(ок. 850, Патры - после 932), архиеп. Кесарии Каппадокийской (занял кафедру ранее 902). Происходил, по-видимому, из знатной и богатой семьи. До 886 г. переехал из Греции в К-поль. Возможно, был учеником Патриарха свт. Фотия (858-867; 877-886), хотя точных указаний на этот счет нет. В 80-х гг. IX в. А. начал собирать коллекцию рукописей. До 895 г. рукоположен во диакона. В нач. 901 г. А. предстал перед судом по обвинению в безбожии, хотя о подлинных причинах его преследования источники не говорят прямо: возможно, он был замешан в заговоре против имп. Льва VI Мудрого. Оправданный за отсутствием улик, А. вскоре стал придворным ритором при дворе имп. Льва VI, составлял похвальные слова, обращенные к императору, и слова на церковные праздники. До 902 г. А. стал архиеп. Кесарии Каппадокийской, заняв одну из самых значимых кафедр в церковной иерархии К-польского Патриархата (архиепископ Кесарии традиционно носил титул первопрестольного - первого среди митрополитов). В 905-906 гг. А. была поручена миссия освящения храмов в Греции, пострадавших от набегов арабов в 904 г. Когда в 906 г. в среде визант. клира начались разногласия по поводу 4-го брака имп. Льва VI, А. последовательно выступал против запрещенного канонами брака императора и критиковал действия Патриарха Николая I Мистика, к-рый пытался, руководствуясь принципом икономии, не допустить раскола в Церкви. Этим событиям посвящены мн. полемические произведения А. После того как Николай Мистик, в конце концов отказавшийся признать 4-й брак императора, был смещен с Патриаршего престола (1 февр. 907) и сослан, А. также был отправлен на нек-рое время в ссылку во Фракию. Однако вскоре он был возвращен в К-поль, согласился признать 4-й брак Льва VI и примкнул к новому Патриарху Евфимию I.
После смерти Льва VI императором стал его брат Александр (11 мая 912 - 6 июня 913). Патриарх Евфимий был смещен с престола, к-рый занял возвращенный из ссылки Патриарх Николай (912). А. продолжал относиться к нему резко враждебно, и их примирение состоялось лишь после 921 г. В «Надгробном слове Патриарху Евфимию» А. превозносит Патриарха Евфимия и позволяет себе резкие выпады против имп. Александра. Между 920 и 922 гг. А. по поручению правившего в то время империей Романа I Лакапина составил послание эмиру Дамаска с изложением нек-рых догматов христ. веры. Последним дошедшим до наст. времени сочинением А. является его письмо с одобрением избрания на Патриарший престол 16-летнего Феофилакта, младшего сына имп. Романа Лакапина (932). Вероятно, вскоре после этого А. скончался.
А. составил «Толкование на Апокалипсис», в к-ром он использует труды Андрея Кесарийского и Икумения. Не сохранились написанные А. анакреонтические стихи, посвященные Патриарху Фотию, празднику обновления Новой церкви в К-поле и т. д. По предположению Й. Кодера, А. является автором т. н. «Монемвасийской хроники», повествующей об основании г. Монемвасии и о событиях, происходивших на Пелопоннесе в кон. VI - нач. IX в.
Из собрания рукописей, принадлежащих А., сохранились рукописи Евклида, Платона, Аристотеля, Элия Аристида, сочинений раннехрист. апологетов, Лукиана, догматических сочинений, Номоканона XIV титулов. На полях нек-рых рукописей А. своей рукой делал замечания, и они являются одними из древнейших автографов, сохранившихся до наст. времени. Также известны схолии А. на Свящ. Писание, на письма и «Амфилохии» Патриарха Фотия.