(Охлябинин; сер. XV в.- 19.03.1491 (?), Иннокентиев Комельский Преображенский мон-рь), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Комельский, Вологодский, ученик прп. Нила Сорского, основатель Иннокентиева Комельского в честь Преображения Господня монастыря.
Сведения об И. содержатся гл. обр. в его Житии и в Житии прп. Нила Сорского. Выявлены 2 редакции Жития И. Первая редакция представлена списком РНБ. Погод. № 1582, нач. 30-х гг. XVIi в., 2-я редакция - рукописями РНБ. Погод. № 647, 1713 г. и ГИМ. Увар. № 107-1о, рубеж XVII и XVIII вв. Ко 2-й редакции (судя по объему) относилась «Тетрадь о житии преподобного чудотворца Инокентия, писмяная уставом, в переплете кожаном; писание шестнадцать листов кроме неписанных», отмеченная в описи имущества Иннокентиева Комельского монастыря 1723 г. и появившаяся в обители после 1701 г. (не сохр.). Оба списка 2-й редакции происходят из близких по составу сборников житий вологодских святых. Первый известный владелец рукописи РНБ. Погод. № 647 приобрел ее в 1721 г. в Москве, затем она попала в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, в сер. XIX в. находилась в Коломне. В. О. Ключевский охарактеризовал список ГИМ. Увар. № 107-1о как «краткую записку, очень скудную известиями и исполненную неточностями» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 304). Составители обоих сборников, содержащих 2-ю редакцию Жития И., проявляли интерес к Вологодским святым и имели возможность пользоваться обширными б-ками. Книжное собрание Иннокентиева Комельского мон-ря не позволяло выполнить такую работу, возможно, сборники житий были составлены при Вологодской кафедре. В 60-90-х гг. XVII в. Вологодские архиереи неоднократно поднимали вопрос о канонизации местночтимых святых (Верюжский. Вологодские святые. С. 622-625; Голубинский. Канонизация святых С. 432-434; Романенко Е. В., Шамина И. Н. Галактион Вологодский // ПЭ. 2005. Т. 10. С. 287). Эта активная деятельность могла способствовать составлению новых житий, а также распространению их в Москве. Отсутствие в Житии записей о чудесах И. свидетельствует о том, что все известные копии текста бытовали вне Иннокентиева Комельского монастыря, в отрыве от живой традиции почитания святого.
Во всех 3 рукописях Жития сообщается, что до нашествия казанских татар 1538 г. в мон-ре имелось «писание» о преподобном, к-рое было унесено покинувшими мон-рь монахами или сгорело в пожаре. Следов этого «писания» обнаружить не удалось. Наиболее ранняя редакция Жития, составленная вскоре после пожара 1538 г., тоже не сохранилась. Вывод о том, что она существовала, можно сделать, сличив тексты 1-й и 2-й редакций. В 1-й редакции имеется описание облика И.: «Всем подобен, лицем и брадою, аки Варлам, Хутынский чюдотворец. Риза преподобническая». Вряд ли составитель 2-й редакции пропустил бы эти сведения, если бы использовал 1-ю редакцию Жития.
Наиболее ранняя сохранившаяся редакция Жития И. была составлена в 1-й трети XVII в. О нижней границе ее появления - кон. XVI в.- свидетельствует тот факт, что составитель Жития не просто упомянул о принадлежности И. к роду Охлябининых, но и указал на свойство последних с Хворостиниными. Род Охлябининых, игравший заметную роль при дворах рус. царей в XVI в., пресекся в конце этого столетия (Кобрин. 1995. С. 69), поэтому составитель Жития сделал акцент на Хворостининых (к этому роду принадлежали вкладчицы Иннокентиева мон-ря боярыня Елена Борисовна и ее дочь Мария Федоровна).
Первая и 2-я редакции Жития И. обнаруживают значительное сюжетное сходство, но различаются текстуально. Приблизительно 2/3 текста 1-й редакции составляет «Завет» И., к-рый передается в Житии довольно точно, хотя имеется небольшая правка (в частности, в «Завете» И. называет прп. Нила Сорского «старцем», автор Жития называет прп. нила «преподобным и святым старцем»). Автор 1-й редакции скорее всего также использовал иконописный подлинник ранней редакции, в к-ром И. уподоблялся прп. Варлааму Хутынскому. В более поздних подлинниках И. уподобляется сщмч. Власию (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 49; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 120). Источниками рассказа о погребении преподобного и о написании его образа стали имевшиеся в обители надгробный камень и икона. Автор 1-й редакции излагал известные ему сведения о жизни И., избегая домыслов и лит. украшений.
Вторая редакция Жития имеет больший объем по сравнению с 1-й редакцией. «Завет» И. во 2-й редакции сильно переработан: завещание построить в обители церковь превратилось в рассказ о церковном строительстве при жизни святого. Наиболее пространными дополнениями во 2-й редакции являются повествования о детстве святого, о его пострижении и жизни в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Составитель Жития свободно обращался с имевшимися у него данными, допуская при редактировании смысловые изменения. Он стремился привести свое сочинение в соответствие с агиографическими канонами и активно заимствовал фрагменты из др. житий. Так, автор Жития передает беседу И. и прп. Нила, в к-рой последний предупреждает своего буд. ученика о суровости скитской жизни, а ученик настаивает на своем решении принять постриг. Подобные диалоги встречаются в Житиях прп. Феодосия Печерского, прп. Александра Свирского и прп. Ефрема Перекомского. Во 2-й редакции Жития И. уточнена дата набега казанских татар, разоривших мон-рь,- 1538 г. Источником этих сведений исследователи называют Житие прп. Павла Обнорского (редакция Жития с 26 чудесами; см.: Каган М. Д. Житие Павла Обнорского // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 315).
Согласно Житию И., святой принадлежал к княжескому роду Охлябининых. Этот род происходил от ярославских князей Ухорских. Второй сын Василия Даниловича Ухорского, Федор Охлябина, стал родоначальником Охлябининых, а младший, Михаил,- родоначальником Хворостининых, упоминаемых в Житии И. как «свойственников» святого. Из сыновей Федора Охлябины в древнейших редакциях родословных книг названы Петр и Василий. В разрядной книге под 1515 г. единственный раз упоминается Иван Федорович Охлябинин, к-рый традиционно отождествляется с И. (РБС. Т. 8. С. 108; Ивина. 1985. С. 181, 217 и др.). Однако против этого отождествления есть ряд возражений. В. Б. Кобрин подвергает сомнению достоверность упоминания, считая его позднейшей вставкой (см.: Кобрин. 1995. С. 47-48). Впрочем, даже если признать запись аутентичной, то к 1515 г. И., вероятнее всего, давно уже не было в живых, поскольку он, по-видимому, скончался в 1499 г. (см. ниже). Если предположить, что он умер в 1521 г. (как указано в некоторых месяцесловах), то к 1515 г. И. был уже монахом и не мог находиться на гос. службе. Петра и Василия Охлябининых с И. отождествить также невозможно, поскольку Петр в последний раз упоминается в источниках под 1538 г., Василий - под 1550/51 г.
В заметке «О житии преподобнаго Нила Сорского» 1784 г., происходящей из Ниловой Сорской пуст., сообщается, что И. предпринял путешествия в К-поль, Палестину и на Афон, сопровождая своего учителя (ИРЛИ. Р. IV. Оп. 24. № 66. Л. 287-288 об.; Прохоров. 2005. С. 399). Эта информация позволяет предположить, что И., как и прп. Нил, был пострижеником Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Паломничество состоялось между 1475 и 1489 гг. (Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. С. 9-10). По возвращении И. поселился вместе с прп. Нилом в скиту на р. Соре (Сорке), в 15 верстах от Кириллова Белозерского монастыря. Рассказ Жития И. противоречит заметке «О житии преподобнаго Нила Сорскаго». Как отмечал Ключевский, автор Жития И. не упоминает о знакомстве И. с прп. Нилом до основания последним скита, ничего не пишет о путешествиях И. с учителем на Восток. Учитывая, что у насельников Сорской пуст. не было причин придумывать рассказ об особой роли И. в основании их обители, более достоверными представляются сведения из заметки «О житии преподобнаго Нила Сорскаго».
Через нек-рое время И. покинул Сорский скит и основал свой мон-рь на берегу р. Еды в верховьях р. Нурмы, примерно в 50 км к юго-востоку от Вологды. Как следует из заметки «О житии преподобнаго Нила Сорскаго», прп. Нил при жизни благословил своего ученика на основание общежительного монастыря: «...Твоя обитель имать быти обща, а моя пустыня как при моем животе, так и по смерти моей будет - по едину бо брату имут житии в келиях своих» (Прохоров. 2005. С. 399-400). Скорее всего приведенный текст фиксирует не реальный диалог, а отражает различие между обителями, возникшее уже после преставления И. В «Завете» И. неоднократно повторяется требование следовать «написанию господина и учителя моего старца Нила», а фрагмент «Завета», в к-ром содержатся правила монастырской жизни, восходит к рукописному наследию прп. Нила. Как следует из «Завета» И., незадолго до кончины святого в мон-ре не было храма. Святой завещал построить ц. во имя «Иоанна Предтечи, крестителя Господня, третие обретение честныа его главы, еже есть маия 25».
Вопрос о времени преставления И. остается невыясненным. Обе редакции Жития называют один и тот же день смерти преподобного: «...месяца марта в 19 день, на память святых мученик Хрисанфа и Дарьи». Однако год кончины указан по-разному. В 1-й редакции это «лето 6999 [1491]», во 2-й редакции - «лето 6909 [1401]». Скорее всего во 2-й редакции при переписывании в дате была утрачена буква обозначающая число 90. Эта ошибка нашла отражение в рукописной традиции, связанной с прп. Нилом Сорским. В заметке «От предисловия на книгу блаженнаго Нила Сорскаго» XVIII в. говорится, что прп. Нил и И. вернулись «от Палестинских стран, из Афонския горы при животе преподобнаго Кирила, Белоезерскаго чудотворца» (Прохоров. 2005. С. 294). Ошибка является закономерной, если автор заметки был знаком со 2-й редакцией Жития И.: «скончавшийся» в 1401 г. И. вполне мог встретиться с прп. Кириллом Белозерским (1337-1427).
Свящ. Иоанн Верюжский впервые отметил несоответствие даты 1491 г. (известной ему из рукописных святцев) 2-й редакции Жития И., согласно к-рой И. ушел из Сорской пуст. после смерти прп. Нила († 1508). Это заставило Верюжского считать более верной дату, указанную в Отенских святцах,- 19 марта 7029 (1521) г. (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 1199). После издания книги Верюжского дата 1521 г. прочно вошла в лит-ру. Однако ее следует признать менее достоверной, нежели 1491 г., поскольку, если бы И. пережил прп. Нила и дожил до 1521 г., вряд ли в его обители в течение столь долгого времени не было бы церкви.
Почитание И. началось вскоре после его преставления. К 1538 г. в монастыре уже имелся образ И., а также Житие или подготовленные для его написания черновые записи (РНБ. Погод. № 1582. Л. 100 об.- 101). В писцовой книге 1627-1632 гг. впервые упоминается часовня, где почивают мощи И. (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 14728. Л. 658-658 об.). Наиболее ранний список Жития (РНБ. Погод. № 1582) относится к нач. 30-х гг. XVII в. Учитывая эти факты, можно предположить, что местная канонизация И. состоялась не позже 1-й трети XVII в. С XVII в. известны тропарь и кондак И. (Там же. № 1587. Л. 98; Прохоров. 2005. С. 313), автор к-рых обращается к преподобному со словами: «...жестокое житие показал еси». Память И. под 19 марта указана в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XIX в.), в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского 1807-1811 гг. (ЯМЗ. № 675 по кат. Лукьянова. Л. 258 об.). В 1701 г. в Преображенской ц. Комельского мон-ря «по левую сторону северных дверей» имелся образ «преподобнаго чюдотворца Иннокентия, писан на золоте».
Над могилой И. стояла часовня «с подволокою и с папертью». Над гробницей находился образ святого (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 33. Л. 37). К 1723 г. на месте часовни построили ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. № 770. Л. 6). В 1764 г. обитель была закрыта, Преображенская ц. обращена в приходскую. В наст. время на месте мон-ря находится кладбище. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых (установлен в 1841), в Собор Новгородских святых (известен начиная с 1831, празднование добавлено в 1981) и в Собор Афонских преподобных (установлен в 2000-х гг.).
И. является автором «Завета». Г. М. Прохоров высказал предположение, что святой составил тропарь, кондак и икос прп. Нилу Сорскому (Прохоров. 1988. С. 406). Н. П. Попов считал И. автором «Надсловия» и «Пристежения» к «Преданию» и «Уставу» прп. Нила (Попов. 1910. С. 13-14), такой же т. зр. придерживается Прохоров, приписывающий И. еще и соч. «О внутреннем делании» (Прохоров. 2005. С. 281-383). Однако рукописи названных сочинений XVI-XVII вв. неизвестны. Предположения Попова опроверг Д. Ракканелло, проанализировавший румын. списки текстов. Согласно устойчивой историографической традиции, автором этих сочинений является схим. прп. Василий Поляномерульский (Боровкова-Майкова М. С. Нил Сорский и Паисий Величковский // Сб. статей, посвящ. С. Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 7-8; Пелин В. С. Василий Поляномерульский // ПЭ. 2004. Т. 7. С. 214-216).
И. много времени посвятил переписке книг, о чем свидетельствует его записка «Яко добро есть писати святыя книгы» (Прохоров. 2005. С. 320). Прохоров предпринял попытку выявить автографы И. и атрибутировал ему рукописи РНБ. Кир.-Бел. № 25/1102 и № 20/1259 (Прохоров. 2005. С. 299, 300). Однако эту гипотезу нельзя признать удачной: обе рукописи относятся ко 2-й пол. XVI в., между тем источники не оставляют сомнений, что к этому времени И. не было в живых (в 1536 строителем Иннокентиева Комельского мон-ря был Варлаам).
В Житии И. сообщается о написании 1-го образа святого сразу после его преставления: «Такоже и образ подобия его братия написаша, хороня его» (РНБ. Погод. № 1582. Л. 100 об.; нач. 30-х гг. XVIi в.). В раннем списке Жития приводятся сведения о внешнем облике И.: «Преподобный отец Инокентий пишется: всем подобен, лицем и брадою, аки Варлаам, Хутынский чюдотворец. Риза преподобническая» (Там же. Л. 101). Вероятно, этот вариант Жития не был известен составителям его более поздних списков и иконописных подлинников (Шамина. 2009. С. 39). Так, в подлинниках посл. трети XVII - 30-х гг. XIX в. облик И. уподобляется внешности сщмч. Власия Севастийского: «Сед, брада уже Власиевы, покороче» (РНБ. Погод. № 1930. Л. 130); «Аки Власий, седина вчерне» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 136 об.); «Подобием седина вчерне, брада аки Власиева, покороче и не раздвоилась, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 49); «Брада короче Власиевы, не раздвоилась, вчерне седина, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 90; Большаков. Подлинник иконописный. С. 82). Согласно позднему жизнеописанию, «по наружному виду пр. Иннокентий был среднего роста и имел не раздвоившуюся с легкою сединою бороду» (Верюжский. Вологодские святые. С. 386).
В описи имущества Иннокентиева Комельского мон-ря 1701 г. отмечено, что в ц. Преображения Господня «по левую сторону северных дверей» находился написанный на золоте образ И. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 33 Л. 32). Др. икона помещалась в часовне над ракой святого: «Над гробницей образ преподобнаго Инокентия писан на золоте. Венец, и гривна, и по полям оклад золочен, серебряное» (Там же. Л. 37). В монастырской описи 1723 г. приводятся сведения об иконе И. в ц. Благовещения Пресв. Богородицы, заменившей часовню на месте погребения святого: «Над гробом преподобного чудотворца Инокентия образ его, венец, и цата, и по полям оклад серебряное, чеканное. Покров на том образе бархат черной травчатой, ветхий» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. № 770. Л. 6 об.).
Поясной образ И. XVII-XVIII вв. в позолоченном окладе XIX в. находится в алтаре придела свт. Николая Чудотворца ц. Воздвижения Креста Господня в г. Грязовце. Правая рука святого в жесте благословения, в левой - раскрытый свиток с текстом. По сведениям жителей дер. Б. Дворища Грязовецкого р-на Вологодской обл., эта икона была перенесена в Грязовец из Благовещенской ц. Иннокентиева Комельского мон-ря, но достоверных данных о ее происхождении нет.
И. представлен на 2 миниатюрах из сб. житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ ОР. Увар. № 107. Л. 63 об.- 64). В 1-й композиции он изображен коленопреклоненным перед прп. Нилом Сорским в стенах Ниловой Сорской пуст., во 2-й - стоящим внутри ограды основанного им мон-ря (с деревянной шатровой церковью и колокольней) на берегу р. Еды. И. показан в рост вполоборота влево в молении образу Спасителя в облачном сегменте, десница поднята для крестного знамения, в левой руке четки (Шульгина. 2005. С. 251-252).
И. традиционно включался в сонм Вологодских чудотворцев на иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми. Отмеченные в подлинниках основные особенности иконографии И. сохраняются на всех вологодских иконах, варьируются лишь длина волос и степень их седины. Во всех случаях святой изображен в молении, в монашеском одеянии, куколь на плечах. Как правило, рядом с ним или напротив помещены преподобные Корнилий, Арсений и Стефан Комельские, Сергий Нуромский. Встречается неск. вариантов надписи: «прп. Иннокентий Вологодский», «прп. Иннокентий Комельский», «прп. Иннокентий».
Наиболее ранняя икона такой иконографии (3-я четв. XVII в. под записью XIX в., ВГИАХМЗ) происходит из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре. На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) И. находится между преподобными Григорием Пельшемским и Галактионом Вологодским, у него высокий лоб и прямая борода до середины груди. На иконе из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. ХVIII в., ВГИАХМЗ) по сторонам ростового образа Спасителя И. изображен в числе 81 святого, он имеет широкую длинную бороду и волнистые с проседью волосы. Образ И. (высокий лоб и длинная клинообразная седая борода) помещен в правой части иконы «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ).
На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. изображен в правой части иконы во 2-м регистре сверху, вполоборота влево, рядом с прп. Герасимом Вологодским, напротив - прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. И.- средовек с тонкими чертами лица, почти без седины в лежащих «шапкой» волосах, борода широкая и пышная, с проседью. Одеяния писаны по золоту, складки обозначены коричневым цветом, параман и куколь темно-синего цвета с белыми крестами. На иконах 1778 г. кисти Лазаря Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ), И. представлен в левой части композиции коленопреклоненным, руки сложены крестообразно на груди, волосы с проседью, спускаются на шею короткими волнистыми прядями, борода на конце раздвоена. На иконе из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (нач. ХIХ в., ВГИАХМЗ) И. также показан в земном поклоне (вместе с преподобными Сергием Нуромским и Арсением Комельским), в темно-вишневой мантии и красной рясе, куколь и параман синие. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным справа в нижнем ряду предстоящих. В иконостасе вологодской ц. свт. Лазаря, еп. Кипрского, между северными и царскими вратами имеется писанная маслом икона нач. ХХ в.- на золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и предстоящие прп. Корнилий Комельский и И.
В составе Собора русских святых изображение И. встречается на иконе из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (1-я пол. XIX в., ГМИР) - 2-й слева в 1-м ряду левой группы святых, с надписью на нимбе «Iнокентiи Вол[ог]одск». И. представлен в ряду подвижников XVI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия, еп. Ковровского, ризница ТСЛ) и на ее авторских и совр. повторениях - 2-м слева во 2-м ряду группы Вологодских чудотворцев.
И. в рост, с четками в руках изображен на рисунке для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 200). И. изображен слева среди Вологодских святых на поле иконы Божией Матери «Вологодская» (ок. 2002) работы А. М. Зубова из иконостаса придела прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде. В среднике - поясное изображение Богоматери с Младенцем на левой руке, над Ней - образ благословляющего Спасителя с раскрытым Евангелием. По периметру расположены поясные образы угодников, прославившихся на Вологодской земле. Образ И. в молении (с волосами до плеч и клинообразной бородой) соседствует со святыми, к-рые изображались в сонме Вологодских, Новгородских и Белозерских чудотворцев. Существуют совр. иконы, на к-рых И. представлен прямолично в рост с благословляющей десницей.