ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том XLII, С. 37-40
опубликовано: 6 октября 2020г.

ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Содержание

(Празд. 7 мая), чудотворная, получила название по месту явления в Любече, древнем городе на Днепре, расположенном в 30 км от Чернигова (в наст. время поселок городского типа Репкинского р-на Черниговской обл., Украина). С 1569 г. город стал центром Любечского староства Киевского воеводства Речи Посполитой, с 1648 г.- центром казацкой сотни Черниговского полка. Городом владели гетман И. С. Мазепа, семьи Полуботков и Милорадовичей.

Любечская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.Любечская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.

Точная дата явления иконы неизвестна; по народному преданию, ее появление произошло в XI в., когда «в Любече жил мясоторговец, имевший жену и двух сыновей мальчиков. Однажды, когда он отправился из дому за покупкой овец, а мать ушла к колодцу за водой, старший мальчик нечаянно убил меньшего и сам со страху залез в печку. Мать, ничего не подозревая, затопила печь, и мальчик задохнулся. В это время воротился отец и, увидев смерть своих сыновей, в раздражении убил жену. Потом он сел в лодку и поплыл вниз по течению Днепра. Вскоре мясоторговец заснул. Во сне ему явилась Божья Матерь и сказала: «Возьми Меня, и у тебя все будет благополучно». Проснувшись, он увидел в лодке икону Божьей Матери, причем лодка стояла на том месте, где он в нее садился. С этой иконой мясоторговец воротился домой и застал в своем доме всех живыми и здоровыми» (Василий (Богоявленский). 1911. С. 34-35).

Первоначально образ находился в Любече, «в храме Пречистой, посвященном славе Богородицы; храм был древний, времен польской власти» (Милорадович. 1884. С. 941). В 1693 г. на месте этого деревянного храма возобновили любечский Антониев мон-рь. Большой размер иконы (2´ 1/2 аршина, ок. 142´ 107 см), а также существование парной иконы Спасителя, подобной Богородичному образу размером и живописью, указывают на то, что они могли быть написаны для местного ряда иконостаса любечского храма. Иконографические признаки и исторические особенности бытования чудотворного образа позволяют предположить, что это произошло в 1569 г.- 1-й пол. XVII в.

Любечская икона Божией Матери. Литография. Нач. XX в.Любечская икона Божией Матери. Литография. Нач. XX в.

Л. и. перенесли в Киев при митр. Сильвестре Косове (1647-1657) в связи с ожиданием нападения поляков на Любеч. Традиционно считается, что это было в 1653 г., однако документальные исследования Н. А. Синкевич в Институте рукописей НБУВ (Украина) показали, что икону привезли в киевский Софийский собор в 1647 г. Сведения о переносе Л. и. содержала надпись на киоте иконы: «Изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Любечской юже памяти Сильвестр Коссов, митрополит Киевский з стран заднепровских с подобающей честию в богоспасаемый град Киев привезе и постави ю в кафедральной Софии церкви, и стояща при стене алтарной, благоговейно почитаема бяше» (Лебединцев. 1870. С. 235-236). Слова «…стояща при стене алтарной», вероятно, указывают на первоначальное нахождение иконы рядом с местным рядом иконостаса. Кроме того, на киоте находились вирши, посвященные Богоматери: «Якож там, Дево, исполняла еси / Твоими истиннами всю страну чудеси,/ И зде сию благодать даждь нам изобильну,/ Во еже славитися имяни Ти обильну».

Л. и. входила в число 3 самых почитаемых икон киевского Софийского собора наряду с Купятицкой иконой Божией Матери и образом свт. Николая Чудотворца (Мокрого); упоминания о ней присутствуют во всех описаниях собора до нач. ХХ в.

Вместе с иконой Богоматери из Любеча в Киев в 1653 г. привезли икону Спасителя, к-рая была «подобная мерою и живописью» Богородичному образу. Его также называли «Любечским». Обе иконы украшали серебряные позлащенные ризы весом 8 фунтов 40 золотников и 8 фунтов 48 золотников. На ризе Спасителя «означено, что она устроена коштом Любечского жителя Ивана Мельникова» (Скворцов. 1854. С. 60-61). В 1773 г. драгоценный киот на Л. и. заказал генерал-майор П. С. Милорадович, муж Софьи Семеновны, урожденной Полуботок. В 1874 г. усердием жителей Любеча чудотворную икону Богоматери украсили серебряной ризой «весьма художественной работы» весом 20 фунтов (Поселянин Е. Богоматерь. С. 278).

При «стене алтарной» Софийского собора в Киеве Л. и. находилась до 1713 г., затем ее переместили на 2-й юж. столб, о чем сделали дополнительную надпись на иконе: «Року же 1713 благословением настоящаго архиерея, на сем месте поставлена есть» (Милорадович. 1884. С. 942). В описи Софийского собора 1874 г. обозначено, что любечские иконы Богоматери и Спасителя находятся в «отдельных киотах у столпов трапезы нижнего собора» (Он же. 1871. С. 73). Более подробно их местоположение описали в 1882 г.: при входных зап. дверях в собор, Л. и.- налево от дверей, икона Спасителя - направо, у правого столба, поддерживающего хоры.

Любечская икона Божией Матери. Ксилография. Толковая Псалтирь. К., 1697Любечская икона Божией Матери. Ксилография. Толковая Псалтирь. К., 1697

В историографии 2-й пол. XIX в., посвященной малороссийской старине, в вопросе о местонахождении подлинной Л. и. существовали 2 полярных мнения. Согласно гр. Г. А. Милорадовичу, в 1701 г. подлинную икону перевезли в Любеч, а в Софийский собор в 1713 г. возвратили ее список. Прот. П. Г. Лебединцев считал, что подлинная чудотворная Л. и. постоянно находилась в Киеве с 1653 г. (до нач. ХХ в.), а в Любеч был доставлен список иконы.

В своих изысканиях гр. Милорадович апеллировал к дневнику свт. Димитрия Ростовского и грамотам митр. Варлаама (Ясинского). Основываясь на записи свт. Димитрия, он сделал ошибочный вывод: в 1689 г. святитель видел подлинную Л. и. в Любече, однако в дневнике речь идет о с. Рудня Черниговского у. и о Руденской иконе Божией Матери («1689 год. Из Чернигова переезжая до Рудни, под Любичем находящейся, где прославился образ Пресвятыя Богородицы чудесами многими, пробыл тут несколько дней, приказал я своему живописцу списать для себя с оной чудотворной Пресвятыя Богородицы образ, мерою и подобием таковым, как есть» - Димитрий Ростовский. 1839. С. 486-487). На рубеже XIX и ХХ вв. с. Рудня Черниговского у. переименовали в Редьковку, и составитель свода икон Божией Матери Е. Поселянин, не найдя в этот период на картах Черниговщины населенного пункта с прежним названием, безосновательно объявил местом прославления Руденской иконы Божией Матери с. Рудня Могилёвской губ. В публикации 1884 г. Милорадович признал, что «все писавшие о Любечской иконе, в том числе и я, сделали грубую ошибку... Св. Димитрий Ростовский никогда в Любече не был, в его дневных записках… говорится об Руднянской Чудотворной иконе, находившейся тогда в с. Рудня», тем не менее мн. совр. исследователи продолжают строить свои предположения на ошибке гр. Милорадовича.

Т. о., основными доказательствами предположения о перевозе подлинной иконы из Киева в Любеч у Милорадовича являлись сведения из 2 грамот митр. Варлаама (Ясинского) (Грамоты. 1884. С. 946-947). Согласно 1-й грамоте, от 21 июля 1701 г., митр. Варлаам обращался ко всем живущим вдоль Днепра с просьбой не чинить препятствий для прохождения речного судна, на к-ром иером. Геннадий перевозил образ «Пресвятой Девы Богородицы тамошней Любецкой» из Киева в Любеч. По 2-й грамоте, от 1 авг. того же года, когда новая церковь в любечском Антониевом мон-ре была построена, в Любеч из Киева отправили иеромонаха Киево-Печерской лавры Иннокентия (Щирского; в миру Ивана), известного гравера, к-рый обновлял и благолепно украшал Л. и., чтобы «новоотновленную» икону Божией Матери поставить в любечском Антониевом мон-ре для поклонения верующих. По мнению Милорадовича, в 1701 г. подлинную чудотворную Л. и. вывезли в новопостроенный храм Воскресения Христова в Любечском мон-ре, в Киев в 1713 г. привезли список с нее, оставив подлинник в Воскресенской ц. упраздненного в 1786 г. любечского Антониева мон-ря.

В посл. трети XIX в. версию Милорадовича подверг сомнению прот. П. Лебединцев. Он считал, что свидетельством пребывания чудотворной Л. и. в Киеве служил не только факт особого благоговейного почитания иконы в Софийском соборе жителями Любеча, к-рые с большим усердием молились этому образу и неоднократно делали пожертвования на драгоценные ризы, но и уверенность в подлинности киевской иконы в т. ч. церковных властей. Подтверждением тому служило обращение в 1805 г. любечского помещика тайного советника гр. Г. П. Милорадовича (деда Г. А. Милорадовича) к обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну с ходатайством о возвращении подлинной Л. и. из Киева в Любеч. После переписки обер-прокурора с Серапионом (Александровским), митр. Киевским, 1 июля 1806 г. Голицын уведомил Г. П. Милорадовича, что по отзыву митр. Серапиона «удаление из Киева в м. Любеч имеющейся ныне в Киево-Софийском кафедральном соборе чудотворной иконы Богоматери, бывшей прежде сего в том местечке, неприлично, так как икона сия перенесена в Киево-Софийский собор назад тому более уже ста пятидесяти лет и поставлена в соборе в великом позлащенном киоте, в виду всеприходящаго народа, и молебствие оной, яко чудотворной, бывает от всех приезжающих на богомолье» (Лебединцев. 1870. С. 239). В ходатайстве было отказано.

В качестве основного аргумента по поводу местонахождения подлинника чудотворной иконы Лебединцев приводил описание полулистовой гравюры на меди кон. XVII в. с изображением Л. и. из Олсуфьевского собрания, принадлежавшего кн. К. Э. Белосельскому-Белозерскому. Особенностью гравюры являлась пространная надпись в нижнем регистре: «Изображенïе чудотворныя иконы пресвтои бдцы любецкоï яже блаженноï памяти преосвященныи силвестер каков (Косов.- Авт.) митрополит киевски з стран заднепровских с подобающею с честию в бгоспасаемыи град киев привезе и постави ю в святые софиï цркви идеже доднесь на црскими враты благоговеснно покланяема есть», и далее указано, что по благословению митр. Варлаама (Ясинского), архиепископов Лазаря (Барановича) и Феодосия (Углицкого) был сделан список чудотворной Л. и. и поставлен в 1698 г. в Воскресенском храме любечского Антониева мон-ря (воспроизведение надписи см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. № 1270. С. 513-514).

Гравюра, описание к-рой опубликовал Д. А. Ровинский, в мельчайших подробностях соответствует «Любечской иконе Богоматери» (дерево, темпера, 66´ 40 см. Инв. № 1344) из фондов Национального музея истории Украины (собрание П. П. Потоцкого), размещавшегося в 1-й пол. XX в. в т. н. Музейном городке на территории Киево-Печерской лавры. Согласно атрибуции Л. С. Миляевой, икона написана иером. Иннокентием (Щирским).

Список Любечской иконы Божией Матери. XVIII в. (?) (Спасо-Преображенская ц., Любеч)Список Любечской иконы Божией Матери. XVIII в. (?) (Спасо-Преображенская ц., Любеч)

Икона отличается сложным композиционным построением в 3 регистра и насыщенностью символами, эмблемами и метафорами, что характерно для укр. барочной традиции XVII в. В центре находится изображение Л. и. Слева от нее - прав. Анна Пророчица, справа - свт. Иоанн Златоуст. Они держат свитки с надписями: «Господе, призри и виждь, посети виноград сей. Его же насади десница твоя». Виноград в данном контексте можно рассматривать как символ Церкви Христовой, прав. Анну с изображением на груди сердца с крестами (в католической традиции) - как образ небесного сретения. Введение в композицию фигуры свт. Иоанна Златоуста может быть объяснено желанием изобразить небесного покровителя Иоанна (Максимовича), архиеп. Черниговского, либо ктитора любечского Антониева мон-ря гетмана Мазепы, либо иером. Иннокентия (Щирского). На уровне головы Божией Матери в 2 картушах, к-рые держат ангелы, находятся миниатюрные фигуры Богоматери типа «Оранта». Выше изображены преподобные Антоний (слева) и Феодосий (справа) Печерские, между ними расстилается панорама Иерусалима с ростовой фигурой Богоматери по центру. В нижнем регистре изображены Вера (с крестом), Надежда (с якорем) и между ними Любовь. В картуше, к-рый окружают фигуры, можно различить небольшую чашу с сидящим на ней фениксом, идентичным фениксу на иллюстрации к панегирику Л. Крщовича и иером. Иннокентия (Щирского) свт. Лазарю (Барановичу), что можно рассматривать как дань памяти святителю, к-рый незадолго до смерти (1693) успел дать иером. Иннокентию грамоту с благословением на строительство любечского Антониева мон-ря.

Эта икона является своеобразным памятником, запечатлевшим благодарность иером. Иннокентия (Щирского) всем тем, кто принимали непосредственное участие в воссоздании любечского Антониева мон-ря, где он был настоятелем с 1697 по 1713 г. В надписи, расположенной под центральным образом Богоматери, иером. Иннокентий перечислил всех, кто были причастны к возрождению церкви и пещеры прп. Антония в Любече: «Изображенiе Чудотворнiй iкони пресвятои Богородицы Любечской юже блаженной памяти Преосвященный... Силвестр Косов метрополит Кiевск... з стран заднепровских с подобающей честiю в богоспасаемыi граде Кiев привезе и постави еси... Софии церкви идеже додне над царскими враты Благословенны прикланяе... сих же времен спасающем благословенiем обету... преосвященного Господня отца Варлаама Ясинського, метрополита Кiевського i благословенiя... Лазаря Барановича... архiепископа Чернiговського стое... чудотворноп iконi подобше списа сiя в граде Любече идеже первее чудо одествуемо бе, отечестве преподобного Антония Печерскаго в новоотстроенном храмi его поставлена, где и ныне... в року АХЧИ Благосвенiем яке к Богу преосвещеннаго милостивого господне Iоанна Максимовича... архiепïскопа Черниговского... первое дщице миру подается» (Мiляєва. 1994. С. 134-135).

Благодаря описанию гравюры Ровинского и иконе, обнаруженной в собрании НМИУ, события, зафиксированные в тексте грамот митр. Варлаама (Ясинского), предстают в ином свете, подтверждая правоту Лебединцева. В Любечском мон-ре находились 2 иконы, вероятно написанные иером. Иннокентием (Щирским). Первая - сохранившаяся до наст. времени сложносоставная аллегорическая композиция на тему Л. и., вторая - «копия и мера» чудотворного образа. Очевидно, первую из них поместили в 1698 г. в «новосозидаемом» храме Воскресения Христова строившегося любечского Антониева мон-ря. В 1701 г., когда возвели Воскресенский храм, мон. Геннадий привез в Любеч из Киева 2-ю икону - точный список Л. и. То, что эта икона является копией, косвенно подтверждается отсутствием торжеств, непременно сопровождавших перемещение чудотворных икон (крестные ходы, молебны, службы в домах благочестивых прихожан и т. п.), а также отказом церковных властей возвращать подлинник Л. и. в Любеч в 1806 г. Можно предположить, что обе иконы, помещенные в любечский Антониев мон-рь в 1698 и 1701 гг., принадлежали кисти иером. Иннокентия (Щирского).

Список, перед к-рым по субботам читали акафист Божией Матери и к к-рому приходили паломники, оставался в Воскресенском храме и после упразднения мон-ря в 1796 г. С этим образом жители связывали заступничество во время эпидемий холеры в 1848 и 1852 гг., свирепствовавших в окрестностях Любеча, но в городе эпидемии не было, а немногие заболевшие исцелились по молитвам к «Заступнице Пречистой Любечской». В престольные праздники любечских церквей список Л. и. из Воскресенского храма торжественно переносили в эти церкви. Во время крестного хода икону заносили во дворы прихожан для поклонения. Эта традиция сохранялась вплоть до закрытия церквей. В ХХ в. икона была утрачена. Один из ее списков хранился у Веры Рак, жившей неподалеку от закрытой церкви, а позже у Марии Тютенок, в народе называемой Лебедевна. При открытии в Любече Преображенской ц. весной 1989 г. образ передали в храм, в к-ром он пребывает и поныне. Один из списков Л. и. находится в Никольском соборе Умани. Икону вернули в храм в 1989 г., в 1999-2001 гг. образ периодически мироточил. Перед иконой каждую субботу до начала всенощного бдения служат молебен с акафистом Божией Матери. Еще один список Л. и. находится в с. Озеряны Нежинской епархии.

Чудотворная Л. и. исчезла из киевского Софийского собора в 30-х гг. XX в., и дальнейшая ее судьба неизвестна.

Иконография

Любечская икона Божией Матери. XIX в. (Храм-музей Неувядаемый цвет", дер. Исаково, Московская обл.)Любечская икона Божией Матери. XIX в. (Храм-музей Неувядаемый цвет", дер. Исаково, Московская обл.)В XVII в. с польским владычеством на территории Малороссии связано активное распространение многочисленных местночтимых списков Ченстоховской иконы Божией Матери по всему юго-западу России. Списки иконы прославились в городах и селах Малороссии и получили свои названия по месту прославления. Затем они в свою очередь становились протографами для новых списков (наибольшую известность получили: Новодворская икона Божией Матери, Каменская Успенская (Новодворская), Суражская, Руденская, Мохнатинская, Дубовичская (Дубовицкая) иконы, Печерская икона Божией Матери из Введенского мон-ря в г. Нежине). В число таких икон входит и Л. и., первоначально пребывавшая в храме «времен польской власти».

Все списки Ченстоховской иконы Божией Матери, в ХVII-XIX вв. распространившиеся в Малороссии, имеют общие иконографические признаки. На Л. и. Богородица изображена фронтально, по пояс, с сидящим на Ее левой руке Младенцем. Голова Божией Матери незначительно повернута вправо, правая рука поднята до уровня груди. Мафорий с широкой каймой прописан вдоль лика тяжелыми крупными складками. Богомладенец сидит прямо, Его поза выглядит несколько скованной. Правая ручка поднята в двуперстном благословении, в левой - книга, к-рая лежит на корешке; из-под ризы видны пальчики ног Младенца. На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из неск. рядов цепей посередине, обрамленных с 2 сторон жемчугом,- это драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на ее многочисленных списках. На ксилографии из Толковой Псалтири (К., 1697) гравер с точностью изобразил эти основные особенности Л. и. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, к-рые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской ц. в Любече). Во 2-м, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; 51×42 см). К числу более редких относятся списки, копировавшие сложносоставную икону работы иером. Иннокентия (Щирского). В XVIII-XIX вв. изображения Л. и. вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра нач. XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» - под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра 1-й пол. XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» - во 2-м ряду (№ 11) «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в кiев Селивестру Кiевски мирополи iпоставiша вцркви свтоi Софiи»; гравюра кон. XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» - (№ 12) с подписью: «Любецкая» (Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 473, 476, 478. № 1212, 1214, 1216).

Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 49; Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Скворцов И. М., прот. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 гг. К., 1854; Милорадович Г. А. Антониевский Любечский муж. мон-рь. [Чернигов, 1860]; он же. Любеч Черниговской губ. Городницкого у.: Родина прп. Антония Печерского. М., 1871. С. 70-75; он же. Сказание о чудотв. иконе Любечской Божией матери // Черниговские ГВ. 1860. № 41. С. 293-295 (отд. изд.: М., 1882); он же. Чудотворная Любечская икона Божьей Матери в Любече // Черниговские ЕИзв. Приб. 1884. № 23. С. 941-947; он же. Чудотв. Любечская икона Божией Матери в Любече: С тропарем, кондаком и молитвою. Чернигов, 1885. М., 18944, 19015; Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. С. 823; Лебединцев П. Г., прот. Любечская чудотв. икона Пресв. Богородицы // Киевские ЕВ. 1870. № 8. Отд. 2. С. 235-243; он же. Где подлинник Любечской чудотв. иконы Божией Матери? // Киев. старина. 1883. Т. 6. № 6. С. 385-387; Оглоблин П., прот. Древности и достопримечательности в Киево-Софийском соборе // ТКДА. 1874. Т. 3. № 8. С. 411; Грамоты митр. Киевского Варлаама Ясинского 1701 г. // Черниговские ЕИзв. Приб. 1884. № 23. С. 946-947; Поселянин Е. Богоматерь. С. 278-279; Василий (Богоявленский), еп. Картины церк. жизни Черниговской епархии из IX-вековой ея истории. К., 1911. С. 34-35; Мiляєва Л. Чудотворнi iкони Богородицi в Києвi XVII ст. та образ Любецькоï Богоматерi пензля iвана Щирського // ЗНТШ, 1994. Т. 227. С. 124-140; Цвет неувядаемый: Музей-собр. икон Пресв. Богородицы / Сост.: Н. Г. Бекенева и др. М., 2004; Бусева-Давыдова И. Л. «Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»?: Загадка одной богородичной иконографии // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2007. № 5(47). С. 52-56; Сiнкевич Н. О. Релiквiï та чудотворнi iкони Софiï Киïвськоï. К., 2011. С. 74-80; Злотникова И. В. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени // Sztuka Europy Wschodniej. Warsz.; Toruń, 2013. Т. 1. С. 71-79; www.lavra.ua/index.php?id=2283&Itemid=98&option=com_content&task=view [Электр. ресурс].
И. В. Злотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также