МИРЯНЕ
Том XLV, С. 394-396
опубликовано: 6 августа 2021г.

МИРЯНЕ

[Ла́ики; греч. λαϊκός - из народа], лица, принадлежащие к Церкви и не входящие при этом в состав духовенства, или клира. В совокупности М. составляют церковную паству. Все члены Церкви разделены на 2 основных разряда. К 1-му разряду принадлежат клирики, призванные Св. Духом через посвящение (хиротонию или хиротесию) исполнять церковное служение: проповедовать, совершать таинства, требы и иные богослужебные чинопоследования (епископы и пресвитеры) либо помогать при их совершении (диаконы, церковнослужители), занимать руководящее положение в делах церковного управления. Второй разряд составляют М., которые тоже являются полноценными участниками церковной жизни в разных ее проявлениях. Члены Церкви, клирики и М., равны в надежде на спасение, на вхождение в Царство Небесное. Но, как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же»,- учит ап. Павел (1 Кор 12. 4-5). В Послании к Ефесянам сказано: «И Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4. 11-16). Широкое участие М. в церковной жизни имеет своим догматическим основанием учение ап. Петра о всеобщем священстве: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр 2. 9-10).

М. не только призваны к усвоению основ церковного учения, но и при наличии надлежащих способностей и должной подготовки сами участвуют в церковном учительстве, однако лишь по благословению священнослужителей и, как правило, не с амвона - напр., в качестве преподавателей духовных учебных заведений, правосл. гимназий, воскресных школ, преподавателей богословия, Закона Божия и др. церковных дисциплин в светских школах, в качестве церковных ученых: богословов, историков, канонистов, а также как миссионеры, церковные журналисты и публицисты.

В богослужении М. участвуют своими молитвами. Певчими церковных хоров, как правило, являются также М. В исключительных обстоятельствах (когда, напр., ребенок христ. родителей или взрослый, намеревающийся стать христианином, находится при смерти или когда его жизнь в опасности и рядом нет священника) М. могут и даже обязаны по долгу христ. совести совершить таинство Крещения.

М. принимают участие и в делах церковного управления на всех его уровнях, кроме иерархического (в РПЦ в наст. время - Архиерейский Собор, Свящ. Синод, Общецерковный суд, епархиальный совет и епархиальный суд): входят в состав Поместного Собора, Высшего Церковного Совета, Межсоборного присутствия, могут занимать руководящие должности в синодальных отделах, участвуют в деятельности епархиальных собраний, епархиальных отделов, приходских собраний и советов, приходских ревизионных комиссий (тем самым участвуют и в распоряжении церковным имуществом).

В синодальную эпоху М. избирались старостами церковными, входили в состав приходских попечительских советов, служили чиновниками в духовных консисториях, в Святейшем Синоде. Ключевую в делах церковного управления должность обер-прокурора Святейшего Синода непременно занимал мирянин. В составе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., обладавшего во время его проведения высшей церковной властью, восстановившего Патриаршество и принявшего ряд др. решений эпохального значения, число М. превосходило число клириков, даже если не считать псаломщиков, к-рые также, не будучи клириками, в каноническом отношении являются М.

В Византии и Российской империи исключительно широкие полномочия в церковном управлении принадлежали императору (в России до 1721 - царю). Хотя его статус и обладал известной сакральностью вслед. церковного благословения на царствование, в особенности через обряд миропомазания, император не становился священнослужителем, т. е. оставался мирянином. Занимая ключевое положение в системе церковной власти, император представлял совокупный голос М., не усваивая себе полномочий епископов и зависящих от них пресвитеров и диаконов. Насколько каноничным был подобный статус императора в Церкви - вопрос дискуссионный. Ответ на него должен быть различным в зависимости от того, имела ли место при этом симфония священства и царства, к-рая сложилась в период правления от имп. Константина I Великого до св. Юстиниана I (см. ст. Симфония властей), а затем утвердилась в допетровской России, либо это была система гос. церковности, заимствованная у протестант. гос-в Зап. Европы, черты к-рой наблюдались и в Российском гос-ве со времен Петра I Алексеевича, и в правосл. балканских монархиях XIX-ХХ вв.

Поскольку клириками являются лишь священно- и церковнослужители, все остальные считаются М., включая и тех, которые получают благословение на исполнение своих должностей даже с правом ношения особых одеяний и облачений, напр. рясы, подрясника, монашеской мантии, стихаря. К числу М. в древней Церкви принадлежали носители такой должности церковной, как фоссоры, или копиаты, именуемые в богослужебных последованиях на церковнослав. языке труждающимися, а в переводе на рус. язык - гробокопателями. В рескрипте имп. Констанция II от 357 г. фоссоры, правда, именовались клириками, однако в том только смысле, что являлись церковно-должностными лицами. Вероятно, лишь руководители коллегий копиатов поставлялись через хиротесию. Еще одна древняя церковная должность, не сопряженная с пребыванием в клире,- эксцепторы. В их обязанности входило составление стенографических мученических актов. Впрочем, эту должность могли исполнять не только М., не имевшие хиротесии, но и клирики низших степеней. В древней Церкви имелась также должность герменевтов, к-рые, как и эксцепторы, могли быть и М. и клириками, в последнем случае обычно - чтецами. Герменевты переводили Свящ. Писание и поучения предстоятеля во время богослужения там, где общины были смешанными греко-лат. по языку или в их состав входили люди, не владевшие классическими языками.

Древняя Церковь знала и такие служения, к-рые исполнялись женщинами, именовавшимися вдовицами церковными, диакониссами и пресвитериссами, или пресвитериадами. В наше время женщины могут прислуживать в храме, участвовать в управлении приходским хозяйством, но поставление в особый чин для них не существует.

В наст. время должности псаломщиков и пономарей, участвующих в богослужении, занимают также, как правило, М. В синодальную эпоху они принадлежали к духовному сословию, но при этом официально именовались причетниками (см. ст. Причт) и, не имея посвящения (хиротесии), канонически не являлись клириками, а были лишь «причтенными» к клиру лицами, а значит, М. На должность иподиаконов также ныне обыкновенно назначаются М., хотя и существует церковнослужительская степень иподиаконов, к-рые в силу их хиротесии становятся клириками.

Помимо клира и М.- разрядов, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви,- исторически в ней сложилось также особое состояние - монашествующие. Причем с экклезиологической т. зр. нельзя представлять Церковь состоящей как бы из 3 классов христиан: клириков, мирян и монахов, хотя в синодальную эпоху в России принята была именно такая классификация (см.: Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 155). Ведь монахи могут быть как клириками, так и лицами, не имеющими ни хиротонии, ни хиротесии, т. е. М. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином критерии: не служения, а особого образа жизни, к-рый соответствует даваемым ими обетам целомудрия, бедности и послушания. Принятое в синодальный период разделение церковного народа на 3 класса нарушает фундаментальный логический принцип классификации, которая должна строиться на едином основании. Причина столь очевидной логической ошибки отчасти в том, что законодательство Российской империи включало монашествующих, в т. ч. и не имеющих сана, в состав духовного сословия. Др. причина лежит в языковой области: на рус. языке нет 2 разных слов-антонимов для понятий «клирик» и «монах». В обоих случаях в качестве антонима в обыденном языке употребляется слово «мирянин». Греч. лексика лучше позволяет различать основания для деления церковного народа. Одна пара понятий - по отношению к служению: κληρικός (клирик) и λαϊκός (мирянин); другая - по отношению к образу жизни: μοναχός (монах) и κοσμικός (мирской). К последнему разряду относятся как миряне в каноническом значении слова, так и лица из состава белого духовенства. Однако следует учитывать, что смысл термина «мирской» осложнен его специфическим употреблением в старообрядческой среде: в ней так нередко называют всех нестарообрядцев, включая клириков и М. канонической правосл. Церкви.

Монашество исторически появилось в Церкви как движение М. В первые века церковной истории многие христиане, стремясь к совершенству, давали обеты безбрачия, раздавали свое имущество нищим. Первоначально христ. девы и девственники не разрывали связи с семьей и миром. Начиная с III в. нек-рые из давших обет безбрачия стали уходить в пустыню, появились монашеские общины. Общецерковное законодательство впервые коснулось мон-рей только в V в. Тем самым из частного общества они превратились в церковный институт. При этом монахи оставались М., поскольку сами по себе монашеские обеты не возводят в ранг духовных лиц. Согласно правилам Вселенских Соборов - 2-му Халкид., 81-му Трул., 5-му, 9-му и 13-му правилам VII- монахи стоят в одном ряду с М., а не с клириками. Первоначально монахам возбранялось принимать на себя духовный сан. Они приглашали для богослужения в свои обители священников, к-рым запрещалось даже ночевать в мон-ре. Однако уже по Уставу свт. Василия Великого каждый мон-рь должен был иметь своих священников из числа самой братии. Т. о., одни монахи, получая хиротонию или хиротесию, становились клириками, а другие оставались М.

Аналогичным образом обстоит дело и в др. поместных правосл. Церквах. Разделение христиан на 2 разряда принято также в тех инославных Церквах, где в соответствии с исповедуемым ими учением клирики поставляются на служение через хиротонию или хиротесию и имеют преемство посвящений, идущее от апостолов: в Церкви Востока, в армяно-григорианской, коптской, эфиопской, сиро-яковитской, малабарской, католич. Церквах. Такое разделение имеет место и в тех Церквах и сообществах, апостольское преемство в которых по их самосознанию присутствует, но ставится под вопрос или отвергается правосл. Церковью, а также названными выше Церквами - напр., у старокатоликов и в Англиканской Церкви. В протестант. общинах и сектах нет такого деления, поэтому по отношению к ним употребление понятия «миряне» неуместно.

Католич. Церковь проводит границу между клириками и М. более резко, чем православная, поскольку в ней традиционно противопоставлялись «Церковь учащая», к к-рой принадлежат клирики, и «Церковь учащаяся», включающая остальных верных. Подобное противопоставление всегда было чуждо правосл. экклезиологии, поэтому на правосл. почве никогда не возникало такого явления, как клерикализм, т. к. в правосл. Церкви стражем благочестия является все Тело Церкви - верующий народ. Однако после Ватиканского II Собора в католицизме стало уделяться много внимания апостольству мирян, т. е. вопросу их активного участия в жизни Церкви на основе преподанных в таинствах Крещения и Миропомазания харизматических даров Св. Духа, позволяющих осуществлять в соответствующей степени священническое, пророческое и царское служения, исполнять всеобщее призвание к святости (CVatII. LG. 31). Миссии М., их роли в освящении мира и во взаимоотношениях с клиром был посвящен синод епископов католической Церкви в Риме (1987), результаты к-рого изложены в постсинодальном апостольском обращении папы Иоанна Павла II «Christifideles laici» от 30 дек. 1988 г. (AAS. 1989. Vol. 81. P. 393-521). С 1967 по 2016 г. в Римской курии существовал Папский cовет по делам мирян (Pontificium consilium pro laicis), реорганизованный ныне папой Франциском в Дикастерию по делам мирян, семьи и жизни (Dicasterium pro laicis, familia et vita).

В католич. Церкви лат. обряда монахи, а также лица, входящие в институты посвященной жизни, признаются не клириками, но М. Согласно декрету «Lumen gentium», статус монашеской или посвященной жизни «не является промежуточным между состоянием клирика и мирянина: как из тех, так и из других Бог призывает некоторых верных Христу, чтобы они вкушали от этого особого дара в жизни Церкви и, каждый по-своему, приносили пользу ее спасительной миссии» (CVatII. LG. 43). Иными словами, и М. и клирики могут становиться посвященными или монахами, не переставая одновременно принадлежать к своему иерархическому разряду. Это положение отражено в 2 канонах Кодекса канонического права (CIC). Канон 207 гласит: «По Божественному установлению среди верных Христу в Церкви есть священнослужители, в [каноническом] праве называемые также клириками; прочие же именуются мирянами. И в той, и в другой части есть верные Христу, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви. Хотя их статус и не относится к иерархическому строю Церкви, он, тем не менее, принадлежит ее жизни и святости». В каноне 588 сказано: «Статус посвященной жизни по своей природе не является ни духовным, ни мирским. Институтом клириков называется такой институт, который, ввиду цели или намерения основателя либо в силу законосообразной традиции, управляется клириками, предполагает осуществление священнослужения и признаётся в этом качестве властью Церкви. Институтом же мирян именуется такой институт, который, будучи признан таковым властью Церкви, в силу своей природы, характера и цели имеет собственную задачу, определенную основателем или законосообразной традицией и не предполагающую осуществления священнослужения».

Ранее в католич. Церкви существовали степени церковнослужителей, или младших клириков, но в 1973 г. их упразднили. Клириками ныне считаются лишь священнослужители 3 степеней - епископы, пресвитеры и диаконы, а чины младших клириков были заменены «министериями» (служениями) аколуфов и чтецов, к-рые после поставления остаются М. Исключение составляют индультные, т. е. временные, имеющие отсрочку до приведения их в установленную общеобязательную норму институты, служащие по старому обряду: там совершается поставление в младшие степени клира по специальному разрешению папы Римского.

Кодекс канонов Восточных католических Церквей следует иной терминологической традиции, приблизительно совпадающей с бывшей в употреблении в Русской Церкви синодальной эпохи. В нем выделяются 3 статуса: клирики, монашествующие (vita religiosa) и М., к-рые не принадлежат ни к тем, ни к другим: «В данном Кодексе наименование мирян прилагается к верным Христу, собственным и специальным характером (indoles) которых является мирской (saecularis) и которые, живя в миру и участвуя в миссии Церкви, не имеют священного сана и не вступили в монашествующее состояние (statui religioso)» (CCEO. 399).

Лит.: Никодим [Милаш], еп. Право. С. 241-250; Казанский П. Е. Власть Всероссийского Императора. Од., 1913. С. 160-166; Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого. П., 1971. С. 9-82; Каноническое право о народе Божием и о браке / Сост.: свящ. И. Юркович. М., 20002. С. 14-28; Pope St. J. Common Calling: The Laity and Governance of the Catholic Church. Wash., 2004; Walsh J. M. The Teachings of Vatican Council II and «Christifideles Laici» on Communion and Mission in the Lay Apostolate of the Temporal Sphere: The Knights of Columbus Model: Diss. R., 2008; Catholic Identity and the Laity / Ed. T. Muldoon. N. Y., 2009; Okuma P. Ch. The Vatican II: The Laity and Today's Challenges. Fr./M., 2011; Цыпин Вл., прот. Каноническое право. М., 20122. С. 261-263, 316-319.
Прот. Владислав Цыпин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение