ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Том LVII, С. 173-179
опубликовано: 29 июля 2024г.

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Содержание

[Греч. ῾Η κατάθεσις τῆς Τιμίας Ζώνης τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου; церковнослав.      ], церковное празднование (31 авг.), установленное в память о положении пояса Пресв. Богородицы в Халкопратийском Пресвятой Богородицы храме в Константинополе.

История

Наиболее ранним свидетельством о почитании пояса Пресв. Богородицы в К-поле является Житие Богородицы, атрибутируемое (очевидно, ошибочно) прп. Максиму Исповеднику. Оно было составлено предположительно в VII в., вероятно в К-поле, но сохранилось только в груз. переводе прп. Евфимия Святогорца (ок. 980; изд. и франц. пер.: Maxime le Confesseur. Vie de la Vierge / Éd., trad. M.-J. van Esbroeck. Lovanii, 1986. 2 vol. (CSCO; 478-479. Iber.; 21-22)). После рассказа об Успении Божией Матери в Житии приводится 1-й известный перечень сведений о Ее одеяниях-реликвиях (погребальных одеждах, ризе и поясе), в к-ром существовавшие к тому времени к-польские традиции объединены (но без попытки согласования) с преданиями об Успении Пресв. Богородицы, бытовавшими на всей территории империи. Вслед за сказанием об обретении ризы Пресв. Богородицы патрикиями Гальвием (Гальбием) и Кандидом (см. в ст. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах) в Житии содержится неясное указание на то, что пояс попал в К-поль «таким же образом» и для его хранения императорами была построена церковь, «именуемая Халкопратия» (Ibid. Vol. 1. P. 160-161; Vol. 2. P. 109). Кроме того, на груз. языке сохранилась атрибутируемая прп. Максиму Исповеднику гомилия о положении пояса Пресв. Богородицы (напр.: НЦРГ. Н 1760, XV в. Л. 277-290; изд.: Габидзашвили. Переводные памятники. 2009. Т. 3. С. 442).

Следующее по времени указание на реликвию содержится в «Слове на обновление храма Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и о святых пеленах Господа нашего Иисуса Христа» (CPG, N 8013; BHG, N 1086; изд.: PG. 98. Col. 372-384) свт. Германа I, патриарха К-польского (715-730). Здесь говорится, что пояс является помощью и защитой города от вражеских нападений. В Слове не приводится история обретения святыни, однако контекст подразумевает, что к VIII в. ее культ уже прочно сложился. Также здесь восхваляются пелены Младенца Иисуса, на основании чего было выдвинуто предположение, что почитание пояса Пресв. Богородицы скорее связывалось с церковным преданием о детстве Иисуса, чем с преданием о последних днях Девы Марии. Не случайно в Слове подчеркивается, что пояс впитал «чистые капли молока» Приснодевы (PG. 98. Col. 376; Mimouni. 1995. P. 626). Свт. Герману, возможно, принадлежит еще одна гомилия о поясе Пресв. Богородицы (CPG, N 8027; BHG, N 1123g).

Гомилия об обретении и перенесении пояса (CPG, N 8026; BHG, N 1147; изд.: Combefis. 1648. T. 2. Col. 789-804) в нек-рых рукописях представлена как анонимная, в других приписывается различным авторам: свт. Герману К-польскому, прп. Михаилу Синкеллу (Ɨ 846), исп. Феофану Начертанному (Грапту; 1-я пол. IX в.), Никите Давиду Пафлагону (Ɨ нач./сер. X в.). М. Жюжи атрибутировал эту гомилию свт. Георгию, еп. Никомидийскому (IX в.; Jugie. 1944. P. 703-704).

Вероятно, в 80-х гг. IX в. будущий патриарх К-польский Евфимий II (I) (907-912) составил гомилию на 31 авг. о почитании пояса Пресв. Богородицы и пелен Младенца Христа и в честь освящения часовни-реликвария Агия-Сорос при Халкопратийском храме, в которой хранился ковчег со святыней (BHG, N 1138; изд.: Homélies mariales byzantines. 1922. P. 479, 505-514). Согласно гомилии, пояс был положен в ковчег при визант. имп. Аркадии Флавии (395-408), о чем свидетельствовала сделанная на нем надпись.

В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) содержатся 2 сказания, связанные с П. п. В заметке под 31 авг. говорится, что пояс был привезен из епископии Зилы (Каппадокия, Турция) имп. Юстинианом I (527-565) (SynCP. Col. 935-936), тогда как под 12 апр. указано, что это событие произошло в 942 г., при императорах Константине VII Багрянородном и Романе I Лакапине, а 31 авг. пояс был положен в ковчег в Халкопратиях (SynCP. Col. 600).

В Василия II Минологии (1-я четв. ХI в.) под 31 авг. содержится сказание, согласно к-рому пояс Пресв. Богородицы был привезен в К-поль имп. Аркадием из Иерусалима, где он хранился вместе с ризой Божией Матери у некой благочестивой девицы. В К-поле пояс был положен в драгоценный ковчег (ἡ θήκη), названный «святым гробом» (ἡ ἅγια σορός). По прошествии 410 лет имп. Лев VI Мудрый (886-912) вскрыл ковчег, т. к. его супруге Зое, одержимой бесом, в божественном видении было сказано, что она исцелится, если на нее возложат пояс Пресв. Богородицы. Реликвию обрели будто только что сотканной и сверкающей (ὡς νεοΰφαντος ἀποστίλ βουσα) в ковчеге, опечатанном золотым хрисовулом с точным указанием года и даты положения пояса в К-поле. Патриарх возложил святыню на голову Зое, и она тотчас избавилась от нечистого духа. После этого чуда пояс был снова положен в ковчег (PG. 117. Col. 613).

В визант. стишном Синаксаре из рукописи Paris. Coislin. 223 (1301 г.) содержится несколько иное сказание об этом событии: перед переселением на небеса Пресв. Богородица завещала 2 предмета из Своей одежды 2 бедным вдовам. Женщины благоговейно хранили доставшиеся им реликвии и тайно передавали их из поколения в поколение. По промыслу Божиему при имп. Льве I Фракийце (457-474) братья-патрикии Гальвий и Кандид перевезли ризу (ἡ ἐσθής) из Капернаума во Влахерны. Пояс же был найден в епископии Зилы при имп. св. Юстиниане I, перенесен в К-поль и положен в ц. Пресв. Богородицы в Халкопратиях. Далее в этом же Синаксаре приводится заметка о чудесном исцелении от пояса Зои, супруги имп. Льва VI, и говорится, что святыня была привезена из Иерусалима имп. Аркадием (SynCP. Col. 935-936).

По мнению С. К. Мимуни, константинопольская традиция почитания пояса Пресв. Богородицы связана с иерусалимской традицией почитания гробницы Божией Матери и представлением о Ее вознесении на небеса, тогда как почитание ризы во Влахернах имеет отношение к почитанию дома Пресв. Богородицы и представлению о Ее Успении (Mimouni. 1995. P. 644).

Византийские авторы приписывали строительство церкви в Халкопратиях разным ктиторам (см.: Lathoud D., Pezaud P. Le sanctuaire de la Vierge aux Chalcopratia // EO. 1924. T. 23. P. 36-62). Имп. Юстиниан I в одной из новелл указал, что имп. Верина, супруга имп. Льва I Фракийца, воздвигла ц. Пресв. Богородицы в Халкопратиях, рядом с ц. Св. Софии (Novell. Just. 3. 1). М. Жюжи предположил, что это событие произошло в 447 или 448 г. (Jugie. 1913. P. 311). Согласно церковному историку Феодору Чтецу (нач. VI в.; впрочем, нек-рые исследователи считают этот отрывок интерполяцией - см.: Shoemaker. 2008. P. 62. Not. 42) и хронисту Феофану Исповеднику (нач. IX в.), этот храм был построен на месте синагоги св. Пульхерией, сестрой имп. Феодосия II и супругой имп. Маркиана (450-457) (Theod. Lect. Hist. eccl. I 15 // PG. 86. Col. 168; Theoph. Chron. P. 102). Однако в другом месте «Хронографии» прп. Феофан писал, что церковь на месте синагоги была воздвигнута в 577 г. имп. Юстином II (Младшим) (Theoph. Chron. P. 248). В трактате X в. (т. н. Псевдо-Кодин) сделана попытка согласовать эти данные: при имп. Феодосии церковь была построена, а при Юстине II - восстановлена после землетрясения; в Агия-Сорос в Халкопратиях хранились пояс и риза Пресв. Богородицы, а Ее мафорий находился во Влахернах (Patria CP. Pt. 2. P. 226-227, 263). Сообщение Феофана Исповедника повторял визант. писатель Никифор Каллист Ксанфопул (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335) (Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 2, 49 // PG. 146. Col. 1060-1061, 1233).

Впосл. пояс Пресв. Богородицы был перенесен в храм Св. Софии, где в 1200 г. его видел Антоний Новгородец (Книга паломник. С. 19). Рус. паломники сер. XIV - нач. XV в. Стефан Новгородец, Игнатий Смолянин, Александр Дьяк и диак. Зосима сообщали о хранившихся во влахернском храме ризе и поясе Пресв. Богородицы (Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45, 93, 163, 187).

После падения К-поля в 1453 г. пояс Пресв. Богородицы, как и мн. др. святыни, вывезли из города. Пояс неоднократно делили, его части вкладывали в реликварии и использовали в качестве подарков, благословения и т. д. Известно, напр., что часть пояса Пресв. Богородицы находилась в составе приданого Елены, племянницы визант. имп. Романа III Аргира (1028-1034), выданной замуж за груз. царя Баграта IV (1027-1072). Святыня хранилась в царской семье, пока в нач. XIX в. дочь последнего царя Картли-Кахети Георгия XII Нина не подарила ее российскому имп. Александру I Павловичу, который, украсив пояс драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в г. Зугдиди (Зап. Грузия) церковь для хранения реликвии (церковь названа Влахернской, святыня сохр. до наст. времени). По др. преданию, болг. царь Иоанн I Асень (1187-1196), одержав в 1190 г. победу над визант. имп. Исааком II Ангелом (1185-1195, 1203-1204), завладел крестом с вложенными в него частицами Животворящего Древа Господня, пояса Пресв. Богородицы и др.: некий священник, желая спасти реликвию от поругания, бросил ее в реку, но вскоре ее нашли (Georg. Acrop. Chron. Т. 1. P. 20). В Болгарии утвердилось мнение, что этот крест принадлежал имп. равноап. Константину I Великому (306-337). Реликвия пребывала в Тырново до 1280 г., когда при бегстве ее забрал болг. царь Иоанн Асень III. Предположительно именно этот крест впосл. попал к серб. кн. Лазарю († 1389), который передал его в афонский мон-рь Ватопед, где он хранится и поныне (Чешмеджиев Д. Идеята за Константин I Велики пред Второто бълг. царство // Свети цар Константин и хришћанство: Међунар. науч. скуп поводом 1700. годишњице Миланског едикта, 31 маj - 2 jун 2013. Ниш, 2013. Т. 1. С. 485-495). В 2011 г. по инициативе Фонда Андрея Первозванного реликвия была привезена из Ватопеда в Россию и в течение 39 дней выставлялась для поклонения верующих в 14 российских городах, а также в Серафимовом Дивеевском мон-ре; часть пояса была передана в дар Казанскому в честь Казанской иконы Божией Матери собору в Санкт-Петербурге. Еще одна частица хранится в храме прор. Илии Обыденного в Москве. Также часть пояса находится на территории бывш. дворца московских государей в серебряном позолоченном ковчеге-мощевике, передняя стенка которого украшена композицией Воскресения-Сошествия во ад, выполненной в технике перегородчатой эмали по золоту (Христ. реликвии в Моск. Кремле: Кат. / Ред.-сост.: А. М. Лидов, И. А. Стерлигова. М., 2000. Кат. 1. С. 36, 38; Стерлигова И. А., ред.-сост. Визант. древности: Произведения искусства IV-XV вв. в собр. Музеев Моск. Кремля: Кат. М., 2013. Кат. 25. С. 185-189). Ковчег принадлежал к личным царским крестам и мощевикам. Исследователи справедливо связывают его появление на Руси с приданым Зои Палеолог, буд. вел. кнг. Софии Фоминичны, 2-й супруги вел. кн. Иоанна III Васильевича Московского с 1475 г. (Стерлигова И. А., ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008. С. 28-29). Судя по составу др. вложений в этот ковчег, часть пояса принадлежала к святыням придворной ц. Богоматери Фаросской при Большом имп. дворце в К-поле. Др. часть пояса вместе с ризой и «млеком» Пресв. Богородицы была вложена в серебряный золоченый напрестольный крест новгородской работы 1560-1561 гг., переданный старцами Исааком Шаховым и Даниилом Ждановым в Соловецкий мон-рь (ГММК; Стерлигова И. А., ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008. Кат. 5. С. 263). В описи ризницы Троице-Сергиевой лавры от 1641 г. (и ее копии, списанной С. Н. Дурылиным, Ю. А. и М. Ю. Олсуфьевыми в 1922 - РГБ. 173.II. 225) упоминается «часть камени, где фома апостол взял пояс пречистые богородицы» (Там же. Л. 96).

На Западе

На Западе получила развитие история обретения пояса Пресв. Богородицы ап. Фомой. Cогласно лат. версии «Transitus Mariae» Псевдо-Иосифа Аримафейского (CANT, N 116; BHL, N 5348-5350b; Apocalypses apocryphae / Hrsg. K. von Tischendorf. Lpz., 1866. S. 113-122), ап. Фома опоздал на погребение Пресв. Богородицы, а когда апостолы открыли для него гробницу, Ее тела там не оказалось. Тогда ап. Фома сообщил им, что видел, как Пресв. Богородица была вознесена на небо; он попросил Ее благословить его, и Она сбросила ему Cвой пояс. В «Золотой легенде» Иакова из Варацце (XIII в.) говорится, что ап. Фома прибыл уже после вознесения Девы Марии и отказывался верить в происшедшее. Тогда внезапно с неба ему был ниспослан Ее пояс (Iacobo da Varazze. Legenda Aurea / Ed. G. P. Maggioni. Tavarnuzze, 1998. Vol. 2. P. 785-786).

Считается, что святыня была захвачена крестоносцами во время 1-го крестового похода. В 1141 г. купец Микеле Дагомари привез ее из Иерусалима в Прато (Тоскана, Италия; 2 итал. версии сказания о перенесении см.: Bianchini. 1722. P. 33-37; Guasti. 1844. P. 244-249). После его смерти, ок. 1170 г., пояс был передан в кафедральный собор св. первомч. Стефана, где хранится до наст. времени. Поклонение поясу в праздник Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.) стало важным событием городской жизни, совмещавшимся с ежегодной ярмаркой. В 1312 г. была предпринята неудачная попытка украсть реликвию, после чего ее перенесли в специально пристроенный алтарь, а в 1935 г.- в отдельно сооруженную часовню. История реликвии и ее перенесения в Прато была запечатлена в росписях часовни художником А. Гадди, на эту тему было создано множество лит. произведений, в т. ч. поэтических (подробнее см.: Cadogan. 2009). В др. европ. городах, где хранятся частицы пояса, существуют местные легенды об обретении святыни. Так, в коммуне Ле-Пюи-Нотр-Дам (деп. Мен-и-Луара, Франция) считается, что реликвия была привезена туда из Палестины ок. 1123 г. Гильомом IX, герцогом Аквитании, и находится в коллегиальной ц. во имя Девы Марии (Нотр-Дам-дю-Пюи). Также части пояса почитаются в кафедральном соборе г. Тортоса (Испания), в ц. Успения Пресв. Богородицы в дер. Бекли в Оксфордшире (Англия) и в др. местах.

В Сирийской яковитской Церкви

В Сирийской яковитской Церкви, как и в Римско-католической, происхождение реликвии связывается с ап. Фомой. Считается, что после мученической кончины апостола хранившийся у него пояс (сир.  ) Пресв. Богородицы оставался в Индии, пока не был перенесен в Сирию либо в 394 г. (при перенесении мощей ап. Фомы в Эдессу (ныне Шанлыурфа, Турция)), либо вскоре после этого времени. Предположительно во 2-й пол. V в. реликвия уже хранилась в церкви Эмесы (Хомса), которая впосл. получила название Умм-эз-Зуннар (араб.- Мать Пояса). Упоминания о церкви с таким названием встречаются в рукописях по крайней мере с нач. XVII в. В 1953 г. на основании данных манускрипта, в к-ром сообщалось об обретении пояса Пресв. Богородицы в ходе перестройки этой церкви в 1852 г., яковитский Антиохийский патриарх Ефрем I Бар Саум предпринял поиски в центральном алтаре храма. 20 июля под каменной плитой, на к-рой было указано, что основание церкви относится к 59 г., был найден закрытый металлической пластиной сосуд. В присутствии правосл. еп. Эмесского Александра (Джеха) внутри сосуда был обнаружен пояс (74×5 см), древность которого вскоре подтвердила специальная комиссия Департамента археологии Сирии (см.: Excerpts. 1967). Впосл. неск. частей этого пояса были возвращены на предполагаемую историческую родину в Индию и переданы в храмы Маланкарской Церкви (в Коттаяме в 1966, в Меттугуде в 1972, в Меенангади в 1980, в Котамангаламе в 1982 и др.). С началом гражданской войны в Сирии (2011) ц. Умм-эз-Зуннар сильно пострадала, пояс был вывезен в безопасное место, а в 2014 г. возвращен в восстановленный храм.

В славянской традиции

Краткое сказание о П. п. в Халкопратийской церкви содержится под 31 авг. в слав. Прологе краткой редакции, переведенном в XI-XII вв. (изд. южнослав. списка см.: Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог. Вел. Търново, 1999. С. 337-338). Греч. оригинал близок к сказанию из рукописи Paris. Coislin. 223. В пространной редакции Пролога, созданной на Руси в кон. XII в., сказание несколько изменено (вместо имп. Льва назван имп. Константин I Великий); в таком виде сказание было включено в XVI в. в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 445 [2-я паг.]; ГИМ. Син. № 997. Л. 1170).

В стишном Прологе, переведенном в XIV в. в Болгарии, под 31 авг. имеются 2 кратких сказания о положении пояса Пресв. Богородицы: первое соответствует сказанию обычного Пролога, но в др. переводе; во втором сообщается, что при имп. Аркадии пояс Божией Матери был перенесен из Иерусалима в К-поль и положен в раку, к-рая впосл. была открыта имп. Львом VI для исцеления его супруги Зои (греч. оригинал близок к сказанию из Минология имп. Василия II). Оба сказания были включены в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 446 [2-я паг.]; ГИМ. Син. № 997. Л. 1175), а в XVII в.- в печатный Пролог под тем же числом.

Под 12 апр. в Прологе содержится краткая заметка о перенесении пояса Пресв. Богородицы в 942 г. из епископии Зилы при императорах Константине и Романе и о положении его в раке в Халкопратиях 31 авг. (Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог. Вел. Търново, 1999. С. 206; греч. оригинал см.: SynCP. Col. 600). В пространной редакции Пролога содержится сказание (зач.: «Господь Бог, просветивый землю греческую...»), в к-ром более подробно рассказывается о перенесении пояса этими императорами, а также сообщается, что Пресв. Богородица отдала пояс ап. Фоме на 3-й день после Своего Успения; источник сказания не установлен, оно включено под этим же числом в стишной и печатный Прологи (изд.: ВМЧ. Апр. Дни 8-21. Стб. 417-418).

В ВМЧ под 31 авг. содержится также «Похвальное слово Богородице на положение честного Ее пояса» (зач.: «Обычай убо человеческому естеству...»; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 445-446 [2-я паг.]; ГИМ. Син. № 997. Л. 1170-1173). «Похвальное слово...» встречается и в др. рукописях (напр.: РНБ. Соф. № 1357, XVI в.; Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 3. С. 32). Греч. оригинал «Похвального слова...» не найден, возможно, оно является славянским; в нем упоминаются сюжеты об обретении пояса в епископии Зилы при имп. Юстиниане и об исцелении имп. Зои, к-рые содержатся в обычном и стишном Прологах; возможно, автор «Похвального слова...» пользовался этими источниками (напр., говорится, что когда пояс вынули из раки, он был как «новотканый» - это определение имеется и в стишном Прологе).

В южнослав. рукописях встречается переводное «Похвальное слово...» на этот праздник, написанное патриархом Германом I (BHG, N 1147; CPG, N 8026; нач.: «Что светлое сословие се...»), при этом может указываться дата как 31 авг., так и 2 июля (Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 576, 624).

Свт. Димитрий, митр. Ростовский, под 31 авг. поместил проложное сказание об исцелении имп. Зои от пояса Пресв. Богородицы, добавив, что точных сведений о том, когда и при каком императоре святыня была перенесена в К-поль, нет, т. к. источники в этом расходятся ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 593 об.- 594; Державин А. М., прот. Радуют верных сердца: Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковноист. и лит. памятник. Март. половина года. М., 2018. С. 355-356).

Ист.: Combefis F. Bibliothecae Patrum Novum Auctarium. Parisiis, 1648. T. 2; Bianchini G. Notizie istoriche intorno alla Sacratiss. Cintola di Maria Vergine. In Firenze, 1722; Guasti G. Bibliografia pratese. Prato, 1844; Piccardi F. Il S. Cingolo Mariano in Prato fino alla Translazione del 1395. Prato, 19372; Homélies mariales byzantines / Éd., trad. en latin M. Jugie. P., 1922. [Vol. 1]. (PO; T. 16. Fasc. 3).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 3. С. 346-348; Jugie M. L'église de Chalcopratia et le culte de la Sainte Vierge à Constantinople // EO. 1913. T. 16. P. 308-312; idem. La mort et l'Assomption de la Sainte Vierge: Étude hist.-doctrinale. Vat., 1944; Wenger A. L'Assomption de la T. S. Vierge dans la tradition byzant. du VIe au Xe siècle: Études et documents. P., 1955; Excerpts from a Patriarchal Statement on the Girdle of Our Lady Virgin Mary in the Church of Homs - Syria / Transl. F. H. Bismarji. [S. l.], 1967; Mimouni S. C. Dormition et Assomption de Marie: Histoire des traditions anciennes. P., 1995; La Sacra Cintola nel Duomo di Prato / Ed. C. Martini. Prato, 1995; Mango C. The Origins of the Blachernae Shrine at Constantinople // Acta XIII Congr. intern. archaeologiae christianae. Split; Vat., 1998. T. 2. P. 61-76; Shoemaker S. J. The Ancient Traditions of the Virgin Mary's Dormition and Assumption. Oxf., 2002; idem. The Cult of Fashion: The Earliest «Life of the Virgin» and Constantinople's Marian Relics // DOP. 2008. Vol. 62. P. 53-74; Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // GRBS. 2005. Vol. 45. N 2. P. 171-187; Cadogan J. K. The Chapel of the Holy Belt in Prato: Piety and Politics in 14th-Cent. Tuscany // Artibus et Historiae. Venezia, 2009. Vol. 30. N 60. P. 107-137.
А. Н. Крюкова, М. А. Маханько, С. А. Моисеева, Л. В. Прокопенко

Установление празднования П. п. и гимнография

С VI в. известны богородичные шествия, к-рые еженедельно по пятницам проходили в К-поле между Влахернами, где хранилась риза Пресв. Богородицы, и Халкопратиями, где хранился пояс (подробнее см. в ст. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах). Обширные мероприятия, предпринятые имп. Юстином II в том же веке по перестройке церкви в Халкопратиях, косвенно подтверждают версию об установленном в этот период праздновании П. п. 31 авг. (ЕО. 1913. Т. 16 P. 311).

Наиболее ранняя атрибутированная гимнография П. п., возможно, относится к VII в.: К. С. Кекелидзе приписывает ее прп. Максиму Исповеднику (см. ниже). Из гомилии свт. Германа I, посвященной поясу (CPG, N 8013; BHG, N 1086), становится понятно, что к VIII в. празднование уже имело устойчивый характер и тематически объединяло почитание пояса и почитание пелен Христа. В IX в. прп. Иосиф Песнописец и свт. Георгий, еп. Никомидийский, составили 2 канона празднику. По замечанию исследователей, то, что в канонах не содержатся сведения об исцелении имп. Зои, подтверждает версию о существовании празднования П. п. до эпохи имп. Льва VI, при к-ром празднование было расширено.

В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, празднование П. п. не имеет отдельного последования - указано, что 31 авг. службу следует совершать так же, как в празднование Положения ризы Пресв. Богородицы 2 июля (Mateos. Typicon. T. 1. P. 386).

В студийских Типиконах 31 авг. предложена служба П. п. с пением тропаря 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (такой же, как на службе Положению ризы). В Мессинском Типиконе 1131 г., южноиталийской редакции Студийского устава, гимнографический материал праздника представлен скудно (напр., стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни предложено брать из Большой Минеи и Октоиха; стихиры на «Славу... и ныне» представлены те же, что и в службе Положению ризы), однако по случаю землетрясения во время нашествия варваров после пения прокимна на вечерне предложены 3 чтения из книги прор. Иеремии. Утреню и литургию Типикон предлагает служить так же, как 2 июля (Arranz. Typicon. P. 184-185). В др. редакциях Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (древнейшая сохранившаяся редакция студийского Синаксаря) и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (малоазийская редакция Студийского устава) - представлено более детальное описание службы П. п. Гимнографический материал включает канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа авторства прп. Иосифа Песнописца, кондак, стихиры. Евергетидский Типикон также предлагает пение паннихис (Пентковский. Типикон. С. 367; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 498-499).

В слав. рукописных Минеях (кон. XV - нач. XVI в., XVI в.) студийской эпохи последование П. п. содержит 6 стихир на «Господи, воззвах» (3 из них в совр. Минеях отнесены на стиховну вечерни), стихиру на «Славу... и ныне» на стиховне утрени; издатели памятника отмечают отсутствие седальнов и 2-го канона (Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 130-134).

В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. отдельная служба П. п. отсутствует, есть указание совершать богослужение так же, как 2 июля (Lossky. Typicon. P. 236; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 55); в слав. списках в ранних серб. редакциях содержится краткое описание последования праздника с указанием на то, что часть текстов необходимо заимствовать из службы 2 июля (Типикон архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 123а). Однако в рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., т. н. «Оке церковном», служба П. п. представлена уже довольно подробно: она помечена красным знаком (бдение) и помимо обычного набора текстов содержит 3 паремии (из книг Бытие, прор. Иезекииля, Соломоновых притчей - аналогичные помещенным в том же памятнике в службе Положению ризы), 2 кондака (4-го и 2-го гласов), стихиру 2-го гласа по 50-м псалме, седальны (три 4-го гласа, один - 8-го), стихиры-подобны 4-го гласа на Хвалите. В рус. первопечатном Типиконе 1610 г. последование праздника в целом то же (указан один кондак, 2-го гласа), однако начиная с Типикона 1634 г. статус службы понижается (отмечена красным знаком ) и последование приобретает черты, известные по совр. книгам.

По греч. Кондакарям XII-XIII вв. известен кондак П. п. 4-го гласа (еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) обнаружил церковнослав. аналоги в Часослове XV в. и в Служебной Минее XVI в.) с 3 икосами (2 не известны по совр. книгам) (Амфилохий. Кондакарий. С. 135, 192, 229). Кондак П. п. 2-го гласа еп. Амфилохий приводит, ссылаясь на рус. Устав XIII-XIV вв. (Там же. С. 259). Также по Кондакарю XI в. еп. Амфилохий приводит неизвестные по совр. книгам кондак П. п. 2-го гласа       и икос (Там же. С. 258-259).

В Виолакиса Типиконе (1888), фиксирующем, очевидно, греческую кафедрально-приходскую практику XVIII-XIX вв., указано, что вечерню следует служить по аналогии с вечерней праздника Положения ризы Пресв. Богородицы 2 июля; на утрене указаны кондак Τῆς τιμίας Ζώνης σου τῇ καταθέσει̇ (    , отсутствует в совр. греч. книгах), седален и кафизма Σταυρὸν χαράξας Μωσῆς̇ (   ); далее приведены подробные указания, как служить П. п. в неделю, а также чтения на литургии.

В совр. богослужебных книгах последование праздника отмечено черным знаком . Оно включает тропарь плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Θεοτόκε ἀειπάρθενε, τῶν ἀνθρώπων ἡ σκέπη̇ (    ); 2 кондака - 2-го гласа Τὴν θεοδόχον γαστέρα σου Θεοτόκε̇ (    ) (в греч. Минее после 6-й песни, в русских - после 3-й) и 4-го гласа      (только в рус. Минеях, после 6-й песни) с икосом (разные в греческих и русских Минеях). В службе содержатся 2 канона Пресв. Богородице, в разной последовательности представленные в русских и греческих Минеях. Канон 4-го гласа авторства свт. Георгия (Κυρίου Γεωργίου; имя указано только в греч. Минеях), нач.: Λαμπάδα φωτοφανῆ κα ἄδυτον̇ (    ) с ирмосом Θαλάσσης τὸ ἆερυθραῖον πέλαγος̇ (   ) в греч. Минеях поставлен 1-м, в русских - 2-м. Другой канон, 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (2-й в греческих Минеях, 1-й в русских), имеет акростих, содержащий имя автора, прп. Иосифа Песнописца: ᾿Ισχύν με τὴν σὴν ζῶσον, ἁγνὴ παρθένε. ᾿Ιωσήφ (        ), нач.: ᾿Ισχύν με θείαν εὐσεβῶς περίζωσον̇ (     ), с ирмосом ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ (   :). На «Господи, воззвах» помещены 2 стихиры-подобна 4-го гласа (в рус. Минеях - 3) и стихира 1-го гласа (в рус. Минеях отсутствует), на «Славу... и ныне» - стихира 2-го гласа (заимствована из общей службы Пресв. Богородице); стиховна вечерни представлена блоком из 3 стихир-подобнов 4-го гласа и стихирой 2-го гласа на «Славу... и ныне» (заимствована из общей службы Пресв. Богородице); на Хвалите (в совр. греч. Минеях блок отсутствует, но есть в римской Минее 1902 г.) помещены 3 стихиры-подобна 4-го гласа и стихира на «Славу... и ныне» 2-го гласа (в греч. Минее взята с «Господи, воззвах», в русских - со стиховны вечерни). Также в последование праздника входят 4 седальна - один 1-го гласа и три 4-го гласа (в русских - частично другие: два 3-го гласа и два - 4-го гласа), а также 2 ексапостилария (в русских - один, отличающийся от помещенных в греч. изданиях).

Гимнографический материал в совр. последовании П. п. имеет ярко выраженное сходство с последованием Положению ризы Пресв. Богородицы: это одни и те же тропарь, 2 стихиры 2-го гласа на «Славу... и ныне», 2 седальна (в греч. Минеях - 4-го гласа, в русских - 3-го гласа, тексты отличаются лишь употреблением слов «пояс» и «риза»). Практически идентичны, с небольшими текстологическими расхождениями, блоки стихир-подобнов 4-го гласа (в службе Положению пояса - на «Господи, воззвах», в службе Положению ризы - на Хвалите). Также много текстологического сходства можно заметить в одном из канонов, нач.: Λαμπάδα φωτοφανῆ κα ἄδυτον̇, к-рый в службах указан под авторством разных гимнографов и содержит разное число тропарей (в службе Положению пояса - 4, Положению ризы - 3).

В 4 греч. рукописях из коллекций Екатерины великомученицы монастыря на Синае (XI и XII вв.), Нац. б-ки Австрии в Вене (XIII в.; со 2-й песнью) и б-ки Александрийской Патриархии (XIV в.) сохранился канон П. п. 4-го гласа, не известный по совр. изданиям, нач.: Ζώνη καθαρότητος καί ἁγιότητος, δέσποινα̇ (Пояс чистоты и святости, Госпоже...), с акростихами Ζώνην γεραίρω τῆς πανάγνου παρθένου (Пояс прославляю Пречистой Девы) в тропарях и Γεωργίου (Георгия, имя автора) в богородичнах, с ирмосом ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (   ) (Ταμεῖον. Σ. 275. Ν 866).

В созданной в Иерусалиме груз. Минее 1049 г. на июль-авг. (НЦРГ. H 2337; К. Кекелидзе ошибочно полагал, что это перевод прп. Георгия Святогорца) на 31 авг. (Л. 281-284 об.) содержится служба с неизвестным по др. источникам гимнографическим материалом. Стихиры (3) на «Господи, воззвах» 1-го гласа имеют надписание თჟმული წმიდის მაჟსიმესი (сочинение святого Максима), Кекелидзе считал, что их автор - прп. Максим Исповедник (Кекелидзе К. Сведения груз. источников о прп. Максиме Исповеднике // ТКДА. 1912. Т. 9. № 2. С. 41; перевод стихир на рус. яз. см.: Он же. Литургические груз. памятники. С. 395). Также служба содержит канон 4-го гласа с ирмосом ზღუაჲ უვალი: (   ) и 3 стихиры на Хвалите.

По наблюдению прот. Михаила Желтова, праздник П. п. является продолжением двунадесятого праздника, завершающего церковный год,- Успения Пресв. Богородицы (поскольку, по одной из содержащихся в источниках версий, дарование пояса было связано с событием успения Божией Матери) и т. о. как бы еще раз обозначает завершение года Богородичной тематикой. Этот аспект еще яснее просматривается в практике афонских мон-рей, где попразднство Успения Пресв. Богородицы продолжается до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а П. п. совершается вслед за его однодневным попразднством (Святогорский устав церк. последования. Серг. П.; Афон, 2002. С. 133-135). Гимнография тропаря праздника П. п. также отражает идею завершения и начала церковного года (празднование Рождества Пресв. Богородицы) Богородичными праздниками:          (Желтов М., диак. Праздник положения пояса Пресв. Богородицы // www.patriarchia.ru/db/text/39909.html).

Н. Н. Крашенинникова

Иконография

Сложение иконографической традиции т. н. Успенского цикла и его «малых сюжетов», в т. ч. сцен П. п. и «Положение ризы Богородицы», связывают с Влахернским храмом - местом хранения важнейших Богородичных реликвий - ризы и пояса. На распространение этого цикла в XI-XIV вв. могло повлиять восстановление Влахернского комплекса после пожара (1069-1077): в XI в. иконографическая традиция Успенского цикла была перенесена в Киев, что прослеживается в росписях Успенского собора Киево-Печерского мон-ря (В. Д. Сарабьянов) (40-е гг. XI в., не сохр.) и Влахернской ц. на Клове (1078-1083, не сохр.).

В монументальной живописи эта Богородичная реликвия чаще всего фигурирует в сцене «Получение пояса ап. Фомой» как части композиции «Успение Богоматери» в т. н. облачном варианте иконографии. Наибольшее распространение эта сцена приобрела в палеологовскую эпоху на Балканах (напр., росписи храмов: св. Никиты в Чучере, 1307; вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1316/18; Благовещения мон-ря Грачаница, ок. 1320) и на Руси (напр., роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313).

Древнейшие примеры изображения П. п. появляются в XI в. одновременно с изображением Положения ризы Пресв. Богородицы (см. в ст. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы), их иконография близка.

Сцена «Положение пояса Богородицы», как и «Положение ризы Богородицы», имеется в одном из клейм зап. врат собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (датируются исследователями кон. XII в. (Г. К. Вагнер, Сарабьянов, И. А. Шалина) или, возможно, между 1227 и 1238 (А. М. Манукян), ВСМЗ). В клейме суздальских врат смысловой акцент переносится на историю легендарного обретения и демонстрацию святыни. Сцена, именуемая «Поло(же)ние (По)яса (Пречи)стыя Б(огороди)цы», представлена в 2 эпизодах - получение пояса ап. Фомой из рук возносящейся на небо Богоматери и положение пояса, совершаемое ап. Фомой перед престолом с высоким киворием. Текстовый источник для этого иконографического решения П. п. неизвестен (Шалина).

В поствизант. период, в т. ч. на Руси, закрепился расширенный «историко-литургический» извод минологиев XI-XIV вв., допускавший изображение обеих святынь в общей сцене (икона «Положение пояса и риза Богоматери» из местного ряда иконостаса Ризоположенской ц. с. Бородава близ Ферапонтова мон-ря (ок. 1485, КБМЗ); роспись ц. Вознесения мон-ря Сучевица, Румыния, 1580-1595).

Фрески минейного содержания в ц. св. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Вел. Новгороде (1467) продолжают «краткую» иконографическую традицию, заменяя в сценах «Положение пояса Богородицы» и «Положение ризы Богородицы» немногочисленные фигуры священнослужителей перед напрестольным ковчегом-реликварием поясным образом Богородицы Агиосоритиссы. В этом символическом варианте иконографии обоих праздников, предположительно возникшем в Вел. Новгороде на основе утраченной визант. традиции не позже XIII в. (Н. Е. Мнёва, Шалина), Богоматерь Молительница Сама «дарует» и «полагает» (лексика из песнопений на 2 июля и 31 авг.) Свои одежды как святыню. Важным новшеством становится их демонстрация на престоле открытыми, без ковчега (икона из Каргополя, 1525-1550, ВГИАХМЗ), что будет свойственно и московскому изводу, сформировавшемуся в Ср. Руси к сер. (?) XV в. К нему относится упомянутая икона из Ризоположенской ц. с. Бородава, в к-рой при сохранении традиции визант. минологиев XI в. (Paris. gr. 1528. Fol. 181v) впервые в общей композиции объединено поклонение обеим реликвиям. На алтарном престоле изображены открытыми риза и пояс Богоматери, их, склонившись, «полагают», касаясь руками, с одной стороны, император, с другой - патриарх, оба c нимбами. Поклонение реликвиям совершается на фоне архитектуры Влахернского храма в присутствии сонма предстоящих. Показанное возложение святынь соединило 2 исторических события и 2 церковных праздника в одном символико-литургическом акте; построение сцены отвечало как древнему порядку службы во Влахернах на 2 июля (Const. Porphyr. De Cerem. 1935. Vol. 2. P. 12), так и тексту «Слово на Положение ризы Богородицы во Влахернах» Феодора Синкелла (ок. 619). Московский извод иконографии П. п. и Положения ризы Богородицы подытожил процесс объединения почитания этих реликвий в эпоху, когда Влахернский и Халкопратийский храмы перестали существовать, а в праздничных службах на 2 июля и 31 авг. святыни воспевались вместе (Шалина).

В XVI-XVII вв. иконография П. п. и Положения ризы Богородицы развивается параллельно, при этом трактовки обеих сцен похожи и обогащаются новыми деталями. Реликвии показаны на престолах открытыми и осененными запрестольными иконами Богородицы. Две основные композиционные схемы следуют 2 изводам иконографии - московскому, приобретающему офиц. характер (икона «Положение ризы», ок. 1620, ГММК), и новгородскому (икона-таблетка «Положение ризы и пояса Пресв. Богородицы», сер. XVI в., НГОМЗ). Богородичные святыни расположены либо в центре статичной композиции, либо у ее правого края; молитвенное поклонение им совершается в камерной обстановке парой предстоящих - патриархом и царем или патриархом, возглавляющим литийное шествие на фоне многоглавой церковной архитектуры. В число ближайших поклоняющихся святыням может включаться царица, в состав процессии - царь, миряне и клирики, а также Гальвий и Кандид, в V в. принесшие одежды Богоматери из Иерусалима в К-поль.

Лит.: Sotiriou G., Sotiriou M. Icоnes du Mont Sinai. Athènes, 1956. Vol. 1. Pl. 132, 134, 137, 138; Grabar A. Une source d'inspiration de l'iconographie byzant. tardive: Les cérémonies du culte de la Vierge // Cah. Arch. 1976. Vol. 25. P. 143-162; Попов Г. В. Московская икона 1485 г. из с. Бородавы: (К изучению ведущего направления столичной живописи кон. XV в.) // Древнерус. искусство XV-XVII вв.: Сб. ст. М., 1981. С. 80-96; Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора Св. Софии. М., 1983; Manafis K., ed. Sinai: Treasure of the Monastery of S. Catherine. Athens, 1990. Ill. 16-17; Сидоренко Г. В. Положение Ризы Господней в Успенском соборе Моск. Кремля в 1625 г.: К типологии иконы из собрания ГТГ // Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX ст.: Сб. ст. М., 2001. С. 109-122; Шалина И. А. Иконография Положения ризы и пояса Богородицы в визант. и древнерус. искусстве // Реликвии в восточнохрист. иконографии. М., 2005. С. 275-348; Иконы Москвы XIV-XVI вв.: Кат. / ЦМиАР. М., 2007. Кат. 61. С. 92-95; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2008. Кат. 47. С. 271-275; Манукян А. М. Западные и юж. врата собора Рождества Богородицы в Суздале как памятник рус. худож. культуры кон. XII - 1-й трети XIII в.: Канд. дис. М., 2013.
М. Н. Бутырский
Рубрики
Ключевые слова
См.также