[Греч. Πέτρος, лат. Petrus], сщмч. (пам. 25 нояб.), еп. Александрийский (300-311). Согласно раннехрист. авторам, П. был 16-м преемником ап. Марка во главе Александрийской Православной Церкви; занимал кафедру 11 (или 12) лет.
Основные исторически достоверные сведения о П. содержатся в «Церковной истории» Евсевия Памфила. Также из текстов Евсевия известно, что П. скончался на 9-м году гонений на христиан (т. е. после февр. 311); до начала Диоклетиановых гонений (февр. 303) он управлял Церковью 3 неполных года (Euseb. Hist. eccl. VII 32.31). Евсевий также сообщает о том, что П. был обезглавлен вместе со многими другими егип. епископами по личному приказу имп. Максимина II Дайи (305-313) (Ibid. VIII 13.7; IX 6.2). В сохранившихся фрагментах церковной истории еп. Филиппа Сидского (ок. 430) сказано, что до поставления на епископскую кафедру П. был учителем в Александрийском огласительном уч-ще (PG. 39. Col. 229).
С началом Диоклетиановых гонений на христиан П., по примеру своего предшественника, свт. Дионисия Великого Александрийского (247/8 - 264/5), многократно покидал столицу и скрывался от властей в различных уголках Египта. В один из периодов отсутствия П. в Александрию прибыл еп. Мелитий Ликопольский и, обнаружив паству без пастыря, принял на себя руководство Церковью. Мелитий рукополагал пресвитеров и диаконов и поставлял епископов на вакантные кафедры или на те, предстоятели к-рых, подобно П., скрывались. Сохранилось послание к Мелитию от 4 егип. епископов - Исихия, Пахомия, Феодора и Филея Тмуитcкого; они протестовали против того, что Мелитий вел себя в их епархиях как полноправный хозяин. Это послание было написано не позже 306 г., когда еп. Филей принял мученическую кончину. Тогда же П. письменно обратился к пастве, призывая прекратить церковное общение с Мелитием и его сторонниками. Т. о. в Александрийской Церкви возник раскол, продолжавшийся неск. десятилетий (см. также ст. Мелитианский раскол). Мелитий отстранил от служения лиц, к-рым П. поручил заботиться о находящихся в темнице исповедниках, и заменил их своими сторонниками. Среди сторонников Мелития в этот период был пресв. Арий, к-рого П. ранее рукоположил во диакона, затем Мелитий - во пресвитера. Вместе с др. раскольниками Арий был отлучен от общения с П., к-рый не признавал его рукоположения (Sozom. Hist. еccl. I 15).
В 305 или 306 г. П. созвал Собор, на к-ром осудил и низложил Мелития, кроме прочего обвинив его в том, что он приносил жертвы идолам, чтобы спастись от гонений (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 59). Совершённые Мелитием рукоположения П., видимо, не признавал; на епископские кафедры, замещенные сторонниками Мелития, П. ставил своих епископов. Мелитиане также заняли ригористическую позицию по вопросу об отпавших, что обострило конфликт. Свт. Епифаний Кипрский (Epiph. Adv. haer. 68) вопрос о падших считал единственной причиной схизмы, а о вторжении Мелития в юрисдикцию П. он не упоминал. Кроме того, Созомен сообщал о том, что П. занял жесткую позицию, подобную взглядам свт. Киприана Карфагенского, и не признавал таинств, совершённых раскольниками (Sozom. Hist. eccl. I 15). Только 2-й преемник П., свт. Александр Александрийский (ок. 313-328), вновь принял в церковное общение Мелития и признал совершённые им хиротонии. Вопрос о Мелитианской схизме специально разрешался в примирительном духе на I Вселенском Соборе в 325 г. Тем не менее рецидивы схизмы давали знать о себе и позже, в частности проявились во вражде бывш. мелитиан по отношению к свт. Афанасию I Великому; с 20-х гг. IV в. церковная ситуация в Египте обострилась в связи с тем, что во время Мелитианской схизмы возник догматический спор, спровоцированный Арием. Поскольку Арий был рукоположен во пресвитера Мелитием, то мелитиане из фракционной солидарности оказывали ему поддержку.
Вероятно, П. вернулся из своего убежища в Александрию после издания Никомидийского эдикта о толерантности имп. Галерием (30 апр. 311). В это же время и имп. Максимин Дайя, не имея возможности идти наперекор решению старшего августа, приказал выпустить из темниц христиан и разрешил религ. собрания. Однако имп. Галерий вскоре умер, а передышка для христиан продлилась менее 6 месяцев, после чего, по наущению куратора Антиохии Феотекна, имп. Максимин возобновил гонение (Euseb. Hist. еccl. VIII 17; IX 12). Скорее всего в это время П. скончался в мучениях. Это полностью согласуется с традиционным днем памяти П. (25 нояб.), который был зафиксирован уже в ранних календарных памятниках, таких как Сирийский Мартиролог.
П. известны во фрагментах. На его труды ссылались мн. христ. писатели; наиболее ранние из них - отцы III Вселенского Собора (431). Из лит. наследия П. полностью сохранилось в лат. переводе только краткое письмо пастве 305 г. против еп. Мелития Ликопольского (305 г.; CPG, N 1641; PG. 18. Col. 509-510). По содержанию к нему примыкает фрагмент из Послания к клирикам (CPG, N 1642). Все остальные фрагменты сочинений П. по содержанию условно можно разделить на 2 группы - догматические и канонические. При этом следует учитывать, что все позднейшие авторы, цитировавшие П., осовременивали его тексты для своих нужд. П. создал много трудов против учения Оригена, но в период монофизитских споров (V-VI вв.) и православные, монофизиты использовали антиоригенистские сочинения П. для доказательства своей правоты. Т. о., фрагменты трудов П. сохранились в чуждом для них историческом контексте, за которым не всегда виден подлинный.
Подобные сложности существуют и в интерпретации канонических фрагментов сочинений П. Наиболее известные из них - «Правила св. Петра Александрийского». Этот текст процитирован во 2-м прав. Трулльского (Пято-Шестого) Собора 691 г. Изначально это сочинение П. представляло собой выдержки из его «Пасхального послания» 306 г. (прав. 1-14) и из «Пасхального послания к Трикентию» (прав. 15). В совмещенном виде эти фрагменты получили распространение как единое произведение П. под заголовком «О покаянии» (Περ μετανοίας). Кроме фрагментов на греч. языке и на латыни, оно известно в сирийском, грузинском и славянском переводах. В сир. версии перед правилами помещено предисловие, а также имеются интерполяции в 13-м прав. В Византии эти правила были включены в «Синтагму XIV титулов» (Кормчая XIV титулов) и стали неотъемлемой частью правосл. канонического права.
В «Пасхальном послании» 306 г. П. высказал свое мнение о том, как следует возвращать отпавших в Церковь. При этом большей частью он говорил о покаянии и призывал к милосердному отношению к падшим, нежели выступал как строгий канонист, предписывающий определенные епитимии. Кроме того, П. излагал в них скорее свое видение вопроса и каждое мнение оправдывал многочленными цитатами из Свящ. Писания, так что правила приобрели характер нравственно-экзегетических рассуждений. Так, в правилах 1, 4, 8, 9, 11 и 13 вообще не упомянуты епитимии; они содержат похвалы принявшим истязание и затем покаяние, сетования об отпавших и описания случаев, когда поведение христиан во время гонений было достойно одобрения. В остальных правилах П. рассуждал о различных случаях и обстоятельствах отпадения от Церкви. По своему характеру правила П. очень мягкие. В прав. 2 тем, кто отпал, не претерпев пыток, но лишь неудобства ареста и заключения в темнице, П. предписывает год покаяния. По прав. 3 отпавшим из одного только страха предписывается 4 года покаяния. В прав. 5 тех, кто различными ухищрениями избежал и пыток, и участия в жертвоприношениях, П. хвалит за благоразумие, но приравнивал их к убоявшимся пыток и налагал на них один год покаяния. Правила 6 и 7 посвящены взаимоотношениям рабов и их господ среди христиан и случаям, когда господин заставлял вместо себя приносить жертву своего раба. П. предписывал рабам год покаяния, господам - 3. Прав. 10 - о клириках, к-рые сначала отпали от Православия по слабости веры, но затем возобновили подвиг мученичества. П. считал, что они должны иметь общение во всем, но воздерживаться от священнослужения. Это место явно противоречит указанию свт. Епифания Кипрского на то, что П. принимал падших клириков и разрешал им исполнять их служение (Epiph. Adv. haer. 68.3; вероятно, что свт. Епифаний знал о правилах П. из каких-то документов, близких к т. зр. мелитиан). В др. месте Епифаний писал о том, что мн. александрийские клирики были не согласны со слишком мягкой позицией П. Прав. 9 П. посвящал тем, кто добровольно вызвались на мученичество; он не одобрял их, но и не предлагал вводить против них к.-л. прещения. В какой-то мере это правило является оправданием собственного поведения П. во время гонений.
В Пасхальной хронике (VII в.; Chron. Pasch. P. 4-8) сохранились 4 фрагмента экзегетического характера из «Послания к Трикентию». Из др. посланий П. на греч. языке остались лишь небольшие фрагменты.
Из догматических трудов П. наиболее значительным является соч. «О божестве» (Περ θεότητος; PG. 18. Col. 509-512). Изначально оно было направлено против субординационализма Оригена, но со времен III Вселенского Собора (431) воспринималось в ином историческом контексте. На Соборе зачитывалось 3 отрывка из него в опровержение Нестория. Севир Антиохийский, монофизитский богослов VI в., многократно ссылался на этот текст П. в полемике с халкидонитами в сочинениях «Против нечестивого грамматика» и «Филалет, любитель истины». В греческих, сирийских, армянских и копто-арабских флорилегиях известны еще 4 фрагмента текста П., к-рые содержат следы монофизитской правки (CPG, N 1635). Правосл. богослов VI в. Леонтий Византийский в соч. «Апории против монофизитов» приводит 2 фрагмента из трактата П. «О пришествии Нашего Спасителя» (Περ τῆς Σωτῆρος ἡμῶν ἐπιδημίας), однозначно указывающие на учение о 2 природах во Христе (PG. 86/1. Col. 1312; 86/2. Col. 1836); 3-й фрагмент из того же трактата сохранен в труде имп. Юстиниана I «Против монофизитов» (PG. 86/1. Col. 1133). Наконец, 4-й фрагмент, но с совершенно противоположной идеей, сохранился в арм. переводе одного из посланий монофизита Тимофея II Элура (CPG, N 1636). Учитывая схожесть тематики, можно предположить, что изначально трактаты «О божестве» и «О пришествии Нашего Спасителя» - одно и то же сочинение П.
Леонтий Византийский также приводит 3 фрагмента из трактата П. «О душе» (Περ ψυχῆς; PG. 18. Col. 519-522). Согласно его указанию, сочинение состояло из неск. книг (не менее 2); приводимые им цитаты заимствованы из 1-й книги. Сочинение было направлено против учения о предсуществовании душ, их пленении плотью за совершённый грех. Этой т. зр. П. противопоставил свое мнение о том, что душа творится волей Божией в момент сотворения тела (CPG, N 1637). Два из приводимых Леонтием фрагмента также цитировал имп. Юстиниан в эдикте против Оригена 536 г.
В сирийском переводе сохранилось 7 фрагментов из соч. П. «О воскресении» (Περ ἀναστάσεως; CPG, N 1638). Один из них известен в греческом оригинале, а другой также в арм. переводе. В них отстаивается идея о том, что тело после воскресения восстанет в том же виде, в каком оно было при жизни. Этот тезис также направлен против Оригена, к-рый отрицал такую возможность. Как и в предыдущем случае, трактаты «О душе» и «О воскресении» могут также являться одним и тем же произведением или разными его частями.
К подложным сочинениям П. относятся «Дидаскалия» (она приписывается иногда свт. Григорию Богослову; PG. 36. Col. 895). О существовании «Дидаскалии» П. знал Леонтий Византийский. Приписываемые П. известные только на копт. языке сочинения и фрагменты также вызывают сомнения в их подлинности, особенно апологетическое послание к имп. Диоклетиану. Также сомнительно авторство посланий к Аполлонию Ликопольскому и «Послания к православным» (CPG, N 1650-1653). По-коптски и в араб. переводах известны также фрагмент увещания к епископам и ряд подложных гомилий. Среди них: «Гомилия на Крещение Господне», «Гомилия на Рождество», «Слово о презрении мира, Воскресении, грядущем суде и арх. Михаиле» (CPG, N 1657-1562).
(BHG, N 1502-1503; BHL, N 6692-6698; BHO, N 929-932). Уже свт. Афанасий Великий в Житии прп. Антония отводит П. особую символическую роль как последнему егип. мученику (Athanas. Alex. Vita Antonii. 47), т. к. П. стал последним древним Александрийским епископом, к-рый мученически скончался. Это символическое положение П. сделало его объектом широкого почитания и вызвало особый интерес к агиографической традиции. Все известные варианты Житий П. восходят к 1-му, наиболее раннему и в значительной мере сходны друг с другом. Сведения, содержащиеся в Житиях П., могут дать ряд подробностей для описания его мученичества, но зачастую являются недостоверными.
Первое Житие П. (BHG, N 1502) было создано в VI в. или, судя по косвенным признакам, в нач. VII в. Это Житие еще не было известно церковным историкам V в. Созомею и Феодориту Кирскому, к-рые в рассказах о гонении опирались на Евсевия Памфила и Афанасия Великого. Несомненно, что Житие уже существовало в IX в., когда появились его переводы на латынь, а также основанное на нем сказание в Мартирологе архиеп. Адона Вьеннского. В Житии описана сцена, в которой народ отбил П. у охраны, не допустив его отправки в Никомидию, чего требовал имп. Диоклетиан. Последнее может быть отражением современных автору событий, когда в период борьбы православной и монофизитских партий в Александрии народ активно вступался за того или иного епископа против властей; подобные события неоднократно происходили во 2-й пол. V - нач. VII в. По всей видимости, Житие имеет александрийское происхождение, т. к. Афанасиево представление о П. как последнем мученике широко отражено в этом тексте. В рукописной традиции существуют 2 версии этого Жития, к-рые отличаются лишь наличием или отсутствием пролога. В X в. в Византии Симеон Метафраст сделал переработку этого Жития (BHG, N 1503). Основанные на Житии краткие сказания присутствуют в визант. синаксарях и слав. прологах обеих редакций.
В IX в. независимо друг от друга появились 2 перевода раннего дометафрастовского Жития на латынь. Первый создан в Неаполе переводчиком греч. Житий Гваримпотом (Варимпот), 2-й - в Риме Анастасием Библиотекарем. Поскольку труд Анастасия получил большую известность, то зачастую ему приписывали в различных рукописях и текст в переводе Гваримпота (Passio Sancti Petri Alexandrini // PL 129. Col. 691-704; под именем Анастасия опубликован перевод Гваримпота; ср.: Devos P. L'œvre de Guarimpotus, hagiographe napolitain // AnBoll. 1958. Vol. 76. N 1/2. P. 151-187).
Известны переводы Жития П. на мн. вост. языки: коптский, сирийский, армянский, арабский. На копт. языке известно также Похвальное слово П., приписываемое свт. Александру Александрийскому (BHO, N 932). Эти переводы послужили основой для синаксарных сказаний: армянский - для Синаксаря Тер-Исраэла, арабский (возможно, коптский) - для Александрийского Синаксаря (и для его перевода на геэз).
Достоверность приводимых в Житии П. сведений вызывает сомнения из-за множества анахронизмов. В Житие включены наставления и видения П., а также рассказ о жене некоего чиновника Сократа, его наличие в тексте должно было объяснить причину ненависти имп. Диоклетиана к П. Прототипом Сократа послужил, вероятно, Феотекн, советник имп. Максимина Дайи, к-рый, согласно Евсевию, особо настраивал императора против христиан (Euseb. Hist. eccl. IX 2). Согласно Житию, Сократ был антиохийцем (как и Феотекн); он вероотступник, к-рый препятствовал своей жене-христианке крестить их детей. Тогда жена тайно отплыла в Александрию, чтобы крестить детей у П. По пути Сам Христос чудесным образом крестил детей. П., не знавший об этом чуде, попытался вторично крестить их, вода в купели стала подобна камню, и П. понял, что дети уже крещены. Когда жена с детьми вернулась в Антиохию, Сократ выдал их имп. Диоклетиану, обвинив ее, кроме прочего, в прелюбодеянии с П. Император приказал сжечь их заживо. Этот рассказ в Житии должен был доказать обоснованность ненависти Диоклетиана к П., однако тут же дается и более рациональное объяснение, согласно к-рому Диоклетиан опасался П. из-за его многочисленных сочинений, обличавших заблуждения язычников. Кроме общего распоряжения преследовать христиан Диоклетиан отправил в Египет приказ арестовать П. и доставить его для казни в свою столицу Никомидию. Однако народ, собравшийся в Александрии возле темницы, не дал воинам увезти П.
Большая часть Жития посвящена противостоянию П. с Арием. В тексте сказано, что П. якобы отлучил Ария от Церкви, хотя П. только не признал рукоположения Мелитием Ария. Арий, узнав, что П. находится в темнице и, вероятно, вскоре будет казнен, обратился к нек-рым уважаемым александрийским клирикам, чтобы те похлопотали за заключенного перед епископом, чтобы тот снял отлучение. Клирики, считая, что просьба Ария свидетельствует о его благочестии, согласились. Когда им было позволено посетить П. в темнице, они бросились перед ним на колени и стали просить его примирить Ария с Церковью, однако П. наотрез отказался. Затем он подозвал к себе пресв. Ахиллу и Александра и в частной беседе поведал им причину своего отказа. П. сказал, что ему явился Христос в виде отрока в разорванных одеждах и, когда П. поинтересовался, кто разорвал Его одеяние, Спаситель ответил, что это сделал Арий, и потребовал ни при каких условиях не принимать его в Церковь. Христос также предсказал скорую мученическую кончину П., а также что Ахилла и Александр станут его преемниками на Александрийской кафедре один за другим. Возможно, что весь этот сюжет отражает воспоминания александрийских христиан о борьбе П. с Мелитием, а имя Ария, ставшее известным в связи с его учением лишь после смерти П., было анахронизмом и появилось в тексте вместо имени Мелития. Сам образ разорванных одежд как иллюстрация ситуации в Церкви, пребывавшей в расколе, более подходит ко времени мелитианской схизмы, чем к периоду догматических споров вокруг арианства. Далее в Житии приводится наставление П. к Ахилле, Александру и к народу, в к-ром П. обличает именно Мелития. Затем содержится аллюзия на послание П. к Мелитию.
Согласно Житию, император отдал приказ казнить П. в Александрии, поскольку доставить его в Никомедию оказалось невозможно. Но воины не могли вывести П. из темницы: люди и день и ночь сидели у ее входа и не давали им это сделать. Однако П., утешенный видением Христа и опасавшийся, чтобы воины не применили насилия к народу, дал стражникам совет проделать брешь в стене и тайком вывести его. П. вывели из темницы ночью через брешь, так что сторожившие у ворот ничего не узнали. По желанию П. его отвели в квартал Вукол (τὰ Βουκόλου) и дали возможность помолиться на могиле ап. Марка. В Житии приводится пространная молитва П., в к-рой он вспоминает многих своих предшественников на Александрийской кафедре и просит Господа, чтобы его смерть положила конец гонениям. В это время некая дева-христианка, жившая неподалеку с отцом, во время молитвы услышала глас свыше: «Петр был первый из апостолов, а ныне Петр последний из мучеников». Когда П. вернулся к воинам, его лик сиял божественным светом, и их охватил страх. П. повелел им делать то, что приказано, но никто из 6 воинов не решался обезглавить святого. Тогда они условились, что тому, кто это сделает, остальные 5 дадут по 5 денариев, но и после этого никто не решился казнить П. Тогда один из них добавил еще 20 денариев, и один из воинов за такую сумму согласился умертвить святого. Житие сообщает, что этого солдата позднее постигла судьба Иуды, остальные же воины после убийства П. в страхе разбежались. Вскоре на это место пришла вместе с отцом дева-христинка, повинуясь гласу, и они, покрыв тело П., стерегли его всю ночь. Наутро люди, караулившие у темницы, увидели брешь в стене, бросились искать П. и в Вуколе нашли деву и ее отца рядом с телом святого. Его обернули в льняную ткань и отнесли в церковь, поместили на епископской кафедре и отслужили литургию, после к-рой тело вновь отнесли в Вукол, где погребли возле могилы ап. Марка.
По др. версии, к-рую также приводит автор Жития, П., добровольно идя на мученичество и посоветовав стражам проделать брешь в стене его камеры, просунул через нее голову со словами, что лучше одному человеку погибнуть за многих. Воины отрубили ему голову и убежали, оставив его на месте казни, таким наутро народ обнаружил святого.
Почитание П. возникло сразу после его кончины, о чем косвенно свидетельствует свт. Афанасий Великий в Житии прп. Антония. Сирийский Мартиролог (нач. V в.) помещает память П. под 25-м днем 2-го месяца тишринма (25 нояб.). Та же дата присутствует в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.; в связи с разночтениями в рукописной традиции иногда появляются даты 23, 26 и 27 нояб.; Mart Hieron. Comment. P. 617, 620-623). Дату 25 нояб. удержала также визант. синаксарная традиция (иногда со сдвигом на 24 нояб.; SynCP. Col. 253-258; Menologium Basilii imp. // PG. 117. Col. 177). Под той же датой 25 нояб. сказание о П. помещено в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (17 тре; Le Synaxaire armenienne de Ter Israel. P., 1920. Vol. 3: Mois de Sahmi. P. 114-117. (PO; T. 15. Fasc. 3). Груз. палестинские календари (X в.) кроме 25 нояб., отмечают память еще 18 апр. и 7 июля (происхождение дат неясно; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 273, 393). Традиция Коптской Церкви также сохраняет память 25 нояб. (21-й день месяца хатур). Под этим числом подробное сказание о П. находится в Александрийском Синаксаре (XIV в.; SynAlex (Foget). P. 160-165, 451). 26 янв. (1 амшира) копты празднуют день освящения ц. св. Петра в зап. части Александрии, построенной при имп. Константине Великом и разрушенной спустя некоторое время после араб. завоевания Египта (VII в.). Наибольшее разнообразие в датах памяти П. представляют сир. календари и синаксари IX-XVI вв. Наряду с 25 нояб. (иногда 26) в них есть даты 16, 25, 28 дек. и 29 мая (SynAlex // PO. T. 3. Fasc. 3. P. 353-359; T. 11. Fasc. 5. P. 758-759; Un martyrologe et douze ménologes syriaques / Ed. F. Nau // PO. T. 10. Fasc. 1. P. 147). В Мартирологе Рабана Слибы (XIII в.) память П. появляется 4 раза: 28 окт., 19 нояб., 20 дек. и 29 мая (в последнем случае с указанием на казнь посредством отсечения просунутой в брешь головы; Peeters P. Le martyrologe de Rabban Salba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 166, 171, 184).
На Западе почитание П. (помимо Мартиролога блж. Иеронима) фиксируется с IX в. в Мраморном Неаполитанском календаре (Delehaye H. Hagiographie Neapolitaine // AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 39-41). Впрочем, уже в реконструируемом Мартирологе Беды Достопочтенного (VIII в.) содержалось сказание о П., составленное на основании сведений из сочинения Евсевия Памфила в переводе Руфина Аквилейского. Это сказание послужило основой для сказаний в Мартирологах Флора Лионского и Усуарда (IX в.; MartUsuard. 1965. P. 348). Особняком стоит более пространное сказание в Мартирологе еп. Адона Вьеннского, к-рый пользовался непосредственно текстом Жития П. в переводе Гваримпота (MartAdon. // PL. 123. Col. 401-403). Во всех этих мартирологах память П. сохраняется под 25 нояб. Лишь в Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (XVI в.) день памяти был сдвинут на 26 нояб. (MartRom. Comment. P. 546) из-за попадающей на 25 нояб. памяти мц. Екатерины.
Память П. зафиксирована довольно рано - уже в Иерусалимском Лекционарии (отражает практику V-VIII вв.) он упоминается 25 нояб. вместе со свт. Анастасием (Tarchnisnvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. § 1383).
В последующих памятниках день памяти П. совмещен с днем сщмч. Климента, еп. (папы) Римского. В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. и сщмч. Климента отмечена 25 нояб., службу им в Великой ц. совершали в воскресенье; указаны пение тропаря 4-го гласа ῾Ο Θεὸς τῶν Πατέρων ἡμῶν̇ ( - общий священномученикам) и чтения на литургии (Mateos. Typicon. T. 1. P. 112, 114).
Также общая служба П. и сщмч. Клименту 25 нояб. представлена в разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов. В студийских рукописях последование П. уже в ранний период довольно обширно. Так, в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.- древнейшей сохранившейся редакции студийского Синаксаря - и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, последование П. включает тропарь 4-го гласа (общий священномученику), кондак (только в Студийско-Алексиевском), канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа авторства Феофана с ирмосом на «Господи, воззвах» - 3 стихиры-подобна плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, на вечерней стиховне - славник 4-го гласа, на стиховне утрени - стихиру 7-го гласа (в Евергетидском - другую, 1-го гласа), ексапостиларий, седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа (только в Евергетидском). Служба в обоих памятниках составлена с приоритетом П., однако в Евергетидском Типиконе цикл стихир сщмч. Клименту на «Господи, воззвах» стоит первым (остальной материал - на 2-м месте) (Пентковский. Типикон. С. 298; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 325-326). Мессинский Типикон 1131 г., представляющий собой южноиталийскую редакцию Студийского устава, 25 нояб. предлагает службу, объединяющую гимнографический материал сщмч. Климента, П., вмц. Екатерины и вмч. Меркурия (с приоритетом сщмч. Климента). Последование П. то же, что и в предыдущих памятниках (Arranz. Typicon. P. 61-62). Афонский Георгия Мтацминдели Типикон (ок. 1042) предлагает совершать общую службу сщмч. Клименту, П. и вмч. Меркурию (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 242). В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) 25 нояб. предлагается совершать службу сщмч. Клименту, П. и вмц. Екатерине (с попеременным приоритетом сщмч. Климента и П.), последование П. включает седален 4-го гласа, стихиру 4-го гласа на стиховне вечерни и канон (Ягич. Служебные Минеи. 1886. С. 446-461; Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 32).
В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. последование П. и сщмч. Клименту указано 25 нояб., последование вмц. Екатерине и вмч. Меркурию - 24 нояб. (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33). В Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. последование П. и сщмч. Клименту включено в службу отдания праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, гимнография П. представлена славником 4-го гласа на вечерней стиховне, общим тропарем святым, каноном и стихирами обоим святым на хвалитех (Миркович. Типикон. Л. 62б). В рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., в т. н. «Оке церковном», тропари и кондаки даны каждому святому и общие; последование П. включает: тропарь П. 4-го гласа кондак П. 3-го гласа кондак П. и сщмч. Клименту 2-го (sic!) гласа В греч. Кондакариях XII-XIII вв. сохранились кондак П. 4-го гласа Σοφὸς ποιμὴν καθεστηκὼς̇ (Мудрым пастырем явившийся...) с 2 икосами и известные по совр. изданиям кондак 4-го гласа с 2 икосами (с переводом в рус. книгах XIX-XV вв.) и кондак 3-го гласа (Амфилохий. Кондакарий. С. 77, 170, 213, 243; Доп. с. 37).
В совр. греч. Минеях 25 нояб. празднуется память вмц. Екатерины, служба сщмч. Клименту и П. перемещена на 24 нояб. Русские Минеи предлагают 25 нояб. тройное соединение, с древности установившееся в слав. памятниках: отдания Введения во храм Пресв. Богородицы, сщмч. Климента и П. (с указанием на то, что в неделю последование П. переносится на др. день), а служба вмц. Екатерине перемещена на 24 нояб. Последование П. в совр. книгах включает разнообразный гимнографический материал. Так, тропари и кондаки даны как общие, так и отдельно каждому святому: тропарь 4-го гласа ῾Ο Θεὸς τῶν Πατέρων ἡμῶν̇ ( ), тропарь П. «От вышняго суда Христова предстательствова стаду...» (только в т. н. зеленых Минеях; текст заимствован из седальна П.); общий кондак сщмч. Клименту и П. 4-го гласа ᾿Εκκλησίας ἄσειστοι, κα θεῖοι πύργοι̇ ( ) c икосом ᾿Απεριτρέπτῳ κα στερρᾷ σεπτῇ ὁμολογίᾳ̇ (Непоколебимому и твердому священному исповеданию.., икос указан только в греч. Минеях); кондак П. 3-го гласа ᾿Ορθοδόξοις δόγμασι, τὴν ᾿Εκκλησίαν φαιδρύνας̇ (Православными повелении Церковь просветил еси...) с икосом ᾿Επ τὴν θαυμαστὴν ᾿Αλεξάνδρειαν σπεύδοντες πορευθῶμεν τῷ νοΐ̇ (В дивней Александрии потщимся шествовати умом...) (только в греческих и в зеленых Минеях). Канон П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа имеет акростих, в к-ром указано имя автора: ᾿Εγκωμιάζω τὸν τρισόλβιον Πέτρον. Θεοφάνους ( ); нач.: ᾿Εν τοῖς φωτεινοτάτοις, τὴν διαγωγὴν ἔχων σκηνώμασι̇ ( ); ирмос ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ). Также последование П. включает: 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах» 1-го гласа (в рус. Минеях отнесены на хвалите, в Зеленых Минеях - на стиховну вечерни) со славником 4-го гласа (в греческих и русских Минеях на стиховне вечерни, в Зеленых Минеях - на стиховне вечерни и на хвалитех); 2 стихиры-подобна плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа на хвалитех (в греческих и Зеленых Минеях); светилен общий сщмч. Клименту и П.; седален П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа.
Чтения на литургии П. и сщмч. Клименту зафиксированы уже в ранних памятниках. В Типиконе Великой ц. назначены прокимен Пс 115. 6 со стихом 115. 3, Апостол Фил 3. 20-4. 3, аллилуарий Пс 43. 2, Евангелие Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1. В редакциях Студийского устава (Студийско-Алексиевском, Евергетидском, Мессинском Типиконах) чтения предлагаются в основном те же, однако в нек-рых редакциях другие прокимен (Пс 149. 5) со стихом (Пс 149.1) и аллилуарий (Пс 131. 9).
В древних рукописях сохранилось 6 канонов П. визант. авторов, не вошедших в печатные издания (все - плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа). По 2 рукописям известен канон, посвященный всем 4 празднуемым 25 нояб. святым: сщмч. Клименту, П., вмч. Меркурию и вмц. Екатерине, нач.: Τετραφεγγῆ κάλλη, μαρτύρων σύμπνοιαν̇ (Четверосиянной единодушной красоте мучеников...) с ирмосом ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ ( :) и со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 489-505). В рукописи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины сохранился канон, нач.: ῾Ενώσει μεμυημένος κα ἱερωσύνῃ λελαμπρυσμένος̇ (Задумало просвещенное и ублистанное священство...) с ирмосом ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇. В 3 рукописях из коллекций мон-ря во имя Пресв. Богородицы на о-ве Патмос, мон-ря во имя вмц. Екатерины на Синае и Ватикана дошел канон, нач.: Τῷ ἀναδείξαντι ἐν τῷ κόσμῳ τὸν ἱεράρχην ἀθλητὴν̇ (Провозглашенному в мире священным борцом...) с ирмосом Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ̇ ( ) и со 2-й песнью. В рукописи из коллекции метеорского Преображенского мон-ря сохранился канон, нач.: Τὴν κλῆσιν κα ζῆλον πεπλουτηκὼς̇ (Восхвалением и ревностью разбогатев...) с ирмосом ῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν̇ ( ) и с акростихом [᾿Ιω]σὴφ (Иосиф - имя автора канона) в 9-й песни. В парижской рукописи дошел канон, нач.: Τὸν ἱερὸν τῆς ἀληθείας κήρυκα̇ (Истины священного глашатая...) с ирмосом ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇. В рукописи из коллекции афонской Великой Лавры сохранился канон, нач.: Χαίροις, ἱερομάρτυς, ἐπ γῆς βιώσας ὡς ἀσώματος̇ (Радуйся, священномучениче, на земле живущий как бестелесный...) с ирмосом ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ и с акростихом Χαίροις, Πέτρε πάνσοφε, ἱερομάρτυς (Радуйся, Петре премудрый, священномучениче) (Ταμεῖον. Σ. 105-106. N 273-277).
Самый ранний сохранившийся образ П. представлен на фреске в левом нефе ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (705-706). П. включен в состав 22 святых, изображенных фронтально в рост по сторонам тронного образа Спасителя, и идентифицируется благодаря указанию справа от нимба имени ΠΕΤΡΟΣ (вертикально) и частично сохранившейся при нем надписи «...ΑΝΔ» (горизонтально), вероятно фрагмента сокращенного слова «ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΙΑΣ». П. находится в группе св. отцов вост. ветви христ. Церкви - справа от трона Спасителя (слева - особо чтимые в Риме и в Италии святые зап. ветви) - и занимает место вслед за святителями Иоанном Златоустом, Григорием Назианзиным, Василием Великим и перед святителями Кириллом Александрийским, Епифанием Кипрским, Афанасием Александрийским, Николаем Мирликийским. Композиция носит программный характер, поскольку ее создание пришлось на время «размежевания и открытого политического конфликта между Византией и Римом», а все святые в этой группе (кроме фигуры замыкающего ряд сщмч. Еразма; пам. зап. и греч. 2 июня) «известны как защитники Церкви от разного рода ересей» (Графова. 2012. С. 19). П. предстает мужем с седыми короткими прямыми волосами и с короткой же округлой бородой, у него правильные черты лица: огромные карие глаза под темной линией бровей, прямой длинный нос, впалые щеки, лоб прорезают морщины; облачен в белую тунику, красно-коричневую фелонь и омофор с красными крестами; в левой руке, как и др. иерархи, он держит кодекс, к к-рому прикасается правой рукой. Уже в данном изображении П. можно увидеть его сходство с соименным первоверховным ап. Петром. Эта черта иконографии священномученика, ставшая впосл. устойчивой, была предопределена его Житием в следующем сравнении: «Петр - начало апостолов, Петр - конец Александрийских мучеников» (ВМЧ. Нояб. С. 721).
В 1-й четв. XI в. появляется изображение П., предваряющее его Житие в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 205). На миниатюре представлена композиция, в к-рой отражены 2 ключевых момента жизни священномученика: явление ему в темнице Христа Отрока и его мученическая кончина. На фоне холмистого пейзажа в центре показан П., опускающийся на одно колено, руки протянуты вперед в молении, над его головой воин заносит меч. Однако этот эпизод выглядит второстепенным, поскольку все внимание св. епископа (это читается в устремленности его позы и во взгляде) поглощено явлением ему Христа Эммануила. Фигура Христа помещена напротив П., слева, чуть выше линии позема с фигурой св. епископа, но соразмерно масштабу композиции, т. е. в соответствии с ростом «двенадцатилетнего юноши», каким, по Житию, Спаситель предстал в видении П. Христос делает шаг (ноги босые) к священномученику, благословляя его, в левой руке держит свиток; Его одежды: перевязь на бедрах, видная сквозь прозрачную ткань «белого хитона, разодранного сверху донизу», край к-рого удерживается на запястье левой руки.
Начиная с сер. XI в. формирование «новой константинопольской» редакции текста приводит к созданию новых и переосмыслению прежних иконографических тем. Если в Минологии имп. Василия II миниатюра является емкой иллюстрацией Жития святого, то в следующем по времени памятнике - миниатюре в свитке XI в. (кон. XI - нач. XII в.?) с текстом Литургии свт. Иоанна Златоуста из мон-ря Св. Креста в Иерусалиме (Hieros. Patr. Staurou. 109) - те же эпизоды композиции включены в литургический контекст. Сцены видения П. и усекновения его головы, представленные по сторонам свитка, одна напротив другой, становятся избранным визуальным образом текста молитвы, читаемой священником у престола перед принятием Св. Даров: «Σο παρακατατιθέμεθα τὴν ζωὴν ἡμῶν ἅπασαν κα τὴν ἐλπίδα, Δέσποτα» (Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко). Здесь впервые иконография видения П. получает определенные, сохранившиеся в дальнейшем черты: св. епископ стоит рядом с киворием и взирает вверх, откуда, возвышаясь над землей почти на уровне купола кивория, к нему обращается Христос Отрок в разодранном хитоне; перстом опущенной правой руки П. указывает вниз на Ария, поглощаемого бездной ада (см.: Grabar. 1954. Fig. 18). Т. о., композиция, перенесенная в пространство алтаря, буквально иллюстрирует достойное, до самой смерти, служение Господу через образ П. и недостоинство Ария, не допущенного св. епископом к таинству Причащения. Очень близка к иконографии видения в литургическом свитке миниатюра в Минологии 3-й четв. XI в. (1055/56) (Paris. gr. 580. Fol. 2v): уже в этом раннем памятнике, на единственном сохранившемся листе с изображениями святых на нояб., отдано предпочтение композиции видения П., а не единоличному образу священномученика; различие касается положения рук, показанных в молении.
На восприятие сюжета видения П. не могла не оказать влияние богословская полемика 2-й пол. XII в. об евхаристической Жертве. В сложившуюся в основном в сер. XI в. программу литургической храмовой декорации включается образ, нацеленный на понимание тождества Жертвы Голгофской и Жертвы евхаристической о Христе, одновременно приносящим и перенимающим Жертву от священника (подробно см. в ст. Евхаристия; о связи видения П. и литургии см.: Millet. 1930. P. 106-107; Dufrene. 1976. P. 39; Babič. 1969. P. 136; Лидов. 2013. С. 311-315). С этого времени изображение видения П. оформляется в отдельную композицию и размещается в зоне вимы, как правило в жертвеннике. Самый ранний пример - фрагментарно сохранившаяся фреска в ц. свт. Николая в Мелнике, Болгария (ок. 1200), на юж. стороне сев. предалтарного столба. Фигура П. расположена слева от престола с киворием (сохр. остатки облачения - крещатой фелони и ризы с епитрахилью), справа невесомо, не касаясь земли, стоит Христос, по виду юноша. Левой рукой он придерживает у бедер разодранный хитон, жестом правой обращается к П., к к-рому склоняет голову. Вверху - диалогическая надпись на греч. языке: «Кто, Тебе, Спас, ризы разодрал? - Арий безумный». Меньшего масштаба фигура Ария (в облачении епископа, с омофором) показана лежащей ниц на земле ниже стоп Спасителя. В ряде памятников XIII в. (напр., в церквах св. Иоанна Каливита на о-ве Эвбея (ок. 1245), арх. Михаила мон-ря Архангелов в Вароше (80-е или 90-е гг. XIII в.), Пресв. Богородицы Перивлепты (св. Климента) в Охриде (1294/95)) сцена видения П. также находится в сев. зоне алтарного пространства, а именно - в жертвеннике. П. изображен в крещатой ризе, стоящим перед престолом, но по сравнению с 1-м изображением видения в литургическом свитке XI в. подчеркивается форма диалога Спасителя и св. епископа, молитвенно протягивающего руки к Отроку; фигура Христа помещается на престоле. В ряде памятников акцентируется литургическая составляющая сцены. Так, в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде центром композиции является Евангелие, лежащее посередине престола, слева на двухступенчатом возвышении стоит Христос и указывает на Евангелие, над ним же воздевает руку стоящий справа П., еще один кодекс он прижимает к себе; внизу - поверженный Арий прячет лицо, на нем однотонная хламида. В ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1321) фигура чуть склонившегося вперед П. со свитком в левой руке, в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - с кодексом в левой руке и воздетой в молении правой, напоминает образ св. епископа в композиции «Поклонение Жертве»; в ц. Рождества Богородицы мон-ря Матейче (ок. 1350) сцена дополнена изображением ангела с рипидой, осеняющего стоящего на престоле Христа (ангелы с рипидами изображаются по сторонам Христа Агнца в композиции «Поклонение Жертве»); в 2 последних памятниках сцена видения П. находится в диаконнике, а не в жертвеннике. По убедительной гипотезе А. М. Лидова, размещение сцены видения П. «в жертвеннике, в проходе из жертвенника в алтарь, на северной стене вимы» имеет литургическое обоснование, будучи связанной с молитвой «Никтоже достоин», к-рая «сопровождает Великий вход, торжественное перенесение евхаристических Даров с жертвенника на алтарь» (Лидов. 2013. С. 313). Относительно расположения образа П.- в аркосолии, рядом с горним местом (на примере нередицкого Спасо-Преображенского храма) - высказывался Н. П. Кондаков (Толстой, Кондаков. 1899. С. 136-137). Он связывал выбор места создателями росписи с сюжетом из Жития святого: П., узрев свет небесный на епископском престоле, не смел на него садиться, а лишь поднимался на его подножие. Однако этот житийный эпизод не имел программного значения, хотя, возможно, и находил отражение в живописи; вероятно, таковым можно считать изображение светоносного Христа, стоящего на 2-ступенчатом подножии-синтроне на упомянутой фреске с видением П. в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (этот сюжет воплотился в копт. церкви в Александрии в обряде погребения первоиерарха: как П. после кончины посадили на престол, соединив разделенные палачом голову и тело, так и почивший предстоятель во время прощания сидит на престоле).
Существует еще один вариант размещения видения П.- в нартексе, в составе цикла Вселенских Соборов, причем не всегда рядом с изображением осудившего арианство I Вселенского Собора (разодранный хитон Христа в видении П.- символ разделенного ересью Ария единства Св. Троицы), поскольку эта сцена призвана напоминать о недопустимости церковного раскола как такового вне конкретного исторического сюжета, напр., в нартексе кафоликона Св. Троицы мон-ря Козия (1390-1391) видение П. находится между композициями IV и V Вселенских Соборов.
Самое большое количество изображений видения П. в храмовой росписи приходится на время от нач. XIV и вплоть до кон. XV в.; реже, но достаточно устойчиво оно встречается в поствизант. период (списки памятников см.: Акрабова-Жандова. 1946. С. 24-36; Bogdanović. 2013. С. 286-287).
Изображения с единоличным образом П. создавались значительно реже. К таковым относится миниатюра в Минологии из собрания афонского мон-ря Дохиар (Ath. Dochiar. 5), на к-рой образ священномученика очень живо напоминает образ ап. Петра. Святой представлен в епископском облачении (подризник, епитрахиль, епигонатий, фелонь, омофор) фронтально в рост, держащим обеими руками перед собой Евангелие (левая рука скрыта под фелонью); миниатюра очень живописна благодаря синему цвету фона, подчеркивающему благородную торжественность лилово-розового цвета фелони и оттеняющего белый цвет омофора; в надписи указано только имя.
В монументальной живописи с конца средневизант. периода отдельный образ П. входит в состав изображений св. отцов в алтарном пространстве. Особняком стоят 2 самых ранних памятника: росписи церкви-костницы Бачковского мон-ря в одноименном селе (ок. 1083?) и Спасо-Преображенского собора на Нередице (1099). На обеих фресках П. представлен фронтально по пояс, в фелони, еще не в крещатой (впервые - в ц. свт. Николая в Мелнике, ок. 1200), а в красно-коричневой с белой разделкой (Бачково) и разделенной охристой с красно-коричневой разделкой (Нередица); на нем широкий Y-образный омофор с крупными крестами; перед собой он держит Евангелие, на 1-й фреске - обеими руками (срез фигуры здесь выше), на 2-й - на покровенной левой, а правой рукой благословляет. Несомненным сходством наделен и облик святого: седые, вьющиеся волосы лежат 3 «венцами» на голове, с выстриженной тонзурой (гуменцом), борода округлая, короткая; волосы прикрывают лоб с морщинами, особенно морщины выделены в области носогубной складки, что подчеркивает худое лицо с острыми скулами и впалыми щеками. Черты лица правильные, нос прямой, длинный, ракурс (по линии кончика носа) имеет легкое смещение влево, взгляд карих глаз (судя по лучшей сохранности первоначального живописного слоя в Нередице) под темными надбровными дугами направлен влево; близки палеография и размещение надписи (ср.: «О АГIОС // ПЕ/<Т>/Роς/ АЛЕ/ ξАN/ДРI» - Бачково; «АГIОС // ПЕ/ТРЪ./АЛЪ/ξАNЪД/РЬСК - Нередица). В апсиде нижней бачковской церкви-костницы образ П. является центральным (находится под образом Спасителя на престоле из деисусной композиции в конхе) в составе 7 изображений св. епископов, роспись этого пространства, созданная в одно время и одним мастером с фресками верхней церкви, может рассматриваться как логическое продолжение находящейся там композиции «Служба св. отцов» («Поклонение Жертве»?- в откосах окна сохр. фигуры ангелов с рипидами). В нередицком храме образ П. находится в аркосолии сев. стены алтаря, в паре с изображением «Кормление прор. Илии вороном» в юж. аркосолии. По мнению Н. В. Пивоваровой, при выборе нетрадиц. иконографии «изображений для росписи алтарных аркосолиев учитывался и тот факт, что каждый из представленных здесь святых являл собой одновременно образ «жреца и жертвы», соотносясь тем самым с образом Христа в нише сопрестолия» (Пивоварова. 2002. С. 38).
В церкви № 4 (св. Иоанна) в Гюлл-Дере, близ Чавушина (1-я четв. X в.?), в апсиде П. изображен с деятелями IV в.- обличителями ереси Амфилохием Иконийским и Евсевием Самосатским. Фронтально в рост, слева от престола, за сщмч. Климентом, чья память празднуется в тот же день, П. представлен на мозаике собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, Палермо (1183-1189), причем большинство св. епископов на алтарной мозаике имеют сходный облик, уподобленный ап. Петру. С литургическим свитком, развернутым вверх, за свт. Григорием Богословом, П. показан в композиции «Поклонение Жертве» (слева от престола) на фреске ц. св. Андрея на Треске (1388-1389, мастер митр. Иоанн). В кафоликоне мон-ря Грачаница (ок. 1320) его поясная фигура с развернутым свитком в руках находится слева от престола в развороте. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18), прямоличное поясное изображение П. с кодексом в обеих руках входит в композицию «Поклонение Жертве» (справа от престола, вслед за ростовой фигурой сщмч. Игнатия Богоносца, но выше его на полголовы). Над композицией «Поклонение Жертве» расположен прямоличный поясной образ П. (вместе со свт. Афанасием Афонским и архид. Стефаном), в некрещатой фелони в росписи храма мон-ря близ Рамача, Сербия (ок. 1395), и т. д. Вариант еще одного иконографического решения жертвенной темы представлен в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы в квартале Сервиоти в Кастории (ранний XV в. или кон. XV - нач. XVI в.): в апсиде - «Служба св. отцов», в жертвеннике видение П. помещено рядом с изображением Христа во гробе. В росписи Георгиевской ц. в Хырлэу, Румыния (1492), композиция на сюжет видение П. размещена в жертвеннике, рядом - Христос во гробе и «Жертвоприношение Авраама»; тот же выбор сюжетов в жертвеннике - в ц. св. Апостолов в квартале Елеусы в Кастории (1547 , мастер Онуфрий; в алтаре - «Поклонение Жертве»). В храмах Афона образ П. часто помещается в арке прохода из алтаря: в сев.-вост. компартименте вимы собора в Протате (ок. 1290, мастер Мануил Панселин), в юж. компартимент в кафоликоне мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.), в сев. компартимент в парекклисионе кафоликона мон-ря Пантократор (кон. XIV - нач. XV в.) (см.: Τουτός, Θουστέρης. 2010. Σ. 55, 152, 327). Известны и др. примеры размещения образа П., напр., в росписи Новой Токалы-килисе (2) в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.),- на одной из арок колоннады в поперечном коридоре, наряду с образами разных чинов святости.
Несмотря на устоявшееся, особенно в памятниках монументальной живописи, уподобление облика П. облику ап. Петра, в греч. иконописном подлиннике, Ерминии, составленной на Афоне иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733), святой характеризуется старцем «с остроконечною бородою», изображаемым в сцене видения ему Христа «яко младенца» (Ерминия ДФ. С. 160). В рус. иконописных подлинниках описание П. находится под 25 нояб. следом за описанием сщмч. Климента, папы Римского. Подобия этих святых, нередко изображаемых по минейному принципу - парно, хорошо различаются визуально: если у сщмч. Климента «брада аки Власьева», т. е. как у сщмч. Власия Севастийского, длинная и узкая, то у П.- «аки Николина», т. е., как у свт. Николая Чудотворца, короткая и округлая; также, согласно подлиннику, он «сед, на главе шапка бела, исподь кудреци на уши… риза кресчата, лазорь, исподь на бело бела, вохра съ белилы» (РНБ. Соф. № 1523; опубл.: Иконописный подлинник. 1873. С. 47; появление «шапки» может быть заимствованием из иконографии св. Кирилла Александрийского). Эта характеристика образа П., данная в одном из наиболее ранних сохранившихся подлинников,- в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции, повторяется в основных чертах и позже (то же см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 200-201; Большаков. Подлинник иконописный. С. 51-52). В Софийском списке под 16 июля приведены также сведения о 6 Вселенских Соборах (хотя на этот день приходится память отцов IV Вселенского Собора). Видению П. придается настолько важное значение, что текст о нем предваряет описание I Вселенского Собора, поскольку «это самый яркий случай в истории разоблачения зарождавшейся ереси» (Макарий (Веретенников). 1978. С. 68): «Первый Собор Вселенский овы на Ария. Спас явися Петру Александрийскому младенцем, в раздранней ризе, на престоле. Престол кеноварь, над ним покровец, завеса кеноварь. Петр сед, плешив, брада аки Николина, пал на колени, зрит на Него, руцы молебны» (Там же. С. 120-121). Далее, нарушая историческую достоверность, П. упоминается в числе участников Собора, к-рый состоялся спустя 14 лет после кончины священномученика: среди 3 святителей по левую руку от равноап. имп. Константина, один из к-рых - как Василий Кесарийский, другой - как Афанасий Великий, а «третий наклонился, глаголет с Арием, аки Петр Александрийский» (Иконописный подлинник. 1873. С. 121).
На Руси композиция видения П. получила значительно большее распространение, чем единоличные изображения священномученика. В составе композиции I Вселенского Собора видение П., как правило, соотвествующее описанию подлинника, представлено: в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, Дионисий и сыновья), собора Спасо-Преображенского ярославского мон-ря (1563-1564, 1781) и др.; в иконописи - на иконе-таблетке из комплекта новгородского собора Св. Софии в Вел. Новгороде (XVI в., НГОМЗ), на иконе XVI в. (ГМЗРК); на 2 иконах - ок. 1666 г. и 2-й пол. XVII в.- из ГТГ (см.: Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. № 766. С. 297-298, № 770. С. 300); в шитье - на т. н. Малом саккосе митр. Фотия (датируется от кон. 1339 до кон. 30-х гг. XV в.; значительная часть дополнена на Руси в кон. XV-XVII в., ГММК). Своеобразным апофеозом осмысления видения П. в рус. культуре стало его символическое изображение на иконе, опубликованной Н. П. Лихачёвым (Лихачёв. 1906). В основе изображения - пришедший из зап. искусства т. н. смесоипостасный образ, знаменующий единство и нераздельность Лиц Св. Троицы, с поясняющими надписями: вверху - «Виде Святитель Петр нощию в темнице видение в триех лицех в Отчее, и Сыновнее и Святем Дусе, Троицу нераздельно трех преславно славим и поклоняемся»; на полях - «Се внезапу облиста темницу свет велий и узри Господа моего Иисуса Христа в образе юноши двенадесятилетия имущаго, лице сияюще паче солнце, яко не мощи мне воззрети на неизреченную лица его славу, бе же оболчен в хитон бел: но раздран сверху даже до низа, его же обема руками на персях стисная и покрываша наготу свою и вопрошаше убо его: кто Ти Спасе ризу раздра; Господь же отвеща: Арий безумный раздра ми ю; того не приемлите в общение!» (Каталог христ. древностей. 1888).
Предположительно образ П. находится на фреске зап. внутренней галереи собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Также предположительно атрибутируется образ П. на иконе 3 св. епископов в крещатых фелонях (кон. XV - нач. XVI в., ЦМиАР; см.: Иконы Твери, Новгорода, Пскова. 2000). В паре со сщмч. Климентом П. изображен, напр., на т. н. Большом саккосе митр. Фотия (10-е гг. XV в., ГММК), на иконе «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский, с житием» из придела свт. Николая Чудотворца ц. св. Климента в Москве (3-я четв. XVII в.) - описание соответствует иконописным подлинникам (П.- в шапочке), на круглой иконе «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский» (ГЭ; нач. XIX в.).