ГОРДИЙ
Том XII , С. 107-108
опубликовано: 9 декабря 2009г.

ГОРДИЙ

Содержание

Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ)Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ)[греч. Γόρδιος] († нач. IV в.), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 3 янв.). Г. был сотником в г. Кесария Каппадокийская. Когда начались гонения на христиан, он удалился в горы и поселился в пещере. После неск. лет суровой аскезы Г. решил, что настало время пострадать за Христа. В день праздника бога войны Ареса он явился в Кесарию и, став посреди ипподрома, где собрались все горожане, начал обличать язычество. По приказу градоначальника Г. был осужден на отсечение головы и с радостью принял смерть.

Сведения о Г. содержатся в Похвальном слове свт. Василия Великого (BHG, N 703), к-рый, будучи архиепископом города, где пострадал Г., слышал рассказ о подвиге мученика от еще остававшихся в живых очевидцев этого события. Позднее были составлены пространное (BHG, N 703b) и сокращенное Жития Г. (BHG, N 703g). Исследователи установили, что текст пространного Жития Г. совпадает с текстом Жития Исихия, мч. Антиохийского, имя к-рого заменено именем Г. В кон. Х в. краткие Жития Г. были включены в Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 367) и Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 240). Сохранилась арм. версия Жития Г., к-рую М. ван Эсбрук считал переводом несохранившегося греч. Жития. Его 3-я ч. представляет собой заимствование из Похвального слова свт. Василия Великого.

Относительно времени мученической кончины Г. существуют различные мнения. Свт. Василий Великий не называет имени императора, при к-ром пострадал святой. Пространное Житие, сведения к-рого не заслуживают доверия, относит смерть Г. к гонениям имп. Максимиана, издатели Acta Sanctorum - к правлению Галерия, краткие Жития - к временам Лициния (этой т. зр. придерживается Ц. Бароний и совр. зап. агиологи).

3 янв. память Г. отмечается в большинстве визант. календарей и в Римском Мартирологе, 4 янв.- в нек-рых греч. синаксарях, 2 марта - в Мартирологе блж. Иеронима и Сирийском бревиарии. В арм. Житии указана дата 2 янв. Житие Г. оказало влияние на Жития сщмч. Петра Капитолийского и вмч. Мины.

Ист.: BHG, N 703-703g; Василий Великий, свт. Творения. М., 1993р. Ч. 4. С. 280-308; PG. 31. Col. 489-507; ActaSS. Ian. T. 1. P. 3, 130-133; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 141-147; Esbroek M., van. La Passion arménienne de S. Gordius de Césarée // AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 357-386.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6; Halkin F. Un second S. Gordius? // AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 5-15; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 621; Lackner W. Eine verkappte Hesychios-Passio // AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 5-12; Sanspeur C. L. Hellénismes retrouvés dans la Passion arménienne de S. Gordius // HAms. 1980. T. 94. Col. 23-26; Bertocchi P. Gordio // BiblSS. Vol. 7. Col. 121; Declerck J. H. Gordios (1) // DHGE. T. 21. Col. 742-743; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 98-99.
О. В. Л.

Гимнография

Память Г. отмечается уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв., хотя и без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 172). В студийских и иерусалимских Типиконах и памятниках, с ними связанных, 3 янв. соединяются последования предпразднства Богоявления, Г. и прор. Малахии. Последование Г. не имеет признаков торжественности, а элементы торжественности (в частности, пение на утрене «Бог Господь») в службу этого дня вносит последование предпразднства. Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. не описывает подробно последование Г., а отмечает только, что читается Похвальное слово свт. Василия Великого на память Г. (Пентковский. Типикон. С. 314; в поздних памятниках то же Похвальное слово назначается на этот день). Согласно др. редакциям Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 373; Arranz. Typicon. P. 93), а также ранним редакциям Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., л. 32 об.), на утрене поется только тропарь предпразднства. В поздних редакциях Иерусалимского устава также соединяются 3 последования, но в последовании Г. появляется тропарь (общий) (см., напр., печатные греч. Типиконы (Венеция, 1545, 1577), слав. Часослов (Краков, 1497), рукописные слав. Типиконы XVI в. и проч.). Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), на литургии можно по желанию совершить службу (прокимен, Апостол и проч.) в честь Г. Слав. Типикон 1610 г. приводит службу полностью: прокимен из Пс 15, Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен Пс 111. 6b, евангельского чтения мученику в этом Типиконе нет, чтение предпразднства Богоявления. В Типиконе 1633 г. назначается общее чтение мученику. В Типиконе 1641 г. указывается песнь на блаженнах из канона Г. (такого указания нет в более ранних и в последующих изданиях Типикона), прокимен из Пс 62, 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Мф 10. 16-22, причастен Пс 111. 6b. Та же служба на литургии сохраняется и в совр. слав. богослужебных книгах.

Последование Г., помещенное в совр. греч. и слав. Минеях, включает в себя: тропарь 4-го гласа: ῾Ο Μάρτυς σου Κύριε (   ); кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:        (в греч. Минеях его нет); канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Μάρτυρα Γόρδιον ὕμνοισιν μελιηδέσιν ᾄδω (     ), с ирмосом ῞Αισομεν τῷ Κυρίῳ (  ), нач.: Μάρτυς τῆς ἀληθείας, Γόρδιε παμμάκαρ (    ); цикл из 3 стихир 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «О преславнаго чудесе». В рукописях в честь Г. содержатся общий канон предпразднства и Г. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, с ирмосом ῾Η κεκομμένη τὴν ἄτομον (   ), нач.: Τὸ τῶν χειρῶν σου πλαστούργημα (Деяние рук твоих); канон Г. 4-го гласа, с ирмосом Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος (   ), нач.: Γορδίου τὴν φωτοφόρου σήμερον (   ) (Ταμεῖον. Σ. 143). В дониконовских Типиконах и Минеях помещается др. кондак Г., 4-го гласа, на подобен «Явился еси днесь»:     .

А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
  • АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
  • АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
  • АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
  • АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
  • АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
  • ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
  • ЕЛЕВФЕРИЙ КУВИКУЛАРИЙ († нач. IV в.), мч. Византийский (пам. 4 авг., 15 дек.)
  • ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)
  • ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
  • АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
  • АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
  • АРИСТОКЛИЙ, ДИМИТРИАН И АФАНАСИЙ († ок. 306), мученики Саламинские (пам. 20 июня, греч. 23 июня)
  • ВАРВАР «бывший разбойник», мч., (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая)