САРВИЛ ( ФИФАИЛ, ФАФУИЛ) И ФИВЕЯ ( ВЕВЕЯ)
Том LXI, С. 655-656
опубликовано: 3 сентября 2025г.

САРВИЛ ( ФИФАИЛ, ФАФУИЛ) И ФИВЕЯ ( ВЕВЕЯ)

Мученичество святых Сарвила, Фифаила и Фивеи. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 356)Мученичество святых Сарвила, Фифаила и Фивеи. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 356) [Шарвиль (Шарбиль) и Баввая (Бабая); сир.    ; греч. Σάρβηλος κα Βέβαια; лат. Sarbelius et Barbea (Веbаiа)] (нач. II в.), сир. мученики, пострадавшие в Эдессе (пам. 5 сент., 15 окт.; пам. греч. 4 сент., 29 янв.; пам. сир. 27 февр., 5 или 9 сент., 10 или 14 окт.; пам. зап. 29 янв.). Основным источником сведений о святых являются изданные У. Кьюртоном на основе рукописей Lond. Brit. Lib. Add. 14644 (кон. V - нач. VI в.) и 14645 (X в.) Акты Сарвила и Мученичество Варсимея, относящиеся к Эдесскому циклу Мученичеств (не позднее кон. IV в.), одному из наиболее ранних образцов сир. агиографии. С. посвящена также метрическая проповедь еп. Иакова Саругского († 521). Согласно Актам, в качестве авторов к-рых указаны некие Марин и Анатолий, свидетели описываемых событий, С. был главным языческим жрецом Эдессы. По-видимому, 2-й слог его имени указывает на бога Бела (см. Ваал). Уже в самом начале текста имеются хронологические несоответствия: с одной стороны, события, о которых идет речь в Актах, датируются 15-м годом правления имп. Траяна и 3-м годом правления эдесского царя Авгаря VII бар Изата (см. в ст. Авгарь), т. е. 112 г. по Р. Х., с другой, приведена датировка по эре Селевкидов («416-й год царства Александра, царя греков»), соответствующая времени с осени 104 по лето 105 г. В это время император издал указ, адресованный рим. наместникам, согласно к-рому в городах, находившихся под его властью, должно было быть увеличено число жертвоприношений языческим богам, а всех, отказывавшихся их совершать, следовало заключать под стражу и после истязаний казнить.

Известие об имп. указе достигло Эдессы во вторник 8 нисана (т. е. 8 апр., поскольку авторы Актов, по всей видимости, имели в виду солнечный календарь), когда горожане, возглавляемые царем Авгарем, совершали под рук. С. празднование в честь Набу (Меркурия), Бела и других богов. Во время торжественной церемонии сщмч. Варсимей (Барсамья), еп. Эдессы, вместе с 2 клириками приступил к С. и обратился к нему с пространной речью. Ее основная тема - тщетность служения идолам, созданным человеческими руками, а также необходимость обращения к единому Богу, Творцу всего, и Его Сыну, Который облекся в тело (   - одно из наиболее распространенных в сир. традиции обозначений Воплощения) и стал человеком ради спасения людей. В уста Варсимея вложено краткое исповедание веры, содержащее изложение правосл. триадологии и, вероятно, направленное против сторонников арианства, что было весьма актуально в момент составления Актов: Принявший плоть есть вечный Сын Божий, Который единосущен Своему Отцу (    ), обладает одной природой со Своим Родителем (   ) и есть «поклоняемое сияние ( ) Его божества» (ср.: Евр 1. 3) (Ancient Syriac Documents. 1864. P.   (сир. текст), 43 (англ. перевод); Bedjan. Acta. T. 1. P. 97).

Речь, обращенная к С., содержит указание на 1-го легендарного епископа Эдессы Палута, традиционно считающегося учеником ап. Аддая. По словам Варсимея, царь Эдессы Авгарь, «который старше нынешнего Авгаря», т. е. Авгарь V бар Ману Уккама (4 г. до Р. Х.- 7 г. по Р. Х., 13-50 гг.), уверовал во Христа (Ibidem). В данном случае составители Актов С. явно опирались на предание об обращении Авгаря V в христианство благодаря проповеди апостола, отраженное также в ряде апокрифов, в т. ч. в «Учении Аддая» (кон. IV - нач. V в.). Последнее содержит утверждение, согласно к-рому после кончины Аддая Серапион, еп. Антиохийский, рукоположил Палута во епископа Эдессы. Предполагаемые даты пребывания Серапиона на кафедре (190/1-210/1 или 202-218), равно как и данные др. источников, свидетельствуют о том, что христианство в Эдессе получило покровительство со стороны властей в правление Авгаря VIII бар Ману (177-212), т. е. существенно позже описываемых в Актах событий (подробнее: Заболотный Е. А. Сир. христианство между Византией и Ираном. СПб., 2020. С. 85-94). Т. о., историческая ценность Актов незначительна (см.: Duval. 1889). При этом в правление имп. Траяна сирийское эллинистическое гос-во Осроена, столицей которого была Эдесса, действительно находилось под контролем Римской империи, как и утверждается в Актах.

Благодаря проповеди Варсимея С. раскаялся в своем следовании язычеству и исповедал веру во Христа, сказав при этом епископу, что по причине праздника, в к-ром участвовало население города, он придет в церковь не в тот же день, а ночью следующего дня. Явившись туда вместе со своей сестрой Ф., имя которой в сирийском тексте - Баввая, С. стал христианином. Когда о крещении главного жреца Эдессы стало известно, «весь город» пришел к С. Последний публично принес покаяние за то, что в течение долгого времени вводил народ в заблуждение, якобы передавая ему волю богов, и призвал всех отвергнуть идолов и уверовать в Единого Бога. Узнав об обращении в христианство многих, в т. ч. и знатных горожан, имп. наместник Лисаний приказал арестовать С. после чего убеждал его подчиниться имп. указу и принести жертвы языческим богам, однако тот оставался непреклонным (Акты содержат обширные диалоги между С. и Лисанием). Сведения, приведенные в этой части Актов, включая имя наместника, возможно, были взяты из Актов мучеников Гурия, Самона(ы) и Авива (BHO, N 363), пострадавших в Эдессе в правление императоров Диоклетиана и Лициния.

С. был подвергнут пыткам и брошен в темницу. Через 5 месяцев, во вторник 2 элула (2 сент.), ночью, Лисаний начал новый допрос, во время к-рого неоднократно жестоко пытал святого и угрожал казнить его, как казнят убийц, однако С. по-прежнему отказывался отречься от Христа. В результате наместник публично провозгласил приговор С.: его следовало перепилить пилой, а перед наступлением смерти отрубить голову. На месте казни С. отказался пить вино, предложенное палачами, и попросил лишь о возможности помолиться. Святой просил Бога помиловать его, как Он помиловал благоразумного разбойника, спасти от справедливого осуждения как «вошедшего в виноградник в одиннадцатый час» (ср.: Мф 20. 1-16) и вокресить его тело в день Второго пришествия.

После того как С. был усечен мечом, Ф. собрала одеждой кровь брата. За это Лисаний приказал казнить ее на том же месте, где умертвили С. Ф. была арестована, подвергнута пыткам и казнена. В пятницу 5 элула (5 сент.) местные христиане тайно перенесли тела мучеников и захоронили их в могиле Абшеламы, еп. Эдессы (упом. в «Учении Аддая», пам. сир. 19 окт.; см.: Fiey. 2004. Р. 28. N 26; Saint-Laurent J.-N. M. et al. Abshelama // Qadishe: A Guide to the Syriac Saints. Nashville, [2016.] Vol. 1 [Электр. ресурс: syriaca.org/person/1114]).

В сир. Мартирологе (кон. IV - нач. V в.) С. и Ф. не упоминаются; в более поздних Мартирологах, составленных на сир. языке, память дана под разными датами: 27 февр., 5 или 9 сент., 14 окт. Указанные дни закрепились в западносир. традиции; в Маронитской католической Церкви память С. и Ф. совершается 10 окт. В некоторых рукописях Иеронимова Мартиролога мученики упомянуты под 5 сент. (MartHieron. Comment. P. 489). Эта последняя дата была известна и авторам визант. Синаксарей, в к-рых 5 сент. (а также 4 сент., 10 и 11 дек.) обозначено как день памяти 2 мучеников, родных брата и сестры, имена к-рых переданы на греческом как Фуфаил (Фафуил) и Вевея (SynCP. Col. 16, 18, 298, 300). Вероятно, на определенном этапе развития визант. агиографической традиции, в т. ч. в силу искажения сир. имен, произошло удвоение пар мучеников и под 29 янв., а также под 15 окт. появилась память С. и Вевеи (SynCP. Col. 141, 432). В некоторых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) отдельное сказание о С. содержится под 4 марта (SynCP. Col. 505-508). В Римском Мартирологе кард. Ц. Бароний указал в качестве дня памяти мучеников Сарбелия и Барбейи 29 янв. (MartRom. Comment. Р. 40). Под этим же числом имена мучеников обозначены и в современной редакции Римского Мартиролога (MartRom (Vat.). P. 115).

Ист.: BHO, N 1049; editio princeps: Ancient Syriac Documents: Relative to the Earliest Establishment of Christianity in Edessa and the Neighbouring Countries / Ed., transl. W. Cureton. L.; Edinb., 1864. P., 41–62 [англ. пер.], 177–186 [примеч. и разночтения]; стандартное изд.: Bedjan. Acta. T. 1. P. 95–119.
Лит.: Duval R. Les Actes de Scharbil et les Actes de Barsamya // J. Asiatique. Sér. 8. P., 1889. Vol. 14. P. 40-58; Sauget J.-M. šarbil e Bebaia // BiblSS. Vol. 11. P. 651-653; Drijvers J. W. Marutha of Maipherqat on Helena Augusta, Jerusalem and the Council of Nicaea // StPatr. 2001. Vol. 34. P. 51-64; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton, 2004. Р. 168. N 390.
Е. А. Заболотный
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
  • ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
  • ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
  • ЕВПРАКСИЯ († ок. 413), прп. (пам. 25 июля, пам. зап. 13 марта)
  • ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя
  • ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
  • АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
  • АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († 376), прп. (пам. 3 марта, копт. 15 апр., зап. 2 окт., сир. 1 февр.)
  • АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.)
  • АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)