(† нач. IX в.), архиеп. Фессалоникийский (после 904 - ранее 925), визант. агиограф. Сведения о нем содержатся в Житии прп. Евфимия Нового Солунского († 889), составителем к-рого он является, за что и был прозван Синаксаристом. Написанное им житие отличается обилием исторических и топографических сведений. В. написал также службу прп. Евфимию с каноном 2-го гласа (греч. текст службы издан Л. Пти, в совр. греч. изд. Миней отсутствует, в рус. Минеях помещен без указания авторства).
В. пострижен в монахи ок. 875 г. прп. Евфимием, подвизался на Афоне и в Фессалонике. Основал на Св. Горе обитель Вознесения (или св. Василия), к-рая существует до наст. времени и подчинена Хиландарскому мон-рю. После смерти архиеп. Иоанна был избран на Фессалоникийскую кафедру.
Иногда ошибочно именуется святым в результате смешения с др. Василием, архиеп. Фессалоникийским, бывш. прежде митр. Гортинским (Лопарев; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 698).
(? - 1099 или 1110/11), богомил, ересиарх. Место рождения и этническая принадлежность точно неизвестны. По словам Евфимия Зигабена (Panopl. dogm. XXVII 52), В. изучал ересь богомильства 15 лет и 40 лет ее проповедовал. Возможно, вначале он был монахом, а затем стал врачом, но носил монашескую одежду; Анна Комнина приняла его за монаха (Alexias. XV 8), поскольку все богомилы носили одежду черного цвета и закрывали лицо. В., как и др. богомильские учители, имел 12 учеников-«апостолов». Имп. Алексей I Комнин (1081-1118), к к-рому был приведен схваченный В., принял его приветливо и убедил ересиарха, что хочет лучше узнать его веру. Поддавшийся на хитрость В. подробно изложил богомильское учение императору, а стоявший за завесой писец записал его слова. Впосл. эта запись в переработанном виде вошла в 27-ю гл. «Догматического всеоружия» Евфимия Зигабена.
Собор под председательством Патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) осудил ересиарха. В. ничего не отрицал и заявлял, что готов к любому виду смерти. Его посадили в темницу, пытали, увещевали, духовенство и император пытались обратить его в правосл. веру, но он остался верен богомильскому учению. Тогда по приказу Алексея I и Патриарха он был сожжен на костре на ипподроме Большого дворца, а те его ученики, кто не отреклись от ереси, пожизненно остались в темницах. Эти события, по мнению большинства ученых, происходили в 1110/11 г., хотя нек-рые датируют их 1099 г.