НИКОН ВЕЛИКИЙ
Том LI, С. 26-34
опубликовано: 12 января 2023г.

НИКОН ВЕЛИКИЙ

Содержание
Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)

(† 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.).

Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. (Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама, преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря, свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна). Н. В. доставили во дворец, где он должен был держать ответ перед князем. На вопрос правителя, почему без его согласия были пострижены боярин и слуга, святой отвечал, что сделал это «повелением Небеснаго Царя и призвавшаго их Исуса Христа» (Абрамович. 1991. С. 33). Изяслав потребовал от Н. В. убедить Варлаама и Ефрема вернуться в свои дома, в противном случае угрожал заточить братию и уничтожить мон-рь. Святой ответил отказом. В этот момент князю донесли, что Антоний с учениками покидает город. Супруга Изяслава, дочь польск. кор. Мешко II Гертруда (Елена), вступилась за опальную братию, предупредив мужа, что изгнание черноризцев может обернуться для него большими несчастьями, как это в свое время случилось на ее родине, в Польше. Изяслав смирился: он отпустил Н. В. и попросил его уговорить монахов вернуться в монастырь. Спустя непродолжительное время Н. В. вместе с неким черноризцем из обители св. Мины покинул Киев, как отмечает прп. Нестор, «хотяща особе сести» (Успенский сборник. 1971. С. 86). Дойдя до моря (Чёрного или Азовского), они расстались: спутник Н. В. двинулся дальше в направлении К-поля, а преподобный поселился близ Тмутаракани - столицы одноименного княжества, располагавшейся на юж. берегу Таманского зал. (ныне ст-ца Тамань). Здесь Н. В. основал мон-рь во имя Пресв. Богородицы; ко времени составления ЖФ он находился под управлением Киево-Печерской обители: «...и быcть манастырь славьн, иже и доныне есть, приклад имы и в сии Печерьскыи манастырь» (Там же). Вслед за Н. В. монастырь покинули прп. Ефрем, поселившийся вскоре в одном из столичных монастырей Византии, а затем и прп. Антоний: поставив игуменом прп. Варлаама, он основал неподалеку от старой пещеры (ныне Дальние пещеры) отшельническое поселение (ныне Ближние пещеры). В лит-ре уход Н. В. в Тмутаракань объясняется по-разному. Одни исследователи, соглашаясь с прп. Нестором, полагают, что святой хотел создать собственный мон-рь (Карпов. 2016. С. 334), другие отмечают, что он желал избежать мести киевского князя или искал уединения, к-рое после примирения с Изяславом было труднодостижимо из-за большого стечения людей, приходивших в обитель за благословением и молитвой (Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 153; Goetz L. K. Staat und Kirche in Altrussland. B., 1908. S. 26). М. Д. Присёлков придерживался мнения о том, что Н. В. покинул Киев по настоянию митр. Ефрема, по происхождению грека (Присёлков. 2003. С. 108). По мнению Ю. А. Артамонова, Н. В., как и др. насельники - преподобные Ефрем и Антоний, был недоволен княжеской инициативой поставления на игуменство прп. Варлаама и деятельностью игумена по преобразованию отшельнической общины в общежительный мон-рь (Артамонов. 2003. С. 217-220).

Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ)Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ)

В Тмутаракани Н. В. приобрел авторитет среди населения. Прп. Нестор сообщает, что после кончины тмутараканского кн. Ростислава Владимировича († 3 февр. 1067) святой по просьбе местных жителей отправился на Русь к черниговскому кн. Святославу (Николаю) Ярославичу просить на вакантный стол его сына Глеба (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 166). Воспользовавшись этим случаем, Н. В. посетил Киево-Печерский монастырь, где виделся с прп. Феодосием, к-рый слезно просил Н. В. вернуться в обитель и более не покидать ее. Тот обещал выполнить эту просьбу, как только завершит порученную ему миссию и устроит дела в своем мон-ре. Вероятно, в кон. 1067 - нач. 1068 г. Н. В. вернулся в Киево-Печерский мон-рь, где фактически занял 2-е по значимости место после действующего игумена, который, согласно прп. Нестору, почитал его «яко отца» (Успенский сб. 1971. С. 96). Ему прп. Феодосий поручал братию, когда по необходимости отлучался из обители; ему же доверял поучать иноков чтением душеполезных книг. Отмечая, с одной стороны, образованность Н. В., а с другой - смирение прп. Феодосия, агиограф пишет, что в то время, как 1-й занимался изготовлением (перепиской?) книг, 2-й сидел рядом и прял нити для переплета: «Мъногашьды же пакы великууму Никону седящю и делающю книгы, и блаженууму (Феодосию.- Ю. А.) в скраи того седящю и прядущю нити, еже на потребу таковууму делу» (Там же. С. 97).

В нач. 1073 г. на Руси разразился политический кризис, в ходе к-рого младшие Ярославичи - Святослав и Всеволод (Андрей) Ярославич - изгнали из Киева старшего брата Изяслава. Последовавшее за этим утверждение на киевском столе черниговского кн. Святослава резко осудил прп. Феодосий. В своих письмах и проповедях он порицал князя-узурпатора, несмотря на угрозу заточения. Во время этого конфликта (в дальнейшем отношения между печерским настоятелем и князем нормализовались) прп. Феодосий вместе с 2 другими черноризцами уговаривал Н. В. покинуть Киево-Печерский монастырь и вернулся в тмутараканскую обитель. По мнению одних исследователей, он опасался репрессий со стороны властей (Погодин. 1850. С. 183; Хорошев. 1986. С. 43; Творогов. 1987. С. 280), по мнению вторых, был недоволен примирением прп. Феодосия со Святославом (Присёлков. 2003. С. 103), по мнению третьих, сочувствовал черниговскому князю, не разделяя гражданской позиции своего игумена (Goetz. 1908. S. 28; Подскальски. 1996. С. 212; Артамонов. 2003. С. 235). Согласно последней т. зр., учитывая дипломатическую миссию Н. В. в 1067 г., он был более расположен к Святославу, нежели к Изяславу (с к-рым у Н. В. в свое время был конфликт из-за пострижения прп. Варлаама и свт. Ефрема). Известно также, что Святослав покровительствовал прп. Антонию: в 1069 г., когда над старцем нависла угроза репрессий со стороны Изяслава (преподобный осудил нарушение киевским князем клятвы не причинять вреда полоцкому кн. Всеславу Брячиславичу), Святослав помог Антонию тайно бежать в Чернигов, а потом содействовал строительству пещерного Богородичного мон-ря на Болдиных горах (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193).

Когда Н. В. вернулся в Киево-Печерский мон-рь, точно неизвестно. Прп. Нестор сообщает, что это произошло уже после кончины прп. Феодосия († 3 мая 1074). По этой причине преемником прп. Феодосия стал не Н. В., а свт. Стефан, буд. епископ Владимиро-Волынский. В игуменство Стефана, ок. 1076 г. («на третьее лето» со времени основания мон-ря), в обители было завершено возведение каменного Успенского собора (Там же. Стб. 198), а затем осуществлен перевод братии из «ветхого» мон-ря (Дальние пещеры) в «новый» (Ближние пещеры). Но его правление не было продолжительным: в результате внутренних неурядиц, о причинах к-рых источники умалчивают, Стефан сначала был смещен с игуменства, а затем и вовсе изгнан из обители. Его место с согласия всех монахов занял Н. В. Датировать это событие можно только приблизительно. Согласно рассказу КПП («Слово о Никите Затворнике»), свт. Никита, буд. епископ Новгородский, пришел в мон-рь в период игуменства Н. В. и спустя некоторое время, будучи прельщен бесом, предсказал гибель новгородского кн. Глеба Святославича, к-рая случилась 30 мая 1078 г. (Абрамович. 1991. С. 124-125; ПСРЛ. Т. 3. С. 18, 201). Отсюда следует, что наиболее вероятным годом вступления Н. В. в права настоятеля Киево-Печерского мон-ря надо считать 6585(1077/78) г. Этот же год приводится как время поставления святого на игуменство в списке «О игуменех Печерских от начала бывших», впрочем, ряд датировок этого источника являются ошибочными (Абрамович. 1991. С. 210). Хотя прямых указаний на связь между смещением Стефана и выбором Н. В. в качестве игумена в источниках нет, она вполне вероятна (Артамонов. 2003. С. 244-245; Карпов. 2016. С. 335).

По словам прп. Нестора, время настоятельства Н. В. не было бесконфликтным периодом в истории обители: «Тоже многашьды окушааше ся враг тако же пакы темь (части братии.- Ю. А.) съмятъше и на того (Никона.- Ю. А.) крамолоу възложити, нъ не възможе» (Успенский сб. 1971. С. 134). В лит-ре также отмечается, что святой находился в сложных отношениях с нек-рыми из монастырских старцев. В качестве примера обычно ссылаются на 3-е видение прп. Матфея Прозорливого («Сказание о первых черноризцах печерских»): во время утрени на месте игумена Н. В. в храме Матфей увидел осла. Уподобление настоятеля этому животному обычно интерпретируется как враждебное Н. В. Но возможно и др. объяснение, основанное на том, что образ осла мог быть символом перехода от жизни земной к жизни вечной. В этом случае видение прп. Матфея нужно понимать как знамение кончины Н. В., о к-рой старец был извещен ранее всех в мон-ре (Артамонов. 2007. С. 18). В том же «Сказании...» сообщается, что Н. В. физически наказывал прп. Исаакия, когда тот, поселившись в пещере, стал без согласия родителей приводить в нее детей и возлагать на них монашеские одежды. Здесь, однако, нужно иметь в виду, что подвиг юродства, который принял на себя прп. Исаакий, предполагал унижение и бесславие. В том, что Н. В., как свидетельствует КПП, пытался отговорить молодого мон. Никиту жить в пещере, убеждая сначала пожить среди братии, обычно видят доказательство его враждебности к такой форме монашеского аскетизма, как затворничество. Но в данном случае Н. В. следовал правилу, установленному еще прп. Феодосием,- разрешать поселение в затворе только опытным монахам.

Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор Киево-Печерских святых». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ)Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор Киево-Печерских святых». Гравер В. Белецкий. 1756 г. (РГБ)

Присёлков считал, что у Н. В. произошел серьезный конфликт с Киевским митрополитом греком Иоанном II († 1089) и по этой причине Успенский собор, построенный еще в 1075-1076 гг., был освящен только в 1089 г., когда настоятельствовал уже Иоанн (Присёлков. 2003. С. 129-130). Между тем упоминание в ПВЛ об этом событии вовсе не говорит о том, что со времени завершения строительства храм оставался неосвященным. Освящение, состоявшееся при Иоанне, было повторным, что объясняется завершением росписи и украшения мозаикой внутренних интерьеров собора, в т. ч. и алтаря, которые, по данным КПП («Слово о пришествии писцов церковных»), были начаты греч. мастерами при игумене Н. В., ок. 1084 г. (Абрамович. 1991. С. 9-10). Учитывая внушительные размеры храма, сезонность работ, время, необходимое на строительство мастерской для изготовления смальты (к-рая была засвидетельствована археологически), и освоение ее производства, деятельность художников должна была занять не менее 3-4 лет.

А. А. Шахматов связывал с деятельностью Н. В. создание в Киево-Печерском монастыре ок. 1073 г. летописного свода, к-рый предшествовал т. н. Начальному своду сер. 90-х гг. XI в. и ПВЛ нач. XII в. Исследователь обратил внимание на то, что место и время нек-рых событий 60-х гг. XI в., описанных в летописи, соотносятся с биографией Н. В. Так, за 1062-1066 гг., когда святой находился в Тмутаракани, в летописи «почти нет событий, которые бы относились к Киеву» и, наоборот, есть события, имеющие прямое отношение к политической истории Тмутаракани, причем описание кончины правившего там кн. Ростислава Владимировича содержит точную датировку - «умре месяца февраля в 3 день» (Шахматов. 2001. С 301-328). По мнению С. М. Михеева, «свод Никона» был составлен несколько позже, в 1078-1079 гг., когда Н. В. занял место игумена, и продолжал пополняться записями вплоть до 6595(1087/88) г. (Михеев. 2011. С. 155). Главной новацией свода, согласно исследователю, стало введение в повествование погодной сетки событий, что определило развитие отечественного историописания на столетия вперед (др. ученые считают, что эта новация автора Начального свода). Перу Н. В., по всей видимости, принадлежат рассказы о крещении блгв. кнг. Ольги, крещении равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича в Корсуни, ниспровержении идолов и крещении киевлян, гибели св. князей Бориса и Глеба и некоторые другие. Впрочем, т. зр. об участии Н. В. в летописании XI в. разделяют не все исследователи (М. Х. Алешковский, А. Тимберлейк, В. Я. Петрухин). Присёлков полагал, что в период игуменства Н. В. был поднят вопрос о канонизации прп. Феодосия Печерского, следствием чего стало написание прп. Нестором его Жития (Присёлков. 2003. С. 128-130). По мнению Артамонова, Н. В. был сторонником не «феодосиевской», а «антониевской» традиции: ему принадлежала инициатива церковного прославления прп. Антония Печерского и составления его церковного жизнеописания. Однако эта инициатива не нашла поддержки у киевского кн. Всеволода Ярославича (1078-1093), а после кончины Н. В. на время потеряла актуальность (Артамонов. 2002. С. 22-24).

Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент рамы иконы прп. Антония Киево-Печерского. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент рамы иконы прп. Антония Киево-Печерского. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)

Присёлкову принадлежит оригинальная гипотеза о том, что свт. Иларион - 1-й митрополит рус. происхождения, поставленный на кафедру Собором рус. архиереев в 1051/52 г., и Н. В.- одно и то же лицо. Это отождествление основано на совпадениях, которые обнаруживаются в их биографиях: оба были аскетами, пресвитерами, адептами книжной культуры, принимали активное участие в общественно-политической жизни. Молчание источников о судьбе свт. Илариона после 1051 г. позволило исследователю предположить, что после смещения с кафедры он принял схиму с именем Никон и поселился в пещере прп. Антония. В течение мн. лет Иларион-Никон старался оставаться в тени, чтобы избежать преследований со стороны митрополитов греч. происхождения, но при этом фактически направлял деятельность Киево-Печерской обители, желая ее превращения в центр подготовки рус. епископата и образец для других рус. мон-рей (Присёлков. 1911. С. 188-201; Он же. 2003. С. 104-106). Эта гипотеза не нашла поддержки в научном сообществе. Между тем Присёлков, безусловно, прав в том, что Н. В. принадлежит особое место в истории рус. монашества. Неслучайно на страницах ЖФ прп. Нестор именует его великим и ставит в один ряд с преподобными Антонием и Феодосием: «И бе видети светила три, суща в пещере, разгоняща тьмоу бесовьскую молитвою и алканиемь: меню же преподобнааго Антония и блаженааго Феодосия, и великааго Никона» (Успенский сб. 1971. С. 83).

Мощи Н. В. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований мощей, проводившихся в 1988-1990 гг., Н. В. преставился в возрасте 55-60 лет и имел рост 170 см (Дива печер лаврських. 1997. С. 93).

Н. В. как преподобный чудотворец указан в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 289); он также упоминается во 2-м тропаре 1-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива печер лаврських. 1997. С. 146).

В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент.

Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н. В.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в М. России просиявших. Отдельный день памяти Н. В. был установлен не позднее 1836 г.

Н. В. прославляется вместе с игум. прп. Стефаном в 6-м тропаре 1-й песни «Службы Собору преподобных отцов Печерских, их же нетленные мощи в Ближней пещере почивают» (Минея (МП). Сент. 2003. Ч. 1. С. 822; см. также: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763).

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 191, 196, 207; Т. 2. Стб. 182, 187, 199; Успенский сб. XII-XIII вв. / Изд. подгот.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 71-135; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991. С. 9, 12, 29, 32-36, 45, 46, 59, 69, 77, 96, 97, 124-126, 172, 173, 176, 188, 201, 203, 210; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик, Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 15, 16, 21, 22, 36-38, 67, 68, 77, 79, 117, 118, 124, 140, 141, 172-175, 182, 184.
Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 211-212; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 100-101, 293; Погодин М. П. Св. игумен Феодосий // Москвитянин. 1850. № 23. Кн. 1. Отд. 1. С. 169-192; Строев. Списки иерархов. Стб. 11; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 402-403; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 83; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 126-128; Верный месяцеслов. С. 12; Присёлков М. Д. Митр. Иларион, в схиме Никон, борец за независимую Рус. Церковь: Эпизод из начальной истории Киево-Печерского мон-ря // С. Ф. Платонову: Ученики, друзья, почитатели: Сб. ст. СПб., 1911. С. 188-201; он же. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032; Лихачёв Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 82-93; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерус. летописания. М., 1977. С. 206-207; Хорошев А. С. Полит. история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 43; Творогов О. В. Никон // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 279-281 [Библиогр.]; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962 (по указ.); Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 152-153, 165-166; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 59-60, 91; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах // Он же. Разыскания о рус. летописях. М., 2001. С. 301-328; Артамонов Ю. А. О времени написания древнейшего Жития Антония Печерского // Могилянськi читання, 2001. К., 2002. С. 11-24; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения // ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 173-277; он же. Внетекстологические параллели агиогр. легенд Повести временных лет // Sacrum et Profanum: Сб. науч. тр. Севаст., 2007. Вып. 3. С. 17-20; он же. Никон // ДРСМ. 2014. С. 542; Петрухин В. Я. Никон и Тмуторокань: К проблемам реконструкции начального летописания // Вост. Европа в древности и средневековье: 15-е чт. памяти В. Т. Пашуто: Тез. докл. М., 2003. С. 194-198; Timberlake A. Intervals of the Kiev Chronicle (1050-1110) // ZSP. 2004. Bd. 63. N 1. S. 68-69; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 162-164; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 123-129, 155; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 333-336.
Ю. А. Артамонов

Иконография

Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 126 (РГБ)Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 126 (РГБ)

В лицевой исторической хронике - Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 111, кон. XV в.) - имеется миниатюра, иллюстрирующая 3-е видение прп. Матфея Прозорливого, когда на утрене на игуменском месте он увидел осла «и разуме, яко не востал есть игумен»; по мнению Ю. А. Артамонова, видение может трактоваться как знамение кончины Н. В. (Артамонов. 2007. С. 18).

Разработка иконографии преподобного связана с деятельностью типографии Киево-Печерского мон-ря, а именно граверов - создателей иллюстраций для печатных изданий мон-ря. Автором 2 ксилографий с образом Н. В., вошедших в 1-е издание КПП, является иером. Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661, в т. ч. раскрашенный вариант (экземпляр в РГБ, инв. № 5137); повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.). В 1660 г. он награвировал изображение для выходного листа КПП (вариант с раскраской в ГРМ - К., 1678), поля которого украсила композиция «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские стоят по сторонам Великой церкви, из к-рой произрастают 2 виноградные лозы, уходящие вверх вправо и влево, к иконе Успения Пресв. Богородицы. В листьях-чашах лозы помещаются фигуры Киево-Печерских святых; образ Н. В. (подпись: «  ») расположен в нижней правой чаше, напротив образа игум. Стефана. Святой показан погрудно, обращенным к центру, влево, правая рука молитвенно прижата к груди; он облачен в мантию, в схиме (или в епитрахили?), на голове - куколь; его лоб прочерчен морщинами, борода средней длины, на конце клиновидная. Ксилография из цикла 40 изображений в КПП, предваряющих Жития святых, также является работой иером. Илии, выполненной, судя по надписи, 4 годами ранее (помимо изданий 1661 (Л. 126), 1678 и 1702 гг. ксилография вошла в тетрадь на 20 листах с 32 изображениями, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 625-632; Кн. 4. С. 762). Для этой композиции был избран один из наиболее торжественных иконографических типов единоличного изображения, свойственных для образов святителей: Н. В. показан в рост, фронтально, с разведенными в стороны на уровне груди руками, правой благословляет (сложение перстов не точно соответствует благословению), а на ладони левой держит кодекс; сходство с иконографией святителей (ср., напр., гравюру иером. Илии в КПП с образом свт. Ефрема, митр. Переяславского (Л. 132)) усиливается благодаря не только характерному жесту, но и положению мантии - будучи впереди приподнятой руками, она по форме напоминает фелонь; на святом - ряса, епитрахиль, куколь с симметричными крестиками по сторонам опущен на плечи. Возрастная характеристика святого не прочитывается однозначно: единственным признаком зрелого возраста может служить лишь средней длины сужающаяся на конце борода, морщины не прорисованы ни на лбу, ни возле глаз, ни у носа; густые волосы убраны за уши, на лбу лежат «скобкой», на темени выстрижена тонзура. Особую приметность облику Н. В. на этой ксилографии придает рисунок бровей: одна из них обозначена черточкой, другая, округлая, расположена чуть выше, что придает лицу смиренное и несколько удивленное выражение. Н. В. показан на пейзажном фоне, он стоит на холмике, от центра к-рого позади фигуры святого расходятся 2 горки: справа - с монастырскими постройками, слева - поросшая деревьями. По сторонам нимба надпись: «     ». Под основным изображением расположена сцена из Жития, отделенная разгранкой с комментирующей надписью в одну строку: «          ». Т. о. сцена иллюстрирует встречу Н. В. и его постриженика, игумена обители прп. Феодосия Киево-Печерского, после 1-го возвращения Н. В. из Тмутаракани. Они изображены на пейзажном фоне с видом мон-ря в приветственном поклоне; левая рука каждого приложена к груди, в правой руке Н. В.- посох; голова покрыта куколем. Над фигурами надписи: слева - « », справа - « ». Основное и нижнее поля композиции заключены в единую колончатую арку с коринфскими капителями и изображениями 2 херувимов в пазухах арки; такое ордерное обрамление добавляет изображению торжественности. Внизу левой колонны - подпись гравера ( ), внизу правой - дата (  - 1656). Довершает композицию надпись под нижним полем: «              ».

Переработанная по принципам западноевроп. искусства эпохи барокко ксилография иером. Илии легла в основу гравюры Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 г. (дек.; Л. 129; внизу слева - инициалы L. T.) и последующих переизданий XVIII в. (напр., в 1762 и 1768). Изображение также разбито на 2 поля, но каждое из них заключено в отдельный картуш. В основном, верхнем поле преподобный также представлен фронтально в рост на фоне монастырского пейзажа, но Тарасевич поменял положение рук, т. о. существенно изменив первоначальное иконографическое решение образа: десницей перед грудью Н. В. благословляет, а в левой руке у пояса держит стоящий на ладони кодекс. Состав одежд тот же: мантия, ряса, епитрахиль, куколь (без крестов) на плечах; из атрибутов монашеского делания добавлены четки на кисти левой руки. Лик проработан тщательно: Н. В.- старец с большими выразительными глазами, правильными чертами лица, морщинами на лбу и возле глаз, его худобу подчеркивают впалые щеки; вьющиеся на концах волосы разделены на прямой пробор, борода неширокая, но округлая, на конце доходит до середины груди. По сторонам нимба надпись: «       ». Достаточно детализированный пейзаж включает сцены из монастырской жизни на фоне монастырских хозяйственных построек и с видом на Днепр. На нижнем поле с той же комментирующей надписью проиллюстрирована встреча Н. В. и прп. Феодосия Киево-Печерского: они припали к земле в глубоком поклоне, обращены лицом друг к другу; слева - группа из 3 жестикулирующих во время беседы монахов; фоном также служит монастырский пейзаж с одноэтажными, отдельно стоящими постройками.

Со 2-й пол. (кон.?) XVIII в. в иконописных подлинниках встречается отдельное празднование памяти Н. В. под 23 марта. Так, в подлиннике сводной редакции XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова о святом говорится: «Сед, брада поострее Сергия чудотворца, в руках книга, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 299). В подлиннике 20-х гг. XIX в. из собрания М. П. Погодина также приведено уподобление изображения Н. В. облику прп. Сергия Радонежского, упоминается наличие книги, но в целом это описание близко к изображению на ксилографии иером. Илии к Житию преподобного в КПП: «Сед, брада поостряе Сергиевы Чудотворца, на плечах схима, риза преподобническая и патрахель, в левой руке книга, а другая благословенна» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 129). Очевидно, к опубликованному в 1874 г. подлиннику по списку Г. Д. Филимонова обращался акад. Фартусов при составлении пособия для иконописцев (1910). Он дал такую характеристику внешности святого: «Старец русского типа, сед, со средней величины узковатою бородой, лицом благообразен и худ; одежды монашеския, на голове круглый куколь, в епитрахили. Можно писать его изречение: Не подобает отвращати воинов от Небесного Царя» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 224).

Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент гравюры иером. Илии на титульном листе. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ)Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Фрагмент гравюры иером. Илии на титульном листе. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ)

Иконы с единоличным образом Н. В., соотносимые по времени с наиболее ранним упоминанием его в иконописном подлиннике, неизвестны. Очевидно, в мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх) после 1842 г. была создана надгробная икона преподобного, находящаяся при его мощах. Ростовое прямоличное изображение выполнено в традициях академической живописи; Н. В. в монашеских одеждах, с куколем на голове, у него седая недлинная борода, кисти рук (правая поверх левой) сложены на груди, на запястье правой - четки, глаза закрыты. Массового производства икон с единоличным изображением этого печерского игумена не было, тем не менее его иконография при сохранении заданного еще иером. Илией типа ростового фронтального изображения была известна, но приобрела вариативность. Висящая при гробе «в головах» икона близка к традиц. иконографии: фронтальный ростовой образ на пейзажном фоне, правой рукой Н. В. благословляет, в опущенной левой держит четки; голова не покрыта, святой в епитрахили. Возможно, в лаврской иконописной школе, в к-рой с 60-х гг. XIX в. в позолотной мастерской делали иконные доски с золотым чеканным фоном, была создана икона с образом Н. В. (2-я пол. (после 80-х гг.?) XIX в., частное собрание). Фигура святого в объемных темных мантии и рясе, с широкой полосой темно-вишневой епитрахили (куколь на плечах не просматривается) выглядит особо контрастной и массивной на золоте фона, с к-рым сливается охристая линия позема. Н. В.- аскетического вида благообразный старец с седыми, слегка вьющимися волосами, разделенными пробором надвое и доходящими до плеч, и со средней длины бородой, подчеркивающей узкий лик. Кисть его правой руки, находящейся на уровне груди, обвита четками, в опущенной левой он держит свиток с надписью-увещеванием к братии. Отличается от выработанной в Киево-Печерском мон-ре иконография образа святого на написанной в нач. XX в. в древнерус. традиции иконе «Прп. Никон Печерский» в роскошном окладе работы Ф. Я. Мишукова, созданном в то же время в ювелирной мастерской «Фабрика серебряных и бронзовых изделий Я. Ф. Мишукова наследники» (1900-1912) (ГРМ; см.: Святые земли Русской: Альбом / ГРМ. СПб., 2010. Кат. 49. С. 48-49. Ил. 15; Святые земли Русской: Прил. к альбому: Компакт-диск / ГРМ. СПб., [2010]. Кат. 49. С. 58. Ил. 15); ни в надписи по сторонам нимба преподобного, ни в надписи на обрамлении вмонтированного в икону мощевика нет эпитета, к-рый мог бы указать, какой из 2 Никонов Киево-Печерских - Великий или Сухой - здесь изображен. Преподобный представлен в повороте вправо к образу благословляющего Спасителя в облачном сегменте, руки протянуты в молении ко Христу. Монашеское облачение составляют зеленовато-охристая ряса, темно-коричневый хитон, на нем не епитрахиль, а иссиня-черная схима с красными Голгофскими крестами, куколь лежит на плечах; у святого слегка вьющиеся волосы с проседью, открывающие высокий лоб, форма длинной бороды близка к клиновидной.

Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание)Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание)

«Киево-Печерский» тип изображения Н. В. не претерпел изменений в композициях, где преподобный представлен с избранными святыми, в т. ч. на иконах, несвязанных происхождением с лаврой. На иконе кон. XIX в. (частное собрание, Рыбинск) с развитой патрональной программой Н. В. изображен фронтально в рост, в центре, справа от него - вмц. Екатерина, слева - мученик с именем Ермий Философ; в верхней зоне - Спас Нерукотворный и Тихвинская икона Божией Матери. Н. В. на этой иконе также показан прямолично, у него светло-каштановые, с незначительной проседью, разделенные на прямой пробор волосы, аккуратная, немного сужающаяся книзу, округлая борода, к-рая не доходит до середины груди. Поверх «преподобнических риз» - розовая с серыми крестами и оплечьем епитрахиль, куколь отсутствует; правой рукой Н. В. благословляет, в согнутой левой - закрытый свиток. На иконе «Свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Печерский, с образом Богоматери Смоленской» (кон. XIX в., частное собрание; сезонный аукцион рус. иконы 25 нояб. 2011, Москва) при сохранении основного атрибута Н. В.- книги - иконография получила свободную трактовку. Свт. Николай (слева) и Н. В. (справа) изображены предстоящими иконе Божией Матери «Одигитрия» вверху в центре. Руки святых раскинуты в стороны; в правой, поднятой на уровне плеча, Н. В. держит раскрытую книгу. Облачение преподобного отличается от традиционного лишь наличием на голове клобука; по возрастной характеристике это старец с округлой недлинной бородой.

Отдельного упоминания заслуживает икона прп. Антония Киево-Печерского в меднолитой раме с вмонтированными в нее 10 живописными овальной формы медальонами с изображениями избранных Киево-Печерских святых (вероятно, кон. XVIII - нач. XIX в. под потемневшим покрытием; упом. в описи 1803 г. ц. прп. Антония Киево-Печерского в Ближних пещерах; ныне икона находится над кенотафом прп. Антония). На нижнем поле слева помещен образ святого с подписью по сторонам головы: « /  », по иконографии близкий к образу Н. В. (преподобного с именем Никон на раме нет): голова не покрыта, седые волосы разделены на прямой пробор, борода недлинная, на нем монашеская мантия, поверх которой епитрахиль, правой рукой благословляет. Есть основание полагать, что появившаяся в период поновления надпись искажает первоначальную как минимум в части имени, поскольку Иларион, митр. Киевский, прославлен как святитель и не может быть отнесен в надписи к преподобническому чину, а также он изображается в облачении архиерея, а не в одеждах иерея-монаха (ср., напр., образ свт. Илариона на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в., УИХМ). На то, что в оригинальном замысле программы изображений на раме мог фигурировать образ Н. В., ближайшего последователя прп. Антония Великого, указывают не только отмеченные несоответствия, но и близость характерной иконографии этого Киево-Печерского игумена к изображению в медальоне.

Сложение первоначальной композиции с изображением Собора Киево-Печерских святых связано с деятельностью мастеров-граверов монастырской типографии и подытоживает процесс «формальной канонизации» этих святых при митр. Петре (Могиле) (см.: Гончарук, Кабанець. 2000. С. 58). К подобного рода иконографическим разработкам относится уже упомянутая ксилография 1660 г. иером. Илии «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых для выходного листа КПП. В наиболее полном виде композиция включает образы подвижников, чье Житие вошло в КПП. Таково изображение на фронтисписе к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) с композицией «Древо Киево-Печерского монастыря» с 38 образами святых, также работы иером. Илии. Иконописные повторения получила станковая гравюра вероятного ученика иером. Илии мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ): иконы 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК). Образ Н. В. представлен в правой части композиции; полуфигура (в развороте влево) помещена в чашу-соцветие на центральной лозе, овивающей справа Великую лаврскую церковь. Т. о., его изображение открывает ряд святых со стороны прп. Феодосия Киево-Печерского; руки протянуты в молении, борода недлинная, округлая, с проседью; облачение составляют ряса, мантия, схима, на голове - куколь.

Иное иконографическое решение изображения всех преподобных отцов, «яже обретаются напечатаны в патерике киево-печерском», как следует из надписи внизу в среднике иконы «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», было предложено иконописцем игум. Корнилием (Улановым) (1724, ГВСМЗ; происходит из Ризоположенского мон-ря в Суздале). Святые (39 фигур) окружают трон Божией Матери; образ Н. В. расположен в правой группе святых, возглавляемой прп. Феодосием Киево-Печерским, первым во 2-м ряду, вместе с архим. Поликарпом; в слегка вьющихся волосах на голове и в средней длины окладистой бороде - проседь, поверх коричневой мантии лежит зеленая с желтым «муаровым» орнаментом епитрахиль, куколь на плечах (?); руки в молении; надпись в нимбе: «   » (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Основой для подобной композиции послужило изображение не древа, насаждаемого зачинателями обители преподобными Антонием и Феодосием, а известный с XIII в. и получивший особую популярность со 2-й пол. XVII в. образ Божией Матери Печерской с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием. Т. о., хотя на иконе игум. Корнилия заявлена «соборность» иконографической программы, ее можно рассматривать и как вариант иконографии Божией Матери Печерской с расширенным составом избранных Киево-Печерских святых. Подобный извод с меньшим количеством святых представлен на иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми» из собрания Ф. Р. Комарова (1786, Москва?) - Н. В. представлен в левой группе святых, в 3-й «двоице», первым, вместе с прп. Николой Святошей, кн. Черниговским; голова покрыта куколем, борода темно-каштановая, средней длины.

Свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание)Свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание)

Развитый вариант «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев формируется ближе к 80-м гг. XVII в. на фоне установления в то время почитания Собора всех Киево-Печерских преподобных отцов. Две группы святых фланкируют изображения Великой лаврской церкви и Киево-Печерской иконы Успения Пресв. Богородицы над ней; ядром «образа святости» являются фигуры равноап. кн. Владимира и св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба по его сторонам; левую группу святых, почивающих в Ближних пещерах, возглавляет прп. Антоний Киево-Печерский, правую, чьи мощи покоятся в Дальних пещерах,- прп. Феодосий Киево-Печерский. Описание облика 130 святых представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в.: Н. В. «сед, брада доле Власиевой (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.), на главе схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен» (БАН. Строг. № 66. Л. 315; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.). Однако приведенный в этих памятниках порядок следования преподобных (см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762-763) не соответствует ставшей традиционной и известной по многочисленным эстампам и иконам схеме изображения Собора Киево-Печерских святых (Г. В. Маркелов предполагает, что автор описаний в подлиннике мог использовать как источник неизв. «фризовую роспись правой и левой стен в храме (?)», см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Если в подлинниках о местоположении Н. В. сказано: «Левыя страны, 4-й», то в станковых композициях Собора он занимает место в левой группе святых, во 2-м ряду, стыкующиеся с образами св. князей, а именно с образом кн. Бориса, и в центре пятерицы преподобных своего ряда: позади преподобных Николая Святоши, кн. Черниговского, и архим. Поликарпа, впереди Киево-Печерских игуменов Варлаама и Авраама. Согласно Д. А. Ровинскому, самые ранние гравюры со ставшей классической схемой Собора относятся к кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и к 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506, 1507). В соответствии с приведенной в Строгановском подлиннике характеристикой, в первую очередь отличной от традиционной для единоличных изображений Н. В. или от его изображений в составе избранных святых, голова преподобного в этой композиции покрыта куколем - «на главе схима». В XVIII и XIX вв. к этой композиции неоднократно обращались как граверы, так и иконописцы. Гравюры: почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. № 1505); Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. № 1509); Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. № 1510); Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. № 1511) и многих др. (Там же. № 1512-1518; Кн. 4. С. 761. № 1505а; С. 761-763. № 1517). Иконы: из Кириллова Белозерского мон-ря (1-я треть XIX в., КБМЗ); из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ); из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); работы иконописца из посада Клинцы Стародубского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова) и многие др. В большинстве случаев в нимбе при имени содержится указание на игуменство, как, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ): «    ».

Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Роспись трапезной палаты Трапезной церкви Киево-Печерской лавры. 1902–1910 гг. Худож. И. С. ИжакевичПрп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Роспись трапезной палаты Трапезной церкви Киево-Печерской лавры. 1902–1910 гг. Худож. И. С. Ижакевич

Встречаются варианты неожиданной переработки классической схемы развернутой «соборной» иконографии. Так, на литографии, изготовленной в 1883 г. в московской мастерской А. А. Абрамова (ГРМ, см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 169), изображение равноап. вел. кн. Владимира заменили фигуры 2 святых, переместившихся со своих привычных мест в центр композиции: Н. В. (подпись в нимбе: «Никонъ Печ.») и прп. Иоанна Многострадального. Можно предположить, что такая переработка существующей композиции в нарушение ее иерархического и традиц. строя была вызвана спецификой заказа, цель к-рого - показать определенные лица или конкретное событие (вариант - постриг некоего Иоанна неким Никоном).

Наиболее ранние сведения об изображении Н. В. в монументальной живописи относятся ко времени масштабных работ по обновлению живописи Успенского собора Киево-Печерской лавры в 1722-1730 гг., выполненной художниками лаврской иконописной мастерской и известной по описанию 20-30-х гг. XVIII в. Среди 60 фигур композиции «Игумены и архимандриты стыя великия чудотворныя лавры Печерския Киевския» образ Н. В. обозначен пятым, вслед за образами преподобных Антония, Феодосия, Варлаама и Стефана (Истомин М. П. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. (Прил.: Описание иконописи Киево-Печерской лавры). К., 1897. С. 5).

В росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле образ помещен в ряду Киево-Печерских святых (1673-1675), а в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры (1684) - в ряду преподобных (см.: Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-х - 1680-х гг. М., 2015. С. 252). Изображение преподобного вошло в число 14 Киево-Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах, представленных в росписи трапезной палаты Трапезной церкви (во имя преподобных Антония и Феодосия) Киево-Печерской лавры (1902-1910, худож. И. С. Ижакевич). Учениками лаврской школы (под рук. Ижакевича) был также исполнен образ святого в росписи храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906). В группе святых XI в. образ Н. В. (оглавно, последний в своем ряду) представлен в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее Русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре.

В XX в. традиционное для иконописи, следующей канонам византийской и древнерусской живописи, изображение Н. В. вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- Н. В. в группе чудотворцев Ближних пещер. Его образ представлен и на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в.

Лит.: Жолтовський П. М. Монументальний живопис на Украïнi XVII-XVIII ст. К., 1988; Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 366. С. 183; Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськой канонизацiï // Могилянськi читання. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский
  • НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • ПИМЕН (сер. XI - нач. XII в.), прп. (пам. 7 авг., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Многострадальный (Многоболезненный)
  • АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших)
  • АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)