[Ераки; греч. Γεράκι], г. на Пелопоннесе (на месте античного г. Геронтры), к юго-востоку от Спарты, в к-ром сосредоточено значительное число визант. памятников; название происходит от знатного визант. рода Иераков. В нач. XIII в., во время правления франков на Пелопоннесе, Г. стал одним из 12 баронств Морейского деспотата. В 1210 г. франц. рыцарь Гвидо де Нивеле построил на горе над Г. крепость, ставшую в XIII в. стратегическим пунктом на дороге между Мистрой и Монемвасией. В крепости находятся визант. церкви Богоявления (XIII в.), св. Таксиархов (XIII, XV вв.), вмч. Георгия (XIV в.), св. Параскевы (XV в.), Божией Матери «Живоносный Источник» (XV в.), прор. Илии (XV в.). К визант. постройкам в городе относится ряд храмов XII-XIV вв., построенных из камня и плинфы. Эти храмы, как правило, включают фрагменты ранних сооружений.
(XII в.) - 4-столпная, типа вписанного креста. Особенностью храма является увеличенный купол на 8-гранном барабане, в к-ром изначально было 8 окон (часть заложена), существующие окна в стенах растесаны позднее. Рукава планового креста перекрыты 2-скатными кровлями; над зап. рукавом возвышается звонница.
Храм был расписан трижды, но каждый раз не полностью. Первоначальный ансамбль фресок большинство исследователей относят к XII в. В куполе - поясное изображение Господа Вседержителя; необычно написание монограммы IC XC, буквы к-рой развернуты на 90° относительно лика. Вокруг фигуры Спасителя - орнаментальный пояс, ниже - изображения небесных сил: ангелов, тетраморфов и серафимов, поклоняющихся Этимасии. В барабане в простенках - ростовые фигуры пророков. В парусах помещены изображения евангелистов (образ ап. Матфея не сохр.). В конхе апсиды - Богоматерь Платитера, ниже - 4 святителя.
Каменная алтарная преграда, построенная в то же время, что и храм, расписана с 2 сторон: на обращенной в алтарь - 2 святителя, один из к-рых - Афанасий Великий; на обращенной в наос - Богоматерь и арх. Михаил (слева), Иисус Христос и св. Иоанн Предтеча, ангел пустыни (справа); под слоем XV в. сохранились фрагменты ранней росписи.
В люнете сев. рукава - «Сошествие во ад», западного - «Распятие», южного - «Введение Богоматери во храм» (в левой части - «Кормление Богоматери ангелом», композиция пострадала при растесывании оконного проема). На столпах - образы святых.
(бывш. кладбищенская) - зального типа, с одной полукруглой апсидой, перекрыта цилиндрическим сводом. Вход в храм, расположенный в центре юж. стены, выложен 4 мраморными плитами рим. времени; над дверным проемом - плита с надписями. Вход в сев. стене был заложен во время ремонта в 1450 г. Стены декорированы ромбовидными узорами, выложенными керамической плиткой. В интерьере вдоль сев. и юж. стен расположены 3 пары глухих ниш (1,6×1,7 м), характерные и для др. церквей Г., типологически восходящих к архитектуре Крита и Кипра. На каменной алтарной преграде (того же времени, что и храм) сохранились фрагменты росписи (изображение свт. Иоанна Златоуста на троне - на стороне, обращенной в наос).
Роспись, как и сам храм, датируется рубежом XII-XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в. В конхе апсиды помещено поясное изображение Богоматери Платитеры с Младенцем Христом в сфере и 2 поклоняющимися ангелами. Ниже - композиция «Поклонение жертве»: святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий перед престолом с киворием, на к-ром в огромном дискосе - Спаситель. Его тело покрыто 4-угольным красным платом с крестом, из прободенного ребра струится кровь в стоящий рядом дискос.
Над алтарной конхой - «Благовещение», на своде над алтарем - «Вознесение»: медальон с образом Христа во славе поддерживают 4 ангела, ниже - 2 группы апостолов.
На своде наоса - евангельский цикл: «Введение во храм и кормление Богоматери ангелом», «Рождество», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Поцелуй Иуды», «Воскресение» (в 2 сценах - «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Сошествие во ад»), «Успение Богоматери». Изображения святых представлены в верхней зоне наоса: в медальонах - погрудно, в простенках между аркосолиями - в рост. В нишах сев. стены изображены «Успение свт. Иоанна Златоуста», вмч. Георгий, поражающий змея, и Собор архангелов, юж. стены - Деисус и святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. В люнете зап. стены - «Распятие»; ниже - святые Константин и Елена с крестом и «Восшествие Христа на крест».
Портрет ктитора - иерея и хартофилакса Христофора Кондолеоса, изображенного в белых одеждах в молении ко Христу (в левой части наоса, внизу),- относится, как следует из надписи, к 1450 г.; тогда же было выполнено изображение прор. Елисея в наосе.
построена по плану, объединяющему 2 помещения зального типа, вытянутые по оси «восток-запад», каждое из них перекрыто 2-скатной кровлей. Сев. часть храма имеет большую полусферическую апсиду с 1 окном (первоначально была 5-гранной). Юж. помещение - без апсиды, что характерно для ряда храмов-усыпальниц (напр., костница Неа-Мони на Хиосе, ц. Богоматери Елеусы в Велюсе). В юго-вост. часть храма включен фрагмент стены более древнего сооружения, на к-рую опирается свод; юж. стену поддерживают контрфорсы. Обрамления наружных ниш декорированы керамическими украшениями. Поребрик на стенах появился после реставрации в 1937 г.
Фрески, значительная часть к-рых утрачена после обрушения свода, датируются кон. XIII в. (по аналогии с фресками мон-ря Градац и в Арилье, Сербия). В конхе апсиды - фрагменты фигуры Господа Вседержителя и 2 архангелов по сторонам. Это единичный пример подобной композиции в росписях церквей Г., типичной для храмов Каппадокии и Италии. Ниже частично сохранились фигуры святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого.
На обращенной в алтарь стороне каменной алтарной преграды изображено «Причащение прп. Марии Египетской», на стороне, обращенной в наос,- Христос на троне (справа), Богородица на троне с Младенцем Христом на коленях (слева).
В нишах сев. и юж. стен наоса и между ними - образы святых. На зап. стене над дверным проемом сохранились фрагменты «Распятия»; ниже, по сторонам проема,- ангел и «Восшествие Христа на крест». Иконографическая программа юж. части храма была посвящена Второму пришествию Иисуса Христа, что также может указывать на его погребальное назначение. Сохранились фрагменты росписи, входящие в композицию «Страшный Суд»: море отдает мертвецов, трубящий ангел, мучение грешников.
(предположительно кон. XIII - 1-я пол. XIV в. или XIV-XV вв.), 1-апсидная, имеет 2 входа с зап. и юж. сторон, перекрыта крестовым сводом; освещается 2 окнами, расположенными в юж. тимпане и в алтаре. Ниши на внешних стенах храма имеют обрамления из плинфы, апсида украшена поребриком. Фрески не сохранились; возможно, храм расписан не был.
(XII-XIII вв.) (кладбищенская) принадлежит к 4-столпным купольным постройкам типа вписанного креста с 3 апсидами. Купол и своды храма, пострадавшие от землетрясения, воссозданы во время реставрационных работ 1960-1963 гг. по образцу купола ц. во имя мч. Созонта. Арочные завершения окон и входа, украшения зап. и юж. фасадов выложены из плинфы.
Фрески сохранились частично. В конхе апсиды изображена Богоматерь с Младенцем на троне; ниже - «Причащение апостолов», фрагменты изображений святителей (лик свт. Афанасия Великого). В алтаре представлены - «Введение Богоматери во храм», «Тайная вечеря», фрагменты «Вознесения Иисуса Христа». По преданию, первоначально храм был посвящен арх. Михаилу, что находит подтверждение в росписи - образ арх. Михаила и его чудеса занимают одно из центральных мест: на сев. стене - ростовые изображения арх. Михаила и вмч. Георгия, композиции «Чудо в Хонех», «Арх. Михаил с Иисусом Навином», «Падение Иерихона».
(XII или XIII-XIV вв.) возведена на месте раннехрист. базилики, принадлежит к тому же типу, что и ц. свт. Афанасия. Сев. и юж. фасады украшены узорами, выложенными керамической плиткой. Ребристый купол установлен на 8-гранном барабане, окна граней к-рого чередуются с глухими нишами, обрамленными поребриком.
Роспись сохранилась фрагментарно. В барабане помещены изображения ангелов, поклоняющихся Этимасии, и фриз с ростовыми фигурами пророков. В конхе центральной апсиды угадывается образ Богоматери на троне с Младенцем и 2 поклоняющихся ангела. Росписи апсиды разделены на 3 горизонтальные зоны: в верхней - «Евхаристия», ниже - Нерукотворный образ Спасителя (нижняя граница нимба совпадает с линией шеи, концы белого орнаментированного плата свободно ниспадают), по его сторонам - святители, в нижней зоне - композиция «Поклонение жертве». На стенах вимы помещены «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Бегство в Египет», «Отрок Христос проповедует в храме». В диаконнике в конхе в 2 ряда изображены святители в рост.
В наосе сохранились композиции «Плач Рахили о своих детях» и «Добрый самаритянин», медальоны с изображением святых Анастасии Римляныни и Иулиты.