(† сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в., Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Основные сведения о М. У. содержатся в древнейшей части Киево-Печерского патерика, где ему посвящено Слово 30 («О преподобнем Моисии Угрине»), написанное прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архим. прп. . О нем прп. Поликарп упоминает и в Слове 29 («О многотерпеливем Иоанне Затворнице»). Краткие известия о М. У. находятся также в поздних источниках: Тверском сборнике - летописном памятнике XVI в. и Житии прп. Ефрема Новоторжского, составленном в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в. (автором последнего принято считать иеромонаха Юрьева новгородского мужского монастыря Иоасафа). Впрочем, эти сведения не имеют самостоятельного значения, поскольку восходят к рассказу Патерика. О М. У. сообщало несохранившееся древнее Житие прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова, к-рыми прп. Поликарп завершает рассказ о чудесном исцелении святым одного из киево-печерских монахов, одержимого плотской страстью: «Се же вписано есть в житии святаго отца нашего Антониа, еже о Моисеи, бе бо пришел блаженный в дьни святаго Антониа» (Абрамович. 1991. С. 148). По мнению А. А. Шахматова, Житие прп. Антония было основным источником сведений прп. Поликарпа в его работе над жизнеописанием М. У. Согласно др. т. зр., высказанной Ю. А. Артамоновым, ссылка агиографа на Житие прп. Антония («Се же вписано есть..») имеет отношение только к рассказу о чуде. Прп. Поликарп не прибегал к обширным заимствованиям из письменных источников, а только использовал их для воссоздания исторической канвы своего повествования, о чем свидетельствуют ссылки агиографа на «Повесть временных лет» (далее: ПВЛ) и Житие прп. Феодосия Печерского (согласно Артамонову, составлено в нач. XII в.). Пересказывать Житие прп. Антония или делать обширные выписки из его текста не имело смысла, поскольку оно было хорошо известно читательской аудитории прп. Поликарпа (Артамонов. 2001. С. 24-29). В. Д. Королюк полагал, что основным источником рассказа о М. У. являлась светская повесть, основанная на памятнике польского происхождения. Однако этот вывод не был подкреплен соответствующим источниковедческим анализом (Королюк. 1952. С. 72).
В Слове из Патерика сообщается о том, что М. У. был братом мч. Георгия Угрина, отрока кн. мч. Бориса Владимировича, убитого вместе со своим господином на р. Льте (Альте) посланцами Киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича (1015-1016, 1018-1019) (см. в ст. Борис и Глеб). Согласно Житию прп. Ефрема Новоторжского, у М. У. и мч. Георгия был еще один брат - прп. Ефрем. Однако достоверность этого позднего свидетельства нельзя считать бесспорной. Время и место рождения М. У. неизвестны, а происхождение является предметом дискуссии. Основываясь на его прозвище, можно думать, что М. У. был венгром или славянином, жившим на венг. землях. По мнению Э. Иглои, он мог являться потомком одного из венг. дружинников, воевавших против Византии в 970-971 гг. на стороне Киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960-972). В то же время автор не исключал того, что святой мог прибыть на Русь вместе с принцами Эндре и Левенте, изгнанными из Венгрии кор. Иштваном (Стефаном I) (1000-1038) и получившими кров при дворе Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054). Правда, большинство исследователей относят эти события к сер. 30-х гг. XI в. И. Феринц считал, что М. У. был выходцем либо из Трансильвании, находящейся под управлением кн. Дьюлы, либо из Баната - владений кн. Айтоня, где на рубеже X и XI вв. получило распространение христианство вост. обряда. Однако вслед. подчинения и последующей латинизации этих территорий Иштваном I М. У. с братьями покинул родные места и отправился на Русь (ок. 1003-1008). В. В. Лепахин, в целом принимая гипотезу Феринца, допускает, что старший из братьев Угринов - Ефрем - мог быть приглашен на Русь Киевским равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем (978-1015) или его сыном св. Борисом «в качестве специалиста по коневодству» (Лепахин. 2003. С. 373). По мнению М. К. Юрасова, братья происходили из Подкарпатской Руси и были русинами. На службе у Рюриковичей они оказались не потому, что испытывали религ. притеснения во владениях Арпадов, а вслед. стремления «сделать карьеру в дружине одного из русских князей» (Юрасов. 2013. С. 98-99).
Согласно прп. Поликарпу, будучи единственным из окружения кн. Бориса избежавшим смерти на р. Альте, М. У. вернулся в Киев и нашел там приют при дворе сестры кн. Ярослава Предславы. После поражения у г. Волыня (22 июля 1018) от объединенных сил Святополка и его тестя польск. кн. Болеслава I Храброго Ярослав был вынужден оставить Киев. Находившиеся в городе 2 его сестры (в т. ч. и Предслава), а также бояре стали польск. пленниками. В их числе оказался и юный М. У. (Тверской сборник под 6526 (1018) г. сообщает, что «на том бою изымаша Моисеа Угрина, брата Георгиева» - ПСРЛ. Т. 15. Стб. 137). Закованный по рукам и ногам в железные кандалы М. У. был увезен в Польшу, где в течение 5 лет пребывал на положении узника. На красоту юноши обратила внимание некая молодая и богатая вдова, муж к-рой погиб в походе Болеслава на Русь. Женщина стала настойчиво склонять святого к блуду, предлагая взамен свободу, власть и богатство. Когда М. У. категорически отказался удовлетворить ее желание, вдова решила выкупить пленника, чтобы получить над ним абсолютную власть. После выкупа она с еще большим упорством стала склонять юношу к утолению своей страсти. Но ни муки голода, ни демонстрация богатства, ни угроза смерти не могли сломить его воли. Божий Промысл привел к М. У. пресвитера со Св. Горы Афон, к-рый совершил над ним обряд пострижения в монашество и наставил в иноческом житии. Отчаявшись добиться желаемого, женщина приказала жестоко мучить юношу: распластав, палачи стали бить М. У. палками так, что земля пропиталась кровью. Кн. Болеслав, стараясь помочь вдове, пытался воздействовать на М. У. как уговорами, так и угрозой мучительной смерти. Выдержав и это искушение, святой предрек скорую кончину польск. правителя и жестокое убийство вдовы. Целомудрие юноши настолько ожесточило сердце женщины, что она приказала давать М. У. ежедневно по 100 ударов, а затем оскопить его. Нек-рое время спустя сбылось предсказание святого: когда начались гонения на черноризцев, Болеслав внезапно умер, а поднявшийся мятеж на Польской земле стал причиной гибели знатной вдовы. Оправившись от ран, М. У. вернулся на Русь. Последние 10 лет жизни он провел в Киево-Печерском мон-ре. Агиограф сообщает о том, что святой был удостоен дара исцелять от плотских страстей и искушений уже при жизни.
Время возвращения на Русь, поселения в обители и преставления М. У. является предметом дискуссии. Прп. Поликарп пишет о том, что святой пришел «в дьни святаго Антониа и скончася о Господе в добре исповедании, пребыв в манастыри лет 10, а в пленении страдав в узах 5 лет, 6-е лето за чистоту» (Абрамович. 1991. С. 148). В Берсеневском списке (Арсеньевская ред., 1406), древнейшей дошедшей до нас рукописи Киево-Печерского патерика, вместо «6-е лето» читается «6 лет». Используя это указание, а также датированные известия ПВЛ о вступлении Болеслава в Киев (1018) и о его кончине (1030; в действительности ум. в 1025), составитель Кассиановской II редакции Патерика (1462) приурочил приход М. У. к Антонию к следующему после освобождения, 1031 г. На основании этой даты редакторы печатного Патерика (1661) определили время преставления святого - 1041 г. (1031+10). Эти датировки подверг критике митр. Макарий (Булгаков), который отметил тот факт, что М. У. не мог прийти в Печерский мон-рь «прежде 1054 г.», когда вокруг прп. Антония только начали собираться первые последователи (Макарий. История РЦ. С. 151). Шахматов полагал, что виновником данного хронологического противоречия было «тенденциозное» Житие прп. Антония, к-рое относило возникновение мон-ря «ко временам давно минувшим, когда в России едва начиналось распространение христианства». При этом он допускал, что М. У. мог покинуть Польшу в кон. 30-х - нач. 40-х гг. по случаю заключения брака Казимира I и сестры Ярослава Добронеги, в результате к-рого на Русь было возвращено ок. 800 захваченных Болеславом пленных (Шахматов. 2001. С. 200, 206-207). В ПВЛ это событие ошибочно отнесено к 6551 (1043) г. Королюк связывал освобождение М. У. с Польским восстанием 1037-1038 гг. (Королюк. 1952. С. 74-75). По мнению Артамонова, Житие прп. Антония ничего не сообщало о времени и об обстоятельствах возвращения М. У. на Русь. Это вынудило прп. Поликарпа выстраивать биографию святого на основе сведений ПВЛ. Поэтому его указание на количество лет, проведенных М. У. в Польше, не имеет самостоятельного значения. Стать насельником Киево-Печерского мон-ря святой мог не ранее сер.- 2-й пол. 50-х гг. XI в., когда, согласно данным ПВЛ («Сказание о начале Печерского монастыря», статья 6559 (1051) г.) и Жития прп. Феодосия, к прп. Антонию стали приходить первые ученики. Вслед. этого расчет времени пребывания святого в Польше (5+6) и нахождения в обители (10), к-рый приводит прп. Поликарп, нельзя рассматривать как совокупность лет прожитых М. У. в Киеве после пленения. Исходя из этого, возвращение М. У. на Русь следует относить к 30-м - нач. 50-х гг., а его преставление - к сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.
О местном почитании М. У. в XII-XIII вв. свидетельствует рассказ прп. Поликарпа о прп. Иоанне Многострадальном, согласно к-рому монахи молились у мощей М. У., получая исцеление от искушения плоти.
Мощи преподобного открыто почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Они упоминаются в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638). М. У. прославляется в посвященном ему 3-м тропаре 4-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Канона преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. Отдельный день памяти М. У. был установлен, вероятно, во 2-й пол. XVII в. (указывался в изданиях Патерика).
В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. У.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.
По сообщению архиеп. Димитрия (Самбикина), в кон. XIX - нач. XX в. память М. У. особо чтилась в Новоторжском Борисоглебском монастыре, связанном с памятью о прп. Ефреме Новоторжском; в день памяти М. У. там совершалась полиелейная служба.
Согласно иконописным подлинникам (под 26 июля), у М. У. «брада Златоустова, рус, в клобуке черном, в правой руке четки, левая молебна, ризы преподобнические» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 123). Либо преподобный «подобием бел, лицем чист, власы рус, брада невелика, аки Златоустаго руса, на главе клобук черной, в руке четки, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 399). В рукописи 20-х гг. XIX в. добавлено, что святой на иконах «без схимы» и «бос» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 194 об.). Описание в Строгановском толковом подлиннике кон. XVIII в. восходит к иконографии М. У. в Соборе Киево-Печерских святых: «Рус, брада Козмина, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, руки у сердца сложил вместо» (БАН. Строг. № 66. Л. 315 об., «левыя страны» 10-й). В нач. ХХ в. в пособии для иконописецв акад. В. Д. Фартусов писал, что М. У. «типом венгерец - это племя отличается желтовато-лиловым цветом тела, т. е. цвета угра; борода с проседью, не велика и редка, лицом святый очень красив, телом крепок, ростом высок; он был оскоплен, и имел очень болезненный вид от мученичества, ходил с жезлом; одежды у святаго монашеския, на голове клобук. Можно ему писать хартию с его изречением: «Который муж послушав жены исправися, когда Адам первозданный, жены послушав, из рая изгнан бысть. Сампсон силою паче всех преуспев, и ратным одолев, женою предан бысть иноплеменником. Соломон премудрости глубину постиг, жене повинувся идолом поклонися. Вопрошаю оубо вас: кому подобает паче работати, Г[оспо]деви ли, или жене»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 364-365).
Иконография М. У. включала единоличные изводы, житийные, а также его изображения в числе избранных святых (семейные иконы и «лечебники»), избранных Печерских святых и в Соборах Киево-Печерских святых.
К наиболее ранним, житийным, относятся изображения из изданий Киево-Печерского патерика 1661 и 1702 гг. (экземпляры в РГБ). Мастер мон. Илия в ксилографии «Прп. Моисей Угрин» (1656) в центральном клейме поместил ростовую прямоличную фигуру святого в преподобнических ризах (ряса, мантия, схима), темный куколь лежит на плечах, ноги босы; в правой опущенной руке святой держит длинные четки, левая раскрыта ладонью. М. У.- средовек с небольшой, раздвоенной на конце бородой, в густых волосах - гуменец (тонзура). Средник обрамляют 7 клейм со сценами жития, по 2 слева и справа и 3 под средником (клейма прямоугольные, отделены двойной рамкой, наименования над ними). Слева клейма: пленного М. У. покупает богатая полька («купуе(т) ввелможи мо(и)»); побиение М. У. («повеле мо(и)сея бити»); М. У. приводят к польск. кн. Болеславу («приведе ко кролю боле(с)»). Справа: постриг М. У. в монашество («в окова(х) постриженъ»); богатая полька соблазняет М. У. («лобзаше жена моисея:»); М. У. поступает в Печерский мон-рь («мо(и)сеи при(и)де в мона(ст) печ:»). Внизу: преставление М. У. («преставление пре(д)б: моисея угрина») (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 177; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 629; Кн. 4. С. 763-764). В первых 2 клеймах М. У. изображен без нимба. События последнего клейма разворачиваются под сводами пещеры, тело святого, перевитое погребальными пеленами и в клобуке, лежит в гробу; под ним на фоне темной земли мастер Илия поместил свою подпись и дату создания ксилографии.
Леонтий Тарасевич в гравюре к изданию Патерика 1702 г. использовал ту же иконографическую схему, но в зеркальном варианте, оставив 6 клейм (сократилось клеймо с изображением прихода святого в Печерский мон-рь). Образ М. У., созданный гравером, послужил своеобразным протографом для единоличных изображений святого в дальнейшем. М. У. представлен прямолично в рост, в монашеском одеянии, на ногах сапожки; голову святого покрывает куколь. В опущенной вниз правой руке святого - длинные четки с крестом на конце и цветок лилии на длинном стебле (символ чистоты), левой рукой он прижимает к себе коробочку (книгу?). Эта гравюра творчески воспроизводилась в последующих изданиях Патерика XVIII-XIX вв.
Наиболее раннее известное датированное изображение М. У. в иконописи - на патрональной иконе «Прп. Моисей Угрин, равноап. вел. кн. Владимир и прп. Аркадий Новоторжский» письма царских изографов Симона Ушакова и его ученика Георгия Зиновьева (1667, ТОКГ; см.: Симон Ушаков - царский изограф / ГТГ, Музей русской иконы. М., 2015. С. 122-125. Кат. 15). Образ был написан «по обещанию» игум. Московского Сретенского мон-ря Дионисия и вложен в новоторжский Борисоглебский мон-рь. М. У.- средовек в рясе и мантии с непокрытой головой (клобук лежит на плечах, схимы нет), русыми волосами и небольшая, без проседи борода раздвоена на конце, под ушами видны короткие локоны. Правой рукой благословляет именославно, рука расположена возле груди (и направлена в сторону равноап. кн. Владимира), в левой - свиток.
К числу единоличных изображений М. У. принадлежит живописный образ на металле над ракой с его мощами в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, выполненный в 40-х гг. XIX в. лаврскими иконописцами под рук. иером. Иринарха. Икона является поясным вариантом извода, созданного Тарасевичем: М. У. показан в монашеском облачении и куколе, с лилией в правой руке и коробочкой (книгой?) в левой; надпись: «с: пр(д)б: Моѵсей оугринъ.». Одна из более поздних небольших копий этого образа хранится в частном собрании на Украине. В 1891-1892 гг. единоличный образ М. У. был включен под 26 июля в серию пядничных икон-святцев (т. н. годовая минея, насчитывавшая более 350 образов, в наст. время в ГЭ, ГРМ и ГМИР) для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге, созданную М. И. Дикарёвым. Святой изображен в рост, на голове островерхий куколь, правая рука на груди, в левой - свиток; надпись: «Стый Препо(д) Моисей гр». В нижней части фона тщательно выписан изысканный киевский пейзаж - холмы и горки, покрытые зеленью, с разбросанными по ним многочисленными церквами.
Аллегорическая композиция «Древо Киево-Печерских святых» восходит к ранней киевской гравюре 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ; см.: Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Києво-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськоï канонiзацiï // Могилянськi читання, 1999 / НКПIКЗ. К., 2000. С. 56-64), а также к гравюре на титульном листе Патерика 1661 г. (руки М. У. сложены крестообразно на груди). На угличской иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ; см.: Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110, 111) полуфигура М. У. помещена в чашечке цветка, проросшего справа из клейма «Воздвижение Креста, с русскими святыми». Святой в округлом куколе, в правой руке свиток, левая ладонью повернута к зрителю. В этой композиции М. У. единственный из изображенных на лозе святых написан фронтально, а не вполоборота к центру. Похожая иконная композиция с меньшим числом преподобных - «Похвала Пресвятой Богородицы Печерских чудотворцев» - происходит из Богородице-Рождественского мон-ря в Ростове (1688, иконописец Бубнов, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого / ГМЗРК. М., 2006. С. 310-311. Кат. 88). На ней М. У. представлен в левой части лозы вполоборота к центру, в клобуке, со свитком в левой руке.
Как правило, в рост, прямолично или в молитвенном предстоянии святого изображали в многофигурных композициях с избранными и киево-печерскими святыми. Так, справа 2-м от центра в 4-м ряду (обе руки на груди) он помещен на иконе «Богоматерь Печерская, с киевскими святыми» («яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском») письма Кирилла (игум. Корнилия) Уланова (1724, ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111; Подписные иконы XVII - нач. ХХ в. в собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кат. Владимир, 2009. С. 62-63. Кат. 41; см. также: С. 33. Кат. 17). Вместе с основателями Киево-Печерского мон-ря и преподобными Алипием иконописцем, игум. Нестором (прп. Нестор Летописец?) и Иоанном Многострадальным М. У. с четками в левой руке показан в одном из клейм на раме 80-х гг. XVII в., исполненной в Оружейной палате Московского Кремля (из иконостаса над гробницей царевны Софии Алексеевны в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, ГИМ, см.: Образы рус. святых в собр. Исторического музея / ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 152-155. Кат. 38). Вместе с др. самыми прославленными Печерскими преподобными образ М. У. помещен на овальной иконе (вероятно, кон. XVIII - нач. XIX в. под потемневшим покрытием) на раме образа прп. Антония Киево-Печерского в Ближних пещерах лавры. Вместе с преподобными Антонием, Феодосием, Алипием, Прохором и Марком Гробокопателем М. У. включен в состав предстоящих на Азовской иконе Божией Матери 1-й четв. XIX в. (ГИМ, см.: Там же. С. 412-419. Кат. 96).
На иконах, гравюрах и литографиях с композицией «Собор Киево-Печерских святых» XVIII - нач. ХХ в. М. У. изображали за прп. Антонием Киево-Печерским в левой группе чудотворцев Ближних пещер. Он предстает, как правило, старцем или средовеком с покрытой куколем головой, вполоборота к центру, чаще всего в 3-м ряду, бок о бок с прп. Иоанном Многострадальным, изредка именуется преподобномучеником. Известно множество икон (НКПИКЗ, ЦМиАР, ИркОХМ, КБМЗ) и более 15 гравюр и литографий (РНБ, ГМИИ, ГЛМ, ЦАК МДА и др.), в т. ч. Иосифа Гочемского (2-я треть XVIII в., работал в типографии Почаевской лавры), В. Белецкого (1751, 1756), М. Н. Нехорошевского (сер. XVIII в.), И. Кончаковского (1771, 1774), Г. Проценко (1821) и др. В Клинцовском иконописном подлиннике М. У. вместе с прп. Иоанном Многострадальным находился в группе святых «левой стороны» (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762). Образ М. У. в иконописи и гравюре часто сопровождается надписью с сокращенным определением «Угрин».
Изображение М. У. практически всегда помещали на иконах-«лечебниках» (вместе с преподобными Мартинианом, Иоанном Многострадальным и мц. Фомаидой), поскольку ему молились об избавлении «от блудной страсти» (ветковский «Лечебник» XIX в. ВМНТ; см.: Нечаева Г. Г. Ветковская икона. Мн., 2002. С. 215-218). Также в одном клейме с мц. Фомаидой и прп. Иоанном М. У. (средовек со свитком в руке) изображен на иконе «Сказание, каким святым каковые благодати исцеления даны» 2-й пол. XIX в. (ГМИР; см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. Цв. табл. [40]) или в более традиционной по типу композиции с ярусным расположением святых и месяцесловом на полях (одноименные иконы 1-й пол. XIX в., частное собрание; сер.- 3-й четв. XIX в., Собрание рус. икон при поддержке Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 206-207, 338. Кат. 160; Православные иконы XVI - нач. XX в. в Музее истории Православия на земле Кузнецкой: Кат. выст. М., 2014. С. 194-199. Кат. 38). Икона «Мч. Вонифатий, преподобные Иоанн Многострадальный и Моисей Угрин» (сер. XIX в., частное собрание), возможно, была заказана для укрепления семьи и здравия супруга (мч. Вонифатию молились об избавлении от греха винопития).
Образ М. У. часто вводили в композицию «Собор русских святых» («Образ всех российских чудотворцев»), напр. на выговских иконах кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (МИИРК, ГТГ, ГИМ, частные и церковные собрания). Так, на иконе 1814 г. мастера Петра Тимофеева (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники из собр. Рус. музея. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70; см. также: С. 72-73. Кат. 62) М. У. находится в группе преподобных, слева, во 2-м ряду, 1-й от центра, рядом с прп. Алипием Киево-Печерским. В академической по стилю стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре святой входит в группу подвижников XI в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010). Он изображен в правой части композиции, недалеко от св. князя-страстотерпца Бориса, в монашеском облачении и с цветком в правой руке.
В росписи на оконном откосе храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906, худож. И. С. Ижакевич) образ М. У. трактован автором в живописной стилистике модерна, сложившейся под влиянием творчества В. М. Васнецова и его росписей во Владимирском соборе в Киеве (1885-1896). Хромолитографии эскизов росписей Ижакевича в трапезной палате Трапезной церкви (преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских) Киево-Печерской лавры (1902-1910) вышли в свет в изд-ве П. Плахова (К., 1903). Под влиянием творчества Ижакевича (возможно, мастером из его окружения) была создана икона «Преподобные Иоанн Многострадальный и Моисей Угрин» (после 1903, собрание Ф. Р. Комарова). На ней мастер изобразил 2 печерских святых, к-рые почитались как помощники в борьбе с плотскими страстями. Иконографически облик М. У. в основных деталях копирует образ прп. Николы Святоши из росписей Ижакевича в Трапезной палате лаврской Трапезной церкви (ракурс, положение рук и головы, детали пейзажа).
В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в нач. 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ). М. У. в образе средовека с небольшой бородой, руки спрятаны под мантией, представлен в группе чудотворцев Ближних пещер. На рисунке, сделанном мон. Иулианией (между 1957 и 1980, собрание иконописной школы при МДА; см.: Иулиания (Соколова М. Н.), мон. Труд иконописца / Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 2008. С. 193. Кат. 106), он показан фронтально по пояс, голову покрывает куколь, в правой руке четки. Известны совр. единоличные иконы М. У. в ином варианте поясной иконографии: в более высоком округлом куколе, в схиме со свитком в правой руке (2004, иконописец Г. В. Проскурина, иконописная школа при МДА); с лилией и коробочкой для лекарств (повторяют образ при мощах в пещерах Киево-Печерской лавры). Существует и ростовой извод: святой с четками в правой руке, опирается на длинный посох в левой, в числе избранных рус. святых-угров - с прп. Ефремом и мч. Георгием (кон. ХХ в., Сегед, Венгрия).