(Кульбуш Павел Петрович; 13.07.1869, мыза Подис Перновского у. Лифляндской губ. (ныне дер. Поотси-Кыпу уезда Пярнумаа, Эстония) - 14.01.1919, г. Юрьев (ныне Тарту, Эстония)), сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых Эстонской земли, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Ревельский. Род. в семье исполняющего должность причетника Подисского прихода Петра Георгиевича Кульбуша и его супруги Натальи Матфеевны (урожд. Ивановой). После учебы в Рижском ДУ поступил в 1884 г. в Рижскую ДС, которую окончил в 1890 г. и как лучший выпускник был направлен для продолжения образования в СПбДА на полном казенном содержании. Во время учебы в академии вступил в Об-во религиозно-нравственного просвещения и вел активную миссионерскую работу среди проживавших в столице эстонцев. Он помог организовать эстонский хор служившему в кронштадтском Андреевском соборе свящ. Адаму Симо, который с 15 окт. 1892 г. совершал в С.-Петербурге богослужения на эст. языке. В 1894 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч. «История вопроса о покаянии и исповеди у лютеран». Проф. И. Е. Троицкий в отзыве на кандидатское сочинение П. П. Кульбуша отметил, что он, хорошо знал немецкий и латинский языки, провел исследование, опираясь на первоисточники, и что его следует «удостоить не только степени кандидата, но и особого внимания Совета академии». 11 нояб. 1894 г. в Риге состоялось венчание П. П. Кульбуша с Надеждой Юлиановной, дочерью надворного советника Ю. К. Лосского, личного секретаря Рижского архиеп. Арсения (Брянцева). 4 дек. того же года П. Кульбуш был рукоположен во диакона Гдовским еп. Назарием (Кирилловым; впосл. митрополит) и 5 дек. еп. бывш. Кавказским Германом (Осецким), председателем Училищного совета при Синоде,- во иерея.
31 дек. 1894 г. указом Синода в С.-Петербурге был учрежден эст. приход, первым его настоятелем был назначен новорукоположенный свящ. Павел Кульбуш. Для богослужений приходу было отведено помещение на нижнем этаже ц. в честь Воскресения Христова в М. Коломне. В это время у прихода не было ни храма, ни школы, ни облачений, ни креста с Евангелием, ни мирницы и дароносицы, ни сосудов и утвари. Все это пришлось заимствовать для богослужений и треб в др. храмах и у знакомых священников. Став во главе прихода, свящ. Павел приступил к организации сбора средств на постройку приходского храма. Первым на его просьбу о помощи откликнулся св. прав. прот. Иоанн Кронштадтский, к-рый пожертвовал на постройку церкви 300 р. и написал: «Всем сердцем моим молю Господа, Главу Церкви, да привлечет сердца доброхотов к посильным жертвам на устройство в столице православного эстонского храма». Крупные пожертвования на постройку храма сделали имп. мч. страстотерпец Николай II Александрович, действительный статский советник домовладелец И. М. Богданов (председатель Комитета по строительству храма) и мн. др.
Одной из самых важных проблем эст. семей, приезжавших в С.-Петербург, становилось обучение детей, не знавших рус. языка. 21 окт. 1896 г. стараниями свящ. Павла в доме № 75 на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) была открыта 1-я в городе эст. церковноприходская школа, где настоятель эст. прихода стал заведующим. Число учащихся в школе с 5-летним сроком обучения составляло 120-130 чел. При школе устроили общежитие (интернат) на 50 мальчиков и девочек, бедные ученики обеспечивались бесплатным питанием. Заведующий школой свящ. Павел Кульбуш и др. учителя вели занятия бесплатно. 29 нояб. 1898 г. в С.-Петербурге состоялось открытие эст. братства во имя сщмч. Исидора, пресвитера Юрьевского, основателем братства был свящ. Павел, товарищем председателя - прот. сщмч. Философ Орнатский. Под рук. свящ. Павла Исидоровское братство вело активную просветительскую и благотворительную работу с проживавшими в С.-Петербурге эстонцами: организовывало беседы и тематические вечера на эст. языке, б-ки, читальни, книжные склады, издавало лит-ру, помогало эст. школе и нуждавшимся. Однако первостепенной задачей братства была постройка в С.-Петербурге правосл. эст. храма и приходского дома.
В 1901 г. С.-Петербургская городская дума безвозмездно передала эст. приходу участок земли под постройку эст. правосл. храма и школы. 20 апр. 1903 г. освящение места под закладку храма возглавил Гдовский еп. Константин (Булычёв), ему сослужил прот. Иоанн Кронштадтский. Весь сооружаемый комплекс - храм, школа, зал для собраний - строился по проекту и под наблюдением архит. А. А. Полещука. Ввиду недостатка средств свящ. Павел обратился в Синод с просьбой об организации проведения всероссийского сбора пожертвований на постройку эст. храма в С.-Петербурге. 24 и 25 дек. 1902 г. были объявлены во всех приходах Российской империи днями сбора средств на возведение в С.-Петербурге храма для правосл. эстонцев и школы при нем. Первым на участке был построен 2-этажный церковный дом, в котором имелись помещения для просветительской деятельности, проведения катехизации, а также небольшая гостиница для приезжавших в С.-Петербург эстонцев. 24 авг. 1903 г. в присутствии еп. Константина и прот. Иоанна Кронштадтского состоялась закладка каменного 5-главого храма во имя сщмч. Исидора Юрьевского. Для проведения богослужений в период его строительства 21 дек. того же года еп. Константин торжественно освятил временный храм на 2-м этаже церковного дома. В освящении участвовал и прот. Иоанн Кронштадтский. 23 сент. 1907 г. С.-Петербургским митр. Антонием (Вадковским) был освящен центральный придел во имя сщмч. Исидора, пресвитера Юрьевского, в верхнем храме, а через 3 дня - придел во имя прп. Серафима Саровского. 30 марта 1908 г. был освящен нижний придел во имя свт. Николая Чудотворца, 4 мая 1908 г.- правый придел верхнего храма во имя св. апостолов Петра и Павла.
В 1899 г. свящ. Павлу Кульбушу было разрешено построить в г. Луге С.-Петербургской губ. 1-ю церковноприходскую школу для детей проживавших там эстонцев «с преподаванием на эстонском языке и обучением русскому». В 1900 г. он был назначен благочинным новосозданного русско-эст. благочиния, к-рое объединило храмы С.-Петербургской епархии, где был эстонский причт и проводились богослужения для эстонцев. В благочиние вошли Андреевский собор Кронштадта, Павловский собор Гатчины, Екатерининский собор Луги и др. В сер. 1904 г. благочиние было преобразовано. Согласно отчету, составленному о. Павлом Кульбушем в конце того же года, «все русские приходы и церкви отчислены к прежним благочиниям, и оставлены только приходы эстонские. За 4 1/2 года существования русско-эстонского благочиния последние успели настолько вырасти и окрепнуть, что в силах как самостоятельно существовать, так и составить из себя отдельную административную единицу. Кроме того, выделение их давало надежду на исключительное внимание к их нуждам, не отвлекаемое более в сторону сложными делами разносоставного благочиния. Всего в благочинии ныне 6 эстонских приходов и 1 латышский» (цит. по: Костромин К., прот. ХЧ. 2019. № 1. С. 182-183). К 1913 г. число приходов русско-эст. благочиния увеличилось до 9. В состав благочиния входили 7 эст. приходов: Исидоровский в С.-Петербурге, Крестовоздвиженский в Кронштадте, Успенский в Гатчине (с 1907, ранее службы проводились в Павловском соборе), Екатерининский в Луге, Петропавловский в дер. Клопицы Петергофского у., Никольский в с. Заянье Гдовского у., Никольский в г. Нарва (на Ивангородской стороне, ныне г. Ивангород), латыш. Скорбященский приход при надвратном Скорбященском храме Александро-Невской лавры и русско-фин. приход при храме во имя св. Ирины в с. Волгове Петергофского у. Клир русско-эст. благочиния составляли 10 священнослужителей (из них 8 штатных) и 9 церковнослужителей (8 штатных).
Отец Павел Кульбуш стремился регулярно посещать действовавшие приходы и открывать новые. При этом он находился под постоянным давлением политических и общественных сил, как сугубо национально эстонски настроенных, так и ставивших задачи «русификации» эстонского населения, и ему, как и другим миссионерам, необходимо было определиться в вопросе о соотношении национальных и церковных задач в своем служении. В одном из отчетов он писал об этом положении, что «единственный, по-видимому, из него выход: по возможности игнорировать ту и другую сторону, имея перед глазами единую вечную цель - приобретение чад истинной вселенской церкви, сошествием Св. Духа и даром языков в соединение вся призвавшей и воинствующей для небесного царства, а не земли».
Проповеди о. Павла регулярно печатались в «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях», он был законоучителем в Литейной жен. гимназии Ведомства учреждений имп. Марии Феодоровны, писал и публиковал статьи и поучения в духовных журналах на русском и на эстонском языках, в 1897 г. издал переведенную им на эст. язык книгу прот. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Также о. Павел участвовал во мн. епархиальных образовательных и хозяйственных комиссиях, был председателем правления епархиального свечного завода. После Февральской революции 1917 г. избран членом исполнительного комитета по созыву епархиального собрания для избрания архиерея на Петроградскую кафедру, предварительно установив порядок избрания. В результате выборов 24 мая 1917 г. Петроградскую кафедру возглавил Гдовский архиеп. сщмч. Вениамин (Казанский; впосл. митрополит). В связи с угрозой наступления нем. войск на Петроград 23 авг. 1917 г. Петроградский епархиальный совет постановил начать немедленные приготовления к эвакуации церковных ценностей. Для этих целей была создана особая эвакуационная комиссия под председательством о. Павла Кульбуша.
Награжден камилавкой (1900), наперсным крестом (1903), возведен в сан протоиерея (1905), награжден орденом св. Анны 3-й степени (1908), палицей (1917).
25-26 мая 1917 г. чрезвычайным съездом клира и мирян Рижской епархии, прошедшим в Юрьеве, по инициативе эст. делегатов была принята резолюция о необходимости назначения 3 викарных епископов для эстонских, латышских и русских приходов епархии. 8 авг. того же года в Юрьеве состоялось собрание, на котором были избраны делегаты от Рижской епархии на Всероссийский Поместный Собор. На этом собрании представители эст. приходов внесли предложение: образовать в Рижской епархии Ревельское вик-ство, в состав к-рого должны войти все эст. приходы. Собрание единогласно избрало в качестве кандидата в викарного епископа прот. Павла Кульбуша (к тому времени разведенного). 22 нояб. 1917 г. члены Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Рижской епархии обратились к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) с просьбой «назначить временноуправляющим Рижской епархией или вновь избранного общеепархиальным съездом на кафедру Ревельского викарного епископа о. Павла Петровича Кульбуша или же Преосвященного Иоанна (Поммера), викарного епископа Тверской епархии, кои оба прекрасно знают местные условия жизни и владеют местными языками».
В дек. 1917 г. Синод постановил рукоположить прот. Павла Кульбуша во епископа Ревельского после пострижения его в монашество. 24 дек. того же года он был пострижен в монашество с именем Платон и возведен в сан архимандрита, а 31 дек. в Александро-Невском соборе г. Ревеля (ныне Таллин) хиротонисан во епископа Ревельского Петроградским митр. Вениамином (Казанским) и его викарным еп. Лужским Артемием (Ильинским; впосл. архиепископ). Сразу же после хиротонии П. отправился в Москву для представления патриарху Тихону. Ранее по указу Синода от 20 нояб. 1917 г. Рижский архиеп. Иоанн (Смирнов) был перемещен на Рязанскую кафедру, а временное управление Рижской епархией было поручено еп. бывш. Орловскому сщмч. Макарию (Гневушеву). 1 дек. того же года Синод поручил временное управление Рижской епархией вик. Ярославской епархии Угличскому еп. Иосифу (Петровых; впосл. митрополит). Однако еп. Иосиф в связи с событиями военного времени не смог прибыть в пределы Рижской епархии и был освобожден от этого поручения. 10(23) янв. 1918 г. патриарх Тихон ввиду чрезвычайных обстоятельств поручил П. временное управление Рижской епархией. П. немедленно отправился к месту служения. Мн. правительственные и церковные учреждения из-за военных действий и наступления нем. войск еще в начале войны были переведены в Юрьев, где П. и обосновался. Деятельность П. как архиерея и управляющего епархией проходила на территории Эстонии, уже захваченной нем. войсками. Жизнь правосл. Церкви в крае была поставлена под особый надзор оккупационного управления. Иногда отношения с нем. властями обострялись. В одном из писем П. отмечал: «С начальством германским наши разговоры стали серьезными. Стою на правде и интересах Церкви. А там - что Бог даст. Совесть будет спокойна, что сделано все возможное». Несмотря на противодействие оккупационных властей, П. меньше чем за год служения в Рижской епархии посетил более 70 приходов. В мае 1918 г. в Риге в течение 11 дней ежедневно совершал богослужения в церквах, устраивал пастырские собрания, учредил приходские советы при храмах. Из Риги П. предполагал совершить объезд ряда латыш. приходов, но оккупационные власти не разрешили П. пользоваться железной дорогой, поэтому он был вынужден посещать приходы в сопровождении 3 чел. на лошадях или пешком.
В Юрьеве, где пребывал П., он благословил в Успенском соборе по воскресеньям после вечерни начать чтения о жизни и подвигах русских святых - преподобных Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, свт. Стефана Пермского, сщмч. патриарха Ермогена. Удалось сохранить Исидоровскую церковноприходскую школу, к-рую нужно было содержать и отстаивать перед нем. оккупационными властями. П. думал о духовном образовании и подготовке духовенства в новых условиях, когда Рижская ДС была эвакуирована еще в 1915 г. и не было ясно, можно ли будет восстановить ее работу. По мнению П., в сложившихся обстоятельствах священников надо было обучать в Юрьевском ун-те. Весной 1918 г. епископ обратился в Юрьевский ун-т, в котором, как и в др. российских ун-тах, существовала должность профессора правосл. богословия, с предложением о введении полноценного правосл. образования, как и обучения лютеран. пасторов. В мае 1918 г. Совет ун-та одобрил это предложение, но из-за продолжавшихся военных действий кафедра правосл. богословия была открыта по решению Совета ун-та только 7 сент. 1919 г.
В нояб. 1918 г. П. собирался выехать в Ригу, но заболел гриппом; болезнь осложнилась крупозным воспалением легких, и он был вынужден остаться в Юрьеве. 22 дек. в Юрьев вошли войска Красной Армии. 2 янв. 1919 г. большевики арестовали П., 5 янв. были арестованы протоиереи священномученики Николай Бежаницкий, Михаил Блейве и еще 16 чел., известные в городе как видные религиозные и общественные деятели. Все они были заключены в помещении, расположенном на цокольном этаже Дворянского кредитного банка, к-рый большевики использовали как тюрьму. П. ободрял др. узников. В ночь на 14 янв. его вызвали на допрос. На требование комиссара прекратить проповедовать Евангелие П. ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа».
13 янв. эст. войска, противостоявшие большевикам, начали наступление на Юрьев. Готовясь уйти из города, большевики решили казнить арестованных общественных и религ. деятелей. Согласно указаниям комиссаров А. Кулля, Э. Оттера и О. Рястаса, Юрьевский военно-революционный трибунал приговорил к расстрелу 19 чел., в их числе были П. и протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве. На следующее утро состоялась казнь приговоренных. Днем в Юрьев вошли эст. войска. Осмотр подвала, где лежали тела убитых, позволил восстановить картину казни. На правом виске П. осталась глубокая ссадина от нанесенного кулаком удара, на теле было 7 штыковых и 4 пулевые раны, одна из них - от разрывной пули, направленной в правый глаз. Отпевание П. и протоиереев Николая Бежаницкого и Михаила Блейве состоялось 18 янв. в юрьевском Успенском соборе. 9 февр. того же года П. был погребен в Спасо-Преображенском соборе в г. Ревеле.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.