(Путилов Тимофей Иванович, 15.01.1782, Борисоглебск Ярославской губ.- 16.06.1862, Оптина пуст.), прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни. Из купцов 3-й гильдии. Род. в благочестивой семье, крещен во имя ап. Тимофея. Отец его матери, Анны Ивановны (урожд. Головиной), служил иеродиаконом в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыре, племянница мон. Максимилла являлась насельницей московского в честь Вознесения Господня монастыря. Когда семья Путиловых жила в Воронеже, отец преподобного, Иван Григорьевич, посетил свт. Тихона Задонского и принял его благословение. Тимофей получил домашнее образование. В 1800 г. отец вместе со старшими сыновьями отправился в Москву, затем вместе с сыном Кириллом и семьей переехал в Углич, а братья Тимофей и Иона (см.: Исаия II (Путилов)) в дек. 1800 г. поступили на службу к московскому купцу Карпышеву. Все свободное время братья посвящали богомолью и чтению книг. Познакомились со старицей московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря инокиней Досифеей. Позднее переписывались с ней. Она посоветовала братьям обращаться за советом к бывшему наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и иером. Филарету (Пуляшкину), которые ранее общались с прп. Паисием (Величковским). После кончины сестры Анисии ее муж К. Д. Крундышев († 1823) в нояб. 1804 г. поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь, поэтому Тимофей и Иона также решили поступить в эту обитель. Опасаясь, что им, как и сестре, отец не даст благословение на поступление в монастырь, братья взяли увольнительный паспорт на 3 года и послали отцу письмо с сообщением, что отправляются в Киев на поклонение святыням, а потом займутся поиском новой работы. 13 мая 1805 г. прибыли в Саровскую пуст., откуда Тимофей писал мон. Досифее: «...в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). В нояб. 1805 г. Иван Григорьевич получил письмо, в котором сыновья просили благословения на монашеский постриг. В ответ отец приказал им вернуться домой. Но братья еще более 2 лет прожили в пустыни, пользовались наставлениями прп. Серафима Саровского. Тимофей трудился в хлебне, трапезной, был келейником и письмоводителем у строителя иером. Исаии I (Зубкова). В кон. 1807 г. Тимофей приехал мириться с больным отцом и получил его благословение на поступление в мон-рь. В мае 1808 г. вновь приезжал к отцу вместе с братом Ионой, чтобы получить разрешение и для него. Иона впосл. принял монашеский постриг с именем Исаия, стал настоятелем Саровской пуст., а Тимофей Саров больше не посещал.
В 1808 г. в Москве Путилов познакомился с иером. Серафимом (Веденисовым), учеником старца иером. Василия (Кишкина) и казначеем Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. В обители собрались ученики прп. Паисия (Величковского) иеросхим. Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопов) и Афанасий (Захаров), иеродиак. Анастасий (Концевич), мон. Варфоломей (Иванов) и др. 3 авг. 1809 г. Т. И. Путилов был принят в число послушников Свенского монастыря, был пономарем, письмоводителем. В 1810 г. игум. Амвросий (Григорьев) представил послушника Тимофея к пострижению в монашество, но Синод указом от 8 марта того же года отклонил прошение в связи с тем, что он не прошел обязательный 3-летний искус в данной обители, и по причине неправильного оформления увольнения из купеческого сословия.
16 марта 1811 г. в Москве Тимофей получил увольнительное свидетельство (для перехода из купеческого в духовное сословие) и по совету московского иеросхим. Адриана (Алексея (Блинских)) отправился к рославльским пустынножителям, где прожил с перерывами 10 лет под руководством старца Афанасия (Степанова) и Досифея (Cеркова). В авг. 1812 г. Тимофей в связи с наступлением франц. войск прибыл в Свенский мон-рь, через нек-рое время по приглашению настоятеля Белобережской пуст. Серафима перешел в эту обитель и поселился в уединенной лесной келье, где до него подвизались схим. Феодор (Пользиков), прп. Лев (Наголкин), иером. Клеопа II (Антонов). Позднее перешел в монастырь, где ухаживал за схим. Афанасием (Захаровым), учеником прп. Паисия, впоследствии наставником оптинского прп. Макария (Иванова). Вскоре вернулся в Рославльские леса, куда в янв. 1816 г. прибыл и его родной брат Александр. В том же году братья совершили паломничество в Киев, на обратном пути посетили различные монастыри и общались с иером. Василием (Кишкиным), прп. Макарием (Ивановым), Филаретом (Данилевским) и др. В 1819 г. братья ездили в Оптину пуст., познакомились с духовником иеросхим. Иеремией, о. Феофаном (Талуниным) и учеником его Варлаамом (в схиме Вассиан). В том же году Тимофей келейно был пострижен в мантию (см. поздравление с принятием пострига от о. Исаии (Путилова) в письме от 28 окт. 1819 (РГБ. Ф. 213. К. 92. Ед. хр. 35. Л. 8)). 2 февр. 1820 г. келейный постриг с именем Антоний принял и брат Александр, его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал М.
Уединенная жизнь в Рославльских лесах под руководством опытных старцев стала настоящей школой монашества для М. и старца Антония (Путилова). Несмотря на внешние лишения, пустынники утешались внутренним безмолвием, о чем в одном из ранних писем брату писал М.: «Находясь в кругу предметов, занимающих зрение, вкус, слух и все чувства, не может уже быть столь сладко мысленное занятие в памяти Бога и поучении святого закона Его. Удалением же от мира, свободившись всех чувственных встреч, увлекающих ум и мысли, все духовное занятие становится живее, сладостнее, потому что ум, свободясь случаев к рассеянию, начинает собираться в себе, а чрез то и душа начинает чувствовать присутствие Божее, благоговейный к Нему страх и любовь ощутительнее, и чувства внешнего человека внутреннему, то есть уму, становятся покорнее» (РГБ. Ф. 213. Ф. 59. Ед. хр. 1. Л. 6-7 об.). По воспоминаниям М., «всю церковную службу» они совершали ежедневно «в келье, начиная с двенадцати часов ночи, полунощницу и утреню; после утрени, через час, соборный акафист Божией Матери; после акафиста, часа через два, часы с изобразительными, и наконец, вечерню часов в пять вечера. В воскресные и праздничные дни приходили к службе ближайшие старцы: о. Досифей, о. Дорофей, а иногда кто-либо из других рославльских подвижников, живших в большем расстоянии от нас. Отправя вместе службу, пообедаем, что Бог послал, и разойдемся до следующего праздника». В свободное от богослужений время братья занимались рукоделием, переписывали «полууставом отеческие книги», трудились на огороде, летом собирали грибы и ягоды, к-рые отдавали «благодетелям, а от них получали печеный хлеб, крупу, а иногда и бутылочку масла, для приправы пустынной трапезы» (Ювеналий (Половцев). 1992. С. 29).
Сохранились неск. книг, переписанных М. еще до пустынножительства: «Предания старческие новоначальным инокам, како подобает жительствовати в послушании» (Саровская обитель в 1807, РГБ. Ф. 214. Опт-597); «Сборник учительный» (1808) (Там же. Опт-605); «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (Свенский мон-рь, 1810) (Там же. Опт-509); «Книга Симеона Нового Богослова» (брянская Белобережская пуст., 1813) (Там же. Опт-495) и др.
В Рославльских лесах М. и мон. Антоний получили возможность работать со святоотеческим наследием прп. Паисия (Величковского), рукописные переводы к-рого хранились у старца Афанасия (Степанова). Делая выписки из рукописей, братья составили неск. сборников, в к-рых последовательно изложили правила христ. жизни, особенно монашеской: «О подвижничестве иноков», в 3 книгах (Там же. Опт-600, 601 и 645), «О покаянии и спасении души» в 3 книгах (Там же. Опт-589-591, 606, 607), «Уединенное поучение» в 2 книгах (Там же. Опт-592, 593; Опт-629), «Душевная пища вседневного употребления» (Там же. Опт-642). М. и прп. Антоний писали сборники четким, ровным полууставом, нередко оставляя после статей место для последующих дополнений. Большинство сборников переписаны рукой М., а о. Антоний иногда помогал брату. Нередко М. просил его переписать назидательные отрывки, к-рые могли относиться и к самому мон. Антонию (Путилову). Напр., в 1-й книге сб. «О подвигах иноческих» о. Антонием написана только гл. «О вреде делания без благословения старцева». В выписке из Четьих-Миней говорилось о прп. Астионе, к-рый пошел на реку за водой без благословения и потом утаил это от старца, за что оказался борим различными помыслами. После искренней исповеди прп. Астион ощутил облегчение брани и получил напутствие старца. Сборники, составленные для собственного келейного пользования и назидания, позже были принесены в Оптину пуст. и служили духовным ориентиром как для самих старцев, так и для их учеников. Это, в частности, небольшая рукопись прп. Антония (Путилова) «Нравоучительные статьи, беседы, молитвы» (Там же. Ф. 213. К. 57. Ед. хр. 2), составленная им для келейного употребления и содержащая чин исповедания грехов перед старцем, и др.
«Дневниковые записи», к-рые М. вел в Рославльских лесах, содержат свидетельство его постоянной духовной работы над собой. 16 нояб. 1819 г. он отмечал: «По духовном собеседовании с братом А. о пользе души усмотрел после в мысли своей за необходимо нужное помнить следующее.- Не начинать никогда говорить брату о пользе души о всяком исправлении. Также и выслушивать объяснения его, без обращения прежде ко Господу ума своего с требованием себе и брату вразумления его.- И говорить потом с воображением присутствия Божия» (Там же. К. 86. Ед. хр. 3. Л. 2 об.).
В кон. 1820 г. М. посетил Москву, а на обратном пути - Оптину пуст. Настоятель игум. Даниил представил М. еп. Калужскому и Боровскому свт. Филарету (Амфитеатрову), который намеревался основать при обители скит. Он пригласил пустынножителей в Оптину пуст. и передал М. письмо для о. Афанасия, в к-ром сообщил: «Я вам позволяю в монастырских дачах избрать для себя место, какое вам угодно будет, для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей... От монастырских послушаний вы совершенно будете свободны; уверяю вас пастырским словом, что я употреблю все мое попечение, чтоб вас упокоивать. Любя, от юности моей, от всей моей души монашеское житие, я буду находить истинную радость в духовном с вами собеседовании». Приняв «архипастырский совет... за звание Божие» (Ювеналий (Половцев). 1992. С. 50, 51), 6 июня 1821 г. в Оптину пуст. перешли преподобные Антоний и М., а также подвижники Иоанн (впосл. мон. Иларий (Дранкин)) и Савватий. В 1827 г. в скит Оптиной пуст. перешел о. Досифей.
Для сооружения скита игум. Даниил вместе с М. составил план, утвержденный Калужским епископом 17 июня 1821 г. По свидетельству «Летописи скита», первые насельники «по очищении места сколько возможно было, на первый раз выстроили для житья небольшую келью на юго-восточной стороне и жили в оной... вкупе общежительно» (РГБ. Ф. 214. Опт-360. Л. 4-4 об.). 18 авг. 1821 г. был заложен, а 5 февр. 1822 г. освящен храм во имя св. Иоанна Предтечи. Вскоре скит посетил еп. Филарет. М. просил архиерея благословить его постриг в схиму, но услышал в ответ: «Приидет время». 3 июня 1822 г. еп. Филарет благословил М. носить мантию. 22 дек. того же года М. был рукоположен во диакона, 25 дек.- во иерея и определен духовником мон-ря.
В 1825 г. М. был в Москве, получил письмо от игум. Даниила с извещением об избрании его оптинским настоятелем. В 1826 г. М. был назначен управляющим Оптиной пуст., 17 авг. того же года утвержден в должности настоятеля и награжден набедренником. 8 февр. 1829 г. ему была объявлена благодарность от Калужского и Боровского еп. Григория (Постникова) за попечение о поддержании благоустройства и порядка в Оптиной пуст. В том же году определен членом комитета по устроению зданий в лихвинском Покровском Добром мон-ре. 19 апр. 1831 г. от еп. Калужского Григория объявлено «благословение за верное и успешное исполнение возложенного на него поручения об устроении зданий в Добром монастыре». В 1832 г. определен благочинным мон-рей Калужской епархии. 5 сент. 1837 г. при освящении придела во имя свт. Николая Чудотворца М. был возведен в сан игумена, 28 мая 1841 г. награжден наперсным крестом, 12 мая 1853 г. возведен в сан архимандрита. По свидетельству его письмоводителя о. Евфимия (Трунова), 19 сент. 1858 г. еп. Григорий благословил М. «употреблять мантию со скрижалями» (РГБ. Ф. 213. К. 66. Ед. хр. 1. Л. 476). В 1859 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени.
За время настоятельства М. (37 лет) в Оптиной пуст. во Введенском соборе были устроены 2 боковых придела с крытыми папертями, в старой братской трапезной освящена ц. во имя прп. Марии Египетской, над 2 одноэтажными келейными корпусами надстроены верхние этажи, возведены 7 братских корпусов, каменная ограда с 7 башнями, новый большой корпус братской трапезной, б-ка, гостиницы (8 корпусов), 2 конных двора с кельями, скотный двор, кирпичный и черепичный завод, вновь выстроена мельница близ мон-ря, появилось братское кладбище. На земле, дарованной мон-рю в 1853 г., заложен хутор для сбора сена и рыбной ловли. Разведены фруктовые сады, огороды. При вступлении М. в должность у обители было 197 дес. 1564 кв. саж. земли, в т. ч. 80 дес. леса, в год его кончины - 348 дес. 1464 кв. саж. земли, в т. ч. 188 дес. леса.
При М. был увеличен штат мон-ря. 9 февр. 1857 г. имп. Александр II утвердил синодальное определение, согласно которому к монастырскому штату добавлены 24 вакансии (12 монашеских и 12 послушнических). Нек-рые насельники не одобряли активную строительную деятельность настоятеля и писали доносы на него в Калужскую духовную консисторию (см., напр.: РГБ. Ф. 213. К. 50. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт-301. Л. 5-9).
В 1856 г. Исаия (Путилов), навестивший брата, признавался: «...как счастлива Оптина обитель, что есть в ней мужи. В них же сердце и душа едины» (Ювеналий (Половцев). 1992. С. 169). Обладая духовным опытом, М. поддерживал в обители традицию старчества. Его духовником был прп. Лев (Наголкин), основатель старчества в Оптиной пуст. По словам Жития, М. «с любовью принял старцев и водворил их в своей обители», «лучше других понимал высокое значение и силу их благотворной деятельности», «с редким доброжелательством и беспристрастием содействовал трудам старцев всеми зависевшими от него мерами» (Там же. С. 98-99). В 1851 г. Оптину пуст. посетил известный духовный писатель А. Н. Муравьёв, к-рый встретился с 3 старцами - Моисеем, Антонием и Макарием, и написал воспоминания о них. По словам писателя, М. отличали строгость, «углубление во внутреннюю клеть своего сердца, от долгого пустынножительства и соответственно своему начальническому положению», рассудительность и безгневие (Муравьёв. 1852. С. 89). Как вспоминал игум. Антоний (Бочков), «вместо поучений он являл собой пример, как хранить уста, и хранивши их, обуздывать и все тело. Никто не видел его во гневе или в ослаблении: всегда был ровен и верен самому себе» (Ювеналий (Половцев). 1992. С. 243-244). По замечанию еп. Герасима (Добросердова), у М. было «умение управлять братством из разных званий, не одинаковой степени образования, умение всем и каждому указать приличное место, занятие, так, чтобы все и каждый, смотря по возможности, старались содействовать благу обители» (Герасим (Добросердов). 1865. С. 17). В своих «Келейных записках» оптинский старец прп. Варсонофий (Плиханков) отмечал, что М. «достиг той вершины духовной жизни, которая называется бесстрастием» (РГБ. Ф. 214. Опт-319. Л. 252).
Мн. воспитанники Оптиной пустыни становились настоятелями монастырей: Геронтий (Васильев) - настоятель Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (1837-1857), Антоний (Путилов) - малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1839-1853), Никодим (Демутье) - мещовского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря (1842-1853), затем малоярославецкого мон-ря (1853-1862), Паисий (Аксёнов) - Тихоновой Калужской пуст. (1857-1858/59), Моисей (Красильников) - Тихоновой Калужской пуст. (1858-1895), Леонид (Кавелин) - Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря (1869-1877), наместник Троице-Сергиевой лавры (1877-1891), Иувеналий (Половцев) - настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни (1861-1862), впосл. архиепископ Литовский, Пафнутий (Осмоловский) - настоятель малоярославецкого мон-ря (1862-1891), Марк (Чебыкин) - настоятель Мещовского мон-ря (1869-1879). В 1857 г. членами Русской духовной миссии были назначены ученики старца - Иувеналий (Половцев), Леонид (Кавелин) и Христофор (Яновский).
Своему брату прп. Антонию, тяготившемуся должностью настоятеля малоярославецкого Черноостровского мон-ря, М. советовал искать покой и мир душевный в молитве, покорности воле Божией и точном исполнении евангельских заповедей: «...уныние и уклонение от должности, по указанию оного губительного духа уныния, показывает, что ты еще и доселе ходишь не в истинном разуме, и не в вере... с твоей волею… я отнюдь не согласен, а Божией - предаюсь неограниченно». Иером. Иувеналия (Половцева), получившего в 1861 г. назначение на должность настоятеля Глинской пуст., М. наставлял: «...опыт указал мне такое правило: ежели кому надо сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то смотришь сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно и исправление бывает» (Ювеналий (Половцев). 1992. С. 118, 162).
В 1854 г. М. основал монастырскую б-ку, в которой была собрана богатейшая коллекция рукописных и старопечатных книг. Основой для этого книжного собрания послужила келейная б-ка преподобного. Один из современников М. вспоминал: «...когда он поедет бывало в губернский город, то прежде всего бежит на базар к знакомому букинисту и подберет у него решительно все, что даже в лавке есть интересного, так что после него нечем уже поживиться. Об уме и любознательности покойного свидетельствуют, между прочим, также целые обширные тома рукописей его, хранящиеся в монастырской библиотеке» (Сахаров. 1874. С. 32). В обители выписывали все духовные журналы и книги, причем М. старался все их прочитывать. К 1860 г. б-ка пустыни насчитывала свыше 4 тыс. книг (из них 99 рукописей). Святоотеческие издания обители по благословению М. отправляли во все духовно-учебные заведения, всем епархиальным архиереям, в лавры и во все общежительные монастыри, в т. ч. афонские и др. В 1857 г. М. получил за это благословение Синода. М. издавал «виды» монастыря, которые готовил Д. М. Струков (РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 216).
Преподобный отличался щедрой благотворительностью, часто покупал у нуждающихся ненужные для обители вещи, оказывая т. о. милостыню. Своеобразной летописью монастырской жизни при М. могут служить дневник и келейные записки письмоводителя настоятеля о. Евфимия (Трунова), которые тот вел с 1845 по 1877 г. (РГБ. Ф. 213. К. 63. Ед. хр. 1-4). Литературно обработанные и систематизированные, материалы о. Евфимия стали основой для книги С. А. Нилуса «Святыня под спудом: Тайна православного монашеского духа» (1909). Последние 3 года жизни духовником М. был его родной брат прп. Антоний, который вспоминал об исповеди преподобного: «...с каким сокрушением сердца исповедывал согрешения свои и с каким глубоким смирением преклонял свою выю под недостойную мою руку, прося прощения и разрешения, так что я, взирая на сие, всегда умилялся, и стыдился пред людьми именовать себя духовным отцем такого великого старца!..» (Там же. Ф. 214. Опт-301. Л. 16 об.- 17).
Перед кончиной, 6 июня 1862 г., М. принял постриг в схиму, в тот же день написал духовное завещание. В июле 1862 г. был опубликован некролог М., написанный ректором Калужской семинарии и настоятелем лихвинского Покровского мон-ря архим. Герасимом (Добросердовым). В 1865 г. он подготовил отдельную публикацию о М., включив туда краткий очерк жизни настоятеля, вошедший в некролог, а также свое надгробное слово при погребении подвижника. В окт. 1862 г. в «Церковной летописи «Духовной беседы»» была опубликована ст. «Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея», вышедшая в 1863 г. отдельным изданием. Хотя автор не был указан, можно предположить, что эти материалы подготовил к изданию иером. Леонид (Кавелин). Воспоминания о М. собрал известный русский публицист и криминалист Н. В. Сахаров, уроженец г. Козельска (Сахаров. 1874). В рукописях сохранилось его «Краткое сказание о жизни настоятеля Козельской Оптиной пуст. архим. Моисея» (РГБ. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 4) с многочисленной редакторской правкой и заключением: «Может быть, было бы лучше по возможности сократить настоящую рукопись до возможного минимума, конечно, относительно формы, а не сущности содержания. При этом условии будет достигнута главная цель брошюры: ясность содержания, простота изложения и общедоступность по малой ее цене» (Там же. Л. 21 об.).
Важным источником сведений для жизнеописания М. являются материалы о рославльских пустынножителях. В 1862 г. в «Домашней беседе» была опубликована статья иером. Леонида (Кавелина) «Последние русские православные пустынножители: (Материалы для истории русского монашества): (1745-1820). Общий взгляд на пустынножительство в России» (Вып. 20-26), составленная на основе воспоминаний М., записанных о. Леонидом за несколько лет до кончины преподобного. Материалы для составления жизнеописания М. собирали о. Климент (Зедергольм), о. Порфирий (Севрюгин), Евфимий (Трунов) (см.: РГБ. Ф. 214. Опт-283, 302 и др.). О. Климент и монах Свенской обители Сергий (Федотов) работали над составлением «Свода всего напечатанного и по преданию известного о безмолвнолюбивых рославльских отшельниках и прочих современных им и нам подвижниках». Впосл. эти материалы вошли отдельным приложением в жизнеописание М., подготовленное в 1882 г. о. Иувеналием (Половцевым). Сохранился рукописный вариант с правкой (Там же. Ф. 214. Опт-300). Архим. Никодим (Кононов) отметил, что это жизнеописание должно быть «настольною книгою каждого настоятеля обители» (Никодим (Кононов). 1995. С. 206). В рукописях сохранились и другие материалы для жизнеописания М., которые не вошли в издание. Напр., «Келейные записи некоторых замечательных случаев из жизни и посмертных явлений настоятеля Оптиной пустыни священноархимандрита Моисея» (РГБ. Ф. 214. Опт-301. Л. 49-59 об.) и др.
В нач. XX в. в Оптиной пуст. проводилась работа по систематизации писем М. разным лицам, о чем свидетельствует составленный В. Свириденковым список писем монашествующих к преподобному (Там же. Ф. 213. К. 51. Ед. хр. 10). Особенно назидательной является его переписка с братьями (Там же. К. 86. Ед. хр. 13, 14; К. 89. Ед. хр. 20. К. 90. Ед. хр. 1-8; К. 92. Ед. хр. 32, 334-37 и др.). Среди адресатов архимандрита - свт. Феофан Затворник (Говоров), игум. Антоний (Бочков), С. П. Шевырёв, А. О. Смирнова-Россет, Н. П. Киреевcкая, Муравьёв, Е. Н. Норов и др. Эпистолярное наследие М. опубликовано фрагментарно. Неск. писем включены в жизнеописание старца. Изданы письма свт. Игнатия (Брянчанинова) к преподобному (Игнатий (Брянчанинов). 2001; 2004). Нек-рые письма прп. Антонию вошли в сб. «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев» (2003).
26 июля 1996 г. М. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, 13-16 авг. 2000 г. на Архиерейском Соборе - общецерковно. Мощи были обретены 26 дек. 1994 г. и покоятся в Казанском храме Оптиной пуст. рядом с мощами его брата, игум. Антония.
Составлены бденная служба, тропарь 4-го гласа «Потаенный сердца человек» (иером. Василия (Рослякова)) и тропарь того же гласа «Яко старчества насадитель богоносный», канон 1-го гласа (ирмос: «Поим песнь новую Богу», кондак 3-го гласа: «Богу приближився непрестанною молитвою»). Имеется акафист с акростихом по алфавиту, рефрен: «Радуйся, Моисее, обители Оптинския благоукрашение» (Архив Оптиной пуст.).
Известно несколько живописных и графических изображений М., представленного в сане архимандрита, к-рые были созданы в последние годы жизни старца или вскоре после его кончины. В 1855 г. иером. Гавриил (Спасский; впосл. иеросхимонах) написал портрет М. среднего размера и сделал надпись на обороте холста: «Съ натуры писалъ Скитскiй Iеромонахъ Гаврiилъ 1855го года февраля 25го». М. изображен сидящим возле стола вполоборота вправо, одет в черную монашескую рясу и клобук, правая рука лежит на книге, на груди - 2 наперсных креста, золотой и украшенный драгоценными камнями (с эмалевым Распятием в центре). У М. узнаваемый облик с индивидуальными чертами: русые волнистые волосы спадают на плечи, борода седая, узкая и раздвоенная на конце. Парным к нему является аналогичный портрет в холодном колорите его брата прп. схиигум. Антония (Путилова), написанный годом ранее (1854, ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 328-329). Возможно, именно эти 2 живописных портрета преподобных М. и Антония находились в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 70).
На др. небольшом живописном портрете М. 60-70-х гг. XIX в. (вероятно, тоже из собрания Оптиной пуст., ЦАК МДА), но копийного характера, изображение поколенное и почти фронтальное, стол с книгой показан справа. Преподобный в рясе и клобуке, в левой руке четки, правая лежит на коленях. Черты немного удлиненного лица правильные, нос крупный, уголки глубоко посаженных глаз опущены вниз, брови широкие, седая борода средней длины раздвоена. Кроме 2 наперсных крестов на его груди орден св. Анны 2-й степени, т. е. портрет создан после получения этой награды в 1859 г.
Уникальной по иконографической программе является картина 1847 г., посвященная основанию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. в 1821-1822 гг. (Федосеева Е. А. «Беседа митрополита Платона с клиром» - редкая иконография 1-й пол. XIX в. К истории создания // Сб. студенческих науч. работ, 2013 / ПСТГУ. М., 2013. С. 62-70; некоторые духовные лица в статье идентифицированы ошибочно). В центре композиции представлен свт. Филарет (Амфитеатров), к-рому во время пребывания его епископом на Калужской кафедре принадлежала идея основания скита (детали изображения соответствуют иконографии его портретов сер. XIX в.). Справа - благотворитель скита калужский купец Д. В. Брюзгин и оптинский схим. Вассиан (Гаврилов). Слева, по правую руку от иерарха - настоятель Оптиной пуст. игум. Даниил (Александров), в руке которого книга «Устав обители», и М. в профиль, с четками и рисованным планом скита на свитке. На картине собраны все лица, непосредственно связанные с историей основания скита, хотя композиция имеет в большей степени не исторический, а духовно-символический характер. На это событие указывают и детали обстановки: вид скита с церковью за окном, пейзаж со скитом в раме на стене (напоминает хромолитографию сер. XIX в., один из экземпляров - ГИМ; см. также: Преподобный Моисей / Св.-Введенская Оптина пуст. [Козельск], 2004. С. 68. (Жития Оптинских старцев)), иконы великих рус. скитоначальников - преподобных Нила Сорского и Елеазара Анзерского. Своеобразием этого произведения является то, что персонажи показаны в том сане и с теми наградами, которые они имели на момент создания композиции (напр., свт. Филарет изображен в сане митрополита, а не епископа, М.- с золотым наперсным крестом). Особенности живописи сближают полотно с работами иеросхим. Гавриила (Спасского).
Наиболее ранняя из известных литографий - прижизненный групповой портрет оптинских старцев кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в., отпечатанный в мастерской П. Ж. Поль-Пети по рис. П. Ф. Бореля (опубл. в 1862 на фронтисписе кн.: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622). М. представлен вместе с преподобными Антонием (Путиловым) и Макарием (Ивановым). Он сидит в центре, голова покрыта клобуком, правой рукой держит посох, левой перебирает четки. На груди - 3 наперсных креста: золотой, украшенный драгоценными камнями и наградной для духовенства в память Крымской войны 1853-1856 гг. Проницательный взгляд подвижника устремлен на зрителя. Эстамп из собрания Оптиной пуст., вероятно сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 8), по иконографии, за исключением наперсных крестов, совпадает с живописным портретом 60-70-х гг. XIX в. (ЦАК МДА): М. показан фронтально, в левой руке длинные четки, локтем этой руки опирается на лежащую на столике книгу. На груди старца - те же 3 креста, что и на групповой литографии.
На 2 портретах, изданных вскоре после преставления М. в литографской мастерской А. И. Прокофьева (с цензурным разрешением от 1 сент. 1862), старец изображен прямолично в богослужебном облачении. На эстампе, хранящемся в материалах по некрополю Оптиной пуст. из собрания Г. И. Чулкова (РГБ ОР. Ф. 371. К. 6. Ед. хр. 2. Л. 3), поколенное изображение святого в овале, он облачен в фелонь, подризник, епитрахиль, палицу, на голове митра, украшенная дробницами (волнистые редкие волосы М. спадают на плечи), в правой руке - архимандричий посох, кисть левой лежит на груди рядом с крестом (похож на орден св. Анны). На ростовом портрете М. в овале (РГБ) на нем клобук, монашеская мантия со скрижалями, на груди - 3 наперсных креста и орден на ленте, в руках - высокий посох и длинные четки; на заднем плане виден небольшой стол с книгами.
На литографии, напечатанной «в пользу» пустыни в мастерской Д. Г. Гаврилова в Москве спустя 7 лет после кончины М. (цензурное разрешение от 10 февр. 1869, РГБ), старец изображен во время предсмертной болезни после пострига в схиму. Он лежит на подушках в светлом подряснике и расшитой крестами и надписями схиме, с изможденным лицом, голова не покрыта (борода седая, волосы с проседью). Ученик и биограф М. писал, что «вид маститого старца, лежавшего в схиме на болезненном одре и среди тяжких страданий сиявшего от внутреннего духовного утешения, был так назидательно-величествен, что трудно было оторваться от этого зрелища…» (Ювеналий (Половцев). 1882. С. 166). Подобные эстампы были востребованы братией мон-ря, духовными чадами и почитателями М., о чем свидетельствует их переиздание: тоновая литография (мастерская Гаврилова) с таким же рисунком получила цензурное разрешение спустя меньше месяца - 6 марта 1869 г. (РГБ).
В изданиях по истории Оптиной пуст. и жизнеописаниях М., авторами к-рых являются насельники обители, опубликованы (в рост или поколенно, с факсимиле автографа) репродукции портрета святого: старец восседает возле стола вполоборота вправо, в правой руке - приоткрытая книга, в левой, опирающейся на стол,- четки (Ювеналий (Половцев). 1882. Вкл.; Еразм (Вытропский), мон. Историческое описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). [Серг. П.], 1902). М. изображен в полной схиме (голова покрыта куколем) с настоятельским посохом и четками в руках на эстампе, воспроизводящем живописный образ, под названием «Оптина пустынь - почившие настоятели и старцы» мастерской Е. И. Фесенко в Одессе с московским цензурным разрешением от 17 дек. 1915 г. (РГБ).
На зап. стене братской трапезной Оптиной пуст. (построена в 1858), между дверью и окном, в 1990 г. на основе группового литографированного портрета восстановлено живописное ростовое изображение М. (мастер Л. Н. Шархун). Строгий выразительный образ подчеркивается темным колоритом фона и одеяний преподобного. Первоначально стенопись была выполнена худож. В. П. Петровым (Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. / Сост.: иером. Леонид (Кавелин). М., 18763. С. 137-138), вероятно в сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., т. е. уже после кончины подвижника в 1862 г. Известны совр.живописные и графические портреты М. одного и в числе изображений др. оптинских святых (худож. И. В. Гайдук - Оптинские старцы: [Буклет]. [Б. м.,] 2011. С. 5; худож. И. Л. Бруни - Житие прп. схиархим. Моисея (Путилова) / Введенская Оптина пуст. [Козельск], 1992).
Иконописные образы М., созданные в Оптиной пуст. после прославления оптинских старцев в лике святых, по типу изображения и особенностям внешнего облика восходят преимущественно к литографиям. Первый большой ростовой образ, на к-ром М. написан вместе с братом и сотаинником прп. Антонием, был создан в 1995 г. Д. М. Ермолаевым (ныне игум. Иларион) после обретения и перезахоронения мощей обоих подвижников 22 янв. 1995 г. Золотофонная икона находится в монастырской ц. Казанской иконы Божией Матери в приделе Воздвижения Креста Господня, расположена в простенке между окнами близ рак со св. мощами преподобных. М. изображен слева почти фронтально, облачен в клобук, монашескую мантию красно-коричневого цвета с красными скрижалями (на нижних скрижалях, по совр. оптинской традиции, помещен вензель «АМ» (архим. Моисей)), рясу и схиму, на груди под мантией крест. В правой руке он держит посох, в левой - скитский храм в честь Собора св. Иоанна Предтечи. На небольшой единоличной иконе М. подобной иконографии, написанной к его местному прославлению в Соборе преподобных Оптинских старцев в 1996 г. мон. Евграфом (Николаевым) в Оптиной пуст., схима или епитрахиль надета поверх мантии, рука, поддерживающая храм, скрыта под мантией (ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пустынь. 2015. С. 14). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи М. обычно изображают рядом с преподобными Антонием или Амвросием Оптинскими в том же изводе - как настоятеля и храмоздателя, что и на единоличных изображениях.
Образ М. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Владимирской иконы Божией Матери, в центральном алтаре, М. написан с непокрытой головой, вместе с др. оптинскими святыми, предстоящими Спасителю (2006, игум. Иларион (Ермолаев)). В соборе Введения во храм Пресв. Богородицы, в приделе прп. Амвросия на алтарной стене, М.- во главе левой группы оптинских старцев в молении Божией Матери, в древнем монашеском одеянии, без мантии архимандрита (2015, мон. Мария (Левестам), А. Н. Яшина). На зап. стене придела помещена композиция «Собор преподобных старцев, новомучеников и исповедников Оптинских», исполненная теми же мастерами (2015). М. стоит в среднем ряду в центре (вместе с прп. Антонием по сторонам от свт. Филарета (Амфитеатрова)), в руках держит развернутый свиток с текстом: «верженiе своеи воли имѣи». В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на своде арки между столбами находится прямоличное поясное изображение М. традиц. типа (2010, А. А. Патраков). М. представлен прямолично в рост вместе с др. преподобными отцами Оптиной пуст. на фоне храма в честь Собора св. Иоанна Предтечи на вост. стене внутри св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, Ю. Н. Захаров) и на сев. стене св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Захаров).
В композиции «Собор преподобных Оптинских старцев» М. обычно изображается в 1-м ряду левой группы рядом с прп. Амвросием. Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. К прославлению оптинских старцев в 1996 г. иконография разработана Т. А. Мушкетовой (икона из Владимирской ц. монастыря), в 1997 г.- игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Д. М. Ермолаевым. Неск. подобных образов исполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писали также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). На иконе, созданной для ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (ок. 2006, Мушкетова), преподобные изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита.
Образ М. включен в композицию иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова, храм Христа Спасителя), к-рая была создана к общецерковной канонизации оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. оптинскими преподобными М. изображается на совр. иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших», написанных с добавлением фигур новопрославленных святых по образцам мон. Иулиании (Соколовой).