(Муссовский, Бузэуский, Валахийский (Валашский)) [греч. Σάββας ὁ Γότθος; лат. Sabas Gothus] († 12.04.372), мч. (пам. 15 апр.; пам. греч. 18 апр.; пам. румын., зап. 12 апр.).
Мч. Савва Готский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XVв. (РНБ О.I. 58. Л. 110) Греч. Мученичество С. Г. (BHG, N 1607), сохранившееся в 2 рукописях X-XI вв. (Marc. gr. Z. 359; Vat. gr. 1660), написано в форме послания Готской Церкви к Церкви Каппадокии по случаю перенесения мощей мученика. Надежность исторического ядра Мученичества признаётся большинством ученых (Delehaye. 1912. P. 289-291; Schäferdiek. 1993; Leemans. 2012. P. 208), в связи с чем этот текст является важным источником сведений о социальной и религ. истории готов (Thompson. 1955. P. 331-338; Вольфрам. 2003). С. Г. пострадал в результате преследований при Атанарихе (369-372), жертвами к-рых стало множество христиан; о гонениях сообщают и др. авторы (Epiph. Adv. haer. 70, 15, 4; Ambros. Mediol. In Luc. II 37; Aug. De civ. Dei. XVIII 52; Socr. Shol. Hist. eccl. IV 33, 7). Преследования могли быть спровоцированы местной знатью как реакция на военные кампании имп. Валента против готов (367-369).
С. Г. род. ок. 334 г. в небольшой деревне и с юных лет обратился к Богу. Согласно Мученичеству, святой был готом по происхождению, однако нек-рые исследователи сомневаются в этом (Mansion. 1914. P. 12), другие утверждают, что он принадлежал к смешанной римско-гот. семье (Heather, Matthews. 1991. P. 104). Основанием для этих гипотез служит не готское, а арам. имя Савва. Подавляющее большинство готов в те годы были язычниками, но соплеменники терпимо относились к С. Г., и он сам, проповедуя Господа и будучи добродетельным христианином, жил в мире со всеми жителями родной деревни. Согласно Мученичеству, С. Г. пел псалмы в церкви; возможно, он был младшим членом клира, певчим или чтецом (Leemans. 2012. P. 205). К началу гонений у него не было ни семьи, ни имущества, к-рое могло бы заинтересовать преследователей, но в тексте особо подчеркивается, что С. Г. отстаивал истину и «побеждал идолопоклонство»; очевидно, такое поведение стало причиной особого внимания к нему.
Гонения на христиан, рассказ о которых составляет центральную часть текста, делятся на 3 этапа. Во время 1-го гонения гот. вожди (μεγιστᾶνες) принуждали христиан вкушать идоложертвенное мясо. Тогда жители-язычники, собравшись на совет, решили заменить жертвенное мясо обычным, чтобы их родственники-христиане смогли выполнить требование перед преследователями, сохранив чистоту. Однако С. Г. не только сам не пошел на этот обман, но и заявил, что тот из верующих, кто вкусит это мясо, будет недостоин называться христианином. Из-за этого С. Г. на время был вынужден покинуть деревню. Второе гонение было связано с требованием от готов клятвы, что среди них нет христиан. С. Г. запретил делать это за него, и односельчане поклялись, что среди них нет христиан, кроме одного человека. Услышав это, прибывший для проведения гонения правитель спросил, богат ли С. Г., и, узнав, что нет, счел его безопасным и удалил из деревни. Третья волна преследований в Мученичестве названа «великим гонением». Накануне Пасхи С. Г. собирался отправиться в соседний город к пресв. Гуттике, чтобы вместе с ним встретить праздник. Однако по дороге ему явился некий прекрасный муж необычайно высокого роста и объявил, что С. Г. следует идти к пресвитеру по имени Сансала. С. Г. не внял совету, т. к. думал, что Сансала еще не приехал с территории Римской империи, куда он отбыл, опасаясь гонений. Внезапно началась сильная метель, С. Г. не смог продолжать намеченный путь и понял, что должен идти к Сансале, к-рый оказался у себя дома. На 3-ю ночь после Пасхи в деревню явился с отрядом солдат Атарид, сын местного царька Ротестия (PLRE. Vol. 1. P. 121), и арестовал С. Г. и Сансалу. Пресвитера посадили на повозку, а С. Г. заставляли идти рядом под ударами плетей и дубинок. Когда он показал солдатам, что пытки не причиняют ему никакого вреда, они привязали его за руки и за ноги к осям повозки и избивали. Ночью, пока воины спали, некая женщина освободила С. Г. и он отправился к ней в дом помогать по хозяйству. Утром солдаты обнаружили это и привязали С. Г. к перекладине дома, где жила женщина. На допросе Атарид заставлял вкусить христиан идоложертвенное мясо, но они были непреклонны и обличали беззаконников. Один из воинов пронзил копьем грудь С. Г., но не повредил ему. Узнав об этом, Атарид приказал оставить Сансалу в темнице (о его дальнейшей судьбе ничего не известно), а С. Г. казнить. По дороге к месту казни, на берегу р. Мусей (или Муссова в источниках на рус. яз.; ныне р. Бузэу, Румыния), С. Г. возносил молитвы, а когда солдаты решили отпустить его, он отказался бежать и был утоплен 12 апр. 372 г., в четверг после Пасхи, в возрасте 38 лет. Тело С. Г. бросили без погребения, но оно оставалось невредимым и было похоронено др. христианами.
Позже мощи мученика с одобрения совета пресвитеров перевезли на территорию Римской империи, в Каппадокию, стараниями дукса Скифии Юния Сорана. Возможно, именно он является автором Мученичества, или, как предположил И. Делеэ, письмо составил пресв. Сансала, который был очевидцем последних дней жизни С. Г. (Delehaye. 1912. P. 291). О перенесении мощей С. Г. упоминается в 3 письмах свт. Василия Великого (Basil. Magn. Ep. 155, 164-165; Zuckerman. 1991. P. 473-479). В 1-м (Ep. 155), направленном анонимному адресату, под к-рым часть исследователей понимали Сорана (Delehaye. 1912. P. 288), свт. Василий просит отправить к нему в Каппадокию мощи мучеников, пострадавших в «варварской стране по ту сторону Истра» (ныне Дунай). Из 2 др. писем Асхолию, еп. Фессалоники, ясно, что мощи прибыли.
Мученичество С. Г. во многом подражает Мученичеству сщмч. Поликарпа Смирнского, оно начинается и заканчивается практически дословными цитатами из этого текста, а также содержит параллели с описанием кончины сщмч. Поликарпа: предложение язычниками ложного отречения от Христа (Martyr. Sabae. 3; ср.: Martyr. Polyc. 9), видение перед арестом (Martyr. Sabae. 4; ср.: Martyr. Polyc. 5), задержание вне дома (Martyr. Sabae. 4; ср.: Martyr. Polyc. 6-7), эпизод с повозкой, в которой мучеников везли на суд (Martyr. Sabae. 4-5; ср.: Martyr. Polyc, 8), возможность скрыться от воинов (Martyr. Sabae. 5; ср.: Martyr. Polyc. 7), невредимость мученика после пыток (Martyr. Sabae. 6; ср.: Martyr. Polyc. 15-16), молитва перед казнью (Martyr. Sabae. 7; ср.: Martyr. Polyc. 14), раскаяние воинов (Martyr. Sabae. 7; ср.: Martyr. Polyc. 7) и забота единоверцев об останках мученика (Martyr. Sabae. 8; ср.: Martyr. Polyc. 18) (Leemans. 2012. P. 211). Большую роль в противостоянии С. Г. язычникам играет «свобода речи» (Martyr. Sabae. 3), отмеченная и у сщмч. Поликарпа (Martyr. Polyc. 10). Речь С. Г. не провокационна, он отстаивает свое право быть христианином, не оскорбляя гонителей, и дважды это послужило поводом лишь к изгнанию С. Г. из деревни на время. Обилие этих параллелей ставит под сомнение предположение, что пролог и эпилог были добавлены впосл. к Мученичеству С. Г. (Delehaye. 1912. P. 289-291; Schäferdiek. 1993); скорее все произведение создавалось по образцу рассказа о сщмч. Поликарпе, толчком к росту популярности которого стало его включение в «Церковную историю» Евсевия Памфила, еп. Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. IV 24). Кроме того, нужно иметь в виду и тесную связь готских и малоазийских христиан, установившуюся со времен гот. набегов на эту область в 250-260 гг. (Вольфрам. 2003. С. 126). Эпизод с подменой мяса напоминает историю прав. Елеазара (2 Макк 6, 18-31); кроме того, цитируются Деян, Еф, Рим, 2 Фес, Гал, Дан). В Мученичестве С. Г. особо подчеркивается его принадлежность к ортодоксальной Церкви (Martyr. Sabae. 2); это связано с широким распространением среди готов арианства (Thompson. 1962). Внимание к бедности и безбрачию С. Г. (Martyr. Sabae. 2) хорошо укладывается в традицию воспевания аскетизма подвижников в агиографических сочинениях кон. IV в. (Leemans. 2012. P. 212).
Делеэ обратил внимание на то, что через неск. дней, 24 апр., отмечается память др. готского мученика, Саввы Стратилата, пострадавшего - он был тоже утоплен в реке - вместе с 70 товарищами на 100 лет раньше, при имп. Аврелиане, и предположил, что его следует отождествить с С. Г. (Delehaye. 1912). Однако после публикации Мученичества Саввы Стратилата (Follieri. 1962) стало ясно, что речь идет о 2 разных святых.
Прп. Иосиф Песнописец написал канон в честь С. Г. В Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.) память святого и краткое сказание о нем, составленное на основе Мученичества, содержатся под 17 апр. (SynCP. Col. 608-609). В Василия II Минологий (1-я четв. XI в.) его память внесена под 15 апр. (PG. 117. Col. 403-404). В нек-рых рукописных визант. Синаксарях и Минеях XII-XIV вв. мученик поминается под 12, 15, 16 и 18 апр. (напр.: Paris. gr. 1575, 1587, 1589; Paris. Coislin. 223 - SynCP. Col. 597, 604, 605, 612). Прп. Никодим Святогорец внес в «Синаксарист» краткую заметку о С. Г. под 18 апр., ошибочно назвав его Стратилатом и т. о. отождествив с одноименным мучеником (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 235), это же указание повторяется и в совр. календарях Элладской Православной Церкви.
В палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) память С. Г. отмечена под 15 апр.; во фрагментарно сохранившейся (2 листа) рукописи XII-XIII вв. того же календаря память святого обозначена под 16 апр. (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 60, 201). На грузинском языке Мученичество С. Г. сохранилось в 3 редакциях. Кименная (оригинальная) версия дошла в рукописи Lond. Brit. Mus. 1890 (память С. Г. указана 16 апр.). Метафрастическое (расширенное) Мученичество С. Г. под 13 апр. представлено в рукописи XIII в. (Кут. 7. Л. 218 об.- 226), нач.: კაპპადუკიას შინა და ყოველთა წმიდათა და კათოლიკეთა ეკლესიათა... (В Каппадокии и всесвятой и кафолической Церкви...). Синаксарное сказание было переведено прп. Георгием Святогорцем в XI в. и включено в сб. Великий Синаксарь (НЦРГ. А. 97, НЦРГ. А 193, НЦРГ. Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30, все XI в.) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 322-323). В средневековом арм. Синаксаре Тер-Исраэля память С. Г. и краткое сказание о нем содержатся под 8 ахекана (15 апр.) (Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayen. P., 1930. Vol. 9: Moins de Ahékan. P. 301-303. (PO; T. 21. Fasc. 3)). В средневек. копто-араб. традиции встречаются даты 16 пармуте/бармуда (11 апр.) и 24 пармуте/бармуда (19 апр.) (Le Calendrier d'Abou'l- Barakât / Éd., trad. E. Tisserant. P., 1915. P. 268. (PO; T. 10. Fasc. 3); Les Ménologes des évangéliaires coptes-arabes / Ed. F. Nau. P., 1915. P. 202. N 5. (PO; T. 10. Fasc. 2)).
В слав. стишных Прологах, переведенных в Болгарии в XIV в., память С. Г. обозначена под 18 апр. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 42). В ВМЧ митр. Макария краткая заметка о С. Г., составленная на основе сказания из Минология имп. Василия II, содержится под 15 апр. (ВМЧ. Апр. Дни 1-30. Стб. 454). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)), митр. Ростовский, внес под 15 апр. в Книгу житий святых сказание о С. Г., составленное на основе греч. Мученичества, известного ему в лат. переводе (Димитрий (Туптало), свт. Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 347 об.- 249 об.).
С. Г. (румын. Sava de la Buzău) особо почитается в Румынии, где память мученика совершается 12 апр. (Păcurariu M., preot. Sfinţi daco-romani şi români. Bucur., P. 50-56). Всецерковное почитание было установлено на заседании Синода Румынской Православной Церкви 20-21 июня 1992 г. Также 12 апр. его память с указанием «в Каппадокии» была внесена в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.) Ц. Барония и оттуда перешла в совр. редакцию Мартиролога (MartRom. Comment. P. 135; MartRom. (Vat.). P. 219).