ПРОКОПИЙ
Том LVIII, С. 361-365
опубликовано: 13 ноября 2024г.

ПРОКОПИЙ

Содержание

(Плишков (Плушков, Плириков); 1578, дер. Корякинская (или Митино) близ г. Хлынова (Вятки, ныне Киров) - 21.12.1627/28, хлыновский Трифонов Успенский мон-рь), блж. (пам. 21 дек. и 8 окт.- в Соборе Вятских святых), Вятский, Христа ради юродивый. Первые редакции Жития П., возможно, были написаны в 3-й четв. XVII в., при еп. Вятском и Великопермском Александре (в схиме Андрей; 5 дек. 1657 - 8 янв. 1674), возглавившем новообразованную епархию, а затем получили развитие при архиеп. Вятском и Великопермском Ионе (Баранове) (Буланин. 2004. С. 406), много сделавшем для становления вятского летописания. Житие святого опубликовано С. А. Ивановым по списку XIX в.: РГБ. Унд. № 361. К наст. времени выявлены списки XVII-XVIII вв.: РНБ. Тит. № 563; БАН. Вятское собр. № 15, кон. XVIII в. В Вятском собрании БАН находится также список XIХ в. (№ 139), 3 списка этого же времени - в отделе рукописей Кировской областной универсальной научной б-ки им. А. И. Герцена (№ 118-120).

П. род. в семье крестьян Максима и Ирины. В подавляющем большинстве вариантов Жития святого, в т. ч. современных, фамилия П. пишется как Плушков, а название родной деревни - Корякинская, однако она не упоминается в документальных источниках. Проведенный анализ позволяет высказать предположение, что данный населенный пункт можно идентифицировать с деревнями Сагадковская (Плишки), Ближнее Корюгино или Корюгинская (Корюгино), расстояние к-рых до Хлынова совпадает с расстоянием, указанным в Житии (Маркелов. 2019. С. 112-113).

Блж. Прокопий и прп. Трифон Вятские. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание)Блж. Прокопий и прп. Трифон Вятские. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание)

В возрасте 12 лет П. уже работал в поле. Однажды во время грозы мальчик упал с лошади на землю и лежал как мертвый. Родители принесли его домой и стали молиться свт. Николаю Чудотворцу. Вскоре мальчик пришел в себя, но вел себя как безумный - «начал ризы своя на себе терзати и повергати на землю и ходити наг». Тогда родители отвезли сына в хлыновский Успенский мон-рь к прп. Трифону Вятскому, к-рый окропил ребенка святой водой и исцелил.

После этого П. по благословению родителей переехал в Слободской посад (с 1599 Слободской), где в течение 3 лет «обиташе у некоего священника именем Илариона» и прислуживал в Екатерининской ц.

Когда П. исполнилось 20 лет, родители решили женить сына. В лето 7105-е (1597), как говорит Житие, он «утаився родителей» и ушел в Хлынов, где «нача похабом себя творити». П. не разговаривал ни с кем, кроме своего духовника свящ. Иоанна Колачникова (Колашникова) из храма Вознесения Господня, с к-рым беседовал, «яко и протчии человецы, а не яко юрод».

Блаженный спал где придется, нередко ночевал на улице. Житие свидетельствует, что его оскорбляли и били как дети, так и взрослые. Впосл. горожане стали замечать, что приход П. к больному свидетельствовал о скорой смерти или о выздоровлении (блаженный показывал грядущее знаками). Согласно Житию, воевода А. Д. Приимков-Ростовский и его жена, Наталья почитали П., приглашали в дом, одевали в дорогие одежды, но юродивый вскоре раздирал их и «хождаше нагъ, якоже и прежде». Однажды после заутрени, предвидя близкую кончину, П. вышел из церкви и спустился в овраг. Там он начал обтирать свое нагое тело снегом, долго молился, а потом лег на снег лицом к востоку и скончался.

Блаженный был погребен близ Успенского собора, неподалеку от могилы прп. Трифона Вятского. В похоронах, прошедших по разрешению хлыновского воеводы Н. П. Барятинского, принимали участие духовник блаженного свящ. Иоанн Колачников, архим. Успенского мон-ря Иона (Мамин), подьячий Симеон Павлов.

Иванов и др. исследователи подчеркивают, что Житие П. «изобилует... точными деталями, обычно почти отсутствующими в «юродской» агиографии», в тексте встречается много реальных имен и топонимов (напр., в г. Слободском действительно служил свящ. Иларион, у которого жил П. до принятия подвига юродства, подтверждаются сведения о почитавшем юродивого кн. Приимкове-Ростовском, о духовнике юродивого, свящ. Иоанне Колачникове, о Барятинском, об архим. Успенского мон-ря Ионе (Мамине), о прот. Стефане Юфереве, о подьячем приказной избы Симеоне Павлове (Иванов. 2000. С. 83-85)). Историчность Жития состоит о том, что в основе текста - древние записи. В состав всех списков Жития входит 9 чудес, 8 из них прижизненные. Первое Чудо - о «колачнике» Дементии (Диомиде), у к-рого блаженный разбросал все калачи.

Во 2-м Чуде повествуется о том, что П. предсказал «избавление» боярину М. И. Татищеву, сосланному в Хлынов по приказу царя Михаила Феодоровича. По предположению Иванова, в данном рассказе речь идет о стольнике царя Петре Урусове, отбывавшем наказание в тюрьме г. Хлынова между 1627 и 1634 гг. Окольничий М. И. Татищев, напротив, был убит в 1608 г., и царь Михаил Феодорович его наказывать не мог. В 5-м Чуде рассказывается о том, как П. пришел к воеводе Григорию Жемчужникову (в действительности речь идет о Василии Богдановиче Жемчужникове (Там же. С. 81)), надел на себя его шапку и отвел воеводу в темницу. Спустя нек-рое время пророчество святого подтвердилось: воевода был арестован по приказу из Москвы.

П. предсказал сыну своего духовника, молодому свящ. Иоанну, что он будет заколот ножом (3-е Чудо). В 8-м Чуде рассказывается об исцелении от сильной зубной боли Анисии, жены священника из г. Слободского. Девятое Чудо повествует о том, как блаженный однажды во время богослужения силой втолкнул юношу Корнилия Кораскова в алтарь. Спустя неск. лет тот принял священный сан, а позже стал игум. Киприаном (в переписи г. Слободского за 1629 г. значится не Корнилий, а Семен Корасков (Там же. С. 86)).

Отдельно в списке Чудес стоит единственное посмертное Чудо святого - об исцелении 18-летней Марфы Пушкарёвой (4-е в списке Чудес). 3 марта 1666 г. девушка исцелилась после того, как ей явились 2 светоносных мужа. Они называли друг друга Трифоном и П. Составление Чуда, в котором действовали 2 почитаемых Вятских святых, возможно, было связано с тем, что в это время остро стоял вопрос о существовании Вятской епархии после того, как еп. Вятский Александр открыто поддержал старообрядцев и выступил с обличениями патриарха Никона (Минова). Обсуждению поведения епископа было посвящено заседание Большого Московского Собора 1666-1667 гг. Еп. Александр принес покаяние, в 1669 г. он вернулся на Вятку, епархию удалось сохранить.

Почитание П.

В 1684 г., при строительстве нового каменного Успенского собора, начатом по благословению архиеп. Вятского Ионы (Баранова), были обретены мощи прп. Трифона Вятского и в 1690 г. перенесены в построенный собор. При этом свидетельств обретения мощей П., погребенного у стены храма, нет.

Начиная с XVIII в. П. поминали в храме в честь Рождества Пресв. Богородицы г. Слободского (ныне помянник хранится в Областной универсальной научной б-ке им. А. И. Герцена: Ркп. № 98. Л. 19 об.), в кафедральном Богоявленском соборе Вятки (помянник: Там же. Ркп. № 35. Л. 35 об., 1698-1704 гг.), в вятском Успенском мон-ре (Синодик Трифонова мон-ря: Кировский областной краеведческий музей. Ркп. № 3789. Л. 26 об.).

В одном из сборников сер. XVIII в. находится «Реэстр по алфавету города, в которых обретаются мощи святых в России» (РНБ. Михайловск. Q.532. Л. 67 об.- 68), в к-ром упомянуты имена прп. Трифона и Прокопия Вятских (Маркелов. 2019. С. 186).

В 1870 г. в Вятке опубликовано «Сказание о жизни, подвигах и чудотворениях, святого праведного Прокопия юродивого вятского чудотворца, составленное В. Жирухиным» (Там же. С. 240). 240 экз. книги находилось в б-ке настоятеля вятского Успенского мон-ря игум. Диодора (Воскресенского) (Кустова. 2012. С. 463).

В кон. XIX - нач. ХХ в. большое влияние на рост почитания святого оказали публикации его Жития, осуществленные иеросхим. прп. Стефаном (Куртеевым) и свящ. Александром Флоровым, а также издание книги о рус. юродивых свящ. Иоанна Ковалевского, посвятившего отдельную главу своего исследования П.

Священник Благовещенской ц. села Бобина А. Флоров решил построить храм на родине П., к-рая находилась в пределах Бобинского прихода. «По словесному распоряжению» еп. Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) 21 мая 1897 г. в Митино была освящена часовня во имя П. 22 мая в 5 ч. утра сюда Великорецким крестным ходом торжественно принесли икону святого. Образ пожертвовала братия вятского Успенского мон-ря.

17 сент. 1898 г. еп. Алексий освятил на родине П. храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». 1 дек. 1902 г. при храме открыли 2-классную церковно-учительскую школу. П. стал ее св. покровителем.

В 1901 г. в ответ на распоряжение Синода о предоставлении сведений о местночтимых святых, не занесенных в синодальные святцы, Вятская епархия подготовила справку, в к-рой говорилось о почитании П. и прп. Трифона Вятского в селах Вятского, Глазовского и Уржумского уездов (Маркелов. 2019. С. 239). В нояб. 1902 г. еп. Вятский Никон (Софийский) сообщал в Синод о том, что память блаженного отмечается молебнами с XVIII в. При этом он уточнил, что служба П. совершается по общей Минее: при пении молебнов «поется тропарь общий Христа ради юродивых» (Там же. С. 436). Основываясь на этих фактах, епископ заключил, что Церковь «признает святым местночтимого угодника Божия, блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого». Вместе с тем об избирательности почитания П. писал в 1915 г. прот. Иоанн Осокин: «Торжественное служение в день памяти блаж. Прокопию 21 декабря совершается, как нам известно, только в Вятском Трифоновом монастыре, во всех же других церквах совершается простодневное богослужение» (Осокин. 1915. С. 1489).

18 авг. 1913 г. в слободском Крестовоздвиженском муж. мон-ре был освящен придел во имя прп. Трифона и блж. Прокопия (Попов. 1913. С. 1160-1163). Вятский Успенский мон-рь был закрыт в сер. 20-х гг. XX в., Успенский собор действовал как приходский, с 1923 г. здесь служили обновленцы (Кустова. 2012. С. 643-648, 679-683). В 1928 г. обновленческий клир храма планировал праздновать 300-летний юбилей со дня преставления П. и пригласить на празднование «митрополита» А. И. Введенского (Маркелов. 1998). В 1950 г. в Серафимовском соборе г. Кирова был освящен нижний храм во имя прп. Трифона и блж. Прокопия Вятских (Он же. 2012. С. 60-62).

В 2009 г. в слободе Сошени г. Кирова освящен храм во имя блж. Прокопия Вятского. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вятских святых, установленный 21 окт. 2007 г.

Ист.: Жизнь прп. Трифона и блж. Прокопия, Вятских чудотворцев. Вятка, 1888; Блж. Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский чудотворец / Сост.: священник с. Бобина А. Фролов. Вятка, 1898; Житие прп. Трифона и блж. Прокопия, Вятских чудотворцев / Сост.: иером. Стефан (Куртеев). Вятка, 18993; Иванов С. А. Житие Прокопия Вятского. Edito principes // Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори / Сост.: А. А. Турилов. М., 2000. С. 70-86.
Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. 1882. Т. 3. С. 599-600; Блж. Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский чудотворец / Сост.: свящ. А. Флоров. Вятка, 1898; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 334; Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. Церкви: Ист. очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1902. С. 266-270; Одоев А. Блж. Прокопий // Вятские ЕВ. 1903. № 10. Отд. неофиц. С. 433-434; Кедрова С. Христорождественский жен. мон-рь в г. Слободском Вятской епархии // Вятские ЕВ. 1905. № 6. Отд. неофиц. С. 335-355; Осокин И., прот. Ист. очерк почитания прп. Трифона, Вятского чудотворца // Тр. Вятской УАК. 1912. Вып. 1/2. С. 1-64; Попов С., прот. Освящение придела в Слободском муж. мон-ре во имя прп. Трифона и блж. Прокопия, Вятских чудотворцев, 18 авг. 1913 г. // Вятские ЕВ. 1913. № 39. Отд. неофиц. С. 1160-1163; П. И. О-н. Памяти Прокопия Вятского, Христа ради юродивого // Там же. 1915. № 51. Отд. неофиц. С. 1483-1489; Зорина С. А. Житие Прокопия Вятского как ист. источник // История и культура Волго-Вятского края: (Тез. докл. и сообщ. к межрегион. науч. конф.). Киров, 1994. С. 116-117; Маркелов А. В. Под эгидой обновленцев // Вятский епарх. вестн. 1998. № 2. С. 4; он же. Свято-Серафимовский собор - духовный центр Кировской (Вятской) епархии 1940-1980-х гг. // Иван Аполлонович Чарушин: Архитектура на рубеже XIX-XX вв.: Сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию архитектора И. А. Чарушина. Киров, 2012. С. 60-62; он же. Чтимые иконы и святые в жизни общества 2-й пол. XVII - нач. ХХ вв.: (на примере Вятской епархии). Киров (Вятка), 2019; Буланин Д. М. Житие Прокопия Вятского // СККДР. Вып. 3. Ч. 4: Дополнения. 2004. С. 405-406; Кривошеина Н. В. Св. прп. Трифон Вятский Чудотворец в иконографии XVII-ХХ в. Киров, 2006; Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Вятка [Киров], 2012. Т. 1.
А. В. Маркелов

Иконография

Известно краткое описание облика П. под 21 дек. в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв.: «…брада исчерна русая, подоле Козминой (т. е. мч. Космы.- Авт.), власы кратки, не с ушей, кудряв, весь наг, подпоясан платом, руки молебны» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 101 об., 30-е гг. XIX в.; на л. 126 об. под 26 февр. он упомянут без описания облика; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 42; назван «новым чудотворцем»).

Блж. Прокопий Вятский. Икона. 2012 г. Иконописец мон. Дорофея (Мороз) (ц. блж. Прокопия Вятского, Киров)Блж. Прокопий Вятский. Икона. 2012 г. Иконописец мон. Дорофея (Мороз) (ц. блж. Прокопия Вятского, Киров)

Ареал распространения изображений П. ограничивается в основном территорией бывш. Вятской епархии (учреждена в окт. 1657). Иконография отражает принадлежность П. к категории русских юродивых, мирян из простого сословия. Церковным преданием она неразрывно связана с почитанием старшего современника блаженного - прп. Трифона Вятского (считается, что прп. Трифон, излечив П. в юности, благословил его на юродство). Известно посмертное чудо 3 марта 1666 г.: жительнице Слободского у., девице Марфе Тимофеевой Пушкарёвой, после молитвы в Успенском Трифоновом муж. мон-ре, где покоятся мощи святых, явились 2 «святолепных» мужа, они называли друг друга Трифоном и Прокопием и обещали исцеление, которое Марфа получила в скором времени (Жизнь. 1888. С. 45; Осокин. 1912. С. 7; Иванов С. А. Житие Прокопия Вятского. Edito princeps // Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори / Сост.: А. А. Турилов. М., 2000. С. 79-80). Совместное изображение прп. Трифона и П. (первых подвижников, прославленных в лике местночтимых святых Вятской епархии) - наиболее распространенная устойчивая иконография широкого круга памятников, в т. ч. иконы из Благовещенской ц. Трифонова мон-ря, которую носили крестным ходом по губернии (Васильев С., Бехтерев Н. История Вятского края с древних времен до нач. XIX ст. Вятка, 1870. Т. 1. С. 191, 250).

Ранняя сохранившаяся икона кон. XVII - нач. XVIII в. (Вятский худож. музей им. В. М. и А. М. Васнецовых - далее ВХМ) находилась в верхочепецком Крестовоздвиженском монастыре, в 1775 г. была перенесена в слободской Богоявленский (Крестовоздвиженский) мон-рь в ц. во имя арх. Михаила. На иконе П. полностью обнажен («…и одежды никогда на себе ношаше, но хождаше бос и наг…»; см.: Жизнь. 1888. С. 41), с выступающими ребрами, изображен справа, лицом к прп. Трифону, оба - в молении образу Божией Матери «Воплощение». У П.- взлохмаченные волосы и короткая борода, лик с крупными чертами, морщинами на лбу.

В XIX в. эта иконография развивалась по пути насыщения повествовательными подробностями: со временем вместо лаконичного позема на иконах появились пейзажи с р. Вяткой и видами Трифонова мон-ря (обычно с сев.-вост. стороны, как на иконе 2-й пол. XIX в., ВХМ). Расположение фигуры П. в этих композициях варьировалось, в т. ч. и на «раздаточных» паломнических образках (кон. XIX в., частное собрание, Вятка). Изменились одеяния и жесты П.: он изображен в небольшом повороте к центру, в длинной белой рубахе с препоясанием, руки, как правило, сложены крестообразно на груди, иногда развернуты ладонями. Иконы святых создавались в городских и монастырских мастерских местными и приезжими иконописцами, были привозными (кон. XIX - нач. XX в., ВХМ, Сарапульский ист.-архит. и худож. музей-заповедник, собор вмц. Екатерины в г. Слободском, деревянная ц. арх. Михаила в г. Слободском (бывш. проездная башня мон-ря), ц. Св. Троицы в с. Волкове Слободского р-на Кировской обл., частные собрания). На иконе из Троицкой ц. в с. Быстрица (Оричевский р-н Кировской обл.) в верхней части изображен Спаситель, а не образ Божией Матери «Знамение». Мстёрская икона кон. XIX - нач. ХХ в. (Кировский обл. краевед. музей) находилась в старообрядческой молельне Вятки. Прп. Трифон и П. представлены прямолично на темном лаконичном фоне с поземом, вверху - Господь Вседержитель. На юродивом - зеленоватое рубище, перекинутое через левую руку, к-рое оставляет обнаженным верхнюю часть тела, подчеркивая его аскетичную худобу. П.- средовек с копной густых вьющихся волос и разделенной на неск. прядей короткой русой бородой. Зимой 1904 г. образ Вятских святых был поднесен мц. имп. Александре Феодоровне (Кедрова С. Н. Христорождественский жен. мон-рь в г. Слободском, Вятской епархии // Вятские ЕВ. 1905. № 6. Отд. неофиц. С. 354-355). Получили распространение литографии (с раскраской, 1883, мастерская ТСЛ, СПГИАХМЗ) и хромолитографии, изготовленные в московской мастерской И. Е. Ефимова на Б. Якиманке (1893). Печатные иконы прп. Трифона и П. вместе с Житиями распространялись во время крестных ходов (Осокин. 1912. С. 41-42), их изображения участвовали в юбилейных торжествах 1912 г. (300-летие. 1912. С. 11).

Прп. Трифон и блж. Прокопий Вятские. Эмалевая икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР)Прп. Трифон и блж. Прокопий Вятские. Эмалевая икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР)

В старообрядческой мастерской Л. А. Гребнева (1867-1932), очевидно, изготовлен меднолитой образок (нач. ХХ в., частное собрание), где святые, поименованные как «втскiе чюдотворцы», предстоят в молении под благословляющей Божественной десницей (в облачном сегменте). У П. прикрыты лишь бедра, рука поднята для крестного знамения; фон иконы - с рекой, лесом и деревянными церковными сооружениями, взят из неустановленного источника. На небольшой иконе в технике ростовской финифти кон. XIX - нач. XX в. (возможно, подобные образки заказывали к 300-летию кончины прп. Трифона ок. 1912, ЦМиАР) П. и прп. Трифон обращены к образу Божией Матери «Знамение», обитель показана довольно условно, что свойственно изображениям, создававшимся географически отдаленно, без использования местных образцов. П.- в добротной белой подпоясанной одежде, помещен слева, его руки скрещены на груди.

Единоличные иконы П. встречаются гораздо реже, датируются преимущественно кон. XIX - нач. ХХ в. Одна из них хранилась в Успенском соборе Трифонова мон-ря (Трехсотлетие. 1912. С. 6). В основном это традиц. пядницы с образом святого на фоне обители. На иконе рубежа XIX и XX вв. (Кировский обл. краевед. музей) он показан прямолично в рост, руки сложены на груди, пряди русых волос лежат на плечах. Бытовали хромолитографии с фигурой юродивого вполоборота вправо и с видом мон-ря (аналогична изображению святого на совместном с прп. Трифоном эстампе) и близкие по рисунку иконы.

Житийные изображения П. неизвестны. В составе клейм сохранившихся иконописных и монументальных сюжетных циклов прп. Трифона XIX в. образ П. не встречается, но можно предположить его наличие на житийных иконах преподобного «с чудесами» в 20 клеймах XVIII в., к-рые известны только по письменным источникам (Кривошеина. 2006. С. 91-93). В кон. XIX - нач. XX в. существовали также совместные иконы Вятских и избранных святых. Иллюстрация с группой рус. юродивых (худож. П. А. Метцгер, П. в 1-м ряду справа, с верижным крестом на шее) помещена в книге свящ. И. Ковалевского, там же представлено явление прп. Трифона и П. девице Марфе (Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. Церкви: Ист. очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 19023. С. 270. Вкл.). Очевидно, П. (надпись: «ю прокопïи в») изображен в верхнем регистре справа в небольшой группе юродивых на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР).

Монументальные изображения П. (плохой сохранности либо под записью) встречаются в исторических границах Вятской епархии. В настенной живописи, в силу ее специфической связи с архитектурой и традиц. распределения сюжетов в пространственных зонах храма, появились самостоятельные образы первых вятских святых. В теплой (трапезной) части храмов для таких композиций отводились межоконные пространства юж. стены (напр., в Троицкой ц. с. Кстинина, Кирово-Чепецкий р-н Кировской обл.), нижний ярус зап. стены (кон. XIX - нач. XX в., Троицкая ц. с. Волкова), зап. столпы (напр., сев.-зап. столп Успенского собора Трифонова мон-ря, 1895-1896 (под записью), артель Л. И. Парилова). Источником изображений П., как парных с прп. Трифоном, так и персональных, служили иконные образцы с р. Вяткой и архитектурой Успенского мон-ря, выполненные, в т. ч., в стиле академической живописи 2-й пол. XIX в. За пределами епархии образ блаженного имелся в росписи храма Христа Спасителя (на стене лестницы, ведущей на хоры в сев.-зап. части, 1876-1877, худож. П. С. Тюрин). Изображение П. (со светлыми взлохмаченными волосами) включено также в одну из групп подвижников XVII в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010).

В XX в. мон. Иулиания (Соколова) включила изображения П. и прп. Трифона (вместе с Пермскими святителями) в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие» на иконах 1934 г. (келейный образ священноисп. Афанасия (Сахарова)), 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ); блаженный запечатлен на совр. повторениях этого извода. Под 21 дек. он представлен на подготовительном рисунке мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание). Рисунок для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной исполнен на основе ранней иконы прп. Трифона и П. из ВХМ. На совр. иконах воспроизводятся традиц. типы изображения П., по стилистике они ориентированы на древнерус. образцы.

Возрождение духовной жизни Вятки, совр. потребности Вятской епархии (с 2012 митрополии) привели к появлению новых образцов иконографии П. Так, вместе с прп. Трифоном он включен в состав триптиха (2012, мон. Дорофея (Мороз), ц. в честь Рождества Христова в слободском Христорождественском жен. мон-ре), в центре к-рого написан великорецкий образ свт. Николая Чудотворца: из с. Великорецкого начинается один из самых крупных ежегодных крестных ходов. Была создана аналойная поясная икона П. со сложенными крестообразно на груди руками (2012, мон. Дорофея (Мороз), ц. во имя П. в Кирове). Идея покровительства и заступничества Божией Матери (Покров Пресв. Богородицы в небесах) и Вятских святых заложена в иконе усложненной программы с графичным изображением города (с иконы XVIII в., ВХМ); на полях - свт. Николай Чудотворец и священноисп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (2015, мон. Дорофея (Мороз)). Мозаичный образ П. помещен на зап. фасаде Успенского собора в вятском Трифоновом мон-ре.

В 2007 г. для Успенского собора Трифонова мон-ря была написана первая икона «Собор Вятских святых» (прот. Александр Матвеев), на к-рой П. изображен в числе 12 святых в 1-м ряду (слева), коленопреклоненным, напротив прп. Трифона, поддерживающим вместе с ним Успенский собор обители. В 2019 г. в иконописной школе при МДА для ц. Преображения Господня вятского Преображенского жен. мон-ря была разработана более сложная иконография Собора Вятских чудотворцев (позже дорабатывалась на месте, художники И. П. Сидоров, В. А. Набоких), где на дальнем плане помещены вятские храмы, а 21 святой предстоят Спасу Нерукотворному; П.- в 1-м ряду, в рубище цвета красной охры.

Ист.: Госкаталог РФ. № 8186830, 8363335, 10654383, 13296051, 13296086, 18512481, 18512607.
Лит.: Мостовский М. С. Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве. М., 1883. С. 139; Жизнь прп. Трифона и блж. Прокопия, Вятских чудотворцев / Сост.: иером. Стефан (Куртеев). Вятка, 1888. С. 40-46; Софийский Л. Из истории Слободского Крестовоздвиженского мон-ря // Вятские ЕВ. 1904. № 8. Отд. неофиц. С. 498. Примеч. 2; Осокин И. М., прот. Ист. очерк почитания прп. Трифона, Вятского чудотворца // Тр. Вятской УАК. 1912. Вып. 1/2. Отд. 3. С. 1-64; 300-летие со дня блаженной кончины св. прп. Трифона, вятского чудотворца (1612 г.- 8 окт.- 1912 г.). Вятка, 1912; Живопись Хлынова XVII в.: Кат. произв. древнерус. искусства, включ. в экспозицию музея / Сост.: Г. Г. Киселева. Киров, 1978. С. 20-21. № 9; Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 136, 229. Кат. 175; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 201-202; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. P. 45; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви: 324 рис., выполненные свящ. Вяч. Савиных и Н. Шелягиной. М., 2001. С. 107; Мохова Г. А. Вятские иконописцы / КОХМ. Киров, 2001; Преображенский А. С. Инок и юродивый: сопоставление 2 типов святости в рус. иконографии Позднего Средневековья // Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: Ст. и мат-лы / Ред.-сост.: Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 170-204; Кривошеина Н. В. Св. прп. Трифон Вятский Чудотворец в иконографии XVII-XX вв. Киров, 2006. С. 65-76, 91-93; Горюнова Л. Б. Кировский обл. худож. музей им. В. М. и А. М. Васнецовых: 1910-2010. Киров, 2009. С. 35; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины / Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 97, 100.
Н. В. Кривошеина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский
  • ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак
  • ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский
  • КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых)