Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ЛОНО АВРААМОВО»
Т. 41, С. 451-452 опубликовано: 6 августа 2020г.


«ЛОНО АВРААМОВО»

«Лоно Авраамово». Миниатюра из Псалтири Барберини. 3-я четв. XI в. (Vat. gr. 372. Fol. 39)
«Лоно Авраамово». Миниатюра из Псалтири Барберини. 3-я четв. XI в. (Vat. gr. 372. Fol. 39)

«Лоно Авраамово». Миниатюра из Псалтири Барберини. 3-я четв. XI в. (Vat. gr. 372. Fol. 39)
Название композиции с изображением ветхозаветного патриарха Авраама (одного или вместе с патриархами Исааком и Иаковом), сидящего на троне в райском саду с душами праведников в виде отроков, находящихся на его коленях, за пазухой и стоящих вокруг трона. «Л. А.» обычно включается в сложную многосоставную картину Страшного Суда, символизируя блаженство праведных в раю в противоположность мучениям грешников в аду. В основе композиции «Л. А.» лежит иллюстрация евангельской притчи о богаче и бедном Лазаре, в которой говорится: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Изображение встречается на миниатюрах лицевых Псалтирей и Евангелий. Самой ранней известной иллюстрацией притчи является миниатюра из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 149, 879-882 гг.), на которой изображен сидящий на троне Авраам с Лазарем (душой Лазаря) на коленях. В качестве изображения рая сцена «Л. А.» представлена в Псалтири Барберини, она иллюстрирует текст Пс 22 (Vat. gr. 372. Fol. 39, 3-я четв. XI в.). Авраам (надпись по-гречески: Αβρααμ) в голубом хитоне и розовом гиматии восседает под деревьями на золотом троне, у него на коленях - детская фигурка (душа Лазаря), перстом левой руки он указывает вверх. Рай омывается потоком воды, изливающимся из кувшина. Причем донце кувшина изображено в устах расположенной справа полуобнаженной мужской фигурки в голубом препоясании (греч. надпись: ποτε - никогда), символизирующей богача, оказавшегося после смерти в аду, где, мучаясь от нестерпимого жара, он тщетно просил Авраама прислать к нему Лазаря, чтобы тот омочил ему водой язык. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) об иллюстрации заключительной части притчи о богаче и бедном Лазаре сказано: «…богач горит в адском огне и говорит: отче Аврааме, помилуй мя. Напротив него в раю сидит Авраам, держа на лоне своем Лазаря, и отвечает ему: чадо, помяни яко приял еси благая в животе твоем» (Ерминия ДФ. С. 125).

«Лоно Авраамово». Божия Матерь на престоле. Благоразумный разбойник. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Рельеф на слоновой кости. X в. (Музей Виктории и Альберта, Лондон)
«Лоно Авраамово». Божия Матерь на престоле. Благоразумный разбойник. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Рельеф на слоновой кости. X в. (Музей Виктории и Альберта, Лондон)

«Лоно Авраамово». Божия Матерь на престоле. Благоразумный разбойник. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Рельеф на слоновой кости. X в. (Музей Виктории и Альберта, Лондон)
«Лоно Авраамово». Роспись Успенского собора во Владимире. 1408 г. Мастер прп. Андрей Рублёв
«Лоно Авраамово». Роспись Успенского собора во Владимире. 1408 г. Мастер прп. Андрей Рублёв

«Лоно Авраамово». Роспись Успенского собора во Владимире. 1408 г. Мастер прп. Андрей Рублёв

В композицию «Страшный Суд» «Л. А.» входит как элемент изображения рая, рядом с к-рым помещаются образы Божией Матери на престоле и Благоразумного разбойника (пластина слоновой кости, X в., Музей Виктории и Альберта, Лондон). На миниатюре «Страшный Суд» в Евангелии XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 51; см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Т. 2. Табл. 195) «Л. А.» помещено в нижней левой части, где также представлены Богоматерь на престоле в райском саду и ап. Петр, подводящий группу праведников к райской двери, которую охраняет херувим; в композиции «Л. А.» патриарх Авраам изображен на троне среди райских деревьев с душой Лазаря на коленях и душами праведников в виде толпящихся вокруг трона отроков. На визант. иконе «Страшный Суд» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) Авраам с душой Лазаря на коленях и с праведными душами, облаченными в белые хитоны, изображен на фоне вьющейся лозы. Также «Л. А.» представлено в сцене «Страшный Суд» в росписи ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199). В зап. части юж. стены изображен Авраам с душой Лазаря на коленях, сидящий в райском саду на троне в окружении праведных душ в виде отроков, на примыкающей зап. стене - Богоматерь на престоле. На сев. стене напротив Авраама показан богач из евангельской притчи. В росписи Дмитриевского собора во Владимире (кон. XII в.) изображение Авраама в саду дополнено образами патриархов Исаака и Иакова, в сопровождающей надписи указано: «Лоно Авраама, Исаака и Иакова». Такой вариант композиции был известен в западноевропейском искусстве. Напр., в рельефах портала ц. Сен-Трофим в Арле (2-я пол. XII в.) представлены сидящие на престолах в райском саду 3 ветхозаветных патриарха, у них на коленях - души праведников в виде отроков в хитонах, к к-рым ангел приносит еще одну душу (в виде обнаженной фигурки).

Вариант композиции «Л. А.» с изображением 3 патриархов, сидящих в раю с душами праведных и Благоразумным разбойником, стал наиболее распространенным в рус. искусстве XIV-XVI вв. (напр., в росписи собора Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313; в росписи прп. Андрея Рублёва в Успенском соборе во Владимире; на иконах «Страшный Суд»). В XVI-XVII вв. композиция «Л. А.» встречается как один из сюжетов, украшающих двери в жертвенник с изображениями притч (напр., икона нач. XVII в. (ЦМиАР, см.: Сергеев В. Н. Духовный стих «Плач Адама» на иконе // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 280-286); икона из Введенской ц. Кириллова Белозерского мон-ря, 1607; икона из Софийского собора в Вел. Новгороде, XVII в.).

Лит.: LCI. Bd. 1. Sp. 31; Пивоварова Н. В. «Страшный суд» в памятниках древнерус. монументальной живописи 2-й пол. XII в. // Дмитриевский собор во Владимире: К 800-летию создания. М., 1997. С. 130-132; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. М., 2001. С. 308.
Н. В. Квливидзе
Ключевые слова:
Иконография Ветхого Завета Лоно Авраамово, иконография «Лоно Авраамово», название композиции с изображением ветхозаветного патриарха Авраама
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
ААРОНОВ ЖЕЗЛ образ, встречающийся в православной гимнографии и иконографии
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста)
АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
АВЕССАЛОМ 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура