(Чернь; † после 1088, Киево-Печерский мон-рь), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших), пещерник.
Сведения об И. содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», к-рое читается в «Повести временных лет» (ПВЛ) под 6582 (1074) г. (нач.: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий») и в Киево-Печерском патерике. В некоторых списках патерика повествование об И. выделено в самостоятельный рассказ - «Слово о святем Исакии печернице» (Древнерусские патерики. 1999. С. 77). Летописный вариант рассказа об И. является первоначальным: сравнение 2 версий показывает, что сказание было извлечено из ПВЛ и внесено в Киево-Печерский патерик без серьезных изменений (см.: Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности прп. Нестора // ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 171). Есть основания полагать, что краткий рассказ об И. находился в не дошедшем до нас Житии прп. Антония Киево-Печерского 2-й пол. XI в. В рассказе Киево-Печерского патерика «О блаженем Агапите лечци» агиограф Поликарп, обращаясь к киево-печерскому игум. Акиндину, пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце» (Древнерусские патерики. 1999. С. 42).
Летописный рассказ об И. (нач.: «Яко се бысть другыи черноризець именемь Исакии») представляет собой результат работы нескольких авторов. По мнению А. А. Шахматова, рассказ состоит из 2 разновременных частей. Первая (до слов: «Исакии же всприять въздержанье пакы жестоко») принадлежит автору Киево-Печерского свода 70-х гг. XI в. (т. н. Свода Никона); вторая (со слов: «Феодосью же преставльщюся и Стефану в него место бывшю, Исакии же рече») - составителю Начального свода сер. 90-х гг. XI в. (Шахматов. 2001. С. 320-321). Л. Мюллер полагает, что существовало 2 рассказа об И. В первом, созданном вскоре после 1087 г., отстаивались идеалы монашеского общежительства, во втором, возникшем вскоре после первого,- подвиг затворничества. На рубеже 1-го и 2-го десятилетий XII в. 2 рассказа были соединены в одно повествование автором, «который был больше историк, чем полемист». Мюллер допускает, что этим автором мог быть составитель ПВЛ, работавший ок. 1115 г. (Мюллер. 2003). По нашему мнению, рассказ об И., восходящий к древнему Житию прп. Антония Печерского, прошел 2 этапа редактирования. В сер. 90-х гг. XI в. с ним работал автор Начального свода, в нач. XII в.- составитель ПВЛ (см.: Артамонов. 2001. С. 23-24, 72-79). Мнение о разновременности создания рассказа об И. разделяют не все исследователи (см.: Чернин. 2005). Летописный текст об И. неоднороден в разных летописных сводах: в отличие от Лаврентьевской летописи в Радзивиловской и Ипатьевской летописях читается, что разбитый параличом И. в течение 2 лет не принимал ни воды, ни пищи. Эти сведения есть и в патериковом рассказе о святом.
И., носивший в миру имя Чернь, был богатым купцом из Торопца. Задумав стать монахом, он раздал имущество бедным и монастырям и отправился в Киев к прп. Антонию Киево-Печерскому, от которого принял постриг. И. стал затворником: надев власяницу и поверх нее шкуру козла, он поселился в небольшой пещере («в кельици мале»), заложив вход. Пищей ему служила просфора, к-рую через маленькое окно ему каждое утро передавал прп. Антоний. Подвиг И. заключался в посте, ежедневных молитвах, поклонах и пении псалмов, он не отдыхал лежа, позволяя себе только сидеть. После 7-летнего затворничества И. подвергся тяжкому искушению. В пещеру затворника явились 2 прекрасных юноши, лица к-рых блистали как солнце, и сказали: «Исакие! Ве есве ангела, а се идеть к тобе Христос, пад, поклонися ему» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 192). Не распознав бесовского наваждения, затворник забыл перекреститься и поклонился духу тьмы в образе Спасителя. Получив власть над И., бесы заставили его плясать до потери чувств, затем едва живого оставили в келье. Утром монахи вынесли разбитого тяжелым недугом И. из пещеры. Нек-рое время за И. ухаживал прп. Антоний. После вынужденного переселения прп. Антония в Чернигов прп. Феодосий распорядился перенести больного в свою келью. И. не мог двигаться, говорить и слышать. В течение 2 лет прп. Феодосий заботился о больном. На 3-й год И. начал слышать и говорить, затем подниматься на ноги, его постепенно приучали к хождению в церковь, к самостоятельному приему пищи.
После выздоровления И. отказался от затворничества и принял послушание в монастырской поварне. Раньше всех святой приходил на богослужение и стоял неподвижно до окончания службы. Даже зимой в лютые морозы, когда из-за дырявой обуви его ноги примерзали к каменному полу церкви, он оставался неподвижен. После заутрени И. шел в поварню, где разжигал огонь, готовил дрова и воду. И. удостоился дара чудотворения, но, не желая славы, взял на себя подвиг юродства: начал досаждать игумену, братии и мирянам. Поселившись в пещере, в к-рой раньше подвизался прп. Антоний, он собирал к себе детей и одевал их в монашеские одежды, за что его подвергали наказанию игумен и родители детей. Подвижник постоянно терпел побои и холод. В течение 3 лет бесы пытались изгнать И. из пещеры, угрожая засыпать его землей. Они также являлись в облике медведей, волков, змей и др. существ, но всякий раз И. молился и осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали. Последние годы жизни И. провел в особенно строгом воздержании. Когда святой очень сильно заболел, монахи перенесли его из пещеры в монастырь, где на 8-й день он скончался. Игум. Иоанн и братия погребли тело И. в Ближних (Антониевых) пещерах. (Мощи в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, ныне считающиеся останками И., по-видимому, таковыми не являются, поскольку проведенное в 80-х гг. XX в. исследование установило, что эти мощи принадлежат человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте 18-20 лет; см.: Дива печер лаврських. С. 91, 92.)
Судьба И. для последующих поколений рус. монахов была свидетельством опасности для новоначальных иноков трудного подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем иноческом житии. В повествовании Киево-Печерского патерика о Никите затворнике (см. Никита, свт., еп. Новгородский) игум. Никон, пытаясь удержать молодого постриженика от ухода в затвор, ссылается на пример И.: «О чадо, несть ти ползы праздну сидети, понеже ун еси; уне ти есть, да пребудеши посреди братиа, да тем работаа, не погрешиши мзды своея. Самовидець еси брата нашего святаго Исакыа печерника, како прелщен бысть» (Древнерусские патерики. 1999. С. 36). Со времени прп. Феодосия для поселения в затворе необходимо было разрешение игумена, к-рое, как правило, получали уже опытные монахи.
Начало местного почитания И. может быть отнесено к кон. XI - нач. XII в. Об этом свидетельствует наличие краткого повествования о святом в древнем Житии прп. Антония Киево-Печерского (2-я пол. XI в.), а также упоминание И. в числе 13 наиболее авторитетных печерских отцов, изгнавших беса из Никиты затворника.
В каноне преподобным отцам Киево-Печерским, составленном Мелетием Сиригом ок. 1643 г., И. упоминается в 3-й песни: «Исакий, премногими страдании низложивый диаволскую прелесть, Тя, Христе, молит избавити от тогожде искушений» (Дива печер лаврських. 1997. С. 146). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. Общецерковное почитание Печерским отцам установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.
И. почитался в Торопце. В XIX в. в Благовещенской ц. бывш. Харитонова Кудинского мон-ря под Торопцом хранились гроб И., привезенный из Киева купцом П. Абоконовым, и частица мощей святого, принесенная в обитель в 1711 г. игуменом Кудинского мон-ря Иосифом.
Иконописные подлинники по-разному описывают облик И. Так, согласно Строгановскому подлиннику кон. XVIII в., он «сед или надсед, в схиме или клабуке черном, брада Сергиева, разсохата, ризы преподобническия, испод вохра» (БАН. Строг. № 66. Л. 319 об., «левыя страны» 61-й). Выговский иконописный подлинник 3-й четв. XVIII в. дает краткую характеристику: «Сед, брада Зосимы Соловецкого» (РНБ. О.XIII.I. Л. 59 об., под 14 февр.); в подлиннике 20-х гг. XIX в. сказано: «Надсед, брада на конце поострее Никоновы, на плечах клобук, риза преподобническая, руки присовокупил к сердцу, и с лестовкой» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 111 об., под 14 февр.). В руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. внешность И. описана следующим образом: «...типа рускаго, телом очень худ от поста, волосы просты, борода средней величины, с большой проседью, во власянице, в убогой обуви и грубой убогой свите» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 185).
Самые ранние из известных изображений И., по-видимому, сохранились на миниатюрах из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 111 об.- 114 об.). В «Повести об основании Печерского монастыря» И. посвящен развернутый цикл из 10 сюжетов: искушение И. 2 бесами, назвавшимися ангелами; поклонение И. бесу, явившемуся ему в образе Христа; бесовское игрище в келье И.; послушание И. в монастырской поварне; поимка ворона по желанию повара; беседа И. с игуменом; испытание в огненной печи; избавление И. от бесов с помощью крестного знамения; изгнание бесов в облике диких зверей; погребение И. игуменом прп. Иоанном и братией. На 3 первых миниатюрах, изображающих сцены Жития, в к-рых И. поддается бесовскому искушению, он показан без нимба.
На ксилографиях мастера Илии, выполненных для издания Киево-Печерского патерика, И. представлен дважды: на одной из иллюстраций и на рамке к титульному листу (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Иллюстрация (Л. 147 об.; содержит подпись автора и дату создания - 1656) строится по схеме житийной иконы; в небольшом среднике на поземе с травами помещено ростовое фронтальное изображение святого в монашеских одеждах, с непокрытой головой. Он показан средовеком с небольшой клинообразной бородой, руки сложены на груди, на правой - длинные четки. Над изображением надпись: « ». Вокруг помещено 6 сцен его Жития. С нек-рыми изменениями гравюра была повторена Леонтием Тарасевичем для издания патерика 1702 г.
На рамке к титульному листу патерика 1661 г. помещена композиция «Родословное древо Киево-Печерского монастыря». В центре изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские по сторонам Успенского собора Киево-Печерского мон-ря, из к-рого произрастает виноградная лоза, «процветшая» образами Печерских святых. Поясной образ И. в схимническом облачении помещен в одном из «цветков». Вариантами этой иконографии являются киевская гравюра 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ) и икона «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ). На иконе «Похвала Пресвятой Богородицы Печерских чудотворцев» 1688 г. из ц. Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (иконописец Бубнов; ГМЗРК) образ И. также помещен в левой части, в «цветке» древа.
На Печерской иконе Божией Матери с Киево-Печерскими святыми 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова), происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале, И. показан в молении образу Коронования Божией Матери в облачном сегменте (ГВСМЗ). Его погрудное изображение как средовека помещено в левой части композиции вполоборота к центру, в 4-м ряду, между преподобными Варлаамом Киево-Печерским и Иоанном Многострадальным.
Единоличный поясной образ И. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится над мощами святого в Ближних пещерах. И. изображен в монашеском одеянии; он молод, без бороды, у него длинные темные волосы, руки с переплетенными пальцами сложены у груди в молении, на левом запястье висят четки. На небольшой иконе 2-й пол. XIX в., написанной в манере академической живописи (возможно, в Школе АХ в С.-Петербурге), И. изображен средовеком в схимническом облачении, с прижатой к груди десницей (ГИМ). Подчеркнуты аскетические черты лица - впалые щеки, заострившийся нос; небольшая светлая борода с проседью раздваивается на конце. Аналойная икона И. была написана М. И. Дикарёвым в 1888 г. в составе 235 минейных и праздничных икон для домовой церкви Мраморного (Константиновского) дворца в С.-Петербурге (местонахождение неизв.; Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Петербурге: Создание, бытование, судьба // Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 60).
На иконах и гравюрах Соборов Киево-Печерских святых И. представлен, как правило, в левой группе чудотворцев, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, крайним слева в 5-м ряду. Изображается старцем или средовеком в монашеском облачении, куколе: на иконе 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), на иконе кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия; см.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 321), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. в правой части иконы, за прп. Феодосием Киево-Печерским, крайний справа в 4-м ряду («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]). Примеры изображений И. в тиражной графике - гравюра на меди В. Белецкого (1751, РГБ), раскрашенные гравюры 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ); тонолитография 1893 г. и хромолитография 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Облик И. чаще всего не индивидуализирован.
В академической монументальной живописи XIX в. И. включен в группу подвижников XI в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), а также в число 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве худож. К. А. Горбунова (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996. С. 86). Изображение И. в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач. XX в., худож. И. С. Ижакевич) близко к его изображению на гравюре Тарасевича 1702 г. из Киево-Печерского патерика.
В составе Соборов русских святых И. представлен на созданных мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ) и кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) в группе Киево-Печерских святых вместе с преподобными Иоанном Многострадальным и Пименом; изображен в виде старца, с непокрытой головой; надпись на нимбе: « i ».
Образ И. как святого, почитаемого в Торопце, часто встречается в совр. иконописи Твери. На иконе с частицей мощей из освященной во имя И. церкви пос. Ст. Торопа Западнодвинского р-на Тверской обл. представлено фронтальное поясное изображение святого в полном схимническом облачении. И.- старец с небольшой округлой бородой с проседью, левая рука у пояса, правая в молении у груди, раскрыта вовне; надпись: «Исаакий Торопецкий (Затворник Печерский)». Тот же извод повторен на совр. иконе «Собор святых, в земле Тверской просиявших» (ц. блж. Ксении Петербургской г. Твери), где И. (в рост) помещен в группе святых, происходящих из Торопца, рядом с блгв. кн. Александром Невским, позади свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России. На иконе 90-х гг. XX в. «Собор Тверских святых» из тверского собора Св. Троицы («Белая Троица») И. представлен средовеком с непокрытой головой в верхнем ряду правой части композиции.