ОНИСИФОР
Том LII, С. 727-728
опубликовано: 16 июня 2023г.

ОНИСИФОР

[Греч. ᾿Ονησιφόρος «приносящий пользу»; лат. Onesiforus] (I в. по Р. Х.), апостол от 70, ученик ап. Павла (пам. 7 сент. и 8 дек., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70). Во 2 Тим 1. 16 ап. Павел приветствует семейство О. (его «дом»; ср.: 2 Тим 4. 19) и обращается к Богу со словами молитвы, в к-рой просит даровать великую милость за то, что О. не стыдился посещать апостола, когда тот находился в заточении в Риме (ок. 63-67), и часто «покоил» его (от ἀναψύχειν - «поддерживать, успокаивать»). По мнению мн. исследователей, отсутствие личного упоминания О., а также эсхатологические мотивы в прошении об обретении им милости «у Господа в оный день» (2 Тим 1. 18) могут указывать на то, что ко времени написания послания О. уже не было в живых. Сама молитва рассматривается как древнейшее свидетельство литургической практики поминовения усопших в ранней Церкви (см., напр.: Dibelius, Conzelmann. 1972. P. 106-107; Gillman. 1992; Mounce. 2000. P. 367-369). О. упоминается в апокрифе «Деяния Павла и Феклы» (Acta Pauli et Theclae - CANT, N 211. III), содержание к-рого восходит ко II в. по Р. Х. (New Testament Apocrypha / Ed. W. Schneemelcher. Louisville, 1992. Vol. 2. P. 222); в этом тексте подробно повествуется о его встрече с ап. Павлом в Иконии в пров. Ликаонии. О. со всей семьей встретил ап. Павла и пригласил остановиться в своем доме, где они проводили время в молитвословиях, слушании слова Божия и преломлении хлебов (главы 2-6). Затем, после начавшихся гонений со стороны местного правителя, ап. Павел и О. с семьей укрылись в склепе, где вместе пребывали в посте и молитве (главы 24-25). Представленный здесь положительный образ О. как гостеприимного христианина и преданного ученика ап. Павла имеет схожие черты с его описанием в Послании к Тимофею. В тексте апокрифа О. противопоставлен 2 неверным спутникам ап. Павла - Димасу и Ермогену, в новозаветном Послании - Фигеллу и Ермогену, которые покинули апостола в несчастье (2 Тим 1. 15). Подобные параллели могут указывать на связь обоих источников с устной традицией почитания О. в М. Азии. В христ. экзегезе О. стал примером для тех верующих, к-рых не смущают угрозы, они не стыдятся помогать друг другу, как на войне (Ioan. Chrysost. In 2 Tim. 3. 1).

Ап. Онисифор. Роспись ц. свт. Николая в Печской Патриархии. 1673–1674 гг. Мастер Радул Фото: BLAGO UFnd, USA/SerbiaАп. Онисифор. Роспись ц. свт. Николая в Печской Патриархии. 1673–1674 гг. Мастер Радул Фото: BLAGO UFnd, USA/Serbia

О. представлен в большинстве византийских каталогов апостолов от 70: в списке V-VI вв., создание которого приписывают свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что О., о к-ром упоминает ап. Павел, стал епископом Коронеи (Κορώνεια - Vitae prophetarum. Р. 125); эти же данные представлены в каталоге, известном под именем Дорофея Тирского (Ibid. P. 142), в списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому (Ibid. Р. 170), в пространной редакции визант. хроники X в., атрибутируемой Симеону Логофету (Ibid. Р. 183), и в списке апостолов IX в. под авторством Епифания Саламинского (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 2. P. 480). В сир. списке из груз. рукописей A-I 44 и A-9S (X в.) О. представлен как епископ Халкидона в Вифинии (Esbroeck M., van. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 130). О. упомянут среди апостолов от 70 в «Пасхальной хронике» (VI в.; Chron. Pasch. P. 402).

В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) под 8 дек. память О. представлена вместе с апостолами от 70 Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Тихиком, Епафродитом и Кесарем, однако среди кратких сказаний о месте служения О. ничего не сказано, притом что Сосфен и Тихик названы епископами Колофона, а Кесарь - епископом Коронеи (SynCP. Col. 289-290). Под 7 сент. память О. отмечена вместе с памятью ап. Евода в списке стишного Синаксаря XIV в. (Paris. gr. 1582), в к-ром сказано, что О. стал епископом Колофона (возможно, в районе совр. Дегирмендере, иль Измир, Турция), он был искусен в словах, мужественно стоял в вере «до самой крови» (SynCP. Col. 24). Также память этих апостолов встречается под 28 апр. в греч. минеях XII-XIV вв. (Vindob. Theol. Gr. 300; Paris. gr. 1575) и в отдельных рукописях Синаксарей XIII-XIV вв. (Paris. Coislin. 223, 1301 г.; Paris. Suppl. 152 - SynCP. Col. 636-638). Под 17 янв. память О. встречается в Патмосском списке Типикона Великой ц. (Patm. 266, кон. IX - нач. X в.). Кроме того, О. как епископ Коронеи включен в Собор святых апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 787).

При переводе визант. Синаксарей память О. как епископа Коронеи под 8 дек. попадает в нестишные славяно-рус. Прологи XII-XIII вв. (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 442-444) и в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) под 8 дек. без сказания и 7 сент. (как епископ Колофона) со сказанием, как и в визант. Синаксарях (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 30; Т. 1. С. 43). В древнерус. Прологах в ВМЧ О. упоминается с теми же апостолами, что и в визант. традиции, без сказания под 8 дек. (ВМЧ. Дек., дни 6-17. Стб. 762). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского отмечена память О. под 7 сент. и воспроизведено сказание из визант. Синаксарей, при этом объединены места его служения как епископа Колофона и Коронеи и добавлено, что он предал дух свой Господу пострадав от множества ран (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 41). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, данные сведения представлены в кратком пересказе (Там же. Кн. 2. Л. 255). Эта же информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», при этом в сказание под 7 сент. добавлено предание о том, что О. пострадал в г. Парий (недалеко от Эфеса) на берегу Геллеспонта вместе со своим рабом Порфирием, будучи растерзан дикими лошадьми (ЖСв. Сент. С. 62; Янв. Кн. 1. С. 58). Это сказание, взятое у архиеп. Сергия (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 362; ср.: Димитрий (Самбикин). 1907. С. 145), является результатом путаницы со сведениями из Василия II Минология 1-й четв. XI в. и др. греч. Синаксарей под 16 июля, в к-рых речь идет о мучениках Онисифоре и Порфирии (PG. 117. Col. 545).

В совр. греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 7 сент. об О. сказано, что «он помогал ап. Павлу в заточении и затем стал первым епископом Колофона. Впоследствии идолопоклонники подвергли его многим мучениям, привязав к диким лошадям, которые его растоптали» (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 121-122). Тем не менее в исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита путаницы О. с др. святым нет (Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 116-117; Т. 2. С. 509). Под 7 сент. и 8 дек. память О. закрепилась в совр. календарях Греческой Церкви (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 365) и РПЦ (ПЦК. 2018. С. 224, 300).

На Западе св. Адон, архиеп. Вьеннский (860-875), первым установил память О. в своем Мартирологе как ученика апостолов под 6 сент. (MartAdon. P. 301). Однако в XVI в. кард. Цезарь Бароний вновь внес почитание О. в Римский Мартиролог под той же датой с кратким сказанием, в к-ром на основании данных греч. Синаксарей от 16 июля рассказ о нем перепутан со сведениями о др. Онисифоре (MartRom. Comment. P. 382; ActaSS. Sept. T. 2. P. 662-666).

Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 141-145; Sauget J.-M. Onesiforo e Porfirio // BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 1177-1180; Dibelius M., Conzelmann H. The Pastoral Epistles a Comment. on the Pastoral Epistles. Phil., 1972. P. 106-107; Gillman F. M. Onesiphorus // ABD. 1992. Vol. 5. P. 22; Mounce W. D. Pastoral Epistles. Grand Rapids (Mich.), 2000.
А. Е. Петров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ОНИСИМ (кон. I - нач. II в. по Р. Х.), апостол от 70, ученик ап. Павла, сщмч. (пам. 15 февр., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70)
  • АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)
  • АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНДРОНИК ап. от 70-ти (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. - в Соборе ап. от 70)
  • АПЕЛЛИЙ ап. от 70-ти (пам. 31 окт., 4 янв.)
  • АПОЛЛОС апостол от 70-ти (пам. 30 марта,10 сен., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
  • АРИСТАРХ апостол от 70-ти
  • АРИСТОВУЛ (I в. по Р. Х.), апостол от 70-ти (пам. 16 марта, 31 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов)
  • АРТЕМА апостол от 70-ти