(Ок. 750-826), исп. (пам. 23 мая), еп. Син(н)адский; церковный деятель, противостоявший иконоборцам во время 2-го периода иконоборчества. Неизданное Житие М. содержится в афонской рукописи Ath. Cutl. 93 (634) (Fol. 37-81) (BHG, N 2274x). Основные сведения о подвижнике находятся в агиографических источниках и византийских хрониках. М. род. в г. Син(н)ада (Фригия, ныне Шухут, Турция) в богатой семье. Его родители долго были бездетными и обращались с молитвами о рождении ребенка к арх. Михаилу, в честь к-рого и был назван М. Возмужав, он отправился в К-поль, где познакомился с исп. Феофилактом (пам. 8 марта; впосл. епископ Никомидийский), к-рый в то время был секретарем патриарха К-польского свт. Тарасия (784-786). Молодые люди вместе были пострижены свт. Тарасием в монахи и некоторое время усердно подвизались в монастыре на Босфоре. Ок. 787 г. Тарасий сначала сделал М. скевофилаксом Великой ц., а затем рукоположил во епископа и поставил М. на кафедру его родного города. В том же году М. участвовал во Вселенском VII Соборе (Mansi. T. 3. Col. 365, 381). Как архиерей и пастырь М. много потрудился на благо Церкви и паствы.
В 802 г. М. входил в состав посольства, отправленного к Карлу Великому. В 806 г. по решению имп. Никифора I М. выехал в Багдад с посольством к халифу Харуну ар-Рашиду для заключения мирного договора. В 811 г. посетил папу Римского свт. Льва III и вручил ему верительные грамоты и соборное послание патриарха К-польского Никифора I; в Риме он познакомился с прп. Григорием Акритским (пам. 5 янв.). В 812 г. он вторично был принят Карлом Великим в Ахене, видимо, с целью переговоров о браке старшего сына имп. Михаила I Рангаве (811-813) с одной из дочерей имп. Карла.
После того как новый имп. Лев V (813-820) через 2 года после воцарения возобновил преследования иконопочитателей, М. решительно встал на сторону последних. Лидером православных стал патриарх К-польский свт. Никифор I. Обращение М. к императору (вместе со своим другом и сподвижником Феофилактом, еп. Никомидийским, и с др. правосл. клириками и архиереями) и полемика с ним привели к ссылке М. в г. Евдокиада. Затем М. более 10 лет скитался по разным областям империи, находился в заключении в К-поле (вероятно, в мон-ре святых Сергия и Вакха). Возможно, он был знаком со спафарием Сергием, отцом патриарха К-польского свт. Фотия I (Theoph. Contin. 668-669).
После гибели Льва V М. был возвращен из ссылки, как и мн. др. иконопочитатели, однако, видимо, не вернулся на свою епископскую кафедру. М. скончался скорее всего где-то близ К-поля в один год с прп. Феодором Студитом, к-рый высоко ценил его вклад в борьбу с ересью иконоборчества. В сохранившемся письме М. прп. Феодор называл подвижника своим другом (Theod. Stud. Ер. 364). Он подробно описал кончину М., у которого внезапно начались сильные боли, и он «сделался безгласен»; на 3-й день, на праздник Пятидесятницы, предал свой дух Господу (Idem. Catech. parv. 21). Можно предположить, что прп. Феодор лично присутствовал при последних днях М., однако ниже есть описание смерти др. монаха, поэтому с уверенностью утверждать этого нельзя. В научной лит-ре встречается также др. дата смерти М.- 821 г., к-рая скорее всего неверна.
Честная глава М. хранится в Великой Лавре на Афоне, там же в Иверском мон-ре есть его левая стопа; в храме Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме - десница. Кроме того, многочисленные частицы мощей находятся в других храмах и мон-рях Греции (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // OrChr. 1970. Vol. 54. P. 219). М. также особо почитается в Каристийской и Скиросской митрополии Элладской Православной Церкви.
В России мощи М. появились после оживления связей с церквами и монастырями правосл. Востока. Из Благовещенского собора Московского Кремля происходит серебряный с золочением крест-мощевик с резными композициями Распятия и избранных святых (нач. XVII в., ГММК). На его оборотной стороне на горизонтальной перекладине помещена надпись о мощах святого: «Михаил синаиски исповедник». К сер. XVII в. в Москве хранилось уже неск. частиц мощей. Так, в описи Образной палаты царского дворца в Московском Кремле (1669) упоминаются 2 части мощей М., одна в серебряном окладе. Вероятно, оттуда части этой святыни могли выдавать для вложений в кресты или мощевики, предназначенные для разных мон-рей и храмов. Мощи М. («Михаила Синаiта») упоминаются как хранящиеся в ризнице Троице-Сергиева мон-ря, согласно Описи 1641 г. (по копии, подготовленной в 1919-1923 Ю. А. Олсуфьевым и С. Н. Дурылиным, ныне в РГБ. Ф. 173. II. 225. М 7397. Л. 95). Часть мощей М. находится среди вложений серебряного, позолоченного, украшенного сканью и эмалью креста из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в., ПИАМ), возможно московской работы. Мощевик с частью мощей М. вмонтирован вместе с др. святынями в крышку раки св. Александра Невского в Троицком соборе Александро-Невской лавры (XIX в.).
представлено лишь краткими памятями, в т. ч. синаксарным (проложным) Житием в составе Пролога под 23 мая (перевод XI-XII вв.), древнейшие рукописи датируются XIII-XIV вв. (издание по одному из южнослав. списков см.: Пролог бр. 72 / Изд. подгот.: В. Десподова и др. Скопjе, 2006. С. 272). Житие содержит немного исторических деталей: только название епископии М., время его подвижничества при императоре-иконоборце Льве V, осуждение на изгнание без указания конкретного места. Греческий оригинал слав. Жития был близок редакции, помещенной в Минологии Василия II (PG. 117. Сol. 472).
В пространной редакции Пролога (древнерус. переработке кон. XII в.) исторические сведения о М. представлены шире, вероятно, на основании синаксарного Жития сподвижника М.- исп. Феофилакта, еп. Никомидийского (в Прологе под 8 марта), где сказано, что М. был монахом в созданном патриархом Тарасием мон-ре на Босфоре (по-славянски называвшемся Суд), а затем поставлен митрополитом в Синаде. Проложное Житие из пространной редакции вошло в состав Великих Миней-Четьих митр. Макария (ВМЧ. Май. Дни 9-23. Л. 613 об.-614; изд.: Die grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Uspenskij spisok. Mai / Hrsg. E. Weiher, S. O. Šmidt, A. I. Škurko. Freiburg i. Br., 2009. Bd. 2. S. 1226-1227).
Сказание о М. в составе Стишного Пролога, переведенного юж. славянами в XIV в., прославляет его борьбу с еретиками, в особенности с имп. Львом, называемым «зверем злоименитым», к-рому М. дерзко отвечает, отказываясь подчиниться приказу отречься от почитания икон (ВМЧ. Май. Дни 9-23 мая. Л. 643 об.). Греч. оригинал этого сказания находится в греч. Минеях под 23 мая, а также в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Сol. 703-704).
Димитрий Ростовский в Житии М. не только использовал сказание Стишного Пролога, но и делал дословные выписки (напр., как М. укротил «языкоболие» еретиков и боролся со «звероименитым» Львом), а также Житие исп. Феофилакта, еп. Никомидийского, доступное ему, вероятно, в лат. переводе (Димитрий (Ростовский), свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 492-492 об.). При этом общая деятельность 2 святых описана Димитрием Ростовским одинаково как в Житии исп. Феофилакта под 8 марта (Там же. Л. 54-55), так и в Житии М. под 23 мая: сначала говорится о том, как они подвизались в мон-ре, созданном патриархом Тарасием «при устье Эвксинского Понта», затем излагается эпизод с сухим медным сосудом, к-рый в летний зной благодаря молитве святых стал источать воду (это чудо сравнивается с библейскими чудесами: изведением воды из камня для Израиля (Исх 17. 6) и из ослиной челюсти для Самсона (Суд 15. 19)), и наконец сообщается о поставлении святых на архиерейское служение, Феофилакта - в Никомидию, а М.- в Синад. Однако в пространном Житии Феофилакта чудо с медным сосудом приведено иначе: воздержание Феофилакта и М. было таково, что в летнюю жару они намеренно опрокинули монастырскую кадку с водой, чтобы не поддаваться своему желанию (Феофилакт, архиеп. Никомидийский, свт., исп. (до 765 - после 818): BHG, N 2451 / Пер.: Е. С. Иванюк; предисл., коммент.: Т. А. Сенина // Жития визант. святых эпохи иконоборчества. Т. 1. СПб., 2015. С. 234). Вероятно, Димитрий Ростовский переработал этот эпизод в соответствии с агиографическим каноном. Сказание о М. повторено и в отредактированных «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» без содержательных изменений.
Традиц. образ М.- старец с клиновидной бородой в архиерейском облачении: подризнике, фелони, с омофором, палицей; голова не покрыта, в руках держит кодекс. В греч. руководстве для художников - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» М. описан как «старец с остроконечною бородою» (Ерминия ДФ. С. 162, № 65). В рус. иконописном подлиннике кон. XVI в. под 23 мая об облике М. сказано: «Брада шире Власьевы (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.), риза кресты лазорь, исподь вохра с белилы и се кеноваремъ; правая молебна, персты верх»; в списке того же времени, принадлежавшем И. Е. Забелину, добавлено: «левою держит Евангелие» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 105; то же - Большаков. Подлинник иконописный. С. 101). В подлиннике сводной редакции XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова в характеристике М. помимо стандартной формы уподобления облику др. святого и описания одежд упоминается атрибут, указывающий на его подвиг в борьбе с ересью иконоборчества - икона Божией Матери: «Подобием сед, брада шире Власиевой, на главе волосы просты, мало с ушей, ризы святительские крестечные, исподь светложелтая, в омофоре, в руках икона Пресвятыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом. Сей бе в лето 6333, в царство Льва Арменина, за иконное поклонение многи скорби и беды претерпе и скончался» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 351). К этому описанию акад. В. Д. Фартусов в составленном им подлиннике для иконописцев (1910) добавил наличие в руке М. хартии с текстом: «Укрепляемый и умудряемый Духа Святаго благодатию, всякое Богопротивных языкоболие укроти, и еретическая загради уста, разверзающаяся на хуление Божественных изображений» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 290-291).
В монументальной декорации образ М. чаще входит в состав минейных циклов, размещаемых обычно в нартексах, но также встречается и в росписи основного пространства храма. В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - ростовой образ святого (в надписи только имя) помещен в простенке барабана юго-вост. купола; М. благоговейно держит Евангелие, фиолетового оттенка фелонь скрывает его руки, борода короткая, редкая, с проседью, на голове плешь. В росписи ряда афонских храмов М. представлен: в наосе кафоликона мон-ря Пантократор (1363-1380); в наосе кафоликона Вел. Лавры (1534/35, мастер мон. Феофан Критский); в парекклисионе Панагии Парамифии мон-ря Ватопед (1677/78) и др.
Несмотря на то что в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота имя М. не приведено в описании композиции, отражающей событие «Восстановления святых икон», его образ входит в изображение на иконах праздника Торжества Православия. М. благодаря полной надписи опознается на 2 иконах работы иконописца Э. Дзанфурнариса кон. XVI - нач. XVII в. (Музей греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции; Музей Бенаки, Афины) (см.: Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии: Коллекция Музея греч. ин-та визант. и поствизант. исследований в Венеции. М.; Венеция, 2009. Кат. 58. С. 140-141). Святой представлен в верхней зоне иконы слева, в группе святителей; он - старец с длинной клиновидной бородой.
В минейных циклах на май изображение М. представлено в стенописи, миниатюрах, на иконах, гравюрах. Под 22 мая он изображен в частично сохранившемся настенном минологии в нартексе ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320) - поясная фигура старца с клиновидной бородой до середины груди, облачен в полиставрий (крещатую фелонь); атрибутируется по надписи «O αγιος <…> Συναδων <…>». Согласно атрибуции П. Мийовича (именование Синадский в надписи при имени отсутствует), ростовой образ М., также старца в полиставрии, но с бородой, раздваивающейся на конце на длинные пряди, включен в минологий на май в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - правой рукой перед грудью благословляет, в покровенной фелонью левой руке на омофоре держит Евангелие. Погрудный образ с полной надписью - в росписи ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561); ростовой (только имя) - в ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718). На миниатюре в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 115, кон. XV в.) образ М. помещен в минейной части под 23 мая; прямолично, в рост, облачен в розового оттенка фелонь и голубой подризник, с палицей, правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие, характеристика облика та же, что в др. памятниках. На рус. минейных иконах образ М. встречается стабильно под 23 мая (напр., на отдельной иконе на май из комплекта годовой минеи, кон. XVI в., ВГИАХМЗ; на минейной иконе на год нач. XIX в., УКМ). Некоторая вариативность в изображении святого встречается в гравированных святцах 1-й пол. XVIII в. Напр., на листе на май гравера Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) при относительном сохранении черт облика святого, в его левой руке изображен ранее не встречавшийся крест (правой благословляет); на офорте работы И. К. Любецкого с раскраской в 5 цветов (1730) - голова М. показана в легком повороте влево, окладистая борода слегка сужается книзу, правая рука у груди, в левой держит Евангелие.