[греч. Εἰρηναῖος; лат. Irenaeus] († 303?), сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.), еп. г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия) в годы совместного правления императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана Галерия (286-305). Акты мученичества И. сохранились в греч. (BHG, N 948-949e) и лат. (BHL, N 4466; Novum Suppl., N 494-495) версиях. Вопрос о языке оригинального текста остается нерешенным. По мнению Л. С. Тиймона, греч. версия является переводом с латинской, Ж. Зейлер также высказался в пользу первичности лат. текста. Однако М. Симонетти указал, что обе сохранившиеся версии Актов мученичества являются переработками оригинального текста, по его мнению, греч. панегирика святому. При этом лат. версия подверглась правке в соответствии с текстом греч. версии и, т. о., является более поздней. Ф. Дольбо, осуществивший критическое издание текстов, вернулся к гипотезе о первичности лат. версии (Dolbeau. 1999. P. 206-207). Х. Хильдебрандт показал, что содержание речей И., приведенных в Актах мученичества, может восходить к трактату Киприана Карфагенского «О побуждении к мученичеству» (S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia / Ed. G. Hartel. Vindobonae, 1868. P. 317-347. (CSEL; 3. 1)), что свидетельствует в пользу мнения Тиймона, Зейлера и Дольбо. Однако гипотеза о существовании первоначальной греч. версии соответствует языковой ситуации в христ. общинах Иллирика в нач. IV в.: несмотря на то что придунайские провинции Римской империи входили в зону распространения латыни, христ. общины преимущественно состояли из грекоязычных выходцев из вост. части империи (Kovács. 2003). Мн. мученики, пострадавшие в Паннонии, носили греч. имена, в т. ч. И. (Mócsy. 1974. P. 325). Вопросы об исторической достоверности и о литературных особенностях Актов мученичества И. остаются предметом дискуссий. По мнению большинства исследователей, Акты мученичества являются «стилизованной и расширенной версией судебного протокола» (Hildebrandt. 2006. P. 59). Согласно Зейлеру, «текст имеет все признаки древности» и «является одним из лучших «Мученичеств» Паннонии» (Zeiller. 1967. P. 79-80). С этой т. зр. первоначальная (греч. или лат.) версия Актов мученичества, в к-рой содержалось описание допроса и казни И., была переработана и дополнена библейскими цитатами и пояснениями о значимости мученического подвига. Однако можно полагать, что произведение было составлено через неск. десятилетий после кончины И. на основе преданий о мученичестве святого. Это объясняет беллетризованный характер повествования и отсылки к более поздней церковной истории Сирмия (см.: Ibid. P. 80).
Акты мученичества открываются кратким прологом, в к-ром сообщается о жестоком гонении на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане. Повествование начинается с диалога между арестованным И. и Пробом, префектом (президом; в греч. тексте - игемон) пров. Паннония. И. отказался принести жертву богам, после чего Проб велел пытать святого. В это время привели родственников и домочадцев И., к-рые стали уговаривать святого исполнить приказ, указывая на его красоту и молодость (vultum et aetatem eius precabantur). Однако И. не поддался на их увещевания и был брошен в темницу и страдал от болезней. Однажды в полночь префект велел привести И. и снова предложил ему принести жертву богам, однако тот отказался. Проб уговаривал И. исполнить имп. повеление ради жены и детей, но святой отрекся от семьи, указав на заповедь Христа (Мф 10. 37). Увидев, что ни мучения, ни любовь к семье не заставят И. изменить веру, префект вынес приговор утопить святого. На это И. ответил, что ожидал еще более тяжких пыток и отсечения головы и готов показать, как легко христиане идут на смерть ради истинной веры. Разгневанный правитель велел отрубить ему голову. И. вывели на Базентский мост (ad pontem qui vocatur Basentis) через р. Сава, где святой молился о христ. общине Сирмия и о том, чтобы его гибель утвердила христиан в истинной вере. И. отрубили голову и бросили тело в реку. В концовке Актов мученичества указана дата смерти святого - 6 апр.
Греч. версия Актов отличается рядом деталей от латинской (в начале вставлена краткая похвала мученикам, среди императоров-гонителей назван Константин, мост в Сирмии именуется мостом Артемиды, дата гибели И.- 21 авг.). Об И. упоминается в «Мученичестве» чтеца Поллиона (BHL, N 6869), пострадавшего во время того же гонения в г. Цибалы (ныне Винковцы, Хорватия). Согласно этому произведению, по прибытии в Сирмий Проб осудил на смерть пресв. Монтана из Сингидуна (ныне Белград) и И., после чего стал объезжать др. города провинции, в т. ч. посетил Цибалы. По мнению некоторых исследователей, дни памяти ряда паннонских мучеников подтверждают факт особенно жестокого гонения на христиан после прибытия в Паннонию префекта Проба, вероятно, весной 303 г.: 26 марта в Сирмии были казнены пресв. Монтан и его супруга Максима, 6 апр.- И., 9 апр. погиб диак. Димитрий, затем другие мученики. В кон. апр. Проб прибыл в Цибалы, где осудил на смерть Поллиона, вскоре после этого был арестован Квирин, еп. Сисции (ныне Сисак, Хорватия), казнь к-рого состоялась 8 июня в Сабарии (ныне Сомбатхей, Венгрия). После уничтожения глав христ. общин начались судебные процессы над мирянами, по-видимому, продолжавшиеся до 304 г. (Mócsy. 1974. P. 327-328).
Память И. под 6 апр. содержится в Сирийском Мартирологе (411), который восходит к греч. календарю, возможно, составленному ок. 360 г. в Никомидии. В италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.) память святого также указана под 6 апр.: «В Сирмии епископа Иринея»; под 23 авг., по предположению И. Делеэ, сохранился фрагмент ошибочной записи о памяти И. (Sirti, т. е. Sirmi - в Сирмии). Вероятно, один из редакторов Мартиролога смешал И. с мч. Иринеем Римским, написание имени которого в рукописях испорчено (Mirendini вместо Hirenei). В более поздних церковных календарях память святого помещена под различными датами. Так, в Мартирологе нач. IX в., составленном в Лионе, память И. значится под 25 марта и включено краткое сказание на основе Актов мученичества И. (Quentin. 1908. P. 175-176). По мнению А. Кантена, перемещение памяти святого объясняется ошибкой в дате: 8-е апрельские календы (25 марта) вместо 8-х апрельских ид (6 апр.) (Ibid. P. 218). Эта ошибка закрепилась в более поздних календарях - в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) память И. приведена дважды - под 25 марта (со сказанием) и под 6 апр. (PL. 44. Col. 866, 873). В т. н. Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.) и в Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) сохранена лишь память под 25 марта (PL. 123. Col. 153-154, 242). Краткое сказание об И., помещенное под тем же числом в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) (Ibid. Col. 371-372), стало основанием для внесения памяти И. в Римский Мартиролог (XVI в.). Перемещение памяти святого происходило и в позднейших богослужебных книгах Джяковско-Сремского епископства (ныне архиеп-ство Джяково-Осиек), где почитание Сирмийских мучеников возродилось благодаря деятельности еп. Йосипа Штроссмайера (1849-1905). Память И. первоначально праздновалась 26 марта, с 1967 г.- 23 авг., тогда же было установлено общее поминовение Сирмийских мучеников 5 нояб. В 1990 г. отдельная память И. была перенесена на 6 мая.
В греческой традиции первоначальная дата памяти И. также была изменена. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память святого указана под 23 авг., в один день с памятью сщмч. Иринея Лионского. Эта дата стала основным днем празднования И. в восточной традиции, под ней память святого указана в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) (PG. 117. Col. 599-602). В различных синаксарных и др. агиографических сборниках память И. отмечена также под 21, 22 авг., 6 апр. (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 122-123). В некоторых рукописях Синаксаря К-польской ц. под 23 авг. помещена память мучеников Иринея, Ора и Оропса. Кроме того, в рукописи Мученичества этих святых, использованной Ф. Алькеном, говорится о том, что мучеников также бросили в р. Сава (BHG, N 951). Вероятно, поэтому Алькен объединяет комплекс Мученичеств этих святых под именем И., сщмч. Сирмийского. В наст. время в Сербской Православной Церкви память И. отмечается 26 марта (8 апр.).
В 1976-1977 гг. на территории вост. пригородного некрополя Сирмия были исследованы остатки базилики И.- однонефного (?) одноапсидного храма, построенного в сер.- 2-й пол. IV в. Храм был идентифицирован по упоминанию в одной из эпитафий о погребении в «базилике господина нашего Иринея» (in basilica domini nostri Erenei). После неоднократных вторжений варваров в V-VI вв. Сирмий пришел в упадок, епископская кафедра перестала существовать. В это время реликвии мн. паннонских святых были перенесены в др. области, где продолжалось их почитание. Так, почитание св. Димитрия сохранялось в Фессалонике, св. Анастасии - в Риме и К-поле, святых Квирина и Поллиона - в Риме и т. д. (см.: Popović V. Le dernier évêque de Sirmium // REAug. 1975. Vol. 21. P. 107-108). О перенесении мощей или др. реликвий И. из Сирмия сведений нет, однако почитание святого зафиксировано в ряде зап. и вост. богослужебных книг. О паломничестве к ц. св. Иринея (вероятно, в Сирмии) сообщал Феофилакт Болгарский, архиеп. Охридский (1088/89-1125), в Житии Тивериопольских мучеников (Theophylacti Bulgariae archiep. Historia martyrii XV martyrum // PG. 126. Col. 220). Рассказывая об исцелении человека, страдавшего крайним чревоугодием, Феофилакт упоминает о том, что больной совершил паломничество в Рим, к гробнице ап. Петра, и к храму св. Иринея (᾿Επεζήτησε δὲ κα τὸν ἅγιον Εἰρηναῖον); было известно, что в этом храме совершались чудеса.
В 1071-1072 гг. Сирмий вошел в состав Венгрии, после чего местные церкви перешли в юрисдикцию лат. Калочско-Печского архиепископа. В 1231 г. Римский папа Григорий IX восстановил Сирмийское (Сремское) епископство с кафедрой в бенедиктинском мон-ре св. Стефана в Баношторе. В сер. XIII в. впервые упоминается о существовании ц. св. Иринея в Сирмии (ecclesia sancti Irenei Syrmiensis), при к-рой функционировал капитул каноников. Точное местоположение церкви неизвестно. По мнению ряда исследователей, ее можно отождествить со средневек. храмом в Мачванска-Митровице, на правом берегу Савы. В IV в. здесь, напротив Сирмия, располагался один из пригородных некрополей, где был сооружен мартирий, предположительно в форме триконха (исследован не полностью). В VI в. мартирий сгорел, в X-XIII вв. на его месте были последовательно сооружены 3 новые церкви, последняя из к-рых могла принадлежать лат. капитулу. Неизвестно, какому святому был изначально посвящен мартирий, тот факт, что в Х в. его руины ошибочно называли древним храмом И., скорее всего объясняется утратой местной церковной традиции (Bosković. 1974. P. 629-632). Однако, по мнению В. Поповича, мартирий можно связать с почитанием И.: храм был расположен рядом с рим. мостом через Саву, к-рый отождествляется с Базентским мостом, где был казнен святой (см.: Jеремић М. Сирмиjум, «град-острво» и његова два острва // Ниш и Византиjа: Зб. радова / Ур. М. Ракоциjа. Ниш, 2007. Књ. 5. С. 238-239). Капитул И. перестал функционировать в 1-й пол. XVI в. в связи с тур. нашествием.
Возрождение почитания Сирмийских мучеников началось после вхождения Сремска-Митровицы в состав империи Габсбургов (1718). В кон. XVIII в. в городе построили новую правосл. ц. вмч. Димитрия Солунского, где были изображены И. и др. Сирмийские мученики. В 1811 г. была построена католич. ц. вмч. Димитрия Солунского, позднее вновь освященная во имя И. (с 1991 храм имеет статус малой базилики). В 1994 г. в Сремска-Митровице заложили правосл. ц. св. Сирмийских мучеников Димитрия и И. (храмовый праздник отмечается в 1-ю Неделю после дня памяти прор. Илии).