Антон Владимирович (11.07.1875, Кыштымский завод Екатеринбургского у. Пермской губ.- 10.09.1960, Ментона, Франция), общественный и гос. деятель, последний обер-прокурор Синода, министр исповеданий Временного Правительства России, историк Церкви, богослов, публицист. Из семьи потомственных уральских заводских крестьян. Отец был земским служащим. В 1879 г. семья К. переехала в Екатеринбург. В 1883 г. посвящен в стихарь Екатеринбургским еп. Нафанаилом (Леандровым). С благословения еп. Нафанаила поступил в Екатеринбургское ДУ, к-рое окончил в 1888 г. По окончании Пермской ДС в 1894 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1899 г. со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра без устных экзаменов. За канд. работу «Славянские переводы творений св. Иоанна Златоуста» награжден премией им. митр. Иосифа (Семашко). Оставлен профессорским стипендиатом на кафедре истории Рус. Церкви. В 1899-1900 гг. с разрешения Совета академии слушал лекции на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та. Для подготовки годовой стипендиальной работы изучал историографию синодального периода Русской Церкви. 16 авг. 1900 г. избран и. о. доцента кафедры истории Русской Церкви, 27 сент. утвержден в этой должности. Преподавал академический курс истории Русской Церкви.
К. как представитель СПбДА был участником Религиозно-философских собраний 1901-1903 гг. под председательством ректора академии Ямбургского еп. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). На собраниях К. познакомился и сблизился с Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, В. В. Розановым, Д. В. Философовым и др. участниками религиозно-философских обществ нач. ХХ в. Часто бывал на заседаниях домашних кружков у В. В. Розанова и Мережковских, обсуждал там пути обновления религ. жизни, поддерживал дружеские отношения с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. В 1902-1903 гг. К. разделял их идеи об «отживании исторического христианства», впосл. он отказался от подобных взглядов, 31 марта 1918 г. написал письмо Мережковским, в к-ром сообщал о разрыве отношений с ними (РНБ ОР. Ф. 481. Д. 220. Л. 1).
В нач. 1903 - кон. 1904 г. К. опубликовал под псевдонимом Т. Романский ряд публицистических статей в ж. «Новый путь» (под редакцией Мережковского и Гиппиус), в которых критиковал сложившиеся в Церкви порядки за консерватизм и оторванность от совр. жизни. В начале первой русской революции, в марте 1905 г., К. под псевдонимом Уральский в ж. «Вопросы жизни» напечатал ст. «Начало церковных откликов на жгучие вопросы настоящего момента» о противостоянии в Церкви консервативного и либерального течений. Позднее К. пересмотрел свои взгляды, высказанные им в ранних публицистических статьях, и пришел к выводу, что обновление Церкви может произойти только через ее возвращение к каноническим нормам.
Критические выступления К. в печати вызвали негативную реакцию у академического начальства, ему предложили выбрать между преподаванием в академии и публицистикой. 22 сент. 1905 г. К. был уволен по собственному желанию из СПбДА. 7 дек. 1905 г. подал прошение, а 14 окт. 1906 г. был официально зачислен в штат Имп. Публичной б-ки (ныне РНБ). Занимал должности младшего помощника, старшего помощника библиотекаря (1911), зав. отделом богословия б-ки (1912), библиотекаря Публичной б-ки. Одновременно с 1906 г. был профессором, зав. кафедрой истории религии и Церкви на Высших жен. (Бестужевских) курсах (до 1919).
К. вел разделы религиозно-церковной хроники в журналах «Страна», «Слово», «Речь», «Русское Слово», был соредактором еженедельника «Век». В статьях, отражающих текущую политическую ситуацию в стране, К. отстаивал необходимость церковных реформ, направленных на оживление церковной жизни, отделения Церкви от гос-ва, возрождения канонического церковного управления - Патриаршества. С 1907 г. К. участвовал в работе Религиозно-философского об-ва в С.-Петербурге, с 1909 г. являлся его председателем. В этот же период он написал ряд исследований по истории Русской Церкви. В ж. «Христианское чтение» были опубликованы его работы: «Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории» (1903), «Был ли апостол Андрей на Руси?» (1907), «Христианство на Руси в период догосударственный» (1908).
К. был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1911) и св. Анны 3-й степени (1914).
21 марта 1917 г., после Февральской революции, К. был назначен на пост товарища обер-прокурора Святейшего Синода. При его участии был подготовлен ряд законопроектов в области религ. политики. К. поддерживал курс Временного правительства на утверждение в стране свободы вероисповедания, изменение религиозно-гражданского законодательства и демократизацию религ. жизни. Проведение подобной реформы К. считал необходимым, но недостаточным для Русской Церкви, которая должна была вернуться к патриаршей системе управления. В июне 1917 г. К. вступил в конституционно-демократическую партию, разделяя позицию правого крыла кадетов. 25 июля занял пост обер-прокурора Святейшего Синода в новом составе Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским. Вместе с П. В. Гурьевым, С. Г. Рункевичем, В. Д. Набоковым и Б. Э. Нольде К. разработал проект преобразования синодальной обер-прокуратуры в Мин-во вероисповеданий, 5 авг. стал министром вероисповеданий. При ближайшем участии К. проходила работа по подготовке Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 15 авг. 1917 г. как министр исповеданий К. официально открыл Поместный Собор в московском Христа Спасителя храме.
10 сент. того же года К. подал в отставку, мотивируя это «засильем крайне левых элементов в правительстве». Синод и Поместный Собор, опасаясь, что министром исповеданий может стать социалист, направили к Керенскому делегацию, возглавляемую Тифлисским митр. Платоном (Рождественским), с просьбой оставить К. при исполнении обязанностей. 14-22 сент. он участвовал во Всероссийском демократическом совещании Временного правительства в Петрограде.
В ночь с 25 на 26 окт. 1917 г. К. был арестован вместе с др. министрами Временного правительства в Зимнем дворце и заключен в Петропавловскую крепость. В нояб. 1917 г., находясь под арестом, К. был избран Поместным Собором членом Высшего Церковного Совета. К. отказался от предлагавшегося ему освобождения до решения вопроса о судьбе всех арестованных министров. 6 янв. 1918 г. был направлен в частную клинику Герзони, а после убийства 2 членов Временного правительства, помещенных в Мариинскую больницу, переведен в тюрьму «Кресты», где ему могла быть обеспечена надежная охрана. 26 янв. 1918 г. выпущен «в поднадзорное состояние». Жил на квартирах у друзей в Москве и Петрограде, нек-рое время конспиративно.
С июля 1918 г. участвовал в 3-й сессии Поместного Собора, а также в работе Высшего Церковного Совета. Известно о нескольких встречах К. с патриархом свт. Тихоном, в ходе которых обсуждались проблемы взаимоотношений Церкви и гос-ва в прошлом и настоящем, проекты создания сети правосл. братств для сохранения церквей и духовенства от преступных посягательств. В нач. 1918 г. был соучредителем братства Св. Софии в Петрограде. Летом 1918 г. К. работал в московской подпольной политической организации т. н. левого центра, участвовал в разработке программ и законопроектов для правительства ген. А. И. Деникина на юге России и на случай появления национального правительства в Москве.
14 янв. 1919 г. К. нелегально эмигрировал в Финляндию, затем переехал в Эстонию. Примкнул к Белому движению, был близок к окружению ген. Н. Н. Юденича. Возглавлял общественный Комитет по делам русских (с мая 1919 Политический центр). 24 мая того же года вошел в состав т. н. Политического совещания, занимая в нем посты зам. председателя, министра иностранных дел и ответственного за пропаганду. К. вел переговоры с англо-амер., фин. и эст. представителями о материальной и военной помощи ген. Юденичу. 11 авг. 1919 г. К. был включен в состав Северо-Западного правительства ген. Юденича в качестве министра вероисповеданий, но отказался от назначения.
В 1920 г., после расформирования армии ген. Юденича, К. переехал во Францию и активно включился в политическую жизнь рус. диаспоры. 5-12 июня 1921 г. участвовал в Съезде рус. национального объединения, представлявшего сторонников конституционно-демократического строя. Был избран членом образованного съездом Русского национального комитета (РНК), в 1924 г. стал его председателем (до 1940). Был редактором в 1926-1931 гг. офиц. органа РНК ж. «Борьба за Россию», писал для него статьи на политические темы. Разработанная с участием К. политическая программа РНК предполагала введение в России всеобщего избирательного права, свободы личности, сохранение независимости всех Церквей и религ. объединений, развитие свободного экономического оборота, закрепление за крестьянами земли и решение рабочего вопроса, исходя из интересов трудящихся. В нач. 20-х гг. XX в. К. сотрудничал с газетами «Новая русская жизнь», «Общее дело», участвовал в сборниках евразийцев «Россия и латинство» (Берлин, 1923) и «Утверждение евразийцев. Кн. 2: На путях. (М.; Берлин, 1922)». К. был одним из организаторов изд-ва «Имка-пресс» в Париже. В 1920 г. выступал с лекциями на различные темы в рус. и франц. политических и научных орг-циях, в частности, в 1921 г. прочел в Русском народном ун-те в Париже цикл лекций о религиозно-философском движении в России в нач. ХХ в.
К. в качестве постоянного члена входил в состав епархиального совета при управляющем рус. приходами в Зап. Европе митр. Евлогии (Георгиевском). Стал одним из организаторов Русского студенческого христ. движения (РСХД). В ходе съездов РСХД К. выдвинул идею создания правосл. братств, ядром к-рых должна быть молодежь, представляющая различные социальные и профессиональные группы. Члены братств в своей профессиональной деятельности должны были опираться на христ. начала, т. о. осуществляя миссию Церкви по решению социальных проблем. В 1923 г. при участии К. было воссоздано братство Св. Софии, объединившее представителей рус. религ. философии Н. А. Бердяева, Л. А. Зандера, Г. В. Вернадского, П. Н. Новгородцева, Н. О. Лосского, Г. Е. Трубецкого, прот. Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, Г. П. Федотова, С. С. Безобразова (впосл. еп. Кассиан), протопресв. Н. Н. Афанасьева и др. В 1924 г. митр. Евлогием был утвержден устав братства как культурного центра правосл. мирян Русской Церкви, к-рый должен был заниматься организацией богословского просвещения и церковно-общественной деятельностью.
К. был признан как ведущий церковный историк рус. зарубежья. Первые лекции за рубежом он прочел в Париже на Высших правосл. богословских курсах в 1921 г. Впосл. он читал лекции в парижском Русском народном ун-те, на Высших педагогических курсах для подготовки преподавателей средней школы в России, в Об-ве студентов для изучения и упрочения слав. культуры, Религиозно-философской академии, Кружке к познанию России, на Курсах по вопросам правосл. мировоззрения. С 1921-1939 гг. он прочитал ок. 50 научных публичных лекций по истории христианства и Русской Церкви. К. был известен как историк и вне круга рус. эмиграции. В 1922-1939 гг. занимал должность профессора по истории России на рус. филологическом отд-нии Сорбонны, читал лекции по истории христианства в России, сначала эпизодически, а после 1925 г.- в янв.-февр. и нояб.-дек. каждого года.
К. стал одним из основателей Православного богословского института прп. Сергия Радонежского в Париже. 30 апр. 1925 г. он выступил с лекцией на торжественном открытии ин-та, где преподавал в качестве профессора историю Церкви (общую и русскую) и периодически Ветхий Завет и древнеевр. язык. Его учениками в Сергиевском ин-те были П. Е. Ковалевский, протопресв. Иоанн Мейендорф, протопресв. Александр Шмеман, А. М. Никольский, протопресв. А. Князев. В ин-те он запомнился студентам как участник церковного хора и прекрасный чтец ветхозаветных паремий. Богословские и историко-философские работы К. публиковались в журналах «Вестник русского христианского движения», «Путь», «Православная мысль», «Современные записки», «Церковный вестник Западно-Европейской епархии». Неск. лет продолжалась работа К. над первым в рус. богословии учебником по исагогике, охватывающем тему «Пятикнижие». В этом курсе учитывались последние достижения мировой богословской науки (не издан).
В янв. 1926 г. в Париже К. участвовал в религ. собеседованиях рус. религ. деятелей с франц. католиками и протестантами. В 1928 г. вошел в Албания святого и прп. Сергия содружество, объединившее православных и англикан. В 1932 г. вместе с коллегами участвовал в обсуждении проблемы «Церковь, народ и государство» на экуменической конференции в Оксфорде. В 1931 г. К. выступал на 5-й англо-рус. конференции в Хай-Ли с докладом «Церковь в ее историческом исполнении». В нояб. 1936 г. участвовал вместе с прот. С. Булгаковым, В. В. Зеньковским, прот. Г. Флоровским в конгрессе православных богословов в Афинах, что свидетельствовало о высоком международном признании богословской школы Свято-Сергиевского ин-та.
В 1937-1938 гг. К. жил в Греции, изучал совр. историю Вост. Церкви на богословском фак-те Афинского ун-та. Здесь им был прочитан курс лекций для преподавателей ун-та, эти лекции также посещали члены Синода Элладской Православной Церкви. В 1938 г. в связи с празднованием 950-летия Крещения Руси он выступил с публичными лекциями в ряде городов Чехословакии (Праге, Братиславе и др.). Летом и осенью того же года К. посетил США, где также в связи с празднованием юбилея Крещения Руси прочитал много лекций для соотечественников и представителей амер. христ. орг-ций. Осенью 1939 г., после начала второй мировой войны, К. настоял на продолжении обучения в богословском Сергиевском ин-те, несмотря на возникшие материальные трудности и отсутствие ряда преподавателей. Он вновь начал вести помимо истории Церкви курс Ветхого Завета и евр. языка, а также взял на себя обязанности инспектора ин-та. В янв. 1943 г. К. был вызван в гестапо и допрошен по поводу его связей с заграницей и участия в экуменической деятельности, но арестован не был.
В 1944 г. К. был удостоен парижским Свято-Сергиевским богословским ин-том звания доктора церковной истории honoris causa за работу над учебником по исагогике. 13 февр. того же года он выступил с актовой речью, в которой изложил основные идеи курса (в 1947 речь была издана под названием «Ветхозаветная библейская критика») и говорил о необходимости использования в правосл. библеистике метода исторической критики. Речь вызвала в среде рус. богословов неоднозначную реакцию, но тем не менее К. поставил перед правосл. библеистикой новые задачи и наметил пути ее дальнейшего развития.
В авг. 1945 г. по инициативе митр. Евлогия Западноевропейский экзархат рус. приходов К-польского Патриархата воссоединился с Московским Патриархатом. К. негативно воспринял воссоединение с РПЦ. В окт. 1946 г., после смерти митр. Евлогия, К. был одним из активных участников епархиального съезда в Париже, принявшего решение остаться в юрисдикции К-польского Патриархата. В 1948-1949 гг. К. читал публичные лекции, организованные студенческим христ. братством Св. Софии. В 1950 г. работал в Ватиканской б-ке, внес некоторые исправления в свой курс лекций по истории Рус. Церкви. В том же году К. принял участие в работе Византологического конгресса в Палермо (Италия). В 1951 г. вместе с прот. В. Зеньковским, прот. Н. Афанасьевым и Л. А. Зандером участвовал в конференции правосл. и протестант. богословов близ Парижа. В 1951 и 1953 гг. выступал в Сергиевском ин-те с докладами на торжественных актах, посвященных юбилейным датам IV и V Вселенских Соборов. Эти доклады были напечатаны в ж. «Православная мысль».
В течение почти 40-летней научно-педагогической деятельности в эмиграции К. написал неск. десятков научных статей, посвященных различным проблемам рус. церковной истории: Крещению Руси и св. кн. Владимиру, расколу, оценке деятельности Русской Церкви в период империи и др. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. вышли в свет главные исторические труды К. В работе «Очерки по истории Русской Церкви» в 2 т. (1959) он систематически изложил развитие церковной жизни в России с древнейших времен до кон. XVIII в. В описании церковной истории К. исходил из равного воздействия на нее как внутрицерковных, так и внешних, гос. факторов, «равновесности, равнозначности» светских и гражданских элементов, идеи симфонии Церкви и гос-ва. Уже после смерти К., в 1963 г., его учениками и коллегами была опубликована кн. «Вселенские Соборы», над к-рой он работал много лет. В ней К. дал развернутое описание важнейшего периода в истории христ. Церкви в IV-IХ вв., когда на церковных Соборах складывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями.
К. много размышлял об историко-религ. предназначении рус. народа. Своеобразным итогом этих исканий стала кн. «Воссоздание Святой Руси» (1956). К. считал, что всемирно-историческое предназначение России - в создании христ. гос-ва, рус. общество должно воссоздать Св. Русь и возвратиться к национально-религ. идеалу, опираясь на традиции, творчески развивать их. Он мечтал об образовании на родине правового национального гос-ва с политическими и гражданскими свободами, от которого со временем должен был произойти переход к христ. гос-ву. Кн. «Воссоздание Святой Руси» стала своего рода политическим и духовным завещанием К.
К. был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила сохранилась.