КАРТАШЁВ
Том XXXI , С. 373-377
опубликовано: 26 октября 2017г.

КАРТАШЁВ

Антон Владимирович (11.07.1875, Кыштымский завод Екатеринбургского у. Пермской губ.- 10.09.1960, Ментона, Франция), общественный и гос. деятель, последний обер-прокурор Синода, министр исповеданий Временного Правительства России, историк Церкви, богослов, публицист. Из семьи потомственных уральских заводских крестьян. Отец был земским служащим. В 1879 г. семья К. переехала в Екатеринбург. В 1883 г. посвящен в стихарь Екатеринбургским еп. Нафанаилом (Леандровым). С благословения еп. Нафанаила поступил в Екатеринбургское ДУ, к-рое окончил в 1888 г. По окончании Пермской ДС в 1894 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1899 г. со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра без устных экзаменов. За канд. работу «Славянские переводы творений св. Иоанна Златоуста» награжден премией им. митр. Иосифа (Семашко). Оставлен профессорским стипендиатом на кафедре истории Рус. Церкви. В 1899-1900 гг. с разрешения Совета академии слушал лекции на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та. Для подготовки годовой стипендиальной работы изучал историографию синодального периода Русской Церкви. 16 авг. 1900 г. избран и. о. доцента кафедры истории Русской Церкви, 27 сент. утвержден в этой должности. Преподавал академический курс истории Русской Церкви.

А. В. Карташёв. Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в.А. В. Карташёв. Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в.К. как представитель СПбДА был участником Религиозно-философских собраний 1901-1903 гг. под председательством ректора академии Ямбургского еп. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). На собраниях К. познакомился и сблизился с Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, В. В. Розановым, Д. В. Философовым и др. участниками религиозно-философских обществ нач. ХХ в. Часто бывал на заседаниях домашних кружков у В. В. Розанова и Мережковских, обсуждал там пути обновления религ. жизни, поддерживал дружеские отношения с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. В 1902-1903 гг. К. разделял их идеи об «отживании исторического христианства», впосл. он отказался от подобных взглядов, 31 марта 1918 г. написал письмо Мережковским, в к-ром сообщал о разрыве отношений с ними (РНБ ОР. Ф. 481. Д. 220. Л. 1).

В нач. 1903 - кон. 1904 г. К. опубликовал под псевдонимом Т. Романский ряд публицистических статей в ж. «Новый путь» (под редакцией Мережковского и Гиппиус), в которых критиковал сложившиеся в Церкви порядки за консерватизм и оторванность от совр. жизни. В начале первой русской революции, в марте 1905 г., К. под псевдонимом Уральский в ж. «Вопросы жизни» напечатал ст. «Начало церковных откликов на жгучие вопросы настоящего момента» о противостоянии в Церкви консервативного и либерального течений. Позднее К. пересмотрел свои взгляды, высказанные им в ранних публицистических статьях, и пришел к выводу, что обновление Церкви может произойти только через ее возвращение к каноническим нормам.

Критические выступления К. в печати вызвали негативную реакцию у академического начальства, ему предложили выбрать между преподаванием в академии и публицистикой. 22 сент. 1905 г. К. был уволен по собственному желанию из СПбДА. 7 дек. 1905 г. подал прошение, а 14 окт. 1906 г. был официально зачислен в штат Имп. Публичной б-ки (ныне РНБ). Занимал должности младшего помощника, старшего помощника библиотекаря (1911), зав. отделом богословия б-ки (1912), библиотекаря Публичной б-ки. Одновременно с 1906 г. был профессором, зав. кафедрой истории религии и Церкви на Высших жен. (Бестужевских) курсах (до 1919).

К. вел разделы религиозно-церковной хроники в журналах «Страна», «Слово», «Речь», «Русское Слово», был соредактором еженедельника «Век». В статьях, отражающих текущую политическую ситуацию в стране, К. отстаивал необходимость церковных реформ, направленных на оживление церковной жизни, отделения Церкви от гос-ва, возрождения канонического церковного управления - Патриаршества. С 1907 г. К. участвовал в работе Религиозно-философского об-ва в С.-Петербурге, с 1909 г. являлся его председателем. В этот же период он написал ряд исследований по истории Русской Церкви. В ж. «Христианское чтение» были опубликованы его работы: «Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории» (1903), «Был ли апостол Андрей на Руси?» (1907), «Христианство на Руси в период догосударственный» (1908).

К. был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1911) и св. Анны 3-й степени (1914).

21 марта 1917 г., после Февральской революции, К. был назначен на пост товарища обер-прокурора Святейшего Синода. При его участии был подготовлен ряд законопроектов в области религ. политики. К. поддерживал курс Временного правительства на утверждение в стране свободы вероисповедания, изменение религиозно-гражданского законодательства и демократизацию религ. жизни. Проведение подобной реформы К. считал необходимым, но недостаточным для Русской Церкви, которая должна была вернуться к патриаршей системе управления. В июне 1917 г. К. вступил в конституционно-демократическую партию, разделяя позицию правого крыла кадетов. 25 июля занял пост обер-прокурора Святейшего Синода в новом составе Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским. Вместе с П. В. Гурьевым, С. Г. Рункевичем, В. Д. Набоковым и Б. Э. Нольде К. разработал проект преобразования синодальной обер-прокуратуры в Мин-во вероисповеданий, 5 авг. стал министром вероисповеданий. При ближайшем участии К. проходила работа по подготовке Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 15 авг. 1917 г. как министр исповеданий К. официально открыл Поместный Собор в московском Христа Спасителя храме.

10 сент. того же года К. подал в отставку, мотивируя это «засильем крайне левых элементов в правительстве». Синод и Поместный Собор, опасаясь, что министром исповеданий может стать социалист, направили к Керенскому делегацию, возглавляемую Тифлисским митр. Платоном (Рождественским), с просьбой оставить К. при исполнении обязанностей. 14-22 сент. он участвовал во Всероссийском демократическом совещании Временного правительства в Петрограде.

В ночь с 25 на 26 окт. 1917 г. К. был арестован вместе с др. министрами Временного правительства в Зимнем дворце и заключен в Петропавловскую крепость. В нояб. 1917 г., находясь под арестом, К. был избран Поместным Собором членом Высшего Церковного Совета. К. отказался от предлагавшегося ему освобождения до решения вопроса о судьбе всех арестованных министров. 6 янв. 1918 г. был направлен в частную клинику Герзони, а после убийства 2 членов Временного правительства, помещенных в Мариинскую больницу, переведен в тюрьму «Кресты», где ему могла быть обеспечена надежная охрана. 26 янв. 1918 г. выпущен «в поднадзорное состояние». Жил на квартирах у друзей в Москве и Петрограде, нек-рое время конспиративно.

С июля 1918 г. участвовал в 3-й сессии Поместного Собора, а также в работе Высшего Церковного Совета. Известно о нескольких встречах К. с патриархом свт. Тихоном, в ходе которых обсуждались проблемы взаимоотношений Церкви и гос-ва в прошлом и настоящем, проекты создания сети правосл. братств для сохранения церквей и духовенства от преступных посягательств. В нач. 1918 г. был соучредителем братства Св. Софии в Петрограде. Летом 1918 г. К. работал в московской подпольной политической организации т. н. левого центра, участвовал в разработке программ и законопроектов для правительства ген. А. И. Деникина на юге России и на случай появления национального правительства в Москве.

14 янв. 1919 г. К. нелегально эмигрировал в Финляндию, затем переехал в Эстонию. Примкнул к Белому движению, был близок к окружению ген. Н. Н. Юденича. Возглавлял общественный Комитет по делам русских (с мая 1919 Политический центр). 24 мая того же года вошел в состав т. н. Политического совещания, занимая в нем посты зам. председателя, министра иностранных дел и ответственного за пропаганду. К. вел переговоры с англо-амер., фин. и эст. представителями о материальной и военной помощи ген. Юденичу. 11 авг. 1919 г. К. был включен в состав Северо-Западного правительства ген. Юденича в качестве министра вероисповеданий, но отказался от назначения.

В 1920 г., после расформирования армии ген. Юденича, К. переехал во Францию и активно включился в политическую жизнь рус. диаспоры. 5-12 июня 1921 г. участвовал в Съезде рус. национального объединения, представлявшего сторонников конституционно-демократического строя. Был избран членом образованного съездом Русского национального комитета (РНК), в 1924 г. стал его председателем (до 1940). Был редактором в 1926-1931 гг. офиц. органа РНК ж. «Борьба за Россию», писал для него статьи на политические темы. Разработанная с участием К. политическая программа РНК предполагала введение в России всеобщего избирательного права, свободы личности, сохранение независимости всех Церквей и религ. объединений, развитие свободного экономического оборота, закрепление за крестьянами земли и решение рабочего вопроса, исходя из интересов трудящихся. В нач. 20-х гг. XX в. К. сотрудничал с газетами «Новая русская жизнь», «Общее дело», участвовал в сборниках евразийцев «Россия и латинство» (Берлин, 1923) и «Утверждение евразийцев. Кн. 2: На путях. (М.; Берлин, 1922)». К. был одним из организаторов изд-ва «Имка-пресс» в Париже. В 1920 г. выступал с лекциями на различные темы в рус. и франц. политических и научных орг-циях, в частности, в 1921 г. прочел в Русском народном ун-те в Париже цикл лекций о религиозно-философском движении в России в нач. ХХ в.

К. в качестве постоянного члена входил в состав епархиального совета при управляющем рус. приходами в Зап. Европе митр. Евлогии (Георгиевском). Стал одним из организаторов Русского студенческого христ. движения (РСХД). В ходе съездов РСХД К. выдвинул идею создания правосл. братств, ядром к-рых должна быть молодежь, представляющая различные социальные и профессиональные группы. Члены братств в своей профессиональной деятельности должны были опираться на христ. начала, т. о. осуществляя миссию Церкви по решению социальных проблем. В 1923 г. при участии К. было воссоздано братство Св. Софии, объединившее представителей рус. религ. философии Н. А. Бердяева, Л. А. Зандера, Г. В. Вернадского, П. Н. Новгородцева, Н. О. Лосского, Г. Е. Трубецкого, прот. Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, Г. П. Федотова, С. С. Безобразова (впосл. еп. Кассиан), протопресв. Н. Н. Афанасьева и др. В 1924 г. митр. Евлогием был утвержден устав братства как культурного центра правосл. мирян Русской Церкви, к-рый должен был заниматься организацией богословского просвещения и церковно-общественной деятельностью.

К. был признан как ведущий церковный историк рус. зарубежья. Первые лекции за рубежом он прочел в Париже на Высших правосл. богословских курсах в 1921 г. Впосл. он читал лекции в парижском Русском народном ун-те, на Высших педагогических курсах для подготовки преподавателей средней школы в России, в Об-ве студентов для изучения и упрочения слав. культуры, Религиозно-философской академии, Кружке к познанию России, на Курсах по вопросам правосл. мировоззрения. С 1921-1939 гг. он прочитал ок. 50 научных публичных лекций по истории христианства и Русской Церкви. К. был известен как историк и вне круга рус. эмиграции. В 1922-1939 гг. занимал должность профессора по истории России на рус. филологическом отд-нии Сорбонны, читал лекции по истории христианства в России, сначала эпизодически, а после 1925 г.- в янв.-февр. и нояб.-дек. каждого года.

К. стал одним из основателей Православного богословского института прп. Сергия Радонежского в Париже. 30 апр. 1925 г. он выступил с лекцией на торжественном открытии ин-та, где преподавал в качестве профессора историю Церкви (общую и русскую) и периодически Ветхий Завет и древнеевр. язык. Его учениками в Сергиевском ин-те были П. Е. Ковалевский, протопресв. Иоанн Мейендорф, протопресв. Александр Шмеман, А. М. Никольский, протопресв. А. Князев. В ин-те он запомнился студентам как участник церковного хора и прекрасный чтец ветхозаветных паремий. Богословские и историко-философские работы К. публиковались в журналах «Вестник русского христианского движения», «Путь», «Православная мысль», «Современные записки», «Церковный вестник Западно-Европейской епархии». Неск. лет продолжалась работа К. над первым в рус. богословии учебником по исагогике, охватывающем тему «Пятикнижие». В этом курсе учитывались последние достижения мировой богословской науки (не издан).

В янв. 1926 г. в Париже К. участвовал в религ. собеседованиях рус. религ. деятелей с франц. католиками и протестантами. В 1928 г. вошел в Албания святого и прп. Сергия содружество, объединившее православных и англикан. В 1932 г. вместе с коллегами участвовал в обсуждении проблемы «Церковь, народ и государство» на экуменической конференции в Оксфорде. В 1931 г. К. выступал на 5-й англо-рус. конференции в Хай-Ли с докладом «Церковь в ее историческом исполнении». В нояб. 1936 г. участвовал вместе с прот. С. Булгаковым, В. В. Зеньковским, прот. Г. Флоровским в конгрессе православных богословов в Афинах, что свидетельствовало о высоком международном признании богословской школы Свято-Сергиевского ин-та.

В 1937-1938 гг. К. жил в Греции, изучал совр. историю Вост. Церкви на богословском фак-те Афинского ун-та. Здесь им был прочитан курс лекций для преподавателей ун-та, эти лекции также посещали члены Синода Элладской Православной Церкви. В 1938 г. в связи с празднованием 950-летия Крещения Руси он выступил с публичными лекциями в ряде городов Чехословакии (Праге, Братиславе и др.). Летом и осенью того же года К. посетил США, где также в связи с празднованием юбилея Крещения Руси прочитал много лекций для соотечественников и представителей амер. христ. орг-ций. Осенью 1939 г., после начала второй мировой войны, К. настоял на продолжении обучения в богословском Сергиевском ин-те, несмотря на возникшие материальные трудности и отсутствие ряда преподавателей. Он вновь начал вести помимо истории Церкви курс Ветхого Завета и евр. языка, а также взял на себя обязанности инспектора ин-та. В янв. 1943 г. К. был вызван в гестапо и допрошен по поводу его связей с заграницей и участия в экуменической деятельности, но арестован не был.

В 1944 г. К. был удостоен парижским Свято-Сергиевским богословским ин-том звания доктора церковной истории honoris causa за работу над учебником по исагогике. 13 февр. того же года он выступил с актовой речью, в которой изложил основные идеи курса (в 1947 речь была издана под названием «Ветхозаветная библейская критика») и говорил о необходимости использования в правосл. библеистике метода исторической критики. Речь вызвала в среде рус. богословов неоднозначную реакцию, но тем не менее К. поставил перед правосл. библеистикой новые задачи и наметил пути ее дальнейшего развития.

В авг. 1945 г. по инициативе митр. Евлогия Западноевропейский экзархат рус. приходов К-польского Патриархата воссоединился с Московским Патриархатом. К. негативно воспринял воссоединение с РПЦ. В окт. 1946 г., после смерти митр. Евлогия, К. был одним из активных участников епархиального съезда в Париже, принявшего решение остаться в юрисдикции К-польского Патриархата. В 1948-1949 гг. К. читал публичные лекции, организованные студенческим христ. братством Св. Софии. В 1950 г. работал в Ватиканской б-ке, внес некоторые исправления в свой курс лекций по истории Рус. Церкви. В том же году К. принял участие в работе Византологического конгресса в Палермо (Италия). В 1951 г. вместе с прот. В. Зеньковским, прот. Н. Афанасьевым и Л. А. Зандером участвовал в конференции правосл. и протестант. богословов близ Парижа. В 1951 и 1953 гг. выступал в Сергиевском ин-те с докладами на торжественных актах, посвященных юбилейным датам IV и V Вселенских Соборов. Эти доклады были напечатаны в ж. «Православная мысль».

В течение почти 40-летней научно-педагогической деятельности в эмиграции К. написал неск. десятков научных статей, посвященных различным проблемам рус. церковной истории: Крещению Руси и св. кн. Владимиру, расколу, оценке деятельности Русской Церкви в период империи и др. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. вышли в свет главные исторические труды К. В работе «Очерки по истории Русской Церкви» в 2 т. (1959) он систематически изложил развитие церковной жизни в России с древнейших времен до кон. XVIII в. В описании церковной истории К. исходил из равного воздействия на нее как внутрицерковных, так и внешних, гос. факторов, «равновесности, равнозначности» светских и гражданских элементов, идеи симфонии Церкви и гос-ва. Уже после смерти К., в 1963 г., его учениками и коллегами была опубликована кн. «Вселенские Соборы», над к-рой он работал много лет. В ней К. дал развернутое описание важнейшего периода в истории христ. Церкви в IV-IХ вв., когда на церковных Соборах складывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями.

К. много размышлял об историко-религ. предназначении рус. народа. Своеобразным итогом этих исканий стала кн. «Воссоздание Святой Руси» (1956). К. считал, что всемирно-историческое предназначение России - в создании христ. гос-ва, рус. общество должно воссоздать Св. Русь и возвратиться к национально-религ. идеалу, опираясь на традиции, творчески развивать их. Он мечтал об образовании на родине правового национального гос-ва с политическими и гражданскими свободами, от которого со временем должен был произойти переход к христ. гос-ву. Кн. «Воссоздание Святой Руси» стала своего рода политическим и духовным завещанием К.

К. был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила сохранилась.

Арх.: ГАРФ. Ф. 7354. Д. 1-46; РГАЛИ. Ф. 1496, 2512, 2176; РГБ ОР. Ф. 369. Оп. 311. Д. 10; РНБ ОР. Ф. 322; Архив РНБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 60.
Соч.: Краткий историко-крит. очерк систематической обработки рус. церк. истории // ХЧ. 1903. Июнь. С. 909-922; Июль. С. 77-93; Русская Церковь в 1904 г. // ЦВ. 1905. № 1. С. 2-10; Русская Церковь в 1905 г. СПб., 1906; Был ли ап. Андрей на Руси? // ХЧ. 1907. Июль. С. 83-95; Христианство на Руси в период догосударственный // ХЧ. 1908. Май. С. 763-778; К вопросу о православии Феофана Прокоповича // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С. 225-236; Задачи, характер и программа Рус. нац. объединения: Докл. Съезду Рус. нац. объединения в Париже, 5-12 июня 1921 г. П., 1921; Реформа, реформация и исполнение Церкви. Пг., 1916; Политика и Церковь // РМ. 1922. Кн. 1/2. С. 286-296; Пути единения // Россия и латинство: Сб. ст. Берлин, 1923. С. 141-151; Расколы в Рус. Церкви // Возрождение: Газ. П., 1925. № 41, 13 июля; Раскол Американской Правосл. Церкви: [Интервью] // Там же. № 42, 14 июля; Смысл старообрядчества // Сб. ст. посвящ. П. Б. Струве. Прага, 1925. С. 373-381; Влияние Церкви на рус. культуру // Путь. 1928. № 9. С. 33-40; Путеводитель по рус. богословской науке // ВРСХД. 1928. № 11. С. 18-20; Судьбы «Святой Руси» // ПМ. 1928. Вып. 1. С. 134-156; Еще об идеологии // ВРСХД. 1929. № 11. С. 17-20; Толкование митр. Филаретом церк. молитвы «О соединении всех» // Там же. № 1/2. С. 8-12; К крестовому походу: Речь на митинге протеста против религ. гонений в России 5 марта 1930 г. в Роттердаме // Россия и славянство: Газ. П., 1930. № 67, 8 марта; Церковное облегчение // Там же. № 84, 5 июля; В поисках мира церковного // Там же. 1932. № 176, 9 янв.; Завет св. кн. Владимира // Путь. 1932. № 36. С. 75-80; На путях к Вселенскому Собору. П., 1932; Церковь и государство: Что было и что должно быть в России. П., 1932; Временное правительство и Рус. Церковь // СЗ. 1933. Кн. 52. С. 369-388; Соединение Церквей в свете истории // Христианское воссоединение: Сб. ст. П., [1933]. С. 82-120; Церковный вопрос на конгрессе меньшинств в Вене // Путь. 1933. № 40. С. 40-53; Церковь и национальность // Там же. № 44. С. 3-14; Церковь как фактор социального оздоровления России // К познанию России: Тр. кружка. П., 1934. Вып. 1. С. 115-124; Личное и общественное спасение во Христе // Путь. 1934. № 45. С. 30-36; Церковь в ее ист. исполнении // Там же. 1935. № 47. С. 15-27; Русское христианство // Там же. 1936. № 51. С. 19-31; Русская Церковь периода империи // К познанию России. 1937. Вып. 2. С. 78-91; Свобода научно-богосл. исследований и церк. авторитет // ПМ. 1937. Вып. 3: Живое предание. С. 25-41; Церковь и государство: (Восточно-правосл. точка зрения). Варшава, 1937; Святой вел. кн. Владимир, отец рус. культуры. П., 1938; Св. вел. кн. Владимир. П., 1939; Революция и Собор 1917-1918 гг. // ПМ. 1942. Вып. 4: Богосл. мысль. С. 75-101; Ветхозаветная библейская критика. П., 1947; Непримиримость // Возрождение: Лит. полит. тетради. 1947. Кн. 6. С. 7-14; Православие в его отношении к ист. процессу // ПМ. 1948. Вып. 6. С. 89-102; Певец Святой Руси // Возрождение. 1950. Кн. 10. С. 157-160; Мои ранние встречи с о. Сергием Булгаковым // ПМ. 1951. Вып. 8. С. 47-55; 1500-летняя годовщина IV Вселенского Собора // Там же. 1953. Вып 9. С. 65-95; Идеология и церковный путь Франка // С. Л. Франк, 1877-1950: Сб. памяти С. Л. Франка. Мюнхен, 1954. С. 67-70; 35 лет работы издательства YMCA-PRESS // ВРСХД. 1955. № 37. [Т.] 2. С. 1-24; Воссоздание Св. Руси. П., 1956. М., 1991р; Жизненный путь митрополита-экзарха Владимира [Тихоницкого]. П., 1957; Очерки по истории Рус. Церкви: В 2 т. П., 1959. М., 1991р; Автобиография // ВРСХД. 1960. № 58/59. [Т.] 3/4. С. 57-62; Вселенские Соборы. П., 1963. М., 1994р; Как создался Правосл. богосл. институт в Париже // ВРСХД. 1964. № 75/76. [Т.] 4. 1965. С. 4-18; Лик Пушкина // Лик Пушкина: Речи, читанные на торжеств. заседании Богосл. ин-та. П., 1977р. С. 31-38.
Лит.: Шингарев А. И. Как это было: Дневник. Петропавловская крепость, 27.9.17 - 5.1.18. М., 1918. С. 40; Веритинов Н. В старой академии // Возрождение. 1956. Кн. 49. С. 78-91; Кн. 50. С. 121-134; он же. Человек великого разума (памяти учителя) // Там же. 1960. Кн. 106. С. 107-112; Поливанов М. По поводу книги А. В. Карташева «Воссоздание Святой Руси» // Новый журнал. Н.-Й., 1956. Кн. 46. С. 239-248; Кассиан (Безобразов), еп. А. В. Карташев // ПМ. 1957. Вып. 11. С. 9-16; Полторацкий Н. П. Церковь и государство: Собеседования по книге проф. А. В. Карташева «Воссоздание Святой Руси» // ВРСХД. 1957. № 46. [Т.] 3. С. 27-34; Злобин В. Литературный дневник // Возрождение. 1959. Кн. 93. С. 130-142; Сахаров А. Н. От публикатора // Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. М., 1991р. Т. 1. С. 3-16; он же. Апостол истории «Святой Руси» (А. В. Карташев) // ОИ. 1998. № 5. C. 89-107; Зеньковский В. В., прот. Памяти проф. А. В. Карташева // ВРСХД. 1960. № 58/59. С. 61; он же. Пять месяцев у власти: Восп. М., 1995. С. 38-39; Князев А., прот. Памяти А. В. Карташева // ВРСХД. 1960. № 58/59. [Т.] 3/4. С. 64; он же. Зов пророческий: [Речь, посвящ. памяти А. В. Карташева] // Там же. 1961. № 61. [Т.] 2. С. 58-60; Никольский Л. М. Памяти учителя // Там же. 1960. № 58/59. С. 58-59; Шмеман А., прот. Церковь, гос-во, теократия: По поводу «Очерков Русской Церкви» А. В. Карташева // Новый журнал. 1960. Кн. 59. С. 270-278; Кононова-Милославская А. М. Проф. А. В. Карташев - ученый, правосл. богослов // Наша дань Бестужевским курсам: Восп. бывш. бестужевок за рубежом. П., 1971. С. 57-60; Зернов Н. М. А. В. Карташев // Рус. религиозно-филос. мысль ХХ в.: Сб. ст. / Под ред. Н. Н. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 262-268; Эрберг К., псевд. [Сюннерберг К. А.] Ф. Сологуб: Восп. // Ежег. РО ПД, 1977. Л., 1979. С. 99-146; Шагинян М. С. Человек и время: История человеческого становления // Собр. соч. В 9 т. М., 1986. Т. 1. С. 11-702; Белый А. Начало века: Восп. М.: Худож. лит., 1990. Кн. 2. С. 468-471; Гиппиус З. Н. Петербургские дневники, 1914-1919 // Она же. Живые лица. Тбилиси, 1991. Кн. 1: Стихи. Дневники. С. 246, 312, 316-322, 334-340 и др.; она же. Черные тетради // Звенья: Ист. альманах. М.; СПб., 1992. Вып. 2. С. 11-173; Суханов Н. Н. Записки о революции: В 3 т. М., 1992. Т. 3. Кн. 5. С. 43; Кн. 6. С. 167; Кн. 7. С. 381 (примеч. к кн. 5); Гофман М. Петербургские восп. // Восп. о серебряном веке: Сб. М., 1993. С. 367-378; Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994; Маковский С. На парнасе «серебряного века» // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей рус. зарубежья. М., 1994. Т. 2. С. 534-556; Мейендорф И., прот. А. В. Карташев - обществ. деятель и церк. историк // ВИ. 1994. № 1. С. 169-173; Антощенко А. В. Теократическая концепция «Святой Руси» А. В. Карташева // Россия в новое время: Ист. традиция и проблемы самоидентификации: Мат-лы межвуз. науч. конф. М., 1996. С. 196-198; он же. А. В. Карташев (1875-1960) // Историки России XVIII-XX вв. М., 1997. Вып. 4. С. 94-103; он же. Эволюция теократического идеала А. В. Карташева // Вече: Альманах рус. культуры и философии. СПб., 1997. Вып. 9. С. 71-85; он же. Национально-теократическая концепция «Святой Руси» А. В. Карташева // Он же. «Евразия» или «Святая Русь»?: Российские эмигранты в поисках самосознания на путях истории. Петрозаводск, 2003. С. 227-272; Бычков С. П. А. В. Карташев: Годы становления личности ученого (1875-1906 гг.) // Вестн. Омского ун-та. 1998. № 1. С. 62-65; он же. А. В. Карташев - историк Рус. Правосл. Церкви: Канд. дис. Екатеринбург, 1999; он же. А. В. Карташев и рус. религиозно-филос. возрождение в нач. ХХ в. // Мир историка: идеалы, традиции, творчество / Под ред. В. Г. Рыженко. Омск, 1999. С. 56-74; он же. Жизнь историка в переписке с другом (А. В. Карташев - С. П. Каблуков, 1909-1917 гг.) // Мир историка: Историогр. сб. / Под ред. В. П. Корзун, Г. К. Садретдинова. Омск, 2005. Вып. 1. С. 312-358; он же. Между двумя митрополитами: А. В. Карташев как историк Рус. Церкви и политик в эмиграции // Там же. 2007. Вып. 3. С. 460-477; Митрофанов Г. Н., прот. А. В. Карташев: Рус. богослов и церк. историк, гос. и общественный деятель // Посев. 2002. № 10. С. 30-37; № 11. С. 36-42; Золаев А. Л. Ист. воззрения А. В. Карташева и историогр. рус. зарубежья: Канд. дис. М., 2005.
С. П. Бычков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
  • АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
  • БАЖЕНОВ Иван Васильевич (1855-1920), церк. историк, богослов
  • БОЛОТОВ Василий Васильевич (1853 – 1900), историк Церкви
  • БРИЛЛИАНТОВ Александр Иванович (1867 - 1933), богослов, историк Церкви
  • БРОНЗОВ Александр Александрович (1858 - 1936/37), богослов, церковный историк, публицист
  • БУДРИН Евлампий Андреевич (1842 - 1919), богослов, историк Церкви
  • БУЛГАКОВ Афанасий Иванович (1859 - 1907), богослов, церковный историк