Николай Владимирович (24.08.1926, Москва - 12.03.1997, там же), театральный худож., график, копиист средневек. стенописей, исследователь древнерус. живописи. Член СХ с 1970 г.
В 1950 г. окончил Московское обл. художественное уч-ще им. 1905 года по специальности театральный художник; его наставниками были М. Т. Хазанов (живопись) и М. С. Перуцкий (графика). До 1953 г. был художником-постановщиком в 1-м Драматическом театре Группы советских войск в Германии (Потсдам, ГДР); в 1953-1956 гг.- художником-исполнителем в Московском муз. театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Интерес к древнерус. монументальной живописи возник у Г. под влиянием худож. В. П. Радченко, знатока рус. культуры. В 1955 г. выполненные Г. копии фресок Ферапонтова мон-ря были приобретены ЦМиАР (в дальнейшем постоянным заказчиком художника). Копирование настенной живописи мон-ря продолжилось по инициативе отделов древнерус. искусства ГТГ и ГРМ, Музея фресок Дионисия (КБМЗ). С 1956 г. Г. выполнял копии росписи преподобных Даниила иконника и Андрея Рублёва в Успенском соборе во Владимире. Среди др. работ - копии фресок Феофана Грека в Спасо-Преображенском соборе на Ильине ул., росписей ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью и ц. Рождества Христова на Красном поле (все по заказу НГОМЗ), ц. Рождества Богородицы Святогорского мон-ря и ц. Успения в Мелётове (по заказу ПИАМ), а также поступившего в КБМЗ фрагмента росписи Атени Сиони (Грузия) с изображением свт. Николая Мирликийского.
В работе Г. следовал сложившейся практике копирования: после изучения подлинника, особенностей живописных приемов, выявления полустертых, угасших деталей и надписей с помощью снятой с подлинника кальки обеспечивались документальность изображения и размер оригинала, по завершении копирования живописи механическим способом наносились утраты красочного слоя и грунта. Пример такой реконструкции - копия фресок Успенского собора во Владимире «Земля и Море отдают мертвых» из композиции «Страшный Суд» (собр. ЦМиАР).
Г. исполнял копии казеиново-масляной темперой, вначале по загрунтованной бумаге, позже по пенопласту, с воспроизведением объемных архитектурных форм подлинника.
Будучи одним из ведущих специалистов в области изучения монументальной живописи, Г. изложил свой метод в ряде докладов и публикаций.