[Греч. Προκόπιος ὁ Δεκαπολίτης] (2-я пол. VIII - 1-я пол. IX в.), прп., исп. (пам. 27 февр.). П. Д. пострадал за исповедание Православия во время иконоборчества. Долгое время считалось, что он жил при имп. Льве III Исавре (717-741), к-рый начал преследовать иконопочитателей, однако, согласно последним исследованиям, время жизни П. Д. следует отнести ко 2-му периоду иконоборчества и соответственно - к правлению имп. Льва V (813-820).
Согласно Житию П. Д., изданному С. Евфимиадисом (Efthymiadis S. La Vie inedite de S. Procope le Decapolite (BHG, N 1583) // AnBoll. 1990. Vol. 108. P. 313-319; рус. пер.: Е. С. Иванюк Прокопий Декаполит, прп. исп. / Жития визант. святых эпохи Иконоборчества. СПб., 2015. Т. 1. С. 243-254 ), П. Д. род. в Декаполе (Десятиградие - область в Исаврии, а не Десятиградие в Заиорданье, как это указывалось в некоторых агиографических справочниках) в богатой семье, получил хорошее образование. Повзрослев, он раздал бедным свою долю отцовского наследства и посвятил свою жизнь Богу. Сначала он пришел за наставлениями к некоему подвижнику, живущему в горах, затем, следуя совету старца, принял монашеский постриг в одном из мон-рей у себя на родине, но вскоре был разочарован жизнью братии, т. к., по его мнению, иноки были слишком озабочены земными нуждами и не соблюдали евангельских предписаний. Однако 7 лет он провел в обители, надеясь обрести там стремление жить по Евангелию. Поняв, что образ жизни, предлагаемый в этом мон-ре, его не устраивает, он поделился своими мыслями с настоятелем, на что тот ответил, что во всей полноте соблюдать евангельские заповеди невозможно. Тогда П. Д. покинул мон-рь и ушел в пустыню, где подвизался в уединении 7 лет. Вскоре к нему начали собираться желающие монашествовать под его духовным руководством, и П. Д. основал свою обитель, где строго соблюдались евангельские и святоотеческие наставления. Монахи жили в очень суровых условиях, так, напр., им полагалось иметь всего 1 хитон.
В это время император (не назван в Житии по имени) начал преследовать иконопочитателей и, узнав, насколько глубоко П. Д. чтит древние церковные традиции и привержен поклонению образам, послал в его мон-рь своих людей, к-рые арестовали подвижника и заключили в тюрьму. Там с ним долго беседовал некий чиновник, убеждая не противиться распоряжениям императора. Посланец даже поцеловал икону, к-рую носил при себе, чтобы П. Д. подумал, что и он, и император православные. Но подвижник ответил, что дела императора свидетельствуют о его ереси. За свою твердость в вере П. Д. был отправлен в ссылку и скончался в изгнании.
Старец, наставивший П. Д. в монашеской жизни, скрывался в горах от иконоборцев, соответственно, постриг П. Д. должен был состояться до 784 г., когда патриархом К-польским стал свт. Тарасий и гонения на иконопочитателей прекратились. Т. о., можно предположить, что подвижник родился в 60-х гг. VIII в., а скончался ок. 820 г.
В Синаксаре К-польской ц. указывается, что П. Д. пострадал за веру вместе со своим сподвижником Василием (см. в ст. Василий Декаполит) при императоре-иконоборце по имени Лев. В подтверждение того, что имеется в виду Лев V, а не Лев III говорит упоминание Василия в письмах прп. Феодора Студита († 826), написанных между 816 и 818 гг. (Theod. Stud. Ep. 317, 389), и еше в 3, написанных позже; однако то, что упомянутый во всех этих письмах Василий одно и то же лицо, вызывает обоснованные сомнения (подробнее см.: Прокопий Декаполит, прп. исп. / Жития визант. святых эпохи иконоборчества. Предисл., коммент.: Т. А. Сенина. СПб., Т. 1. С. 243-248). Из писем можно заключить, что П. Д. вместе с Василием был под арестом при имп. Льве V. Вероятно также, что Василий был не учеником, как это считалось раньше, а наставником П. Д., обучившим его основам монашеской жизни. О том, что речь в Житии идет именно о 2-м периоде иконоборчестве, говорит и поведение чиновника, целующего образ. Видимо, задачей чиновника было не склонить П. Д. к отречению от иконопочитания, как это происходило в 1-й период ереси, при императорах Льве III и Константине V Копрониме (741-775), а уговорить вступить в литургическое общение с иконоборческим патриархом К-польским и клиром - отсюда и попытка показать, что люди, лояльные к власти действующего императора, могут только делать вид, что не почитают иконы.
Издатель Жития Евфимиадис предполагает, что в тексте есть заимствования из Жития прп. исп. Макария, игум. Пелекитского мон-ря (пам. 1 апр., 18 авг.; BHG, N 1003), к-рый скончался между 835 и 840 гг. (Efthymiadis. 1990. P. 309-312).
В Синаксаре К-польской ц. память П. Д. и Василия указывается также под 26 февр. (SynCP. Col. 489) и под 28 февр. (Ibid. Col. 493). Сохранился канон Феофана П. Д. и Василию, где Василий также назван учеником П. Д.
В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. Д. указана 27 февр., вместе с памятью прп. Маркиана, без богослужебных указаний (Mateos. Typicon. T. 1. P. 240).
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, последование П. Д. содержит стихиру 4-го гласа, канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, авторства Феофана и седален 4-го гласа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423). В Мессинском Типиконе 1131 г.-южноиталийской редакции Студийского устава - указана аллилуйная служба П. Д. без последования (Arranz. Typicon. P. 125).
Исследователи слав. служебной рукописной Минеи XII в., принадлежащей студийской эпохе, указывают, что последование П. Д. содержит те же, что и в печатных Минеях, канон и седален, а также не встречающиеся в этих изданиях стихиры (Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 54).
В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. указана аллилуйная служба П. Д. без богослужебного последования (Lossky. Typicon. P. 194; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40; Миркович. Типикон. Л. 93а). В рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., т. н. «Оке церковном», последование П. Д. включает тропарь 8-го гласа (общий исповеднику) и гимнографический материал, соответствующий помещенному в совр. рус. Минеи. В рус. первопечатных Типиконах указана аллилуйная служба П. Д., последование в целом то же, однако в Типиконах 1610 и 1634 гг. указаны тропарь 8-го гласа и кондак П. Д. 3-го гласа (в Типиконе 1634 г.- тот же кондак, но 4-го гласа), а в Типиконе 1695 г. представлены уже аналогичные помещенным в совр. рус. книги тропарь 8-го гласа и кондак 4-го гласа Кондак П. Д. (здесь - 4-го гласа), согласно исследованию еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева), встречается уже в рус. Большом Часослове XV в. (Амфилохий. Кондакарий. С. 251).
Последование П. Д. в современных книгах включает тропарь плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа (общий преподобному; только в рус. Минеях); кондак 4-го гласа ῾Εωσφόρον σήμερον ἡ ᾿Εκκλησία κεκτημένη̇ ( ); канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа с акростихом Τοὺς σοὺς ἀγῶνας εὐπρεπῶς μέλπω Μάκαρ ( - имя автора указано только в акростихе рус. Минеи), нач.: Τῆς εὐσεβείας τῷ φίλτρῷ κατασχεθείς̇ ( ) с ирмосом ῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας ὁ ᾿Ισραήλ̇ ( ); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна 4-го гласа; седален 1-го гласа (в рус. Минеях другой, 4-го гласа); ексапостиларий (только в греч. Минеях).
В лицевых минологиях с сохранившимся циклом на февр. изображение П. Д. помещается нередко вместе с образом его сопостника прп. Василия Декаполита под 27 февр. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 426, 1-я четв. XI в.) эта пара святых показана прямолично, в рост, в нишах, образованных архитектурными колонками с арочными перекрытиями. Оба в монашеском облачении, к-рое составляют: риза (у П. Д.- охристая), мантия (коричневая), схима (темно-серая), аналав; головы не покрыты. Облик св. монахов носит сходные черты: волосы с проседью (у П. Д. больше седины), бороды клиновидные (у П. Д. длиннее). Практически не различаются и позы: оба держат в левой руке свиток, правая - перед грудью. Парно под 27 февр. образы святых представлены: в настенных минологиях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18), ц. Св. Троицы монастыря Козия (между 1390 и 1391; под 27 и 28 февр. соответственно), ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718; под 27 и 28 февр.) (см.: Миjовић. Менолог. С. 37, 277, 357, 385). Предположительное изображение одного П. Д. имеется на т.. н. Синайском гексаптихе - иконе на дек.-февр. из комплекта миней мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.) (см.: Galavaris G. An 11th Century Hexaptich of the S. Catherine's Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009. P. 88. Pl. 159). В т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O.I.58, кон. XV в.) в части Лицевого календаря, имеющей надписи, исполненные асомтаврули, вслед. ошибки художника или составителя этих миней св. монах, изображенный под 28 февр., назван не Прокопием, а исп. Григорием Декаполитом (Л. 101; в рост, в подризнике, в мантии, в схиме, с непокрытой головой, с вьющимися волосами и округлой бородой). На рус. минейных иконах также встречаются изображения П. Д. и исп. Григория Декаполита, размещенные рядом, но под соответствующим днем памяти (напр., на иконе на февр. из комплекта годовых миней из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке, кон. XVI в., ВГИАХМЗ; на минее годовой нач. XIX в., УКМ).
На сходство обликов П. Д. и исп. Григория Декаполита указывают рус. иконописные подлинники. В датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции о П. Д. под 27 февр. сказано: «Рус, аки Козма и Дамьян, ряска санкир темен», и рядом, под 28 февр., облику П. Д. уподобляется облик его ученика - исп. Василия Декаполита: «…русъ, аки Прокопей» (РНБ. Соф. № 1523; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 75-76). Подробнее о внешности П. Д. сказано в текстах иконописных подлинников сводной редакции XVIII в. Напр., в происходящем из Палеха списке подлинника, принадлежавшем Г. Д. Филимонову, представлено следующее описание: «…подобием стар, власы рус аки Козма, брадою мало надсед, риза преподобническая, испод санкир, рука благословенна, а в другой свиток… много постарада за святыя иконы вкупе с Василием» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 279; то же, но без житийного уточнения см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 76). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, имеется добавление к иконографии П. Д.: «В руках икона Спасителя», а само описание внешности носит свойственный для этого подлинника отпечаток авторского восприятия образа святого через его Житие и изображения: «Глубокий старец греческого типа, лицом худощав от поста, с большою сединой, со средней величины бородой, волосы недлинны; в мантии и куколе» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 192).