[евр. , - раб, служитель Господа, греч. ̀ρδβλθυοτεΑβδιος, лат. Abdias] (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста), 4-й в ряду 12 малых пророков. О жизни и времени служения пророка Свящ. Писание ничего не сообщает. Позднее иудейское предание считает его обратившимся из идумеев (см. Едом) и отождествляет с богобоязненным домоправителем правившего в IX в. до Р. Х. израильского царя Ахава (см. 3 Цар 18. 3-16) (Сангедрин. 39б). Прп. Ефрем Сирин (Толкования. С. 140) писал, что А. был родом из Сихема и являлся современником пророков Осии, Иоиля, Амоса и Исаии (кон. IX-VIII в. до Р. Х.). Блж. Иероним Стридонский утверждал, что А. родился в Иорамаре (колено Ефремово) и был при дворе Ахава, затем последовал за прор. Илией и скончался в Самарии; у его гробницы происходило много чудес. Это же предание, относящее А. к пророкам IX в., принято свт. Димитрием Ростовским. Основным источником для определения времени служения А. остается упомянутое в его книге нашествие идумеев на Иерусалим (ст. 11).
В евр., слав. и рус. Библии Книга пророка Авдия занимает четвертое место среди книг малых пророков (между Амосом и Ионой), в Септуагинте - пятое (между Иоилем и Ионой) и является самой маленькой по объему среди книг ВЗ, состоящей из 21 стиха. Подразделяется на две части: стихи 2-14 - пророчества о предстоящей гибели Едома; стихи 15-21 - провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Господь через А. объявляет Едому, народу (Авд 1-3), к-рый как орел «поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо», о его предстоящей гибели: «...и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд 4). В последующих стихах (Авд 5-9), прибегая также к сравнениям и иносказаниям, А. изображает крайнюю степень опустошения страны идумеев. Уничтожение Едома представляется как Божие возмездие «за притеснение брата твоего... в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд 10-11). В 15-м стихе пророк возвещает наступление Дня Господня. Это будет день возмездия за совершенные дела, день суда над народами и спасения для Иуды (Авд 16-18). Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авд 19-20). Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд 21).
На книгу составили толкования церковные писатели и отцы Церкви: Феодор Мопсуестийский, прп. Ефрем Сирин, свт. Кирилл Александрийский, блж. Иероним Стридонский и блж. Феодорит Кирский. По вопросу о точной датировке упомянутых в Книге пророка Авдия событий разрушения Иерусалима (ст. 10-12) и последующего разгрома идумеев нет единого мнения. Иерусалим подвергался разграблению неоднократно: при Ровоаме (ок. 931/22-915/13) егип. фараоном Сусакимом (3 Цар 14. 26); при Иораме (ок. 848-841) филистимлянами и аравитянами (2 Пар 21. 16-17); при Амасии (ок. 800-783) израильским царем Иоасом (4 Цар 14. 13-17); при Иоакиме (609-598), Иехонии (598) и Седекии (597-587) вавилонянами (4 Цар 24. 1, 10-16; 2 Пар 36. 6-7, 10; Дан 1. 1-4),- поэтому одни библеисты датировали возникновение книги временем вскоре после 889 г. (И. К. Смирнов, П. А. Юнгеров Франц Делич), др. (еп. Палладий (Пьянков), В. П. Рыбинский) относили стихи 10-14 к взятию Иерусалима Навуходоносором в 586 г. Последняя дата доминирует в научной традиции XX в.
Особое внимание исследователи обращали на сходство пророчеств о Едоме пророков А. и Иеремии (Иер 49. 7-22), особенно Иер 49. 14-16 (ср. Авд 1-4) и Иер 49. 9-11 (ср. Авд 5-7). Близость этих текстов объясняется, с одной стороны, тем, что текст Иер 49 вторичен по отношению к Книге пророка Авдия (A. Deissler, W. Rudolph и др.). Это мнение может служить подтверждением позиции тех ученых, к-рые считали эту книгу древнейшей, т. к. к VI в. до Р. Х. она уже имела авторитет священного пророческого текста (П. Юнгеров). С др. стороны, пророки А. и Иеремия могли использовать один и тот же источник - письменный или устный (В. П. Рыбинский, H. Wolff и др.).
Памяти пророков в визант. церковном календаре (см. Год церковный) приходятся в основном на дни Рождественского поста, подготовительные к празднику Рождества Христова - тем самым указывается на то, что пророки предвозвещают пришествие Спасителя. Память А. отмечена в Минологии имп. Василия (X в.), Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского, но ни в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.), ни в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память А. не указана. Италийская редакция Студийского устава - Мессинский Типикон (1131, Arranz. Typicon. P. 58), древние редакции Иерусалимского устава (напр., ркп. XII в. Sin. Gr. 1096 - см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), первопечатный рус. Типикон 1610 г. указывают службу с Аллилуия 2 святым -А. и мч. Варлааму. Принятый в наст. время в РПЦ Типикон содержит такое же указание (Типикон. Т. 1. С. 267), однако допускает совершение службы без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова) с пением тропаря мученику.
Служба А. зафиксирована в студийских памятниках (напр., ркп. XII в. Ath. Filoth. 28. F. 124-129; РНБ. Греч. 551. Л. 177об.- 179; Греч. 227. Л. 141об.- 142об.). Канон А. (5-го гласа) с акростихом «Прозорливаго Авдия пою славу» составлен св. Феофаном Начертанным (IX в.).
А. отвечает общей типологии изображения пророков - он облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (тексты на развернутом свитке могут варьироваться: Авд 1-4, 8; 1-17), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Одно из самых ранних изображений А.- мозаичный медальон в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, где А. представлен погрудно в виде средовека с короткими темными волосами с проседью и небольшой бородой. Существовало неск. традиций изображения А., представляемого и старцем, и средовеком, и юношей. Напр., в новгородских росписях XIV-XV вв., на подпружных арках в медальонах ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре и ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре,- молодой безбородый пророк. В росписи барабанов ц. Спаса Преображения на Ковалеве и ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде; на миниатюрах в Толкованиях на книги пророков (Кон. Х - нач. XI в. Torino. NB. 1312) и в Книге пророков XIII в. (Vat. Gr. 1153) - средовек с короткой, округлой бородой. В Книге пророков 1489 г. (РГБ. Л. 35об.) А. изображен седым старцем с небольшой, густой бородой и спускающимися на плечи и спину локонами. В новгородской редакции иконописного подлинника XVI в. о нем сказано: «Аки Мина сед, риза вохра с белилы, маленько санкирю в ней, испод лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в.,- «старец с проседью» (Ч. 2. § 132. № 14). А. входит в состав пророческого ряда иконостаса, напр. походный иконостас - деревянный резной складень из Новгорода (XVI в. ГММК. СК 65-68).
Среди памятников зап. искусства следует упомянуть реликварий «трех волхвов» из Кёльнского собора, изготовленного в мастерской Николая Верденского в 1205 г., где представлено скульптурное изображение сидящего пророка А. (по типу оно близко к миниатюре из Книги пророков 1489 г.).