(XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Послушливый. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. Указание на XII-XIII вв. как на время жизни Н. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 370; Дива печер лаврських. 1997. С. 59) следует признать необоснованным.
Н. упоминается как преподобный старец с характеристикой «Послушливый» в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 290). При этом Н. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг.
В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.
Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Н. был установлен не позднее 1836 г.
Н. прославляется вместе с прп. Сергием Послушливым, как «единонравным» Н., в 6-м тропаре 6-й песни «Службы Собору преподобных отцов Печерских, их же нетленные мощи в Ближней пещере почивают» (Минея (МП). Сент. М., 2003. Ч. 1. С. 826).
Описание облика М. представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. в составе 130 образов Собора Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): «Надсед, брада кругла, аки Николина (свт. Николая Чудотворца.- Э. Ш.), проста, на главе клобук, руки у сердца, персты вверх, ризы преподобническия, испод бакан, правая нога впрям стоит» (кон. XVIII в., БАН. Строг. № 66. Л. 316 - «правая страна», 36-й).
Над мощами преподобного в локуле Ближних (Антониевых) пещер в Киево-Печерской лавре находится написанная маслом на металлической пластине икона с единоличным образом Н. Она была создана в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринархом с учениками) в период масштабных работ над образами святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, после 1842 г. (прописи - кон. XX в.). Н. представлен стоящим перед аналоем в глубоком развороте вправо (срез фигуры дан ниже пояса). На аналое, покрытом коричневато-охристой атласной с золотым орнаментом тканью, лежит раскрытая книга. Ладонь левой руки святого лежит на странице, правая находится перед грудью в жесте, свойственном для певч. практики отслеживания ритма, но здесь, вкупе с умиленным и в то же время внимательным взором, этот жест отражает внутреннее, духовное согласие с текстом читаемого преподобным псалма (просматривается отрывок из текста Пс 120. 1-3: «…откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге…»). Святой облачен в темные мантию и подрясник с тонким узором на манжете. Рыжеватые, слегка вьющиеся волосы оставляют открытым крупный лоб, недлинная борода мягко обрамляет лицо с тонкими чертами. По сторонам нимба в виде тонкой линии со свечением внутри очерченного ею круга надпись: «Преп д. Нектрй». Эта икона легла в основу совр. печатных изображений Н.
В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, формирование к-рой связано с процессом установления почитания Печерских чудотворцев в 80-х гг. XVII в., образу Н. отведено устойчивое в большинстве случаев место в группе преподобных «правой страны», почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах. Он представлен 1-м из 5 святых в 11-м снизу ряду; в эту «пятерицу» помимо Н. входят преподобные Онуфрий Молчальник, Исаия Постник, Спиридон Чудотворец и Прохор Лободник. Данная схема являлась действующей для большинства гравюр, литографий, икон с композицией «Собор Киево-Печерских святых» вплоть до кон. XIX в. Д. А. Ровинский приводит имена святых в порядке их следования на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621. № 1505) и отмечает аналогичные этой работе гравюры др. мастеров, самые ранние из которых датирует кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Там же. С. 623. № 1506, 1507). В числе подобных примеров середины века - работы московского гравера Мартина Нехорошевского (Там же. № 1509) и киевская гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ; Там же. № 1508), на которой при имени Н. в нимбе дана характеристика монашеского свойства святого, отличавшегося послушливостью: « » (ср. воспроизведение надписи у Ровинского по гравюре Гочемского: «П. Нектарiи послушн.»; Там же. С. 621. № 1506 (10); см. также упоминания о подобных гравюрах: работы Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. № 1510), ее копии Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) и др. (Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505 а; С. 761-763. № 1517)). Устойчивыми элементами иконографии святого в данной композиции являются: оглавное или оплечное изображение, продиктованное его расположением в верхнем ряду; клобук на голове; возраст, близкий к преклонному.
В иконописных произведениях, к-рые следуют ранней традиции иконографии «Собор Киево-Печерских чудотворцев», сохраняются те же черты, присущие гравированным работам, напр. на иконах: посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) - везде Н. назван Послушником. Без указания в нимбе достоинства как монах-послушник он изображен, напр., на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова). По разным причинам (гл. обр. поздних ошибочных поновлений) образ святого оказывается смещен или даже вытеснен из композиции. Примером последнего является икона 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), где отсутствие определения при имени, к-рое могло бы способствовать идентификации святого, привело к тому, что 1-й преподобный в «пятерице» 11-го ряда поименован Нестором, а святой с именем Нектарий отсутствует.
Существуют варианты сознательной, но ничем не обоснованной переработки композиции «Собор Киево-Печерских святых». Напр., на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]) в результате произвольного перемещения святых правой и левой групп, традиционно разделяемых по принципу местонахождения мощей в пещерах Ближних и Дальних, святой с именем «Некторiй» (без определения при имени) оказался во 2-м сверху ряду святых левой группы (рядом с ним прп. Онуфрий, замыкающий ряд).
На эмалевых иконах «Собор Киево-Печерских святых» образ святого определяется по месту расположения при строгом сохранении схемы изображения (напр., на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия).
Изображение Н. в монументальной живописи включено в группу святых XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). Преподобный показан в профиль, у него белоснежная длинная клиновидная борода, кисти рук сомкнуты перед собой в замок.