(IV в.), исп. (пам. 18 февр., 5 июля), еп. Синадский (Фригийский). О житии А. рассказывает церковный историк нач. V в. Филосторгий (на к-рого, видимо, опирается и «Суда»). Его не следует отождествлять с одноименным епископом Синадским, жившим в нач. V в. Род. в Каппадокии в христ. семье во времена имп. Диоклетиана (284-305). С юных лет встал на путь иноческой жизни, поселившись во Фригии близ г. Синада (совр. Чифут-Кассаба) или Синай (совр. Синав), питался золой и шелухой от бобов, воздерживался от сна, непрестанно изучая Свящ. Писание; стяжав дар чудотворения, истребил молитвой появившегося около мон-ря змия и исцелил одержимую девицу. Узнав, что А. отличался огромной физической силой, имп. Лициний (или, по «Суде», Максимин) забрал его из мон-ря на военную службу, где святой продолжал чудесно исцелять людей и животных. Нек-рое время А. находился под судом вместе с мучениками Викторином, Дорофеем, Феодулом и Агриппой, был изранен копьями и лишь чудом избежал смерти; когда по его молитвам исцелился слуга имп. Константина Великого, исповедник получил разрешение вернуться на родину. Там он был против воли рукоположен во пресвитера, а после смерти местного архиерея поставлен во епископа. Совершив еще более сотни чудес (изменял направление рек, передвигал горы, воскрешал мертвых, открывал людям их грехи, пророчествовал), А. преставился в мире.
Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно трижды было переведено на слав. язык, по-видимому сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. оно включено под 18 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 486-487).
В визант. Месяцесловах память А. появляется достаточно рано, однако встречается редко и в основном в памятниках к-польского происхождения. Она значится в Типиконе Великой ц. (X в.) как «память преподобного и чудотворца Агапита, епископа Синадского» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 234-235), а также в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613), в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Син. Греч. № 183), в Евангелиях X-XI вв. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 47). Из студийской рукописи кон. XI в. (ГИМ. Син. Греч. № 181) известна служба А. на 18 февр. (Л. 92-95), содержащая седален, кондак, икос, 6 стихир и канон св. Иосифа Гимнографа († 883) с акростихом «Τὸν θεῖον ἀγαπητὸν ὑμνῶ προφρόνως», вписанным в тропари и богородичны; в более поздней февр. Минее иерусалимского типа (2-я четв. XIV в. Син. Греч. № 153) нет памяти А., потому что ее вытесняет празднование св. Льву, папе Римскому. Синайская рукопись XI в. (Sin. Gr. 602. Fol. 92v - 96) содержит др. канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), анонимный («Κόσμου λιπὼν τὴν ζάλην» - Ταμεῖον. N 502. P. 168). Гродидье де Матону известен по рукописи X-XI вв. (Cod. Ath. Vatoped. 1041) кондак А. (Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P., 1977. P. 83). В слав. традиции память А. отсутствует, ее нет ни в ранних Минеях (напр., XII в., Син. № 164) студийского типа, ни в позднейших, ориентированных на Иерусалимский устав. По совр. рус. и греч. Типиконам память А. не празднуется, однако в греч. Минее (Μηναῖον. Θεβρουάριος. Σ. 184) содержится стишной ямбический синаксарь после 6-й песни канона на утрене.
На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 411) А. представлен как святитель в омофоре, с Евангелием в руках, изображен старцем (в рост); аналогичное изображение - в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Син. Греч. № 183. Л. 80). Др. вариант иконографии имеется в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., где А. представлен длиннобородым старцем, облаченным в хитон и гиматий (полуфигурное изображение). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описывает А. как cтарца с остроконечной бородой (Ч. 3. § 8. № 50).