ИННОКЕНТИЙ
Том XXII , С. 725-729
опубликовано: 28 сентября 2012г.

ИННОКЕНТИЙ

Содержание

(Смирнов Иларион Дмитриевич; 30.05.1784, с. Павлово (ныне г. Павловский Посад) Богородского у. Московской губ.- 10.10.1819, Пенза), свт. (пам. 10 окт.), еп. Пензенский и Саратовский, проповедник, церковный историк. Род. в семье Дмитрия Егорова, причетника Воскресенской ц. с. Павлова. В 1804 г. окончил Перервинскую ДС, где за кроткий нрав получил фамилию Смирнов. Затем обучался в философском и богословском классах семинарии Троице-Сергиевой лавры. С 13 февр. 1805 г. служил учителем низшего грамматического класса семинарии, с 30 авг. 1806 г., после окончания семинарского курса,- учителем высшего грамматического класса. С 9 марта 1808 г. преподавал поэзию, катехизис. 8 янв. 1809 г. назначен учителем высшего красноречия и риторики, 10 авг. того же года - учителем философии и префектом (инспектором) Троицкой ДС. Во время каникул посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь, сблизился со старцем иером. Амфилохием (Яковлевым). Благодаря ростовскому подвижнику состоялось знакомство Смирнова с гр. А. А. Орловой-Чесменской.

Свт. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский. Литография П. Ж. Жоль-Пети. Сер. XIX в.Свт. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский. Литография П. Ж. Жоль-Пети. Сер. XIX в.

13 окт. 1809 г. митр. Московским Платоном (Левшиным) Смирнов был пострижен в монашество с именем в честь свт. Иннокентия (Кульчицкого), еп. Иркутского, 14 окт. рукоположен во диакона, затем во иерея. 6 авг. 1810 г. возглавил Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь в сане игумена, 14 окт. того же года - московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Решением Комиссии духовных уч-щ от 25 окт. 1811 г. И. был переведен 22 янв. 1812 г. в СПбДА бакалавром богословских наук кафедры церковной истории. 9 июня 1812 г. возведен в сан архимандрита. С 17 июля 1813 г. исполнял обязанности инспектора академии, являлся членом ее правления, а 23 сент. того же года был утвержден ректором СПбДС и профессором богословских наук СПбДА. 8 авг. 1814 г. получил ученую степень д-ра богословия. Одновременно являлся присутствующим и членом С.-Петербургской духовной консистории, членом Комитета духовной цензуры при академии, настоятелем с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. и благочинным светских учебных заведений столиц, контролировал преподавание Закона Божия. В 1815 г. И. вместе с ректором СПбДА архим. св. Филаретом (Дроздовым) был избран директором Российского Библейского общества и членом Комитета по рассмотрению переводов Свящ. Писания. 2 июня 1816 г. вошел в состав Комиссии по финляндским делам, созданной для разработки положений о производстве в финляндских судебных местах «следствия о людях духовного звания греко-российского исповедания». 7 марта 1816 г. возведен в степень «первоклассного» архимандрита с оставлением настоятелем Сергиевой пуст., 7 июня назначен настоятелем Юрьева новгородского мон-ря. 17 апр. 1817 г. стал членом Главного правления народных уч-щ. Провел ревизию в армейской семинарии, результаты к-рой изложил в отчете, отметив хорошую постановку учебной и нравственно-воспитательной работы и сделав замечание по поводу нецелевого расходования казенных средств.

Историко-церковные и богословские работы И., подготовленные во время преподавания в академии и семинарии, имели большое значение. Переработав свои лекции, И. составил капитальный труд, изданный в 1817-1818 гг. под названием «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в., в пользу духовного юношества» (в 2 ч., тираж ок. 2500 экз.). Книга выдержала 7 переизданий (1820, 1823, 1828, 1834, 1838, 1849, 1857) и до 60-х гг. XIX в. оставалась учебным пособием для духовных школ. Эта работа является продолжением «Начертания церковно-библейской истории» свт. Филарета (Дроздова), конспекты которого И. использовал для преподавания библейской истории, а его лекции по истории II в. по Р. Х.- при изложении данного периода в своей книге. Церковная история разделена в труде И. по столетиям, каждое из к-рых освещается в 7 тематических рубриках (отделах). Предметами рассмотрения являются следующие вопросы: внешнее состояние («благоденствие») и распространение влияния Церкви в обществе, обряды и богослужения, церковная иерархия, достопамятные лица, ереси и расколы. Такая структура изложения имела определенные неудобства, что впосл. дало повод историкам, в частности А. В. Карташёву, упрекать И. в схематизме и отсутствии живого и целостного воспроизведения истории. Среди недостатков сочинения И. назывались также отсутствие должной критичности при использовании источников, «сжатый, темный и тяжелый язык» и неполное освещение внутренней жизни Церкви (Карташев А. В. Краткий ист.-критический очерк систематической обработки рус. церк. истории // ХЧ. 1903. Июнь. С. 77-93). А. П. Лебедев, писавший о зависимости работы И. от трудов протестант. ученых Ф. Шпангейма (1632-1701) и в особенности К. Э. Вейссмана (1677-1747), вместе с тем признавал, что «Начертание...» «для своего времени было настолько хорошо, что больше того едва ли и вправе было бы требовать от автора» (Лебедев А. П. Два пионера церк.-ист. науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников // БВ. 1907. Май. С. 143). Жестче охарактеризовал труд И. прот. Г. Флоровский: «Книга эта писана была наспех, и не автор был виновен, если и после его смерти ее насильственно оставляли учебником в школах, кое-где даже в 60-х годах, когда она была уже явно отсталой, устарелой, непригодной (для посмертных изданий она была обработана прот. Кочетовым). Составлена она была, преимущественно, по Вейссману и Шпангейму, по Баронию и Магдебургским центуриям,- план слишком сух и дробен, изложение слишком формально» (Флоровский. Пути рус. богословия. 1991. С. 192). Однако нельзя забывать, что «Начертание...» было подготовлено в очень короткий срок по заданию Комиссии духовных уч-щ, к-рая в связи с отсутствием учебников на рус. языке в мае 1814 г. поручила академическому правлению опубликовать имеющиеся лекции по данному предмету. 8 авг. 1817 г. была издана 1-я ч. церковной истории И., к-рая заканчивалась IX в., в следующем году вышла 2-я ч. Говоря о научных трудах И., свт. Филарет (Дроздов) отмечал, что «издание сочиненной им книги по церковной истории - не одновременный, но прочный дар духовному просвещению» (Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1855. Т. 1. С. 352). Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что церковная история И. «как ученый опыт, весьма удовлетворительна для своего времени, а по духу благочестия всегда дорогая книга» (Филарет (Гумилевский). История РЦ. 1848. Ч. 5. С. 55). И. А. Чистович замечал, что «дух истории прекрасный, но расположение материй не довольно стройно, а язык от чрезвычайной сжатости сух и тяжел» (Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 239). И. понимал несовершенство своей работы. Так, вручая ученикам при расставании свои книги, И. говорил: «Когда сочините лучше, сожгите сии негодные», а также: «Я дарю вам это в память меня и для того, чтобы по времени, сличая свои труды с моими, могли сказать: вот как слабо прежде писали». В предисловии к 1-й ч. книги И. пояснял, что она написана по настоянию начальства только «для исторической кафедры в духовном училище, и потому не может удовлетворить любопытству, ищущему открытия исторических тайн или подробностей о церковных происшествиях в собственной их полноте» и что им лишь «рукою неопытною положены некоторые черты церковной истории». «Начертание...» разошлось очень быстро, и вскоре потребовалось переиздание книги, к-рое в связи со смертью автора поручили проф. СПбДА И. С. Кочетову, внесшему в книгу ряд исправлений.

И.- автор лекций на лат. языке по «Деятельному богословию», а также «Опыта изъяснения первого и второго псалмов» и «Изъяснения Символа веры». Во 2-м т. 1-го издания сочинений И. (1821), подготовленном инспектором Пензенской ДС прот. В. Алявдиным (впосл. Владимир, архиеп. Тобольский), была опубликована 1-я ч. «Деятельного богословия» под названием «Христианское нравоучение, или Богословие деятельное подлежательное». Она вошла и в 1-й т. 2-го издания (1845) сочинений И., в 3-м т. (1847) была напечатана (в переводе с латинского проф. И. А. Андриевского) 2-я ч. «Деятельного богословия» под названием «Божественное правоведение, или Богословие деятельное предлежательное (предметное)», включающая и «Христианское благоразумие». Этот труд имеет много общего с конспектом по деятельному богословию митр. Филарета (Дроздова). Считалось, что лекции И. «по основательности мыслей и ясности изложения были в ту пору лучшим руководством для изучения нравственного богословия» (Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. С. 24-26).

Многочисленные речи и поучения И. издавались как при его жизни, так и после смерти. Особую ценность представляют письма И. различным лицам, в частности кнг. С. С. Мещерской, кн. П. С. Мещерскому, архим. Фотию (Спасскому), гр. Орловой-Чесменской, часть к-рых была опубликована, но, как правило, в сокращенном виде, без исторических подробностей. По словам архиеп. Филарета (Гумилевского), письма И. «дышат искренним благочестием и его же передают сердцу христианина». По сути они те же проповеди, к-рым И. отдавал предпочтение перед своими научными достижениями, считая проповедничество главным делом своей жизни. Именно эта сторона его таланта обратила на себя внимание с.-петербургского общества во время прохождения им в 1813-1814 гг. чреды священнослужения. Чуждый риторическим приемам, рассчитанным на внешний эффект, И. в проповедях выступал как «теплый наставник» (Филарет (Гумилевский). Обзор. 1863. Кн. 2. С. 203).

Мн. проповеди И. были посвящены критике распространившихся в нач. XIX в. мистических учений, отрицавших церковную иерархию, таинства и обряды. По поводу одного из новомодных сочинений он писал, что «слез недостанет у всякого любомудрого и доброго человека оплакивать раны, кои сия нечестивая и совершенно бесова философия может сделать в умах и сердцах, есть ли токмо будет чтома и преподаваема в школах». Как глава Комитета духовной цензуры И. отслеживал переводные сочинения западноевроп. авторов, порой подвергал их критике. За 5 лет деятельности в комитете И. отрецензировал ок. 50 рукописей, в то время как 2 др. члена смогли рассмотреть в 4 раза меньше работ. Одним из учеников И. был архим. Фотий (Спасский), отличавшийся крайней «ревностию о благочестии» - чертой, к-рая роднила его с И. и способствовала их сближению. При этом решительная нетерпимость архим. Фотия к «духу времени» повлияла на И., к-рый при всей мягкости характера открыто выступил против новомодного «универсального христианства», сближения христ. конфессий путем распространения Библии и др. Ректор СПбДА архим. Филарет (Дроздов) безуспешно предостерегал И.: «Нам, двум архимандритам, Юрьевскому и Пустынскому, не спасти Церковь, если в чем есть погрешности». В 1815 г. И. не пропустил через духовную цензуру книгу известного нем. мистика И. Г. Юнга-Штиллинга «Победная повесть, или Торжество веры христианской», рекомендованную к печати обер-прокурором Святейшего Синода и министром народного просвещения кн. А. Н. Голицыным. Ту же участь разделили представленные Голицыным к печати рукописи «Изъяснение на Евангелие» и «Разговор духовника с кающимся христианином и желающим приступить к Святому Причащению», не соответствовавшие, по мнению И., правосл. взглядам. В 1818 г. И. добился учреждения цензуры над «Сионским вестником» А. Ф. Лабзина, а затем и запрещения его печатания. Еще в 1815 г. в письме Голицыну И. указывал на пагубные заблуждения, распространявшиеся в статьях «Сионского вестника», призывая князя «залечить раны, которыми он сам уязвил Церковь». Такое обвинение министр счел оскорбительным и вскоре решил избавить столицу от ревностного служителя. 3 сент. 1818 г. И. дал разрешение на издание книги Е. И. Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души, тогда токмо утешительном, когда истина оного утверждается на точном учении веры и Церкви», направленной против религиозно-мистического движения, в которой, по словам свт. Филарета (Дроздова), «заключалось много выражений слишком оскорбительных для предержащей власти и вообще для духа правления того времени». Голицын немедленно отреагировал на публикацию и в докладе имп. Александру I заключил, что «книга сия совершенно противна началам, руководствующим христианское наше правительство по гражданской и духовной части». 4 янв. 1819 г. император повелел объявить И., пропустившему ее в печать, выговор. Весь тираж был немедленно изъят и уничтожен, а автор книги выслан из С.-Петербурга. Предвидя дальнейшие последствия, 8 янв. И. писал кнг. Мещерской, что и он «как сор петербургский должен быть выброшен из Петербурга». Вскоре без предварительного синодального избрания 25 янв. 1819 г. И. было определено быть епископом Оренбургским. Отличавшийся слабым здоровьем И. воспринял назначение в отдаленную епархию как ссылку. Сторонники и друзья И. (митр. Михаил (Десницкий), обер-прокурор Святейшего Синода кн. Мещерский, кнг. Мещерская и др.) стали хлопотать о перемещении его на Пензенскую кафедру, освободившуюся после ухода на покой еп. Афанасия (Корчанова). 22 февр. 1819 г. состоялось назначение И. на Пензенскую кафедру, 27 февр.- наречение во епископа, 2 марта в Казанском соборе С.-Петербурга - хиротония. В Пензу И. прибыл только 21 июня совершенно больным.

По инициативе И. был отремонтирован архиерейский дом, ранее пребывавший в полном запустении («...похож на худой трактир или на шалаш. Двери без замков, без ключей, все было обломано»). При этом И. отменил налоги с подведомственного духовенства, ранее взимавшиеся при выдаче ставленых грамот в пользу ремонта архиерейского дома. «Лучше есть хлеб с водою, чем держаться такого побора»,- говорил он (Свт. Иннокентий. 2006. С. 69-71). И. возобновил строительство кафедрального Спасского собора, созвал новую комиссию по строительству, состоявшую из представителей духовенства (прот. Н. Васильев), дворянства, купечества. За короткий срок архиерейского служения И. проявил духовную рассудительность, строгость к священнослужителям. Несмотря на множество вакантных мест, не спешил рукополагать кандидатов в иерейский сан, лично экзаменовал, сокрушаясь, что многие из них «не знали, что есть Святая Троица, что такое молитва, о чем молиться, что такое Символ Веры» (Там же. С. 58-59). Вернувшись из поездки по епархии (авг. 1819), И. направил Комитету Библейского об-ва предложение о переводе Свящ. Писания на мордов. язык.

Награжден наперсным крестом с украшениями, орденом св. Анны 2-й степени с алмазными украшениями (1814), орденом св. Владимира 2-й степени (1818).

Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Пензенского, в Успенском соборе г. Пензы. Фотография. 2008 г.Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Пензенского, в Успенском соборе г. Пензы. Фотография. 2008 г.

За неделю до кончины 35-летний архипастырь завещал личные средства (1 тыс. р.) беднейшим ученикам пензенских уч-щ. 13 окт. 1819 г. бывш. еп. Пензенским Афанасием (Корчановым) И. был погребен в Спасском кафедральном соборе, в приделе вмц. Екатерины. У гроба И. происходили исцеления, которые фиксировались в специальной книге. В усыпальнице, устроенной в Спасском кафедральном соборе г. Пензы гр. Орловой-Чесменской, служились панихиды. В 1882 г. на средства благотворительницы М. М. Киселёвой перед входом в усыпальницу была устроена небольшая ц. во имя мучеников Евлампия и Евлампии Никомидийских, в день памяти которых скончался епископ. Когда 30 мая 1884 г. в Пензе отмечалось 100-летие со дня рождения И., было решено в память о нем учредить просветительное об-во для распространения Православия среди инородцев и раскольников. Об-во, получившее название Просветительного Иннокентиевского братства Пресв. Богородицы, начало работу 4 дек. 1885 г. В 1915 г. жители Пензы стали ходатайствовать о причислении И. к лику святых. На заседании Пензенской городской думы 24 нояб. 1915 г. выступил городской глава с поступившим на его имя заявлением от неск. сот горожан: «Благочестивая жизнь и молитвенные подвиги приснопамятного святителя Пензенского Иннокентия... еще при жизни его вселили в жителях веру в него, как молитвенника и предстателя пред Богом. А затем чудесная помощь, получаемая многими гражданами, обращающимися к святителю с молитвенными просьбами, а также нетленные останки, почивающие в соборе, окончательно убеждают жителей г. Пензы в святости Иннокентия... Все это, вместе с непрекращающимися и в настоящее время случаями чудесной помощи по молитвам святителя Иннокентия, побуждает нас, его почитателей, просить Вас, милостивый государь, как представителя городского самоуправления, возбудить надлежащее от имени последнего ходатайство пред Св. Синодом о причислении Иннокентия к лику святых и об открытии его святых мощей». Однако из-за последовавших вскоре событий 1917 г. прославление не состоялось.

В 1934 г. Спасский кафедральный собор, в к-ром почивали останки И. и др. Пензенских архипастырей, был взорван, руины сровняли с землей. Вновь вопрос о канонизации был поднят архиеп. Серафимом (Тихоновым) незадолго до празднования 200-летия Пензенской епархии (1-3 окт. 1999). В результате поисков, начатых 29 июня 1998 г. по благословению архиеп. Серафима, были обретены останки И. и епископов Афанасия (Корчанова), Амвросия (Морева), Григория (Медиоланского) и Антония 2-го (Николаевского), которые перезахоронили у бывшего архиерейского дома. 14 авг. 2000 г. на Архиерейском Соборе РПЦ И. был причислен к лику святых как «праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству». 22 окт. того же года мощи И. крестным ходом были перенесены в Успенский кафедральный собор г. Пензы и помещены в раку, а 23 окт. временно управляющий Пензенской епархией еп. Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) совершил чин прославления 1-го Пензенского святого. Ежегодно в день памяти И. в Пензе совершаются торжественные богослужения с чтением акафиста святителю. Имя И. присвоено открытой 23 окт. 1998 г. Пензенской правосл. гимназии. 22 окт. 2008 г. устроена гимназическая ц. во имя И. Соименный ей храм расположен в переданном епархии архиерейском доме, где в свое время пребывал И. и где находится резиденция Пензенского архиерея. Первое богослужение в нем состоялось 21 мая 2001 г., а 2 дек. 2006 г. архиеп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) освятил этот храм во имя И.

Соч.: Слово в день восшествия на российский престол его величества имп. Александра Павловича, самодержца всероссийского. СПб., 1814; Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в., в пользу духовного юношества: В 2 т. СПб., 1817 [-1818], 18578; Сочинения преосв. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского, собранные вскоре после его смерти: В 2 ч. СПб., 1821; Соч.: В 3 ч. СПб., 1845-1847; Божественное правоведение, или Богословие деятельное, имеющее предметом обязанности правосл. христианина. СПб., 1848; Слово в понедельник Светлой недели, говоренное в Троицком соборе 2 апр. 1810 г. [СПб., 1863]; Рассуждение о злых предприятиях Западной церкви или, точнее, папизма // Странник. 1868. Июль. С. 1-12; Мысли при кресте // Там же. С. 139-141; Наставление чрез свечку. [СПб., 1870]; Письма к кнг. С. С. Мещерской, 1817-1819 гг. // ЧОИДР. 1874. Кн. 4. С. 1-77 (переизд.: М., 1875); Деятельное богословие. М., 2003; Нек-рые письма // Свт. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский / Сост.: С. В. Зелёв, В. П. Зелёв. Пенза, 2006. С. 140-166.
Лит.: Алявдин В. Жизнеописание преосв. Иннокентия (Смирнова), еп. Пензенского. СПб., 1821; он же. Краткое описание жизни преосв. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского // Сочинения Преосв. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского, собранные вскоре после его смерти. СПб., 1821; Жизнеописание преосв. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского // Сочинения Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского. СПб., 1845. Ч. 1. С. I-XXXII; Троицкий Д. И. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский: Очерк жизни его и деятельности. Пенза, 1882; Жмакин В. И., прот. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский: Биогр. очерк // ХЧ. 1884. Ч. 1-2; 1885. Ч. 2 (переизд.: СПб., 1885); он же. Обличитель масонства: Жизнеописание свт. Иннокентия Пензенского. М., 2006; Иннокентий, еп. Пензенский // Поселянин Е. Русские подвижники 19 в. СПб., 1910. С. 28-40;Бриллиантов А. И. Преосв. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский и Саратовский: Биогр. очерк. СПб., 1912;[Фотий (Спасский), архим.] Сказание о житии и подвигах блж. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского, скончавшегося в Бозе 1819 г. окт. 10 дня. Пенза, 1912; Талин В. Епископ-подвижник (к 135-летней годовщине со дня блаженной кончины Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского) // ЖМП. 1954. № 11. С. 15-19; Феодосий [(Погорский)], архиеп. Ивановский и Кинешемский. Преосв. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский // ЖМП. 1969. № 10. С. 66-72; Кондаков Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и рус. правосл. оппозиция (1801-1825). СПб., 1998; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 36-48; он же. Житие свт. Иннокентия, Пензенского Чудотворца. Пенза, 2000; он же. Свт. Иннокентий, первый святой Пензенской земли. Пенза, 2001; Новиков А. П., Барзилов С. И. Святители Земли русской: Биогр. очерки саратовских архиереев (1799-1832). Саратов, 2000. С. 141-190; Жизнеописание преосв. Иннокентия, еп. Пензенского // «Живите достойно неба»: Житие. Слова. М., 2002. С. 3-31; Свт. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский / Сост.: С. В. Зелёв, В. П. Зелёв. Пенза, 2006.
А. И. Дворжанский, С. В. Зелёв

Иконография

Свт. Иннокентий, еп. Пензенский. Икона. Ок. 2000 г. (Успенский собор г. Пензы)Свт. Иннокентий, еп. Пензенский. Икона. Ок. 2000 г. (Успенский собор г. Пензы)

В собрании НКПИКЗ хранится поясной портрет И. 1-й четв. XIX в., поступивший в 20-х гг. XX в. из Златоверхого Михайловского мон-ря в Киеве. Святитель изображен в архиерейской мантии и черном клобуке, с панагией, крестом и наградами на груди. В портрете заметно влияние иконописной стилистики. Известны эстампы сер.- 2-й пол. XIX в. идентичного извода с характерным внешним обликом И. и с факсимиле его автографа (литография П. Ж. Поль-Пети, сер. XIX в.,- И. с жезлом в правой руке), к-рые часто помещались в изданиях богословских трудов и писем святителя. Черты лица И. наиболее приближены к подлинным, поэтому в наст. время именно литографии послужили основой для написания его икон.

Два живописных портрета И. на холсте находятся в Пензенском ЕУ. На более раннем (вероятно, 2-й пол. XIX - нач. XX в.) святитель изображен в мантии и клобуке, с наградами на груди и с посохом в правой руке. Этот портрет запечатлен на фотографии 60-х гг. XX в. в кабинете архиеп. Пензенского и Саранского Феодосия (Погорского), затем хранился у его ученика архиеп. Серафима (Тихонова), после смерти которого поступил в музей Пензенской епархии. Второй портрет, написанный в Пензе в 90-х гг. XX в. (в темно-коричневых тонах), помещен в ряду портретов др. Пензенских архиереев. Внешность И. не соответствует его облику на литографиях.

Живописный портрет И. среди изображений др. подвижников находился на стене приемной кельи прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68). Портрет святителя «в раме с порескою позолоченой мерою в 14 вершков», согласно описи, в 1847 г. хранился в собрании архим. Иннокентия (Порецкого) в Ростове (Колбасова Т. В. Собрание архим. Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря Иннокентия (Порецкого): Из истории худож. жизни Ростова 1-й пол. XIX в. // СРМ. 2006. Вып. 16. С. 385).

К прославлению И. были созданы его иконописные образы. Так, на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, иконописец Н. В. Масюкова, храм Христа Спасителя) он представлен в правой группе святителей средовеком с небольшой русой бородой и волосами на прямой пробор, в богослужебном облачении (саккосе, омофоре). В Пензенской епархии к чину канонизации И. и позднее создавались единоличные иконы. Одна из них - святитель в рост, в митре, с Евангелием в левой руке - помещалась на крышке раки в кафедральном Успенском соборе Пензы (опубл. в кн.: Свт. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский / Сост.: С. В. Зелёв, В. П. Зелёв. Пенза, 2006. Вкл.; впосл. образ был закрыт полотном с надписью: «Дивен Бог во святых своих»). Др. иконы И. отличаются по манере письма, но близки по иконографии: поясное изображение святителя в клобуке, в архиерейской мантии, с благословляющей десницей, жезл в левой руке, на груди панагия, фон золотой. Неск. икон аналогичного извода, написанных в древнерус. стилистике, дополнены мощевиками и установлены во мн. церквах Пензенской епархии, в одном из храмов на родине И.- в Павловском Посаде, в соборе Николо-Перервинского мон-ря в Москве. Последний иконописный вариант был создан в 2008 г. по благословению архиеп. Филарета (Карагодина) пензенским худож. С. В. Шалаевым. Образ И., выполненный в академической манере на основе литографированного портрета, максимально сохраняет черты внешнего облика святителя. Эта икона стала общепризнанным образцом. Она была установлена под сенью у раки с мощами И. в пензенском Успенском соборе. Совр. роспись с образом И. имеется на стене одного из храмов Троице-Сергиевой пуст. под С.-Петербургом.

С. В. Зелёв, Е. В. Лопухина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)
  • АРКАДИЙ († 1163), еп. Новгородский, свт. (пам.18 сент. и в Соборе Новгородских святых)
  • АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
  • ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ДИОНИСИЙ († 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий
  • ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)