(2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп. (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Постник. П. дважды упоминается в Киево-Печерском патерике (далее: КПП). В «Слове о Никите затворнике» (см. Никита, свт., Новгородский) П. указан в ряду иноков, явившихся в игуменство прп. Никона Великого (1077/78-1088) к новоначальному иноку, ушедшему в затвор, для отгнания от него беса (Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 38).
В патериковом «Слове о миссионере в страну вятичей», посвященном сщмч. Кукше (Купше) (Ɨ 1-я четв. XII в.), говорится, что «блаженый постник» П. за 2 года предвидел время своей кончины «и много ина пророчествова, недужныа исцели». Пребывая в мон-ре на церковной службе, он получил свыше известие о том, что св. Кукша принял мученическую смерть на рассвете, о чем П. сообщил всем собравшимся на богослужение и тотчас скончался (Там же. С. 27).
Как чудотворец П. назван в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 290). П. вместе с прп. Титом указан в 4-м тропаре 7-й песни составленного по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (см.: Дива печер. 1997. С. 148).
В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), П. был, по-видимому ошибочно, отождествлен с прп. Пименом, игум. киево-печерским, почивающим в Дальних пещерах. В данном источнике сообщается, что П. принимал пищу понемногу, один раз в неделю, совершал монастырское послушание: молол пшеницу, носил дрова, стоял всю ночь на молитве, но не ослабевал от трудов и поста (Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 50-51, 13). То же отождествление присутствует в «Описании Киево-Печерской лавры» митр. Евгения (Болховитинова) (Евгений (Болховитинов). 1847. С. 113), в трудах архиеп. Филарета (Гумилевского) (Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 473) и архим. Леонида (Кавелина) (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10, 18).
В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование Собору преподобных отцов, почивающих в Ближних пещерах, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.
П. написаны тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания... К., 1885. С. 51).
Проблемы отождествления преподобных с именем Пимен не могли не повлиять на их иконографию, особенно в период сложения соборного изображения Киево-Печерских святых. Можно констатировать, что к XVIII в. для составителей иконописных подлинников существовала определенность в отношении 2 из 4 упоминаемых в КПП Пименов, а именно почивающих в Ближних пещерах прп. Пимена Многострадального (Многоболезненного) и П.- современника сщмч. Кукши. В подлинниках, организованных по минейному принципу разделения информации, эти святые имеют отдельные дни празднования - 7 и 27 авг. соответственно. Так, в происходящем из Палеха списке подлинника сводной редакции XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, под 27 авг. за текстом о сщмч. Кукше следует описание П.: святой уподоблен обликом (по типу бороды) прп. Антонию Киево-Печерскому, он «в клобуке, и епитрахиль, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 432). Процесс оформления в 80-х гг. XVII в. композиции «Собор Киево-Печерских святых» нашел отражение в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. Однако здесь в описаниях 130 Киево-Печерских преподобных (все без указания дней памяти) имя Пимен встречается четырежды, но ни разу с уподоблением прп. Антонию Киево-Печерскому: один раз указано подобие свт. Николаю Чудотворцу, что является характеристикой прп. Пимена Многоболезненного, и 3 раза - прп. Сергию Радонежскому (типическое уподобление для этого подлинника), из них один раз - для Пимена, почивающего в Ближних пещерах, именно это описание можно считать применимым к П.: «Надсед, брада уже Сергиевы, на главе клобук черн, руки сложил у сердца, зрит назад, риза преподобническая, испод бакан» (БАН. Строг. № 66. Л. 319, «левыя страны», 57-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см. также: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 402. С. 199-200; № 403. С. 200).
Первое изображение П. представлено на ксилографии из цикла иллюстраций для 1-го издания КПП работы мастера иерея Прокопия, размещенной перед житийным повествованием о святых Кукше и П. (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 241; повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.; тетради на 20 листах, куда вошли 32 изображения с досок 1-го издания, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 630; Кн. 4. С. 763-764). Сщмч. Кукша и П. показаны стоящими по сторонам осиянного солнцем однокупольного храма. П.- справа, его левая рука приложена к сердцу, правая - в молении; на нем - ряса, епитрахиль, мантия, на голове - клобук. В нижнем правом клейме в интерьере каменного сооружения с арками П. показан сообщающим братии (3 монаха с нимбами) о мученической кончине св. Кукши (от уст П. идет текст); надписи: вверху клейма - « i ï », под композицией - « i ( ) ».
Леонтий Тарасевич, автор гравюр в издании КПП 1702 г. (дек. Л. 228), видоизменил композицию, показав сщмч. Кукшу и П. на фоне пейзажа с Днепром, со строениями на отдаленном высоком берегу и входами в пещеры за фигурами святых. Трактовка образов оставлена прежней, но изменено положение рук: левая рука П.- у груди, правая - опущена вниз, в жесте собеседования. Сохранено содержание сюжета в клейме: группа монахов из 4 чел., один из которых с нимбом, расположена по сторонам жестикулирующего П. (лента текста от его уст П. отсутствует, остальные надписи оставлены без изменений).
Вариант иконографии Тарасевича вошел в последующие киевские издания КПП XVIII в. (напр., 1762 и 1768 гг.), а также в дальнейшем послужил основой для единоличного живописного изображения П. (после 1842, с прописями кон. XX в.) над ракой преподобного в Ближних пещерах лавры, созданного в мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх),- в зеркальном переводе, добавлены длинные четки, висящие на кисти правой, прижатой к груди руки.
Имя Пимен фигурирует в ранних гравированных и иконописных памятниках (XVII в.) с изображением святых из числа тех, чьи Жития вошли в КПП, однако нет достаточных оснований считать, что это П.
В расширенном варианте изображения «Собор Киево-Печерских святых» идентификация П. не вызывает затруднения благодаря локализации святых в композиции по пещерам Ближним и Дальним, а также по надписи в нимбе. Местоположение П., как правило, неизменно: он представлен в левой группе чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах, в верхней части композиции, в 5-м снизу ряду, 2-м в «пятерице» святых (после прп. Феофана Постника и перед прп. Иоанном Постником, мч. Иоанном и прп. Пименом Многоболезненным). Фигура П. показана в развороте от центра композиции, что соответствует ремарке «зрит назад» в подлиннике (БАН. Строг. № 66. Л. 319), оплечно, жест рук не просматривается; он облачен в мантию, на голове - куколь; в нимбе при имени указано прозвание Постник. Этот ставший традиционным вариант соборной композиции расширенной иконографии представлен на одной из ранних киевских гравюр работы Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ). Примеры эстампов традиц. иконографии: гравюра почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копия 1821 г. работы Герасима Проценко (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517), раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ; см.: Там же. С. 64) и мн. др. В иконописи наиболее ранней соответствующей традиц. схеме является икона 1766 г., Харьков (частное собрание). Примеры икон подобной иконографии: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Православная икона. 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ - Иркутские иконы. 1991. С. 62. Кат. 28); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в., предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове), и др.