ВИКТОР
Том VIII , С. 428-432
опубликовано: 13 апреля 2009г.

ВИКТОР

(Островидов Константин Александрович, 20.05.1878 (по др. данным 1875), с. Золотое Камышинского у. Саратовской губ.- 2.05.1934, с. Нерица, Усть-Цилемского р-на Коми (Зырянской) автономной обл.), священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. бывш. Глазовский, викарий Вятской епархии. Из семьи псаломщика. Окончил Камышинское ДУ (1893), в 1899 г.- Саратовскую ДС по 1-му разряду со званием действительного студента. В 1899-1903 гг. учился в КазДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Брак и безбрачие». Во время учебы в академии принимал активное участие в деятельности студенческого философского кружка.

Священноисп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в.Священноисп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в.

28 июня 1903 г. Островидов был пострижен в монашество с именем Виктор, на следующий день рукоположен во диакона, 30 июня - во иерея. Монашеский постриг и обе хиротонии совершил еп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий). 1 авг. резолюцией еп. Саратовского и Царицынского Ермогена (Долганёва) назначен противораскольническим миссионером в Саратовскую епархию, направлен в г. Хвалынск. 5 дек. 1903 г. Саратовскому епархиальному начальству было разрешено учреждение в Хвалынске Троицкого подворья саратовского Преображенского мон-ря, к-рое В. возглавил. Решение Свят. Синода об открытии монастырского подворья и утверждении В. в должности настоятеля состоялось в янв. 1904 г. В февр. 1904 г. в зале муз. уч-ща Саратова В. прочитал 3 лекции о «недовольных людях» в произведениях М. Горького, собравшие большое число слушателей, среди к-рых были саратовский губернатор П. А. Столыпин, католич. еп. Рооп, ректор Саратовской ДС и др.; лекции были опубликованы (Недовольные люди: Три лекции по поводу героев М. Горького. СПб., 1905). 13 марта 1904 г. распоряжением еп. Ермогена В. был включен в состав издательской комиссии при Саратовском епархиальном братстве Св. Креста, а 19 марта утвержден в должности корректора. В. занимался активной просветительской деятельностью среди чувашей, в 1904 г. был назначен на новоучрежденную должность епархиального разъездного миссионера.

Указом Свят. Синода от 25 янв. 1905 г. В. был введен в состав Иерусалимской духовной миссии. 12-26 июля 1908 г. участвовал в работе Всероссийского миссионерского съезда в Киеве. (см. Съезды миссионерские), сделал на съезде доклад об Иерусалимской миссии.

13 янв. 1909 г. назначен инспектором Архангельского ДУ, 27 янв. награжден наперсным крестом. 4 марта еп. Архангельским и Холмогорским Михеем (Алексеевым) В. был утвержден членом совета по делам раскола.

Не чувствуя призвания к духовно-учебной службе, В. вскоре подал прошение об увольнении от должности инспектора для поступления в с.-петербургскую Александро-Невскую лавру. 16 окт. 1909 г. В. был уволен с должности инспекора Архангельского ДУ и переведен в число братии лавры. 22 нояб. следующего года указом Свят. Синода назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря с возведением в сан архимандрита. С сент. 1918 г. являлся наместником Александро-Невской лавры. По нек-рым сведениям, в 1919 г. подвергался кратковременному аресту.

15 дек. 1919 г. указом патриарха Тихона (Беллавина) и Свящ. Синода В. был назначен на новообразованное Уржумское вик-во Вятской епархии. Хиротония во епископа Уржумского состоялась в кон. декабря (26 дек. ?). Прибыв в Вятскую епархию в янв. 1920 г., В. с тщанием и ревностью приступил к исполнению архипастырских обязанностей, много проповедовал. В нач. 1920 г. был арестован, обвинен в агитации «против медицины» (архипастырь призывал верующих во время эпидемии тифа чаще прибегать к святыне, кропить св. водой свои жилища). 27 мая 1920 г. Вятский губернский ревтрибунал приговорил В. к лишению свободы «до ликвидации войны с Польшей». В 20-х числах нояб. 1920 г. освобожден в связи с амнистией от 7 нояб. В 1920-1921 гг. В. был назначен епископом Слободским, викарием Вятской епархии, но, видимо, вик-ством не управлял. 9 янв. 1921 г. назначен временно управляющим Вятской епархией. 14 авг. того же года получил назначение быть епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, настоятелем Трифонова Вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В мае 1922 г. управлял Вятской епархией в связи с кратковременным арестом еп. Павла (Борисовского).

31 мая председатель обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) Антонин (Грановский) направил В. письмо с изложением задач обновленчества («ликвидация... контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию... ликвидация патриарха Тихона».- Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-3708. Т. 1. Л. 137) и с приглашением на обновленческий собор, к-рый должен был состояться в августе. В. обратился с посланием к вятской пастве, в к-ром разъяснял антиканоничность обновленческого раскола. 30 июня 1922 г. Вятский еп. Павел получил телеграмму от центрального комитета «Живой церкви» с требованием создавать местные группы данной организации, 23 авг. в Вятку прибыл уполномоченный ВЦУ. Добиться содействия еп. Павла в созыве общегородского собрания духовенства, а также письменного ответа на вопросы ВЦУ к епархиальному архиерею уполномоченному не удалось. Тогда он отправился в Трифонов мон-рь в надежде получить поддержку В. Владыка уполномоченного не принял. На следующий день еп. Павел и В. составили послание к вятской пастве, в к-ром объявили ВЦУ самозваным и неканоничным и предостерегли верующих от контактов с обновленцами. Кроме того, в послании Вятская епархия объявлялась автокефальной (на основании послания Заместителя Патриарха сщмч. митр. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г., в к-ром содержался призыв к епархиальным архиереям не подчиняться обновленческому ВЦУ и временно управлять своими епархиями самостоятельно). 25 авг. 1922 г. еп. Павел назначил В. «временно управлять делами Орловского уезда на правах самостоятельного епископа с местожительством в г. Вятке в Трифоновом монастыре с именованием «епископ Орловский»... Глазовская кафедра объявляется свободной, до замещения ее делами Глазовской епархии заведует епископ Виктор» (Там же. Л. 315, 280).

Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г.Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г.

26 авг. 1922 г. еп. Павел, В. и неск. священников были арестованы. 30 авг. еп. Павел передал протоиерею вятского собора В. Гагаринскому записку, в к-рой приглашал Яранского еп. Сергия (Корнеева) в Вятку «для временного управления Вятской автокефальной Церковью». Арестованных архиереев обвинили в «нарушении... постановления Наркомюста 24 авг. 1918 г. о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви»... нарушении декрета ВЦИК «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве»», выразившемся в «присвоении себе судебных функций» - вынесении постановлений по бракоразводным делам. Архиереи также обвинялись в «связи с подпольными монархическими группировками» и распространении «подпольных воззваний патриарха Тихона и Ярославского Агафангела» (Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-3708. Т. 1. Л. 287). Следователи спрашивали арестованных в т. ч. и об отношении к обновленчеству, В. отказался признать обновленческое ВЦУ «по каноническим основаниям». Обвиняемых отправили в Москву, в Бутырскую тюрьму. 23 февр. 1923 г. еп. Павел и В. были приговорены Особым совещанием при коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки. В. отбывал срок в Нарымском крае Томской губ.

23 февр. 1926 г. архиереям-исповедникам было разрешено вернуться в Вятскую епархию. Весной 1926 г. Павел, возведенный после окончания ссылки в сан архиепископа, и В. прибыли в Вятку. За время их ссылки епархия пришла в плачевное состояние. Управлявший кафедрой еп. Сергий (Корнеев) перешел к обновленцам и увлек за собой мн. священнослужителей. Архиереи-исповедники принялись за восстановление разрушенного епархиального управления, почти в каждой проповеди говорили о пагубности обновленческого раскола. Они обратились к пастве с посланием, в к-ром пояснили, что после кончины Патриарха св. Тихона законным главой РПЦ является Местоблюститель Патриаршего Престола митр. сщмч. Петр (Полянский). В результате деятельности архиеп. Павла и В. началось массовое возвращение приходов в каноническую Церковь. Обеспокоенные обновленцы угрожали архиереям обвинениями в контрреволюционности; не пугаясь угроз, архиеп. Павел и В. отказывались от переговоров с раскольниками.

14 мая 1926 г. в Вятке был арестован архиеп. Павел, В. арестовали в поезде. В. был обвинен в том, что содействовал и помогал архиеп. Павлу в его мероприятиях и произносил проповеди «контрреволюционного содержания». Сразу же после допроса архиереи были отправлены в Москву, заключены во внутреннюю тюрьму ОГПУ, через нек-рое время переведены в Бутырскую тюрьму. 20 авг. 1926 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило лишить В. на 3 года права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях с прикреплением к определенному месту жительства. В. поселился в г. Глазове Вотской автономной обл. (совр. Удмуртская Республика), жил в помещении под колокольней Никольского собора. Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы В. встретился с Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергием (Страгородским) и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (в границах Вотской автономной обл.), временно управляющим Вятской епархией.

29 июля 1927 г. митр. Сергий и Временный Патриарший Священный Синод, в к-рый входил в т. ч. Вятский архиеп. Павел, издали «Декларацию», что ставилось властями как одно из условий легализации церковного управления. В. отнесся к документу резко негативно и отослал его митр. Сергию. В большинстве храмов Вятской епархии «Декларация» была оглашена, однако в 5 храмах Вятки, в т. ч. в 2 соборах, и нек-рых благочиниях документ не приняли и не зачитали, но общения с архиеп. Павлом не прервали. Спустя нек-рое время часть вятского духовенства, оставшаяся на стороне митр. Сергия, прекратила поминать В. за богослужением.

Вскоре последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении Воткинской (Вотской) епархии между 5 соседними епархиями. В окт. 1927 г. В. направил митр. Сергию письмо с критикой «Декларации» и просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. Синод сделал выговор В. за неподчинение распоряжениям архиеп. Павла, затем последовал указ о назначении В. епископом Шадринским с правом управления Свердловской епархией. Поездка сторонников В. из Вятки к митр. Сергию с просьбой отменить указ была безрезультатной. Находившийся в то время в Москве архиеп. Павел выехал в Вятку. Накануне его возвращения, 11 дек., В. прислал в Вятку телеграмму, в к-рой призывал прекратить поминовение архиеп. Павла за богослужением, если тот не принесет «покаяние и отречение» от «Декларации». Кратковременный визит архиеп. Павла в епархию, как и его архипастырское послание от 14 дек. с разъяснением результатов для Церкви, достигнутых митр. Сергием и Свящ. Синодом после легализации, оказались безуспешными. Вернувшись в Москву, архиеп. Павел обратился в Синод с жалобой на В. Синод потребовал от последнего немедленно выехать в Свердловскую епархию и 15 дек. назначил на Воткинскую кафедру сщмч. еп. Онисима (Пылаева) с поручением временного управления Вятской епархией.

16 (29?) дек. 1927 г. В. сообщил письмом митр. Сергию, что отказывается от назначения епископом Шадринским; письмо также содержало резкую критику «Декларации», к-рую В. назвал «глумлением... над нашим исповедничеством за истину Божию» и «отречением от своего спасения». В. писал о предпочтительности «не иметь никогда никакой... церковной организации», нежели получить ее путем соглашения с властями, уничтожающими Церковь. К письму В. приложил составленное им в декабре «Письмо к ближним», в к-ром призывал паству «беречь себя от общения» с теми, кто принял «Декларацию». Столь резкая негативная реакция В. на данный документ была во многом обусловлена тем, что архиерей усмотрел в нем призыв к слишком близкому сотрудничеству с властями и в силу этого сходство с обновленчеством, за сопротивление к-рому он претерпел аресты и ссылку.

После получения сообщения о назначении еп. Онисима Глазовское духовное управление 22 дек. постановило «до покаяния и отречения» митр. Сергия от «Декларации» воздержаться от общения с ним и разделявшими его взгляды епископами, признать В. своим архиереем, именовать его «епископом Глазовским и Воткинским». В. решил до созыва епархиального съезда не менять титул и именоваться Ижевским и Воткинским. Еп. Онисим доложил о решении Глазовского духовного управления митр. Сергию, затем, руководствуясь распоряжением Синода, запретил в священнослужении отделившееся духовенство, в частности в Ижевске. В ответ В. прислал в ижевский Покровский собор 2 телеграммы с распоряжением о прекращении общения Воткинской епархии с митр. Сергием и неподчинении еп. Онисиму.

Постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного при нем Свящ. Синода от 23 дек. 1927 г. «о раздорнической деятельности управляющего Свердловской епархией епископа Шадринского Виктора» он был уволен от управления Шадринским вик-ством и Свердловской епархией и запрещен в священнослужении.

В. прещениям не подчинился. Живя в Глазове, он продолжал управлять отделившимися от митр. Сергия приходами Вятской и Воткинской епархий, признавая главой Церкви находившегося в ссылке митр. Петра (Полянского). 29 дек. В. отправил 3-е письмо митр. Сергию, к к-рому приложил постановление духовного управления Воткинской епископии о прекращении молитвенно-канонического общения с митр. Сергием и единомышленными ему епископами впредь до их отречения от «Декларации». В нач. 1928 г. В. завязал переписку с ленинградскими иосифлянами. В марте он составил резкое «Послание к пастырям», в к-ром критиковал митр. Сергия за увольнение с кафедр арестованных и сосланных архиереев.

29 марта 1928 г. на заседании Синода вновь был рассмотрен вопрос об отделившихся от митр. Сергия епископах. В решении Синода говорилось, что В. и др. архиереи, «как отделившиеся без достаточных причин... подлежат церковному суду и должному наказанию». Решением Синода 11 апр. 1928 г. по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях» определение от 23 дек. 1927 г. было оставлено в силе.

4 апр. 1928 г. В. был арестован в Глазове, помещен в тюрьму в Вятке, затем переведен в Бутырскую тюрьму в Москве. Следствие закончилось в мае, архиерея признали виновным в «антисоветской агитации», сочинении и распространении «письма с просьбой защитить каноны Русской Православной Церкви... терпеть гонения от новой власти, как это делали митрополит Филипп или Иван, так называемый Креститель» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-29722. Л. 14). 18 мая 1928 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило В. к 3 годам заключения в концлагере. В. отбывал наказание в СЛОН, работал бухгалтером на канатной фабрике. Перед отправкой в лагерь В. передал свою паству иосифлянскому еп. Димитрию (Любимову). Во 2-й пол. 1928 г. архиерей отправил из заключения послание пастве с резким осуждением линии митр. Сергия.

В 1929 г. В. написал прошение о досрочном освобождении, в просьбе было отказано. Весной 1930 г. епископа перевели с Соловецких о-вов на материк, в лагерную командировку Майгуба, в нач. 1931 г.- в командировку «Новая биржа». Срок заключения закончился 4 апр. 1931 г., но В. не был освобожден, 10 апр. 1931 г. особое совещание Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на 3 года в Северный край. Епископ отбывал срок в дер. Караванной вблизи райцентра с. Усть-Цильма, где в то время жило много ссыльных, в т. ч. священников и правосл. мирян. Незадолго до приезда В. храм в Усть-Цильме был закрыт, и ссыльные, в т. ч. В., вместе с местными жителями добивались разрешения на его открытие.

13 дек. 1932 г. В. был арестован, обвинен в «создании антисоветской организации», заключен в тюрьму в Сыктывкаре. На допросе 22 дек. архиерей заявил, что «по своим религиозным убеждениям является последователем патриарха Тихона, обновленчества и сергиевщины не признает» (Архив УФСБ Республики Коми. Д. 4812. Л. 104). В тюрьме владыка участвовал в общих хозяйственных работах. Однажды, вынося мусор, он нашел икону - копию с чудотворного образа Христа Спасителя, находившегося в Стефановом во имя Св. Троицы мон-ре в с. Ульянове. Впосл. В. хранил в киоте этой иконы антиминс, освященный Сарапульским еп. сщмч. Амвросием (Гудко). 10 мая 1933 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ В. был приговорен к 3 годам ссылки в исправтрудлагерь в Северный край, отправлен в глухое с. Нерица Усть-Цилемского р-на, работал на лесоповале.

В Нерице В., уходя в лес, много молился. Получая от своих духовных детей из Вятки и Глазова посылки, раздавал их местным жителям, впавшим в нищету в результате коллективизации и изъятия из деревень продовольствия. Священноисповедник был похоронен в Нерице. В 1987 г. группа исследователей под рук. В. А. Орловского (впосл. игум. Дамаскин), ставившая своей задачей подготовку канонизации новомучеников и исповедников Российских, собрала материалы, касающиеся В., и нашла место его захоронения. 1 июля 1997 г. по благословению Вятского и Слободского еп. Хрисанфа (Чепиля) были обретены мощи В., 2 дек. 1997 г. они были перенесены в храм блгв. кн. Александра Невского кировского во имя Св. Троицы жен. мон-ря. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В 1981 г. канонизирован Русской православной Церковью за границей.

Игум. Дамаскин (Орловский)

Деятельность сторонников В., не признавших Декларации 1927 г., получила название викторианского разделения. К кон. 1927 г. оно охватило Глазовский, Слободской, Котельничский, Яранский р-ны, приходы викториан действовали в Вятке, Ижевске, Воткинске, Глазове. 4 марта 1928 г. к викторианскому разделению присоединились Вятские викарные епископы - Яранский Нектарий (Трезвинский) и Котельничский Иларион (Бельский), стоявшие на радикальных позициях: они отрицали действительность Таинств, совершаемых священниками, к-рые признают каноническую власть митр. Сергия. В 1928-1929 гг. сторонники В. служили в Казани, напр. настоятель Тихоновской пуст. архим. Иларий, отдельные приходы появились в Башкирии, Перми, Бугурусланском округе.

В нач. 1928 г., после установления В. связи с ленинградскими иосифлянами, викториане влились в иосифлянское движение. (Этот процесс облегчался тем, что все 3 отделившихся от митр. Сергия Вятских архиерея были связаны с Александро-Невской лаврой: В. в годы гражданской войны являлся ее наместником, еп. Нектарий - ее архимандритом, еп. Иларион - экономом.) В 1930 г. к викторианам присоединился Ижевский еп. Синезий (Зарубин). Уволенный 26 февр. 1930 г. постановлением Синода от управления епархией, он отделился от митр. Сергия, обвинив его в обновленчестве, служил в Успенской ц. Ижевска без согласия епархиального архиерея. 9 мая Синезий был запрещен в священнослужении Синодом, покаяния не принес.

В 1-й пол. 30-х гг. храмы викториан открыто действовали в Воткинской, Казанской, Вятской епархиях, в последней к 1932 г. существовало до 150 приходов викториан. Показательна церковная ситуация в г. Котельниче: здесь все 3 храма вплоть до закрытия в 1934-1935 гг. оставались викторианскими, причем верующие пресекали попытки отдельных священников перейти в Патриаршую Церковь. С кон. 1934 г. викториан окормлял сосланный в Северный край еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик). Массовое закрытие храмов и разгром викторианского разделения в Вятской епархии произошли во 2-й пол. 30-х гг.

В Казани церковные оппозиционеры группировались вокруг жившего в городе после освобождения из Соловецкого лагеря еп. Нектария (Трезвинского), к-рый объединил наиболее радикальных противников митр. Сергия. Видную роль среди непоминающих в Казани играли свящ. Иаков Галахов, бывш. проф. Томского ун-та, в 1918-1919 гг. член Временного высшего церковного управления сибирских церквей, и его сын Николай. Еп. Нектарий был арестован 30 авг. 1930 г., в 1932 г. приговорен к 10 годам лагерей. По этому же делу арестовали проф. В. И. Несмелова, чьим учеником и почитателем был В.

В кон. 30-х гг. почти все уцелевшие викторианские общины перешли на тайное положение, нек-рые из них после Великой Отечественной войны влились в катакомбное движение. Последняя легально действовавшая викторианская церковь в с. Монастырщина Оричевского р-на Кировской обл. в 1943 г. перешла в Московскую Патриархию.

М. В. Шкаровский

Соч.: Заметки о человеке. СПб., 1905; Иерусалимская миссия: Доклад на Киев. Миссионерском съезде 18 июля 1908 г. Х., 1909. С. 3-4; Новые богословы // Церковь. 1912. № 16. С. 381-383; Семибратов В. К. Из ссылки шлю вам благословение: Письма из Сибири еп. Виктора (Островидова) // Вятка. 1997. № 1. С. 34-38.
Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. ед. хр. 3. л. 184; Архив УФСБ Республики Коми. Д. 4812; ЦА ФСБ России. Д. Н-1780. Т. 9; Д. Р-29722; Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-3708. 2 т.; Д. СУ-4947; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 77, 116 об; Архив УФСБ по Московской обл. Д. 38252.
Ист.: Отчет о состоянии КазДА за 1902-1903 уч. г. Каз., 1903. С. 22; Лекции иером. Виктора: [Отзыв] // Саратовские ЕВ. 1904. № 7. С. 451-455; № 8. С. 507-509; № 9. С. 556-559; [О докладе иером. Виктора о совр. положении Иерусалимской миссии] // ПрибЦВед. 1908. № 31. С. 1463-1465; Акты свт. Тихона. С. 182, 408, 532, 533, 540-546, 599, 600, 605-609, 634, 635, 851-852, 967; Лихачёв Д. С. Воспоминания. СПб., 1997. С. 356-358.
Лит.: Дело еп. Островидова // Революция и церковь. 1919. № 6-8. С. 100-101; Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. П., 1933. С. 127, 128. То же // Из истории христ. Церкви на Родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 270-273; Польский. Ч. 2. С. 29, 33, 70-77; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996Р. С. 276, 330, 441, 445, 454, 464, 545, 600-602; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 167-172; Ожегин П. Гонения на епископов // Вятский епарх. вестн. 1992. № 3 (23). С. 4; он же. Узник Соловков // Там же. № 5 (25). С. 6; Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. С. 237-251; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 128; Семибратов В. К. Еп. Виктор (Островидов) - один из лидеров «церк. контрреволюции» в Вятском крае (по мат-лам УФСБ по Кировской обл.) // Из истории Вятских спецслужб и полиции (2-я пол. 19-го - 1-я пол. 20 в.). Киров, 1998. С. 121-127; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…» М., 1998. С. 15, 230, 269; Синодик СПб епархии. С. 9-10; Гомаюнов С., иерей. Умы наши колеблются, сердца потеряли опору...: (О викторианском расколе в РПЦ в кон. 20-х гг. ХХ в.) // Вятский епарх. вестн. 1999. № 2 (106). С. 5-6; То же // История Вятского края кон. XIX - 1-й пол. ХХ в. Киров, 1998. С. 45-46; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 34, 50-65, 69, 144, 279-281, 285; Сухих А., прот. Сеятель спасения // Вятский епарх. вестн. 1999. № 2 (106). С. 5; Священноисп. Виктор (Островидов) // Дамаскин. Кн. 4. С. 116-153; То же // МисОб. 2002. № 4 (78). С. 16-18; София (Розанова), игум. Житие исп. Виктора, еп. Глазовского, вик. Вятской епархии. Киров; Люберцы, 2000.Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009; Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) - епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
  • ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • ПЛАТОН (Кульбуш Павел Петрович; 1869-1919), еп. Ревельский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых Эстонской земли, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.)
  • АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых)
  • АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых)
  • АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)
  • АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
  • АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны
  • АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
  • АННА Петровна Лыкошина (1884-1925), мц. Соловецкая (пам. 28 сент., в Соборе Новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • БОРИС Философович Орнатский (1887 - 1918), мч. (пам. 31 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ВИКТОР Иванович Усов (1887-1918), свящ., сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)