Енисейской епархии (до кон. 30-х гг. XX в. в офиц. документах также именовалась Красноярской без формального переименования; см. Красноярская и Ачинская епархия), существовало в 1923-1937 гг. Названо по г. Минусинск (до 1924 уездный центр Енисейской губ., в 1924-1925 - районный центр Минусинского у. той же губернии, с 1925 центр Минусинского окр. Сибирского края, с 1930 - Минусинского р-на Западно-Сибирского края; с 1934 районный центр Красноярского края). До 1922 г. о назначении епископа в Минусинский у. неоднократно ходатайствовали уездные благочинные. 21 нояб. 1922 г. состоялась обновленческая (см. Обновленчество) «хиротония» женатого прот. Иннокентия Орфеева во «епископа» Минусинского, викария раскольничьей Красноярской епархии. После этого к расколу примкнуло большинство приходов уезда. Роль объединителя правосл. приходов на юге Енисейской губ. в 1922 г. взял на себя архим. Димитрий (Вологодский), настоятель церкви преобразованного в 1920 г. в сельскохозяйственную коммуну минусинского Покровского жен. мон-ря и духовник насельниц. 19 мая 1923 г. он был хиротонисан в Москве (по др. сведениям, в Архангельске) во епископа Минусинского и Усинского, викария Енисейской епархии (Минусинский краевед. музей. Внутр. ф. 8440/58, 8440/80). При учреждении М. в. его территория совпадала с территорией Минусинского у. В 1925 г. уезд был преобразован в округ, включивший 8 районов: Абаканский, Бейский, Ермаковский, Идринский, Каратузский, Курагинский, Минусинский и Усинский.
29 июля 1923 г. еп. Димитрий прибыл в Минусинск на пароходе. О его архиерейской хиротонии знали очень немногие. Обновленцы предположили, что в город приезжает старообрядческий архиерей (вероятно, Минусинский еп. Белокриницкой иерархии Арсений (Давыдов)), к-рый действительно прибыл в Минусинск в то же время (Там же. Внутр. ф. 8440/51). Вскоре после вступления в управление М. в. еп. Димитрию удалось объединить под своим началом более 50 приходов. При воссоединении с Церковью обновленческих священников он применял особый чин, включавший публичное покаяние в храмах и публичную 6-недельную епитимию. В борьбе с обновленчеством еп. Димитрия поддерживал настоятель минусинской кладбищенской Сретенской ц. иером. (с нояб. 1924 архим.?) сщмч. Амфилохий (Скворцов), хиротонисанный во епископа Енисейского 8 марта 1925 г.
С целью ослабления канонической Церкви местные власти усиливали давление на «тихоновцев»: священнослужителей и мирян привлекали к адм. и уголовной ответственности, подвергали высылке. В частности, репрессиям подверглись представители церковного совета минусинского Спасского собора и минусинской Троицкой ц. (ГА Красноярского края. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 771. Л. 58, 59, 61, 108, 202). Храмы передавали обновленцам. В Минусинске раскольники получили Спасский собор, Вознесенский и Троицкий храмы; у православных оставалась кладбищенская Сретенская ц. С жалобой на действия бывш. заместителя председателя Минусинского исполнительного комитета Дудина, попытавшегося закрыть и эту церковь, верующие обращались во ВЦИК, в Наркомат юстиции, НКВД РСФСР и Прокуратуру РСФСР (Там же. Л. 8, 59, 61, 108).
Тем не менее к сер. 20-х гг. XX в. в Минусинском окр. были сохранены все церкви, большинство из них оставались открытыми (ГА Новосибирской обл. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 135). В 1925 г. верующим удалось добиться изъятия у обновленцев и передачи правосл. общине минусинской Троицкой ц. (Архив г. Минусинска. Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 877. Л. 108-109). В отчете Минусинского окружного временного оргбюро Союза воинствующих безбожников от 1 нояб. 1928 г. отмечалось, что благочиннические собрания в М. в. проводятся «по мере надобности, года через два». «Больными вопросами» были содержание и финансирование причтов, канцелярии благочинного и кафедры епископа, поскольку «население на церковь давало мало». В отчете также констатировался «провал обновленчества» и сообщалось, что состоявшаяся не позднее янв. 1926 г. поездка раскольничьего «епископа» Иннокентия по вик-ству имела «жалкий вид»: «епископа» «не только не встречали, но местами пришлось ему идти пешком, местами само духовенство везло на своих лошадях». Службу Иннокентий «отправлял как рядовой священник, без архиерейской помпы» (ГА Красноярского края. Ф. П-60. Оп. 1. Д. 768. Л. 2-3). С янв. по сент. 1928 г. Минусинский еп. Димитрий временно управлял Енисейской епархией.
В 1925-1928 гг. степень самостоятельности М. в. по отношению к Енисейской епархии была определена не полностью. Только 18 дек. 1928 г. Минусинский еп. Димитрий направил запрос уволенному на покой и проживавшему в с. Анчул Таштыпского р-на Хакасского окр. Сибирского края (ныне в Хакасии) еп. сщмч. Амфилохию (Скворцову) о том, «в какое положение была поставлена Минусинская кафедра по отношению к Красноярской» при назначении на последнюю сщмч. Амфилохия. В ответе от 25 дек. того же года сщмч. Амфилохий сообщал: «…покойный патриарх ввиду того, что в Минусинске был епископ старейший меня по рукоположению и около уже двух лет управлявший своей епархией, тогда как в Красноярске совсем в это время не было епископа, благоволил считать нас обоих самостоятельными» (Минусинский краевед. музей. Внутр. ф. 8440/86). К ответу прилагалась копия соответствующего патриаршего указа. Определением заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Временного Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. «в соответствии гражданскому делению на области» были образованы церковные области, состоявшие из нескольких епархий и вик-ств. М. в. повторно получило самостоятельность (Там же).
В результате адм. давления и репрессий 2-й пол. 20-х гг. XX в. к кон. десятилетия властям удалось ослабить правосл. общины Минусинской епископии. В отчете о работе Минусинского окружного административного отдела от 13 авг. 1929 г. отмечалось, что церковные исполнительные органы пополнились бедняками и женщинами (ГА Красноярского края. Ф. П-60. Оп. 1. Д. 824. Л. 112). К 1 июля 1929 г. в Минусинском окр. действовали 96 приходов канонической Церкви; обновленческих приходов тогда же насчитывалось 26. К тому времени в округе были закрыты 3 церкви: Вознесенская в Минусинске, Екатерининская в с. Берёзовском Курагинского р-на и в с. М. Хабык (ныне деревня) Идринского р-на. После упразднения Минусинского окр. в 1930 г. территория Минусинской епископии продолжала включать районы, ранее входившие в округ.
К нач. 30-х гг. XX в. материальное положение священнослужителей существенно ухудшилось вслед. обложения завышенными налогами. Многие представители белого духовенства и церковнослужители были вынуждены искать дополнительные заработки, поскольку религ. деятельность не позволяла обеспечить семьи самым необходимым. 13 февр. и 8 нояб. 1930 г. за недоимки были составлены описи личного имущества Минусинского еп. Димитрия. Несмотря на бедственное материальное положение имущество архиерея было изъято (Архив г. Минусинска. Ф. Р-33. Оп. 3. Д. 111. Л. 1; Минусинский краевед. музей. Внутр. ф. 8440/73, 79). С мая по авг. 1931 г. Минусинский епископ вновь временно управлял Енисейской епархией.
26 февр. (28 марта?) 1933 г. еп. Димитрий был арестован и 10 июня приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Западно-Сибирскому краю к 5 годам заключения в ИТЛ, замененного ссылкой на тот же срок. 3 сент. 1933 г. на Минусинскую кафедру был назначен незадолго перед тем освобожденный из заключения архиеп. Дионисий (Прозоровский). Предположительно до дек. 1933 г. он проживал в Иркутске и в управление Минусинской епископией не вступал. 3 янв. 1934 г. архиеп. Дионисий был определен на Ачинскую кафедру. Одновременно он управлял М. в., утратившим статус самостоятельной епископии (по некоторым сведениям, архиерей титуловался «архиепископом Ачинским и Минусинским»).
В 1-й пол. 30-х гг. XX в. местные власти стали активизировать усилия по сокращению количества приходов. В февр. 1933 г. была предпринята попытка закрыть церковь в с. Каратузском Каратузского р-на. В дек. 1933 г. расторгнут договор с «тихоновской» общиной минусинской Троицкой ц. В том же году под предлогом отсутствия складских помещений для хранения колхозного зерна были заняты церкви в селах Курагино (ныне поселок), Шалоболино, Имисс (Имисское), Мурино и Бугуртак (ныне поселок) Курагинского р-на. Одновременно под зернохранилище была занята церковь в с. Ермаковском Ермаковского р-на, несмотря на то что ее община, насчитывавшая ок. 1000 чел., уплатила все налоги и страховые взносы. В сент. 1933 г. был запрещен колокольный звон в с. Каратузском. В 1934 г. закрыта церковь в с. М. Минуса Минусинского р-на (ГА Новосибирской обл. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 12. Л. 37-39).
3 мая 1934 г. архиеп. Дионисий (Прозоровский) был переведен на Уфимскую кафедру, а на его место назначен еп. Антоний (Миловидов). Ачинский епископ продолжал управлять приходами М. в. В заявлении от 10 янв. 1935 г. в Комиссию по вопросам культов при Западно-Сибирском крайисполкоме еп. Антоний сообщал: «Район моей деятельности ограничивался местонахождением в надлежащем порядке зарегистрированных религиозных объединений Сергиевской ориентации в: Ачинском, Бирилюсском, Боготольском, Тяжинском, Ужурском, Назаровском, Минусинском, Ермаковском, Курагинском и Краснотуранском районах» (ГА Красноярского края. Ф. Р-1386. Оп. 1. Д. 29. Л. 11-11 об.).
Еп. Димитрий (Вологодский), досрочно освобожденный в июне 1934 г., прибыл в Минусинск 5 июля 1935 г. Определением от 24 июля и указом заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия от 27 июля того же года еп. Димитрий вновь был поставлен во главе М. в., территория которого теперь включала Минусинск и Минусинский р-н (Минусинский краевед. музей. Внутр. ф. № 8440-58, 8440/80).
С сер. 30-х гг. XX в. в М. в. началось массовое закрытие храмов: в 1935 г. были закрыты 8, в 1936 г.- 7, в 1937 г.- 6 церквей. Вследствие этого священники были вынуждены служить на частных квартирах. На Рождество 1935 г. минусинские священники И. М. Вологодский и А. С. Лалетин совершали праздничные богослужения в своих квартирах, а еп. Димитрий и др. минусинский священник, Д. Ахметов, 1-3 февр. того же года обходили с крестным ходом квартиры верующих. За это архиерей, священники и прихожане, предоставившие свои квартиры для богослужений, были оштрафованы на 100 р. каждый (Архив г. Минусинска. Оп. 1. Д. 381. Л. 30; Оп. 3. Д. 152. Л. 8).
17 марта 1936 г. еп. Димитрий был возведен в сан архиепископа, а 26 апр. 1937 г. арестован, после чего М. в. прекратило существование.
Минусинскую обновленческую кафедру занимали «епископ» Иннокентий Орфеев (21 нояб. 1922 - 5 янв. 1926), «епископ» Александр Четыркин (5 янв. 1926 - 13 сент. 1927) и «архиепископ» Александр Турский (4 дек. 1927 - сент. 1934; до 3 дек. 1930 «епископ»).
Архиеп. Димитрий (Вологодский; 19 мая 1923 - 26 февр. (28 марта?) 1933, 27 июля 1935 - 26 апр. 1937; до 17 марта 1937 в сане епископа), Ачинский архиеп. Дионисий (Прозоровский; 3 янв.- 3 мая 1934, в. у.), Ачинский еп. Антоний (Миловидов; 3 мая 1934 - 27 июля 1935, в. у.).