КАРТАЛИНО-КАХЕТИНСКАЯ (ГРУЗИНСКАЯ) ЕПАРХИЯ
Том XXXI , С. 367-372
опубликовано: 30 октября 2017г.

КАРТАЛИНО-КАХЕТИНСКАЯ (ГРУЗИНСКАЯ) ЕПАРХИЯ

Содержание

[груз. ჟართლ-კახეთის (საჟართველოს) ეპარჟია] Грузинского Экзархата РПЦ (28 дек. 1818 - сент. 1917), охватывала восточногрузинские исторические провинции Картли, Кахети (территория совр. Грузии), Саингило (территория совр. Азербайджана), южногруз. княжество Самцхе-Саатабаго (территория совр. Грузии), а также груз. историческую пров. Лоре-Ташири (территория совр. Армении), Карсскую обл. (территория совр. Турции), Эриванскую (территория совр. Армении), Бакинскую и Елизаветпольскую (территория совр. Азербайджана) губернии Российской империи (см. карту к ст. Грузинский Экзархат РПЦ).

Образование и географическое положение

Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В кон. XVIII - нач. XIX в. на территории царства Картли-Кахети в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) существовало 13 епархий: Самтаврская, Руисская, Цилканская, Бодбийско-Сигнахская, Ниноцминдская (управлялись митрополитами), Манглисская, Руставская (управлялись архиепископами), Урбнисская, Никозская, Самтависская, Некресская, Харчашнийская (управлялись епископами) и Алавердская (управлялась католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Антонием II (Багратиони)). Из-за тяжелого политического и экономического положения, послужившего причиной значительного сокращения числа прихожан, нек-рые епархии (напр., Цилканская, Харчашнийская) оказались на грани исчезновения. Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.В Вост. Грузии действовали 9 монастырей-архимандритий: в Картли - Кватахеви, Шиомгвиме, Икорта Ларгвиси, Тори; в Кахети - Давидгареджи и Натлисмцемели (св. Иоанна Крестителя) в пуст. Гареджи, Кахети (Алавердский) и Шуамта. Открытыми оставались приписанные к архимандритиям малочисленные и практически опустевшие из-за нападения внешних врагов мон-ри Ананури, Джвари в Мцхете, Хоби, Улумбо, Бочорма, Хирса и свт. Саввы близ Хирсы. На территории Саингило, в XVII в. отторгнутой от Грузии Ираном, к XVIII в. не оставалось ни одной действующей епархии: в регионе жили переселенцы-мусульмане и грузины, принявшие ислам. Малочисленное правосл. население тайно посещало церкви в Кахети (Отзыв католикоса Антония // АКавАк. 1866. Т. 1. С. 530).

Церковь во имя арх. Михаила (слева) в с. Степанцминда (Казбеги). Фотография Э. Клера. Кон. XIX — нач. ХХ в.Церковь во имя арх. Михаила (слева) в с. Степанцминда (Казбеги). Фотография Э. Клера. Кон. XIX — нач. ХХ в.После упразднения автокефалии ГПЦ (30 июня 1811) был образован Грузинский Экзархат РПЦ, до 1815 г. включавший территории только Вост. Грузии. Епархии были укрупнены. В Картли сформирована Мцхетско-Карталинская (Мцхетско-Тифлисско-Карталинская) епархия, включившая территории Мцхетской, Тбилисской, Горийской, Самтаврской, Самтависской, Руисской, Цилканской, Урбнисской и Никозской епархий. Ею управлял экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) (с 1 июля 1811). В Кахети на основе Руставской, Некресской, Бодбийско-Сигнахской, Алавердской и Ниноцминдской епархий была образована Алавердско-Кахетинская (Алавердско-Телавская) епархия, к-рой управлял архиеп. Иоанн (Макашвили) (с 14 июля 1811).

Согласно указу российского имп. Александра I от 30 авг. 1814 г., вместо 2 епархий в Вост. Грузии было образовано 3: Карталинская (управлял экзарх Грузии митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский Варлаам, с 14 мая 1817 - экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов)), Телавская и Грузинско-Кавказская (Осетинская) (управлял архиеп. Досифей (Пицхелаури)), Сигнахская и Кизикская (управлял митр. Иоанн (Макашвили)) (Ведение [Извещение] Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г. // АКавАК. 1873. Т. 5. С. 408).

28 дек. 1818 г. на основании представления нового экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) (14 мая 1817 - 19 июля 1821) все 3 епархии были преобразованы в К.-К. е., которую возглавил экзарх. В рус. источниках К.-К. е. часто упоминается как Грузинская епархия.

В 1829 г. в состав Российской империи вошло княжество Самцхе-Саатабаго в Юж. Грузии, в 1830 г.- груз. историческая пров. Саингило; т. о., в К.-К. е. были включены Ахалкалакский и Ахалцихский уезды Тифлисской губ. и Джаро-Белоканская обл. До 1837 г. в Вост. Грузии оставалась действующей Бодбийско-Сигнахская епархия, к-рая после кончины правящего митр. Иоанна (Макашвили) также вошла в К.-К. е. Среди епархий Экзархата по величине территории и по количеству прихожан К.-К. е. была самой крупной.

Викариатства

Первоначально вик-ства К.-К. е. были образованы на территории Грузии; в обязанности викариев входила помощь экзарху - правящему архиерею К.-К. е. 30 янв. 1812 г. на территории Мцхетско-Карталинской епархии было основано Горийское викариатство. Викарием (хорепископом) Горийским был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури). 28 дек. 1818 г. в К.-К. е. было основано 2-е, Кизикское вик-ство, которое после кончины (1837) правящего митр. Иоанна (Макашвили) было упразднено. В 1886-1912 гг. в К.-К. е. существовало Алавердское викариатство, которое включало территории Кахети (Телавский и Сигнахский уезды Тифлисской губ.), Саингило (Закатальский окр. Тифлисской губ.) и частично Шида-Картли (Тионетский у. Тифлисской губ.).

Алавердский собор. Фрагмент картины «Кахетинский эпос. Алазанская долина». Нач. ХХ в. Худож. Н. ПиросманиАлавердский собор. Фрагмент картины «Кахетинский эпос. Алазанская долина». Нач. ХХ в. Худож. Н. ПиросманиВ 1801 г. в состав России вошла историческая пров. Лоре-Ташири, правосл. население к-рой (сначала российские войска и члены семей военных, рус. поселенцы и крестьяне) 21 июня 1811 г. было включено в юрисдикцию Мцхетско-Карталинской епархии. В 1878 г., согласно Сан-Стефанскому мирному договору, Россия получила Карс, и прилегающий к крепости регион был включен в К.-К. е. 13 дек. 1912 г. на этой территории было образовано Ереванское (Эриванское) викариатство К.-К. е., к-рое окормляло правосл. население Эриванской губ., Карсской обл. и, вероятно, Лорийской вол. Борчалинского у. Тифлисской губ.

Мон-рь Кобени. Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание)Мон-рь Кобени. Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание)3 апр. 1875 г. в результате деятельности Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства на Кавказе в состав К.-К. е. были включены православные приходы Владикавказа, Сев. Осетии и Алагирского завода, оформленные как Владикавказское викариатство. Оно просуществовало до 1885 г. и было преобразовано во Владикавказскую и Моздокскую епархию РПЦ.

С продвижением Российской империи на восток Закавказья в состав К.-К. е. вошли территории совр. Азербайджана. 19 мая 1905 г. было образовано Бакинское викариатство К.-К. е., охватывавшее правосл. приходы Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи.

12 марта 1917 г. по решению Собора духовенства всей Грузии, на к-ром была провозглашена автокефалия ГПЦ, К.-К. е., как и др. епархии Грузии, вышла из состава Грузинского Экзархата и вошла в подчинение Временному управлению ГПЦ. После восстановления автокефалии ГПЦ на I Поместном Соборе Грузинской Церкви в сент. 1917 г. К.-К. е. была разделена на исторические епархии: Мцхетскую, Тифлисскую, Алавердскую, Бодбийскую, Урбнисскую и Ацкурскую.

История

К.-К. е. в 1-й пол. XIX в.: реорганизация церковного правления, секуляризация земель и коммутация налогов, положение духовенства

В нач. XIX в. российское руководство на основании полученных от грузинских архиереев сведений располагало точными данными о собственности епархий Вост. Грузии. В юрисдикцию Восточногрузинского (Мцхетского) католикоса-патриарха Антония II, управлявшего Мцхетской, Алавердской и Самтавройской епархиями, входили 88 сел в Картли и 58 в Кахети; в его непосредственном подчинении были 6 мон-рей в Картли и 5 в Кахети. Митр. Тбилисский Арсений (Наибидзе) имел в подчинении 18 сел, а также владения 3 князей и 4 дворян; митр. Руисский Иустиний (Магалашвили) - 46 сел, владения 21 князя и 95 дворян; митр. Цилканский Иоанн (Карумидзе) - 46 сел, а также поселения живших в горных районах мохевцев, мтиульцев, гудамакарцев, хандохевцев, чартлинцев, владения 14 дворян; митр. Урбнисский Иулон (Юлон) (Тухарели) - 20 сел, владения 5 князей и 8 дворян; еп. Самтависский Гервасий (Мачавариани) - 17 сел, владения князя и 8 дворян; еп. Никозский Афанасий - 18 сел. Паству митр. Бодбийского Иоанна (Макашвили) составляло население 31 села и владений 28 князей; митр. Ниноцминдского Михаила - население 30 сел и владений князя; архиеп. Руставского Стефана (Джорджасдзе) - население 8 сел и владений князя; митр. Некресского Амвросия (Микадзе) - население 14 сел и владений 5 князей (Наличный состав Груз. Патриархата // АКавАк. 1866. Т. 1. С. 531; Гурули. 2010. С. 17 (на груз. яз.)).

По данным главнокомандующего в Грузии ген. А. П. Тормасова (1808-1811), предоставленным в нач. 1811 г. правительству, в 13 епархиях Картли и Кахети числилось 2218 семей церковных крестьян; 9 архимандритиям принадлежало 637 монастырских крестьян; доходы картлийских епархий (Мцхетской, Самтавройской, Руисской, Урбнисской, Цилканской, Никозской) составляли ок. 1696 серебряных рублей, кахетинских (Алавердской, Ниноцминдской, Руставской, Некресской, Бодбийской) - 9500 р.; действующими оставались 799 церквей, в к-рых числились 746 священников, 146 диаконов и 661 церковнослужитель (Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 49; Отношение кн. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г., № 28 // АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164; Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата. 2012. С. 165).

Указом Александра I от 1 июля 1811 г. было упразднено 5 архимандритий; Бодбийская епархия преобразова в архимандритию. Т. о., в Вост. Грузии действующими остались 5 архимандритий: Кватахевско-Шиомгвимская, Кахетинская, Бодбийская, Давидгареджийская и Иоанна Крестителя (Натлисмцемельская). Ввиду низкой доходности одни мон-ри были упразднены (напр., Икорта, Тирсский, Ларгвиси), другие преобразованы в часовни (Некреси, Анагрский, Магаройский, Авчальский), нек-рые, напротив, расширены (Самтавро, Бодбе) (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 1014. Л. 1-2). В 1814 г. восстановлен мон-рь Шуамта, в 1822 г. экзарх архиеп. Феофилакт на территории дворца царицы Дареджан в Тифлисе основал Преображенский мон-рь.

В 1811-1814 гг. Духовная дикастерия Грузинского Экзархата, 30 авг. 1814 г. преобразованная в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, занималась сбором документов, отражающих имущественное положение монастырей и церквей Вост. Грузии, а также приписанных к ним крестьян. Были составлены описания мон-рей Бодбе, Алаверди, Хирса, церквей Анагрской, Магаройской, Авчальской, Метехи и др.

30 авг. 1814 г. в связи с увеличением епархий Вост. Грузии с 2 до 3 возникла необходимость создать еще одну архимандритию. Под Телави из-за близости к городу был восстановлен монастырь Шуамта, до этого входивший в ту же архимандритию, что и мон-рь Натлисмцемели. Настоятель обители (имя неизв.) замещал архиепископа Телавского и Грузино-Кавказского и управлял епархией, когда тот был в отъезде.

В 1818 г. экзарх архиеп. Феофилакт с согласия Святейшего Синода издал распоряжение о коммутации церковных налогов. Согласно новой налоговой системе, поместные налоги (гала, кулухи), налоги паствы (драма, сахуцо) и др. должны были быть внесены деньгами. Величина налогов в результате пересчета увеличилась почти вдвое, это вызвало протесты среди населения. В 1819-1820 гг. в кахетинских селах Бодбе, Бодбисхеви был раскрыт заговор крестьян, отказавшихся платить денежный налог вместо натурального (Тадумадзе. 2006. С. 26-27). Недовольство выразили и прихожане тифлисских церквей, к-рые были вынуждены платить пошлину за исповедь и причастие (Чантладзе. 1975. С. 85).

При экзархе Грузии архиеп. Ионе (Василевском) (1 окт. 1821 - 5 марта 1832, с 22 авг. 1828 митрополит) была продолжена реорганизация Церкви в Грузии, подразумевавшая в т. ч. секуляризацию, требовавшую полного описания церковного имущества и уточнения доходов священно- и церковнослужителей. В 20-х гг. XIX в. была подготовлена опись, согласно к-рой число церковных крестьян муж. пола в Картли-Кахети составило 14,7 тыс. душ, доходы, полученные от их налогов,- 30 тыс. р. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 1179. Л. 19). По др. данным, в 1830 г. в Вост. Грузии проживала 4021 церковная семья и доходы, полученные от них, составляли 25 124 р. 70 к. (Тадумадзе. 2006. С. 20). По описи 1826 г., 108 семей т. н. церковных дворян в Картли-Кахети владели 552 семьями крепостных. Несмотря на попытки, власти не смогли уточнить их доходы. 8 июля 1847 г. по решению имп. Николая I имущество карталино-кахетинских церковных дворян, управлявших землями Церкви, стало собственностью казны (Гоголадзе. 1971. С. 12).

Первый этап секуляризации земель в Вост. Грузии прошел в 1811-1841 гг. и затронул в т. ч. и церковное имущество. По решению 4 нояб. 1828 г. церковные крестьяне, находившиеся в ведении Грузино-Имеретинской синодальной конторы и платившие налоги за пользование церковной землей в казну, а также церковные земли временно (до 1852) поступили в распоряжение городского управления (Чантладзе. 1975. С. 88). На 2-м этапе секуляризации (1843-1853) 6150 семей (46 150 душ) церковных крестьян Вост. Грузии перешли в казенное ведомство Тифлисской губ. (Там же. С. 90). По др. данным, в это время в Картли-Кахети было 6126 семей (45 873 души) церковных крестьян (Извлечение из отчетов Экспедиции гос. имуществ при Главном управлении Закавк. края за 1854 и 1855 гг. // АКавАК. 1888. Т. 11. С. 845; Чантладзе. 1975. С. 90). Церковные земли в этот период занимали 279 дес. (Тадумадзе. 2006. С. 28). В 1853 г. церковное имущество Вост. Грузии перешло в распоряжение казны, церковные крестьяне имели прежний статус. В 1869 г., во время 3-го этапа секуляризации, церковное движимое и недвижимое имущество перешло в собственность казны. Церковные крестьяне были описаны как государственные и обложены гос. налогами (Гоголадзе. 1971. С. 20).

После реорганизации в К.-К. е. уменьшилось число приходских церквей и духовенства. До 1801 г. в Картли-Кахети насчитывалось 80 тыс. православных и 800 священнослужителей (т. е. по одному священнику на 100 чел.). В нач. XIX в. в составе К.-К. е. числились 40 протоиереев, 577 иереев, 82 диакона, 702 псаломщика. После реформы соотношение духовенства и прихожан в 1872 г. изменилось (один священнослужитель на 150 прихожан). В среднем годовое жалованье духовенства К.-К. е. составляло 150-300 р., пенсия - 70-90 р. (Хуцишвили. 1987. С. 23, 26).

Административное переустройство К.-К. е. в сер. XIX в.

Мон-рь Самтавро в Мцхете. Общий вид. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.Мон-рь Самтавро в Мцхете. Общий вид. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В 1856-1857 гг. в К.-К. е. по аналогии с внутренним епархиальным делением РПЦ были образованы благочиннические округа, границы которых совпадали с административными. В Тифлисском окр. находилось 4 благочиния: тифлисских городских церквей (тифлисский благочинный ввиду обширности территории имел помощника), близлежащих к Тифлису церквей, Самебское, Марткопское; в Душетском окр.- 3 благочиния: Мцхетское, Квавильское, Ананурское; в Горийском - 6 благочиний: Карельское, Кавтисхевское, Руисское, Цхисское, Шиндисское, Цхинвальское; в Телавском - 3 благочиния: Сигнахское, Земо-Мачхаанское, Велисцихское; по 1 благочинию - в Ахалцихском, Кахском, Джавском и Кобском округах. Вне границ Грузии благочиния из-за немногочисленности правосл. населения охватывали большие территории: 2 находились в Эриванской губ. (Эриванское и Александропольское), по 1 - в Елизаветпольской и Бакинской губерниях и в Карсской обл. (Календарь Грузии за 1891 г. Тифлис, 1890. С. 183-184 (на груз. яз.)).

По решению Святейшего Синода от 1867 г. в Тифлисе 1 или 2 раза в год проводилось церковное собрание духовенства К.-К. е., в к-ром принимали участие духовные лица, избранные в каждом приходском округе. Вопросы, выдвинутые на обсуждение, время и место проведения собрания согласовывались с экзархом. Председательствовал один из викарных епископов, назначенный экзархом. Обсуждались проблемы, связанные с положением духовных школ К.-К. е., материальным обеспечением духовных лиц и др.

С 1863 г. в Грузии по примеру внутренних областей России правительство осуществляло программу помощи бедным священно- и церковнослужителям. При мон-рях были основаны т. н. попечительства (სამზრუნველოები), работа к-рых была направлена на улучшение условий жизни сельского духовенства. При церквах появились кассы помощи, к-рые собирали пожертвования. При Тифлисском Сиони функционировало братство Пресв. Богородицы, в Кутаиси - братство святых Давида и Константина Аргветских (Хуцишвили. 1987. С. 26).

Возобновление храмов и спасение святынь во 2-й пол. XIX - нач. XX в.

Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в.Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. В 1-й пол. XIX в. приходили в упадок храмы и монастыри К.-К. е., в т. ч. действующие. В особенно тяжелом положении оказался мцхетский кафедральный патриарший собор Светицховели, после упразднения Патриаршества в Грузии лишившийся своего статуса (главным собором Грузинского Экзархата стал Тифлисский Сиони). В 20-х гг. XIX в. разрушились ограда и колокольня Светицховели, под угрозой оказалось здание храма. Экзарх Грузии архиеп. Евгений (Баженов) (1 сент. 1834 - 12 нояб. 1844) выделил на восстановление ограды и колокольни Светицховели 30 тыс. р., но проблему решить не удалось. Светицховели реставрировали еще 2 раза: в 1860-1874 и 1891-1900 гг., но храм постоянно требовал внимания (Натроев. 1900. С. 221, 310-312). В 1897 г. экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 окт. 1892 - 21 февр. 1898) основал и возглавил Комитет обновления храма Двенадцати апостолов Мцхетского Патриархата. В разное время председателями Комитета были епископы Леонид (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), Кирион (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III) и др.

«Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание)«Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание)При экзархе Грузии архиеп. Исидоре (Никольском) (12 нояб. 1844 - 1 марта 1858) был отреставрирован Тифлисский Сиони, а также мон-ри Алаверди, Самтавро, Марткопи, Кватахеви. В 1889 г. по распоряжению российского имп. Александра III был возобновлен и восстановлен мон-рь Бодбе, где покоились мощи просветительницы Грузии св. равноап. Нины.

В нач. XX в. в К.-К. е. действовали мон-ри: мужские - Ахтала, Вардзиа, Давидгареджи, Зедазени, Кватахеви, Сапара, Хирса, Шиомгвиме, Шуамта, Бетаниа, Натлисмцемели; женские - Бодбе, Самтавро. В мон-рях К.-К. е. подвизались 310 чел.: 81 иеромонах, 89 послушников, 27 монахинь, 113 послушниц. В нач. 1917 г., до упразднения К.-К. е., на ее территории действовали 13 муж. мон-рей (тифлисский Преображенский, Шуамта, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Зедазени, Сапара, Шиомгвиме, Хоби, Давидгареджи, Натлисмцемели) и 4 женских (Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро) (Кавказский календарь на 1917 г. Тифлис, 1916. С. 745-746). Монастыри делились на штатные, которые финансировало государство (тифлисский Преображенский, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Шиомгвиме, Давидгареджи, Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро), и внештатные, существовавшие на пожертвования и на доходы от оставшихся у них после секуляризации земель (Шуамта, Зедазени, Сапара, Хоби).

Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в.Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в.В бедственном положении оказались святыни и рукописи, особенно в недействующих мон-рях пуст. Гареджи, бывшей центром гареджийской лит. школы (подробнее см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь). В сер. XIX в. местные пастухи использовали рукописи для разведения огня. По инициативе историка Д. Бакрадзе и при поддержке груз. общественности и С.-Петербургской АН в 1888 г. в Тифлисе с целью сбора и сохранения святынь был создан Церковный музей. 24 янв. 1889 г. Святейший Синод утвердил устав музея, составленный Бакрадзе. По решению Синода музей находился в ведении К.-К. е. и размещался в Тифлисском Сиони, при братстве Пресв. Богородицы. Экспедиции, проведенные под руководством комитета, собирали рукописные книги, грамоты (гуджары), эпиграфические памятники, иконы, кресты, церковные облачения и др. церковную утварь, осуществляли научную обработку материалов. В музее за время его существования (1889-1921) было издано 20 трудов; материалы музея изучали и использовали в научных трудах С. Горгадзе, К. Кекелидзе, П. Ингороква, И. Джавахишвили, еп. Кирион (Садзаглишвили), Н. П. Кондаков и др. В наст. время часть экспонатов Церковного музея хранится в ГМИГ и в НЦРГ (фонд А) (подробнее см. в ст. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе) (Бубулашвили. 2003. С. 222).

Духовные школы

До вхождения ГПЦ в состав РПЦ в Вост. Грузии действовали Тбилисская ДС и Телавское ДУ, при церквах и мон-рях работали церковноприходские школы. После упразднения автокефалии ГПЦ число духовных школ сократилось. В 1817 г. по инициативе экзарха архиеп. Феофилакта в Тифлисе была возобновлена работа ДС, но обучение проводилось на рус. языке. По решению Святейшего Синода РПЦ в 1818-1820 гг. в Тифлисе, Гори и Телави для детей духовных лиц были основаны 2-классные окружные школы, где обучение, проходившее на русском языке, было рассчитано на 4 года. В 20-40-х гг. XIX в. в К.-К. е. постепенно были восстановлены церковноприходские одноклассные школы с обучением на груз. языке. Курс был рассчитан на 2-3-летнее обучение; на безвозмездной основе в таких школах представители местного духовенства учили грамоте, груз. и рус. языкам, Закону Божию, арифметике, рукоделию и др.

Во 2-й пол. XIX в. с целью усовершенствования духовного образования в К.-К. е. был основан Ученический совет Грузинской епархии. Председателем становился один из викарных епископов К.-К. е., членами - представители как духовных учебных заведений К.-К. е., так и светской власти (Календарь Грузии за 1905 г. Тифлис, 1904. С. 609 (на груз. яз.)). 5 сент. 1866 г. экзарх Грузии архиеп. Евсевий (Ильинский) (1 марта 1858 - 8 дек. 1877) открыл в Мцхете, при мон-ре Самтавро, Грузинское уч-ще для девиц духовного звания (Перадзе. 1901. № 4. С. 359). В 1879 г., при экзархе Грузии архиеп. Иоанникии (Рудневе) (8 дек. 1877 - 27 июня 1882), учебное заведение было переведено в Тифлис и преобразовано в жен. епархиальное уч-ще, к-рому экзарх из собственных сбережений пожертвовал 40 тыс. р. Также архиеп. Иоанникий для помощи бедным ученикам Тифлисской ДС основал в 1881 г. братство св. ап. Андрея Первозванного (Там же. № 4. С. 361). При экзархе Грузии Флавиане (Городецком) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901) жен. уч-ще было преобразовано в 6-классное и в честь экзарха Иоанникия названо Иоанникиевским (Там же. № 5. С. 483).

Развитию духовного образования служило также Епархиально-миссионерское духовно-просветительское братство, основанное в 1895 г. в Тифлисе экзархом сщмч. Владимиром (Богоявленским), пожертвовавшим братству на оказание финансовой поддержки духовным лицам-миссионерам значительную сумму из личных средств (Там же. С. 481).

Церковные издания

В К.-К. е., так же как в др. епархиях Грузинского Экзархата, не было центрального духовного печатного издания. В 1864-1868 гг. прот. Георгий Хелидзе издавал ж. «Сакартвелос сасулиеро махаробели» (Духовный вестник Грузии) на груз. и рус. языках, в котором наряду с офиц. материалами печатались статьи о груз. святых, церквах и мон-рях и др. В 1883-1910 гг. под редакцией Шорапанского благочинного прот. Давида Гамбашидзе на груз. языке издавался ж. «Мцкемси» (Пастырь), в 1886-1902 гг.- на русском языке. Почти в каждом номере размещались материалы о святынях К.-К. е., приводились статистические сведения. В 1891-1906 гг. освещал епархиальные события и публиковал данные по К.-К. е. официальный печатный орган Грузинского Экзархата «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1907-1917 - «Вестник Грузинского Экзархата»).

Архиереи К.-К. е.:

см. список экзархов Грузии в ст. Грузинский Экзархат РПЦ.

Лит.: Натроев Л. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Перадзе И. Экзархи Грузии // Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. № 4. С. 353-362; № 5. С. 476-485 (на груз. яз.); Гоголадзе Д. Социально-экономическое развитие Грузии в позднефеод. эпоху: Поместные взаимоотношения, 1800-1864. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Чантладзе В. Финансы Грузии до реформ 1801-1864 гг. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Хуцишвили М. Социально-полит. позиция Груз. Церкви в XIX-XX вв. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Из истории основания Церк. музея // Вопросы новой истории Грузии: Сб. Тбилиси, 2003. Вып. 6. С. 219-235 (на груз. яз.); он же. Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата // Анналы. Тбилиси, 2012. Вып. 8. С. 330-350 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Церковное землевладение в Грузии, 1-я пол. XIX в. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Гурули В. Упразднение автокефалии Грузинской апостольской Церкви, 1811-1814 гг. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.).
Э. Бубулашвили
Рубрики
Ключевые слова
См.также