетам М. Манфредини и П. Шрайнера, через руки И. прошло не менее 161 рукописного сборника: 74 из них были частью его б-ки, 52 греч. рукописи он взял в 1455 г. из б-ки папы Каллиста III, 5 рукописей вывез из Москвы, еще о 30 рукописях известно из упоминаний в сочинениях И. (Schreiner. 2006. S. 221-222; Manfredini. 1997. P. 611-624; об автографах И. см.: Фонкич. 1975. С. 14-15; Он же. 1977. С. 10-23; Он же. 1989).
В Голицынском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. содержится подробное иллюстрированное повествование о поездке И. на Ферраро-Флорентийский Собор, о его возвращении в Москву, аресте и бегстве (РНБ. F.IV.225. Л. 464 об.- о назначении и приезде И. в Москву; Л. 468-469 - «О Исидоре митрополите»; Л. 474 об.- 477 об.- о поездке И. в Новгород, Псков и Юрьев; Л. 480 об.- 494 об.- о Соборе в Ферраре; Л. 499 об.- 515 - «Царь и патриарх и Сидор митрополит поидоша во Флоренцию», «Конец проклятому их собору», «О римской службе»; Л. 517-520 об.- о послании И.; Л. 535, 539 об.- 547 - о возвращении И., его богослужении и заточении вел. кн. Василием II Васильевичем в Чудов мон-рь; Л. 554 об.- 556 об.- «О Исидоре, како побежа с Москвы в Рим»). В композициях И. облачен, как правило, в архиерейскую мантию и белый клобук, облик не индивидуализирован.
Изображения И. известны также на нек-рых миниатюрах цикла «О пресвитере и о муже, бывших в латинских странах» в лицевой рукописи Жития прп. Сергия Радонежского, 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. № 21. Л. 331 об.- 346). Образ И. на иллюстрациях не подписан, идентифицировать его можно только предположительно, как правило, он облачен в монашеские (а не епископские) одежды, на голове черный клобук.
Как католич. кардинал И. представлен на картинах и эстампах, посвященных Ферраро-Флорентийскому Собору. Так, 2 заглавных листа в технике гравюры на дереве из редких изданий (одно напечатано в Кракове ок. 1510) воспроизведены и описаны Д. А. Ровинским (Ровинский Д. А. Достоверные портреты моск. государей. СПб., 1882. № 28, 29; Он же. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1001-1003); Т. 4. Стб. 577.