ПОМЕТЫ
Том LVII, С. 425-432
опубликовано: 28 августа 2024г.

ПОМЕТЫ

(Киноварные пометы), в древнерус. знаменной нотации и казанской нотации группа элементов, предназначенных для уточнения крюковой записи. В обеих нотациях П. дополняют и уточняют информацию, заключенную в певч. знаках. Эти дополнения и уточнения касаются звуковысотности, ритмики, иных особенностей мелодического развития, структуры и композиции песнопений, ряда вокально-исполнительских приемов, а также системы архаического интонирования (Владышевская. 2006. С. 248) в части записи мутаций обиходного звукоряда.

В качестве П. применяются буквы и сочетания букв церковнослав. алфавита, специальные значки (точки, черточки, крыжи) и знак знаменной нотации «палка воздернутая». Буквы и сочетания букв представляют собой сокращения толкований значений П., зафиксированных в древнерус. музыкально-теоретических руководствах. Как правило, П. выписаны киноварью, поэтому они носят название киноварных, однако могут быть проставлены и чернилами. В качестве синонимов термина «пометы» в древнерус. теоретических руководствах применяются также термины «пометки», «подметки», «слова», «буквы», «литеры» и «зарембы» (см.: Шабалин. 2007. С. 431, 415, 539, 540, 52, 263, 168). Также употребляются названия, состоящие из 2 слов: «пометы согласные», «пометы гласные», «пометы литерные», «пометы красные», «пометы столповые», «осмостепенные пометы», «пометы мастерские», «подметные слова», «окозрительные пометки» (Там же. С. 434, 437, 434, 430, 439, 435, 434, 540, 435) и т. п.

Становление теории киноварных П.- принципов их применения и певч. значений - происходило постепенно, с кон. XVI до кон. XVII в. В истории П. можно выделить 2 этапа, которые определяются принципами отображения звуковысотности песнопений: ранний и классический.

Пометы в рукописи 1589–1591 гг. (РНБ. Кир.-Бел. № 586/843. Л. 590 об.)Пометы в рукописи 1589–1591 гг. (РНБ. Кир.-Бел. № 586/843. Л. 590 об.)На 1-м этапе (кон. XVI - сер. XVII в.) киноварные П. не фиксируют точную звуковысотность напевов, а указывают на расположение напева в регистрах «верха» или «низа» ( - «высоко», - «ниско», - «мрачно»,   - «светло»), а также описывают в совокупности с певч. значением знамен изменения в мелодической линии: движение выше, ниже существующей высоты или с ее сохранением ( ,  , - «повыше»,   ... - «пониже петь»,   - «равно»,   - «снизу»,   - «выше») (Григорьева. Ранняя теория. 2014. С. 54; Она же. Новые данные. 2017. С. 77). В соответствии с данными особенностями звуковысотные П. раннего этапа называются относительными (Она же. Новые данные. 2017. С. 78).

Принципы отображения звуковысотности, действующие для относительных П., унаследованы от беспометной нотации, где распев знаков также характеризуется по расположению знаков относительно звуковысотных регистров «верха» - «низа» («А светлая (статия.- В. Г.) - дръжать высоко. Аще статья светляя с сорочею ношкою ино велми высоко дръжать» - «Сказание о еже како именуется коеждо знамение» // РНБ. Кир.-Бел. № 662/919. Л. 468 об., сер. XVI в., «Аще ли статья простая с запятою постои ниско» - «Сказание знамению» // ИРЛИ. Бражн. № 1. Л. 1 об., сер. XVI в., «Параклит начати светло и сановито» - РГБ. Ф. 354. № 124. Л. 456 об.- 457, 2-я четв. XVII в.), относительно друг друга («Мрачная статья поется повыше простые, а пониже светлые» - «Сказание знамению» // ИРЛИ. Бражн. № 1. Л. 1 об., «А светлыи (крюк.- В. Г.) мрачнаго выше. А тресветлыи светлаго выше» - «Сказание толкованию» // РНБ. Солов. № 277/283. Л. 253, сер. XVI в.), а также относительно строки - опорного тона, господствующего в том или ином фрагменте конкретного песнопения («Стрела простая потянуть ни выше строки, ни ниже» - «Сказание о еже како именуется коеждо знамение» // РНБ. Кир.-Бел. № 662/919. Л. 468, «Крук простыи возгласити его мало повыше строки» - «Сказание како поется» // РНБ. Кир.-Бел., № 668/925. Л. 320 об., сер. XVI в.). Из ряда подобных характеристик знаков выстраивается описание мелодической линии песнопения (Григорьева. Осмысление звукоряда. 2017. С. 289).

Значения киноварных П., применявшихся на раннем этапе, не исчерпываются звуковысотностью песнопений. П. также уточняют формы мелодического движения в соответствии с певч. прочтением того или иного конкретного знамени (  - «закинути»,   - «качати»,    - «ломи»,   - «мрачить гласом»,  - «откинь»,   - «опрокинь»,   - «верти»,   - «дробити»,   - «выгни»,   - «трясти»,  - «рыкни»), ритмику напевов (,   - «борзо»,   - «тихо»,   - «скоро»,   - «держи»), певческие (вокально-исполнительские) особенности отдельных знамен и устойчивых мелодических оборотов ( - «удари»,   - «легко пой»,   - «голкни» и др.) (Она же. Ранняя теория. 2014. С. 56, 65-66; Она же. Новые данные. 2017. С. 77). На значительно более позднем этапе развития теории П. с перечисленными значениями получили наименование «указательных» (Она же. Ранняя теория. 2014. С. 56). Ряд П. относится к композиции песнопений: П.    и с певч. значением «одинаково», или «однако», маркируют тождественные или близкие мелодические обороты, а также одинаковые интонации (Там же. С. 68; Она же. Новые данные. 2017. С. 77).

Все ранние П. представляют собой сокращения словесных толкований уточнений крюковой нотации и терминологически восходят к азбукам-толкованиям знамен (Она же. Ранняя теория. 2014. С. 50-51). Для части ранних П. (    и др.) певч. значения не установлены.

П. раннего этапа появляются в певческих рукописях в кон. XVI в. Одним из наиболее ранних примеров служит рукопись 1589-1591 гг. РНБ. Кир.-Бел. № 586/843: на л. 590 об. в славнике из службы прп. Дионисию Глушицкому «Придете иночествующих» есть П. и .

З. М. Гусейнова указала на наличие П. в отдельных песнопениях рукописи 1598-1603 гг. РНБ. Кир.-Бел. № 681/938 (в частности, П. проставлены в евангельских стихирах - Гусейнова. 2008. С. 130-134). Др. примеры применения ранних П. содержат рукописи: РГБ. Ф. 178. № 875 (1605-1606 гг.). Л. 218 об.- 220 об. (многолетие), 354 (строки из службы Св. Троице); РНБ. Кир.-Бел. № 665/922 (1604 г.). Л. 59-59 об. (славник), 659-673 (евангельские стихиры), 953 об.- 956 об. («Достойно есть» «Кириллова монастыря», задостойники), 974 об. («Да молчит»). Ранние П. встречаются в источниках вплоть до сер. XVII в. (напр., в РНБ. Солов. № 690/771 (30-40-е гг. XVII в.) - Там же. С. 135).

Пометы в многолетии в рукописи 1605–1606 гг. (РГБ. Ф. 178. № 875. Л. 218 об.— 219)Пометы в многолетии в рукописи 1605–1606 гг. (РГБ. Ф. 178. № 875. Л. 218 об.— 219)Как правило, ранними П. в рукописях снабжены отдельные песнопения (Там же. С. 130). Выбор песнопений, в запись к-рых вводились П., по-видимому, обусловлен новизной или самих песнопений (во вновь составленных службах), или только напевов. Однако имеются и исключения: так, рукопись Праздников ККГУНБ. № 1121448 (1-я четв. XVII в.) является полностью пометной, а в певч. сборнике РНБ. Быстр. № 17 (30-е гг. XVII в.) относительные П. последовательно проставлены во всей кн. Праздники (Григорьева. Новые данные. 2017. С. 77).

Пометы в многолетии в рукописи 1605–1606 гг. (РГБ. Ф. 178. № 875. Л. 218 об.— 219)Пометы в многолетии в рукописи 1605–1606 гг. (РГБ. Ф. 178. № 875. Л. 218 об.— 219)Ранние П. подвергнуты теоретической систематизации лишь частично. Специально им посвящено всего 3 теоретических руководства: Соловецкий вопросоответник (название дано Е. Е. Воробьёвым), созданный в 10-30-х гг. XVII в. (Воробьёв. 2004. С. 11, 55, 61) и известный по единственному списку - РНБ. Солов. № 621/660. Л. 162 об. (30-40-е гг. XVII в., датировка памятника: Гусейнова. 2008. С. 97; Воробьёв. 2004. С. 55), составленные в нач. XVII в. (Воробьёв. 2004. С. 61, 68, 87-88) «Толк словесем» (ИРЛИ. Бражн. № 25. Л. 293, 2-я пол. XVII в.; Гусейнова датирует данный список 60-ми гг. XVII в.- Александр Мезенец и проч. 1996. С. 493, Воробьёв - 80-90-ми гг.- Воробьёв. 2004. С. 61) и «Сказания пометкам» в 2 редакциях (их наличие установлено и обосновано Воробьёвым - Воробьёв. 2004. С. 82; 1-я редакция - РНБ. Вяз. О. 80. Л. 541 об.- 542, 60-е гг. XVII в., датировка: Гусейнова. 2008. С. 124; Воробьёв. 2004. С. 72, 2-я редакция - РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 172 об.-173 об., 2-я пол. XVII в., датировка: Александр Мезенец. 1996. С. 493, Воробьёв. 2004. С. 73).

«Сказание пометкам» в рукописи 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 173)«Сказание пометкам» в рукописи 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 173)В текстах перечисленных руководств отражены не все П., которые встречаются в рядовых певч. рукописях, а также не все варианты и способы их применения. Еще один источник, содержащий сведения по ранней теории П.,- интерполяция, находящаяся в тексте руководства «Указ знамени», составленного в нач.- 2-й четв. XVII в. (Воробьёв. 2004. С. 48-49; РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 31; «Указ знамени» также выявлен в единственном списке - РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 29 об.- 32 об., 2-я четв. XVII в.; датировка памятника: Шабалин. 2003. С. 103; Воробьёв. 2004. С. 45). Интерполяция представляет собой нотный пример, не связанный по смыслу с предшествующим и последующим текстами. В этом примере показаны принципы действия относительных П., но комментарий при этом отсутствует.

Интерполяция в «Указе знамени» в рукописи 2-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 31)Интерполяция в «Указе знамени» в рукописи 2-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 31)Анализ теоретических руководств позволяет выяснить, какие именно П. и принципы их употребления были теоретически осмыслены древнерус. распевщиками и оформились в музыкально-теоретические системы, а какие полностью оставались в области практики (Григорьева. Ранняя теория. 2014).

На раннем этапе теории П. запись звуковысотности песнопений не выходит на качественно новый уровень по сравнению с беспометным знаменем. К существовавшим прежде способам отображения (с помощью разновидностей знамен - простых, мрачных, светлых, тресветлых, с крыжем, с запятой, с сорочьей ножкой - и признаков) лишь добавляется новый - киноварные буквы и иные значки. Применение ранних киноварных П. предполагает обязательное знание певцом всего интонационно-попевочного фонда древнерус. песнопений и всех возможных вариантов певч. значений того или иного знамени, без этих условий адекватное прочтение П. невозможно. Несмотря на это, ранние П. дополняют крюковую нотацию достаточно широким спектром уточнений, которые затрагивают звуковысотность, направление мелодического движения, ритмику, исполнительские особенности, композицию песнопений. Главенствующее значение в ранней теории имеют указательные П., а среди них - те, что уточняют направление и формы мелодического движения. Именно они в совокупности со звуковысотными П. служат для описания последовательного развертывания напева и по сути продолжают традицию азбук-толкований как с терминологической стороны, так и по своему содержанию (Там же. 2014. С. 73).

Пометы в «Скале, или лествице» в рукописи 1855 г. (РГБ. Ф. 379. № 11. Л. 11)Пометы в «Скале, или лествице» в рукописи 1855 г. (РГБ. Ф. 379. № 11. Л. 11)Поворотным моментом, с к-рым связан переход теории киноварных П. ко 2-му этапу (сер. XVII в.- наст. время), стало теоретическое осмысление звукоряда песнопений как самостоятельного явления - неизменной канвы, автономной по отношению к напеву. В связи с этим сформировался новый принцип отображения звуковысотности песнопений - координация напева со звукорядом. Соотношение напева и звукоряда фиксируется посредством звуковысотных П., закрепленных за конкретными ступенями звукоряда: «Подобает ведати… яко не красоты ради пишутся над знаменем подметки, но указуют осмогласнаго пения силу в согласиях (в звуках.- В. Г.)» - «Сказание о подметках» // РНБ. O. XVII. 19. Л. 60 об., сер. XVII в., «Внимай указания подметных слов (букв, т. е. помет.- В. Г.) согласия (звуки.- В. Г.) где кое слово (помета.- В. Г.) у коего знамени написуется и тому знамени то согласие (звук.- В. Г.) указуется» - «Сказание божественнаго пения о подметных словех» // РНБ. O. XVII. 19. Л. 76 об.- 77. В приведенных примерах термин «согласие» выступает эквивалентом звука, занимающего определенную устойчивую позицию в звукоряде (но не звука, имеющего к.-л. абсолютную высоту безотносительно звукоряда). Т. о., на 2-м этапе истории киноварных П. понятие «согласие», т. е. «звук», совпадает с понятием «ступень звукоряда» или, в древнерус. терминологии, «степень». Это совпадение обнаруживается во взаимозаменяемости терминов, которыми стали обозначать звуковысотные П.: «пометы согласныя» (напр., руководство «Начало о рождении» // ГИМ. Син. певч. № 58. Л. 258 об., 3-я четв. XVII в.) - «пометы гласныя» (одноименное музыкально-теоретическое руководство, напр.: РНБ. Q. XII. 1. Л. 112 об., 80-е гг. XVII в.) - «пометы степенныя» (напр., «Сказание известно о осмостепенных пометах» // РГБ. Ф. 379. № 1. С. 21, 45, 47, 48, 70-80-е гг. XVII в.). Последний вариант, степенные П., в совр. исследовательской терминологии стал общепринятым обозначением звуковысотных П., относящихся ко 2-му этапу.

Киноварная точка как относительная помета в рукописи сер. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 57. Л. 134)Киноварная точка как относительная помета в рукописи сер. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 57. Л. 134)Степенные П. отчасти восходят к относительным (звуковысотным П. раннего этапа), отчасти являются нововведенными. Так, 4 П. из числа относительных -      - на 2-м этапе истории изменили присущие им первоначально регистровые и относительные значения и начали соотноситься с конкретными ступенями звукоряда. Еще 2 П.-   и   на раннем этапе входившие в группу указательных, приобрели новые певч. значения, также коррелирующие с обозначением определенных ступеней звукоряда: «средьним гласом» вместо «светло», «гораздно ниско» и «гораздно высоко» вместо «громко» или «гаркни, голкни». Новые значения П. зафиксированы в 2 руководствах - «Сказание божественнаго пения...» (РНБ. О. XVII. 19. Л. 77-78) и «Сии убо строки» (ГИМ. Епарх. певч. № 154. Л. 31 об.- 33 об., 2-я пол. XVII в.). Эти значения определяют высотное соотношение ступеней звукоряда, закрепленных за той или иной П., относительно не к.-л. неизменной точки отсчета, а друг друга: «Аще внизу под знаменем писан   и то поется гораздно ниско… Аще ли же   и то ниско же поется но глаголя мало повыше… Аще   и то поется средьним гласом… Аще   и то поется мрачно… Аще ли   и то поется повыше мрачного согласия… Аще   и то поется высоко… Аще ли…   и то гораздно высоко» (РНБ. О. XVII. 19. Л. 77-78; в руководстве «Сие уложение» (напр.: РНБ. О. XVII. 19. Л. 65) толкование П.  сформулировано немного иначе - «велми ниско»). Схожее описание высотных соотношений между П. содержится в «Сказании о зарембах» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 373 об.- 374 об., 3-я четв. XVII в.), однако в данном руководстве отсутствуют толкования П. Как видно, разъяснение П., а через них и ступеней звукоряда опирается на способ описания звуковысотности, известный по беспометному знамени и по ранней теории П. При этом как П., так и ступени звукоряда выстраиваются в восходящую/нисходящую последовательность, позднее получившую визуальные воплощения в образах «высоковосходной лествицы», «скалы» (т. е. шкалы; напр.: РГБ. Ф. 379. № 11. Л. 11, 1835 г.), на каждой ступени которых расположен очередной тон звукоряда, или «горки» (РГБ. Ф. 272. № 429, нач. XVIII в.).

Переход от раннего этапа истории П. к классическому произошел не одномоментно. С 20-х до 70-х гг. XVII в. в отдельных памятниках обнаруживается смешение принципов записи звуковысотности: в рукописях, нотация которых в целом принадлежит к раннему этапу развития теории П., в ряде фрагментов песнопений отдельные П. закреплены за теми или иными ступенями звукоряда, т. е. выступают в качестве степенных, при этом в др. случаях те же П. функционируют как относительные. Особенно часто в роли относительной П. применяется киноварная точка (напр.: РГБ. Ф. 379. № 57).

Немало примеров смешения относительного и степенного принципов простановки П. содержится в рукописи 30-х гг. XVII в. РНБ. НСРК. Q. 14, где в ряде фрагментов песнопений пометы, , ,стабильно совпадают со ступенями «мрачно», «повыше», «высоко» и «ниско», но в др. случаях соответствуют иным ступеням звукоряда (Григорьева. Новые данные. 2017. С. 88-93). Случаи употребления как относительных, так и степенных П. можно видеть также в рукописях РГБ. Ф. 228. № 36 (2-я треть - сер. XVII в.; киноварная точка применяется в качестве как относительной, так и степенной П.), МДА. № 231907 (1645 г.), РГБ. Ф. 379. № 29 (2-я треть - сер. XVII в.; П. помимо степенного значения имеет относительное значение «выше»), РГБ. Ф. 210. № 1 (как относительные в единичных случаях применены П.   и) (Григорьев, Григорьева. 2019. С. 120, 123, 124, 125, 128, 130, 119). Наряду с этим в переходный период создаются как рукописи, в которых полностью выдержана запись звуковысотности напевов с помощью относительных П., так и (к концу этого периода) рукописи, нотация к-рых последовательно снабжена степенными П.

Несмотря на отсутствие четкой хронологической границы между 1-м и 2-м этапами ясно прослеживаются основные вехи становления классической теории П., к-рое находилось под непосредственным влиянием развития теоретических представлений древнерус. мастеропевцев о структуре и об объеме звукоряда.

Композиционная помета s в рукописи сер. XVII в. (РГБ. Ф. 173.II. № 27. Л. 160 об.— 161)Композиционная помета s в рукописи сер. XVII в. (РГБ. Ф. 173.II. № 27. Л. 160 об.— 161)Во 2-й четв. XVII в. объем звукоряда песнопений осмысливается только отчасти: за ступенями центральной части звукоряда закрепляется 7 звуковысотных П.: , , , , , ,. Ступени, находящиеся в его крайних верхнем и нижнем сегментах, по-видимому, в тот момент не были теоретически осмыслены и потому остались без степенных П. Данный уровень развития теории П. отражен в руководствах «Роспись пометам мастерским» 1-й редакции (напр.: РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 173 об.- 174 об., кон. XVII в.; редакции данного теоретического руководства установлены Воробьёвым - Воробьёв. 2004. С. 186, 188), «Сии убо строки» (ГИМ. Епарх. певч. № 154. Л. 31 об.- 54 об.), «Стражи» (Там же. Л. 31) и «Ино снискание» (напр.: РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 184 об.). Эти руководства содержат своды строк - цитат из песнопений, на примере к-рых демонстрируется применение П. Известно имя автора одного из таких сводов - Иван Акимов Шайдур (он упоминается, напр., в рукописях РГБ. Ф. 379. № 4. Л. 21 об., 80-е гг. XVII в., и РНБ. О. XVII. 19. Л. 65); из перечисленных выше руководств составленный им свод содержат «Роспись пометам мастерским» и «Ино снискание». Поскольку становление теории киноварных П. происходит внутри ряда школ и на первоначальном этапе не имеет централизации, то для отдельных ступеней разные мастера применяют различные П.: напр., Иван Шайдур обозначал ступень «гораздно ниско» точкой под знаменем (Воробьёв. 2004. С. 183), а введение в практику 2-буквенных помет и для ступеней «гораздно ниско» и «гораздно высоко» (взамен одиночного ) стало заслугой мастеропевца Леонтия (система П. Леонтия известна по одному из списков руководства «Сказание о подметках» - РНБ. О. XVII. 19. Л. 61, 64 об.- Воробьёв. 2004. С. 177, 184-185; о Леонтии см. также: Парфентьев. 2011. С. 196-199; Григорьев, Григорьева. 2019. С. 115-117).

Помета s как обозначение «сугубого согласия» в рукописи 3-й четв. XVII в.— 30-х гг. XVIII в. (РГБ. Ф. 17. № 765. Л. 81 об.)Помета s как обозначение «сугубого согласия» в рукописи 3-й четв. XVII в.— 30-х гг. XVIII в. (РГБ. Ф. 17. № 765. Л. 81 об.)С сер. XVII в. для обозначения ступеней «гораздно ниско» и «гораздно высоко» применяются также графические варианты и для «гораздно ниско» - крыжевая П.- . Для обозначения ступени «средьним гласом» в отдельных рукописях используется П.-ремарка   («Христе»; напр.: ГИМ. Син. певч. № 390, 1648 г.- нач. 50-х гг. XVII в.; РГБ. Ф. 379. № 57, сер. XVII в.; № 59, сер. XVII в.; РНБ. Погод. № 421, сер. XVII в.; см. также: Григорьева. Ремарка. 2016).

В сер. XVII в. к 7 П. прибавляются П. «с хохлами» - и , соответствующие верхним ступеням звукоряда. Этот расширенный ряд П. зафиксирован в руководствах «Роспись пометам мастерским» 2-й редакции и «Пометы гласныя». Появление П. «с хохлами», включая П. - эквивалент , графически подчеркивает функциональное тождество ступеней верхнего регистра центральной части звукоряда и ступеней его верхнего сегмента. Применение точки как элемента, дополняющего литерную П., восходит к беспометной нотации, где точки маркировали звуковысотные градации певч. знаков (простые, мрачные и светлые знамена), а также к раннему этапу истории П., когда киноварная точка в качестве самостоятельной П. отмечала восходящее или нисходящее развитие напева.

Композиционная помета о в рукописи сер. XVII в. (ОРК ГПНГБ СО РАН. О.III.8. Л. 54)Композиционная помета о в рукописи сер. XVII в. (ОРК ГПНГБ СО РАН. О.III.8. Л. 54)Помимо степенных на 2-м этапе истории П. продолжают применяться указательные и композиционные П. Сравнительно с ранним этапом перечень указательных П. сильно сокращен: так, из употребления вышли П.             и др. Те П., которые продолжали применяться, сохранили свои певч. значения, это: , , , ,  , , . К ним прибавляются П. «купная» - под знаменем, «подтинка», «розсека», «отсека», начертание «равным гласом» как вертикальной черты слева от знамени и др. (Григорьева. К вопросу. 2016. С. 135-138). Сохраняется и значение композиционных помет   и . В примере из рукописи РГБ. Ф. 173. II. № 27 (сер. XVII в.) пометы   маркируют одинаковые мелодические обороты, в примере из рукописи ОРК ГПНТБ СО РАН. О. III. 8 (сер. XVII в.) аналогичную функцию выполняют пометы  .

Пометы в основном и в «сходном» значении в рукописи 1648 г.— нач. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 354. № 144. Л. 373)Пометы в основном и в «сходном» значении в рукописи 1648 г.— нач. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 354. № 144. Л. 373)Практически одновременно с рефлексией в древнерус. муз. теории центральной части звукоряда начинает осмысливаться и его структура. Как известно, она образована 4 трехзвучными сегментами, соответствующие (первые, вторые и третьи) ступени которых тождественны по функции (начиная со С. В. Смоленского в исследовательской лит-ре данные сегменты стали называть согласиями: простым, мрачным, светлым и тресветлым - Смоленский. 2002. С. 27-28, 33, 45 и др.; о правомерности такого употребления термина «согласие» см.: Григорьева. Книга инока. 2014. С. 39). Располагаясь в различных сегментах звукоряда, такие ступени равнозначны в структуре звукоряда. Именно это их свойство осмысливается и фиксируется в особых разделах теоретических руководств: о «сходных» П. (напр., в «Сказании божественнаго пения...» - РНБ. О. XVII. 19. Л. 78 об.- 79), о «прихождении» одних П. в другие (Там же; также в «Сказании о подметках» - РНБ. О. XVII. 19. Л. 64 об.) и о «пении» П. «против» друг друга (напр., в «Сем уложении» - РНБ. О. XVII. 19. Л. 66-67). В данных разделах обосновывается возможность маркировки одной и той же П. не одной, а пары ступеней, имеющих в структуре звукоряда одну и ту же функцию: и , и , и , и . Впервые подобный комментарий встречается в «Сказании божественнаго пения» (РНБ. О. XVII. 19. Л. 78 об.- 79 об.; см. также: Воробьёв. 2004. С. 106-107). Позднее, в сер. XVII в., в руководстве «Сказание известно о осмостепенных пометах» принцип взаимозаменяемости П. в различных высотных регистрах получает специальный термин - «сугубое согласие гласа высокаго и низкаго» (напр.: РГБ. Ф. 379. № 1. С. 21, 27, 36). Данный термин употребляется и в поздних руководствах «Начало божественнаго пения» (РГБ. Ф. 272. № 429. Л. II) и «Сказание известно о двунадесяти согласиях» (напр.: РГБ. Ф. 379. № 4. Л. 2 об.; см. также: Гусейнова. 2008. С. 114-117; Воробьёв. 2004. С. 106-107; анализ данного явления см.: Григорьева. Книга инока. 2014. С. 39-40, 64-70). В руководстве «Сказание известно...» принцип взаимозаменяемости П. описан наиболее ясно: «…понеже в пении многажды обретаются строки необычны - иногда с высокаго гласа падают на нискии, иногда ж от нискаго ударяется в высокий. И сего ради бывают осми степенем преложение на другое согласие - или от высокаго на ниское, или от нискаго в высокое» (РГБ. Ф. 379. № 1. С. 27-28). Далее действие «сугубого согласия» разъяснено более детально: «Не неявленно же буди и се, яже речеся в предложениих сугубое согласие. В ниских строках и в попевках поются мыслете противо наша з глаголем - высоких, в высоких же - противо ведей з глаголем ниских. Тако же и покой - противо наша, и веди - противо точки» (Там же. С. 36; аналогичный по содержанию фрагмент содержится в «Сем уложении» - РНБ. О. XVII. 19. Л. 66-66 об.).

Согласно текстам теоретических руководств, принцип «сугубого согласия» следует применять не ко всем степенным П., а только к 7 старшим из них («гораздно ниско», «ниско», «средьним гласом», «мрачно», «повыше», «высоко», «гораздно высоко»), при этом указанные П. теряют свою однозначность. На практике выбор П. основного или «сходного» ряда остается за распевщиком или писцом. В примере из рукописи РГБ. Ф. 354. № 144 (1648 г.- нач. 50-х гг. XVII в.) П. и применены в своем прямом значении, а П. , и - в «сходном».

При певч. прочтении рядовых рукописей трактовку П. в прямом или «сходном» значении в большинстве случаев определяет мелодический контекст, что требует от певцов знания всего фонда древнерус. мелодических формул и возможностей исполнения их на той или иной высоте. В нек-рых музыкально-теоретических руководствах предлагаются формальные способы маркировки «сугубого согласия». Так, согласно руководствам «При степенех в лицех строк» (ГИМ. Син. певч. № 58. Л. 260) и «Сказание о зарембах» (Там же. № 219. Л. 372-372 об., 374 об.- 375), к «сходным» степенным П., употребляемым в значении функционально тождественной П. более низкого сегмента звукоряда, прибавляется крыж: « Мыслете со крестом, , аще стоят поверг знамени, и то согласие приходит против наша же з глаголем. Покой со крестом, , прилучится поверг знамени, и то согласие поется против наша. Веди со крестом, , аще прилучится поверг знамени - пой их против точки» («Сказание о зарембах» - ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 374 об.- 375). В «Сказании о зарембах» такие П. называются поэтому крестовыми или сипавыми (Там же. Л. 372-372 об.; в исследовательской лит-ре данный термин иногда применяется ко всем П., обозначающим тоновую мутацию звукоряда, см., напр.: Мосягина. 2006). Данный прием является модификацией более ранних применений крыжа: крыжевой признак был уже известен по беспометному знамени, где его функция заключалась в обозначении нисходящего движения напева, крыж применялся как элемент начертания знамен, расположенных в низком регистре (запятая с крыжем - , статия с крыжем - ). На практике прием прибавления крыжа к П., прочитываемой в «сходном» значении, применяется достаточно часто. Руководствами «Сие уложение» (напр.: РНБ. О. XVII. 19. Л. 66), «Сказание известно о осмостепенных пометах» (напр.: РГБ. Ф. 379. № 1. С. 36) и уже упомянутым «Сказанием о зарембах» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 375) предлагается и др. способ выявить П., примененную не в прямом значении,- поместить ее под певч. знаком: « Аще мыслете без креста,, а стоят внизу под знаменем, и та пометка поется против наша же з глаголем. Аще ли покой без креста,, а стоит внизу ж под знаменем, и та пометка поется против наша з глаголем (ошибка в рукописи: следует читать «против наша».- В. Г.)» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 375). Данный прием применяется в рядовых рукописях, но не последовательно: часто под знаком написаны П., употребленные в своем обычном значении (напр.: РГБ. Ф. 17. № 765. Л. 1 об., 2, 2 об., 3 и др., 3-я четв. XVII в.- 30-е гг. XVIII в.; Ф. 354. № 144. Л. 4, 4 об., 5 об., 8 об. и др.). В «Сказании известном...» описан еще один прием обозначения «сугубого согласия»: «Еще ж и о сем разум да будет. Егда степени преложатся от высокаго на ниское согласие, тогда в ниском голосу пишутся пометы… чернилом, а не киноварью» (РГБ. Ф. 379. № 1. С. 36-37). Примеров практического применения такого способа маркировки «сугубого согласия» в рядовых певч. рукописях найти не удалось. Зато рядовые рукописи дают немало примеров иных обозначений «сугубого согласия»: П. с точкой (когда точка не является атрибутом верхнего сегмента звукоряда, а лишь показывает, что отмеченную ею П. следует читать согласием выше предшествующего фрагмента песнопения - см. примеры из рукописей ОРК ГПНТБ СО РАН. О. III. 8 и РГБ. Ф. 17. № 765), с пометами (напр.: РГБ. Ф. 17. № 765. Л. 4 об., 81 об., 84, 98, 117 и др.) и (напр.: РГБ. Ф. 17. № 765. Л. 4 об., 6).

С сер. XVII в. в ряде руководств, наиболее ранним из которых является упоминавшееся выше «Сказание известно...», встречается еще одно применение П.: ими обозначаются «странные голоса» - присущая древнерус. песнопениям система архаического интонирования (ранее данное свойство мелоса песнопений фиксировалось не посредством П., а с помощью ремарок   и   - Григорьева. (в печати)). Это свидетельствует о дальнейшем осмыслении распевщиками свойств древнерус. мелоса и звукоряда в качестве его канвы. В «Сказании известном...» предлагается обозначать мутации звукоряда «странными» П., к-рые в отличие от обычных степенных П. следует писать не целиком киноварью, а одну половину П. выписывать красным цветом, другую - чернилами (при мутации вверх делать черной первую половину П., вниз - вторую - РГБ. Ф. 379. № 1. С. 37-43). Образцов практического применения данного приема в рядовых рукописях выявить пока также не удалось. В «Сказании о зарембах» идея обозначения архаического интонирования не выражена в полном объеме, а упоминается только на примере единичной П. - «ниско с крыжем», к-рая «поется против наша ж з глаголем, а ниже того или выше - в согласие привести невозможно» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 374 об.), т. е. соответствует по высоте ступени «гораздно ниско», но имеет иную ладовую функцию. В данном случае обозначение «странной» П. прибавлением крыжа совпадает с маркировкой «сугубого согласия» и в практическом плане может привести к путанице. В рядовых рукописях мутации могут обозначаться и иначе, напр. П. (см.: РГБ. Ф. 17. № 765. Л. 8 об., 50 об., 79, 119).

Многозначность, получающаяся от применения одних и тех же П. для обозначения различных явлений, остается характерным признаком практического применения теории П. на всех этапах ее развития (см. об этом: Григорьева. Ранняя теория. 2014. С. 68, 70-72; Она же. Новые данные. 2017. С. 88, 93; Она же. Книга инока. 2014. С. 207).

Древнерус. рукописные памятники, на основании к-рых можно проследить становление теории киноварных П., нечасто содержат имена и сведения о жизни распевщиков - творцов П. Одно из немногих исключений - «Сказание о зарембах», в тексте к-рого поименованы сразу 9 древнерус. дидаскалов, трудившихся в 10-70-х гг. XVII в.: «А сотворены те окозрительныя пометки в новых церковных и певчих переводех рускими философы после литовскаго разоренья при державе блаженныя великаго государя царя и великого князя Михайла Федоровича Всеа Русии. А творцы сим окозрителным пометкам были москвитин Николая Явленскаго Чюдотворца из-за Обратцих ворот поп Лука, Устюга Великаго Федор, а прозвище Копыл, Нижнего Новогорода Семен Баскаков, вологженя Павлова монастыря игумен Памва, да Григорей Зепалов, да Кирило Гомулин, по них же - Лев Зуб, Иван Шайдур, Тихон Корела» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 377-377 об.). По-видимому, эти мастеропевцы создали относительные П., степенные П. для центральной части звукоряда и его верхнего сегмента, иные группы П., а также воплотили принцип «сугубого согласия» и начальных шагов в обозначении «странных голосов».

Пометы в рукописи 3-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 35. Л. 233 об.)Пометы в рукописи 3-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 35. Л. 233 об.)Примерно с 60-х гг. XVII в. в рукописях появляются П., обозначающие ступени самого нижнего сегмента звукоряда древнерус. песнопений (см. пример из рукописи 3-й четв. XVII в. РГБ. Ф. 379. № 35). Число степенных П. достигает 12 и т. о. становится соответствующим полному объему звукоряда. Две из вновь появившихся П.- это модификации П. нижнего регистра центральной части звукоряда, к к-рым прибавлен крыж: и . Данный прием не был новым: крыж уже прибавляли к П. для обозначения «сугубого согласия» и «странных голосов», также он использовался в качестве графического варианта обозначения ступени «гораздно ниско». За 3-й ступенью нижнего сегмента закрепляется оригинальное обозначение буквой , не производное от пометы центрального регистра. В рукописях встречаются единичные примеры маркировки 3-й ступени нижнего сегмента звукоряда точкой с крыжем (напр.: РГБ. Ф. 379. № 23. Л. 17, 1634-1641 гг.), но, по-видимому, на практике данный способ оказывался неудобным: П. легко можно перепутать с П. - эквивалентом . Обозначение , по-видимому, представляет собой транслитерацию буквы   прочитанной как латинская «с». Так древнерусские теоретики стремились обозначить генетическую связь между П. («средьним гласом») и . Т. о., в 3-й четв. XVII в. и нижний сегмент звукоряда с т. зр. графики степенных П. оказывается подобным нижнему регистру его центральной части. Графическое уподобление П. крайних, нижнего и верхнего сегментов звукоряда П. 2 центральных сегментов подчеркивает как функциональное тождество соответствующих ступеней, так и границы, количество и объем всех 4 сегментов звукоряда.

Полный ряд степенных пометПолный ряд степенных пометВ ряде теоретических руководств, соответствующих данному периоду истории киноварных П., наряду с 12 П. отражен и принцип «сугубого согласия»: это руководства «Начало о рождении» (где «сходные» П. предлагается отмечать крыжами; ГИМ. Син. певч. № 58. Л. 258 об.), «Посем - ряд всех согласий» (без специальных обозначений для «сугубого согласия»; РГБ. Ф. 379. № 19. Л. 32-33 об., 90-е гг. XVII в.), «Начало божественнаго пения» (также без специальных обозначений; РГБ. Ф. 272. № 249. Л. II,) и «Ут, ре, ми…» (с обозначением крестовыми П.; РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 177 об.- 178 об.). В 3 из них («Начало о рождении», «Начало божественнаго пения» и «Ут, ре, ми…») как равнозначные представлены П. не только 2 центральных, а всех 4 согласий; т. о., избыток П. образуется для всех ступеней звукоряда. В рядовых певческих рукописях такое применение принципа «сугубого согласия» можно наблюдать как с маркировкой «сходных» П., так и без таковой. В значении «сходных» П. с крыжем встречаются практически все П., в т. ч. (напр.: ГИМ. Син. певч. № 728. Л. 331, 1666 г.) и (напр.: ОРК ГПНТБ СО РАН. Т. 460. Л. 21 об., кон. XVII в.).

«Оглавление согласныя российския пометы» в рукописи кон. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 21. Л. 80 об.)«Оглавление согласныя российския пометы» в рукописи кон. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 21. Л. 80 об.)Однако др. руководства, составленные также в 3-й четв. XVII в. и позднее, свидетельствуют об освобождении системы П. от дублирования значений крыжевых и обычных П. и о восстановлении однозначности степенных П. В руководствах «Извещение» Александра Мезенца (1670; он, по-видимому, был не изобретателем, а лишь систематизатором П., применявшихся в его кругу; см. исслед. и публ. данного памятника: Александр Мезенец и проч. 1996), «Сказание о помете красной» (напр.: ГИМ. Син. певч. № 211. Л. 373 об.-374, 2-я пол. XVII в.), «Извещение о согласных пометах» (XIX в.; опубл.: Шабалин. 2003. С. 189), в руководствах типа «горка», «Сказание известно о двунадесяти согласиях» (напр.: РГБ. Ф. 379. № 4. Л. 2 об.) представлен полный 12-ступенный ряд степенных П., но принцип «сугубого согласия» не упоминается, следов., для каждой ступени звукоряда предназначена только одна П. При этом структура звукоряда достаточно рельефно отображается благодаря тому, что П. 2 крайних сегментов звукоряда графически производны от П. 2 его центральных сегментов.

В рядовых певч. книгах 2-й пол. XVII в., включая рукописи никоновской редакции, продолжают применяться «сходные» П. Отчасти это может быть объяснено тем, что как для писцов, так и для певцов первичным в записи песнопений является формульное строение напевов, знание к-рого в значительной степени обеспечивает верное понимание звуковысотности напевов. Др. возможная причина заключается в том, что переписчики не всегда могли определить, проставлены ли степенные П. в находящихся перед ними протографах в прямом или «сходном» значении, поэтому в списках просто копировали П. оригиналов.

В маркировке «странных голосов» посредством П. в руководствах кон. XVII в. отмечается определенное новшество: при восходящей мутации предлагается дополнять степенную П. литерой  , а при нисходящей - крыжем («Сказание - како подмечати» - напр.: РНБ. О. XII. 1. Л. 80-82 об., 80-е гг. XVII в.; «Указание о странных согласных и простых пометах» - напр.: РНБ. Q. 1. 1052. Л. 17 об., кон. XVII в.; «Оглавление согласныя российския пометы» - напр.: ГИМ. Син. певч. № 1332. Л. 36 об.- 37, 1685 г., или РГБ. Ф. 379. № 2, кон. XVII в.). Данный способ обозначения мутаций звукоряда вошел в писцовую практику (см. пример из ркп. РГБ. Ф. 379. № 35), однако не стал обязательным.

В результате 2-го этапа исторического развития система киноварных П. принимает классический вид. Теоретически она позволяет точно фиксировать весь диапазон напевов, их звуковысотность относительно звукоряда, включая мутации звукоряда, ритмику, а также особенности композиции (композиционные арки и переклички, возникающие в результате повтора тех или иных мелодических строк). Однако на практике все данные возможности чрезвычайно редко реализуются во всей полноте. В применении киноварных П. в рядовых рукописях предпочтение писцов устойчиво отдается степенным и указательным П., причем количество последних в источниках, относящихся ко 2-му этапу истории П., в неск. раз меньше общего количества таковых в рукописях 1-го этапа. Композиционные же и «странные» П. не получают постоянного и последовательного применения и встречаются значительно реже, чем того требуют обозначаемые ими явления.

В XVIII-ХХ вв. в старообрядческой среде в систему П. не привносили к.-л. принципиальных нововведений. Теоретические руководства составленные старообрядцами (напр., «Грамматику певчую церковнаго старознаменнаго песнопения» РГБ. Ф. 379. № 11 и «Азбуку церковнаго знаменнаго пения» Л. Ф. Калашникова (К., 1908)), объединяют демонстрация системы из 12 степенных П. и отсутствие упоминаний о принципе «сугубого согласия» и о «странных голосах». В рядовых певч. книгах, написанных старообрядцами-поповцами, киноварные П. применяются в объеме, закрепленном в упомянутых руководствах. В источниках старообрядцев-поморцев, а также в рукописях, созданных до раскола, песнопения к-рых имеют позднейшую старообрядческую опометку, кроме степенных и указательных П. встречаются «сходные» П. с крыжами или без к.-л. специальных обозначений, в ряде мелодических оборотов выписаны также крыжевые и дополненные литерой   П., к-рые маркируют «странные голоса». Композиционные П. старообрядцами не применяются.

Лит.: Смоленский С. В. Азбука знаменного пения: (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 г.). Каз., 1888. М., 2002р; Бражников М. В. Древнерус. теория музыки. Л., 1972; Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в. СПб., 1995, 20082; Александр Мезенец и проч. Извещение… желающим учиться пению (1670 г.) / Введ., публ. и пер., ист. исслед.: Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед., расшифровка знам. нотации: З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996; Шабалин Д. С. Певческие азбуки Др. Руси: Тексты. Краснодар, 2003; он же. Древнерусская муз. энциклопедия. Краснодар, 2007; Воробьёв Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новг., 2004. Ркп.; Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Др. Руси. М., 2006; Мосягина Н. В. Странные пометы в знаменной нотации 2-й пол. XVII в. // ЕжБК, 16-я. М., 2006. Т. 2. С. 343-348; Парфентьев Н. П. Малоизвестные мастера Моск. школы церк.-певч. искусства XVI-XVII вв. // Гимнология. 2011. Вып. 6. С. 191-202; Григорьева В. Ю. Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы: Публ. и исслед. памятника. М., 2014; она же. Ранняя теория помет в древнерус. муз.-теоретич. руководствах // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2014. Вып. 3(15). С. 42-76; она же. К вопросу об атрибуции киноварных помет в певч. рукописях XVII в. // Современные проблемы археографии: Сб. ст. по мат-лам конф. к 300-летию Б-ки РАН, 21-24 окт. 2014 г. СПб., 2016. Вып. 2. С. 134-150; она же. Ремарка «Христе» в крюковых певч. рукописях сер. XVII в. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2016. Вып. 1(21). С. 29-38; она же. Новые данные о ранних (относительных) пометах (на мат-ле рядовых певч. рукописей 1-й пол. XVII в. из С.-Петербургских собраний) // Там же. 2017. Вып. 26. С. 76-95; она же. Осмысление звукоряда в древнерус. муз. теории // Гимнология. 2017. Вып. 7. С. 284-305; она же. К вопросу классификации древнерус. муз.-теоретич. руководств по теории степенных помет // Там же. С. 306-316; она же. Ремарка  : к вопросу о фиксации    в крюковых певч. рукописях XVII в. (в печати); Григорьев Ю. А., Григорьева В. Ю. Новые данные об авторстве и датировке «опекаловского» распева // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2019. Вып. 34. С. 111-133.
В. Ю. Григорьева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
  • АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада
  • АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах
  • АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
  • АМБИТУС категория григорианского лада
  • АНТИФОН богослужебн. песнопения
  • БАС самый низкий муж. певч. голос
  • VERSUS зап. муз. термин