(Конон Гордиевич; ок. 1636 (?), Переяславль Рязанский - 22.07.1693, Борисоглебский мон-рь в Переславле-Залесском), прп. (пам. 22 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переяславский, схим. переславского Борисоглебского на Песках монастыря.
Основные сведения о К. содержатся в Житии святого, известном в 2 редакциях, созданных разными авторами после обретения мощей К. в 1705 г. 1-я редакция («Описано о рождении и житии и преставлении безмолвника схимонаха Корнилия») составлена «иеромонахом недостойным» и «многогрешным» Иоасафом (возможно, настоятелем Лукиановой пуст. Иоасафом (Колдычевским); см.: Крутова. 2011. С. 243-248) и представлена одним списком: РГБ. Собр. Никифорова. № 103. Л. 2-45, нач. XVIII в. Основными источниками Жития стали сведения, сообщенные его автору самим К. и отшельником Лукиановой пуст. мон. Павлом. Сочинение содержит пространные, написанные прозой и виршами предисловие и послесловие, автор к-рых убеждает читателя в том, что постоянное изучение Свящ. Писания есть основа спасения; повести о посмертных чудесах святого отсутствуют.
2-я редакция («Житие и подвиги преподобного отца нашего Корнилия Переславского чудотворца») читается в 3 списках: РГБ. Унд. № 1043, 80-е гг. XVIII в., содержит 10 чудес, последнее датировано 17 мая 1717 г.; Переславль-Залесский музей-заповедник. Инв. № 4222, XVIII в., 17 чудес (судя по количеству чудес, именно этот список использовал для публикации А. И. Свирелин; см.: Свирелин. 1890. С. 43-52); РГБ. Ф. 214. № 228, 2-я пол. XIX в., 10 чудес. Предположительно автором 2-й редакции является игум. Варлаам (Высоцкий), духовник царевны Наталии Алексеевны. При жизни К. он был послушником Борисоглебского мон-ря, в 1704 г. стал настоятелем обители, участвовал в обретении мощей святого и их освидетельствовании (Крутова. 2011. С. 247). В Житии кратко излагаются сведения, к-рые К. сообщил во время предсмертной исповеди своему духовнику иером. переславского Никольского мон-ря Варлааму. После Жития следуют повесть «О обретении мощей» К. и чудеса, датируемые 1-й четв. XVIII в. Эта редакция отличается текстологической стабильностью и существенных разночтений не имеет.
Конон род. в купеческой семье. В Житии 1-й редакции сообщается, что «жития его в сем мире 25 лет до монашества, а в монашестве и в безмолвии пребыл 32 лета», из чего рассчитывается предполагаемая дата рождения святого. 1-я редакция говорит, что его мать звали Марфой, 2-я - Феодорой. Возможно, имя Феодора благочестивая женщина получила при пострижении в мон-рь в конце жизни. Конон жил в родительском доме до 20 лет, пока отец не стал понуждать его вступить в брак. Пообещав жениться через 5 лет, юноша продолжил вести уединенный образ жизни, усердно посещая храм. Вскоре он тайно удалился в Коломну и стал спрашивать «духовных людей», где найти уединенный мон-рь. Ему указали Лукианову пуст. в «двадцати поприщах» от Переславля-Залесского.
Конон был благожелательно принят настоятелем пустыни прп. Корнилием и провел в обители неск. лет под духовным руководством мон. Павла. В 1-й редакции говорится, что послушник был послан настоятелем по монастырским делам в Переславль-Залесский. По возвращении в Лукианову пуст. он объявил духовнику о желании стать монахом переславского Борисоглебского мон-ря. Получив благословение, К. отправился в Переславль-Залесский, где был пострижен настоятелем обители строителем Сергием. В новом мон-ре К. все время молчал, монахи считали его немым от рождения. При этом он не оставлял монашеского послушания: выполнял обязанности «параекклисиарха» (кадиловозжигателя, пономаря), трудился в пекарне и поварне, возделывал сад и огород, выращивая обильные урожаи удивительных по размеру и вкусу плодов и овощей. Пищей святого были «гнилой хлеб и затхлая вода», которые он вкушал 3 раза в неделю, а в посты - только единожды. В Житии рассказывается, что бесы под видом посланников родителей угрозами и уговорами пытались удалить святого из мон-ря. Неоднократно К. приходилось терпеть обиды от строителя и братии. Особенно в издевательствах над святым усердствовал некий монах, «велми бесомъ распаленъ». В жестокий мороз он выгнал К. в одной свитке и босого за ворота обители и оставил на всю ночь. По молитве святого изменилась погода, так что за ночь растаял весь снег на крышах монашеских келий. Жестокосердного монаха вскоре постигла болезнь, которая, однако, не вразумила его. Однажды во время работы на огороде он хотел ударить преподобного лопатой, но неведомая сила отбросила инструмент далеко прочь. В наказание братии за насмешки над святым на монастырский сад и огород напало множество саранчи и гусениц, уничтоживших весь урожай.
Перед смертью святой сильно страдал от болезни головы, зубов и глаз. Когда же боли прекратились, он понял, что через 3 дня умрет. Тогда он заговорил с братией, всех простил, благословил и принял схиму. Монаху, досаждавшему ему мн. годы, К. завещал свою одежду, рясу и «козичину» (козью шкуру). По просьбе братии святой помолился об урожае, чтобы «прузем и гусеницам ктому бы не бывати». В день преставления К. отстоял литургию и после чтения отходной мирно скончался в своей келье.
Согласно 2-й редакции, Конон в отроческом возрасте ушел от родителей и сразу направился в Лукианову пуст. Потом самовольно покинул обитель и пришел в Борисоглебский мон-рь, в котором тогда подвизались 3 монаха под настоятельством иером. Сергия. Игумен долго не принимал Конона, т. к. считал его слишком молодым: отроку на вид было не более 15 лет. Он ночевал у монастырских ворот, пока настоятель не сжалился над ним. В трудах, послушании и строгом посте, питаясь остатками монастырской трапезы только 3 раза в неделю, Конон провел в обители ок. 5 лет, потом был пострижен в монахи своим новым духовником иером. переславского Никольского мон-ря Варлаамом. Через 4 года после пострига по благословению игумена обители К. удалился в затвор, для чего ему устроили маленькую деревянную келью. Здесь он пребывал «неисходно». Однажды ночью он был жестоко избит и выброшен через верхнее окно кельи во двор. Утром его нашли монахи, отнесли в др. келью, где больной пролежал 3 месяца; все это время святой ничего не ел, только пил воду и сок. После выздоровления К. игумен запретил ему возвращаться в затвор. Незадолго до преставления святой обрел дар прозорливости. Но свои пророчества он не произносил, а как бы писал в воздухе рукой, поэтому монахи не поняли его предсказаний о близкой кончине. В Никольском мон-ре К. исповедался духовнику, впервые рассказав историю своей жизни, и причастился. Вернувшись в Борисоглебский мон-рь, он принял схиму и соборовался. К. был погребен в деревянной часовне рядом с основателем обители схим. Адрианом.
Местное почитание святого установилось, видимо, сразу после его преставления. 28 июля 1701 г. у гроба К. прозрела дочь переславского купца Ксения Теголева, глаза к-рой помазали елеем из лампады, висевшей над гробом святого. Мощи К. были обретены через 9 лет после его преставления при строительстве каменного собора в честь Смоленской иконы Божией Матери. Согласно повести «О обретении мощей», 29 июня 1705 г., в день освящения Смоленского храма, свт. Димитрий (Савич (Туптало)) освидетельствовал мощи К.: «Мощи же его вси быша целы, и одежда его на нем, и тлению ничто же прикоснуся» (Житие и подвиги. 2013. С. 53; однако в донесении Переславской консистории Святейшему Синоду 1745-1746 гг. об участии свт. Димитрия в обретении мощей К. не упом. (Голубинский. Канонизация святых. С. 575-576)). Тогда же была допрошена Ксения Теголева, рассказ записал ее родной брат Василий. Мощи К. переложили в резной кипарисовый гроб и поставили в новом храме за левым клиросом. Свт. Димитрий написал тропарь, кондак и молитву святому. Игум. Варлаам (Высоцкий) благословил вести записи о посмертных чудесах святого (Свирелин. 1890. С. 49-50). При гробе К. служили панихиды, по молитвам святому исцелялись бесноватые, слепые. Некий солдат Венедикт, перевозивший казенные деньги из Архангельска в Москву, сильно страдал от болезни правого глаза. Остановившись на ночлег в Ямской слободе, в 3 верстах от Переславля-Залесского, он услышал рассказ о К. Помолившись святому, солдат получил исцеление. По его просьбе жительница слободы поставила свечу у гроба преподобного и рассказала о чуде, которое 6 марта 1717 г. записали в монастырскую книгу. Из соседних уездов к раке святого приносили больных младенцев (Там же. С. 51). В 1714 г. была написана 1-я икона преподобного. В «Сводном иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова описание образа К. помещено под 2 авг. (Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 2. С. 150). Память «Корнилия затворника Борисоглебского монастыря» без указания дня празднования содержится в «Описании о российских святых». 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле-Залесском начала работу комиссия Синода, в результате мощи К. признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. 15 марта 1722 г. последовал указ Синода, в котором осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей.
В 1764 г. в ходе реформы о штатах Борисоглебский мон-рь был упразднен, а Смоленский храм обращен в приходскую церковь. В 1818 г. стараниями настоятеля храма свящ. И. Ф. Ремезова над ракой святого устроили сень, к-рую поддерживали резные фигуры ангелов. На гробнице находилась икона К., здесь же хранились четки, принадлежавшие преподобному (Добронравов. 1895. С. 64).
Смоленская ц. была закрыта в кон. 30-х гг. XX в. и использовалась под хозяйственные нужды. До сер. 70-х гг. в церковной трапезной и кельях проживали горожане Переславля-Залесского. В кон. 80-х гг. здание церкви частично обрушилось (Ермакова. 2004. С. 47). В 1994 г. могила К. была вскрыта неизвестными злоумышленниками, к-рые разбросали св. мощи. Их собрали местные жители и передали в возобновленный переславский Никитский муж. мон-рь. 4 авг. 2000 г., в день памяти преподобного, мощи святого торжественно, крестным ходом были перенесены в Никольскую жен. обитель, к которой к тому времени был приписан Смоленский храм (Слово о Переславле. 2004. С. 137-138). Канонизация святого подтверждена включением его имени в состав Собора Ростово-Ярославских святых, установленного в 1964 г.
В наст. время в летний период мощи К. пребывают в Никольском храме, у сев. стены, зимой - в Благовещенской ц., за левым клиросом. В Смоленской ц. также установлена резная золоченая рака, изготовленная в 2007 г. попечением ктитора Никольского мон-ря В. И. Тырышкина.
Несмотря на то что К. почитали в Переславле-Залесском с кон. XVII в., древних его икон не сохранилось. Первый образ преподобного был создан, очевидно, в 1714 г. (Голубинский. Канонизация святых. С. 575). Судьба образа, написанного на крышке его гробницы, неизвестна. Одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений К. встречается на иконе «Переславские святые» 2-й пол. XIX в. (ПЗИХМЗ): преподобный представлен в рост крайним справа в ряду с прп. Никитой Столпником, прп. Даниилом Переславским и блгв. кн. Андреем Смоленским.
В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 2 авг. и 22 июля указано, что К. надлежит изображать в монашеской одежде, в схимническом куколе, русым, «аки Козма», и кудреватым; борода его с проседью, небольшая, по форме как у св. Иоанна Предтечи (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 150).
Изредка образ К. включали в композицию «Собор русских святых», напр. на иконе 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР); К.- в правой группе преподобных с непокрытой головой, надпись на нимбе: «п Корнилiи Борисоглебск». В крупных художественных программах его образ присутствует в церковной стенописи: напр., в виде схимника с седой окладистой бородой - в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010).
В кон. XX - нач. XXI в. получили распространение иконы К. неск. иконографических изводов. Наибольшей известностью пользуется ростовой образ святого над ракой К., выполненный в строгом соответствии с характеристикой в подлинниках (2000, иконописец инокиня Екатерина (Омельченко), мастерская переславль-залесского Никольского жен. мон-ря). Святой написан с небольшой русой бородой; он в монашеской мантии и схимническом куколе, руки крестообразно сложены на груди. Подобное изображение находится и в местном ряду совр. иконостаса Благовещенской ц. Никольской обители. В монастырской иконописной мастерской созданы и поясные иконы К. похожей иконографии.
Совр. иконописцы изображают К. и в сонме Переславских чудотворцев. Наиболее близким к иконографической традиции XIX в. является образ, написанный в 90-х гг. XX в. А. В. Зданович в иконописной школе при МДА (Сергиев Посад). На иконе «Собор святых земли Переславской» кон. XX в. в Троицком соборе переславль-залесского Данилова мон-ря К. представлен 2-м справа в верхнем ряду. Вариантом этого извода является изображение «Собор Переславских святых», где поясной образ К. размещен над ростовым образом блгв. кн. Александра Невского в левой части иконы (Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. М., 2007. С. 45).
В переславль-залесской ц. блгв. кн. Александра Невского в местном ряду иконостаса находится образ К. уникальной иконографии (2010, иконописец В. А. Поляков, Переславль-Залесский). На этой иконе преподобный изображен в рост вместе с переславским прот. сщмч. Евгением Елховским.