МИХЕЙ
Том XLVI, С. 97-103
опубликовано: 15 октября 2021г.

МИХЕЙ

Содержание

(† кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского. Основными источниками сведений его жизни являются Житие прп. Сергия и службы ему, к-рые известны в нескольких редакциях. В этих источниках сообщается, что младшие современники считали М. одним из близких учеников прп. Сергия. Происхождение М., обстоятельства и время его прихода в обитель неизвестны. В число первых 12 насельников Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра) агиограф Пахомий Логофет М. не включал. Поэтому можно предполагать, что святой появился в обители уже после 1354 г., когда прп. Сергий стал игуменом мон-ря. Учитывая близость М. к прп. Сергию, можно полагать, что преподобный относился к той части троицкой монашеской братии, к-рая поддерживала реформы игумена, а впосл. активно добивалась возвращения прп. Сергия в обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Почти сразу по возвращении прп. Сергия, М. вместе с Исаакием Молчальником и Симоном, преподобными Радонежскими, вечером в пятницу, во время Рождественского поста, были собеседниками прп. Сергия после явления ему Пресв. Богородицы. Согласно Житию, написанному Пахомием Логофетом, после прочтения канона «Пречистеи Владычице нашеи Богородици» игумен решил отдохнуть и уснул. В келье во время сна он услышал голос, сообщивший, что сейчас к нему явятся Пречистая Богородица и 2 апостола, в к-рых игумен узнал «Иоанна Богослова и Петра връхвнаго». Келейник прп. Сергия стал невольным свидетелем этой встречи и был объят страхом. Игумен, радуясь душой явлению в его обитель Пресв. Богородицы и желая успокоить ученика, приказал М., чтобы он позвал в келью преподобных Исаакия и Симона. Прибывшим ученикам прп. Сергий рассказал (неск. раз обращаясь к М. и называя его «чадо») о своем видении, к-рое «яко услышашя, абие радости духовныа исплънишяся» (Клосс. 1998. С. 408-409).

Согласно данным кон. XVII - XVIII в., М. «преставися в лето 6893 маиа в 6 день» (Описание о российских святых. С. 78; Голубинский. С. 440. Примеч. 98). Записи о кончине М. нет ни в Троицкой (свод 1408/09 г.), ни в Симеоновской летописи кон. XV в., ни в Рогожском летописце 40-х гг. XV в., в текстах к-рых отразился ранний летописный материал, связанный с Троице-Сергиевым мон-рем, ни в поздних троицких летописцах XVII в. Еще в сер. 50-х гг. XVII в. 1385 г. как год кончины М. не был известен Симону (Азарьину), и он не отражен в его Месяцеслове (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173/I. № 201. Л. 332 об.). Т. о., неизвестно, из каких источников появилась эта дата, поэтому строгих оснований для отнесения кончины М. к 1385 г. не имеется.

Не исключено, что М. скончался уже после смерти прп. Сергия.

Почитание

Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ)Прп. Михей Радонежский. Фрагмент иконы на раке прп. Михея Радонежского. Ок. 1980 г. (ц. в честь Явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому, ТСЛ)Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г.Рака с мощами прп. Михея Радонежского и икона преподобных Сергия и Михея Радонежских в иконостасе ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. Фотография. 2015 г.Поскольку преподобный относился к числу младших современников св. игумена, его имя было хорошо известно троицким монахам кон. XIV - 1-й пол. XV в., к-рые могли рассказать о нем автору первоначального Жития прп. Сергия прп. Епифанию Премудрому и позднее Пахомию Логофету. Встречающиеся с нач. XVI в., в основном в произведениях, связанных с Троице-Сергиевым мон-рем, изображения М. с нимбом могут рассматриваться в качестве свидетельства о начале местного почитания преподобного в Троицкой обители. Имя М. встречается в пергаменном синодике киржачского Благовещенского мон-ря кон. XVI в. вместе с именами преподобных иноков Исаакия Молчальника и Романа. Вместе они характеризуются как «ученицы» прп. Сергия (РГБ. Ф. 304/I. № 43. Л. 12; Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 219. Примеч. 110).

В сер. 50-х гг. XVII в. троицкий инок Симон (Азарьин) включил имя М. в свой Месяцеслов: «Преподобный Михеи сподобивыйся видети Явления Пречистые Богородицы с преподобным Сергием» (РГБ. Ф. 173/I. № 201. Л. 332 об.).

В XVIII в. в разд. «Града Радонежа и монастыря святые» в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских святых чудотворцов…» (из рукописи П. И. Савваитова) был отмечен «Преподобный Михей» (Барсуков. Источники агиографии. С. IV). 10 дек. 1734 г. по инициативе архим. Варлаама (Высоцкого) и с разрешения Синода была освящена построенная над мощами М., почивающими под спудом, небольшая каменная ц. в честь Явления Пресв. Богородицы и святых апостолов прп. Сергию. Она была расписана в 1781 г., в том же году в ней был сделан новый позолоченный иконостас. При ее возобновлении в 1842 г. присутствовал лично св. митр. Московский Филарет (Дроздов), к-рый по этому поводу произнес проповедь, посвященную М. В 1871 г. на средства купца М. И. Шапошникова была произведена реставрация убранства церкви: отреставрирован иконостас, гробница М. покрыта новой серебряной ризой (Голубинский. 2012. С. 99, 189-190).

Е. Е. Голубинский первоначально включал М. в число не канонизированных, а лишь почитаемых усопших. Однако затем исследователь изменил свою точку зрения: «О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII-го века, нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее», «он есть настоящий местный святой, неизвестно нам когда признанный или канонизованный» (Голубинский. Канонизация святых. С. 145-146, 555).

Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 18926; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 408-409.
Лит.: Горский А. В. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 379-380; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 250-255; Верный месяцеслов. С. 15; Никон (Рождественский), еп. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045; Белоброва О. А. О некоторых изображениях Епифания Премудрого и их лит. источниках // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 91-100; Балдин В. И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. М., 1976; он же. Загорск. М., 19892; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских Святых - престольный праздник Сергиевой Лавры // ЖМП. 1981. № 10. С. 17-19; Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника // Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения. М., 1995. С. 130, 138; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997р. Т. 2. Ч. 1. С. 132; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 258; Miller D. B. Saint Sergius of Radonezh, his Trinity monastery, and the formation of the Russian identity. Dekalb (Ill.), 2010. P. 53-54, 82; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Серг. П., 2012. С. 51, 52, 71, 99, 189, 190, 372, 440, 487.
А. В. Кузьмин

Иконография

Наиболее ранние изображения М. известны на иконах «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому». Святой представлен за спиной прп. Сергия стоящим или упавшим ниц от «чюднаго видениа». Как правило, коленопреклоненная или склонившаяся фигура М. показана в дверном проеме, как на запрестольном резном по кости кресте (2-я пол. XV в., 1649, СПГИАХМЗ); он благоговейно закрывает лик покровенными мантией руками, как на резном 2-створчатом складне 1-й пол. XVI в. с надписью: «Михе» (вклад старца Вассиана (Карачарова), СПГИАХМЗ). На резной иконе 1-й пол. XVI в. (из собрания В. А. Прохорова, ГРМ) прп. Сергий и М. изображены с нимбами; так же, с нимбами, они представлены на пелене ок. 1560 г. (вклад кнг. Евфросинии Андреевны Старицкой, СПГИАХМЗ), где М.-средовек стоит за прп. Сергием, приложив руку к груди. Необычный иконографический вариант - на пелене посл. четв. XV в., вышитой в мастерской вел. кнг. Марии Ярославны (ГММК; см.: Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Кат. / ГММК. М., 2004. С. 99-101. Кат. 10): М., протянув руку вперед, смотрит на «посещение чюдно» из оконного проема расположенной справа палаты, в его волосах и короткой бороде седина, вокруг головы нимб. Этот сюжет неоднократно воспроизводился в памятниках шитья, напр. на покрове ок. 1523/24 г. с Голгофским крестом в центре композиции (вклад в Троице-Сергиев мон-рь Матрены Вепревой, СПГИАХМЗ); на двусторонней хоругви 1650 г., вышитой в царицыной мастерской (СПГИАХМЗ), М., как и его учитель, показан в порывистом движении, правая рука в изумлении поднята ко лбу. Из-за отсутствия надписаний не всегда можно с уверенностью говорить о том, что изображен М., а не прп. Никон Радонежский, поскольку последнего как преемника троицкого игумена писали стоящим за прп. Сергием в др. варианте извода, известном также с XV в. (см. ст. Никон Радонежский, прп.; на месте М., в коленопреклонении, он представлен, в частности, на пелене со Св. Троицей, избранными праздниками и святыми 1524/25 г.- вклад вел. кн. Василия III Иоанновича и вел. кнг. Соломонии Сабуровой, СПГИАХМЗ). Обычно М. изображали более молодым, чем прп. Никона.

Подобная композиция в различных редакциях воспроизводилась затем на иконах XVII - нач. XX в., в т. ч. созданных в Троицкой обители и ее окрестностях, подмонастырских слободах и приписных мон-рях. Характерными образцами являются иконы-пядницы сер. XVII в. (ГРМ), 1747 г. (ГМИР), 3-й четв. XVII в. (собрание К. В. Воронина), 1747-1764 гг., рубежа XVIII и XIX вв. (СПГИАХМЗ, ЗИАХМ, РГИАХМЗ - одежды М. напоминают мирские, он прикрывает глаза ладонью); монументальный образ 1777 г. (?) в серебряном окладе 1853 г. на юж. стене над ракой с мощами прп. Сергия (Троицкий собор ТСЛ; написан по благословению митр. Платона (Левшина) - Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. 2003. С. 78, 136); образ сер. XIX в. на столбе Успенского собора лавры (реставрирован в 1881); произведения мастеров Холуя посл. четв. XVIII - нач. XX в. (ГЭ, СПГИАХМЗ, НКПИКЗ - происходят из ЦАМ КДА, частные собрания); иконы 2-й пол. XIX в. мастерской худож. И. М. Малышева в Сергиевом Посаде (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ, Митрополичьи палаты ТСЛ, ГМИР, ризница СДМ, частные собрания; лица М. совсем не видно под клобуком и мантией) и др. Положение фигуры М., его возраст, монашеские ризы, жесты в изображениях варьируются; иногда он в глубине кельи, а не в сенях, куда игумен вышел встречать Пресв. Богородицу, чаще - рядом с прп. Сергием. На прориси мастера Е. И. Козмина из посада Клинцы (ГИМ) помимо сцены явления Божией Матери присутствует дополнительный сюжет молитвы преподобных Сергия и М. внутри кельи. Подобные иконы, использовавшиеся в качестве «раздаточных» паломникам обители, десятками писали мастера, работавшие по заказам Троице-Сергиевой лавры (по описи 1641/42 г., в казенных палатах было 1163 образа «Сергиева видения», см.: Воронцова Л. М. О некоторых особенностях троицких икон XVI-XVII вв.: К проблеме атрибуции // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы [1-й] междунар. конф. 29 сент.- 1 окт. 1998 г. М., 2000. С. 291-292).

Иногда в композицию включены образы обоих учеников прп. Сергия: на створке резного складня 1-й пол. XVII в., вложенного в Троицкий мон-рь иноком Василием (Аврамовым) (СПГИАХМЗ); на поволжской иконе-пяднице кон. XVII в. (Музей русской иконы, Москва); на большой иконе посл. четв. XVII в. (собрание И. В. Возякова; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 90, 327. Кат. 61); на небольшом образе кон. XVIII - нач. XIX в. (из собрания Успенских, ГЭ); в клейме на житийной иконе 1-й четв. XVIII в. из с. Васильевского Старицкого р-на Тверской обл. (ЦМиАР); в клейме в среднике житийной иконы кон. XVIII в. из ц. вмч. Георгия в урочище Ст. Георгий Галичского р-на Костромской обл. (КГОИАХМЗ) и др. На иконе «Сергиево видение» кон. XIX в. (ЦМиАР) действие происходит в интерьере с 2 келейными образами троицкого игумена в красном углу, М. склонился к стоящему на коленях прп. Сергию, спрятав лицо в складках мантии, куколь лежит на плечах.

Этот же сюжет получил распространение как одно из клейм в житийной иконографии прп. Сергия, начиная с местного образа с 19 клеймами посл. четв. XV в. письма Дионисия из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010. С. 106-107). Образ М. с поднятыми к лицу покровенными руками едва виден в глубине арочного проема палаты за фигурой коленопреклоненного прп. Сергия, его голова не покрыта, персональные черты иконописцем не выявлены. В житийных циклах, восходящих по иконографии к образу из Троицкого собора, в 12-м клейме изображен М. (в остальных клеймах среди учеников образ М. не обозначен), иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); ок. 1510 г. предположительно письма Феодосия, сына Дионисия (из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконе нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящей из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ), М. изображен на фоне арки рядом с прп. Сергием; на московской иконе ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре Костромы (КГОИАХМЗ) юный М. написан в проеме палаты еще не упавшим на колени; на иконе кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ) - изображен в профиль; на ростовской иконе 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре на Устье (ГМЗРК) - М., средовек с небольшой русой бородой, предстоит в молении за прп. Сергием (как прп. Никон в др. иконографическом изводе). О событии рассказано в 2 клеймах на житийных иконах 1-й пол. XVII в. с дополнениями 3-й четв. XVII в. (Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 96-97. № 58) и 1-й трети XVIII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ): сначала прп. Сергий молится и предупреждает М. о чудесном посещении, затем оба встречают Пресв. Богородицу с апостолами. На некоторых иконах подписано имя М.; с нач. XVI в., гл. обр. в троицких произведениях, встречаются его изображения с нимбом.

Беседа преподобных Сергия и Михея Радонежский после посещения Божией Матери. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80–90-е гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. № 21. Л. 214)Беседа преподобных Сергия и Михея Радонежский после посещения Божией Матери. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80–90-е гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. № 21. Л. 214)На вологодской иконе «Прп. Сергий Радонежский, с 12 клеймами жития» 1-й трети XVI в. (собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) и на среднерус. образе с 20 житийными клеймами в басменном окладе 1-й пол. XVII в. (частное собрание; см.: От прп. Сергия Радонежского до прп. Серафима Саровского. 2014. С. 5) в соответствующем клейме голову безбородого М. покрывает монашеский клобук. Позднее появились и др. иконографические варианты: так, на образе с 24 клеймами Жития 1-й пол. XVII в. из придела прп. Сергия Радонежского ц. Св. Троицы в Воскресенском мон-ре Череповца (ЧерМО; см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 98-99, 227-228. Кат. 42. Ил. 43) М.- средовек без нимба, в земном поклоне у ног стоящего троицкого игумена. В 18-м клейме иконы с сюжетами Жития и Сказания о Мамаевом побоище из Троицкой ц. в Ярославле (кон. XVI - нач. XVII в., с дополнениями ок. 1680 и после 1684, ЯХМ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009. Т. 1. С. 500-517. Кат. 95) М. присутствует не в самой сцене явления Пресв. Богородицы, а в дополняющем ее сюжете совместной молитвы прп. Сергия и М. (в клобуке, с нимбом) в келье перед иконой Спасителя. Более традиц. типы изображения известны в житийных циклах на иконах с 20 клеймами сер. XVII в. (собрание К. В. Воронина), с 16 клеймами сер. XVII в. в басменном окладе (ЦМиАР) и 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора в Варницком мон-ре (ГМЗРК), с 12 клеймами посл. трети XIX в. (Музей русской иконы в Москве) и др.

«Повесть о прп. Сергии» в сокращенной редакции включена во 2-й Остермановский том Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 379 об.- 434 об.; миниатюры с М. на л. 430, 431 об.). М.- в традиц. монашеском одеянии, на голове клобук, его внешность отличается от облика прп. Сергия только отсутствием нимба. Рассказ «О посещение Богоматере к святому» вошел как отдельный цикл в лицевой троицкий список Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. № 21. Л. 261-265; см. также литографированное воспроизведение миниатюр с раскраской в лаврском изд. 1847 г.: Обитель прп. Сергия. 2014. С. 282-283. Кат. 327). На миниатюрах М. одет, как и его наставник, в рясу (серовато-зеленого или синеватого оттенков), короткую мантию и округлый клобук, возрастом подобен прп. Сергию, индивидуальные черты не выражены, борода густая и округлая, средней величины. Во 2-й композиции его имя в соответствии с упоминанием в тексте подписано («Михѣи»), в остальных - образ опознается по описанию событий. На 2 миниатюрах, сразу после чудесного явления и во время совместной молитвы с учениками, вокруг головы М. обозначен нимб. Однако в целом среди братии и ближайших учеников фигуру М., ввиду отсутствия подписи и персональных признаков, выделить невозможно. В кон. XVII - нач. XVIII в. рукопись была скопирована и оказалась в б-ке имп. Петра I (БАН. П I. А № 38).

Прп. Михей Радонежский. Фрагмент запрестольного семисвечника. 1883 г. (Успенский собор ТСЛ)Прп. Михей Радонежский. Фрагмент запрестольного семисвечника. 1883 г. (Успенский собор ТСЛ)

Композиция «Сергиева видения» воспроизводилась на картинах (образ на холсте 1-й пол. XIX в., ГМИР; в левой руке М.¾ кадило) и рисунках (1838, ЦАК МДА; кон. XIX - нач. XX в., В. К. Бондарев, РГБ), а также на многочисленных гравюрах и литографиях сер. XVIII - 2-й пол. XIX в., преимущественно исполненных по заказам или вышедших из мастерской Троице-Сергиевой лавры. К ним относятся, напр., 2 резцовые гравюры сер. XVIII в. (ГИМ), литография с раскраской по рис. И. С. Болдырева (1868, СПГИАХМЗ) и аналогичный по иконографии, но зеркальный по композиции эстамп 1874 г. мастерской А. В. Морозова в Москве (по рис. Румянцева, РГБ): М., с четками в руках, полностью закрывает кистями рук лицо. Некоторые произведения, особенно композиция акад. В. Е. Маковского 70-х гг. XIX в. в стенописи храма Христа Спасителя (эскиз 1876 г.- ГРМ; см.: Русские монастыри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 164), служили образцами для иконописцев и художников-монументалистов (Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 117, 184, 191, 196-197, 406, 409). Одно из творческих повторений этой композиции - икона 1899 г. со штампом об освящении иконы на св. мощах прп. Сергия (Покровская ц. в с. Покров близ Рыбинска). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. такой сюжет особенно любили резчики Сергиева Посада (напр., И. С. Хрустачёв - ГИМ, ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 270-272), создававшие во множестве миниатюрные изделия для продажи паломникам.

В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 4 мая изредка помещалось описание преставления преподобного. Так, в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова о М. сказано: «Подобием сед, брада аки Власиева, покороче, в клобуке черном, ризы преподобническия; а в видении Пресвятыя Богородицы преподобному Сергию пишется Михей рус, брада не велика, в клобуке же» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53). Такая же двойственность иконографии М. отмечена и в др. рукописях: «Сед, брада Власиева, в клабуке черном, а инде надсед, брада Сергиева, схима на плечах, а в Явлении Сергиевом рус, брада Козмина, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 108, 156 - в отдельном перечне; см. также: РНБ. Погод. № 1931. Л. 149 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 94-95).

Известно неск. единоличных икон М., на к-рых он предстает в полной схиме с покрытой куколем головой. Одна из них, работы М. И. Дикарёва (1893, ГРМ; см.: Религиозный Петербург / ГРМ. СПб., 2004. С. 284-285. Ил. 510; Святые земли Русской. 2010. С. 102-103. Ил. 55), входит под 5 мая в серию аналойных икон-святцев (т. н. годовая минея, включавшая более 350 образов), созданных для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. М. показан в рост, на условном пейзажном фоне с видом Троице-Сергиевой лавры, монашеские ризы моделированы «золотопробельными» разделками, куколь имеет островерхую форму; у М. длинная, узкая на конце и раздвоенная борода, которой он касается правой рукой, в левой руке держит свиток. Ок. 1900 г. исполнен поясной образ М. в серебряном с эмалями окладе (опубл. в каталоге аукциона Sotheby's в Нью-Йорке в 1985) ¾ святой в схиме с подробными текстами, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток. Ростовое прямоличное изображение М. имеется также на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора ТСЛ (в числе 7 почивающих в лавре святых, у М. недлинная, раздвоенная на конце седая борода, руки на груди). Аналогичный по иконографии образ - на иконе 1-й пол. XX в. (вероятно, 1949, палехский худож. Каравайкин) на столбике иконостаса ц. прп. Никона Радонежского в ТСЛ.

Прп. Михей Радонежский. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ. 1845–1847 гг. с поновлениями кон. XIX–XX вв.Прп. Михей Радонежский. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ. 1845–1847 гг. с поновлениями кон. XIX–XX вв.В монументальной живописи ростовой образ М. вполоборота влево, за изображением прп. Никона помещен на восточной стене притвора Троицкого собора ТСЛ справа от портала (живопись слева от портала - 2-я пол. XVI в. с поновлениями 1635 и более поздними, с реставрационными тонировками 1939-1940 и 1949-1952; справа образы святых восстановлены по картонам И. В. Ватагиной палешанами А. В. Боруновым и Б. М. Мельниковым - см.: Зубов В. П. Троицкий собор. Рукопись. 1942 г. С. 11-12 // Личный архив М. В. Зубовой; Нерадовский П. И. Описание композиций, состояния сохранности и раскрытой в 1949-1952 гг. стенописи Троицкого собора и удаленных записей XVIII-XIX вв. // Реставрация стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в г. Загорске: Науч. отчет 1949-1952 гг. Машинопись. М., 1955), напротив преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского (М. единственный из предстоящих ¾ в островерхом куколе). В стенописи ц. в честь Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?; поновления - 1871, 1947) ростовой образ М. в поздней лаврской иконографии выделен в соответствии с посвящением храма и находится в нише на юж. стене (по сторонам от святого - преподобные Сергий и Никон). В ряду учеников прп. Сергия М. написан (тоже в куколе, руки на груди, в левой - четки) лаврскими мастерами в академической манере на оконном откосе юж. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966).

В посл. трети XVII в. появились первые изображения Собора Радонежских чудотворцев, где М. отводилось, как правило, сравнительно почетное место. Наиболее ранний известный пример этого времени - образ в окладе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ).

Фигура М. в молении помещена в нижнем регистре справа, между преподобными Иаковом и Елисеем; он в схиме, куколь лежит на плечах, в волосах и средней величины бороде проседь; на дробнице оклада надпись:«Прп(д)бны(и) михеиi». Сокращенный вариант композиции - на иконе «Радонежские чудотворцы» 1702 г. («моление старца Антониа Болотникова», СПГИАХМЗ). М. представлен напротив прп. Сергия в центре 1-го ряда справа, в молении, в округлом монашеском куколе с воскрылиями, борода с проседью, до середины груди. Очевидно, на основе гравюры И. Ф. Зубова 1725 г. создана икона «Вид Троице-Сергиевой лавры, с Радонежскими святыми и 16 клеймами праздников» 3-й четв. XVIII в. (частное собрание), после того как обитель получила статус лавры: в среднике над монастырем в облаках написаны 6 полуфигур небесных покровителей обители, в т. ч. 2-й слева М. по облику уподоблен прп. Никону, с непокрытой головой, седые волосы разделены на прямой пробор. Тогда же сложился тип образа Радонежских чудотворцев, мощи к-рых почивают в Троицкой обители, с прп. Сергием в центре, как на небольшой «раздаточной» иконе кон. XVIII - нач. XIX в., выполненной в слободе Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (частное собрание; М. вверху слева, напротив - прп. Максим Грек), или на профессиональном по исполнению образе сер. XIX в., к-рый связывают с мастерской Малышева (Ильинская ц. в Сергиевом Посаде). К этому же типу относится икона 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) - М. в клобуке изображен немного в глубине между преподобными Сергием и Никоном; литография «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» с цензурным разрешением от 10 апр. 1845 г. (ГИМ - лист с раскраской, СПГИАХМЗ - цензорский экземпляр), называемая в документах «угодники лавры» (образ М.- в левой группе).

Многофигурный извод, включающий сонм ближайших учеников и собеседников прп. Сергия, представлен 2 иконами из интерьера Успенского собора ТСЛ, расположенными на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба. Вероятно, оба произведения выполнены иконописцем М. А. Рогожкиным во время обновления интерьера собора в 1881-1882 гг., хотя образ из зап. части храма восходит по иконографии к большой иконе «Обитель живоначалные Троицы в лицах» (судя по сюжету «Коронование Богородицы», создана не ранее посл. трети XVII в.), стоявшей в кон. XIX в. в сев. притворе Троицкого собора (опубл.: Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игум. Радонежского и всея России чудотворца / Сост.: архим. Никон (Рождественский). [Серг. П.], 19045. Ил. к с. 215; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по лавре. Серг. П., 2012. С. 169). М.- старец с покрытой схимническим куколем головой, с более узкой на конце бородой, руки скрещены на груди, стоит в центре слева в 1-м ряду, сразу за прп. Сергием. В 70-х гг. XIX в. в зап. части храма Христа Спасителя появились монументальные композиции «Построение Свято-Троицкой лавры», «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» и поясной образ М. (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83-84). В 1891 г. в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва «в память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия был отпечатан лист с клеймами его жития, видом лавры и Собором Радонежских святых в среднике, включающим 52 сподвижника и ученика (ГИМ, РГБ - 1894 г.; М. в центре, по правую руку от прп. Сергия). В XX в. была написана надвратная монументальная композиция с Радонежскими святыми при выходе из Троице-Сергиевой лавры (раскрыта и отреставрирована в 2014, многие изображения и надписи с именами святых реконструированы).

Преподобные Максим Грек, Михей и Сергий Радонежские. Фрагмент иконы «Вид Троице-Сергиевой лавры с Радонежскими святыми и клеймами праздников». 3-я четв. XVIII в. (частное собрание)Преподобные Максим Грек, Михей и Сергий Радонежские. Фрагмент иконы «Вид Троице-Сергиевой лавры с Радонежскими святыми и клеймами праздников». 3-я четв. XVIII в. (частное собрание)В качестве избранных святых на полях главные Радонежские чудотворцы, в т. ч. М., вероятно, написаны на иконах «Чудо о Флоре и Лавре», «Спас Нерукотворный» и «Не рыдай Мене, Мати», XVI в. (?) с поздними поновлениями (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 182-183, 186. Кат. 584, 589. Ил. 64). В редких случаях преподобных Сергия, Никона и М. изображали втроем - напр. (в куколе, с небольшой седой бородой), в одном из клейм на эмалевой иконе «Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 1994. С. 82, 84, 220-221. Кат. 100, 103; см. также: Там же. С. 140, 204-205, 230, 239. Кат. 182, 254, 255).

В XVIII в. образ М. вводили в программные многофигурные композиции «Собор русских святых», разработанные старообрядцами Выговской пуст. В частности, он изображен в правой группе преподобных в 4-м ряду, за прп. Андроником Московским, на иконах 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), нач. XIX в. (ГИМ), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса (Юхименко, Горшкова. Иконы собр. Г. Лепса. 2012. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saints / fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. На иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) М.- в 1-м ряду слева в группе преподобных. Святой изображен прямолично (русый, со свитком в руке) в верхнем регистре слева на центральной иконе триптиха с фигурами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см.: Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33).

Прп. Михей Радонежский. Роспись старой братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. 1955 г.Прп. Михей Радонежский. Роспись старой братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. 1955 г.На месте кельи прп. Сергия, в Серапионовой палате, судя по литографии 1865 г. (СПГИАХМЗ), была устроена часовня с иконостасом и большим образом под сенью на месте явления Пресв. Богородицы. В 1950 г. там была установлена икона «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» письма мон. Иулиании (Соколовой) (Иконописец мон. Иулиания: Посвящается 30-летию со дня кончины. М., 2012. С. 152-153). Она же разрабатывала изображение М. на иконе «Радонежские чудотворцы» (1962-1973, сохранилась фотография образа из альбома игум. Марка (Лозинского) - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 227), на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» - 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Там же. С. 231-239) и на подготовительных эскизах к ним кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (частное собрание). Образ М., как и др. Радонежских святых, был включен в роспись 1955 г. старой братской трапезной лавры (мон. Иулиания).

Ок. 1980 г. обновлен интерьер Михеевской ц. ТСЛ, новые иконы для иконостаса написаны на металле в академической манере архим. Николаем (Самсоновым) и иеродиак. Рафаилом (Берестовым). На крайней справа иконе с фигурным завершением, стоящей возле раки М., под образом Св. Троицы представлены преподобные Сергий и М. (в куколе, правая рука на груди); рядом с ракой - ростовой золотофонный образ М. посл. четв. XX в. Тогда же новую раку над местом погребения М. покрыли живописным образом, выполненным под рук. мон. Иулиании (вероятно, на основе иконы на семисвечнике из алтаря Успенского собора): преподобный в схиме, на куколе Голгофский крест, борода округлая, седая, средней величины, глаза прикрыты, руки возложены на грудь.

В кон. XX в. на предприятии «Софрино» создан поясной образ М. для ризницы Троице-Сергиевой лавры (М.- средовек, его голова не покрыта). Совр. мастера обращаются к образу М., как правило, в иконописных и монументальных композициях «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» (роспись диаконника Покровского собора Хотьковского женского мон-ря, 2010, худож. И. Р. Кайсин; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 180), хотя встречаются и единоличные изображения. Один из таких примеров (в одной программе с др. ближайшими учениками прп. Сергия) - роспись в традиции живописи Дионисия юж. притвора Троицкого собора, перед входом в придел прп. Никона (бригада под рук. А. В. Алёшина, худож. М. Буровский).

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. С. 295. № 606; Воронцова Л. М., Зарицкая О. И., Шитова Л. А. Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. М., 1992; Чугреева Н. Н. Прп. Сергий Радонежский: Альбом. М., 1992; она же. Прп. Сергий Радонежский. СПб., 2014. (Рус. икона); Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 81-82, 164-165. Кат. 93, 95; Лифшиц Л. И. Иконография явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве кон. XIV - нач. XV в. // ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 79-94; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455, 480-481, 486-489; Т. 2. С. 173; Маясова Н. А. Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии) // ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Гусева Э. К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию») // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 120-138; Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры: Альбом. Серг. П., 2003; Костромская икона XIII-XIX вв. / Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 475, 611. Кат. 20, 263. Ил. 28, 420; Шитова Л. А. Русские иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого: Кат. / ГМЗРК. М., 2006. С. 204-209, 304-307. Кат. 57, 86; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006-2007. Кн. 7; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 264-265, 460-463. Кат. 108, 196; Житие прп. и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.], 2010. 2 т.; Святые земли Русской: [Кат. выст.] / ГРМ. СПб., 2010; Прп. Сергий Радонежский и образ Св. Троицы в древнерус. искусстве: Кат. выст. / Сост.: Г. В. Попов, Н. И. Комашко. М., 2013; «И свеча не угасла…»: Произведения изобр. и декоративно-прикладного искусства XV - нач. XXI в., памятники истории и археологии: Кат. выст. / СПГИАХМЗ. М., 2014; Обитель прп. Сергия: Кат. выст. / ГИМ. М., 2014; От прп. Сергия Радонежского до прп. Серафима Саровского: Монастырские традиции в рус. искусстве / Авт.-сост.: Л. И. Алехина, С. В. Гнутова, Я. Э. Зеленина. М., 2014. С. 4-5, 7-9; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014; Ризница Св.-Троицкой Сергиевой Лавры / Сост.: Л. М. Воронцова, Г. П. Черкашина, Л. А. Шитова. Серг. П., 2014. 2 т.; Русские святые: Кат. выст. / Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 109, 118-119, 145, 255-256, 261. Кат. 5, 20, 83; Русское искусство. М., 2014. № 2: Сергий Радонежский и его эпоха. С. 53, 76, 83-84; Образы рус. святых в собр. Исторического музея / ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 176-185. Кат. 43-44.
Я. Э. Зеленина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых)
  • ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский
  • ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)
  • ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря
  • ИГНАТИЙ Троицкий, Радонежский († не ранее 50-х гг. XV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), ученик прп. Никона Радонежского
  • ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых)
  • ИРИНАРХ († 1621), прп. (пам. 28 нояб., 12 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский
  • ИСААКИЙ († 1387/88 ), Радонежский, молчальник, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • МАКАРИЙ († после 1392), Радонежский, прп. (пам. 19 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • МИТРОФАН († сер. XIV в.), Троицкий, Радонежский, игумен, старец, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых)