[Патрик; лат. Patricius; др.-ирл. Pátraic(c); новоирл. Pádraig] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах.
Сохранились 2 произведения, написанные самим П.: «Исповедь» (BHL, N 6492) и «Послание к Коротику» (BHL, N 6493) (изд.: St. Patrick. Confession et Lettre a Coroticus / Ed. R. P. C. Hanson. P., 1978. (SC; 249); далее Conf.). Возможно, записями высказываний святого являются фразы, сохранившиеся в «Книге из Арма» и известные как «Речения Патрика» (Dicta Patricii - CPL, N 1104) (изд.: Liber Ardmachanus: The Book of Armagh / Ed. J. Gwynn. Dublin, 1913. P. 17). Текст «Исповеди» сохранился в 7 манускриптах, в основном созданных на континенте и в Англии; среди этих рукописей ирл. происхождение имеет только «Книга из Арма». В 5 из 7 содержится также «Послание к Коротику». Континентальные рукописи сочинений П. (традиция, обозначенная Л. Билером как Ц) предположительно восходят к архетипу, привезенному в Галлию из Ирландии в 30-40-х гг. VII в. св. Фурсой и его братом Фойланом (Фаэланом).
Обширная агиографическая традиция включает прозаические и стихотворные тексты, написанные гл. обр. на латыни и ирл. языке. К кон. VII в. относят 2 наиболее ранних сохранившихся Жития П.: Vita Patricii, его автор - Мурьху мокку Махтени (BHL, N 6497, 6498, изд.: Muirchu Maccumachtheni. Vita Sancti Patricii / Ed. R. P. E. Hoagan // AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 531-585; далее Muirchú) и сочинение Тирехана, к-рое известно так же, как «Материалы к биографии» П. (BHL, N 6496, изд.: Tirechani collectania de Sancto Patricio // AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 35-68; далее Tírechán). Согласно т. н. Трехчастному Житию П., среди авторов сочинений о П. были «Колум Килле, сын Федельмида... Ултан мокку Конхобайр, Адомнан Уа Тинне, Айлеран Премудрый, Киаран из Белах-Дауна, епископ Айрмедах из Клохура, Колман Уамах, пресвитер Коллайт из Друим-Ройглеха», однако предположения об авторстве этих писателей в отношении сохранившихся текстов или фрагментов сочинений остаются гипотетическими.
В научной лит-ре ряд лат. житий П. принято обозначать по порядку их публикации Дж. Колганом в соч. «Чудотворная триада» (Triadis Thaumaturgæ seu divorum Patricii, Columbæ et Brigidæ, trium veteris et maioris Scotiæ, seu Hiberniæ sanctorum insulae communium patronorum acta / Ed. J. Colgan. Louvain, 1647). «Второе Житие» (Vita Secunda; BHL, N 6504-6505) и «Четвертое Житие» (Vita IV; BHL, N 6503) могут относиться ко 2-й пол. VIII в. «Второе Житие» известно в неск. рукописях континентального происхождения, «Четвертое Житие» - в одной рукописи также континентального происхождения (ныне в Британской б-ке: Lond. Brit. Lib. Add. 19890). Эти 2 лат. текста близко связаны друг с другом.
Значительное количество материалов, относящихся к почитанию П., содержится в рукописи «Книги из Арма»: сочинения П. («Исповедь» и «Послание к Коротику»), «Книга Ангела» (Liber Angeli; BHL, N 6500), посвященная привилегиям основанной П. церковной общины Ард-Махи (ныне Арма), сочинения Мурьху и Тирехана, «Заметки» и «Дополнения» (Additamenta; BHL, N 6499) к сочинению Тирехана.
Самое подробное повествование о П. содержится в среднеирл. Житии (BHL, N 6509), известном как «Трехчастное Житие» (так оно было озаглавлено в «Чудотворной триаде» Дж. Колгана). Вероятно, оно было составлено в кон. IX - нач. X в.; отдельные эпизоды могли быть добавлены в XI в. Позднее возникли сокращенные версии «Трехчастного Жития», из к-рых наиболее известны Жития из «Лисморской книги» и из «Пестрой книги». Краткое жизнеописание П. содержалось также в «Истории бриттов», приписываемой Неннию (IX в.; BHL, N 6501, 6501). Др. лат. Житие, приписываемое некоему Пробу, или «Пятое Житие» (Vita auctore Probo, Vita Quinta: BHL, 6508), датируется кон. X или XI в.; предположительно, создано в Англии.
«Третье Житие» (Vita Tertia; BHL, N 6506-6507) пользовалось большой популярностью и сохранилось во множестве рукописей; Л. Билер выделил среди манускриптов «Третьего Жития» 2 традиции - континентальную (Γ) и британскую (П); оно может относиться приблизительно к XII в.
Уильям из Малмсбери создал Житие П. в 20-х гг. XII в. для аббатства Гластонбери вместе с Житиями др. святых: ученика П. св. Бенигна, а также св. Индракта (Индрехта) и св. Дунстана. Еще один житийный фрагмент, опубликованный Л. Билером, известен как «Коттоновское Житие» (Vita Cottoniana; Lond. Brit. Lib. Cotton Vitellius E. VII), основанное в т. ч. на «Третьем Житии».
Житие П., составленное цистерцианцем Джоселином из Фернесса, датируется примерно 1185-1186 гг. (Vita Patricii; BHL, N 6513; «Шестое Житие» у Дж. Колгана), вероятно, в его основе лежит одна из редакций «Третьего Жития»: оно отличается многословием, обилием нравоучительных рассуждений и цитат из Свящ. Писания. Заказчиками этого Жития выступили аббат Ард-Махи Томалтах, св. Малахия и нормандский аристократ Джон де Курси; создание текста было связано с возможным обнаружением ок. 1185 г. в Дун-Летглассе (ныне Даунпатрик, Сев. Ирландия) мощей святых П., Бригиты и Колумбы.
Вероятно, впосл. было создано т. н. Глостерское Житие, известное по рукописи кон. XII - нач. XIII в. из Глостера. Краткие жития П. были включены в легендарии позднего средневековья и раннего Нового времени: «Золотую легенду» Иакова из Варацце, «Новую легенду Англии» Дж. Капгрейва, «Каталог святых и их деяний» Петра Наталиса, «Абердинский бревиарий» (BHL, N 6514-6516). В ряде легендариев Житие П. дополняется или даже заменяется рассказом о «Чистилище Патрика».
Наиболее ранним памятником гимнографии П. является гимн Audite omnes amantes («Услышьте, все любящие (Бога)»), приписывавшийся св. Секундину (Bieler L. The Hymn of St. Secundinus // Proc. of the Royal Irish Academy. 1952/1953. Vol. 55. P. 117-127; BHL, N 6495). Алфавитный гимн состоял из 23 строф, каждая из к-рых начиналась с очередной буквы алфавита; составлен не позднее 80-х гг. VII в. (включен в Бангорский антифонарий; см. ст. Кельтский обряд). О П. в гимне говорится в наст. времени, как о живом человеке; в тексте почти не сообщаются подробности из биографии П.; он восхваляется как избранник Божий, и подчеркиваются его добродетели и качества проповедника.
П. были посвящены неск. др. гимнов: «Вспомянем святого Патрика» (Admuinemmar nóeb-Patraicc), приписывавшийся поэту VII в. Ниннине Премудрому, и т. н. Гимн Фиакка, известный по 1-й строке: «Родился Патрик в Немторе» (Genair Patraicc in Nemthur), обозначенный Дж. Колганом как «Первое Житие» святого.
В раннесредневек. ирл. обществе статус человека определяло его происхождение. Особое внимание уделялось разработке родословий правителей и святых, в т. ч. П. В ирл. генеалогиях П. представлен как бритт: его предком назван «Бритен, от которого [происходят] бритты, или Бритт, сын Алана, который первым из потомков Иафета прибыл в Европу». В то же время, основываясь на тексте из «Исповеди», в к-ром переданы слова П. о том, что его соотечественники не повиновались наставлениям священников и поэтому «Господь рассеял нас… среди многих народов», ирландцы считали, что П. был евреем и его называли бриттом только потому, что он род. в Британии (Vita IV. 1).
В ирл. источниках названы имена членов семьи святого - его деда Потита, отца Кальпурния, матери Концессы и др.; согласно поздним сказаниям, у П. было неск. сестер, в т. ч. Лупайт и Тигрис; племянниками П. называли святых Ломмана, Риок, Мела и др.; к сыновьям Лупайт относили современников П., святых Секундина и Ауксилия.
Согласно Мурьху, Тирехану и др. агиографам, П. имел неск. имен. Патриком святой мог быть назван при рукоположении, при рождении он якобы получил имя Суккат (Succat от брит. *su - хороший + ced - подарок). Во время учебы у него было имя Магон (Мавон; от брит. *maguno - слуга, паж). Когда святой находился в рабстве в Ирландии, его звали Котрихе, средневек. агиографы переводили это имя как «тот, кто служит четырем (cethair) домам (tech)»; в действительности оно является средневек. формой архаического ирл. имени *Quatrikias (от лат. Patricius). Форма Pátraicc появилась в ирл. языке не ранее кон. VI в.
Имя Патрик в средневек. Ирландии не давали: обычно люди, названные в честь святого, именовались Маэл Падрайг (Máel Pátraic - Посвященный П.) или Гилла Падрайг (Gilla Pátraic - Служитель П.). При переводе на ирл. язык имени Патрик, к-рое носили иностранцы (как правило, англичане), оно передавалось в уменьшительной форме - Падрайгин (Pádraigín - Патричек). Среди ирландцев имя Патрик получило распространение только с нач. XVIII в., жен. вариант имени - Патриция - лишь в XX в.
Точные даты жизни П. не установлены. Согласно текстам («Исповедь» и «Послание к Коротику»), святой род. в Британии, в месте под названием Bannavem Taberniae. Смысл этого названия не ясен; популярна гипотеза Дж. Бьюри, к-рый предлагал читать это название как Bannaventa Berniae и связывать 2-й элемент топонима со средневек. королевством Берниция. Согласно средневек. традиции, П. род. в Килпатрике (ныне Олд-Килпатрик, графство Данбартоншир, Шотландия), это место отождествлялось с упомянутым в гимне Фиакка «Немтором». Ч. Томас считал наиболее вероятным местом рождения П. окрестности Карлайла (рим. Лугуваллий).
П. принадлежал к местной римско-бритской аристократии (его отец был декурионом), отец и дед носили рим. имена - Кальпурний и Потит. Отмечено, что имя Кальпурний было распространено в рим. Британии; Э. Макнилл обратил внимание на надпись, где упоминался рим. легат Квинт Кальпурний Концессин. Имя матери П., Концесса, может указывать на связь семьи П. с семьей легата, либо, по мнению П. Грожана, оно могло быть заимствовано средневек. авторами из этой или подобной надписи.
В возрасте ок. 16 лет П. попал в плен к ирландцам, разорившим поместье его родителей (Conf. 1). По словам П., до этого он был христианином лишь формально, но эти события заставили его стать искренне верующим (Ibid. 16). После 6 лет рабства П. получил откровение свыше и бежал от хозяина (Ibid. 17-18). После ряда приключений (не совсем понятно, где разворачивались эти события - в Британии или на континенте), П. добрался до родственников в Британии (Ibid. 23). Здесь П. было некое видение, в котором он услышал голоса ирландцев, умолявших его вернуться в Ирландию, в частности в место «у западного моря», где он уже бывал (видимо, в плену) и которое он назвал «Лес Воклута» (Silva Vocluti). Это название отождествлялось с известным из средневек. источников «Лесом Фохлада» (Caill Fochlad), ныне Фохилл в графстве Мейо в Зап. Ирландии; согласно др. предположению, это место находилось в сев. части острова, на территории королевства уладов. П. говорил о том, что проповедовал «в дальних концах (ad exteras partes) земли, где никто раньше не бывал и куда никогда не доходил тот, кто крестил бы или рукополагал клириков» (Ibid. 51), но неясно, имел ли он в виду Ирландию в целом или только самые дальние ее области.
П. смог вернуться в Ирландию, очевидно за свой счет: фраза «продал я свою знатность, и мне не стыдно и не жалко» (Ibid. 10) может трактоваться как то, что П., став клириком, расстался со своим наследственным имуществом.
П. сообщает как об успехе своей проповеди («тысячи человек окрестил я в Господе» - Ibid. 14, 50), так и о различных опасностях, с к-рыми ему приходилось сталкиваться. После пребывания в Ирландии П. был хорошо знаком с ирл. обычаями, благодаря чему успешно преодолевал жизненный трудности: он одаривал королей и судей, нанимал королевских сыновей в качестве телохранителей; когда П. был схвачен и его хотели убить, ему и его спутникам удалось спастись и вернуть отобранные вещи с помощью «нужных людей», расположением к-рых он заручился заранее (Ibid. 52-53). По словам святого, к христианству обращались не только рабы и рабыни (многие из к-рых, вероятно, были пленными христианами или потомками пленников), но и представители высших слоев ирл. об-ва - сыновья и дочери королей (Ibid. 42). Нек-рые ирландцы давали монашеские обеты (Ibid. 41), но об основании мон-рей и организации монашеских общин П. не упоминает.
Формальный статус миссии П. не ясен, как и то, кем он был рукоположен во епископа. Спустя много лет некие, видимо бриттские, «старцы» обвинили П. в грехах, в т. ч. в чем-то таком, что он сделал, еще не будучи диаконом; к обвинению был причастен ближайший друг святого (Ibid. 26-27). П. сообщал, что в качестве аргумента против его рукоположения во епископа был выдвинут какой-то старый грех «тридцатилетней давности» (Ibid. 27, 32). «Исповедь», по крайней мере отчасти, являлась ответом на эти неясные обвинения. Святого могли упрекать в каких-то материальных злоупотреблениях, поскольку П. неоднократно подчеркивал, что ему приходилось только тратить свои деньги, покрывая многочисленные расходы, но он не принимал подарки от верующих. Обвинения могли быть связаны с тем, что с формальной т. зр. он пренебрег обязанностями декуриона (унаследованными от отца), покинув родную общину, и тем самым отказался от участия в уплате налогов. Т. О'Раферти предположил, что, крестив часть ирландцев, П. мог усилить с политической т. зр. определенную племенную группу, что могло противоречить намерениям нек-рых бриттских князей. Это подтверждают слова П. в послании к бриттскому правителю Коротику, в к-ром он называет бриттов, взявших в плен ирл. христиан, «отцеубийцами, братоубийцами, мятежниками против Христа». «Послание к Коротику» обращено к бриттскому королю, предположительно христианину, к-рый совершил набег на Ирландию и увел в плен людей, крещенных П.
Прямых упоминаний о деятельности П. в раннесредневек. источниках вне Ирландии нет. При этом о миссии св. Палладия в Ирландию говорится в «Хронике» и др. сочинениях Проспера Аквитанского 420-430 гг. В 429 г. Проспер также рассказал о поездках в Британию св. Германа Автиссиодурского (Осерского) и о его борьбе там с пелагианством. Спустя 2 года (431) св. Палладий вновь упомянут в «Хронике» (Ad Scottos in Christum credentes ordinatus a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur - Prosper. Chron. 1307 // MGH. SS. AA. T. 9. P. 473). Дальнейшая судьба св. Палладия и его миссии остается неясной; в сочинениях П. нет упоминаний о св. Палладии. Согласно ирл. средневек. традиции, миссия св. Палладия была неудачной из-за кончины проповедника (см. в ст. Палладий, св. (пам. зап. 6 июля)); вскоре, в 432 г., в Ирландию прибыл П. Вероятно, дата прибытия П. была вымышлена ирл. летописцами, к-рые пытались согласовать свидетельство Проспера Аквитанского о миссии св. Палладия с местными преданиями о миссии П. В ирл. анналах кончина П. датирована 461 и 493 гг., поэтому 1500-летний юбилей миссии П. отмечался дважды - в 1961 и 1993 гг. У исследователей нет единого мнения о том, можно ли считать летописные датировки достоверными; возможно, все они были вымышлены компиляторами средневек. летописных сводов. По одной из версий (ранняя хронология), предложенной М. Эспозито и поддержанной Д. Куком, П. скончался ок. 430 г., до миссии св. Палладия; по мнению этих ученых, лит. стиль П. и описанные им реалии больше соответствуют рубежу IV и V вв., чем сер. V в.
Согласно средневек. ирл. традиции, П. скончался в среду 17 марта, что соответствует 493 г. 432 год как начало миссии П., упомянутой в ирл. анналах, скорее всего связан с миссией св. Палладия в 431 г., отмеченной в хронике Проспера Аквитанского, к-рая была знакома ирландцам.
В анналы под 457 г. внесена кончина некоего Патрика Старшего или Старого (sen Pátraicc, Patricius Senior), в «Мартирологе Оэнгуса» он охарактеризован как «любимый воспитатель нашего мудреца», т. е. П. Память др. Патрика занесена в Мартиролог из Тамлахты (ныне Таллахта) под 24 авг. (фигурируют 2 святых Патрика - П., аббат и епископ Рос-Дела (ныне Росталла) и П., привратник и аббат Ард-Махи). По предположению Грожана и Д. Э. Бинчи, дата 24 авг. возникла по ассоциации с галльским св. Патрицием из Невера, к-рый упоминается в этот день в Мартирологе блж. Иеронима. Согласно гипотезе Т. О'Рахилли, Патрик Старший - это св. Палладий, к-рый в таком случае жил существенно раньше П.
Древнейшие ирл. источники называют П. просветителем Ирландии и основателем христ. традиции. В послании Куммиана (ок. 632) П. именуется «наш папа» (papa noster). В заглавии лат. гимна Секундина (Audite omnes amantes), обращенного к П., он назван «учителем скоттов».
Деятельность святого описана в Житиях, составленных Тиреханом и Мурьху, но приведенные ими сведения не всегда согласуются между собой. В более поздних источниках, напр. в Трехчастном Житии, эти сведения дополнены многочисленными деталями. Согласно Житиям VII в., после бегства из плена и до возвращения в Ирландию П. провел нек-рое время на континенте, гл. обр. в Галлии. Мурьху утверждал, что П. учился в Автиссиодуре (ныне Осер) у св. Германа, к-рый одобрил его намерение проповедовать ирландцам. Перед отправлением в Ирландию П. узнал о кончине св. Палладия и принял епископское рукоположение от некоего еп. Аматорига (Amathorege; в «Трехчастном Житии» этот епископ представлен как «царь римлян Амат»; вероятно, имеется в виду св. Аматор († 418), предшественник св. Германа на Автиссиодурской кафедре). Согласно «Исповеди», П. решил вернуться в Ирландию после того, как увидел во сне человека, к-рый «как бы прибыл из Ирландии, имя которому было Викторик». Из текста непонятно, был ли Викторик реальным знакомым П. Попытки отождествить этого персонажа со св. Виктрицием, еп. Ротомага (ныне Руан), признаны неубедительными. В Житиях П. Викторик именуется Виктором; Мурьху описывает его как ангела, отпечаток ноги к-рого сохранился на скале в горах Слиаб-Мис (ныне Слемиш, Сев. Ирландия), где он беседовал с П., как с Моисеем, из горящего куста.
В сочинении Тирехана, и особенно в «Трехчастном Житии», подробно описаны путешествия П. по Ирландии: он основывал церкви, благословлял или проклинал основателей определенных родов и династий, что объясняет благосостояние одних или неудачи других, поэтому Жития П. можно рассматривать как источники сведений об Ирландии в VII и IX вв. В повествовании Мурьху важное место занимает предание о том, как П. впервые зажег пасхальный огонь в Ирландии и во время посещения Темры (ныне Тара) вступил в состязание с друидами верховного правителя Лоэгайре. Агиограф развивает тему особых привилегий, к-рые Бог даровал П. и ирландцам, принявшим христианство. Так, «ангел Виктор» утвердил церковное первенство общины Ард-Махи, наделил особыми свойствами гимн П., даровал благополучие потомкам ирландца Диху, к-рый первым гостеприимно принял П.; кроме того, ангел пообещал П., что «всех ирландцев в день Страшного Суда будешь судить ты - как говорится об апостолах: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19. 28), дабы ты был судьей тем, кому был апостолом» (Muirchú. II 4). Тирехан ввел в свое повествование рассказ о посте П. на горе Круахан-Айгле (ныне Кро-Патрик); развивая этот сюжет, составители «Трехчастного Жития» приписали П. противостояние Богу с требованием выполнить его просьбы. Святой провел Великий пост на вершине горы без еды и питья (ирл. юридический прием - пост «против» более высокопоставленного человека, вынуждавший его ответить на просьбу). П. потребовал, чтобы ему было разрешено спасать человеческие души из преисподней; ирландцы должны были умереть за 7 лет до дня Страшного Суда, а Ирландию следовало затопить морем, чтобы ее не коснулись ужасы конца света. Бог удовлетворил просьбы П., но упрекнул его за излишнюю суровость.
Впосл. это предание было дополнено темой изгнания П. змей из Ирландии с помощью «Посоха Иисуса» у Гиральда Камбрийского, у Джоселина Фёрнесского и в «Коттоновском Житии».
В ирл. традиции П. сопоставляли с Моисеем: согласно Тирехану, он якобы прожил столько же (120) лет, начал проповедь в возрасте 60 лет, постился 40 дней, ангел говорил с ним из горящего куста, место его погребения осталось неизвестным. Преемником П. в церковной общине Ард-Махи, по свидетельству Тирехана, был св. Бенигн, сын Сескнена. Возможно, именно о Бенигне идет речь в «Исповеди», где говорится о некоем пресвитере, к-рого святой воспитывал с детства.
Согласно средневек. преданию, помощниками П. были святые Секундин (Сехналл), Ауксилий (Ушалле) и Изернин. П., Ауксилию и Изернину приписывается составление т. н. I Синода П.- свода канонических правил для ирл. христиан. Нек-рые исследователи, в т. ч. Билер, признавали достоверным авторство П. и его помощников. В любом случае свод был составлен не позднее VI в., т. к. в нем упоминаются священники, находившиеся в рабстве, а также рабыни-христианки, к-рые принадлежали к язычникам, и языческие жрецы.
Авторитетом П. освящалось светское законодательство: ему приписывалось участие в составлении свода ирл. права «Великая старина» (Senchus Már). Согласно т. н. Псевдоисторическому прологу к этому тексту, святые П., Бенигн и Кайрнех «якобы очистили традиционное право от языческих элементов» (Carey J. An Edition of the Pseudo-Historical Prologue to the Senchas Már // Ériu. Dublin, 1994. Vol. 45. P. 1-32). Предание о том, как П. благословил поэта Дубтах мокку Лугайр (Muirchú. I 19), использовалось для подтверждения прав филидов (традиционных поэтов и историков).
В источниках VIII-IX вв. упоминается «Канон, или Закон Патрика» (Cáin Pátraic), запрещавший убийство клириков. Такие «каноны» гарантировались королями; их провозглашение сопровождалось объездом соответствующих королевств клириками с реликвиями П. (Breatnach L. A Companion to the Corpus Iuris Hibernici. Dublin, 2005. P. 218-227). Др. юридический текст, «Правило Патрика» (Riagail Pátraic), считался «завещанием» святого: он регулировал отношения Церкви и туата, вопросы материального обеспечения клириков, подчеркивал необходимость крещения (Ibid. P. 266-268). П. приписывалось авторство отдельных юридических норм, напр. объявление величайшими преступлениями «убийство пахотных волов, покушение на дойных коров и поджоги».
П., как просветитель Ирландии и основатель ирл. Церкви, описан в ряде сочинений светского характера. В саге «Призрачная колесница Кухулина» П. вызывает дух героя Кухулина, к-рый рассказывает кор. Лоэгайре о том, что почти все герои дохрист. времени находятся в аду, убеждая его тем самым креститься. В пространном тексте кон. XII - нач. XIII в. «Беседа старцев» дохрист. герой Кальте показывает П. Ирландию и рассказывает ему древние предания.
О месте погребения П. впервые упоминается в источниках кон. VII в., при этом, вероятно, существовали сомнения в том, где именно был похоронен святой. Согласно Мурьху, тело П. было предано земле в Дун-Летглассе (Даунпатрик), где впосл. над могилой святого была построена церковь. Право обладать мощами П. было причиной вооруженных столкновений между уладами, во владениях к-рых находилась ц. Дун-Летглассе, и правителями из династии И Нейл и туатами Артир, к-рые контролировали Ард-Маху. По данным, приведенным в «Книге из Арма», св. Колумба обнаружил могилу П. в Сабалле (ныне Соул, близ Даунпатрика). Подобные сведения приведены в Ольстерских анналах (запись под 553 г.). В 1185 г. в Даунпатрике состоялось обретение мощей святых П., Бригиты и Колумбы; установленный в память об этом событии праздник указан в ряде средневек. англ. календарей под 24 марта. Возможно, из собора в Даунпатрике происходит реликварий, в котором некогда хранилась рука П. (Ольстерский музей, Белфаст). Зуб П., к-рый святой, по преданию, подарил св. Брону, впосл. почитался в Киллэспагбройне (графство Слайго); сохранился изготовленный для него реликварий XIV в. (Национальный музей Ирландии, Дублин).
Согласно англ. преданию, П. провел последние годы жизни в Гластонбери и был похоронен в этом мон-ре вместе со своим учеником Бенигном. Совр. исследователи отрицают историчность этого предания, возникшего в XII в. как часть «гластонберийской легенды» (Gransden A. The Growth of the Glastonbury Traditions and Legends in the 12th Century // JEcclH. 2011. Vol. 27. № 4. P. 337-358).
Особым почитанием в средневек. Ирландии пользовались предметы, к-рые, по легенде, принадлежали П., прежде всего т. н. посох Иисуса (bachall Нsu), хранившийся в Ард-Махе. После англо-нормандского завоевания реликвия была перенесена в Дублин и до Реформации находилась в кафедральном соборе Св. Троицы (вероятно, сожжена в 1538 по распоряжению протестант. архиеп. Дж. Брауна). В Ард-Махе хранился также колокол П., именовавшийся «Светло Плачущий» (Findfaídech); согласно «Трехчастному Житию», его изготовил для святого ремесленник Лаэбан; святыня впервые упоминается в Ольстерских анналах под 947 г. Среди др. реликвий известны Колокол Завета (Clog an Édachta), литургическая чаша и футляр для книг, якобы обретенные в 553 г. св. Колумбой вместе с мощами П. Колокол П., некогда находившийся в Ард-Махе, вместе с драгоценным реликварием, созданным на рубеже XI и XII вв., находится в Национальном музее Ирландии (Дублин). Реликвии святого имелись в Англии (в Сент-Олбансе, в Уолтеме (графство Эссекс), в аббатстве Гластонбери), а также в континентальной Европе (в Реймсе, в аббатстве Санкт-Галлен и в др. местах).
Начиная с эпохи раннего средневековья П. был самым почитаемым в Ирландии святым. О его поминовении 17 марта известно с VII в.; праздник упоминается в ранних Житиях святого, во всех ирл. календарях и мартирологах (начиная с IX в.), а также в рукописях Мартиролога блж. Иеронима, в календаре св. Виллиброрда и в Мартирологе Беды Достопочтенного (см. ст. Мартиролог). В Ирландии центром почитания П. была Ард-Маха, где святой, по преданию, основал первенствующую епископскую кафедру. Среди мест паломничества в Ирландии известны гора Кро-Патрик и особенно т. н. Чистилище св. П. на острове посреди оз. Лох-Дерг (графство Донегол). Там находилась пещера, считавшаяся входом в чистилище, к-рый был чудесным образом открыт святому. Об этом месте паломничества впервые сообщается в «Трактате о чистилище св. Патрика» Генриха из Сэлтри (ок. 1170 - BHL, N 6510-6512), в истории мон. Гилберта, встретившего в Ирландии рыцаря по имени Эоган, к-рый спускался в чистилище. Пещера была закрыта и здания на острове разрушены по указанию протестант. епископа Клоэрского в 1632 г., однако католики продолжали посещать остров; в наст. время там находится католич. паломнический центр.
В Ирландии почитание П. оказалось под угрозой в XVI в., когда англ. власти насаждали на острове протестантизм. Мн. храмы были заброшены и разрушались, реликвии и предметы католич. культа подвергались уничтожению. Образ П. стал предметом полемики между католиками и протестантами. К нему обращались католич. авторы, стремившиеся доказать, что ирландцы с самого начала исповедовали католич. христианство. Среди подобных работ известно сочинение Р. Стэнихерста «О жизни св. Патрика, апостола Ирландии» (1587), основанное на средневек. Житиях и на произведениях Гиральда Камбрийского. Изучением и публикацией исторических источников занимались Т. Мессингем, Дж. Колган, Р. Рочфорд. Во многом благодаря их деятельности почитание П. приобрело в католич. Церкви общецерковный характер.
В Ирландии существует много топонимов, связанных с почитанием П., напр. Килпатрик (церковь П.), Нокпатрик (холм П.), Деррипатрик (дубрава П.), Кросспатрик (крест П.). Мн. источники, названные в его честь (колодец П.- Tobar Phádraig), считались священными и привлекали паломников. Названия, начинающиеся с древнеирл. Domnach (в совр. источниках Donagh-; от лат. dominicus - Господень), согласно «Книге из Арма», принадлежат церквам, основанным П.; в наст. время считается, что они относятся к раннему периоду христ. миссии в Ирландии (напр., Домнах-Падрайг, ныне Донахпатрик в графствах Мит и Голуэй). О-в Инис-Падрайг (остров Патрика, ныне Черч-Айленд), согласно Тирехану, стал местом 1-й высадки святого в Ирландии в ходе его миссии. Именно в силу ассоциаций с П. остров в 1148 г. был выбран местом проведения синода ирл. клириков под предводительством св. Малахии.
В Новое и Новейшее время сложились обычаи, связанные с празднованием памяти П. В день праздника ирландцы надевали булавки или ленты в виде креста; обычай носить трилистник (лист белого клевера - шамрок (seamróg)) впервые засвидетельствован в кон. XVII в. среди простонародья. Предание о том, что П. при помощи шамрока объяснял людям тайну Св. Троицы, появилось в 1727 г. Чаще всего в праздничный день надевали зеленую одежду (этот цвет первоначально ассоциировался с королями Улада, т. е. Сев. Ирландии), а также (до XIX в.) одежду лазурного или темно-синего цвета. Празднование дня П. служило признаком ирл. национального единства. Учредив орден св. Патрика, кор. Георг III узаконил празднование 17 марта; к 1785 г. относится проведение одного из первых парадов в честь дня П. в Дублине. Празднование также распространилось как среди католиков, так и протестантов в США, Канаде, Австралии и др. странах, где проживало много ирл. эмигрантов. Праздник все больше ассоциировался с разгульным поведением: хотя 17 марта приходится на Великий пост, считалось, что в этот день можно есть мясо и употреблять алкоголь (обычай «топить шамрок» на дне стакана с виски). В 1903 г. день П. стал гос. праздником в Ирландии. Постепенно участие Церкви в празднованиях уменьшалось. Начиная с 60-х гг. XX в. в этот день было официально разрешено открывать пабы; праздник стал в основном светским и с 90-х гг. XX в. превратился в событие для туристов. Церковь (как католическая, так и протестантская) не принимает участия в организации парадов.
Почитание П. получило широкое распространение не только в Ирландии, но и на всех Британских о-вах. Начиная с VII в. оно известно в Галлии, куда его принесли ирл. и англосакс. клирики и монахи. Местом особого почитания П. был мон-рь Перонна (ныне Перон, Франция), основанный ирл. подвижником св. Фурсой и его братьями; впоследствии культ святого существовал в аббатстве Санкт-Галлен, среди насельников к-рого были ирл. монахи. День памяти П. указан во мн. англосаксонских и континентальных календарях начиная с эпохи Каролингов. Одна из старейших церквей во имя П. находится в Хайлигенциммерне (Германия), она была освящена Констанцcким еп. Эберхардом (1034-1046). Большинство католич. храмов во имя святого в др. странах были построены в связи с массовой эмиграцией из Ирландии в XVIII-XX вв.; самые известные - кафедральные соборы в Нью-Йорке (освящен в 1879) и в Мельбурне (освящен в 1897).
Решением Синода РПЦ от 9 марта 2017 г. П. внесен в месяцеслов РПЦ под 30 марта.